ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-1873/2023 от 17.10.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-1873/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владивосток 17 октября 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Масловой Я.Я., действующей на основании доверенности в защиту интересов ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2023 года в отношении должностного лица – начальника Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска Республики Саха (Якутия) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2023 года, должностное лицо – начальник Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска Республики Саха (Якутия) (далее - также Департамент) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Маслова Я.Я. в защиту ФИО1 просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.

Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу положений статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится направление объектам контроля актов, заключений, представлений и (или) предписаний.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Как установлено материалами дела, в период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой города Якутска проведена проверка соблюдения порядка размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия) и поступлений в бюджет города доходов от размещения и эксплуатации нестационарных объектов за 2020 год и I полугодие 2021 года в Департаменте предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска, Управах Автодорожного, Гагаринского, Губинского, Октябрьского, Промышленного, Сайсарского, Строительного Центрального округов городского округа «город Якутск».

В ходе проверки выявлены нарушения, в том числе: постановление Окружной администрации города Якутска от 3 августа 2015 года №210п «Об утверждении методики определения платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «город Якутск» не приведено в соответствие с Федеральным законом от 2 июля 2021года №305-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В адрес начальника Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено представление о необходимости принять меры по устранению и недопущению выявленных нарушений и недостатков.

Пунктом 11 представления от ДД.ММ.ГГГГ предписано Департаменту предоставить информацию о принятых мерах в адрес Контрольно-счетной палаты города Якутска в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамент направил в адрес Контрольно-счетной палаты города Якутска промежуточный ответ с просьбой продлить срок предоставления окончательного ответа до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Контрольно-счетной палаты города Якутска срок исполнения представления от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамент предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска направил в адрес Контрольно-счетной палаты города Якутска дополнительный промежуточный ответ с просьбой продлить срок предоставления окончательного ответа до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Контрольно-счетной палаты города Якутска срок исполнения представления от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение представления от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в той части, в которой требовалось постановление Окружной администрации города Якутска от 3 августа 2015 года №210п «Об утверждении методики определения платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «город Якутск» привести в соответствие с Федеральным законом от 2 июля 2021 года №305-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», явилось основанием для составления в отношении начальника Департамента ФИО1 11 января 2023 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, и привлечение указанного должностного лица к административной ответственности по названной норме на основании постановления судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2023 года.

Указанные обстоятельства признаны правильно установленными решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2023 года и подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Непринятие начальником Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска ФИО1 всех зависящих мер, направленных на исполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в работе с нестационарными торговыми объектами и объектами весенне-летней мелкорозничной торговли, пунктов общественного питания и прочих услуг на территории городского округа, повлекло обоснованное привлечение должностного лица к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Последовательно высказываемые в защиту ФИО1 доводы о том, что пункт 6 представления подлежал совместному исполнению с Департаментом экономики и стратегического планирования, был обоснованно отклонен судами как не свидетельствующий об отсутствии вины лица, в отношении которого осуществлено производство по делу.

Так, судами правильно установлено, что в соответствии с Положением о структурном подразделении Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта Окружной администрации города Якутска № 51-ПСП/2015 развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в городском округе «Город Якутск» отнесено к основным задачам Департамента. В соответствии с задачей по развитию малого и среднего предпринимательства и туризма Департамент, в частности: - разрабатывает проекты правовых актов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства и туризма (пункт 4.1.4 указанного Положения); - разрабатывает и реализует проекты нормативных актов по созданию условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 4.3.2 Положения).

Исходя из возражений ФИО1, не следует, что Департамент разработал проект правового акта, направленного на устранение выявленных недостатков в размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа, но его принятие не осуществлено по вине другого структурного подразделения Окружной администрации города Якутска, в частности Департамента экономики и стратегического планирования.

Вместе с тем срок исполнения представления неоднократно продлевался по ходатайству ФИО1, указывающей на то, что оно будет исполнено во всякий новый срок силами Департамента.

Доводы, приведенные в жалобе, что представление исполнено в полном объеме, исключая один пункт, событие административного правонарушения не опровергают и о формальности нарушения не свидетельствуют.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы дело судьями рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ. Всем доводам дана надлежащая правовая оценка.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ФИО1 имела возможность при должной степени осмотрительности, которая требовалась в целях исполнения закона, не допустить нарушения.

Соблюдение процессуального требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Несогласие ФИО1 с выводами нижестоящих судебных инстанций свидетельствует о субъективном и ошибочном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований. Состав вмененного административного правонарушения в деянии ФИО1 установлен и доказан при рассмотрении дела.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации города Якутска Республики Саха (Якутия) ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника Масловой Я.Я. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева