ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-2039/2023 от 26.09.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-2039/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владивосток 26 сентября 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Харитонова Г.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 17 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» Хабаровского края от 15 мая 2023 года (резолютивная часть объявлена 12 мая 2023 года) и решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 7 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» Харитонова Геннадия Викторовича,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 17 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» от 15 мая 2023 года (резолютивная часть объявлена 12 мая 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 7 июля 2023 года, должностное лицо – директор муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» (далее – МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска», Учреждение) Харитонов Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Харитонов Г.В. просит судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - деньги, безвозмездно предоставленные организации из бюджетов на строго определенные цели.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как установлено материалами дела, в целях реализации муниципальной программы городского округа «Город Хабаровск» «Развитие физической культуры и спорта в городском округе «Город Хабаровск» на 2021 -2025 годы», утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Муниципальная программа) между МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» в лице директора Харитонова Г.В. и Управлением по физической культуре, спорту и здравоохранению администрации г. Хабаровска (ответственный исполнитель программы, лицо, осуществляющее функции и полномочия учредителя Учреждения), ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении Учреждению из бюджета городского округа «Город Хабаровск» субсидии на иные цели от (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения субсидия предоставляется в целях, перечисленных в Перечне субсидий - Приложении к Соглашению (далее – Перечень субсидий).

Согласно Перечню субсидий, с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, средства субсидии должны быть израсходованы на осуществление затрат, необходимых для исполнения учреждением уставной деятельности, в том числе:- 583 761,14 рублей - по капитальному и текущему ремонту муниципальных учреждений (по коду бюджетной классификации <данные изъяты>); - 2 755 000,0 рублей - по оснащению оборудованием, автоматизированными и транспортными средствами и обновлению основных средств муниципальных учреждений (по коду бюджетной классификации <данные изъяты> (пункты 4 и 3 Перечня субсидий, соответственно).

Субсидия в общей сумме 3 338 761,14 рублей была перечислена Учреждению на отдельный лицевой счет открытый в УФК по <адрес>.

В ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Учреждением для открытия медицинского кабинета и получения соответствующей лицензии были заключены договоры на поставку товаров медицинского назначения от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 67 006,0 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 90 644,0 рублей.

Поставленные по указанным договорам товары оплачены платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ из средств субсидии, включая:

- материальные запасы на сумму 21 265,0 рублей (<данные изъяты>);

- основные средства, не относящиеся к оборудованию и не в целях обновления на сумму 3 915,0 рублей (производственный и хозяйственный инвентарь: <данные изъяты> – 2700,0 рублей, <данные изъяты> – 620,0 рублей, <данные изъяты> – 595,09 рублей).

Материальные запасы на сумму 21 265,0 рублей были отнесены Учреждением на счет учета материальных запасов », основные средства на сумму 3 915,0 рублей – на счета учета основных средств – производственного и хозяйственного инвентаря «».

Использование Учреждением из средств субсидии 25 180 рублей на цели, не предусмотренные Перечнем субсидии, а именно на оплату материальных запасов и основных средств, не относящихся к оборудованию и приобретенных не в целях их обновления, повлекло возбуждение в отношении руководителя МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» Харитонова Г.В. ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ и привлечение должностного лица к административной ответственности по названной норме в соответствии с постановлением мирового судьи от 15 мая 2023 года.

Факт совершения Харитоновым Г.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и его виновность подтверждены следующими материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-11); актом контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-40); копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность Харитонова Г.В. (л.д.48); копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-57); копией должностной инструкции директора МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» (л.д. 58-65); копией Соглашения с приложениями (л.д. 66-73); копией дополнительного соглашения к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями (74-80); отчетом о расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-83); копией договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84); копией договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-87); копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89); копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90); копией договора о бухгалтерском обслуживании финансово-хозяйственной деятельности учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-96) и иными документами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия директора Учреждения Харитонова Г.В. квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, подтвержденными исследованными материалами дела, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином понимании подлежащего применению законодательства, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Дело мировым судьей судебного участка № 17 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» разрешено с соблюдением правил подсудности, исходя из места фактического нахождения МАУ «Дирекция спортивных сооружений» - г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д.60 (л.д.5), где свои должностные обязанности исполнял Харитонов Г.В. и где было осуществлено нецелевое использование денежных средств бюджета городского образования, о чем мотивировано, указано мировым судьей и судьей районного суда в соответствующих судебных актах.

Довод заявителя о том, что цели субсидии Соглашением не определены, объективно противоречит материалам.

В соответствии с Перечнем субсидий (л.д.77) в графе «наименование субсидии» в пунктах 3 и 4 указано: «оснащение оборудованием, автоматизированными и транспортными средствами и обновление основных средств муниципальных учреждений»; «капитальный и текущий ремонт муниципальных учреждений».

Пунктом 3.1 приложения к Муниципальной программе, на что обращено внимание в решении судьи районного суда, прямо оговорено мероприятие «оснащение муниципальных учреждений: оборудованием, автоматизированными и транспортными средствами и обновление основных средств муниципальных учреждений».

Следовательно, как положения самой Муниципальной программы, так и Соглашения с очевидностью свидетельствуют о том, что целевое назначение выделяемых средств - оплата материальных запасов и основных средств, относящихся к оборудованию и приобретенных в целях их обновления.

Между тем оплаченные платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ из средств субсидии <данные изъяты> к таковым не относятся.

Правовое значение для обстоятельств рассматриваемого дела, объективная сторона которого состоит в нецелевом использовании бюджетных средств, имеет момент оплаты услуг за счет средств, не предусмотренных на указанные цели, что имело место ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Названные даты определяют событие административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ нашли свое отражение в постановлении и решении, принятых по делу об административном правонарушении.

Даты перечисления субсидий МАУ «Дирекция спортивных сооружения города Хабаровска» зафиксированы в акте контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленного Контрольно-счетной палатой города Хабаровска (л.д. 30). Факт перечисления субсидии Учреждению до событий, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, сомнений не вызывает и заявителем по существу не оспаривается.

Несогласие Харитонова Г.В. с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.

Порядок и срок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, оно является справедливым и минимальным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление мирового судьи судебного участка № 17 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» от 15 мая 2023 года (резолютивная часть объявлена 12 мая 2023 года) и решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 7 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» Харитонова Геннадия Викторовича, оставить без изменения, жалобу Харитонова Г.В. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева