ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-2101/2023 от 17.10.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-2101/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владивосток 17 октября 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Ковалика П.П., действующего на основании доверенности в защиту интересов Сыромятникова Владимира Иннокентьевича, на вступившие в законную силу постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» Сыромятникова Владимира Иннокентьевича,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО7. от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года и решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2023 года, должностное лицо - генеральный директор акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» Сыромятников В.И. (далее - АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина», Общество) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник должностного лица Ковалик П.П. просит указанные акты отменить, ссылаясь на их незаконность. Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

Статья 15.14 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - деньги, безвозмездно предоставленные организации из бюджетов на строго определенные цели.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Частью 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2021 года № 175 утверждены Правила принятия решений о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) и государственными унитарными предприятиями Республики Саха (Якутия), на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества.

Как установлено материалами дела, между Министерством инноваций, цифрового развития инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» заключен договор об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно указанному договору, Обществу были предоставлены бюджетные инвестиции в размере 25 000 000 рублей для приобретения в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях обновления оборудования в количестве не менее 12 единиц: - вкладочно-швейно-резального агрегата ВШРА Muller Martini Bravo Plus, AMRYS, 2008; - автоматической биговально-перфорационной машины PIT STOP DGLINE 8000; - системы скоростной цифровой резки IECHO PK; - высокоскоростной одноножевой резальной машины PRISM 115; - станка для заточки твердосплавных ножей Ilmetech i12; - хонинговального ручного инструмента для заточки ножей; - проволокошвейной машины Bostitch M30; - станка штриховки книг в переплете ШТРИХ-460 в напольном исполнении 380В; - машины книговставочной 2КВ-350 г/х380В (горячий клей); - комплекса переплетных крышек КДМ-3 (500*900) 380В; - пресса обжима корешка 2ПК-350 380В; - брошюровочного аппарата DWC-520A.

В ходе выездной проверки ревизором Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) установлено, что генеральным директором АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» Сыромятниковым В.И. в период времени ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ средства бюджетных инвестиций, выделенные на строго указанные выше цели - приобретение оборудования, в размере 5 933 983,67 рублей при нехватке у Общества собственных средств использовались на иные цели, в том числе на оплату заработной платы, оплату поставщикам за выполненные услуги и другое.

Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.125-128), Договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-36), распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ об увеличении уставного капитала АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» (л.д. 40-42), приказом о назначении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69), приказом от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность (л.д.72), уставом АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» (л.д. 73-84), платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90), актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-122) и иными документами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия генерального директора АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» Сыромятникова В.И. квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, подтвержденными исследованными материалами дела, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Высказанный в защиту довод о том, что Обществом для выплаты заработной платы, оплату услуг поставщиков и прочее использовались не средства целевой субсидии, а деньги, вырученные от продажи акций, правильности состоявшихся выводов не опровергает.

Договор купли-продажи ценных бумаг АО «Якутская республиканская типография имени Ю.А. Гагарина» от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого продавец – Общество передал за плату в государственную собственность Республики Саха (Якутия) акции на сумму 25 000 000 рублей заключен на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ «Об увеличении уставного капитала акционерного общества «Якутская республиканская типография имени Ю.А. Гагарина» (л.д.29).

Данное распоряжение указывает на необходимость АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» направить полученные от увеличения уставного капитала Общества денежные средства в сумме 25 000 000 рублей на приобретение оборудования в количестве не менее 12 единиц согласно приложению (л.д.40-42). Список оборудования в приложении соответствует оборудованию, которое подлежало приобретению в соответствии с Договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, получив от продажи ценных бумаг денежные средства на сумму 25 000 000 рублей, потраченные Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), Общество было обязано приобрести за их счет то имущество, для целей приобретения которого они передавались из бюджета Республики.

В целях обновления оборудования АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» Правительство Республики Саха (Якутия) вынесло распоряжение об увеличении уставного капитала Общества на сумму 25 000 000 рублей за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Для достижения указанной цели между Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» заключен договор, в соответствии с которым Министерство в качестве оплаты приобретаемых у субъекта инвестиций акций, перечисляет бюджетные инвестиции в размере 25 000 000 рублей, показателем результативности предоставления бюджетных инвестиций является приобретение в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудования, перечисленного в Договоре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-37).

Потратив полученные в размере 25 000 000 рублей денежные средства, являющиеся бюджетной инвестицией, имеющей целевое назначение – приобретение оборудования, на иные цели, АО «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» допустило нецелевое использование средств бюджетной инвестиции, что повлекло обоснованное привлечение руководителя Общества – Сыромятникова В. И. к установленной статьей 15.14 КоАП РФ административной ответственности.

Последующее восполнение использованных денежных средств бюджетной инвестиции путем направления собственных средств Общества на приобретение оборудования в соответствии с Договором от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии события административного правонарушения не свидетельствует, поскольку нецелевое использование денежных средств было допущено совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств и в этот момент административное правонарушение было окончено.

Правовое значение для обстоятельств рассматриваемого дела, объективная сторона которого состоит в нецелевом использовании бюджетных средств, имеет момент оплаты услуг за счет средств, не предусмотренных на указанные цели, а именно: оплату заработной платы и оплату поставщикам за выполнение услуги и прочее, что имело место в период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Названные даты определяют событие административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ нашли свое отражение в постановлении и решении, принятых по делу об административном правонарушении.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином понимании подлежащего применению законодательства, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие защитника Ковалика П.П. с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.

Порядок и срок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Сыромятникову В.И. в размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, в пределах санкции статьи, является справедливым и минимальным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» Сыромятникова Владимира Иннокентьевича, оставить без изменения, жалобу Ковалика П.П. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева