№ П16-2185/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 9 ноября 2023 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу Департамента региональной безопасности Еврейской автономной области на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 2 июня 2023 года, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 6 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента региональной безопасности Еврейской автономной области,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 2 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 6 июля 2023 года, Департамент региональной безопасности Еврейской автономной области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Департамент региональной безопасности Еврейской автономной области настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности, просит производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.50 КоАП РФ.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности: создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт «ж»); создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (пункт «п»); разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации (пункт «т»).
Положение о системах оповещения населения, утвержденное Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 года, определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
В силу п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Согласно пункту 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В силу п. 7 Положения № 578/365 региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства ЕАО от 13 августа 2021 года № 263-пп утверждено Положение о региональной системе оповещения населения ЕАО.
В соответствии с п. 4 Постановления правительства ЕАО региональная система оповещения населения области входит в систему управления гражданской обороной и единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области, обеспечивает доведение до населения области, органов правления и сил ГО и РСЧС области сигналов оповещения и (или) экстренной информации и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
В силу п. 6 Постановления правительства ЕАО № 263-пп создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения области, входящих в региональную систему оповещения населения области, являются составной частью комплекса мероприятий, проводимых правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований области и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением от 08 апреля 2011 года № 147-пп «Об областных резервах материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и областном резерве материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне», утверждена номенклатура и объем накопления областных резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно разделу 7 указанных методических рекомендаций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по форме 1/РЕЗ ЧС по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.
Из материалов дела следует, что с целью контроля реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в период с 24 апреля 2023 года по 16 мая 2023 года, УНДиПР ГУ МЧС России по ЕАО проведена внеплановая проверка департамента региональной безопасности ЕАО, по результатам которой составлен акт № 1/4 от 16 мая 2023 года, было выявлено, что департаментом региональной безопасности ЕАО не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: не создана система оповещения населения об опасности (подп. 1 п. 1 ст. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), в подведомственном департаменту региональной безопасности ЕАО учреждении ОГКУ «Центр по обеспечению полномочий ЕАО в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности», согласно установленной формы отчетности (форма 1/РЕЗ ЧС), не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно создано 69,1% от планируемого объема (подп. «ж» п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Номенклатура и объем накопления областных резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера», утвержденные постановлением правительства ЕАО от 08.04.2011 № 147-пп).
Как следует из акта по результатам комплексной проверки готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения ЕАО, утвержденного заместителем председателя правительства ЕАО ФИО1 09.11.2022 года, в числе прочего, указано - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее РАСЦО) не создана и не введена в эксплуатацию; проектной документацией на РСЦО ЕАО МАСЦО не определены, все 6 муниципальных АСЦО не созданы и не введены в эксплуатацию и соответственно не сопряжены с РСЦО, проектная документация не разработана; комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) не сопряжена с МАСЦО и РАСЦО, в связи с отсутствием технического обслуживания находится в неисправном состоянии, демонтирована; в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях» соглашения с операторами связи, оказывающие услуги местной телефонной связи, не заключались; дежурная (дежурно-диспетчерская) служба, а также технический обслуживающий персонал, обеспечивающий готовность системы оповещения не определены; инструкции не разработаны и не утверждены; передача сигналов оповещения и экстренной информации не осуществляется с двух пунктов управления в связи с отсутствием на территории ЕАО РАСЦО; эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения РАСЦО ЕАО не организовано в связи с отсутствием РАСЦО; техническое состояние РАСЦО оценено как «неудовлетворительное»; население ЕАО в границах зоны действия оконечных средств оповещения, запускаемых централизованно в автоматизированном или автоматическом режиме с пунктов управления РАСЦО не оповещается, что составляет 0 %; дежурство дежурной (дежурно-диспетчерской) службы, уполномоченной (ответственной) на задействование системы оповещения населения и технического обслуживания персонала, обеспечивающего готовность системы оповещения населения, и их профессиональная подготовка не организована и не обеспечивается; резервы (запасы) стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения созданы на 19 %; передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям филиала ФГУП «РТРИ» путем подключения к сети связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания РСЦО ЕАО не обеспечена, передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям филиала ФГУП «РТРС» осуществляется в ручном режиме.
Кроме этого, согласно отчетности формы 1/РЕЗ ЧС, подписанной врио начальника Главного управления МЧС России по ЕАО ФИО3 и аналогичной отчетности за подписью ФИО4, ОГКУ «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности» не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Всем доводам жалобы заявителя, имеющим юридическое значение, мировым судьей и судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана судебная оценка.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 2 июня 2023 года, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 6 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента региональной безопасности Еврейской автономной области – оставить без изменения, жалобу Департамента региональной безопасности Еврейской автономной области – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова