ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-2613/2023 от 26.12.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-2613/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 26 декабря 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» Королева А.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края – мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 19 июня 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 6 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк»,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края – мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 19 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 6 сентября 2023 года, юридическое лицо – публичное акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» (далее – ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Королев А.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 данного Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» органами валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба.

В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 (часть 13 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ).

Подпунктами 9 и 10 части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ установлено, что в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, а также документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки: документы, подтверждающие совершение валютных операций.

Пунктами 2.22 и 2.24 инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция) установлено, что при списании иностранной валюты с расчётного счёта в иностранной валюте резидента, при зачислении валюты Российской Федерации на расчётный счёт в валюте Российской Федерации резидента, при списании валюты Российской Федерации с расчётного счёта в валюте Российской Федерации резидента по договорам, принятым на учёт уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

При списании резидентом, поставившим на учёт договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учёт уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

Таким образом, резидентами при списании иностранной валюты одновременно с подтверждающими документами, предоставляется информация (сведения о валютной операции) об уникальном номере договора, информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты или об изменении информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты. Указанная информация предоставляется в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом.

В силу пункта 8.1 Инструкции при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учёт, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств.

В соответствии с частью 14 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 статьи 23 документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днём получения запроса.

Как следует из представленных материалов, в целях проверки соблюдения валютного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью транспортно-логистическая компания «РЭЙЛ СЕРВИС» (далее - ООО ТЛК «РЭЙЛ СЕРВИС») в уполномоченном банке ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 15 по Приморскому краю) был направлен запрос о предоставлении: договора от ДД.ММ.ГГГГ с дополнениями; ведомости банковского контроля от ДД.ММ.ГГГГ; справок о подтверждающих документах по вышеуказанным УНК (в том числе корректирующие справки о подтверждающих документах) с документами, подтверждающими выполнение работ, оказание услуг, передачу интеллектуальной деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, а также документами, подтверждающими оказание услуг, передачу интеллектуальной деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также документами, подтверждающими исполнение обязательств иным способом (актами выполненных работ (оказанных услуг) и так далее) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения о валютных операциях по вышеуказанным УНК (с приложением документов, связанных с проведением указанных в них валютных операций (в том числе корректирующих сведений о валютных операциях).

В качестве основания для направления указанного запроса указано: содержание предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования – абзаца 2 части 5 статьи 23, части 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, пункта 1.2 Инструкции. Срок исполнения запроса – в течение 7 рабочих дней со дня получения настоящего запроса (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в рамках исполнения запроса от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю, было направлено письмо, с приложением копии контракта от ДД.ММ.ГГГГ с инвойсами, подтверждающими документами, копии ведомостей банковского контроля по вышеуказанному контракту с УНК .

В отношении остальных запрошенных документов сообщил, что запрошенные справки не являются учётными документами и не входят в перечень, изложенный в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило непредставление ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» запрашиваемых Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю документов и сведений в полном объёме.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что запрос налогового органа содержал требование о предоставлении документов, не относящихся к учётным документам и которые не входят в перечень документов, установленный частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.

Постановление о привлечении ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края – мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 19 июня 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 6 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк», оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» Королева А.В. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский