ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-3648/2022 от 22.09.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-3648/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

22 сентября 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Понамарева С.П. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 61310001358 от 27 апреля 2021 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 29 ноября 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 2 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Понамарева Сергея Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 61310001358 от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 8 июня 2021 года, Понамарев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (т.1 л.д.41, 97-98).

Решением судьи Ростовского областного суда от 15 сентября 2021 года указанное решение судьи районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в районный суд (т.1 л.д.159-163).

Решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 2 февраля 2022 года постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 61310001358 от 27 апреля 2021 года оставлено без изменения, жалоба Понамарева С.П. без удовлетворения (т.2 л.д.45-51,120-124).

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Понамарев С.П. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении постановление должностного лица, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 29 ноября 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 2 февраля 2022 года, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Понамарева С.П. к административной ответственности) установлена ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

В пункте 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения), дано понятие опасного груза, под которым понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений.

Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200, согласно пункту 3 которых перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (далее - ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Пунктом 6.8.2.2.2 приложения А ДОПОГ установлено, что каждое отверстие для наполнения или опорожнения снизу в цистернах, должно быть оборудовано по меньшей мере тремя последовательно расположенными и независимыми друг от друга затворами, такими как:

- внутренний запорный клапан, то есть затвор, смонтированный внутри корпуса либо в припаянном фланце или его контрфланце;

- наружный запорный клапан или эквивалентное устройство;

- запорное устройство, смонтированное на конце каждого патрубка, каковым может быть резьбовая пробка, глухой фланец или эквивалентное устройство. Это запорное устройство должно быть непроницаемым, чтобы не происходило утечки вещества. Должны быть приняты меры к тому, чтобы в сливной трубе мог происходить безопасный сброс давления до полного снятия запорного устройства.

В соответствии с пунктом 9.2.2.2.2 приложения В ДОПОГ, содержащем требования к электропроводке, кабели, расположенные позади кабины водителя и на прицепах, должны быть дополнительно защищены с тем, чтобы минимизировать любое случайное возгорание или короткое замыкание в случае удара или деформации.

Дополнительная защита должна выдерживать нормальные условия эксплуатации транспортного средства.

Дополнительная защита отвечает надлежащим требованиям, если используются многожильные кабели, соответствующие стандарту ISO 14572: 2011, или одному из примеров, приведенных на рисунках в пунктах 9.2.2.2.2.1 - 9.2.2.2.2.4, или другой конфигурации, обеспечивающей такую же эффективную защиту.

Как усматривается из материалов дела, 27 апреля 2021 года в 13 часов 30 минут на 1084 км федеральной автодороги М-4 «Дон» СПВК-1 (Ростов) Аксайского района Ростовской области Понамарев С.П., управляя транспортным средством марки САЗ С41 833 с государственным регистрационным знаком , дооборудованным согласно для перевозки опасного груза тип FL, перевозил груз – цистерну порожнюю неочищенную, последний груз – дизельное топливо 3 класс, в нарушение требований п.6.8.2.2.2.2 приложения А ДОПОГ цистерна не оборудована тремя последовательно расположенными и независимыми друг от друга затворами (запорными устройствами), сливные краны не снабжены защитой от случайного открывания, в нарушение пункта 9.2.2.2.2 приложения В ДОПОГ, а именно кабели, расположенные позади кабины водителя, не снабжены дополнительной защитой (защитной гофрой), в нарушение пункта 9.7.6 приложения В ДОПОГ отсутствует устройство выравнивания электрических потенциалов между корпусом цистерны и шасси транспортного средства, то есть конструкция транспортного средства не отвечает требованиям правил перевозки опасных грузов.

На момент осмотра документ, свидетельствующий об очистке или дегазации цистерны, водителем представлен не был.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.37), копией протокола о задержании транспортного средства (т.1 л.д.38), копией акта результатов планового (рейдового) осмотра транспортного средства, перевозящего опасный груз (т.1 л.д.42), копией свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов (т.1 л.д.44), копией товарно-транспортной накладной (т.1 л.д.45), копией фотоматериала (т.1 л.д.49-53), копией акта об устранении причины задержания транспортного средства (т.1 л.д.55), копией фотоматериала (т.1 л.д.56-58), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в деянии Понамарева С.П. состава административного правонарушения, ответственность, за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Действия Понамарева С.П. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждения Понамарева С.П. о том, что им опасный груз не перевозился, отклоняются в силу следующего.

Согласно пункту 1.2.1 ДОПОГ под «автоцистерной» понимается транспортное средство, изготовленное для перевозки жидкостей, газов либо порошкообразных или гранулированных веществ и включающее одну или несколько встроенных цистерн. В дополнение к собственно транспортному средству или заменяющим его узлам ходовой части, автоцистерна состоит из одного или нескольких корпусов, их элементов оборудования и фитингов для их крепления к транспортному средству или к узлам ходовой части.

Пунктом 1.4.2.1.1 приложения А ДОПОГ предусмотрено, что отправитель опасных грузов обязан предъявлять к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ.

В контексте раздела 1.4.1 он должен, в частности обеспечить, чтобы даже неочищенные и недегазированные порожние цистерны (автоцистерны, съемные цистерны, транспортные средства-батареи, МЭГК, переносные цистерны и контейнеры-цистерны) или порожние неочищенные транспортные средства и большие и малые контейнеры для массовых грузов были соответствующим образом маркированы и снабжены знаками опасности и чтобы порожние неочищенные цистерны были закрыты также герметично, как если бы они были в наполненном состоянии.

При этом исходя из подпункта «f» пункта 1.1.3.1 ДОПОГ положения ДОПОГ не применяются, в частности, к перевозкам неочищенных порожних цистерн, в которых содержались вещества класса 3, при соблюдении следующих условий: все отверстия, за исключением отверстий устройств для сброса давления (если таковые установлены), герметично закрыты; приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки; груз закреплен в рамах, или обрешетках, или других транспортно-загрузочных приспособлениях или закреплен в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы он не мог расшатываться или перемещаться в обычных условиях перевозки.

Из товарно-транспортной накладной усматривается, что последний груз -дизельное топливо 3 класс (т.1 л.д.45).

Как следует из акта , причины задержания транспортного средства устранены, а именно затворы зафиксированы запорным устройством друг от друга, кабели, расположенные позади кабины водителя затянуты в гофру, кабель электрических потенциалов зафиксирован между цистерной и шасси транспортного средства. Указанные обстоятельства зафиксированы фотоматериалом (т.1 л.д.55, 56-58).

Данный акт подписан 30 апреля 2021 года Понамаревым С.П. без замечаний.

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении Понамаревым С.П. условий при движении порожней автоцистерны, неочищенной после опасного груза класса 3 (дизельное топливо).

Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Понамарева С.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено Понамареву С.П. в пределах санкции части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 61310001358 от 27 апреля 2021 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 29 ноября 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 2 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Понамарева Сергея Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Понамарева С.П. – без удовлетворения.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

судья районного суда Шегидевич Е.Ю. № 12-351/2021

судья областного суда Худякова И.Н. № 11-1500/2021

судья районного суда Сломова И.В. № 12-665/2021

судья областного суда Ушников М.П. № 11-165/2022

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-3648/2022