ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-1070/18 от 13.09.2018 Московского областного суда (Московская область)

дело № П4а- 1070/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<данные изъяты> 13 сентября 2018 года

<данные изъяты>

Заместитель председателя Московского областного суда Соловьев С.В., рассмотрев жалобу защитника Романцова Р.М., действующего по доверенности в интересах ГУП «Мосводосток», на вступившее в законную силу решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия <данные изъяты> по эксплуатации московских водоотводящих систем «Мосводосток»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, Государственное унитарное предприятие <данные изъяты> по эксплуатации московских водоотводящих систем «Мосводосток» (далее ГУП «Мосводосток») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> указанное постановление изменено в части назначенного административного наказания – снижен штраф до 30000 рублей.

Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> постановление и решение должностных лиц органа административной юрисдикции по делу оставлены без изменения.

Не согласившись с постановленным по делу актами, защитник Романцов Р.М. их обжаловал в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, просил отменить, указывает на нарушения норм материального и процессуального права и неправильно установленных обстоятельствах дела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что государственным инспектором в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты> составлен протокол N 3652/32/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому <данные изъяты> в 12 часов 00 минут по адресу: <данные изъяты>, г.о. Балашиха на территории Николо-Архангельского кладбища ГУП «Мосводосток» допустило нарушение требований к охране водных объектов (река Никольская канава), которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. ГУП «Мосводосток» осуществляет сброс сточных вод в реку Никольская канава на основании Разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в в водные объекты от <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>. Вода сбрасываемая в реку Никольская канава проходит очистку на очистных сооружениях камерного типа «Никольская канава». Однако сточные воды, прошедшие очистку на данных очистных сооружениях, сбрасываемые в реку Никольская канава имеют превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ; нефтепродукты в 4,7 раза; взвешенные вещества в 3,6 раза; азот аммонийный в 3,4 раза, хлорид ионы в 1,8 раз.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГУП «Мосводосток» к административной ответственности по настоящему делу.

Вместе с тем, выводы должностного лица и городского суда не учитывают следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса.

Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 14.09.2010 N 407 "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Московской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" ГУП «Мосводосток» является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.

Согласно пункту 3.1 Положения о Министерство экологии и природных ресурсов Московской области утв. Постановлением Правительства МО от 26.04.2013 N 277/12 министерство осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; несет ответственность за осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с п. 4 Положения о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области, и Перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля утв. Постановлением Правительства МО от 29.02.2016 N 147/5 региональный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Московской области.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Московской области не имело полномочий составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.

В отношении данного объекта государственный экологический контроль мог быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426).

Таким образом, протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен неуполномоченным должностным лицом.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Следует отметить, что на указанные обстоятельства юридическое лицо ссылалось в ходе производства по данному делу, однако должностным лицом и судьей городского суда надлежащая оценка этим доводам не дана.

С учетом изложенного, принятые по данному делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, решение начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия <данные изъяты> по эксплуатации московских водоотводящих систем «Мосводосток», подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, решение начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия <данные изъяты> по эксплуатации московских водоотводящих систем «Мосводосток», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя суда С.В. Соловьев