ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-1082/17 от 09.11.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

№ П4а-1082/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 ноября 2017 года г. Ростов-на-Дону

Заместитель председателя Ростовского областного суда Проданов Г.А., рассмотрев жалобу АО «Аксайская ПМК РСВС» в лице генерального директора ФИО1, на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЮФО - и.о. начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ФИО2 от 10.05.2017, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 19.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Аксайская ПМК РСВС»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЮФО - и.о. начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ФИО2 от 10.05.2017 АО «Аксайская ПМК РСВС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 19.06.2017 постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

АО «Аксайская ПМК РСВС» в лице генерального директора ФИО1 обратилось в Ростовский областной суд с жалобой на указанные постановление должностного лица и судебное решение, в которой ставит вопрос об их отмене в части назначенного наказания.

Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения плановой выездной проверки АО «Аксайская ПМК РСВС» была обнаружена огороженная территория, на которой расположена скважина, предназначенная для добычи подземных вод. Возле скважины находится колодец, в котором размещены водораспределительные механизмы и приборы учета. Лицензия на пользование недрами на данный участок недр представлена не была. Из пояснений заместителя генерального директора следовало, что лицензия отсутствует, извлекаемая вода является технической и используется АО «Аксайская ПМК РСВС» при изготовлении бетонных канализационных колец.

При таких обстоятельствах действия АО «Аксайская ПМК РСВС» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, в том числе актом проверки от 28.04.2017, протоколом об административном правонарушении от 02.05.2017, фототаблицей, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Судьей районного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.

Вместе с тем усматриваются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что АО «Аксайская ПМК РСВС» осуществляет социально-значимую деятельность (строительство объектов социальной сферы, эксплуатация водопроводов и др.), в связи с чем назначение обществу административного штрафа в размере 800 000 рублей создает угрозу не только ограничения прав соответствующего юридического лица, не соразмерного тяжести совершенного им административного правонарушения, но и неисполнения им вышеназванной социально-значимой функции, что не отвечает целям административного наказания.

С учетом изложенного, принимая во внимание также характер совершенного правонарушения, затруднительное финансовое положение общества, что подтверждается представленными бухгалтерскими балансами за 2015 год, 2016 год, полагаю, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей подлежит снижению до 400 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Ростовского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу АО «Аксайская ПМК РСВС» в лице генерального директора ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЮФО - и.о. начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ФИО2 от 10.05.2017, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 19.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Аксайская ПМК РСВС», изменить, путем снижения назначенного АО «Аксайская ПМК РСВС» административного наказания в виде административного штрафа с 800 000 рублей до 400 000 рублей.

Заместитель председателя

Ростовского областного суда Проданов Г.А.