ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-217/18 от 14.11.2018 Липецкого областного суда (Липецкая область)

А-217/2018

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

И.о. председателя Липецкого областного суда Г.А. Бурков, рассмотрев жалобу директора ООО «Объединенные вычислительные центры» ФИО1 на постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу от 24 апреля 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 16 июля 2018 года и решение судьи Липецкого областного суда от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу от 24 апреля 2018 года директор ООО «Объединенные вычислительные центры» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 16 июля 2018 года постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Липецкого областного суда от 16 августа 2018 года постановление и решение оставлены без изменения.

В настоящей жалобе директор ООО «Объединенные вычислительные центры» ФИО1 просит отменить обжалуемые постановления, считая их незаконными.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.

В соответствии с ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ).

Согласно данной статье к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ) оператором по приему платежей признается платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный агент в силу указанной нормы это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, является плательщиком.

Поставщик это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В ходе проверки, проведенной прокуратуройПравобережного района г. Липецкас 16 по 28 марта 2018 г., было установлено, что ООО "Объединенные вычислительные центры" осуществляет деятельность оператора по приему платежей, то есть относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в нарушение требований ФЗ № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма " в течение длительного времени не стоит на учете в Росфинмониторинг, в ООО отсутствуют правила внутреннего контроля, то есть отсутствует организованная система внутреннего контроля, отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, руководителем общества не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обучение, обучение сотрудников в соответствии с требованиями Положения не проводится.

Из материалов дела следует, что основным предметом деятельности ООО «Объединенные вычислительные центры» является разработка, внедрение и предоставление инновационных услуг в сфере ЖКХ (п. 2.4 Устава); деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность; дополнительными видами деятельности является денежное посредничество прочее, деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению и др. (выписка из ЕГРЮЛ).

На основании соответствующих договоров ООО «Объединенные вычислительные центры» приняло обязательства по организации сбора денежных средств, поступающих от граждан за жилищно-коммунальные услуги для <данные изъяты> (поставщики). По условиям данных договоров ООО «Объединенные вычислительные центры» перечисляет поступившие на расчетные счета и специальные счета денежные средства (за вычетом его вознаграждения), оплаченные населением, на расчетные счета поставщиков или указанные ими счета.

ООО «Объединенные вычислительные центры» с поставщиками заключило договоры о приеме платежей и переводе денежных средств физических лиц на расчетные счета <данные изъяты>

В соответствии с условиями договоров между банками, <данные изъяты>» и «Объединенные вычислительные центры», банковские и почтовые отделения осуществляют прием платежей от клиентов – потребителей в счет оплаты жилищно-коммунальных и иных услуг и последующее перечисление сумм принятых платежей на расчетные и специальные счета.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона платежным субагентом является платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

На основании вышеизложенного должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильным выводам о том, что ООО «Объединенные вычислительные центры» от своего имени и за свой счет заключает договоры с банками и <данные изъяты>» о переводе денежных средств, поступающих от населения за жилищно-коммунальные услуги на целевые банковские счета, на основании этих договоров осуществляет последующие расчеты с поставщиками, осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиками, путем их получения и последующего перечисления поставщикам, то есть осуществляет деятельность оператора по приему платежей.

Таким образом, будучи оператором по приему платежей, общество в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ в числе прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 названного Федерального закона внутренним контролем - является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Исследовав представленные материалы дела, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам, что в нарушение антитеррористического законодательства в ООО «Объединенные вычислительные центры» не разработаны правила внутреннего контроля, не назначено должностное лицо, ответственное за их исполнение, не утвержден перечень сотрудников, обязанных проходить соответствующее обучение, и не организовано такое обучение, то есть совершено правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

В ходе проверки выявлены нарушения данного законодательства, выразившиеся в неисполнении обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приведенными выше положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директор ООО "ОВЦ" ФИО1, не исполнившая надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.

Ее действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства в сфере деятельности платежных агентов и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Доводы настоящей жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами судебных инстанции, были предметом их рассмотрения, проверены в полном объеме, оснований не согласиться с выводами должностного лица, судей районного и областного суда не нахожу, считаю обоснованно отвергнутыми.

Ссылки в жалобе на практику судов по иным делам, правового значения не имеет.

Довод жалобы о том, что директор ООО «ОВЦ» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку общество не является оператором по приему платежей, нельзя признать состоятельным.

В обоснование данного довода должностное лицо указывает, что общество не является оператором по приему платежей, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, деятельность общества связана с заключением в интересах управляющей компании договоров на прием платежей с банками и организациями, осуществляющими прием платежей населения, а не деятельность по приему платежей физических лиц, выступает как поставщик услуг, платежи от населения не принимает.

Однако, в соответствии с условиями названных выше договоров с поставщиками общество организует сбор денежных средств граждан за ЖКУ, заключает договора на сбор платежей с банками и организациями, осуществляющими прием платежей физических лиц, и перечисляет собранные денежные средства за вычетом вознаграждения на счета управляющих компаний.

В рамках договоров, заключенных с банками и почтамтом, которые являются платежными субагентами, денежные средства, поступающие от физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечисляются на счет общества, которое в свою очередь перечисляет их на счета поставщиков.

Таким образом, общество осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиками, в том числе, путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщикам.

В соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ ООО "ОВЦ" в данных правоотношениях выступает оператором по приему платежей, осуществляющим сбор платежей за услуги, оказанные поставщиками, и перечисляющим такие платежи поставщикам.

Привлечение оператором по приему платежей обществом банков и <данные изъяты> на основании соответствующих договоров не опровергает наличие между обществом и поставщиками регулируемых Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ правоотношений, в которых они выступают в качестве платежного агента.

Согласно п. 21 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

В данном случае по представленным в материалы дела договорам банки, не являются операторами по приему платежей или платежными субагентами, а являются операторами по переводу денежных средств, в то время как ООО «ОВЦ» является оператором по приему платежей.

Кроме того, из представленных в материалы дела образцов платежных документов усматривается возможность плательщика оплатить услуги через банкоматы и терминалы на счет получателя ОВЦ.

В силу ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Таким образом, при такой форме оплаты услуг, ООО «ОВЦ» самостоятельно осуществляет прием платежей, как оператор по приему платежей.

Кредитные организации вправе без ограничений осуществлять безналичные расчеты в пользу платежных агентов (операторов по приему платежей) по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций.

То, что все расчеты между ООО "ОВЦ" и банками, <данные изъяты>» проводятся посредством безналичных платежей не опровергает выводы, содержащиеся в обжалуемых актах.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ положения этого Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.

Вместе с тем, прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств.

Расчеты между ООО «ОВЦ», банками, <данные изъяты>», поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ.

То обстоятельство, что на основании названных договоров обязательство по непосредственному приему платежей от населения принято на себя другими лицами, не освобождает иных участников соответствующих правоотношений от исполнения требований законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Оказание обществом в рамках договоров с поставщиками иных услуг (в том числе начисление платы, перерасчеты сумм платежей, изготовление счетов, учет расчетов и т.д.) не отменяет тот факт, что в отношении денежных средств, поступивших от банков и <данные изъяты>», общество выполняет функцию платежного агента и зачисляет их на банковские счета поставщика.

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.02.2018 года по делу , которым признано незаконным и отменено постановление ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка о привлечении ООО «ОВЦ» к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставленное без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 года, а также Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2018 года по делу № , которым признано незаконным и отменено постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному Федеральному округу от 24.04.2018 года о привлечении ООО "ОВЦ" к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, преюдициального значения при рассмотрении настоящей жалобы не имеет, наличие данных постановлений не является безусловным основанием для отмены актов, состоявшихся по настоящему делу в отношении генерального директора ООО "ОВЦ" ФИО1

Срок давности и порядок привлечения директора ООО "ОВЦ" ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренные ст.30.17 КоАП РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. председателя суда

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу от 24 апреля 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 16 июля 2018 года и решение судьи Липецкого областного суда от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Объединенные вычислительные центры» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

И.о. председателя суда (подпись) Г.А. Бурков

Копия верна

И.о. председателя суда

Секретарь