ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-258/19 от 27.05.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Мировой судья: Ташкина В.А.

Судья: Протопопова Е.Р. Дело № П4а-258-2019

Новосибирский областной суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27.05.2019 года г. Новосибирск

Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу АО «СКТБ «Катализатор», поданную в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, на постановление мирового судьи 4-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска от 26.12.2018, решение судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 21.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении АО «СКТБ «Катализатор»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска от 26.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда от 21.02.2019, АО «СКТБ «Катализатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 6.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Заявитель просит изменить вынесенные в отношении него судебные постановления, прекратить производство по делу, назначенное административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение. Утверждает, что судебными инстанциями были неправильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, не согласен с оценкой доказательств по делу, указывает, что приведенные им доводы не получили надлежащей оценки, принятые по делу судебные постановления являются немотивированными. Считает, что у суда имелись основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений и т.п.

Частью 3 ст. 6.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

В соответствии с частями 4 и 12 статьи 30 Закона N 3-ФЗ к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу III списка IV указанного выше Перечня, относятся, в том числе, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 "Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 419 "О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" (далее - Правила), данные Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил установлено, что при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров (далее - операции), подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций.

В силу п. 3 Правил регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

В соответствии с п. 6 и п. 7 Правил записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

В случае реализации юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня, копия их лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1023)

В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV перечня, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

Положение пункта 6 настоящих Правил не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45 процентов или более или перманганата калия в концентрации 45 процентов или более массой, не превышающей 10 килограммов, ацетона (2-пропанон) в концентрации 60 процентов или более, метилэтилкетона (2-бутанон) в концентрации 80 процентов или более, толуола в концентрации 70 процентов или более, серной кислоты в концентрации 45 процентов или более, соляной кислоты в концентрации 15 процентов или более или уксусной кислоты в концентрации 80 процентов или более массой, не превышающей 100 килограммов, а также смесей, содержащих только указанные вещества, и на случаи регистрации операций по использованию метилакрилата в концентрации 15 процентов или более или метилметакрилата в концентрации 15 процентов или более массой, не превышающей 100 килограммов. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется.

Пункт 9 Правил предписывает, что Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.

Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Согласно п. 10 Правил запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения плановой выездной проверки в АО «СКТБ «Катализатор» в период с 12.11.2018 по 20.11.18 был выявлен оборот прекурсоров таблицы III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и IX прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»: соляной, серной, уксусной кислот, эфира диэтилового, толуола, ацетона, перманганата калия, метилэтнлкетона, ацетонитрила, тетрагидрофурана, тионилхлорида, стандарт-титра соляной кислоты. Проверка проведена за период с 2016 года по настоящее время.

Выявленные нарушения при проведении проверки послужили основанием для привлечения АО «СКТБ «Катализатор» к административной ответственности по ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность АО «СКТБ «Катализатор» подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении 54 МВ № 127938 от 20.10.2018; копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки № 1/4905 от 25.10.2018; копией приказа № 001-1 от 09.01.2018 об учете и хранении прекурсоров в научно-технологической дирекции; копией приказа № 001-2 от 09.01.2018 об учете и хранении прекурсоров в исполнительной дирекции; копией приказа № 028-2 от 24.05.2018 об учете и хранении прекурсоров в дирекции по науке; копией приказа № 046-2 от 05.08.2018 об учете и хранении прекурсоров в дирекции инжиниринга нефтепереработки; копиями карточек счета 10 за период с 01.01.2017 по 12.11.2018; копиями счет-фактур; копиями журналов регистрации операций и другими материалами дела.

Совокупность исследованных судом доказательств, является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Подлежит отклонению довод заявителя о том, что требование об утверждении перечня лиц, имеющих допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, установлено законодательством лишь применительно к прекурсорам, внесенным в Таблицу I Списка IV ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», поскольку в силу п. 1 "Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 419 "О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" (далее - Правила), данные Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Утверждение заявителя о том, что АО «СКТБ «Катализатор» использует прекурсоры в концентрациях, указанных в п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 № 419, и в количестве, не превышающем установленного данным пунктом, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного, поскольку он не освобождает ответственное лицо от соблюдения утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419 формы регистрации операций с прекурсорами. В соответствии с п. 2 Правил ведения журналов при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, на юридическом лице лежит безусловная обязанность по занесению в специальный журнал любых операций, при которых изменяется количество прекурсоров.

Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов судьи.

Материалы дела свидетельствуют, что к выводу о виновности АО «СКТБ «Катализатор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, судебные инстанции пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности, а также доводам АО «СКТБ «Катализатор» дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть толковаться в пользу АО «СКТБ «Катализатор», не усматривается.

Установив все фактические обстоятельства настоящего дела, и верно применив нормы материального права, мировой судья, а впоследствии и судья районного суда пришли к законному и обоснованному выводу о том, что совершенное АО «СКТБ «Катализатор» деяние и обстоятельства его совершения не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ. Отсутствие указанных последствий, а также добровольное устранение последствий правонарушения не свидетельствует о малозначительности деяния, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании требований действующего законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсоров и невыполнении своих правовых обязанностей по обеспечению контроля и учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи 4-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска от 26.12.2018, решение судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 21.02.2019 не усматривается, а жалоба АО «СКТБ «Катализатор» подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи 4-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска от 26.12.2018, решение судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 21.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении АО «СКТБ «Катализатор», оставить без изменения, а жалобу АО «СКТБ «Катализатор»»– без удовлетворения.

Заместитель председателя

Новосибирского областного суда Т.А. Рытикова