№П4А-473/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 декабря 2018 года город Чита
Председатель Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу защитника Филоновой М.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю №04-069/2018 от 25 июля 2018 г. и решение судьи Каларского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2018 г., вынесенные в отношении акционерного общества «Тепловодоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю №04-069/2018 от 25 июля 2018 г. АО «Тепловодоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Каларского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2018 г. указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник общества Филонова М.А. просит об отмене вынесенных актов и прекращении производства по делу.
Изучение представленных материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим Федеральным законом.
Частями 1 и 2 статьи 18 названного закона установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (пункты 1 и 3 статьи 14 Федерального закона 24 июня 1998 года №89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 21 мая по 18 июня 2018 г. Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю в отношении АО «Тепловодоканал» установлено следующее. АО «Тепловодоканал» в поселках Новая Чара, Икабья, Куанда Каларского района Забайкальского края осуществляет производственную и хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы. В нарушение приведенных выше норм закона АО «Тепловодоканал» в период с 9 июня 2016 г. по 18 июня 2018 г. осуществляло деятельность в области обращения с отходами без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также осуществляло деятельность с отходом IV класса опасности без разработанного паспорта отходов I-IV класса опасности.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Тепловодоканал» постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю №04-069/2018 от 25 июля 2018 г. к административной ответственности, которая установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 18 июня 2018 г. (л.д. 65-83), приказом руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю №553-П от 31 августа 2016 г. «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (л.д. 92), протоколом отбора проб отходов №42600 от 24 мая 2018 г. (л.д. 93-95), протоколом испытания отходов №Ч262ОТ от 4 июня 2018 г. (л.д. 96-98), протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды от 24 мая 2018 г. (л.д. 99-100), протоколом об административном правонарушении №04-070/2018 от 11 июля 2018 г. (л.д. 101-105) и другими материалами дела об административном правонарушении, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 КоАП РФ.
Действия общества правильно квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы защитника о том, что приказом руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю №553-П от 31 августа 2016 г. АО «Тепловодоканал» отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по мотиву отсутствия объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, не свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку АО «Тепловодоканал» не лишено возможности указать объект размещения отходов, зарегистрированный в государственном реестре объектов размещения отходов.
Довод о нецелесообразности указания объекта, размещения отходов, удаленного на значительное расстояние, материалами дела не подтвержден и как верно указано в обжалуемом решении не является основанием для освобождения АО «Тепловодоканал» от выполнения обязанностей, возложенных законом, и осуществления деятельности, связанной с образованием отходов, в отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводы защитника о несоблюдении условий отбора проб, определения класса опасности на окружающую среду, об осуществлении деятельности по оказанию коммунальных услуг населению, были предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно, по мотивам указанным в решении оставлены без удовлетворения. Указанные доводы опровергаются актами отбора проб, отобранных должностным лицом, в котором замечаний по условиям отбора проб от представителя общества – главного инженера ФИО1 не поступало. Кроме того, на определенный «Мусор с решеток хозяйственный бытовой и смешанной канализации», как IV класс опасности отходов, не разработан и не представлен паспорт отходов.
С учетом изложенного, нарушений норм материального права и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену вынесенных актов, не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 8.2 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения юридического лица, положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.
При таких обстоятельствах состоявшиеся акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю №04-069/2018 от 25 июля 2018 г. и решение судьи Каларского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2018 г., вынесенные в отношении акционерного общества «Тепловодоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Филоновой М.А. – без удовлетворения.
Председатель
Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П.