ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-513/18 от 12.12.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

№П4А-513/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 декабря 2018 года г.Чита

Председатель Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу защитника Григорьевой В.Б. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта №13-23 от 24 мая 2018 года, решение судьи Центрального районного суда г.Читы от 6 августа 2018 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), вынесенные в отношении публичного акционерного общества «МРСК Сибири»,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта №13-23 от 24 мая 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Читы от 6 августа 2018 года и решением судьи Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2018 года, ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник общества Григорьева В.Б. просит состоявшиеся акты отменить и прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Согласно части 1 статьи 12 и части 1 статьи 13 названного закона тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Как усматривается из материалов дела, ПАО «МРСК Сибири» с 6 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года по адресу: <адрес>, допустило применение средства измерений, неутвержденного типа, не прошедшего в установленном порядке поверки, - автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», а именно счётчика активной и реактивной электрической энергии трёхфазного типа СЕ 303 № 10835066044641 и устройства сбора и передачи данных УСПД 164-01М САНТ 411151.001-03, утвержденного типа, внесенного в государственный реестр средств измерений за № 49872-12.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «МРСК Сибири» должностным лицом к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом постановлении должностного лица и судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доводы жалобы защитника общества о том, что ПАО «МРСК Сибири» сообщает в АО «Читаэнергосбыт» только показания прибора учета СЕ 303 № 010835066044641, поверенного в установленном порядке, что решением суда прибор учета СЕ 303 признан не расчетным, что устройство сбора и передачи данных (УСПД) имеющиеся в филиале «Читаэнерго» используется только для получения филиалом информации о количестве электроэнергии, прошедшей по сетям сетевой организации, что отсутствуют доказательства получения ПАО «МРСК Сибири» денежных средств за электрическую энергию, объем которой определен прибором учета СЕ 303 №010835066044641 и УСПД 164-01М, в связи с чем нет оснований считать что ПАО «МРСК Сибири» участвовало в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений: осуществление торговли, выполнение работ по расфасовке товаров, что никаких данных, сформированных комплексом оборудования, которое можно включать в системы учета, ПАО «МРСК Сибири» в коммерческой деятельности не использовало, не могут быть приняты во внимание и признаны убедительными как ошибочные.

Должностное лицо и судебные инстанции верно указали, что средства измерения, применяемые при поставке электроэнергии должны отвечать требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В данном случае установлено, что ПАО «МРСК Сибири» нарушило требования в такой сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, как учет количества энергетических ресурсов (подпункт 8 пункта 3 статьи 1 Закона №102-ФЗ, пункты 12 и 13 Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденного Приказом Минэнерго России от 15 марта 2016 года №179). Обязательные требования к средствам измерений, применяемым при оказании коммунальных услуг владельцам и собственникам жилых домов, определяются, в частности, Законом №102-ФЗ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

Как следует из материалов дела, 18 февраля 2014 г. по адресу: Забайкальский край, город Чита, мкр. Солнечный, 301 представителями ПАО «МРСК Сибири» произведена установка прибора учета, а именно средства измерений - счетчика активной и реактивной электрической энергии трехфазного тип СЕ 303 №010835066044641, обеспечивающего высокую точность измерений объема потребленной электрической энергии. Вышеуказанное средство измерений включено в автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ). Возможность визуального снятия показаний вновь установленного прибора учета указанного типа и осуществления контроля за расходом электроэнергии обеспечивается за счет применения выносного дисплея (удаленный дисплей).

Приборы учета установлены на границах балансовой принадлежности. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон границей балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон является опора «АСКУЭ» ТП-323.

Счетчик активной и реактивной электрической энергии трехфазный тип СЕ 303 №010835066044641 установлен на опоре «АСКУЭ» ТП-323, то есть на границе балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, предназначен для непрерывной круглосуточной работы. Система учета опломбирована пломбами «Читаэнерго».

Между ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» 22 июля 2013 года заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №18.7500.2996.13, согласно которому в числе прочего ПАО «МРСК Сибири» предоставляет АО «Читаэнергосбыт», в том числе, показания приборов учета электрической энергии, включенных в систему АИИС КУЭ ПАО «МРСК Сибири», не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным в электронном виде на электронные адреса МРО АО «Читаэнергосбыт».

Данные обстоятельства подтверждаются письмом ПАО «МРСК Сибири» от 20 апреля 2018 года № 1.8/03/2379-исх. (л.д.70), от 15 мая 2018 года № 1.8/03/2879-исх. (л.д.44), актами на замену прибора учета электроэнергии у бытовых потребителей №126, 272 от 18 февраля 2014 года (л.д.46-48, 109), расчетным листом АО «Читаэнергосбыт» по лицевому счету №1039507436 (010337464) Салтановой Н.Г., в том числе за апрель 2018 года (л.д.96), договором оказания услуг по передачи электрической энергии между ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» от 22 июля 2013 года (102-104), письмом от 20 февраля 2017 года №470 и приложенной к нему ведомостью (л.д.101), объяснениями филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» от 3 апреля 2018 года (л.д.97-99); отзывом АО «Читаэнергосбыт» на исковое заявление Салтанова Н.М. (л.д.105-108), другими материалами дела.

В связи с этим должностное лицо судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что поскольку выполнение измерений приборами учета осуществляется при использовании потребителем коммунальных услуг в рамках отношений с энергоснабжающей организацией по купле-продаже коммунальных ресурсов, на указанные отношения распространяется действие Закона №102-ФЗ.

Договору №18.7500.2996.13 от 22 июля 2013 года дана верная правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется нарушением законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Указанное правонарушение является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении ПАО «МРСК Сибири» предусмотренных законом обязанностей в применении средства измерения, неутвержденного типа и не прошедшего в установленном порядке поверки - АИИС КУЭ. В связи с чем доводы жалобы в этой части нахожу необоснованными.

Злоупотребление правом, на что имеется ссылка в жалобе, касающееся несвоевременной передачи или отказа от передачи показаний прибора учета электрической энергии потребителем, несвоевременная оплата потребленной электроэнергии, неисполнение АО «Читаэнергосбыт» обязанности по проверке приборов учета, снятию показаний приборов учета ПАО «МРСК Сибири», не может служить основанием для освобождения ПАО «МРСК Сибири» от выполнения требования Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Действия ПАО «МРСК Сибири», имевшего возможность для соблюдения норм действующего законодательства, но не принявшего все зависящие от него меры по их соблюдению, квалифицированы по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса, а доводы жалобы установленные обстоятельства и выводы о виновности ПАО «МРСК Сибири» в совершении указанного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Административное наказание назначено ПАО «МРСК Сибири» в пределах санкции части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта №13-23 от 24 мая 2018 года, решение судьи Центрального районного суда г.Читы от 6 августа 2018 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2018 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества «МРСК Сибири» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Григорьевой В.Б. – без удовлетворения.

Председатель

Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П.