ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-706/17 от 02.10.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Мировой судья: Геращенко Е.Е. Дело №П4а-706-2017

Судья: Пащенко Т.А.

Новосибирский областной суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев поданную в порядке ст. 30.12 КоАП РФ жалобу ООО «Новосибирская Жилищная Компания» и дополнения к ней на постановление мирового судьи 6-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, от 01.06.2017г. и решение судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 12.07.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Новосибирская Жилищная Компания»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, от 01.06.2017г., оставленным без изменения решением судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 12.07.2017г., ООО «Новосибирская Жилищная Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Заявитель просит отменить вышеуказанные судебные акты, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указывает, что ООО «Новосибирская Жилищная Компания» надлежаще исполняет свои обязательства перед собственниками многоквартирного дома – в том числе ежегодно производит ремонт кровли силами подрядчиков, утверждает, что из-за природно-климатических условий зимнего и весеннего периода времени, связанных с низкими температурами, проводить кровельные ремонтные работы и класть гидроизоляционный материал было нельзя, после нормализации температурного режима им были немедленно осуществлены мероприятия по заливке мастикой трещин кровли. На момент составления протокола об административном правонарушении событие правонарушения отсутствовало, трещины были залиты мастикой, в его действиях отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не согласен с оценкой судами доказательств по делу. Согласно решению собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме ООО «Новосибирская Жилищная Компания» не уполномочено осуществлять капитальный ремонт кровли, для этих целей была выбрана подрядная организация. Судьей районного суда было немотивированно отклонено ходатайство об отложении судебного заседания и истребовании дополнительных доказательств, что повлекло нарушение его прав. Кроме того, утверждает, что приказ о проведении проверки в отношении ООО «Новосибирская Жилищная Компания» и сама проверка осуществлялась уже после вступления в силу Постановления Правительства от 10.02.2017г. № 166, утвердившего Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об их исполнении. ООО «Новосибирская Жилищная Компания» ранее не привлекалось к административной ответственности, следовательно, до привлечения к административной ответственности по заявлению (жалобе) граждан орган ГЖИ НСО должен был направить в адрес ООО «Новосибирская Жилищная Компания» предостережение с требованиями устранить нарушения лицензионных (обязательных) требований в 30-дневный срок, однако этого сделано не было. В связи с чем, по мнению заявителя, была нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, в) сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно пп.11 (1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.

В соответствии с п. 2.2.6, Приложением № 2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003г., заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи. Предельный срок устранения неисправностей, связанных с протечками в отдельных местах составляет 1 сутки.

Согласно пунктам 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях.

Материалами дела установлено, что при проведении проверки в период с 21.03.2017г по 05.04.2017г. в отношении ООО «Новосибирская Жилищная Компания», осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом № 16 по ул. Холодильная в г. Новосибирске были выявлены нарушения лицензионных требований, состоящие в нарушении п.п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выразившиеся в неустранении причин протекания кровли над квартирами № 94 и № 131.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Новосибирская Жилищная Компания» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения объективно подтверждаются всей совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, получивших должную оценку на предмет достоверности, допустимости, относимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих его виновность, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Поскольку Приложение № 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, не содержит исключений для устранения протечек в отдельных местах кровли в зимний период, довод о невозможности своевременного их устранения в силу природно-климатических условий правильно отклонен судом второй инстанции.

Последующее устранение нарушений, зафиксированных в акте проверки № 05-02-036/898 от 05.04.2017г. и отказ жильцов квартир № 94 и № 131от претензий к заявителю, вопреки утверждению заявителя не влияет на квалификацию его действий, оно лишь учитывается при назначении наказания, которое было назначено ООО «Новосибирская Жилищная Компания» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что ООО «Новосибирская Жилищная Компания» в соответствии с требованиями п. 1.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 проводит регулярные осмотры жилищного фонда, ведет учет и полную ликвидацию последствий аварийных ситуаций путем принятия всех возможных мер, осуществляет немедленный выезд аварийных бригад по заявкам, не свидетельствуют о том, что принимаемые им меры в полной мере способствуют поддержанию общего имущества многоквартирного дома в состоянии обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, в)сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов судей.

Как следует из материалов дела (л.д.127), ходатайство об истребовании из ГЖИ НСО акта проверки по адресу Холодильная, 16 в г. Новосибирске, проведенной 30.06.2017г., было рассмотрено судьей и мотивированно отклонено, поскольку по обстоятельствам дела необходимость в его запросе отсутствовала.

Совокупность исследованных судом доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Ссылки заявителя на то обстоятельство, что ООО «Новосибирская Жилищная Компания» ранее не привлекалось к административной ответственности, следовательно, до привлечения к административной ответственности по заявлению (жалобе) граждан орган ГЖИ НСО должен был направить в адрес ООО «Новосибирская Жилищная Компания» предостережение с требованиями устранить нарушения лицензионных (обязательных) требований в 30-дневный срок, однако этого сделано не было, основаны на неправильном понимании требований Постановления Правительства от 10.02.2017г. № 166, утвердившего «Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об их исполнении».

В силу требований ч.5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», объявление юридическому лицу, ранее не привлекавшемуся к административной ответственности, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований возможно при условии, что иное не установлено федеральным законом.

В силу пп. «в» п.2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, факт наличия жалоб жильцов квартир № 94 и № 131, обращавшихся за защитой своих нарушенных прав к ООО «Новосибирская Жилищная Компания», требования которых не были удовлетворены, является основанием для проведения внеплановой проверки, что исключает возможность объявления ему предостережения.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи 6-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, от 01.06.2017г. и решения судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 12.07.2017г. не усматривается, а жалоба ООО «Новосибирская Жилищная Компания» подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи 6-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, от 01.06.2017г. и решение судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 12.07.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Новосибирская Жилищная Компания», оставить без изменения, жалобу ООО «Новосибирская Жилищная Компания» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Новосибирского областного суда Т.А. Рытикова