ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-813/2015 от 21.08.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п4а-813м

гор. Казань 21 августа 2015 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе ФИО1, не соглашаясь с вмененным административным правонарушением, просит судебные акты отменить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы ФИО1, прихожу к мнению, что данная жалоба подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что в связи с неисполнением в срок до 25 марта 2015 года предписания государственного инспектора города Альметьевска и Альметьевского района Республики Татарстан по использованию и охране земель от 2 октября 2014 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному протоколу, 2 октября 2014 года государственным инспектором города Альметьевска и Альметьевского района Республики Татарстан по использованию и охране земель в ходе проверки выявлен факт использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика <адрес>, с нарушением требований статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно ФИО1 не выполнена обязанность по восстановлению межевых знаков на данном земельном участке.

Оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, в том числе: протокол об административном правонарушении (л.д.3); акт проверки от 26 марта 2015 года (л.д.5); распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства от 20 января 2015 года № 64 (л.д.7); предписание от 2 октября 2014 года № 07-2014-683/0158 (л.д.9), судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о том, что поскольку исполнение предписания органа государственного земельного надзора в установленный срок является обязательным, действия ФИО1 подлежат квалификации по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, положения статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством. Указанная норма императивно обязывает владельцев земельных участков не устанавливать, а сохранять установленные межевые знаки.

Из материалов дела следует, что ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по сохранению межевых знаков земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 2 октября 2014 года на ФИО1 возложена обязанность по восстановлению межевых знаков в срок до 25 марта 2015 года.

В свою очередь восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, является одним из способов защиты гражданских прав.

Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, подлежит исполнению в том случае, если оно содержит только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению, лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Кроме того, в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения и эти меры должны быть реальными и исполнимыми. Предписание административного органа, целью которого является возложение на лицо обязанности совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.

Принимая во внимание изложенное, возложенная на ФИО1 обязанность по восстановлению межевых знаков не подлежит исполнению в административном порядке.

Таким образом, предписание органа государственного земельного надзора от 2 октября 2014 года № 07-2014-683/0158 нельзя признать законным и обоснованным.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Татарстан ФИО2