ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П4А-813/2015 от 21.08.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п4а-813м

гор. Казань 21 августа 2015 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу Н.В. Князевой на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года, вынесенные в отношении Н.В. Князевой по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года, Н.В. Князева признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе Н.В. Князева, не соглашаясь с вмененным административным правонарушением, просит судебные акты отменить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы Н.В. Князевой, прихожу к мнению, что данная жалоба подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что в связи с неисполнением в срок до 25 марта 2015 года предписания государственного инспектора города Альметьевска и Альметьевского района Республики Татарстан по использованию и охране земель от 2 октября 2014 года в отношении Н.В.Князевой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному протоколу, 2 октября 2014 года государственным инспектором города Альметьевска и Альметьевского района Республики Татарстан по использованию и охране земель в ходе проверки выявлен факт использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика <адрес>, с нарушением требований статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно Н.В.Князевой не выполнена обязанность по восстановлению межевых знаков на данном земельном участке.

Оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, в том числе: протокол об административном правонарушении (л.д.3); акт проверки от 26 марта 2015 года (л.д.5); распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства от 20 января 2015 года № 64 (л.д.7); предписание от 2 октября 2014 года № 07-2014-683/0158 (л.д.9), судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о том, что поскольку исполнение предписания органа государственного земельного надзора в установленный срок является обязательным, действия Н.В. Князевой подлежат квалификации по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, положения статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством. Указанная норма императивно обязывает владельцев земельных участков не устанавливать, а сохранять установленные межевые знаки.

Из материалов дела следует, что Н.В. Князева привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по сохранению межевых знаков земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 2 октября 2014 года на Н.В. Князеву возложена обязанность по восстановлению межевых знаков в срок до 25 марта 2015 года.

В свою очередь восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, является одним из способов защиты гражданских прав.

Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, подлежит исполнению в том случае, если оно содержит только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению, лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Кроме того, в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения и эти меры должны быть реальными и исполнимыми. Предписание административного органа, целью которого является возложение на лицо обязанности совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.

Принимая во внимание изложенное, возложенная на Н.В. Князеву обязанность по восстановлению межевых знаков не подлежит исполнению в административном порядке.

Таким образом, предписание органа государственного земельного надзора от 2 октября 2014 года № 07-2014-683/0158 нельзя признать законным и обоснованным.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

жалобу Н.В. Князевой удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года, вынесенные в отношении Н.В. Князевой по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Татарстан С.М. Федонин