ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п4а-926
гор. Казань 21 августа 2015 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу законного представителя Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Татарстан «Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З. Яруллина» (далее по тексту - ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина», Колледж) Г.В.Е. на вступившие в законную силу решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 апреля 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2015 года, вынесенные в отношении ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника ОГИБДД отдела МВД России по Альметьевскому району Республики Татарстан (далее по тексту – должностное лицо) от 2 марта 2015 года ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 апреля 2015 года, оставленным без изменения определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2015 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» Л.С. И. - без удовлетворения.
В жалобе законный представитель ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З.Яруллина» Г.В. Е., не соглашаясь с произведенной судьями оценкой доказательств, просит вынесенные в отношении Колледжа постановление должностного лица и судебные акты отменить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы Г.В. Е., прихожу к мнению, что данная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что в отношении ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу в 14 часов 55 минут 27 января 2015 года около дома № 16Б по улице Заводская города Заинска Республики Татарстан водитель ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» И.Н. С., управлял автомашиной Фиат Дукато государственный регистрационный знак ..../1116, не прошедшей предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.
Оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, а именно: протокол об административном правонарушении и объяснения водителя И.Н.С. (л.д.12); рапорт инспектора ГИБДД (л.д.11) должностное лицо, с которым согласились и судьи нижестоящих судебных инстанций, пришёл к выводу о том, что автобус Фиат Дукато государственный регистрационный знак ..../1116 был выпущен на линию для перевозки пассажиров без предрейсового осмотра, в связи с чем действия ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» подлежат квалификации по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее по тексту - Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7), настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов (далее - субъекты транспортной деятельности).
В силу пункта 28 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Как следует из пункта 29 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Подпунктами «б, г» пункта 4.1.12. "ПОТ РМ-008-99. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)", утверждённых Постановлением Минтруда Российской Федерации от 07.07.1999 N 18 (далее по тексту – Межотраслевые правила), на работника, ответственного за техническое состояние транспортных средств возложены обязанности проведения регистрации технического состояния выпускаемых на линию транспортных средств в специальном журнале и проверке (совместно с водителем) технического состояния выпускаемого на линию (возвращающегося с линии) транспортного средства.
На основании подпункта «а» пункта 4.1.13. Межотраслевых правил работник, ответственный за безопасную эксплуатацию транспортных средств оформляет и выдает выезжающим на линию водителям и принимает от водителей по возвращении с линии путевые листы с регистрацией в журнале учета выдачи путевых листов.
Из постановления должностного лица следует, что водитель И.Н.С. предрейсового контроля (осмотра) технического состояния транспортного средства не проходил, поскольку в нарушение пункта 4.2.17. Межотраслевых правил в путевом листе отсутствовало указание на дату и время его проведения, а так же не указан работник, уполномоченный его проводить.
Вместе с тем, из пункта 4.2.17. Межотраслевых правил следует, что при сменной передаче техническое состояние транспортного средства проверяется механиком (мастером) или другим лицом, ответственным за выпуск транспортного средства на линию, совместно с водителями (закончившим смену и приступающим к работе). Исправность транспортного средства подтверждается соответствующей записью в журнале и путевом листе с указанием времени передачи транспортного средства.
Установлено, что водитель И.Н. С. был командирован в город Заинск для сопровождения сотрудников и осуществлял движение по маршруту и направлению, указанному в путевом листе от 27 января 2015 года № 8.
Из приобщённых к делу фотоматериалов усматривается, что в путевом листе от 27 января 2015 года № 8 в графе «Автобус технически исправен, выезд разрешен, Механик» отсутствовали подпись и сведения о лице, осуществившем допуск транспортного средства к эксплуатации.
Вместе с тем из доводов жалобы следует, что И.Н. С. в соответствии со штатным расписанием Колледжа является водителем-механиком.
Эти обстоятельства подтверждаются копиями штатного расписания ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» на 12 сентября 2014 года, приказа от 12 сентября 2014 года № 128 «Об установлении И.Н. С. совмещения должностей» и должностной инструкции водителя – механика ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина».
В соответствии с разделом 2 указанной должностной инструкции на водителя – механика И.Н. С. возложены обязанности: управление автомобилем; проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача автомобиля по возвращении, а так же оформление путевых листов.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица, с которыми согласились и судьи нижестоящих судебных инстанций, о том, что перед выездом не был проведён предрейсовый контроль (осмотр) транспортного средства и о наличии в действиях ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованными.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного постановление начальника ОГИБДД отдела МВД России по Альметьевскому району Республики Татарстан от 2 марта 2015 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 апреля 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2015 года, вынесенные в отношении ГАОУ СПО РТ «АМК им. Ф.З. Яруллина» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу законного представителя Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Татарстан «Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З.Яруллина» Г.В.Е. удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД отдела МВД России по Альметьевскому району Республики Татарстан от 2 марта 2015 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 апреля 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2015 года, вынесенные в отношении Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Татарстан «Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З. Яруллина» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Татарстан ФИО1