дело № 5-322/2022
УИД: 69RS0039-01-2022-000883-59
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тверь, 22 апреля 2022 года
пр-т. ФИО1, д.16
Судья Пролетарского районного суда г. Твери Живаева М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис» (регистрационный номер 101561144, дата государственной регистрации – 10.06.1999),
У С Т А Н О В И Л:
республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» (регистрационный номер 101561144, дата государственной регистрации – 10.06.1999) (далее РУП «Белтаможсервис», Предприятие) не задекларировало по установленной форме товары, подлежащие таможенному декларированию при следующих обстоятельствах.
15.05.2021 в 14:48:50 в ПТО Бобруйск-Белтаможсервис Могилевской таможни (<...> ВЛКСМ, д. 40) под № 11220734/150521/009472 зарегистрирована поданная РУП «Белтаможсервис» декларация товаров (далее ДТ № 11220734/150521/009472).
Согласно ДТ № 11220734/150521/0019472 РУП «Белтаможсервис» под таможенную процедуру «Импорт 40» в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС помещено 8 (восемь) товаров (Т.1 л.д. 28-35). 15.05.2021 товары по данной ДТ выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Согласно информации, указанной в счете-фактуре № 08/21/0736(134VA) от 23.05.2021, таможенное декларирование проверяемых товаров осуществлено в зоне деятельности Могилевской таможни по ДТ № 11220734/150521/009472 (Т. 1 л.д. 25-26).
По информации, представленной ООО «Футура», таможенное декларирование проверяемых товаров осуществлялось силами Могилевского филиала РУП «Белтаможсервис» по ДТ № 11220734/150521/009472. Контроль загружаемых товаров осуществлялся также силами и представителями РУП «Белтаможсервис». Контейнер № TKRU4374451 поступил в адрес РУП «Белтаможсервис» по транзитной декларации вместе с актом таможенного досмотра № 10719100/230421/000732. При подаче ДТ № 11220734/150521/009472 в таможенный орган представители РУП «Белтаможсервис» опирались на сведения, содержащиеся в данном акте. Средства идентификации были в исправном состоянии. После совершения таможенных операций представителями РУП «Белтаможсервис» на ворота контейнера № TKRU4374451 были наложены средства идентификации (электронная и простая пломбы). Все средства идентификации находились в исправном состоянии (Т. 1 л.д. 48).
Как следует из информации, представленной перевозчиком ЧТУП «ОС-Транс Склад», в соответствии с договором об организации международных автомобильных перевозок грузов № МАП/081003-19-0090 от 16.05.2019 и принятой заявкой № 1437/5 от 23.05.2021 на перевозку груза по маршруту: Минск (Колядичи) – Москва, ЧТУП «ОС-Транс Склад» под загрузку контейнера № TKRU4374451 было подано транспортное средство с регистрационными номерами № № Кем осуществлялась погрузка товара в контейнер, Предприятию не известно, контейнер был принят к перевозке уже в опломбированном виде. После установки контейнера на транспортной средство водителем была проведена сверка средств идентификации со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах. Средства идентификации (пломбы) на контейнер накладывались представителями РУП «Белтаможсервис». Доступа к товарам, находящимся в контейнере не было. Электронная пломба (замок) была снята сотрудниками белорусской таможни непосредственно перед границей РФ. При предъявлении товаров должностному лицу отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Смоленской таможни средство идентификации (простая пломба) находилось в исправном состоянии. В пути следования перегрузки, догрузки, выгрузки товаров не производилось (Т. 1 л.д. 45).
РУП «Белтаможсервис» подтвердило заключение с ООО «Футура» договора D3_1/081004-20-03 от 16.01.2020. Таможенное декларирование данных товаров осуществлялось по ДТ № 11220734/150521/009472 на пункте таможенного оформления 20734 (ПТО 20734). Погрузка товарной партии осуществлялась силами РУП «Белтаможсервис» в соответствии с товарной накладной ГМ 1908456 от 23.05.2021. После окончания погрузки на грузовое отделение транспортного средства (контейнер № TKRU4374451) представителями РУП «Белтаможсервис» в присутствии трех человек были наложены средства идентификации (сохранности) груза (Т. 1 л.д. 41).
25.05.2021 сотрудниками отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Смоленской таможни при осуществлении контроля за ввозимыми товарами на 454-км автомобильной дороги «М-1 Беларусь» в районе населенного пункта Красная горка, Краснинского района, Смоленской области на основании статьи 261 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» остановлено транспортное средство с регистрационными номерами № АМ3254-2/А1107В-2 (перевозчик ЧТУП «ОС-Транс Склад», контейнер № TKRU4374451), перемещающее из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в соответствии с товаросопроводительными документами товары (сборный груз) - промышленные товары различного наименования, происхождение Китай, всего 1333 грузовых мест, общим весом брутто– 16980.50 кг.
По факту остановки транспортного средства составлен акт об остановке автомобильного транспортного средства № 250521/10113000/00003170 от 25.05.2021, из которого следует, что сведения о пломбах, наложенных отправителем из Республики Беларусь, соответствуют фактически установленным при осуществлении контроля таможенным органом при ввозе в РФ (Т. 1 л.д.22).
Водителем транспортного средства ФИО2 предъявлены товаросопроводительные документы: СМR № 736(134VA) от 23.05.2021, счет-фактура № 08/21/0736(134VA) от 23.05.2021, товарная накладная № ГМ1908456 от 23.05.2021.
Из информации, содержащейся в товаросопроводительных документах, следует, что грузоотправителем товара является РУП «Белтаможсервис», грузополучателем – ООО «Футура» (г. Москва), перевозимый груз – промышленные товары различного наименования: фитинги, ниппели, секаторы, страна происхождения - Китай, всего 1333 грузовых места, общим весом брутто – 16890,50 кг (Т. 1 л.д. 22,23-24, 25-26, 27, 28-35).
Согласно информации, указанной в счете-фактуре № 08/21/0736(134VA) от 23.05.2021, таможенное декларирование проверяемых товаров осуществлено в зоне деятельности Могилевской таможни по ДТ № 11220734/150521/009472 (Т. 1 л.д. 25-26).
В целях проверки сведений, подтверждающих факт декларирования товаров и их идентификации, в соответствии со статьей 261 Федерального закона № 289-ФЗ и статьей 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) было принято решение о проведении таможенного досмотра в отношении поверяемой партии товаров и выдано поручение на таможенный досмотр № 10113000/229/250521/А0000259.
В ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10113000/229/200821/А0000259) установлено, что в грузовом отделении транспортного средства № АМ3412-2/А9953А-2 находится товар, количество которого больше, чем заявлено в ДТ № 11220734/150521/0019472, а именно:
- фитинги из пластмассы: адаптер для шлангов с наружной резьбой с внутренней резьбой (3/4)/ с редуктором и без, HP 1016, страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлен, в количестве 130000 штук, что на 40000 штук больше, чем заявлено в ДТ (90000 штук);
- фитинги из пластмассы HP 1004: коннектор для шлангов пластиковый (соединитель пластмассовый для шланга) 3/4, страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлены, в количестве 164000 штук, что на 7500 штук больше, чем заявлено в ДТ (156500 штук);
- фитинги из пластмассы HP 1007: муфта соединительная для садового шланга с резьбовым соединением и без резьбового соединения 3/4, страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлен, в количестве 75000 штук, что на 6032 штук больше, чем заявлено в ДТ (68968 штук);
- фрегат – ороситель 3-X пластиковый пульсирующий на ножке (подключение к шлангу с помощью коннектора), страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлен, в количестве 5000 штук, что на 4500 штук больше, чем заявлено в ДТ (500 штук) (т. 1 л.д. 36-38).
Согласно информации, представленной Могилевской таможней, товары по ДТ № 11220734/150521/0019472 выпущены в соответствии с таможенной процедурой внутреннего потребления. Дата и время регистрации ДТ – 15.05.2021 14 часов 48 минут 50 секунд. Представители РУП «Белтаможсервис» в Могилевскую таможню с заявлениями о проведении осмотра товаров до подачи ДТ не обращались (Т. 1 л.д. 145).
Между РУП «Белтаможсервис» и ООО «Футура» имеются договорные отношения, в соответствии с которыми поставка товаров осуществляется на условиях FCA (Инкотермс 2010). Передача товара осуществляется уполномоченному представителю покупателя или перевозчика на складе филиала продавца, указанному в счете-проформе. Право собственности от продавца к покупателю переходит с даты поставки (даты принятия товара уполномоченным лицом покупателя или перевозчика)(Т. 1 л.д. 49-57).
ООО «Футура» был заказан и оплачен только тот товар, который был указан в товаросопроводительных документах, поэтому после проведения таможенного контроля Общество получило товарную партию в полном объеме (Т. 1 л.д. 210)
20.08.2021 по факту недекларирования по установленной форме товара, подлежащего декларированию, в отношении РУП «Белтаможсервис» было возбуждено дело № 10113000-2142/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ (Т. 1 л.д. 1-10).
20.08.2021 в отношении предмета административного правонарушения была применена мера обеспечения в виде изъятия. Товары переданы на ответственное хранение на СВХ ООО «Транзит-С» (Т. 1 л.д. 58-65,66).
РУП «Белтаможсервис» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего законного представителя/защитника не направило, представило ходатайство о рассмотрении дело в отсутствие законного представителя/защитника Предприятия, а также письменные объяснения по делу, согласно которым РУП «Белтаможсервис» вину признает, просит при назначении наказании учесть, что правонарушение совершено не в результате прямого умысла, направленного на нарушение процедуры таможенного оформления товара, а в результате неиспользования добросовестным приобретателем права на проверку товара при декларировании, и назначить наказание в виде конфискации.
При указанных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и/или защитника РУП «Белтаможсервис», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ Российской Федерацией ратифицирован Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, приложением к которому является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Указанный документ вступил в силу, в том числе для Российской Федерации, 01.01.2018.
Согласно положениям ст. 354 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов (часть 3). Виды (составы) преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств-членов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза (часть 4).
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 4 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010) лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение, а административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается к административной ответственности.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ.
Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу положений ст. ст. 88, 104, 106 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в декларации на товары) или иным способом, предусмотренным ТК ЕАЭС, в письменной форме сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей. В том числе, в таможенной декларации должны быть указаны сведения о количестве и наименовании товара.
В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлены права декларанта, в число которых входит, в том числе, право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, выполнять с ними грузовые операции, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров.
Согласно ч.3 ст. 84 ТК ЕАЭС за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского Экономического Союза.
Лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность определения таможенной стоимости и исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет. К числу таких лиц относятся как декларант, так и таможенный представитель, совершающий таможенные операции от имени декларанта.
Согласно ст. 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать лица государства-члена, являющиеся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Таможенное декларирование товаров по ДТ № 11220734/150521/009472 производилось РУП «Белтаможсервис», которое было обязано обеспечить соблюдение таможенного законодательства при декларировании товара.
Таким образом, действия РУП «Белтаможсервис», выразившиеся в недекларировании части товаров по установленной форме подлежат квалификации как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения РУП «Белтаможсервис» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 01.12.2021 № 10113000-2142/2021 (Т. 2 л.д. 50-60), в котором описано событие административного правонарушения, СМR № 736(134VA) от 23.05.2021 (Т.1 л.д. 22), счетом-фактурой № 08/21/0736(134VA) от 23.05.2021 (Т. 1 л.д.25-26), товарной накладной № ГМ1908456 от 23.05.2021 (Т.1 л.д. 23-24), декларацией товаров № 11220734/150521/009472 (Т. 1 л.д. 28-35), письмо ООО «Футура» от 09.08.2021 (Т.1 л.д. 48), договором купли-продажи № D3_1/081004-20-03 от 16.01.2020 (Т. 1 л.д. 49-57), письмо ЧТУП «ОС- Транс Склад» от от 10.08.2021 № 0921/1 (Т. 1 л.д.45), письмо РУП «Белтаможсервис» от 09.08.2021 № 10/2455 (Т.1 л.д. 41), акт таможенного досмотра № 10113000/229/200821/А0000259 (т. 1 л.д. 36-38), акт об остановке автомобильного транспортного средства от 25.05.2021 (Т. 1 л.д. 21), письмо Могилевской таможни от 10.09.2021 № 02-10/12803 (Т.1 л.д. 145), письмо РУП «Белтаможсервис» от 21.10.2021 № 05-08/6718 (Т.1 л.д.115), письмо ООО «Футура» от 25.11.2021 (Т.1 л.д. 210), протоколом изъятия вещей и документов от 20.08.2021 по делу об административном правонарушении № 10113000-2142/2021 (Т. 1 л.д. 58-65), содержание которых раскрыто выше, а также показаниями свидетелей: ведущего инспектора ОКВОТ Смоленской таможни ФИО3, подтвердившего обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении и наличие оснований для его возбуждения (Т.1 л.д. 81-83), инспектора ОКВОТ Смоленской таможни ФИО4, подтвердившего обстоятельства проведения проверочных мероприятий при остановке транспортного средства (Т.1 л.д. 84-86), заключением эксперта от 04.02.2022 № 12403020/0000482, согласно которому стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, составляет 2 075 642 рубля (Т.1 л.д.130-134), сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении РУП «Белтаможсервис» (Т.2 л.д. 82-83)
Перечисленные доказательства получены в установленном законом порядке, оснований сомневаться в их достоверности не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о перевозимых товарах не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей, и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно ее исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии ее выполнить.
Как следует из постановления Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001, предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ними обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей.
РУП «Белтаможсервис» имело возможность до подачи ДТ провести тщательную проверку соответствия товаросопроводительной документации фактическому наличию товара, однако таким правом не воспользовалось или не захотело воспользоваться. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствующих реализации РУП «Белтаможсервис» такого права, и отсутствии возможности предотвратить правонарушение, не представлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность РУП «Белтаможсервис» признаю оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, признание вины; обстоятельством, отягчающим административную ответственность, - повторное совершение однородного административного правонарушения (Т. 2 л.д. 86).
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, смягчающие и отягчающее административную ответственность обстоятельства, стоимость незадекларированного товара, считаю необходимым назначить РУП «Белтаможсервис» наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
признать республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» (регистрационный номер 101561144, дата государственной регистрации – 10.06.1999) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушении, а именно:
- фитингов из пластмассы: адаптер для шлангов с наружной резьбой с внутренней резьбой (3/4)/ с редуктором и без, HP 1016, страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлен, в количестве 40000 штук;
- фитингов из пластмассы HP 1004: коннектор для шлангов пластиковый (соединитель пластмассовый для шланга) 3/4, страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлены, в количестве 7500 штук;
- фитингов из пластмассы HP 1007: муфта соединительная для садового шланга с резьбовым соединением и без резьбового соединения 3/4, страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлен, в количестве 6032 штук;
- фрегат – оросителей 3-X пластиковых пульсирующихна ножке (подключение к шлангу с помощью коннектора), страна происхождения Китай, маркировка Big Macca, товарный знак не установлен, в количестве 4500 штук.
Конфискованные товары обратить в федеральную собственность.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья М.М. Живаева
дело № 5-322/2022
УИД: 69RS0039-01-2022-000883-59