ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № УИД520019-01-2022-000149-60 от 29.03.2022 Ардатовского районного суда (Нижегородская область)

Дело № УИД52RS0019-01-2022-000149-60

Производство № 5-55/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р.п.Ардатов 29 марта 2022 года

Судья Ардатовского районного суда Нижегородской области Кащук ДА.,

с участием лица, в отношении которого ведется рпоизводство по делу об административном правонарушении – Зрилина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении физического лица Зрилина А.В., гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности, суд

У С Т А Н О В И Л:

Из протокола об административном правонарушении № 254/2 от 13.12.2021, составленного консультантом сектора государственной охраны и надзора по объектам культурного (археологического наследия) управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Оленниковым А.С., следует:

На основании обращения гражданина, направленного в адрес управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление) из управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 26.08.2021 №ОГ-122747/21 Управлением, в период с 12.10.2021 по 15.10.2021 проведены мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХVII-ХIХ вв.» по адресу: ..., кадастровый номер ..., ....

В ходе вышеуказанных мероприятий по контролю установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ... возведен 3-х этажный капитальный объект недвижимости из кирпича с пристроем, согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости назначение объекта жилой дом площадью 1484,7 м2 кадастровый номер здания ....

Также произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером ..., который непосредственно примыкает к жилому дому с севера, юга и востока. Прилегающая территория по периметру имеет ограждение из металлического забора с распашными воротами для входа на территорию с улицы 1 мая, часть территории земельного участка между южным фасадом здания и металлическим забором имеет асфальтированное покрытие.

Жилой дом площадью 1484,7 м2 с кадастровым номером ..., возведенный на земельном участке с кадастровым номером ..., в настоящее время расположен в границах выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХVII-ХIХ вв».

В ходе рассмотрения документов, имеющихся в распоряжении Управления установлено следующее:

1. Указанный жилой дом возведен на основании разрешения на строительство от 01.10.2015 № RU 52-501101-62-2015 и поставлен на кадастровый учет 29.12.2017, год завершения строительства 2017 год;

2. В марте 2020 года сотрудниками института археологии Российской академии наук (ИА РАН) по договору №934-20 от 02.03.2020 с ООО «И» проводились научно-исследовательские археологические работы (разведки) и историко-культурная экспертиза земельного участка по объекту: «Строительство очистных сооружений на 1000 куб.м в сутки р.п. Ардатов Ардатовского района Нижегородской области». Работы осуществлялись на основании открытого листа №0153-2020, выданного на имя сотрудника отдела сохранения археологического наследия ИА РАН К от 16.04.2020. В ходе проведенных исследований был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХVII-ХIХ вв.».

На основании поступившего заявления сотрудника отдела сохранения археологического наследия ИА РАН К., в соответствии со статьями 3, 3.1, 16, 16.1, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-Ф3), статьи 6 Закона Нижегородской области от 02.02.2016 №14-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области» приказом Управления от 28.05.2020 №171 выявленный объект археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХУН-Х1Х вв.» включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, а также утверждена граница территории указанного выявленного объекта культурного (археологического) наследия.

Исходя из изложенного строительство жилого дома произведено до выявления объекта археологического наследия.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст.36 Федерального закона № 73-Ф3, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований статьи 36.

Также требование о проведении государственной историко-культурной экспертизы земель, подлежащих воздействию работ, содержится в статье 30 Федерального закона.

Согласно ст.31 Федерального закона №73-ФЗ, государственная историко- культурная экспертиза земель проводится путем археологической разведки в соответствии со ст.45.1 указанного закона.

В соответствии с п.28 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569, заключение экспертизы оформляется в виде акта, который со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (РБР) заказчик представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия (Управление) в целях принятия на его основании решения. Управление в течение 15 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его.

В случае обнаружения по результатам археологической разведки в границах земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и после принятия Управлением решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия заказчик работ обязан обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению его сохранности.

В ходе изучения документов, имеющихся в распоряжении Управления, установлено, что государственной историко-культурной экспертизы земельного участка путем археологической разведки по адресу: ..., кадастровый номер ..., не проводилось.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, собственником земельного участка с кадастровым номером ..., жилого дома с кадастровым номером ..., является физическое лицо Зрилин А.В.

На основании изложенного, физическим лицом - Зрилиным А.В. в нарушение п.1 ст.36, ст.30, п.1, п.2 ст.31 Федерального закона № 73-Ф3, проведены земляные и строительные работы по возведению объекта капитального строительства - жилого дома из кирпича площадью 1484,7 м2, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....

Изложенные нарушения обязательных требований Федерального закона № 73-ФЗ содержат признаки административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Указанное длящееся административное правонарушение выявлено 12.10.2021 в рамках проведения мероприятий по контролю.

В судебное заседание консультант сектора государственной охраны и надзора по объектам культурного (археологического наследия) управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Оленников А.С. не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. В связи с изложенным, суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие консультанта сектора государственной охраны и надзора по объектам культурного (археологического наследия) управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Оленникова А.С.,

Физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Зрилин А.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, заявил, что купил жилой дом и земельный участок 27.02.2014, ограничений прав и обременений объекта недвижимости в договоре купли-продажи зарегистрировано не было. 01.10.2015 он получил разрешение на строительство, подписанное главой администрации р.п.Ардатов Нижегородской области. В выданном ему уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют какие-либо ограничения в отношении использования принадлежащего ему земельного участка. О том, что дом или земельный участок может являться объектом культурного наследия Нижегородской области, он не предполагал. Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Выслушав Зрилина А.В., проверив материалы дела, полномочия должностного лица, осуществлявшего производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, суд приходит к следующему:

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении, физическим лицом - Зрилиным А.В. в нарушение п.1 ст.36, ст.30, п.1, п.2 ст.31 Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», не была проведена государственная историко-культурная экспертиза земельного участка путем археологической разведки по адресу: ..., кадастровый номер ..., после чего по указанному адресу проведены земляные и строительные работы по возведению объекта капитального строительства - жилого дома из кирпича площадью 1484,7 м2, с кадастровым номером .... Вместе с тем, по указанному адресу выявлен объект археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХУН-Х1Х вв.», который включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, а также утверждена граница территории указанного выявленного объекта культурного (археологического) наследия. Таким образом, жилой дом площадью 1484,7 м2 с кадастровым номером ..., возведенный на земельном участке с кадастровым номером ..., в настоящее время расположен в границах выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХVII-ХIХ вв».

Однако суд не соглашается с выводами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, о виновности Зрилина А.В. в совершении административного правонарушения, по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст.36 Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.

Земельный участок и жилой дом, собственником которых является Зрилин А.В., были включены в перечень выявленных объектов культурного наследия лишь 28.05.2020, тогда же была утверждена граница территории указанного выявленного объекта культурного (археологического) наследия.

Таким образом, на момент проведения строительных работ на участке в период с 2015 по 2017 годы Зрилин А.В. не мог знать о том, что данный участок находится в границах территории объекта культурного (археологического) наследия.

Доводы лица, составившего протокол об административном правонарушении о том, что Зрилиным А.В. не была проведена государственная историко-культурная экспертиза земельного участка путем археологической разведки, суд находит несостоятельными по следующим основаниям:

Согласно статье 28 Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях…:

- определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

Согласно пункту 34.2 пункта 1 ст.9 указанного Федерального закона, полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Критерии определения указанных территорий и порядок утверждения их границ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сведения о границах указанных территорий относятся к информации ограниченного доступа и не подлежат распространению или предоставлению физическим или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

Таким образом, государственная историко-культурная экспертиза на земельных участках должна проводиться только в тех случаях, когда у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

Как следует из представленных документов, научно-исследовательские археологические работы (разведки) и историко-культурная экспертиза земельного участка проводились сотрудниками института археологии Российской академии наук (ИА РАН) в марте 2020 года. В ходе проведенных исследований был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой города Ардатов ХVII-ХIХ вв.».

Сведения о том, что на момент проведения Зрилиным А.В. на участке строительства (2015-2017 годы) у органов охраны объектов культурного наследия имелись основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, суду не представлены.

При указанных обстоятельствах у Зрилина А.В., имевшего разрешение на строительство от 01.10.2015 без каких-либо ограничений, на момент строительства отсутствовала обязанность проведения историко-культурная экспертиза земельного участка путем археологической разведки.

Кроме того, согласно п.4 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", положение пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, выданных до 03.10.2016, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика

При указанных обстоятельствах, в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Зрилина А.В. отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, соответственно, отсутствовал состав указанного административного правонарушения.

Согласно положениям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Зрилина А.В., подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.7-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Зрилина А.В., - прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Нижегородский областной суд.

Судья п/п Д.А. Кащук

.