ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-104/19 от 28.05.2019 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Уникальный идентификатор дела 66RS0044-01-2019-000938-44 КОПИЯ

Дело № 1-104/2019

ПРИГОВОР

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2019 года г.Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Елисеевой Е.А.,

при секретаре Малютиной К.А.,

с участием: государственных обвинителей помощников прокуроров г.Первоуральска Свердловской области Коврижных А.А., Халеева С.В.,

представителей потерпевшего ФИО9, Свидетель №9,

защитника- адвоката Щибрик С.Ю.,

подсудимой Каргиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

КАРГИНОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, <данные изъяты>, не судимой,

в порядке ст.91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не задерживалась,

20.12.2018 избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п.«в» ч.3 ст.286 Уголовного кодекса Российской Федерации,

Установил:

Каргина Н.А., являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Преступление совершено на территории города Первоуральска Свердловской области при следующих обстоятельствах.

Каргина Н.А. в период с 07.06.2014 по 16.03.2015, в соответствии с распоряжением главы городского округа Первоуральск от 05.06.2014 и трудовым договором от 07.06.2014, являясь должностным лицом - директором ПМКУ «<данные изъяты>», обладающим административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями в Учреждении, являющийся на основании п.6 Раздела 2 Трудового договора от 07.06.2014 единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, на которого согласно пп.1 п.9 указанного трудового договора и п.п. 5, 7 п. 2.3 Устава Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>», утвержденным Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 27.06.2011 возложены обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Устава Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» и по содержанию благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа, а также контроль за выполнением работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов, действуя вопреки целям деятельности ПМКУ «<данные изъяты>», в нарушение интересов Городского округа, его населения и Российской Федерации, совершила преступление против государственной власти и интересов государственной службы при следующих обстоятельствах.

Каргина Н.А. являясь лицом, согласно пп.1 п.8 Трудового договора, имеющим право осуществлять действия без доверенности от имени учреждения (ПМКУ «<данные изъяты>»), которое в свою очередь на основании п.1.8 Устава ПМКУ «<данные изъяты>», утвержденному Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 27.06.2011 владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и средствами в соответствии с его назначением, целями и функциями Учреждения, зданиями собственника в пределах, установленных законодательством, в соответствии с пп.7 п.2.3 Устава осуществляет контроль за выполнением работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов, в целях оказания содействия ЗАО Производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» в незаконном использовании для целей предпринимательской деятельности полигона твердых бытовых отходов (городская свалка) общей площадью 7,5 ГА, расположенного в кварталах <адрес>, то есть на земельном участке государственного лесного фонда в границах ГКУ СО «<данные изъяты>» и размещения на нем твердых бытовых и промышленных отходов, заведомо зная о принадлежности лесного участка к лесному фонду и об отсутствии у ПМКУ «<данные изъяты>» законных прав и оснований на распоряжение лесными участками в составе земель лесного фонда, в период времени с 07.06.2014 по 16.03.2015 в дневное время, находясь в помещении Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, действуя умышленно, вопреки интересам службы, превышая свои должностные полномочия и, осознавая, что совершает действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, незаконно присвоив себе полномочия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, которые указаны в п.п.1 п.7 и п.п.4 п.8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 -ПП, в виде осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области и предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное пользование и в нарушение ч.1 ст.8, п.1 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, организация использования лесов на землях лесного фонда и предоставление лесных участков в безвозмездное пользование юридическим лицам в границах субъекта Российской Федерации является полномочием органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заключила договор от 01.01.2015 с ЗАО Производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>», в соответствии с которым ЗАО «ПКП «<данные изъяты>» принимает в пользование на безвозмездной основе полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес> сроком до 01.07.2015.

Переданный Каргиной Н.А. полигон ТБО находится на земельном участке государственного лесного фонда в границах государственного казенного учреждения Свердловской <адрес> «<данные изъяты>», Первоуральское участковое лесничество, Первоуральский участок, учтен в органе кадастра и картографии в составе земельного участка с кадастровым номером , находящегося в федеральной собственности.

В результате действий Каргиной Н.А., присвоившей себе полномочия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившихся в заключении договора от 01.01.2015 с ЗАО Производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>», которому на безвозмездной основе передан в пользование земельный участок государственного лесного фонда общей площадью 7,5 Га, в выделах № квартала Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, в период с 01.01.2015 до 01.07.2015, в отсутствие законных оснований, предусмотренных ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации, в нарушение установленного перечня видов использования лесов на землях лесного фонда, среди которых вид использования лесов – организация, использование полигона ТБО отсутствует, осуществлялось размещение (хранение) отходов производства и потребления, что привело к причинению существенного вреда окружающей среде, выраженное в деградации почвы на земельном участке (загрязнение окружающей среды), невозможности дальнейшего ведения лесного хозяйства.

Размер вреда, почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов ЗАО Производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>», действовавшего на основании заключенного договора от 01.01.2015 с Каргиной Н.А., превысившей свои должностные полномочия, как директор Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>», в вышеуказанный период времени составил 43 020 510 рублей.

Каргина Н.А. незаконно присвоила себе полномочия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, что повлекло существенное нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, существенное нарушение прав и законных интересов общества, так как в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов; охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, силами и средствами которого необходимо провести рекультивацию вышеуказанного лесного участка. Размер вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, из-за несанкционированного размещения отходов ЗАО Производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» составил 43 020 510 рублей.

Подсудимая Каргина Н.А. вину по предъявленному обвинению не признала, суду пояснила, что действительно в период с 07.06.2014 по 16.03.2015 занимала должность директора ПМКУ «<данные изъяты>», однако договор за от 01.01.2015 с ЗАО ПКП «<данные изъяты>» она не заключала, в представленном договоре подпись выполнена не ею.

Виновность подсудимой Каргиной Н.А. подтверждается следующими доказательствами.

Представитель потерпевшего ФИО9 суду пояснил, что на земельном участке площадью 7,5 Га, расположенном в пределах выделов квартала Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, имеется организованная на основании распоряжения Совета Министров СССР №4710-р с 1953 года свалка отходов. Иных городских свалок в г.Первоуральске кроме указанной нет. Свалка, расположенная в выделах и свалка, расположенная в выделах квартала , является одним и тем же объектом, передававшимся в разные периоды времени ЗАО ПКП «СтальМаркет» для эксплуатации.

Представитель потерпевшего Свидетель №9 дал суду показания аналогичные показаниям представителя потерпевшего ФИО9, дополнительно указав, что им был рассчитан ущерб, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды на части спорного земельного участка. Кроме того, им выполнен уточненный расчет ущерба, с учетом тоннажа складированного в инкриминируемый Каргиной Н.А. период совершения преступления, а также класса опасности отходов. Данные расчеты были произведены на основании данных статистической отчетности предоставленных ЗАО ПКП «<данные изъяты>» по форме 2-ТП (отходы) и Методики за . Полагает, что класс опасности должен быть учтен пятый, поскольку в инкриминируемый период ЗАО ПКП «<данные изъяты>» лицензии не имело, также эти данные следуют из формы 2-ТП (отходы). Вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды из-за несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда, является существенным для общества и для государства.

Свидетель ФИО10 суду пояснил, что в период с 2013 года по конец 2016 года в должности начальника юридического отдела ПМУП «ПО <данные изъяты>» работала Свидетель №3

Свидетель Свидетель №2 суду пояснил, что полигон твердых бытовых отходов (городская свалка), общей площадью 7,5 Га расположен в квартале <адрес>, участок <адрес>, то есть на землях лесного государственного фонда. Полигон использовал ЗАО ПКП «<данные изъяты>». Данный полигон находился на землях ГО Первоуральск незаконно. В какой-то момент у ЗАО ПКП «<данные изъяты>» истекла лицензия на сбор и переработку твердых бытовых отходов, но они продолжали работать. Выявленные нарушения были зафиксированы документально и направлены в различные правоохранительные органы. В последующем прокуратура <адрес> направила в суд иск с требованием о возмещении ущерба, причиненного Лесному фонду, а также с требованием проведения рекультивации. Иск судом был удовлетворен. Как ему известно, должностные лица администрации ГО Первоуральск пытались решить вопрос о переводе земли, на котором расположен полигон, в муниципальную землю, но у них ничего не получилось. Городская свалка в г.о.Первоуральска одна и действовала с 1950 гг.

Свидетель Свидетель №3 суду пояснила, что в период с 2011 года по январь 2017 года она занимала должность начальника юридического отдела ПМУП «ПО <данные изъяты>». Она готовила проект договора безвозмездного пользования о предоставлении ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в пользование полигона твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес>. В 2013 году она выяснила, что правоустанавливающих документов на полигон у их предприятия ПМУП «ПО <данные изъяты>» нет, в связи с чем, когда к ним пришел директор ЗАО ПКП «<данные изъяты>» и попросил заключить с ним договор безвозмездного пользования, они отказали. При создании ПМКУ «<данные изъяты>» кто-то из сотрудников указанной организации либо сам Свидетель №8 попросил ее дать образец договора безвозмездного пользования о предоставлении ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в пользование полигона твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес>, что она и сделала.

Свидетель ФИО11 суду пояснила, что она работала в должности юрисконсульта ПМКУ «<данные изъяты>» с августа 2014 года по январь 2018 года. Когда она трудоустроилась в ПМКУ «<данные изъяты>», директором была Каргина Н.А., затем стал ФИО12, потом Свидетель №6 Около двух лет назад в их организацию пришли сотрудники правоохранительных органов, которые произвели выемку документов, связанных с вышеуказанным полигоном. Тогда ей и стало известно о ранее заключенных договорах, а также о том, что земельный участок, на котором расположен полигон не находился в собственности либо аренде их ПМКУ, в связи с чем они не могли предоставлять его в пользование.

Свидетель Свидетель №5, работающий директором ООО «<данные изъяты>», суду пояснил, что сфера деятельности его предприятия заключалась в переработке бытовых отходов. В 2004 году с МПО «<данные изъяты>» заключен договор аренды полигона твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес>. Составляли договор сотрудники МПО «<данные изъяты>». В 2008 году их ООО получило лицензию на сбор и переработку твердых бытовых отходов – 4, 5 класс опасности. В 2009 году их ООО заключило новый договор безвозмездного пользования ПМУП «ПО <данные изъяты>» на полигон. Срок действия договора – 1 год. С тех пор указанный договор заключался ежегодно. Земельный участок, на котором расположена городская свалка, не был оформлен администрацией города надлежащим образом. С 01.01.2014 указанный договор заключался с ПМКУ «<данные изъяты>». Свидетель №8 пытался переоформить земельный участок под полигоном из земель лесного фонда, но у него не получалось. Все договоры готовили должностные лица ПМКУ «<данные изъяты>». В течение 2015 года его предприятие осуществляло свою деятельность на отведенном земельном участке. Им велась переписка с должностными лица администрации о том, что указные земли необходимо оформить в собственности или поставить на баланс ГО Первоуральск, чтоб осуществлять вывоз и переработку ТБО. В 2015 году им были заключены с ПМКУ «<данные изъяты>» всего два договора о безвозмездном использовании полигона ТБО для складирования и переработки мусора. Данные договоры были заключены с ним директорами ПМКУ «<данные изъяты>» Каргиной и ФИО43. Заключенный с Каргиной договор, он подписывал в ПМКУ «<данные изъяты>». О том, что полигон ТБО не был оформлен надлежащим образом, Каргина знала, поскольку данный вопрос непосредственно обговаривался с ФИО40, который и поставил ее в известность. Кроме указанных договоров он больше не заключал с ПМКУ «<данные изъяты>» иных договоров. Иных свалок на территории г.о. Первоуральск не было с 1950 гг., свое месторасположение свалка не изменяла, за границы отведенного ему участка он не выходил, неоднократно в год его проверяли различные контролирующие организации и нарушений не было обнаружено.

В ходе очной ставки с Каргиной Н.А. свидетель Свидетель №5 полностью подтвердил свои показания, указал, что он пришел в офис «<данные изъяты>», которое возглавляла Каргина Н.А., где ему предоставили договор безвозмездного пользования, который он подписал. На следующий день он пришел и забрал договор, который был уже подписан второй стороной. Данный договор подписывался либо в конце декабря 2014 года, либо во второй половине января 2015 года. Когда он подписывал договор, дата в нем не была указана. Во время работы Каргиной Н.А. в должности директора ПМКУ «<данные изъяты>» был заключен один договор (том 2 л.д.119-121).

Свидетель Свидетель №6 суду пояснила, что в должности директора ПМКУ «<данные изъяты>» она состояла с октября 2015 года по 04.12.2017. С 2011 года создано ПМКУ «<данные изъяты>». При его создании руководителем был Свидетель №8, затем Каргина Н.А., ФИО12, потом она.

Свидетель Свидетель №7 суду пояснил, что до июля 2015 года он занимал должность начальника управления городского хозяйства в г.Первоуральске. С момента его назначения на должность заместителя главы ГО Первоуральск им был разработан порядок разработки проектов договоров заключаемых ПМКУ «<данные изъяты>». Согласно данному порядку, проект договора должен быть согласован всеми службами и специалистами данной организациями. Каргина не обращалась к нему с целью согласования проекта договора с ЗАО ПКП «<данные изъяты>» о передаче земельного участке в безвозмездное пользование. О том, что Каргина в 2015 году по договору передал земельный участок в безвозмездное пользование ЗАО ПКП «<данные изъяты>», он не знал.

Свидетель Свидетель №8 суду пояснил, что директором ПМКУ «<данные изъяты>» он был до 06.06.2014. Организация располагалась по <адрес> Договор безвозмездного пользования от 01.01.2014 о предоставлении ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в пользование полигона твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес> до конца 2013 года указанный полигон предоставлялся в безвозмездное пользование ПМУП «ПО <данные изъяты>». С 01.01.2014 ПМУП «ПО <данные изъяты>» не захотели продлять договор с ЗАО ПКП «<данные изъяты>», так как полигон не стоял на балансе где-либо. По бумагам, полигон существует с 1953 года. Он решил взять договор безвозмездного пользования в ПМУП «ПО <данные изъяты>» от 01.01.2013 и по образцу заключить договор с ЗАО ПКП «<данные изъяты>», подготовил договор и подписал его с Свидетель №5, которому необходим был договор для получения лицензии. Договор был безвозмездным. Когда ФИО44 обратился к нему с просьбой заключения договора, он обратился к Главе ГО ФИО13 либо к его заместителю ФИО14, спросил, что делать, пояснив, что полигона нет. Ему руководство пояснили, что половина земли, которую занимает полигон (городская свалка), принадлежит Лесному фонду РФ, а половина земли принадлежит ГО Первоуральск. Сказали, что они будут принимать меры к переоформлению земли в собственность города. После своего увольнения он передал папку с документами, которые касались указанного полигона новому директору – Каргиной Н.А., просил ее продолжить работу по узакониванию полигона и постановки его на баланс, сказав, что документы на отведенный ЗАО ПКП «<данные изъяты>» земельный участок надлежащим образом не оформлены, полигон ТБО не состоит на балансе города.

В ходе очной ставки с Каргиной Н.А. свидетель Свидетель №8 полностью подтвердил свои показания, пояснив, что в период замещения им должности директора ПМКУ «<данные изъяты>», Каргина Н.А. занимала должность его заместителя. Он уведомил Каргину Н.А. о том, что земельный участок под размещение ТБО не состоит на балансе ГО Первоуральск (том 2 л.д.122-128).

Допрошенный в качестве специалиста ФИО15, имеющий свидетельство об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю, от 05.10.2017, выданное Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, суду пояснил, что расчет ущерба, причинного почвам как объекту охраны окружающей среды производился в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Согласно представленным в судебном заседании сведениям ЗАО ПКП «<данные изъяты>» о количестве принятых от предприятий отходов за 2015 год в период с 01.01.2015 до 01.07.2015 на земельном участке было размещено 7170,085 тонн отходов производства и потребления 5 класса опасности. Сведения ЗАО ПКП «<данные изъяты>» о количестве принятых от предприятий отходов за 2015 год соответствуют сведениям Федеральной статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) ЗАО ПКП «<данные изъяты>» за 2015 год. Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды на части земельного участка, расположенного в выделах квартала Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, в результате несанкционированного размещения отходов на основе данных Федерального статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) составил в первом полугодии 2015 года с учетом несанкционированного размещения отходов 5 класса опасности 43 020 510 рублей.

Вина Каргиной Н.А. также подтверждается письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании:

- рапортом об обнаружении признаков преступления от 19.03.2018, согласно которому старший оперуполномоченный УФСБ России по Свердловской области старший лейтенант ФИО16 выявил в действиях Каргиной Н.А. признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ (том 1 л.д.34-36),

- постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности от 19.03.2018, согласно которому начальник УФСБ России по Свердловской области передает рапорт от 19.03.2018 об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, с приложениями по подследственности в СУ СК России по Свердловской области (том 1 л.д.37),

- постановлением о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности от 19.03.2018, согласно которому начальник УФСБ России по Свердловской области, рассмотрев материалы ОРМ, полученные в отношении Каргиной Н.А., постановил направить полученные материалы в СУ СК России по Свердловской области для принятия решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ (том 1 л.д.38-41),

- свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от 29.09.2010, согласно которому на основании ст.19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ, земельный участок государственного лесного фонда в границах государственного казенного учреждения Свердловской области «<данные изъяты>», Первоуральское участковое лесничество, Первоуральский участок, учтен в органе кадастра и картографии в составе земельного участка с кадастровым номером , субъект права – Российская Федерация (том 1 л.д.44),

- протоколом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 25.12.2015, согласно которому из служебного помещения ПКП «<данные изъяты>» изъят договор безвозмездного пользования земельного участка от 01.01.2015, заключенный между ПМКУ «<данные изъяты>» и директором ЗАО ПКП «<данные изъяты>» (том 1 л.д.58-62),

- договором аренды твердых бытовых отходов (городской свалки) от 30.06.2004 между ПМУП «ПО <данные изъяты>» (арендодатель) и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» (арендатор), согласно которому арендодатель передает арендатору во временное пользование полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 га, расположенный в кварталах <адрес> на северо-западе г.Первоуральска, с дополнительным соглашением к нему и актом приема-передачи (том 1 л.д.63-66);

- договором безвозмездного пользования за юр/13 от 01.05.2013 между ПМУП «ПО <данные изъяты>» в лице директора ФИО17 и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в лице директора Свидетель №5, согласно которому ПМУП «ПО <данные изъяты>» передает ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в пользование полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес> на северо-западе г.Первоуральска, срок действия договора с 01.05.2013 по 31.12.2013, и актом приема-передачи (том 1 л.д.67-69);

- договором безвозмездного пользования за от 01.01.2014 между ПМКУ «<данные изъяты>» в лице директора Свидетель №8 и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в лице директора Свидетель №5, согласно которому ПМКУ «<данные изъяты>» предоставляет ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в пользование полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 га, расположенный в кварталах <адрес> на северо-западе г.Первоуральска, срок действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014 (том 1 л.д.70-71);

- договором безвозмездного пользования от 01.01.2015 , в соответствии с которым ПМКУ «<данные изъяты>» в лице директора Каргиной Н.А., и ЗАО Производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» в лице директора Свидетель №5 заключили договор, в соответствии с которым ПМКУ «<данные изъяты>» предоставляет, а ЗАО принимает в пользование полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в 68-69 кварталах <адрес> сроком до 01.07.2015 (том 1 л.д.72-73),

- копиями платежных поручений, согласно которым до 20.05.2013 ЗАО ПКП «<данные изъяты>» оплачивало ПМУП «ПО <данные изъяты>» арендную плату по договору аренды за от 30.06.2004 (том 1 л.д.100-180);

- распоряжением Совета Министров СССР от 02.03.1953 -р, на основании которого Первоуральским лесничеством Верх-Исетского лесхоза (кВ.111) отделу коммунального хозяйства Первоуральского горисполкома отведен земельный участок для свалки мусора площадью 5,0 га, сроком на 10 лет, с правом вырубки леса, отделу коммунального хозяйства Первоуральского горисполкома по окончании срока пользования отводимым земельным участком привести его в состояние, пригодное для лесонасаждения (том 1 л.д.183-192);

- поручением за от 29.01.2018 руководителю Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО ФИО18, согласно которому УФСБ России по Свердловской <адрес> просит произвести расчет размера ущерба, в том числе с 01.07.2015 по 31.12.2015 (том 1 л.д.202-203);

- сведениями начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО18 от 27.02.2018, согласно которым размер вреда почвам как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов составил в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 – 54 898 125 рублей. ЗАО ПКП «<данные изъяты>» за 2015 год предоставляло в адрес Департамента отчетность по форме 2-тп (отходы). Исчисление размера вреда произведено исходя из массы поступивших из других организаций в ЗАО ПКП «<данные изъяты>» отходов за 2015 год, выгруженной из Программно-технического комплекса «Госконтроль» (том 1 л.д.204);

- протоколом выемки от 03.08.2018, согласно которому в ПМКУ «<данные изъяты>» по <адрес> изъяты документы, содержащие свободные образцы подписи и почерка Каргиной Н.А. за период с 2014-2015 г.г. (том 2 л.д.3-5),

- протоколом выемки от 03.09.2018, согласно которому в Первоуральском городском суде по <адрес> изъят договор от 01.01.2015 из уголовного дела (том 2 л.д.8-12),

- протоколом осмотра предметов от 03.09.2018, согласно которому осмотрены: договор от 01.01.2015 изъятый в ходе выемки от 03.09.2018; письмо руководителю ПМКУ «ЦБ» ФИО19 от 04.07.2014; письмо председателю Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа ФИО20 Максименко от 08.07.2014; письмо начальнику отдела Управления Федерального казначейства по Свердловской области ФИО21 от 21.07.2017; письмо директору ППМУП «Водоканал» ФИО22 от 28.07.2014; письмо начальнику Управления Городского хозяйства Свидетель №7 от 28.07.2014; письмо главе Администрации городского округа Первоуральск ФИО45 от 30.07.2014; письмо начальнику финансового управления Администрации городского округа ФИО24 Гладковой от 31.07.2014; сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей); письмо ФИО25 от 06.08.2014; табличный документ, содержащий сведения о заключенных муниципальных контрактах; образцы подписи и почерка Каргиной Н.А. (том 2 л.д.13-15),

- заключением эксперта , согласно которому подпись, имеющая в графе «Директор ПМКУ «<данные изъяты>» Н.А.Каргина» в Договоре от 01 января 2015 года выполнена Каргиной Н.А. (том 2 л.д.25-38),

- уставом Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>», утвержденный Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 27.06.2011 , согласно которому:

п.1.1, п.1.4 Первоуральское муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты>» (далее по тексту- ПМКУ) является муниципальным казенным учреждением, созданным для решения вопросов местного значения, учредителем которого является городской округ Первоуральск;

п.1.8 ПМКУ владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и средствами в соответствии с его назначением, целями и функциями ПМКУ, заданиями собственника в пределах, установленных законодательством;

пп.5 п.2.3 ПМКУ осуществляет содержание благоустройства и озеленение территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;

пп.7 п.2.3 ПМКУ осуществляет контроль за выполнением работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов;

п.4.6 ПМКУ возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Главой городского округа Первоуральск;

п.4.7 директор осуществляет текущее руководство деятельностью ПМКУ, подотчетен Главе городского округа Первоуральск, начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, а по имущественным вопросам – Комитету по управлению имуществом городского округа Первоуральск;

пп.5, пп.13 п.4.9 директор выполняет следующие функции и обязанности по организации, обеспечению деятельности ПМКУ: в установленном порядке осуществляет сделки от имени ПМКУ; в пределах, установленных законодательством, распоряжается имуществом (том 2 л.д.48-55),

- решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 29.12.2016, согласно которому ООО «<данные изъяты>» запрещено использовать лесной участок, площадью 6,5 га, расположенный в квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, до завершения работ по рекультивации лесного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов. ООО «<данные изъяты>» и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» обязаны в срок до 31.12.2018: разработать проект рекультивации вышеуказанного лесного участка; провести рекультивацию вышеуказанного лесного участка. Администрация ГО Первоуральск обязана организовать выполнение работ по разработке проекта и рекультивации указанного лесного участка. С ООО «<данные изъяты>» и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» взыскана солидарно сумма причиненного ущерба в размере 965 625 000 рублей (том 2 л.д.56-61),

- апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.05.2017, которым решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 29.12.2016 изменено в части удовлетворения требований о возмещении вреда, с ООО «<данные изъяты>» и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» взыскана сумма причиненного ущерба в размере 426 562 500 рублей с каждого. В остальной части решение оставлено без изменения (том 2 л.д.62-65),

- постановлением Первоуральского городского суда от 21.12.2017, согласно которому в отношении Свидетель №8 уголовное дело (преследование) прекращено и назначена мера уголовно-правого характера в виде судебного штрафа в сумме 50 000 рублей за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.2 ст.247 УК РФ (том 2 л.д.67),

- постановлением Первоуральского городского суда от 06.06.2018, согласно которому в отношении ФИО17 уголовное дело (преследование) прекращено и назначена мера уголовно-правого характера в виде судебного штрафа в сумме 20 000 рублей за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ (том 2 л.д.68),

- протоколом получения образцов для сравнительного исследования от 24.07.2018, согласно которому у Каргиной Н.А. получены образцы почерка и подписи (том 2 л.д.106-108),

- трудовым договором с руководителем муниципального учреждения от 07.06.2014, согласно которому глава администрации ГО Первоуральск ФИО26 - работодатель и Каргина Н.А. заключили трудовой договор, согласно условиям, которого Каргина Н.А. наделена административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, а именно:

в силу п.6 трудового договора руководитель является единоличным исполнительным органом ПМКУ, осуществляющим текущее руководство его деятельностью;

согласно п.7 трудового договора руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью ПМКУ в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом ПМКУ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц;

из пп.1 п.8 трудового договора следует, что руководитель имеет право на осуществление действий без доверенности от имени ПМКУ;

в соответствии с пп.1 п.9 трудового договора руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Устава ПМКУ «<данные изъяты>», коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (том 2 л.д.161-167),

- распоряжением главы администрации городского округа Первоуральск от 05.06.2014 , согласно которому Каргина Н.А. назначена на должность директора Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» (том 2 л.д.168);

- распоряжением главы администрации городского округа Первоуральск от 13.03.2015 за , согласно которому Каргина Н.А. уволена с должности директора Первоуральского муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» с 16.03.2015 (том 2 л.д.169);

- справкой-исчислением размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов на части земельного участка, согласно выводам которой, в первом полугодии 2015 года с учетом несанкционированного размещения 5-го класса отходов размер вреда составил 43 020 510 рублей (том 3 л.д.65-71);

- сведениями ЗАО ПКП «<данные изъяты>» о количестве принятых от предприятий отходов за 2015 год (том 3 л.д.71-75);

- данными Федеральной статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) ЗАО ПКП «<данные изъяты>» за 2015 год (том 3 л.д.76-105);

- методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 (том 3 л.д.106-115);

- выкопировкой из картографического материала, расположение лесных кварталов в границах Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества - соотношении (месторасположение относительно друг друга) кварталов 78 и 68-69 (том 3 л.д.117-121);

- Указом Губернатора Свердловской области от 03.12.2007 -УГ «О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений», согласно которому создано Государственное учреждение Свердловской области «<данные изъяты>» (том 3 л.д.122-126);

- актом о лесонарушении от 03.10.2014 (том 3 л.д.127-133);

- актом о лесонарушении от 23.06.2016 (том 3 л.д.134-140);

- схемой размещения полигона твердых бытовых отходов в границах Билимбаевского лесничества с указанием: границы ГКУ СО «<данные изъяты>» (земли лесного фонда), границы г.Первоуральска (земли населенных пунктов), территории полигона ТБО, «тела» полигона ТБО, являющегося местом складирования ТБО, (земли лесного фонда), участка заезда на территорию полигона ТБО (земли населенных пунктов) (том 3 л.д.141-143);

- разрешением на производство работ в лесном фонде, не связанных с ведением лесного хозяйства (том 3 л.д.153-154);

- приказом и.о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО27 от 19.04.2013 об отказе ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в переоформлении лицензии деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по причине несоблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий согласно акту проверки лицензиата от 11.04.2013 -л, проведенной Департаментом (том 3 л.д.155);

- приказом заместителя руководителя Комитета по управлению имуществом ФИО28 от 30.06.2004 , согласно которому ПМУП «ПО <данные изъяты>» разрешено заключить договор аренды с ЗАО ПКП «Сталь Маркет» на полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 га, расположенный по адресу: <адрес>, (северо-западная часть), кварталы <адрес>, сроком с 01.07.2004 по 01.06.2009 (том 3 л.д.156);

- заключением Департамента природных ресурсов по Уральскому региону от 09.10.2001 , согласно которому согласован отвод земельного участка МПО <данные изъяты> г.Первоуральска под свалку-полигон бытовых и промышленных отходов г.Первоуральска, сроком на 10 лет, в лесах первой группы Билимбаевского лесхоза, общей площадью 7,5 га (том 3 л.д.159);

- уведомлением генеральному директору ЗАО ПКП «<данные изъяты>» об отказе в переоформлении лицензии от 19.04.2013, причиной отказа в том числе явилось отсутствие документов, свидетельствующих о законном основании права пользования полигоном ТБО, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности (том 3 л.д.166-167);

- актом проверки лицензиата -л от 11.04.2013 Департамента Росприроднадзора по УрФО (том 3 л.д.168-187);

- должностным регламентом начальника отдела земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО (том 3 л.д.199-207);

- служебным контрактом за Свидетель №9 (том 3 л.д.208-214);

- приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за от 14.09.2016 «Об организации работы по контролю за возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства» (том 3 л.д.215-220);

- приказом руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО от 30.11.2007 об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта по материалам обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ЗАО ПКП «<данные изъяты>» и заключение экспертной комиссии (том 3 л.д.221-232);

- лицензией № ОТ от 11.03.2008, выданной МТУ Ростехнадзора по УрФО ЗАО ПКП «<данные изъяты>» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на срок до 12.03.2013, места осуществления лицензируемого вида деятельности – полигон ТБО, расположенный в кварталах <адрес> на северо-западе Первоуральска (том 3 л.д.233-241);

- заявлением генерального директора ЗАО ПКП «<данные изъяты>» Свидетель №5 от 05.03.2013 о переоформлении лицензии, выданной 11.03.2008 (том 3 л.д.248-253);

- договором аренды твердых бытовых отходов (городской свалки) от 30.06.2004 между ПМУП «ПО <данные изъяты>» и ЗАО ПКП «<данные изъяты>» с дополнительным соглашением к договору и дополнительным соглашением к договору от 09.01.2013, согласно которому договор аренды продлен по 31.12.2017 (том 4 л.д.1-6);

- заявлением генерального директора ЗАО ПКП «<данные изъяты>» Свидетель №5 от 07.02.2013 о переоформлении лицензии, выданной 11.03.2008 (том 4 л.д.13).

Также в судебном заседании были исследованы материалы гражданского дела , в том числе:

- отказной материал КУСП , согласно которому постановлением старшего УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по г.Первоуральск ФИО29 от 01.06.2016 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ЗАО ПКП «<данные изъяты>» по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.330 УК РФ на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ;

- выписка из книги отвода лесных площадей по Верх-Исетскому лесхозу от 12.01.2001 -м, согласно которой на основании распоряжения Совета Министров СССР от 02.03.1953 -р и Министерства лесного хозяйства СССР от 06.03.1953 № ОП-03/683-69 из Билимбаевского лесхоза Первоуральского лесничества <адрес> отделу коммунального хозяйства Первоуральского горисполкому предоставлена площадь 5,0 га под организацию городской свалки с исключением из гослесфонда в постоянное пользование;

- решение Исполнительного комитета Первоуральского городского Совета депутатов трудящихся от 05.08.1952 , согласно которому городская свалка образована в начале 1947 года на городских землях, на территории бывшего Горлесхоза с занятым участком в 5,0 га. Учитывая, что при передаче лесов Горлесхоза в систему Министерства лесного хозяйства в 1948 году изъятие земельного участка, занятого под городскую свалку в количестве 5,0 га не было обусловлено, что городская свалка в данное время числится в <адрес> Первоуральского лесничества Министерства лесного хозяйства, и, что в течение 3 лет на благоустройство городской свалки вложены крупные суммы бюджета, Горсовет просит о закреплении земельного участка под городскую свалку в <адрес> Первоуральского лесничества в количестве 5,0 га за Первоуральским Горлесхозом с изъятием его из ведения Верх-Исетского лесхоза и передачей в городскую черту;

- ответ на запрос от 26.10.2016 председателя Комитета по Управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск, согласно которому документы, касающиеся проведения работ по рекультивации участка, отведенного из земель Первоуральского лесничества (квартал 111) Верх-Исетского лесхоза, на основании Распоряжения Совета Министров СССР от 02.03.1953 -р, по окончании 10 летнего срока его использования в Администрации городского округа Первоуральск отсутствуют;

- сведения ГКУ СО «<данные изъяты>» исх.от 25.10.2016 , согласно которым объект, поименованный как «городская свалка», расположен на территории лесного фонда ГКУ СО «<данные изъяты>» в квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества в выделах: ; в кварталах отсутствует свалка твердых бытовых отходов; имеется обременение – договор аренды от 10.04.2008 с целью заготовки древесины ООО «<данные изъяты>», с приложением копии планшета лесоустройства квартала , копии планшета лесоустройства квартала , копии таксационного описания лесоустройства 2010 г. квартала схемы ГКУ СО «<данные изъяты>»;

- ответ Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск от 26.09.2016, согласно которому по данным Администрации городского округа Первоуральск земельный участок, расположенный в 78 квартале Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, относится к землям гослесфонда, на данный земельный участок зарегистрировано право собственности РФ, между Департаментом лесного хозяйства Свердловской <адрес> и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка, сведения о разрешении организации свалки ТБО на данном земельном участке отсутствуют;

- разрешение на производство работ в лесном фонде, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующих перевода лесных земель в нелесные и их изъятие, данное руководителем Билимбаевского лесхоза ПМУП «ПО <данные изъяты>» на прием, складирование, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов в Первоуральском лесничестве квартала , площадь 7,5 га, таксационная характеристика – существующая городская свалка, на срок 5 лет, по 21.12.2008;

- постановление и.о. Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО30 от 29.06.2004 , согласно которому ПМУП «ПО <данные изъяты>» дано разрешение на заключение договора аренды с ЗАО ПКП «Сталь Маркет» на полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 га, расположенный по адресу: <адрес>, (северо-западная часть), кварталы <адрес>, сроком с 01.07.2004 по 01.06.2009;

- служебным контрактом за , а также должностным регламентом Свидетель №9 согласно которым начальник отдела земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО в том числе обязан выполнять расчет вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды по утвержденным методикам;

- приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за от 14.09.2016 об организации работы по контролю за возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства.

Исходя из совокупности всех доказательств, исследованных в судебном заседании, суд находит вину подсудимой Каргиной Н.А. в совершенном преступлении установленной.

Вместе с тем, с учетом мнения государственного обвинителя и положений ч.3 ст.49 Конституции Российской Федерации, п.3 ч.8 ст.246 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1, ч.2 ст.252 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации, действия подсудимой Каргиной Н.А. суд квалифицирует по ч.1 ст.286 Уголовного кодекса Российской Федерации, как совершение должностным лицом действия, явно выходящего за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

При оценке доказанности вины подсудимой, суд берет за основу показания представителей потерпевшего ФИО9, Свидетель №9, свидетелей Свидетель №2, Свидетель №3, ФИО11, ФИО31, Свидетель №7, Свидетель №8, специалиста ФИО15, а также письменные доказательства вины подсудимой, исследованные в судебном заседании. Все доказательства вины подсудимой согласуются между собой и обстоятельствами дела.

Так, в судебном заседании установлено, что Каргина Н.А. в инкриминируемый ей период совершения преступления с 07.06.2014 по 16.03.2015 занимала на основании распоряжения Главы городского округа Первоуральск за от 05.06.2014 (том 2 л.д.168) и трудового договора за от 07.06.2014 (том 2 л.д.161-167) должность директора ПМКУ «<данные изъяты>», и обладала в соответствии с указанными документами административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, являясь при этом в соответствии с частью 1 примечания к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации должностным лицом.

Вопреки версии стороны защиты в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Каргина Н.А. в период с 07.06.2014 по 16.03.2015 в дневное время, находясь в помещении ПМКУ «<данные изъяты>» по <адрес> заключила от имени ПМКУ«<данные изъяты>» с генеральным директором ЗАО ПКП «<данные изъяты>» Свидетель №5 договор безвозмездного пользования за от 01.01.2015, согласно которому ПМКУ «<данные изъяты>» предоставило, а ЗАО ПКП «<данные изъяты>» приняло в пользование полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку), общей площадью 7,5 Га, расположенный в кварталах <адрес> на северо-западе <адрес>, сроком с 01.01.2015 до 01.07.2015. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение, как из показаний допрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля Свидетель №5, пояснившего о заключении указанного договора с Каргиной Н.А., так и подтверждается исследованные письменными материалами дела, в том числе, непосредственно договором за от 01.01.2015, изъятым в ходе обыска в служебном помещении ЗАО ПКП «<данные изъяты>» (том 1 л.д.58-62).

Принадлежность предоставленного указанным договором земельного участка к землям государственного лесного фонда, и нахождение его в квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, также нашло свое подтверждение и сомнений не вызывает. Так из показаний представителей потерпевшего, свидетелей Свидетель №2, Свидетель №5, Свидетель №8, исследованных письменных доказательств, в том числе схемы размещения полигона твердых бытовых отходов, выкопировки из картографического материала; выкопировки лесоустройства по кварталам 68-69, а также иных материалов дела следует, что фактически под размещение твердых бытовых отходов предоставлялся участок, расположенный в квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества. Кроме того, решением Первоуральского городского суда от 29.12.2016, вступившим в законную силу 19.05.2017 неточности в указании номера квартала, где был предоставлен земельный участок, под размещение ТБО также были отмечены и фактически устранены (том 2 л.д.56-61, л.д.62-65), что нашло свое подтверждение из исследованных в ходе судебного разбирательства материалов гражданского дела за . Допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели Свидетель №5, Свидетель №2, Свидетель №3, ФИО11, Свидетель №7, Свидетель №8 пояснили, что свалка мусора (ТБО), с 1950-х г.г. одна и находится фактически в одном и том же месте, каких-либо иных в городе не имеется.

Осуществление заявленной в договоре деятельности ЗАО ПКП «<данные изъяты>» на предоставленном земельном участке нашло свое подтверждение из показаний свидетеля Свидетель №5, также указавшего, что с момента первоначального предоставления земельного участка для размещения ТБО его фактическое месторасположение не изменялось. Размещение отходов ЗАО ПКП «<данные изъяты>» подтверждается данными Федеральной статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) ЗАО ПКП «<данные изъяты>» за 2015 год и сведениями ЗАО ПКП «<данные изъяты>» о количестве принятых от предприятий отходов за 2015 год. При этом в 2015 году ЗАО ПКП «<данные изъяты>» пользовалось предоставленным земельным участком на безвозмездной основе на основании договора, заключенного с ПМКУ «<данные изъяты>», что не оспаривал Свидетель №5 и подтверждается платежными поручениями ЗАО ПКП «<данные изъяты>», согласно которым оплата ЗАО ПКП «<данные изъяты>» производилась до 20.05.2013 (том 1 л.д.100-180). Объяснения Свидетель №5, данные участковому уполномоченному в рамках отказного материала не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательством в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не являются.

Предоставленный договором за от 01.01.2015 земельный участок государственного лесного фонда в границах государственного казенного учреждения Свердловской <адрес> «<данные изъяты>», Первоуральское участковое лесничество, Первоуральский участок, учтен в органе кадастра и картографии в составе земельного участка с кадастровым номером , субъект права – Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от 29.09.2010 (том 1 л.д.44).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель в Российской Федерации по целевому назначению входят земли лесного фонда.

В силу ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Виды использования лесов предусмотрены ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации, и организация полигона ТБО на землях лесного фонда указанным законом не предусмотрена.

Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам в границах субъекта Российской Федерации только органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а соответственно предоставление муниципальными органами исполнительной власти лесных участков в составе земель лесного фонда является незаконным.

В соответствии с п.п.1 п.7, п.п.4 п.8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области Департамент осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия Свердловской области в области лесных отношений: осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области; предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Являясь директором ПМКУ «<данные изъяты>» Каргина Н.А., заключая с ЗАО ПКП «<данные изъяты>» договор от 01.01.2015, бесспорно совершила активные действия, при этом явно превысила свои должностные полномочия директора ПМКУ «<данные изъяты>», поскольку фактически присвоила себе полномочия Департамента лесного хозяйства Свердловской области. Учитывая, что в договоре имеется указание на предоставление под полигон ТБО (городскую свалку) земель лесхоза, Каргина Н.А., как должностное лицо осознавала, что превышает свои должностные полномочия и распоряжается землями лесного фонда. Также из показаний свидетеля Свидетель №8, являющегося предшественником Каргиной Н.А. на занимаемой должности следует, что он лично довел до сведения Каргиной Н.А. информацию об использовании ЗАО ПКП «<данные изъяты>» земельного участка, не относящегося к муниципальным землям, и необходимости продолжить работу по переводу земельного участка относящегося к категории земель лесного фонда в иную, о чем передал документы.

С доводами о наличии преюдиции, установленной решением Первоуральского городского суда от 29.12.2016, в части распоряжения спорным земельным участком Администрацией г.о.Первоуральск, а не ПМКУ «<данные изъяты>», суд также не может согласиться, поскольку в силу ст.90 УПК РФ, а также разъяснений содержащихся в постановлении Конституционного суда от 21.12.2011 за -П приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле. Уголовно-правовая квалификация действий (бездействия) лица определяется исключительно в рамках процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, и не может устанавливаться в иных видах судопроизводства.

Преступление Каргиной Н.А. носит оконченный характер, поскольку ее действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Так, в силу части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из статьи 42 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.3, ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст.1, ст.4 указанного Федерального закона компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст.39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии со ст.12, ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из п.2, п.4 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что принципами лесного законодательства являются сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В силу ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими функций.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что активные действия Каргиной Н.А. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов общества и государства, а именно существенно нарушили права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Между действиями Каргиной Н.А. и наступившими последствиями в виде существенного вреда, существенного нарушения прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, имеется прямая причинно-следственная связь.

Так, судом установлено, что в результате действий Каргиной Н.А. из-за несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в период с 01.01.2015 до 01.07.2015, действовавшего на основании заключенного с Каргиной Н.А. договора от 01.01.2015, был причинен существенный вред окружающей среде в виде деградации почвы на земельном участке (загрязнение окружающей среды), невозможности дальнейшего ведения лесного хозяйства.

Вместе с тем, вред почвам как объекту охраны окружающей среды по мнению суда с учетом несанкционированного размещения 5-го класса отходов составил - 43 020 510 рублей. Данные обстоятельства следуют, как из показаний представителя потерпевшего Свидетель №9, пояснившего, что ЗАО ПКП «<данные изъяты>» размещала отходы в отсутствии соответствующей лицензии, а также предоставленных данных Федеральной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), согласно которым класс отходов является пятым.

Кроме того, из показаний представителя потерпевшего Свидетель №9 установлено, что вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды из-за несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда, является существенным для общества и для государства.

Размер вреда окружающей среде, выраженного в деградации почвы на земельном участке, невозможности дальнейшего ведения лесного хозяйства установлен начальником отдела земельного надзора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Свидетель №9, в чьи полномочия непосредственно входит обязанность расчета причиненного окружающей среде вреда, а также проверен в ходе судебного разбирательства специалистом ФИО15 имеющим свидетельство об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю от 05.10.2017, выданное Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, при этом оснований сомневаться в компетентности указанных специалистов, обладающих специальными познания и необходимым стажем работы, у суда не имеется.

При этом, правильность исчисления специалистом и экспертом вреда, вопреки доводам стороны защиты, у суда не вызывает, поскольку сумма исчислена на основании представленных ЗАО ПКП «<данные изъяты>» в адрес Департамента Росприроднадзора по УрФО данных 2-ТП (отходы) за 2015 год, с учетом Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 . Оснований сомневаться в достоверности сведений Федеральной статистической отчетности по форме 2-тп (отходы), представленных в судебном заседании представителем потерпевшего, у суда не имеется.

С доводами подсудимой и защитника о непричастности Каргиной Н.А. к совершенному преступлению, суд не может согласиться, поскольку согласно выводам заключения эксперта за , подпись в графе «Директор ПМКУ «<данные изъяты>» Н.А.Каргина» в Договоре от 01 января 2015 года выполнена Каргиной Н.А. (том 2 л.д.25-38). Кроме того, из показаний свидетеля Свидетель №5 следует, что он подписывал указанный договор в ПМКУ «<данные изъяты>» с Каргиной Н.А., сотрудники которого готовили непосредственно сам договор. Согласно распоряжению Главы городского округа Первоуральск за от 05.06.2014 (том 2 л.д.168) и трудового договора за от 07.06.2014 (том 2 л.д.161-167) Каргина Н.А. в период с 07.06.2014 по 16.03.2015 занимала должность директора ПМКУ «<данные изъяты>». Оснований не доверять показаниям свидетеля Свидетель №5 у суда не имеется, поскольку им были даны последовательные показания, которые согласуются с совокупностью других доказательств по делу, с показаниями свидетелей, а также письменными доказательствами по делу. Каких-либо оснований к оговору Каргиной Н.А. со стороны Свидетель №5, либо иных лиц судом не установлено.

Допущенная следователем в предъявленном Каргиной Н.А. обвинении и обвинительном заключении явная техническая ошибка в указании п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации вместо п.1 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации на существо предъявленного обвинения не влияет, и подлежит устранению.

Непризнание вины подсудимой Каргиной Н.А. суд расценивает как защитную линию поведения, связанную с осознанием тяжести совершенного преступления и наступивших от ее действия последствий, а также желанием избежать уголовной ответственности за совершенное преступление.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории средней тяжести, личность виновной, которая ранее к уголовной и административной ответственности не привлекалась, имеет постоянное место жительства и работы, устойчивые социальные связи, положительно характеризуется, считает возможным назначить наказание, не связанное с лишением свободы, в виде штрафа.

В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает положительные характеристики, состояние здоровья подсудимой и членов ее семьи.

Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

С учетом фактических обстоятельств преступления, совершенного Каргиной Н.А., и степени его общественной опасности оснований для применения положений ст.64, ч. 6 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации не имеется. Также не имеется оснований для назначения наказания с применением ч.1 ст.62 УК РФ.

Меру пресечения в отношении Каргиной Н.А. до вступления приговора в законную силу следует оставить без изменения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Вопрос о судьбе вещественных доказательств подлежит разрешению в соответствии с п.5 ч.3 ст.81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Приговорил:

Признать КАРГИНУ НАТАЛЬЮ АЛЕКСАНДРОВНУ виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить наказание в виде ШТРАФА в размере 70000 (СЕМЬДЕСЯТ) тысяч рублей.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить прежней- подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Вещественные доказательства по уголовному делу по вступлении приговора в законную силу: договор от 01.01.2015; письмо руководителю ПМКУ «ЦБ» ФИО19 от 04.07.2014; письмо председателю Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа ФИО20 Максименко от 08.07.2014; письмо начальнику отдела Управления Федерального казначейства по Свердловской области ФИО21 от 21.07.2017; письмо директору ППМУП «Водоканал» ФИО22 от 28.07.2014; письмо начальнику Управления Городского хозяйства Свидетель №7 от 28.07.2014; письмо главе Администрации городского округа ФИО23Дронову от 30.07.2014; письмо начальнику финансового управления Администрации городского округа ФИО24 Гладковой от 31.07.2014; сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей); письмо ФИО25 от 06.08.2014; табличный документ, содержащий сведения о заключенных муниципальных контрактах; образцы почерка и подписи Каргиной Н.А., хранящиеся при уголовном деле- оставить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе в течение 10 дней со дня вручения ей копии приговора, копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающей ее интересы, ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также заявлять ходатайство об осуществлении своей защиты избранным ею защитником либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника в суде апелляционной инстанции.