ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-11/19 от 22.05.2019 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №1-11/19

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

22 мая 2019 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Лукмановой А.А.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Ново-Савиновского района города Казани Гильмутдинова Р.Р.,

подсудимой Галиуллиной Г.С.,

защитника Валеева Ш.В.,

при секретаре судебного заседания Талыповой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Галиуллиной Гульнары Салихзяновны, --.--.---- г. года рождения, уроженки ... ..., гражданки Российской Федерации, состоящей в браке, имеющей ---, высшее образование, работающей в детском саду №-- – младшим воспитателем, проживающей и зарегистрированной по адресу: ... ..., ранее не судимой,

- обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ,

установил:

Приказом начальника Управления федеральной миграционной службы России по ... ... (далее по тексту – УФМС России по РТ) №-- л/с от --.--.---- г. Галиуллина Г.С. назначена на должность инспектора отдела миграционного учета иностранных граждан УФМС России по РТ.

В соответствии с Должностной инструкцией инспектора отделения по работе с центральной базой данных отдела миграционного учета иностранных граждан УФМС России по РТ Галиуллиной Г.С. (далее по тексту – Должностная инструкция) основными функциями, возлагаемыми на инспектора отделения, являются осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также работа с базами данных УФМС России по РТ. Основными должностным обязанностями старшего инспектора Галиуллиной Г.С., в числе других, являлись: прием уведомлений о прибытии непосредственно от принимающей стороны, после сверки сведений, указанных в уведомлении о прибытии, с представленными документами, незамедлительное проставление отметки о постановке на учет.

В связи с исполнением должностных обязанностей, Галиуллина Г.С. осуществляла служебное взаимодействие с принимающей стороной – физическими лицами и ответственными лицами организаций. Таким образом, Галиуллина Г.С. в силу закона и занимаемой должности была наделена распорядительными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, не находящихся от нее в служебной зависимости, выполняла функции представителя власти, то есть являлась должностным лицом.

Так, Галиуллина Г.С., занимая должность инспектора отдела миграционного учета иностранных граждан УФМС России по РТ, являясь в силу статьи 13 Федерального закона от --.--.---- г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные функции, будучи обязанной в силу должностной инструкции осуществлять миграционный учет иностранных граждан, в период времени с --.--.---- г. до --.--.---- г. ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, что привело к существенному нарушению охраняемых законом интересов государства, при следующих обстоятельствах:

Порядок пребывания и постановки иностранных граждан на миграционный учёт на территории Российской Федерации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Согласно требованиям Федерального закона от --.--.---- г.N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от --.--.---- г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:

- миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;

- место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

- место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);

- учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

- сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях:

1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

4) планирования развития территорий Российской Федерации;

5) управления в кризисных ситуациях;

6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от --.--.---- г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине формируют государственную информационную систему миграционного учета (далее по тексту – ГИСМУ).

Согласно части 2 статьи 22 этого же Закона, для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением установленных сроков, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентируется также
Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г.N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Так, согласно пункту 23 данного постановления, в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать, в том числе, сведения о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны: фамилия, имя, отчество; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии (пункт 25). Согласно пункту 28 указанного постановления, лицо, подающее уведомление о прибытии, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от --.--.---- г.N 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» целями формирования информационной системы являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;

б) обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации (далее - иностранные граждане);

в) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и осуществлении ими трудовой деятельности, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 42 данного Постановления, участники информационного обмена (их должностные лица) в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за ущерб, возникший по их вине в результате:

а) неправильного или ненадлежащего составления электронного документа;

б) разглашения и (или) передачи третьим лицам сведений, паролей доступа к сведениям (включая компрометацию криптографических ключей и ключей электронной цифровой подписи);

в) утраты, несанкционированного уничтожения, изменения, исправления сведений, утери носителей сведений;

г) совершения иных действий (бездействия), повлекших причинение ущерба.

В соответствии с положениями Приказа ФМС России от --.--.---- г.N 364 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации», действовавшего на момент совершения преступления, лицо, подающее уведомление о прибытии, предъявляет документ, удостоверяющий его личность (пункт 29). Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации или уведомления о прибытии и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является: нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации или уведомления о прибытии, в том числе если текст заявления о регистрации или уведомления о прибытии не поддается прочтению; отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункт 47).

Согласно положениям Федерального закона от --.--.---- г.N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона от --.--.---- г.N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, а также на должностное лицо отдела миграционного учета иностранных граждан УФМС России по РТ.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в нарушение установленных законодательством правил по недостоверным сведениям о месте фактического пребывания, а также регистрации по месту жительства в нарушение установленных законодательством правил, не достигает поставленных статьей 4 Федерального закона от --.--.---- г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» целей миграционного учета, а, соответственно, нарушает интересы государства в сфере миграции и национальной безопасности.

Так, согласно сведений, представленных отделом Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ... Республики Татарстан, --.--.---- г. при регистрации смерти ФИО 15 заявителем был предъявлен паспорт умершего серии №--№--, выданный --.--.---- г. УВД ... ..., который был изъят и направлен в Управление ЗАГС ИКМО ... ... для дальнейшего уничтожения в УФМС России по РТ. На основании медицинского свидетельства о смерти серии №--№-- в органе ЗАГС произведена запись акта о смерти №--ФИО 15, умершего --.--.---- г.. При этом указано о том, что --.--.---- г. паспорт гражданина Российской Федерации на имя ФИО 15, согласно сведениям Управления по вопросам миграции МВД по ... ..., не выдавался.

В период с --.--.---- г. по --.--.---- г., точное время следствием не установлено, Галиуллина Г.С., находясь на своем рабочем месте - в здании УФМС России по РТ, расположенном по адресу: ... ..., достоверно зная в силу занимаемой должности порядок предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, будучи обязанной принять уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания от принимающей стороны, удостовериться в его личности путем проверки документа, удостоверяющего личность, сверить сведения, указанные в уведомлении о прибытии с представленными документами, имея реальную возможность надлежащего исполнения своих обязанностей, ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, не удостоверилась в личности принимающей стороны и осуществила прием от неустановленного лица, представившегося ФИО 15, уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, на основании которых --.--.---- г. на миграционный учет были поставлены иностранные граждане:

ФИО3, гражданка Республики Узбекистан, сроком с --.--.---- г. до --.--.---- г.;

ФИО4, гражданин Республики Узбекистан, сроком с --.--.---- г. до --.--.---- г.,

ФИО1, гражданин Республики Узбекистан, сроком с --.--.---- г. до --.--.---- г.;

ФИО2, гражданин Республики Узбекистан, сроком с --.--.---- г. до --.--.---- г..

Кроме того, --.--.---- г. на миграционный учет были поставлены иностранные граждане:

ФИО 12 угли, гражданин Республики Узбекистан, сроком со --.--.---- г. до --.--.---- г.;

ФИО 17, гражданка Республики Узбекистан, сроком со --.--.---- г. до --.--.---- г.,

ФИО 13 угли, гражданин Республики Узбекистан, сроком со --.--.---- г. до --.--.---- г..

Кроме того, --.--.---- г. на миграционный учет был поставлен иностранный гражданин:

ФИО 14ФИО 24, гражданин Республики Азербайджан, сроком с --.--.---- г. до --.--.---- г..

Кроме того, --.--.---- г. на миграционный учет были повторно поставлены иностранные граждане ФИО 12 и ФИО 13, сроком с --.--.---- г. до --.--.---- г..

При этом, в качестве принимающей стороны в указанных уведомлениях был указан умерший --.--.---- г.ФИО 15, который не имел возможности являться принимающей стороной для иностранных граждан, не мог предоставлять документы в территориальный орган ФМС России и выражать согласие на временное нахождение у него иностранных граждан на дату подачи уведомлений. Кроме того, в уведомлениях о прибытии в место пребывания иностранных граждан также были указаны ложные сведения о дате выдачи паспорта на имя ФИО 15 – «№--».

--.--.---- г. в ГИСМУ - в электронное программно-прикладное обеспечение «Территория» (далее – ППО «Территория») Галиуллиной Г.С. на основании принятых уведомлений были внесены учетные сведения в отношении ФИО3, ФИО1, ФИО2; --.--.---- г. – в отношении ФИО4, ФИО 12, ФИО25., ФИО 13; --.--.---- г. – в отношении ФИО 14-О.; --.--.---- г. – в отношении ФИО 12, ФИО 13

Кроме того, не позднее --.--.---- г., более точное время следствием не установлено, Галиуллина Г.С., находясь в пределах ... ..., более точное время и обстоятельства не установлены, надлежащим образом не исполнила свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, в нарушение п.п. «б» пункта 42 Постановления Правительства РФ от --.--.---- г.N 94 (в редакции действовавшей на момент совершения преступления) «О государственной информационной системе миграционного учета», согласно которому участники информационного обмена (их должностные лица) в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за ущерб, возникший по их вине в результате разглашения и (или) передачи третьим лицам сведений, паролей доступа к сведениям (включая компрометацию криптографических ключей и ключей электронной цифровой подписи), в период очередного отпуска передала свой персональный пароль доступа к ГИСМУ - ППО «Территория», содержащему персональные данные и иную информацию об иностранных гражданах, третьему лицу - ФИО 7, не являющемуся сотрудником УФМС России по РТ, и не имеющему полномочий для поставки на миграционный учет иностранных граждан. При этом, ФИО 7--.--.---- г., находясь на рабочем месте Галиуллиной Г.С. также осуществил прием от неустановленного лица, представившегося ФИО 15, уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, на основании которых на миграционный учет были поставлены иностранные граждане ФИО 13 и ФИО 12 При этом, в качестве принимающей стороны в указанных уведомлениях был указан умерший ФИО 15 В этот же день в ГИСМУ – ППО «Территория» с использованием персонального пароля Галиуллиной Г.С., на основании принятых ФИО 7 уведомлений, были внесены учетные сведения в отношении указанных иностранных граждан.

В результате ненадлежащего исполнения Галиуллиной Г.С. своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, обязанностей по должности, был причинен вред охраняемым законом интересам общества и государства, выразившийся: в незаконном пребывании на территории Российской Федерации вышеуказанных иностранных граждан, на основании представленных в территориальный орган ФМС России фиктивных сведений; в нарушении правил миграционного учета, формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; в нарушении положения о государственной информационной системе миграционного учета в части поддержания режима защиты сведений, недопустимости разглашения и (или) передачи третьим лицам сведений, паролей доступа к сведениям (включая компрометацию криптографических ключей и ключей электронной цифровой подписи); а также дискредитации органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере миграционного учета иностранных граждан.

Подсудимая Галиуллина Г.С. в судебном заседании вину не признала и пояснила, что исполняла свои обязанности в строгом соответствии с действующим законодательством, в --.--.---- г. года имела неосторожность поставить на миграционный учет иностранных граждан на адрес умершего человека – ФИО 15, из-за большого объема работы, поскольку в день за прием регистрировала около 100 человек. При постановке на учет иностранных граждан она работала в ППО «Территория», по указанной программе паспорт ФИО 15 был действительным. При постановке на миграционный учет заявитель – принимающая сторона предъявлял оригинал паспорта ФИО 15 При отсутствии оригинала паспорта либо по ксерокопии паспорта она не принимала документы при постановке на миграционный учет. С середины --.--.---- г. года она находилась в очередном отпуске. По устному указанию руководителя ФИО 9 она передала свой персональный пароль от ППО «Территория» ФИО 7 для того, чтобы во время ее отсутствия он выполнял ее обязанности, о чем была составлена соответствующая расписка.

Исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд вину Галиуллиной Г.С. в совершении преступления находит доказанной.

При этом суд исходит из следующих доказательств, исследованных в судебном заседании.

Свидетель ФИО 7 в суде и на предварительном следствии показал, что примерно в --.--.---- г. года юрист ООО «Электронный курьер» - ФИО 8, который фактически выполнял обязанности руководителя фирмы, дал ему распоряжение о выполнении обязанностей Галиуллиной Г.С. в период ее отпуска. В связи с этим, Галиуллина Г.С. передала ему свой пароль от ППО «Территория», о чем была составлена расписка. В указанный период от ее имени он принимал документы от иностранных граждан (или принимающей стороны), ставил на миграционный учет граждан, после чего вносил данные под паролем Галиуллиной Г.С. в ППО «Территория». --.--.---- г. он поставил на миграционный учет иностранных граждан ФИО 12 и ФИО 13 от имени инспектора Галиуллиной Г.С. (т. 1 л.д. 238-242).

Свидетель ФИО 8 в суде и на предварительном следствии показал, что с --.--.---- г. года работает юристом в ООО «Электронный Курьер». Фирма является агентом филиала по ... ... ФГУП «ПВС ФМС России», оказывает населению платные услуги при подготовке документов в сфере миграции. Сотрудники данной организации работали в здании по адресу: ... ..., где также располагался территориальный отдел ФМС. С согласия руководителя УФМС ФИО 9 в период очередного отпуска Галиуллиной Г.С. в 2015 году ее обязанности выполнял сотрудник ООО «Электронный курьер» ФИО 7, которому Галиуллина Г.С. передала свой персональный пароль от ППО «Территория», хотя не имела право этого делать (т. 1 л.д. 243-248).

Свидетель ФИО 9 в суде и на предварительном следствии показал, что сотрудники УФМС в своей деятельности руководствуются положениями Федерального закона от --.--.---- г.N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона от --.--.---- г.N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно представленных ему на обозрение уведомлений, в --.--.---- г. года инспектор Галиуллина Г.С. поставила на миграционный учет иностранных граждан по месту жительства умершего ФИО 15 Согласно требованиям законодательства в сфере миграции, при постановке на учет сотрудник обязан удостовериться в наличии оригинала паспорта принимающей стороны - физического лица, а ФИО 15, в данном случае, обязан был лично предъявить оригинал своего паспорта и заполненное «уведомление», в котором должны были стоять его подписи. Действительность или недействительность паспорта гражданина РФ проверяется сотрудником УФМС по программе ППО «Территория». В данном случае ему известно, что программа показала, что паспорт ФИО 15 являлся действительным. При каких обстоятельствах Галиуллина Г.С. поставила на миграционный учет иностранных граждан по адресу регистрации умершего ФИО 15 ему неизвестно. Распоряжений юристу ООО «Электронный курьер» ФИО 8 о передаче персонального пароля от ППО «Территория» сотруднику фирмы «Электронный курьер» ФИО 7 он не давал. ФИО 8 и ФИО 7 ему не подчинялись. Вносить в ППО «Территория» данные должен был сотрудник, осуществлявший постановку на учет (т. 2 л.д. 2-7).

Свидетель ФИО 10 в суде и на предварительном следствии показал, что ранее являлся сотрудником УФМС. При постановке на учет иностранных граждан принимающая сторона в обязательном порядке должна предъявить оригинал паспорта. На основании устного указания начальника ФИО 9 при отсутствии принимающей стороны ФИО 15 он поставил на миграционный учет иностранных граждан ФИО 17 от --.--.---- г. и ФИО2 от --.--.---- г., предъявлялся ли оригинал паспорта либо ксерокопия паспорта ФИО 15 он не помнит, в штампах на «уведомлениях» стоят его подписи (т. 2 л.д. 8-11).

Свидетель ФИО 11 на предварительном следствии показал, что являлся временно исполняющим обязанности начальника отдела миграционного учета иностранных граждан УФМС России по РТ. Согласно должностной инструкции, а также требований законодательства, Галиуллина Г.С., являясь сотрудником миграционной службы, при постановке на миграционный учет иностранного гражданина обязана была удостоверить личность заявителя – принимающей стороны ФИО 15 по оригиналу документа (паспорт). Согласно сведениям, предоставленным УВМ МВД по РТ, в ППО «Территория» фиксируются, а затем передаются в ГИСМУ все действия в отношении иностранного гражданина (постановка на учет, продление срока учета, снятие с учета). Согласно базе данных ППО «Территория» УВМ МВД по РТ, имеется информация о том, что в качестве принимающей стороны выступал ФИО 15, --.--.---- г. года рождения, содержится информация о дате приема уведомления (равнозначно дате постановке на миграционный учет), установочные данные иностранного гражданина, сведения о миграционной карте, сведения о месте пребывания, сведения о принимающей стороне (в данном случае – ФИО 15), отметка о принятии уведомления, отметка о снятии с учета. В ходе расследования уголовного дела ему стало известно, что в «учетном деле» ФИО2, постановленного на учет --.--.---- г., сотрудником, принявшим уведомление, указана Галиуллина Г.С., сотрудником, осуществившим снятие ФИО2 с учета, - ФИО 18, которая в указанный период времени находилась в декретном отпуске и физически не могла осуществлять свои должностные обязанности. Доступ к ППО «Территория» осуществляется только по индивидуальным паролям, которые выдавались в отделе информационного обеспечения УФМС России по РТ. Пароль у каждого сотрудника свой, персональный, при оформлении пароля всем сотрудникам разъясняли о запрете передачи паролей третьим лицам в целях защиты персональных данных граждан и иностранных лиц, содержащихся в программе (т. 2 л.д. 12-17, 18-20, т. 3 л.д. 80-82).

Свидетель ФИО 20 на предварительном следствии показал, что он является сотрудником Главного управления по вопросам миграции МВД России, в его обязанности входит разработка нормативно-правовых актов по вопросам миграционного учета, рассмотрении заявлений, обращений. Постановка на учет иностранных граждан, в числе других, регламентируется Федеральным законом от --.--.---- г.№-- «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г.№-- «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Административным регламентом по предоставлению ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, в разработке которых он принимал непосредственное участие (т. 2 л.д. 65-89).

Свидетель ФИО 15 в суде и на предварительном следствии показал, что --.--.---- г. умер его отец ФИО 15, в этот же день он сдал паспорт отца в Кировский ЗАГС, после чего ему выдали свидетельство о смерти. При жизни отец сдавал свою квартиру по адресу: ... ..., иностранным гражданам, а также регистрировал их по указанному адресу. После смерти отца иностранные граждане еще около полугода жили на квартире, потом съехали, каким образом иностранные граждане оформляли регистрацию - ему не известно. От сотрудников полиции ему стало известно, что в квартире отца продолжалась регистрация иностранных граждан и после его смерти. После смерти отца, квартира перешла в его собственность, и иностранным гражданам он перестал сдавать квартиру. Ему до сих пор неприятно, что кто-то без разрешения воспользовался данными умершего отца для постановки иностранных граждан на миграционный учет, поскольку, если бы иностранные граждане совершили бы какие-либо нарушения, то отец либо он, в качестве принимающей стороны, несли бы ответственность за иностранных граждан (т. 4 л.д. 65-67).

Свидетель ФИО 21 в суде и на предварительном следствии показала, что при постановке/продлении миграционного учета принимающая сторона (физическое лицо или представитель) проходят по электронной очереди к окну и предъявляют необходимые документы (копии миграционной карты и паспорта иностранного гражданина, а также паспорт принимающей стороны). Сотрудник миграционной службы должен проверить представленные документы, сверить все сведения, указанные в уведомлении, в том числе сверить паспортные данные принимающей стороны, и только после этого поставить иностранного гражданина на миграционный учет, либо продлить миграционный учет. После приема уведомления сотрудник УФМС вносит сведения об иностранном гражданине в ГИСМУ. В случае, если паспортные данные не соответствуют указанным в уведомлении паспортным данным принимающей стороны, сотрудник миграционной службы обязан вернуть документы и ставить иностранного гражданина на миграционный учет не имеет право, это указано в постановлении Правительства №-- от --.--.---- г. и в Административном регламенте ФМС. Постановка на миграционный учет иностранного гражданина при отсутствии принимающей стороны возможна, но в этом случае иностранный гражданин должен представить заявление принимающей стороны, которое не может явиться, копию паспорта принимающей стороны и документ подтверждающий, что принимающая сторона не может явиться. При этом в уведомлении в качестве принимающей стороны указываются данные самого иностранного гражданина. Иных случаев законодательством не установлено. Постановка на миграционный учет иностранного гражданина, при предъявлении принимающей стороной – физическим лицом копии своего паспорта, а также при предъявлении иным лицом, оригинала чужого паспорта, данные которого в уведомлении указаны в качестве принимающей стороны, невозможна и является нарушением миграционного законодательства. Ей известно о фактах незаконной постановки на миграционный учет иностранных граждан на умершего ФИО 15 В тех случаях, когда иностранный гражданин не проживает по месту регистрации, указанному в уведомлении, принимающая сторона может быть привлечена к административной ответственности по статье 18.9 КоАП РФ либо к уголовной ответственности по статье 322.3 УК РФ. Согласно должностной инструкции Галиуллина Г.С. не имела право передавать персональный пароль доступа к ГИСМУ иным лицам. В своей работе подсудимая подчинялась руководителю ФИО 9 Сотрудники УФМС в своей работе не подчинялись руководителю ООО «Электронный курьер» (т. 4 л.д. 68-72).

Свидетель ФИО 19 в суде и на предварительном следствии показала, что в период с --.--.---- г. года по --.--.---- г. года она работала в отделе обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС РФ по РТ, который занимался контролем за оформлением и выдачей паспортов гражданам РФ. Один раз в месяц сотрудник Центрального ЗАГСа привозил паспорта умерших граждан с сопроводительным письмом, в котором указывались установочные данные владельцев паспортов. Так, --.--.---- г. она получила 1009 паспортов умерших граждан за --.--.---- г. года. Она пересчитывала паспорта и сверяла их наличие со списком, после чего поставила отметку во второй копии сопроводительного письма о получении паспортов. За время ее работы не было такого, чтобы она ставила отметку о получении паспорта при его отсутствии. После чего приезжали начальники районных отделов, которые забирали паспорта умерших для уничтожения и внесения данных в форму №--. До этого паспорта хранились в отделе, куда доступ посторонних лиц был ограничен. Случаев, когда паспорта пропадали или терялись, у них не было (т. 4 л.д. 73-75).

Свидетель ФИО 22 в суде и на предварительном следствии показала, что выдача паспортов гражданам РФ регламентируется Административным регламентом по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденным Приказом МВД России №-- от --.--.---- г.. Все выданные паспорта вносятся в базу данных «Российский паспорт», где полностью содержится скан-копия заявления формы №--. Согласно базе данных «Российский паспорт», паспорт гражданина серии 9201 №-- был выдан ФИО 15, --.--.---- г. года рождения, УВД ... ..., дата выдачи паспорта – --.--.---- г.. В работе советующих служб и отделов МВД сотрудниками используются базы данных «Российский паспорт» и ППО «Территория», где имеются сведения о регистрации, снятии с учета граждан РФ. Вход в эти базы данных осуществляется строго по паролям пользователей, которые являются учетными и выдаются отделом информационного обеспечения УВМ МВД по РТ строго лицам, являющимся сотрудниками советующих служб и отделов УВМ МВД по РТ, которым в связи с исполнением должностных обязанностей необходимо использование сведений из данных баз. Третьим лицам пароли для доступа в указанные базы данных передаваться не должны, так как программы содержат персональные данные граждан. В случаях признания паспорта гражданина РФ недействительным (это может быть в случае смерти, утраты или замены паспорта и т.д.), сведения об этом должны быть внесены и отражаться в указанных базах данных (т. 4 л.д. 76-79).

Допрошенный в качестве дополнительного свидетеля ФИО 5 суду пояснил, что свидетель ФИО 19 добровольно давала показания, какого-либо давления на нее не оказывалось.

Вина подсудимой подтверждается также письменными доказательствами и иными материалами дела, исследованными в судебном заседании и приведенными ниже:

- рапортом об обнаружении признаков преступления, согласно которым установлены обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела в отношении подсудимой (т. 1 л.д. 17-18);

- выпиской из приказа УФМС России по ... ...№-- л/с от --.--.---- г., согласно которому Галиуллина Г.С. назначена на должность инспектора отдела миграционного учета иностранных граждан УФМС России по ... ... (т. 1, л.д. 132);

- копией должностной инструкции Галиуллиной Г.С. согласно которой инспектор осуществляет миграционный учет иностранных граждан в соответствии с действующим законодательством, принимает уведомление о прибытии непосредственно от принимающей стороны или от иностранного гражданина (т. 1 л.д. 133-137);

- выпиской из приказа УФМС России по РТ, из которого следует, что Галиуллиной Г.С. предоставлен отпуск в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. (т. 1 л.д. 197);

- протоколом осмотра места происшествия - ... ..., в которой были зарегистрированы иностранные граждане на имя умершего ФИО 15 (т. 1 л.д. 28-31);

- финансово лицевым счетом, открытым --.--.---- г. на квартиросъемщика ФИО 15, из которого следует, что квартира общей площадью 36,8 кв.м. по указанному выше адресу являлась приватизированной (т. 1 л.д. 35);

- выпиской из домой книги на вышеуказанную квартиру, согласно которой зарегистрированных жильцов по состоянию на --.--.---- г. не имеется (т. 1 л.д. 36);

- копией записи акта о смерти, свидетельством о смерти и сведениями, представленными из отдела Управления ЗАГС ИКМО ... ..., согласно которым ФИО 15, --.--.---- г. года рождения, скончался --.--.---- г.. На основании медицинского свидетельства о смерти серии №--№-- в органе ЗАГС произведена запись акта о смерти №--ФИО 15, умершего --.--.---- г., выдано свидетельство о смерти III-КБ №-- от --.--.---- г.. При регистрации смерти ФИО 15, заявителем ФИО 16 был предъявлен паспорт умершего серии №--№--, выданный --.--.---- г. УВД ... ..., который был изъят и направлен в УФМС России по РТ по месту жительства умершего для дальнейшего уничтожения (т. 1 л.д. 64-66, т. 3 л.д. 16);

- актами о выделении к уничтожению документов подтверждается факт уничтожения в УФМС России по РТ архивных дел, в том числе уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. (т. 1 л.д. 138-193);

- сведениями, представленными из УФМС России по РТ, о списке иностранных граждан, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, на имя принимающей стороны – ФИО 15 (т. 1, л.д. 199-200);

- копиями учетных дел ППО «Территория» на иностранных граждан ФИО4, ФИО3, ФИО 14-О., ФИО1, ФИО2, ФИО 12, ФИО25ФИО 13, в которых содержатся анкетные данные иностранных граждан, сведения о дате въезда в РФ, дате приема и заполнения уведомления, срок пребывания, отметка о снятии с учета, сведения о месте пребывания - ... ..., о принимающей стороне - ФИО 15, а также во всех уведомлениях фамилия сотрудника УФМС России по РТ, заполнившего учетное дело, - Галиуллина Г.С. (т. 2 л.д. 21-79);

- протокол осмотра предметов и документов, согласно которому осмотрены материалы проверки КУСП №-- от --.--.---- г., в том числе, оригиналы «уведомлений о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания» в отношении ФИО25., ФИО2, ФИО 14-О., ФИО 12, ФИО 13, ФИО3, ФИО4, изъятые --.--.---- г. в архиве УФМС по адресу: город. Казань, ... .... Во всех уведомлениях в качестве принимающей стороны указан ФИО 15; место пребывания - ... ...; фамилия сотрудника, осуществившего постановку на миграционный учет, - Галиуллина Г.С., при этом во всех уведомлениях указаны ложные сведения о дате выдачи паспорта ФИО 15 – «11.08.2001» (т. 1 л.д. 22-79, т. 2, л.д. 56-62);

- сведениями, представленными из отдела Управления ЗАГС ИКМО ... ..., согласно которым паспорта граждан, сданных в органы ЗАГС ... ... в связи со смертью их владельцев за период с --.--.---- г. по --.--.---- г., в количестве 1009 штук, в том числе паспорт ФИО 15, согласно копии сопроводительного письма, --.--.---- г. приняты сотрудником УФМС России по РТ ФИО 19 (т. 3 л.д. 16-37);

- сведениями, представленными ОП №-- «---» отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Казани, а также заключением служебной проверки, из которых усматривается, что паспорт ФИО 15 в период времени с августа 2015 по май 2017 года из органов ЗАГС РТ для уничтожения в отдел по вопросам миграции ОП №-- «---» не поступал. По результатам проверки по факту отсутствия сведений об уничтожении паспорта ФИО 15 признан недействительным (т. 3 л.д. 4-43);

- сведениями, представленными Управлением по вопросам миграции МВД России по ... ..., из которых следует, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. было постановлено на учет по месту пребывания 34 иностранных гражданина, где принимающей стороной выступал ФИО 15, при этом прием уведомлений о постановке на миграционный учет вышеуказанных иностранных граждан осуществляли разные сотрудники УФМС России по РТ, в том числе, Галиуллина Г.С. и ФИО 10 (т. 4 л.д. 38-44);

- приговором Вахитовского районного суда ... ... от --.--.---- г.ФИО 9 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 286, статьей 322.3 УК РФ. Приговором суда установлено, что ФИО6 на основании незаконного указания начальника ФИО 9 поставил на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении умершего ФИО 15 (т. 5 л.д. 130-155).

Все изъятые предметы и документы были осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств (т. 2 л.д. 63).

Все показания, данные свидетелями в суде и на предварительном следствии и приведенные в настоящем приговоре, были оглашены в судебном заседании с согласия всех участников процесса.

Таким образом, вина подсудимой подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно показаниями свидетелей, письменными материалами дела, а так же показаниями самой подсудимой. Все указанные доказательства являются последовательными, согласуются между собой и соответствуют установленным судом обстоятельствам преступления.

Каких-либо данных, свидетельствующих о возможном оговоре подсудимой со стороны допрошенных лиц, а так же самооговоре подсудимой, в судебном заседании не установлено.

Все доказательства, исследованные в судебном заседании, были проведены и получены в строгом соответствии с нормами УПК РФ, в связи с чем, оснований для признания исследованных протоколов и письменных материалов недопустимыми доказательствами, не имеется, а потому суд кладет их в основу приговора.

Материалами дела установлено, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. оригинал паспорта ФИО 15 находился в Управлении ЗАГС ИКМО ... ..., что подтверждается сведениями, представленными из ЗАГСа, показаниями свидетеля ФИО 16, пояснившего, что оригинал паспорта отца сдал в ЗАГС, показаниями свидетеля ФИО 19, пояснившей, что --.--.---- г. из ЗАГСа поступило более 1000 паспортов, наличие которых соответствовало представленному перечню.

К показаниям свидетеля ФИО 19 в суде о том, что при приеме паспортов умерших она не пересчитывала паспорта и не сверяла их наличие со списком, что данные показания на предварительном следствии она давала под давлением следователя ФИО 5, суд относится критически, расценивает их как недостоверные, поскольку в этой части показания свидетеля полностью противоречат полученным по делу доказательствам, а именно, – копией сопроводительного письма о получении паспортов из ЗАГСа с подписью ФИО 19 об их получении, а также показаниями свидетелей ФИО 15 и ФИО 5

Тем самым, версия подсудимой о том, что в указанный период она осуществляла постановку на миграционный учет на основании оригинала паспорта ФИО 15, опровергается совокупностью указанных доказательств.

При этом, суд исключает из объема обвинения ненадлежащее исполнение обязанностей при постановке на учет иностранных граждан ФИО1 от --.--.---- г., ФИО 13 и ФИО 12 от --.--.---- г., ФИО1 от --.--.---- г., ФИО 14-О. от --.--.---- г., ФИО 13 и ФИО 12 от --.--.---- г., поскольку обвинение не представило допустимых доказательств, что неустановленное лицо при постановке на миграционный учет могло предъявить Галиуллиной Г.С. оригинал паспорта ФИО 15

Доводы подсудимой о том, что на основании поручения руководителя ФИО 9 она передала пароль доступа к ППО «Территория» ФИО 7 не являются основанием для освобождения ее от уголовной ответственности. При этом, какие-либо объективные данные, подтверждающие принуждение Галиуллиной Г.С. к передаче пароля в силу служебной зависимости, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, показания свидетелей ФИО 9 и ФИО 10 в судебном заседании о том, что ФИО 9 не давал указания ставить на миграционный учет иностранных граждан на имя умершего ФИО 15, полностью опровергаются обстоятельствами, установленными вступившим в законную силу приговором Вахитовского районного суда ... ... от --.--.---- г., и суд расценивает их, как данные с целью реализации своего права на защиту.

Вопреки доводам защиты, совершенные Галиуллиной Г.С. действия являлись следствием ее недобросовестного и небрежного отношения к службе, поскольку согласно установленным фактическим обстоятельствам дела, Галиуллина Г.С. осознавала, что ненадлежащим образом исполняет свои должностные обязанности, а именно, осуществляет постановку на миграционный учет иностранных граждан при отсутствии оригинала паспорта принимающей стороны. В результате преступных действий Галиуллиной Г.С. был причинен вред охраняемым законом интересам общества и государства, выразившийся: в незаконном пребывании на территории Российской Федерации вышеуказанных иностранных граждан, на основании представленных в территориальный орган ФМС России фиктивных сведений; в нарушении правил миграционного учета, формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; в нарушении положения о государственной информационной системе миграционного учета в части поддержания режима защиты сведений, недопустимости разглашения и (или) передачи третьим лицам сведений, паролей доступа к сведениям (включая компрометацию криптографических ключей и ключей электронной цифровой подписи); а также дискредитации органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере миграционного учета иностранных граждан.

Иные доводы подсудимой и защитника установленные судом обстоятельства не опровергают, а сводятся лишь к переоценке представленных суду доказательств, в связи с чем, во внимание быть приняты не могут.

При таких обстоятельствах, суд считает вину подсудимой Галиуллиной Г.С. доказанной и квалифицирует ее действия по части 1 статьи 293 УК РФ - халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, обязанностей по должности, если это повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Определяя вид и меру наказания Галиуллиной Г.С., суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий, характер и тяжесть причиненного вреда, данные о личности виновной, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее родственников, состояние ее здоровья, и здоровья близких ей людей.

Галиуллина Г.С. совершила преступление небольшой тяжести, по месту жительства и работы характеризуется исключительно положительно, состоит в браке, трудоустроена, ранее не судима, на учете у психиатра и нарколога не состоит.

В качестве смягчающих ответственность обстоятельств, суд учитывает совершение впервые преступления небольшой тяжести, наличие медалей и поощрений при работе в УФМС, длительный стаж работы в отделе миграционного учета, статус многодетной матери, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей и родителей, нуждающихся в заботе, состояние здоровья подсудимой и ее близких родственников.

Обстоятельства, отягчающие наказание, судом не установлены.

Проанализировав и оценив в совокупности обстоятельства, смягчающие наказание, семейное и имущественное положение подсудимой, суд считает возможным назначить Галиуллиной Г.С. наказание в виде штрафа.

Оснований для применения положений статей 64, 73 УК РФ, суд не находит.

Определяя размер штрафа, суд учитывает тяжесть совершенного преступления, имущественное положение осужденной и ее семьи, а также наличие иждивенцев.

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 293 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, совершено оно в период с --.--.---- г. до --.--.---- г.. Учитывая, что с момента окончания преступления прошло более двух лет, исходя из требований пункта «а» части 1 статьи 78 УК РФ, Галиуллина Г.С. подлежит освобождению от уголовной ответственности за данное преступление, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ :

Признать Галиуллину Гульнару Салихзяновну виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей в доход государства.

На основании пункта «а» части 1 статьи 78 УК РФ, от назначенного наказания Галиуллину Г.С. освободить, в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Галиуллиной Г.С. отменить после вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства по делу: документы, подшитые в дело, - хранить в деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его провозглашения через Ново-Савиновский районный суд ... ....

В случае подачи апелляционной жалобы и (или) апелляционного представления, осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья:

Копия верна.

Судья Лукманова А.А.