П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск «15» февраля 2017 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Исайкиной А.В.,
с участием государственного обвинителя Степновской районной прокуратуры Еременко А.А.,
представителя интересов умершего обвиняемого Семенюка А.Н. - Семенюк Н.Н.,
защитника - адвоката Светенко И.В., представившей удостоверение № и ордер №
при секретаре Селихове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Семенюка А.Н., родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в с. <данные изъяты> района Ставропольского края, гражданина Российской Федерации, проживавшего по адресу: <адрес>, работавшего главой администрации <данные изъяты> муниципального района Ставропольского края, с высшим образованием, женатого, не судимого, умершего ДД.ММ.ГГГГ,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 293, ч.2 ст. 286 Уголовного кодекса РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного следствия Семенюк А.Н.обвиняется в совершении халатности, то есть ненадлежащем исполнении своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшей причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства; а также в превышении должностных полномочий, совершенном главой органа местного самоуправления действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства.
Так, Семенюк А.Н. обвиняется в том, что он, являясь главой <данные изъяты> муниципального района <адрес>, то есть должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти в органах местного самоуправления, действуя с прямым умыслом, находясь по месту работы, в здании администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в период времени с 09 часов до 18 часов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований ст. 15 Земельного Кодекса РФ, согласно которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности; ст. 17 Земельного Кодекса РФ, согласно которой в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; ст. 19 Земельного Кодекса РФ, согласно которой в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности, заключил заведомо незаконные договоры, являющиеся ничтожными, о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся на территории <данные изъяты> района Ставропольского края, которые в ведение администрации <данные изъяты> муниципального района не поступали и право на распоряжение которыми у Администрации <данные изъяты> муниципального района отсутствует, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 30,35 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 79,55 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25,85 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 83,4 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 64,65 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 42,12 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 45,76 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 62 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 45,8 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 224,1 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 14,61 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 39,8484 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 24,6795 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19,3112 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9,1138 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 27,21 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 38,21 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 157,17 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4,5714 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 8,9 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 129,1238 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 50,2551 га; 17.05.2012г., в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 403,9055 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10,5284 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 7,6104 га, со Степновским станичным казачьим обществом Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества и Крестьянскими фермерскими хозяйствами.
Кроме того, договоры аренды, заключенные в период с 2011 по 2012 год между Администрацией <данные изъяты> муниципального района <адрес> и Степновским станичным казачьим обществом Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества в лице атамана ФИО4 (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ), в то время как на основании приказа атамана Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ№ во исполнение решения отчетно-выборного круга <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ обязанности атамана <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества исполнял ФИО1.
Умышленными действиями главы администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюка А.Н. ущерб, причиненный бюджету <данные изъяты> муниципального района в результате заключенных договоров аренды за период с 2008 по 2012 год, составляет <данные изъяты> рубля, из которых: сумма недоплаты арендной платы по представленным договорам за период 2008-2012 годы составила <данные изъяты> руб., сумма <данные изъяты> руб. - средства, недополученные бюджетом <данные изъяты> муниципального района в период с 2008 по 2012 год по заключенным в этот период договорам, исходя из произведенного расчета путем умножения размера арендной платы за земельный участок на индекс инфляции, устанавливаемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Также Семенюк А.Н. в обвиняется в том, что он, являясь главой <данные изъяты> муниципального района <адрес>, то есть должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти в органах местного самоуправления, находясь по месту работы, в здании администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в период времени с 09 часов до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований ст. 10 ФЗ РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г., согласно которой передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступилииные заявления, в случае, если подано два и более заявлений о передачеземельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такиеземельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах),действуя с прямым умыслом, превышая свои должностные полномочия,дал заведомо не законное указание находящемуся у него в подчинении главномуспециалисту отдела имущественных и земельных отношений <данные изъяты> муниципального района ФИО23 о подготовке заведомо незаконных договоров о предоставлении в аренду земельных участков находящихсяна территории <данные изъяты> района Ставропольского края, и впоследствии заключил путем проставления своих подписей, оттисков печатей <данные изъяты> муниципального района и необходимых реквизитов, заведомонезаконные договоры о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся на территории <данные изъяты> района Ставропольского края, аименно: ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор№ о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 30,35 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка скадастровым номером 26:28:0:35, площадью 79,55 га; ДД.ММ.ГГГГ, в периодвремени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении варенду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью25,85 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 83,4 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка скадастровым номером <данные изъяты>, площадью 64,65 га; ДД.ММ.ГГГГ, в периодвремени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в арендуземельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 42,12га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № опредоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты> площадью 45,76 га; ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 часов до18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участкас кадастровым номером <данные изъяты> площадью 62 га; ДД.ММ.ГГГГ, в периодвремени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении варенду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью45,8 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 224,1 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участкас кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 14,61 га; ДД.ММ.ГГГГ, в периодвремени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении варенду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью39,8484 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор№ о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 24,6795 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часовдо 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельногоучастка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19,3112 га;ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № опредоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты> площадью 9,1138 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка скадастровым номером <данные изъяты>, площадью 27,21 га; ДД.ММ.ГГГГ, впериод времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении варенду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью38,21 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 157,17 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участкас кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4,5714 га; ДД.ММ.ГГГГ, в периодвремени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении варенду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью8,9 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, площадью 129,1238 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельного участкас кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 50,2551 га; ДД.ММ.ГГГГ, впериод времени с 09 часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлениив аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью403,9055 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов до 18 часов, заключилдоговор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровымномером <данные изъяты>, площадью 10,5284 га; ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09часов до 18 часов, заключил договор № о предоставлении в аренду земельногоучастка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 7,6104 га;<данные изъяты> станичному казачьему обществу Ставропольского окружногоказачьего общества Терского войскового общества и Крестьянским фермерскимхозяйствам без предварительного и заблаговременного опубликования всредствахмассовой информации, определенных субъектом РоссийскойФедерации, а также без организации и проведения торгов (конкурсов,аукционов), чем совершил действия, явно выходящие за пределы его должностныхполномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересовграждан Российской Федерации и неопределенного круга лиц, выразившееся вреализации их прав, предусмотренных ст. ст. 9, 36 Конституции РФ, ст. 2 ФЗ РФ№ 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.,согласно которого участниками отношений, регулируемых данным Федеральнымзаконом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъектыРоссийской Федерации, муниципальные образования; а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета государства в лице администрации <данные изъяты> муниципального района.
В обоснование виновности Семенюка А.Н. в совершении преступлений государственный обвинитель сослался на следующие доказательства:
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО10 видно, что она работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1 категории отдела учета и отчетности администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входит начисление заработной платы работникам администрации. Вопросами по решению земельных отношений, а именно, по оформлению договоров аренды земельных участков, занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 О порядке распределения земельных участков, находящихся в ведении <данные изъяты> муниципального района, ей ничего неизвестно (т. 6 л.д.175-177).
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО11 видно, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности администрации <данные изъяты> муниципального района. Вопросами по оформлению договоров аренды земельных участков, занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Она никакого отношения к данному отделу не имеет, каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки ей неизвестно (т. 6 л.д.178-180).
- Из оглашенных показанийсвидетеляФИО3 видно, что с 1997 годаон работает в должности заместителя главы администрации <данные изъяты> муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> обратился с заявлением ФИО12 о предоставлении ему в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах муниципального образования с. <данные изъяты> района Ставропольского края, рассмотрение которого главой администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюком А.Н. было поручено начальнику отдела имущественных отношений администрации района ФИО2 После чего ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратился в судебном порядке с жалобой на бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района по рассмотрению его заявления о выделении ему земельного участка, которая была удовлетворена (т. 6 л.д.181-183).
- Из оглашенных показанийсвидетеля ФИО2 видно, чтос 1991 по 2012 год он работал в администрации <данные изъяты> муниципального района, с 2007 года он состоял в должности начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района. В его непосредственные должностные обязанности входило управление, распоряжение имуществом, находящимся в собственности <данные изъяты> муниципального района и земельными участками фонда перераспределения и собственности <данные изъяты> муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> обратился с заявлением ФИО12 о предоставлении ему в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах муниципального образования с. <данные изъяты> района Ставропольского края, рассмотрение которого главой администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюком А.Н. было поручено ему. Онотписал данное заявление специалисту отдела имущественных отношенийФИО23 для подготовки ответа заявителю, после чего в установленный законом срок был направлен ответ заявителю, который тот получил. Впоследствии ФИО12 обратился в судебном порядке с жалобой на бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района по рассмотрению его заявления о выделении ему земельного участка, которая была удовлетворена (т. 6 л.д.184-186).
- Из оглашенных показанийсвидетеля ФИО13 видно, чтоона работаетв администрации <данные изъяты> муниципального района с 1989 года на различных должностях, с 2006 года состоит в должности главного специалиста отдела учета и отчетности администрации <данные изъяты> муниципального района.Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Она никакого отношения к данному отделу не имеет, каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно (т. 6 л.д.187-189).
- Из оглашенных показанийсвидетеляФИО14 видно, что с 2008 года она работает в должности ведущего специалиста отдела по организационным и общим вопросам администрации <данные изъяты> муниципального района. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. После того, как ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> муниципального районапоступило заявление от ФИО12 о предоставлении ему в аренду земельного участка, оно было передано Семенюку А.Н., а затем исполнителю под роспись (т.6 л.д.190-192).
- Из оглашенных показанийсвидетеля ФИО15 видно, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в должности главного специалиста отдела по организационным и общим вопросам администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входит осуществление контроля за исполнением нормативных и распорядительных документов и за ходом рассмотрения и сроками исполнения обращений граждан личного характера. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно. В администрацию <данные изъяты> муниципального района поступало заявление от ФИО12 о предоставлении ему в аренду земельного участка, оно было передано главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н., а затем подлежало передаче исполнителю (т. 6 л.д. 193-195).
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО16 видно, что с 2007 года она работает в должности главного специалиста отдела экономического развития администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входит оказание консультационной и практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно. О поданном заявлении ФИО12 в администрацию <данные изъяты> муниципального района о предоставлении ему в аренду земельного участка ей ничего неизвестно (т.6 л.д.196-198).
- Из оглашенных показаний свидетеляТембайИ.Н. видно, что с 2006 года она работает в должности главного специалиста отдела экономического развития администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входит курирование по вопросам торговли, бытового обслуживания населения <данные изъяты> района. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно. О поданном заявлении ФИО12 в администрацию <данные изъяты> муниципального района о предоставлении ему в аренду земельного участка ей ничего неизвестно (т.6 л.д.199-201).
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО17 видно, что с 2005 года она работает в должностиначальника отдела экономического развития администрации <данные изъяты> муниципального района.В ее непосредственные должностные обязанности входит анализ, прогнозирование социально-экономического развития <данные изъяты> района. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно. О поданном заявлении ФИО12 в администрацию <данные изъяты> муниципального района о предоставлении ему в аренду земельного участка ей ничего неизвестно (т.6 л.д.202-204).
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО18 видно, чтос 2004 года она состоит в должности начальника отдела учета и отчетности - главного бухгалтера администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входит ведение бухгалтерского учета и контроль за использованием денежных средств по аппарату управления администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно.Арендная плата за арендуемые земельные участки поступает на 502 администратор доходов <данные изъяты> района (т. 6 л.д.205-207).
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО19видно, что с января 2005 года она работает в должности специалиста 1 категории отдела учета и отчетности администрации <данные изъяты> муниципального района. Вопросами аренды земельных участков занимается отдел имущественных и земельных отношений, начальником которого являлся ФИО2 Отдел имущественных и земельных отношений напрямую подчиняется главе района и администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Она никакого отношения к данному отделу не имеет, каким образом распределялись земельные участки, как рассчитывается коэффициент по арендной плате за земельные участки, ей неизвестно.Арендная плата за арендуемые земельные участки поступает на 502 администратор доходов <данные изъяты> района (т. 6 л.д.208-210).
- Свидетель ФИО20 суду пояснила, что с декабря 1991 года она работает в должности начальника отдела по организационным и общим вопросам администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входят вопросы проверки проектов правовых актов администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> на соответствие установленным требованиям. К распределению земельных участков она отношения не имела.
- Из оглашенных показаний свидетеля ФИО21 видно, что видно, что с 2005 года она работает в должности в должности ведущего специалиста-главного бухгалтера отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района. В ее непосредственные должностные обязанности входит ведение бухгалтерского учета и администрирование доходов. Обязанность по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в ведении <данные изъяты> муниципального района из категории земель сельскохозяйственного назначения, возложена на главного специалиста отдела имущественных и земельных отношений ФИО23, по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в ведении населенных пунктов <данные изъяты> района, возложена на юрисконсульта отдела имущественных и земельных отношений Бей ФИО22 подачи письменного заявления гражданина в администрацию <данные изъяты> муниципального района о предоставлении ему земельного участка в аренду либо собственность, главный специалист отдела ФИО23 подготавливает проект постановления о предоставлении в аренду земельного участка. Данный проект подписывает начальник отдела ФИО2 и после чего проект направляется на правовую экспертизу в правовой отдел администрации <данные изъяты> муниципального района. Проект постановления визирует управляющий делами администрации ФИО24, начальник правового отдела ФИО25 и начальник организационного отдела ФИО20 После всех резолюций проект постановления направляется на подпись главе администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. Далее следует процесс оформления и заключения договора аренды на земельный участок. Сведения об уже предоставленных в аренду земельных участках никем из должностных лиц отдела имущественных и земельных отношений не ведутся в связи с отсутствием финансирования и программных баз, кроме того реестры «свободных» и арендованных участков земли также не ведутся. Кем предоставляются сведения об участках, переданных в введение администрации <данные изъяты> муниципального района, она пояснить не может. У кого имеются преимущества при заключении договоров аренды, она не знает. Методика и процедура расчета коэффициентов арендной платы за земельные участки ей неизвестна. Однако она знает, что арендная плата рассчитывается в процентной ставке от кадастровой стоимости земельного участка. По всем договорам аренды коэффициенты арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения рассчитывал ФИО23, по землям населенных пунктов - Бей М.С. В отделе имущественных и земельных отношений утвержден перечень доходов кодов бюджетной классификации по администратору доходов, которым является отдел имущественных и земельных отношений <данные изъяты> муниципального района. Денежные средства за арендуемые земельные участки поступают на единый расчетный счет управления федерального казначейства Ставропольского края. Согласно бюджетному кодексу денежные средства распределяются следующим образом: половина денежных средств за арендную плату за земельные участки поступает в финансовое управление по <данные изъяты> району, а вторая половина денежных средств поступает в бюджет муниципальных образований по месту нахождения земельного участка. В договоре аренды земельного участка указано, в какой срок необходимо уплатить арендную плату, и указана сумма арендной платы. В течение года лицо, взявшее в аренду земельный участок, обязано заплатить арендную плату. При невозможности уплатить арендную плату в установленный срок лица уведомляют об этом главу администрации <данные изъяты> муниципального района. Каков перечень документов, необходимых для заключения договоров аренды земельного участка, ей неизвестно. Кем и на основании каких документов администрации <данные изъяты> муниципального района переданы земельные участки в аренду, ей неизвестно. Ведется ли какая-либо отчетность опредоставленных земельных участках, ей неизвестно (т.6 л.д.222-224).
- Свидетель Бей М.С. суду показал, что он работал в администрации <данные изъяты> муниципального района с 2012 по 2013 год в должности юрисконсульта отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района. В его непосредственные должностные обязанности входили вопросы предоставления земельных участков из категории земель населенных пунктов <данные изъяты> муниципального района. Обязанность по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в ведении <данные изъяты> муниципального района из категории земель сельскохозяйственного назначения, была возложена на главного специалиста отдела имущественных и земельных отношений ФИО23 Кем предоставляются сведения об участках, переданных в введение администрации <данные изъяты> муниципального района, он пояснить не может. Арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании постановления<адрес> об утверждении порядка расчета арендной платы. По всем договорам аренды коэффициенты арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения рассчитывал ФИО23, по землям населенных пунктов - рассчитывал он. Часть суммы за арендную плату земельного участка перечисляется на расчетный счет администрации <данные изъяты> муниципального района, а часть - на расчетный счет сельского совета, в границах которого расположен предоставляемый в аренду земельный участок.
- Из оглашенных показаний свидетеляФИО24 видно, что до ДД.ММ.ГГГГ он состоял в должности управляющего делами администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя главы администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>.Отдел имущественных и земельных отношений является отраслевым (функциональным) отделом администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> с правом юридического лица, и к данному отделуон никакого отношения не имеет.За действия сотрудников несет персональную ответственность руководитель отдела, которым являлся ФИО2. До смерти главы <данные изъяты> муниципального района <адрес> Семенюка А.Н. отдел имущественных и земельных отношений курировал заместитель главы администрации ФИО3, который также погиб ДД.ММ.ГГГГ совместно с Семенюком А.Н. О порядке распределения земельных участков, находящихся в ведении <данные изъяты> муниципального района, ему ничего неизвестно (т. 6 л.д.228-230).
- Свидетель ФИО26 суду показала, что она работает в должности ведущего специалиста отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района. Документы для заключения договороваренды земельных участков, находящихся в ведении <данные изъяты> муниципального района из категории земель сельскохозяйственного назначения, готовил главный специалист отдела имущественных и земельных отношений ФИО23,проект постановления подписывал начальник отдела ФИО2, после чего проект постановления визировался управляющим делами администрации и начальником организационного отдела, а затем направлялся на подпись главе администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н., после чего заключался договор аренды земельных участков.
- Из оглашенных показаний свидетеля ФИО23 видно, что с конца сентября 2011 года по апрель 2013 года он работал в должности главного специалиста отдела имущественных и земельных отношений <данные изъяты> муниципального района. В егодолжностные обязанности входили подготовка документов,рассмотрение заявлений, обращений по земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения. Обязанность по подготовкепроекта договора аренды земельных участковсельскохозяйственного назначенияна основании принятого постановления главы <данные изъяты> муниципальногорайона Ставропольского края Семенюка А.Н. возложена на него, как на главногоспециалиста отдела имущественных и земельных отношений. Земельныеучастки с кадастровыми номерами, указанными в заключительной части судебнойэкспертизы, предоставленныеСтепновскому станичному казачьему обществуСтавропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества иКрестьянским (фермерским) хозяйствам, отсутствуют в «Перечне земельныхучастков», на которые у Ставропольского края возникает право собственности натерритории Ставропольского края в границах <данные изъяты> района» в связи с тем,что на момент передачи участки были не отмежеваны и не поставлены накадастровый учет, либо участки разделялись или объединялись с присвоениемновых кадастровых номеров. Данное положение указано в Законе «Огосударственном кадастре недвижимости». В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»владение, пользование и распоряжение земельными участками, государственнаясобственность на которые не разграничена, а в данном случае собственность,которая не оформлена надлежащим образом, находится в ведении районныхмуниципальных образований с ДД.ММ.ГГГГ До этой даты земельные участкинаходились в введении муниципальных образований поселений <данные изъяты>. То есть, те земли, которые были ранее оформлены надлежащим образом, вошли в перечень. Были переданы <адрес>ной государственнойадминистрацией, которая была ликвидирована в 2004 году, <данные изъяты> муниципального района Ставропольского края, которая былаобразована в 2005году.В данном случаеуказанные земельные участки неявляются муниципальной собственностью, а являются землями, государственнаясобственность на которые не разграничена. С 2009 года по настоящее времяадминистрация <данные изъяты> муниципального района заключает договорыаренды со Степновским станичным казачьим обществом Ставропольскогоокружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества в лицеатамана ФИО4 Однако в 2011 году в результате выбороватаманом был избран ФИО1, который впоследствии отказался от данной должности,и его правой статус как атамана не был зарегистрирован надлежащим образом. В
настоящее время действующим атаманом казачьего общества является ФИО34ФИО27 о принятии решения о назначении торгов по земельнымучасткам с кадастровыми номерами: <данные изъяты> у главы администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюка А.Н. согласно Уставу администрации <данные изъяты> муниципального района. В данном случае предоставление вышеуказанных земельных участков Степновскому казачьему обществу проводилось без проведения торгов, однако на основании п. 5 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на данные земельные участки имелось по несколько заявлений от разных лиц, то есть глав КФХ, о предоставлении в аренду земельных участков. Глава администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюк А.Н. ставил свою визу на заявлениях атамана <данные изъяты> казачьего общества о предоставлении в аренду указанных выше земельных участков. Он ставил в известность и говорил главе администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюку А.Н. о том, что имеется несколько заявлений на данные земельные участки, и в соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ по данным земельным участкам должны проводиться торги (аукционы) и, кроме того, необходимо предварительно и заблаговременно опубликовать в средствах массовой информации о том, что сдается в аренду тот или иной земельный участок. Глава администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюк А.Н. говорил ему и давал свои устные указания, чтобы он предоставлял указанные выше земельные участки Степновскому казачьему обществу без назначения и проведения торгов, а также без предварительного и заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сведений о сдаче в аренду земельных участков. После вынесения постановления главы администрации <данные изъяты> муниципального района Семенюка А.Н. о передаче в аренду указанных выше земельных участков он составлял договоры аренды навышеуказанные земельные участки, так как боялся увольнения из администрации <данные изъяты> муниципального района (т.7 л.д.4-8).
- Протокол обыскаот ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в служебном кабинете отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района по адресу: <адрес>, пл. Ленина, <адрес>, были изъяты документы о предоставлении сельскохозяйственных земель за период с 2008 по 2012 годы (т. 8 л.д. 103-107).
- Протокол обыскаот ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в служебном кабинете отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района по адресу: <адрес>, пл. Ленина, <адрес>, были изъяты платежные документы по аренде земельных участков за период с 2008 по 2012 годы (т. 8 л.д. 114-119).
- Протокол выемки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в служебном кабинете <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по адресу: <адрес>, пл. Ленина, <адрес>, были изъяты правоустанавливающие дела земельных участков, принадлежащих на праве собственности администрации <данные изъяты> муниципального района (т. 8 л.д. 124-125).
- Протокол осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому были осмотрены вышеуказанные документы, изъятые в ходе обыска и выемки (т. 9 л.д.75-88).
- Вещественные доказательства - вышеуказанные документы, изъятые в ходе обыска и выемки (т.9 л.д. 89-113).
- Заключение экспертов №от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предоставление в аренду земель сельхозназначения арендаторам за период с 2008 года по настоящее время производится не в соответствии с действующим законодательством РФ. Так, за период с 2008 по 2012 год Администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> в лице главы администрации <данные изъяты> района Семенюка А.Н. предоставила в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> Степновскомустаничному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества и Крестьянским фермерским хозяйствам. Однако участки с указанными кадастровыми номерами в «Перечне земельных участков, на которые у <адрес> возникает право собственности на территории <адрес> в границах <данные изъяты> района», согласованном с руководителем территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по <адрес>, утвержденном Министром имущественных отношений <адрес>в2005 году, отсутствуют, следовательно, в веденииадминистрации <данные изъяты> муниципального района данных участков нет, июридическое право на распоряжение указанными земельными участками уАдминистрации <данные изъяты> муниципального района отсутствует. Такимобразом, заключенные договоры аренды на земельные участки с указаннымикадастровыми номерами определяют ихничтожность. Предоставляя в арендуземельные участки, не входящие в «Перечень земельных участков, на которые у<адрес> возникает право собственности натерритории<адрес> в границах <данные изъяты>», <данные изъяты> муниципальногорайона <адрес> нарушенытребования положений ст.19Земельного кодекса Российской Федерации, всоответствии с которой: «В муниципальной собственности находятся земельныеучастки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми всоответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; правомуниципальной собственности, на которые возникло при разграничениигосударственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям,установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданыв муниципальную собственность из федеральной собственности». Кроме того,договоры аренды, заключенные в период с 2011по 2012год междуАдминистрацией <данные изъяты> муниципального района <адрес> иСтепновским станичным казачьим обществом Ставропольского окружногоказачьего общества Терского войскового общества в лице атамана ЖигалкинаВ.В. (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ,договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договораренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды№ от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды №от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № отДД.ММ.ГГГГ), должныбыли быть заключеныс ФИО1 СергеемАлександровичем, который на основании приказа атаманаСтавропольскогоокружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ№ во исполнение решения отчетно-выборного <данные изъяты> общества Ставропольскогоокружногоказачьего обществаТерского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей атамана <данные изъяты> станичногоказачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терскоговойскового казачьего общества. Таким образом, договоры аренды, заключенные впериод с 2011 по 2012 год с ФИО4, не имеютюридической силы, так как на тот период времени обязанности <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества исполнял ФИО1 и, соответственно, ФИО28 права подписи не имел. Следовательно, Администрацией <данные изъяты> района осуществлялось распоряжениеземельными участками с нарушением требований ст. 15, ст. 17, ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации. Общий размер ущерба, причиненного бюджету <данные изъяты> муниципального района в результате заключенных договоров аренды за период с 2008 по 2012 г., составляет <данные изъяты> рублей, из которых:
- сумма недоплаты арендной платы по представленным договорам за период 2008-2012 гг. составила 7 303 477,80 рублей (указанная сумма установлена при сопоставлении данных по начислению (по расчетам экспертов) арендных платежей с данными по их уплате (по представленным сшивам под названием «Контроль администратора по поступившим платежам согласно справке о перечислении по СЭД»);
- сумма в размере 5700512,86 рублей представляет собой средства, недополученные бюджетом <данные изъяты> муниципального района в период с 2008 по 2012 г. по заключенным в этот период договорам, полученная в результате произведенного расчета путем умножения размера арендной платы за земельный участок на индекс инфляции, устанавливаемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Коэффициенты при расчете арендной платы арендаторам за пользование землями сельхозназначения арендатором в период с 2008 года по настоящее время применены не в соответствии с действующим законодательством РФ. Так, при анализе представленных к исследованию договоров аренды земельных участков установлено, что при расчете арендной платы использован коэффициент 0,3. Указанный коэффициент отсутствует в регламентирующей документации. Данный факт свидетельствует о нарушении требований Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п. В этих же договорах указана категория земель: «сельскохозяйственное назначение». Данная формулировка отсутствует в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-п и, соответственно, является нарушением указанного нормативного документа (т. 7 л.д. 73-250, т. 8 л.д. 1-85).
- Из пояснений эксперта ФИО29 видно, что она работает в ООО ЛСЭ «Информационно-контрольное бюро ИКБ» в должности эксперта. Она окончила Ставропольский институт «им. ФИО30» в 2005 году и у нее имеется диплом по специальности юрист. ДД.ММ.ГГГГ следователем Советского межрайонного следственного отдела ФИО31 в рамках уголовного дела №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, в отношении Семенюка А.Н., была назначена комплексная финансово-экономическая судебная экспертиза, и на исследование были представлены материалы уголовного дела, а также документы, изъятые в ходе обыска в администрации <данные изъяты> муниципального района и регистрационной палате по <адрес>. В ходе ответов на вопросы, поставленных в постановлении о назначении финансово-экономическойэкспертизы и проведения исследования представленных документов было установлено:
Предоставление в аренду земель сельхозназначения арендаторам за период с 2008 года по настоящее время производится не в соответствии с действующим законодательством РФ.
Так, за период с 2008 по 2012 год Администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> в лице главы администрации <данные изъяты> района Семенюка А.Н. предоставила в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> Степновскому станичному казачьему обществуСтавропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества и Крестьянским фермерским хозяйствам.Однако юридическое право на распоряжение указанными земельными участками у Администрации <данные изъяты> муниципального района отсутствует, что определяет их ничтожность.Предоставляя в аренду земельные участки, не входящие в «Перечень земельных участков, на которые у <адрес> возникает право собственности на территории <адрес> в границах <данные изъяты> района», <данные изъяты> муниципального района <адрес> нарушила требования положений ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой: «В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности».
Кроме того, договоры аренды, заключенные в период с 2011 по 2012 год между Администрацией <данные изъяты> муниципального района <адрес> и Степновским станичным казачьим обществом Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества в лице атамана ФИО4 (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ), не имеют юридической силы, так как на тот период времени обязанности атамана <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества исполнял ФИО1, который на основании приказа атамана Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ№ во исполнение решения отчетно-выборного круга <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей атамана <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.
Следовательно, Администрацией <данные изъяты> района осуществлялось распоряжение земельными участками с нарушением требований ст. 15, ст. 17, ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общий размер ущерба, причиненного <данные изъяты> муниципального района в результате заключенных договоров аренды за период с 2008 по 2012 г., составляет <данные изъяты> рублей, из которых:
- сумма недоплаты арендной платы по представленнымдоговорам за период2008-2012 гг. составила <данные изъяты> рублей (указанная сумма установлена присопоставлении данных по начислению (по расчетам экспертов) арендныхплатежей с данными по их уплате (по представленным сшивампод названием«Контроль администратора по поступившим платежамсогласносправкеоперечислении по СЭД»);
- сумма в размере <данные изъяты> рублейпредставляетсобойсредства,недополученные бюджетом <данные изъяты> района в период с2008 по 2012 г. позаключенным в этот периоддоговорам, полученнаяв
результате произведенного расчета путем умножения размераарендной платы заземельный участок на индекс инфляции,устанавливаемый федеральным закономо федеральном бюджете на соответствующий год.
Коэффициенты при расчете арендной платы арендаторам за пользование землями сельхозназначения арендатором в период с 2008 года по настоящее время применены не в соответствии с действующим законодательством РФ. Так, при анализе представленных к исследованию договоров аренды земельных участков установлено, что при расчете арендной платы использован коэффициент 0,3. Указанный коэффициент отсутствует в регламентирующей документации. Данный факт свидетельствует о нарушении требований Постановления от 16 апреля 2008 г. № 64-п. В этих же договорах указана категория земель:«сельскохозяйственное назначение». Данная формулировка отсутствует в Постановлении от 16 апреля 2008 г. № 64-п и, соответственно, является нарушением указанного нормативного документа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения названного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 5 той же статьи Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом крестьянские хозяйства в данном пункте ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не указаны.
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное неустановлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 года № 1549-О-О указал, что данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, а в дальнейшем переданы в аренду без соответствующих публикаций.
Таким образом, публикация о предстоящем предоставлении земельныхучастках в рассматриваемом случае являетсяобязательной, предоставлениеземельных участках лицам вотсутствие заблаговременной публикации являетсянарушением требований земельного законодательства, а так же прав изаконныхинтересов неограниченного круга лиц в том числе:граждан ведущих личныеподсобные хозяйства, садоводство,животноводство, огородничество;некоммерческих организаций,в том числе потребительскими кооперативами,религиозными организациями; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделенияминаучно-исследовательских организаций, образовательныхучреждений,укоторого отсутствовала возможностьсвоевременно реализовать свои права научастие в процедурепредоставления земельных участков.
Следует также учесть, что в самой статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации заблаговременная публикация информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве, предусмотрена в качестве неотъемлемой составляющей процедуры предоставления земельных участков (т. 7л.д. 12-17).
- Из пояснений экспертаФИО32 видно, что она окончила Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию в 1999 году и у нее имеется диплом по специальности экономист, работает в ООО ЛСЭ «Информационно-контрольное бюро ИКБ» в должности эксперта.
ДД.ММ.ГГГГ следователем Советского межрайонного следственного отдела ФИО31 в рамках уголовного дела №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, в отношении Семенюка А.Н., была назначена комплексная финансово-экономическая судебная экспертиза, и на исследование были представлены материалы уголовного дела, а также документы, изъятые в ходе обыска в администрации <данные изъяты> муниципального района и регистрационной палате по <адрес>. В ходе ответов на вопросы, поставленных в постановлении о назначении финансово-экономической экспертизы и проведения исследования представленных документов было установлено:
Предоставление в аренду земель сельхозназначения арендаторам за период с 2008 года по настоящее время производится не в соответствии с действующим законодательством РФ.
Так, за период с 2008 по 2012 год Администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> в лице главы администрации <данные изъяты> района Семенюка А.Н. предоставила в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества и Крестьянским фермерским хозяйствам. Однако юридическое право на распоряжение указанными земельными участками у Администрации <данные изъяты> муниципального района отсутствует, что определяет их ничтожность. Предоставляя в аренду земельные участки, не входящие в «Перечень земельных участков, на которые у Ставропольского края возникает право собственности на территории Ставропольского края в границах <данные изъяты> района», Администрация <данные изъяты> муниципального района Ставропольского края нарушила требования положений ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой: «В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности».
Кроме того, договоры аренды, заключенные в период с 2011 по 2012 год между Администрацией <данные изъяты> муниципального района Ставропольского края и <данные изъяты> станичным казачьим обществом Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового общества в лице атамана ФИО4 (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ), не имеют юридической силы, так как на тот период времени обязанности атамана <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества исполнял ФИО1, который на основании приказа атамана Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ№ во исполнение решения отчетно-выборного круга <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей атамана <данные изъяты> станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.
Следовательно, Администрацией <данные изъяты> муниципального района осуществлялось распоряжение земельными участками с нарушением требований ст. 15, ст. 17, ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общий размер ущерба, причиненного бюджету <данные изъяты> муниципального района в результате заключенных договоров аренды за период с 2008 по 2012 г., составляет <данные изъяты> рублей, из которых:
- сумма недоплаты арендной платы по представленным договорам за период 2008-2012 гг. составила <данные изъяты> рублей (указанная сумма установлена при сопоставлении данных по начислению (по расчетам экспертов) арендных платежей с данными по их уплате (по представленным сшивам под названием «Контроль администратора по поступившим платежам согласно справке о перечислении по СЭД»);
- сумма в размере <данные изъяты> рублей представляет собой средства, недополученные бюджетом <данные изъяты> муниципального района в период с 2008 по 2012 г. по заключенным в этот период договорам, полученная в
результате произведенного расчета путем умножения размера арендной платы за земельный участок на индекс инфляции, устанавливаемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Коэффициенты при расчете арендной платы арендаторам за пользование землями сельхозназначения арендатором в период с 2008 года по настоящее время применены не в соответствии с действующим законодательством РФ. Так, при анализе представленных к исследованию договоров аренды земельных участков установлено, что при расчете арендной платы использован коэффициент 0,3. Указанный коэффициент отсутствует в регламентирующей документации. Данный факт свидетельствует о нарушении требований Постановления от 16 апреля 2008 г. № 64-п. В этих же договорах указана категория земель:«сельскохозяйственное назначение». Данная формулировка отсутствует в Постановлении от 16 апреля 2008 г. № 64-п и, соответственно, является нарушением указанного нормативного документа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения названного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 5 той же статьи Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом крестьянские хозяйства в данном пункте ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не указаны.
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное неустановлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 года № 1549-О-О указал, что данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, а в дальнейшем переданы в аренду без соответствующих публикаций.
Таким образом, публикация о предстоящем предоставлении земельныхучастках в рассматриваемом случае являетсяобязательной, предоставлениеземельных участках лицам вотсутствие заблаговременной публикации являетсянарушением требований земельного законодательства, а так же прав изаконныхинтересов неограниченного круга лиц в том числе:граждан ведущих личныеподсобные хозяйства, садоводство,животноводство, огородничество;некоммерческих организаций,в том числе потребительскими кооперативами,религиозными организациями; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделенияминаучно-исследовательских организаций, образовательныхучреждений,укоторого отсутствовала возможностьсвоевременно реализовать свои права научастие в процедурепредоставления земельных участков.
Следует также учесть, что в самой статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации заблаговременная публикация информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве, предусмотрена в качестве неотъемлемой составляющей процедуры предоставления земельных участков (т.7 л.д.18-23).
Вместе с тем представленные гособвинителем доказательства не отвечают требованиям их допустимости по следующим основаниям.
В силу положений ч.1 ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.
Согласно ч.3 ст. 75 УПК РФ к недопустимым доказательствам относятся иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 16-П от 14 июля 2011 года, подозрение или обвинение в совершении преступления могут основываться лишь на положениях уголовного закона, определяющего преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, закрепляющего все признаки состава преступления, наличие которых в деянии, будучи единственным основанием уголовной ответственности, должно устанавливаться только в надлежащем, обязательном для суда, прокурора, следователя, дознавателя и иных участников уголовного судопроизводства процессуальном порядке. Если же противоправность того или иного деяния или его совершение конкретным лицом не установлены и не доказаны в соответствующих уголовно-процессуальных процедурах, все сомнения должны толковаться в пользу этого лица, которое - применительно к вопросу об уголовной ответственности - считается невиновным.В силу названных принципов такое деяние не может не только влечь за собой уголовную ответственность и применение иных мер уголовно-правового характера, но и квалифицироваться в процессуальном решении как деяние, содержащее все признаки состава преступления, факт совершения которого конкретным лицом установлен, хотя бы это и было связано с ранее имевшим место в отношении данного лица уголовным преследованием.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению случае смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
Из материалов дела следует, что уголовные дела в отношении Семенюка А.Н. по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 293, ч. 2 ст.286 УК РФ, впоследствии соединенные в одно производство, возбуждены после смерти лица, в отношении которого они возбуждены. Вместе с тем близкие родственники, к числу которых отнесена Семенюк Н.Н., привлеченная к участию в деле в качестве представителя умершего Семенюка А.Н., ходатайств о возбуждении уголовных дел и их расследовании с целью реабилитации умершего не заявляли, и таковых в деле не содержится.
Таким образом, оснований для возбуждения настоящего уголовного дела не имелось.
Изложенное свидетельствует о нарушении соответствующих уголовно-процессуальных процедур, что повлекло вынесение следователем незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела № и №.
Названные обстоятельства указывают на то, что основания для производства предварительного следствия по настоящему уголовному делутакже отсутствовали.
Постановлением судьи <данные изъяты> районного суда Ставропольского края от 18 мая 2016 года данные постановления следователя признаны недопустимыми доказательствами как не имеющие юридической силы.
Таким образом, доказательства, на которые сослался государственный обвинитель в судебном заседании, являются недопустимыми постольку, поскольку получены в ходе производства по уголовному делу, возбужденному с нарушением установленной процедуры, а, следовательно, незаконно.
С учетом изложенного названные доказательства не могут быть использованы в качестве доказательств виновности умершего Семенюка А.Н.
Апелляционным постановлением судьи <данные изъяты> от 12 октября 2016 года выявлено отсутствие препятствий для рассмотрения дела судом.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что противоправность деяний умершего Семенюка А.Н. в соответствующих уголовно-процессуальных процедурах не доказана, а потому умерший Семенюк А.Н. подлежит оправданиюпо основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, за непричастностью его к совершению преступлений.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 и 306 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Семенюка А.Н. признать невиновным и оправдать в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 293, частью 2 статьи 286 Уголовного кодекса РФ,на основании пункта 2 части 2 статьи 302 УПК РФ за непричастностью его к совершению преступлений.
Признать заумершим Семенюком А.Н. право на реабилитацию.
Направить Семенюк Н.Н. с разъяснением порядка возмещения ей вреда, связанного с уголовным преследованием Семенюка А.Н..
Вещественные доказательства,хранящиеся в камере вещественных доказательств Советского межрайонного следственного отдела:изъятые в отделе имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> муниципального района в ходе обыска от ДД.ММ.ГГГГ документы о предоставлении сельскохозяйственных земель за период с 2008 по 2012 годы; в ходе обыска от ДД.ММ.ГГГГ документы по аренде земельных участковза период с 2008 по 2012 годы, а также изъятые в ходе выемки от ДД.ММ.ГГГГ в Степновском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю правоустанавливающие дела по земельным участкам, принадлежащим на праве собственности администрации <данные изъяты> муниципального района,- возвратить по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Ставропольского краевого суда в течение 10 суток со дня постановления приговора путем подачи апелляционной жалобы через Нефтекумский районный суд Ставропольского края. В случае подачи апелляционной жалобыСеменюк Н.Н. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем она должна указать в своей апелляционной жалобе.
Судья: А.В. Исайкина