ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-140/2016 от 11.11.2016 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

город Ленск РС (Я) 11 ноября 2016 года

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи С.В.Осьмушина,

при секретаре Авдеевой А.О.,

с участием государственного обвинителя ст. помощника прокурора Ленского района РС (Я) Квитчук М.Г.,

подсудимого Хазиахметова В.М.,

защитника адвоката Захарова Л.М., предоставившего удостоверение [НОМЕР] и ордер [НОМЕР] от [ДАТА],

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Хазиахметова В.М., [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ,

установил:

Хазиахметов В.М. совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшие по неосторожности причинение крупного ущерба, при следующих обстоятельствах.

Приказом индивидуального предпринимателя К. от [ДАТА] без номера с [ДАТА] Хазиахметов В.М. назначен на должность капитана судна ___ «___».

Согласно ч. 2 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ), на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Согласно п. 11 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 14.10.2002 № 129 (далее Правила), на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению

безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Согласно ст. 41 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 № 30 (далее Устава), согласно которому капитан управляет судном и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания; при плавании по внутренним судоходным путям руководит судовождением.

Согласно ст. 246 Устава, в соответствии с которым при несении вахты вахтенный начальник обязан: вести наблюдение за состоянием судна и принимать меры по обеспечению безопасности судна, людей, груза; постоянное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановки, обеспечивать своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а также других правил и положений, касающихся безопасности.

Таким образом, капитан буксира-толкача «___» Хазиахметов В.М. является лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта.

[ДАТА] в 12 часов 30 минут буксир-толкач «___», буксируя баржи в сцепке «___», «___» методом толкания, на которых был загружен груз, вышел с ___ причала и продолжил рейс вниз по реке Лена по маршруту ___ - ___ - ___.

[ДАТА] в период времени с 16 часов до 17 часов на участке ___ км. реки Лена капитан и вахтенный начальник буксира-толкача «___» Хазиахметов В.М., непосредственно управляя данным судном, буксирующего баржи в сцепке «___», «___», методом толкания, на которых был загружен груз, следуя до г. Ленска РС(Я) со скоростью движения состава в 12 км./час, с целью закончить рейс, желая доставить груз до г. Ленска, по неосторожности в виде преступной небрежности, то есть не предвидя наступления общественно опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, должным образом, не оценив судоходную обстановку, не приняв мер по обеспечению безопасности плавания судна, предотвращению причинения вреда судну и перевозимому грузу, допустил движение толкаемого состава судна вниз в условиях ограниченной (менее 1 км.) видимости, не имея радиолокационного прибора и оборудования, при ширине судового хода менее 200 метров, не принял мер предосторожности, не учел предупреждение указанное в лоцманской карте р. Лена, что на участке ___ км. в 50 м. от оси судового хода затоплен теплоход «___» с выступающими над водой частями, при подготовке к несению ходовой вахты не изучил предстоящий участок пути и не ознакомился с необходимой для этого информацией, не ведя должного визуального и слухового наблюдения за окружающей обстановкой, с учетом течения реки и направления судового хода, не проконтролировав положение состава относительно навигационной опасности, вывел состав судна за правую кромку судового хода.

В результате чего буксир-толкач «___» по управлением капитана Хазиахметова В.М., буксируя баржи в сцепке «___», «___», методом толкания, на которых был загружен груз, в 17 часов [ДАТА] на участке ___ км. реки Лена вышел за пределы правой кромки судового хода по течению реки Лена и двигаясь за судовым ходом, произвел удар носовой частью баржи «___» из толкаемого состава буксира-толкача «___» о ранее затопленный теплоход «___». После удара, оборвались швартовы соединяющие баржи, и баржа «___», получив повреждения носового балластного отсека осталась на подводном препятствии.

В результате удара о ранее затопленный теплоход «___» баржа «___» вместе с грузом под углом 30-35 градусов ушла под воду и стала на грунт, кормовая часть баржи осталась на затопленном теплоходе «___».

В результате чего капитан буксира-толкача «___» Хазиахметов В.М. нарушил следующие требования, предъявляемые к безопасности судовождения и судоходства:

- ч. 2 ст. 30 КВВТ РФ, согласно которому на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу;

- ст. 41 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденногоприказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 № 30 (далее Устава), согласнокоторому капитан управляет судном и принимает необходимые меры к обеспечениюбезопасности плавания; при плавании по внутренним судоходным путям руководитсудовождением;

- ст. 69 Устава, согласно которому в период плавания капитан обязан: следить за всемиизменениями обстоятельств и условий плавания и заблаговременно принимать должные мерыпредосторожности, осуществлять постоянный контроль за получением навигационной,гидрометеорологической и других видов установленной информации;

- ст. 72 Устава, согласно которому при подходе судна к районам с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания капитан обязан принять надлежащие меры в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими документами, а также конкретными условиями и обстоятельствами;

- ст. 246 Устава, в соответствии с которым при несении вахты вахтенный начальникобязан: вести наблюдение за состоянием судна и принимать меры по обеспечениюбезопасности судна, людей, груза; постоянное наблюдение за состоянием погоды иокружающей обстановки, обеспечивать своевременное и точное выполнение требований общихи местных правил плавания, а также других правил и положений, касающихся безопасности;

- ст. 247 Устава, в соответствии с которым при заступлении на ходовую вахту,вахтенный начальник обязан: ознакомиться по карте с навигационной обстановкой и условиямипредстоящего плавания;

- ст. 249 Устава, согласно которому при несении ходовой вахты, кроме того, чтопредусмотрено ст. 246, вахтенный начальник обязан:

- если особые обстоятельства (условия судоходства, перемещение отдельных судов, обнаруженные неисправности навигационного оборудования или другой техники, неуверенность в правильности своих действий и т.д.) ставят под сомнение безопасность плавания, уменьшить скорость (или прекратить движение), доложить капитану и действовать по его указанию;

- при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью заблаговременно доложить об этом капитану, включить радиолокационную станцию (РЛС) и ходовые огни, уменьшить скорость, начать подачу звуковых туманных сигналов, проинструктировать и выставить вперед смотрящего, перейти с автоматического на ручное управление рулем, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сверить показания часов, сделать отметку времени на ленте курсографа и в дальнейшем действовать по указанию капитана;

- п. 15 Правил, согласно которому судоводители должны принимать все мерыпредосторожности с целью предотвращения: повреждения судов, плотов, плавучих игидротехнических сооружений, знаков навигационного оборудования судового хода;

- п. 16 Правил, согласно которому для предотвращения непосредственно угрожающейопасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость доминимальной и принять все меры, которые диктуются практикой судовождения или особымиобстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил;

- п. 17 Правил, согласно которому в случае неуверенности в оценке ситуации (неясностьв действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеряориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т.п.)судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение до выяснения ситуации;

- п. 23 Правил, согласно которому судоводители должны постоянно вести надлежащеевизуальное и слуховое наблюдение, наблюдение с помощью технических средств;

- п. 209 Правил, согласно которому в соответствии с которым движение судов в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости допускается, если на борту имеется и используется следующее оборудование: радиолокационная установка и прибор, указывающий скорость поворота (циркуляции) судна, или компас, находящиеся в исправном состоянии;

- п. 212 Правил, согласно которому в условиях ограниченной видимости (менее 1 км) плавание судов в зависимости от габаритов разрешается: при ширине судового хода 100 м более, но менее 200 м - одиночным судам двухстороннее движение, а толкаемым составам - только вверх;

- гл. III п. 1 Наставления по организации штурманской службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденного Решением производственного совещания Управления главного ревизора по безопасности судоходства от 05.02.1973 Министерства речного флотаРСФСР (далее Наставления), в соответствии с которой судоводитель обязан: изучить предстоящий участок пути и ознакомиться с необходимой для этого информацией; отметить наиболее затруднительные для прохождения участки пути и определить конкретные меры дляобеспечения безопасного движения по ним.

- гл. III п. 2 Наставления, в соответствии с которой судоводитель обязан:

- постоянно и бдительно вести наблюдение за окружающей обстановкой (визуально или спомощью технических средств); контролировать положение судна (состава) относительнонавигационных опасностей и других судов; проверять правильность избранного курса иобеспечивать удержание судна (состава) на этом курсе;

-при ухудшении видимости или при подходе к зоне ограниченной видимости вахтенныйначальник обязан:

-прекратить или снизить скорость движения до выяснения;

-выставить вперед смотрящего на бак судна и обеспечить с ним надежную связь;

-скорость судов при ограниченной видимости должна быть такой, при которой можно принять наиболее эффективные меры при внезапном обнаружении препятствий для движения.

В результате нарушения капитаном буксира-толкача «___» Хазиахметовым В.М. правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, которое повлекло выход судна и состава, а именно баржи «___», «___» за пределы правой кромки судового хода и произошедшего удара баржи «___» из толкаемого состава буксира-толкача «___» о ранее затопленный теплоход «___» и в результате получения повреждения носового балластного отсека баржи «___» привело к ее затоплению в воду, а также размещенного на ней груза в виде: [ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ].

Тем самым в результате затопления в воду баржи «___» ее собственнику Обществу с ограниченной ответственностью ___ «___» причинен крупный имущественный ущерб на общую сумму ___ (___) рубля ___ коп.

Также в результате затопления в воду груза с баржой «___» в виде: [ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ] собственнику Закрытому акционерному обществу «___» причинен крупный имущественный ущерб на общую сумму ___ (___) рублей ___ коп.

Подсудимый Хазиахметов В.М. в судебном заседании после разъяснения ему порядка проведения судебного заседания и постановления приговора в соответствии со ст.316 УПК РФ, а также последствий проведения особого порядка судебного разбирательства, предусмотренных ст.317 УПК РФ, вину в совершении преступления признал полностью, подтвердил свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, с применением особого порядка принятия судебного решения, суду пояснил, что предъявленное обвинение ему понятно и он с ним полностью согласен. Осознаёт характер добровольно заявленного им после консультации с защитником ходатайства и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Защитник подсудимого- адвокат Захаров Л.М. поддержал ходатайство своего подзащитного о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Представители потерпевшего ___ «___» Белов Р.С., ___ «___» К. в судебное заседание не явились, после разъяснения им в письменном виде в соответствии со ст.ст.314-316 УПК РФ порядка и последствий постановления приговора без проведения судебного разбирательства, права в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 42 УПК РФ возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, предоставили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие и о согласии на рассмотрении дела в особом порядке.

В связи с чем, с согласия сторон, суд постановил рассмотреть дело в их отсутствие.

Государственный обвинитель ст.помощник прокурора Ленского района РС (Я) Квитчук М.Г. не возражает в рассмотрении дела в особом порядке принятия судебного решения.

Санкция ч.1 ст.263 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, и в соответствии с ч. 1 ст. 314 УПК РФ по делу возможно вынесение приговора без проведения судебного разбирательства.

Выслушав подсудимого Хазиахметова В.М., его защитника адвоката Захарова Л.М., государственного обвинителя ст.помощника прокурора Ленского района РС (Я) Квитчук М.Г., суд приходит к выводу, что приговор следует постановить без проведения судебного разбирательства, условия особого порядка принятия судебного решения, предусмотренные частями 1,2 ст.314 УПК РФ соблюдены.

Обвинение, с которым согласился подсудимый Хазиахметов В.М. обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

Оснований для прекращения особого порядка судебного разбирательства и назначения рассмотрения дела в общем порядке суд не находит.

Действия подсудимого Хазиахметова В.М. суд квалифицирует по ч.1 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба (в редакции Федерального закона от 07.11.2011 N304-Ф3).

При назначении вида и размера наказания суд, в соответствии с положениями статей 6 и 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Хазиахметовым В.М. преступления, обстоятельства его совершения, сведения о его личности, обстоятельства смягчающие наказание, отсутствие обстоятельств отягчающих наказание, влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.

Изучение личности Хазиахметова В.М. показало, [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] (т. 3 л.д. 168-178).

Суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание Хазиахметова В.М. активное способствование раскрытию и расследованию преступления (п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ), полное признание вины, раскаяние.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не находит.

С учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание и установления обстоятельств, смягчающих наказание, предусмотренных п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ, при назначении подсудимому наказания подлежат применению положения ч.1 ст.62 УК РФ.

При назначении наказания суд учитывает также требования ч.5 ст.62 УК РФ.

Суд не находит исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, поведением подсудимого Хазиахметова В.М. во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, которые возможно было расценить как основание для применения положений ст.64 УК РФ. Суд, также не расценивает совокупность смягчающих наказание обстоятельств, как основание для применения положений ст.64 УК РФ, принимая во внимание личность Хазиахметова В.М., совершение им преступления небольшой тяжести, конкретные обстоятельства дела.

С учетом совершения подсудимым Хазиахметовым В.М. преступления небольшой тяжести, отсутствуют основания для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, фактические обстоятельства его совершения, учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, имущественное положение осужденного и его семьи, а также учитывая возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода, для достижения целей наказания- восстановления социальной справедливости, исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде штрафа.

Меру пресечения Хазиахметову В.М. подписку о невыезде и надлежащем поведении, следует оставить без изменения, до вступления приговора в законную силу, для обеспечения исполнения приговора.

Процессуальные издержки не заявлены.

Вопрос о вещественных доказательствах по делу суд разрешает в соответствии с требованиями ч.3 ст. 81 УПК РФ.

По вступлению приговора в законную силу, вещественные доказательства – заключение и материалы дела [НОМЕР] об ударе баржи «___» из толкаемого состава теплохода «___» о подводное препятствие, судовой журнал теплохода «___» – хранить в материалах уголовного дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.316 УПК РФ, суд

приговорил:

Признать Хазиахметова В.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере ___ (___) рублей в доход государства.

Меру пресечения - подписку о невыезде и надлежащем поведении Хазиахметова В.М., по вступлению приговора в законную силу, отменить.

По вступлению приговора в законную силу, вещественные доказательства – заключение и материалы дела [НОМЕР] об ударе баржи «___» из толкаемого состава теплохода «___» о подводное препятствие, судовой журнал теплохода «___» – хранить в материалах уголовного дела.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащемся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае обжалования приговора осужденный вправе: пригласить защитника для участия в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции; в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток суд в соответствии с ч. 3 ст. 49 УПК РФ вправе предложить пригласить другого защитника, а в случае отказа - принять меры по назначению защитника по своему усмотрению; отказаться от защитника; отказ от защитника в соответствии с ч. 3 ст. 52 УПК РФ не лишает права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по делу; ходатайствовать перед судом о назначении защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ; ходатайствовать в соответствии с ч. 3 ст. 389.6 УПК РФ о своем участии в судебном заседании апелляционной инстанции непосредственно либо путем использования систем видеоконференцсвязи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 131, ст. 132 УПК РФ суммы, выплаченные адвокату за оказание юридической помощи в случае участия адвоката по назначению, относятся к процессуальным издержкам.

Судья п/п С.В.Осьмушин

Верно.

Судья С.В.Осьмушин