ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-144/19 от 15.07.2019 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 1-144/19

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 15 июля 2019 года

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Васюкова В.В.,

с участием старшего помощника Санкт-Петербургского транспортного прокурора Галкина С.А.,

защитника адвоката Евлоева Б.М., представившего удостоверение № 9162 и ордер № Н 170461 от 05.07.2019,

подсудимого ФИО1,

при секретаре Зейтине М.Х.,

рассмотрев в особом порядке уголовное дело в отношении

ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и постоянно проживающего по адресу: <адрес>, гражданина Российской Федерации, женатого, имеющего на иждивении сына ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающего судоводителем в ООО «Судоходная компания «Петербургские каналы», ранее не судимого:

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Вину ФИО1 в том, что он совершил оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при следующих обстоятельствах.

ФИО1, **.**.**** года рождения, состоящий в должности судоводителя ООО «Судоходная компания «Петербургские Каналы» (далее по тексту – ООО «СК «ПК») на основании трудового договора № 01/02 от 30.03.2019, являясь судоводителем (капитаном) маломерного судна «Форт Ривер», находящегося в пользовании ООО «СК «ПК», не позднее 15 часов 20 минут 18.05.2019, действуя в рамках устно-достигнутой договоренности с ФИО3, предметом которой являлось оказание ФИО1 платных услуг по перевозки пассажиров (из расчета 600 рублей за одного человека) для совершения водной прогулки по рекам и каналам г. Санкт-Петербург, а также как капитан судна, принял на себя обязательства по обеспечению соблюдения пассажирами мер безопасности при нахождении на судне исполнению норм и правил техники безопасности и поведения на ТС повышенной опасности посредством проведения инструктажа пассажиров перед рейсом о соблюдении мер безопасности и правил поведения на судне; по обеспечению контроля за соблюдением выполнения правил поведения на судне и мер безопасности пассажирами, с целью осуществления перевозки маломерным судном «Форт Ривер» группы пассажиров по р. Нева по маршруту «Реки и каналы г. Санкт-Петербург», выполняя свои трудовые обязанности, пришвартовал маломерное судно «Форт Ривер», регистрационный номер «49-4700» у причала, расположенного напротив дома № 34 по Дворцовой набережной г. Санкт-Петербурга, подав его тем самым к посадке пассажиров.

ФИО1, являясь лицом, на которое в соответствии с ч. 2 ст. 30 «Кодекса внутреннего водного транспорта» № 24-ФЗ от 07.03.2001 и ст. 11 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» возложены обязанности управления судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, проигнорировал требования безопасности для жизни и здоровья пассажиров, а именно:

- в нарушение требований п. 21 «Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ №129 от 14.10.2002, согласно которому суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не должны иметь на борту большее количество пассажиров, чем это предусмотрено судовыми документами, а также в требований приложения №8 «Руководства по классификации и освидетельствованию маломерных судов», введенного в действие в соответствии с циркулярным письмом главного управления Российского морского регистра судоходства №340-48-910ц от 27.06.2016, согласно которому допустимое количество людей на борту маломерного судна определяется в зависимости от грузоподъемности, наличия оборудованных мест для размещения людей на маломерном судне, принимая при этом массу человека, равную 75 кг., не взирая на то, что в соответствии с актом классификации и первоначального освидетельствования №17.15083.120 от 17.05.2017, пассажировместимость маломерного судна «Форт Ривер», регистрационный номер «49-4700» составляет двенадцать человек, включая членов экипажа, а грузоподъемность 900 кг., допустил на борт пятнадцать взрослых пассажиров, превысив, тем самым, пассажировместимость судна на четыре человека, а грузоподъемность на 300 кг., то есть на одну треть, чем создал реальную угрозу потери судном остойчивости, с последующим опрокидыванием и затоплением.

- в нарушение п. 2.3.6 «Руководства по классификации и освидетельствованию маломерных судов», введенного в действие в соответствии с циркулярным письмом главного управления Российского морского регистра судоходства №340-48-910ц от 27.06.2016, согласно которому установлены нормы оснащения маломерных судов минимальным набором средств безопасности – индивидуальными спасательными средствами по количеству людей на борту, имея на борту маломерного судна 11 спасательных жилетов, пригодных к использованию взрослыми пассажирами, допустил на борт пятнадцать взрослых пассажиров, чем создал реальную угрозу нехватки индивидуальных спасательных средств, в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.

- в нарушение п. 4. Приказа Минтранса России от 05.05.2012 № 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», согласно которому на судах транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутов капитан судна в возможно короткие сроки после окончания посадки пассажиров на судно организует с пассажирами инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях; при проведении инструктажа пассажиры должны быть ознакомлены с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информации, не провел соответствующего инструктажа (занятия) с пятнадцатью принятыми на борт пассажирами, чем создал реальную угрозу недоступности и невозможности использования пассажирам даже тех индивидуальных спасательных средств, которые имелись на борту судна в недостаточном количестве.

ФИО1, осознавая, что оказываемая им услуга по экскурсионной перевозке пассажиров по рекам и каналам г. Санкт-Петербурга, в силу нарушения вышеприведенных норм и правил, представляет реальную опасность для жизни и здоровья потребителей, выражающуюся в возможности потери перегруженным на одну треть судном остойчивости, с последующим опрокидыванием и затоплением, нехватке индивидуальных спасательных средств не менее чем для четырех пассажиров, а также отсутствием возможности у непроинструктированных пассажиров воспользоваться даже имеющимися в недостаточном количестве индивидуальными спасательными средствами, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения пассажирам вреда здоровью различной степени тяжести, в том числе с наступлением смертельного исхода, и желая совершить указанные действия по предоставлению услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, 18.05.2019 в период времени с 15 часов 20 минут до 16 часов 25 минут, единолично управляя маломерным судном «Форт Ривер», регистрационный номер «49-4700», осуществил на нем перевозку группы лиц, состоящей из пятнадцати взрослых пассажиров и одного члена экипажа, проследовав на указанном судне от причала расположенного на против дома № 34 по Дворцовой набережной в г. Санкт-Петербург, по маршруту: река Нева – река Фонтанка - ФИО2 канал - река Мойка - Зимняя канавка - река Нева, после чего завершив экскурсионную прогулку, пришвартовался у причала расположенного на против дома № 34 по Дворцовой набережной в г. Санкт-Петербург.

Подсудимым ФИО1 заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. ФИО1 согласился с обвинением, полностью признал вину, пояснил, что поддерживает свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, подтвердил, что оно заявлено им добровольно и после консультации с защитником, он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Защитник адвокат Евлоев Б.М. поддержал ходатайство подсудимого ФИО1

Государственный обвинитель Галкин С.А. не возражал против рассмотрения дела в особом порядке, так как условия, предусмотренные ст. 314, ст. 316 УПК РФ соблюдены.

Суд, учитывая изложенное и то, что обвинение, с которым согласился подсудимый ФИО1, является обоснованным, и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу в ходе предварительного следствия, постановляет приговор без проведения судебного разбирательства.

Суд квалифицирует действия подсудимого ФИО1 по ч.1 ст.238 УК РФ, как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

При назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, влияние назначенного наказания на условия жизни семьи подсудимого, требования ч.5 ст.62 УК РФ.

Как обстоятельства, смягчающие наказание, суд учитывает признание ФИО1 вины, его социальную адаптированность (трудоустроен, имеет постоянное место жительства, женат, имеет малолетнего ребёнка, на компрометирующих учётах не состоит), положительную характеристику подсудимого с места жительства, характеристику без замечаний по месту жительства, наличие малолетнего ребёнка и пожилой матери, которой ФИО1 оказывает материальную помощь, отсутствие у него судимостей.

ФИО1 совершено умышленное преступление небольшой тяжести.

Учитывая изложенное и материальное положение подсудимого, суд полагает возможным назначить ФИО6 основное наказание в виде штрафа.

При определении размера штрафа суд учитывает в том числе характер и степень общественной опасности совершённого ФИО1 преступления, создавшего угрозу гибели многих людей, материальное положение подсудимого, который трудоустроен, получает ежемесячный доход в период навигации около №*** рублей, а не в период навигации около №*** рублей, проживает совместно с супругой, которая трудоустроена и получает ежемесячный доход около №*** рублей, с малолетним ребёнком и с матерью, которая получает ежемесячно пенсию около №*** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать ФИО1 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

Меру пресечения ФИО1 - подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить по вступлении приговора в законную силу.

Вещественные доказательства:

- спасательные жилеты в количестве 16 штук, переданные на ответственное хранение ФИО1 (л.д. 119), - оставить у ФИО1 по принадлежности;

- судовой журнал судна «Форт-Ривер»; копию свидетельства № 17.03837.120 на 1 л.; копию свидетельства № 17.03993.120 на 1 л.; копию свидетельства 17.03942.120 на 1 л.; копию сертификата соответствия на 1 л.; копию сертификата о типовом одобрении на 2 л.; оптический диск CD-R, хранящиеся при материалах уголовного дала (л.д. 117-118), - хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также вправе поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, о чем должен указать в своей жалобе.

Судья В.В. Васюков