ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-167/2022 от 25.07.2022 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 1-167/2022

УИД 75RS0024-01-2022-001022-93

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

пгт. Чернышевск 25 июля 2022 года

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Толстовой И.А.,

при секретаре судебного заседания Осмолкиной К.С.,

с участием государственного обвинителя Могочинской транспортной прокуратуры Голубкова А.В.,

подсудимого Головановав А.Г.,

защитника - адвоката Наследовой К.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке особого судопроизводства уголовное дело в отношении

Голованова А.Г., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , гражданина Российской Федерации, военнообязанного, с высшим образованием, женатого, имеющего одного малолетнего ребенка в , тяжелых хронических заболеваний и государственных наград не имеющего, работающего », ранее не судимого, зарегистрированного по адресу: , проживающего по адресу:,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Голованов А.Г. нарушил правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 УК РФ, и эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, при следующих обстоятельствах.

Главный инженер Зиловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки - структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Зиловская дистанция СЦБ, ОАО «РЖД») Голованов А.Г., назначенный на должность приказом начальника Зиловской дистанции СЦБ «О переводе работника на другую работу» № 40 от 12.09.2019, исполняя согласно приказу начальника Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - Забайкальская дирекция инфраструктуры) № 513 от 23.07.2021 «О переводе работника на другую работу» на время основного отпуска в период с 26.07.2021 по 14.08.2021 обязанности начальника Зиловской дистанции СЦБ, являясь в соответствии с п. 9 Должностной инструкции начальника Зиловской дистанции СЦБ, утвержденной 09.04.2019 начальником Забайкальской дирекции инфраструктуры (далее - Должностная инструкция) ответственным за обеспечение безопасности движения поездов по кругу должностных обязанностей, будучи наделенным в соответствии с п.п. 12, 13, 14 Должностной инструкции, полномочиями по обеспечению исправной, безотказной работы технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, качественному выполнению работ по устранению и предупреждению отказов устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики; анализу причин отказов технических средств и недопущению повторов отказов технических средств, по организации работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 14 минут (здесь и далее - по местному времени) дежурный по станции Забайкальской железной дороги А.И.А. сообщила диспетчеру Зиловской дистанции СЦБ С.М.Г. о том, что по сообщению машиниста поезда П.Д.М. блок индикации КЛУБ-У (далее - БИЛ) сигнальной установки путевого светофора на перегоне подает сигнал «красный огонь», свидетельствующий о запрещение проезда, при отсутствии препятствий для дальнейшего движения проходящего поезда по блок-участку. После чего, в этот же день, в 22 часа 15 минут диспетчером дистанции СЦБ С.М.Г. через дежурного по станции С.К.Д. сообщено о неисправности исполняющему обязанности начальника Зиловской дистанции СЦБ Голованову А.Г.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 00.00 час. до 04 часов 42 минут по местному времени Голованов А.Г. с и.о. главного инженера Зиловской дистанции СЦБ Б.Н.Н., с целью осуществления текущих работ по исполнению своих должностных обязанностей, прибыл на участок железнодорожного пути на (далее - км), пикет (далее - пк) 5, перегона Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД», оборудованный устройствами двухпутной числовой кодовой автоблокировки АБ-2К-25-50-ЭТ-82, расположенный в , где приступили к выявлению и устранению неисправностей в работе сигнальной установки путевого светофора .

При производстве вышеуказанных работ, Голованов А.Г. и Б.Н.Н. увеличили напряжение на питающем конце рельсовой цепи в релейном шкафу сигнальной установки путевого светофора , с 1,3 В до 2 В, в связи с чем работа сигнальной установки путевого светофора кратковременно восстановилась, однако затем блок индикации БИЛ вновь стал подавать сигнал «красный огонь».

После чего, Голованов А.Г. находясь в вышеуказанном месте в вышеуказанный период времени, в отсутствие Б.Н.Н., который находился около сигнальной установки путевого светофора , достоверно зная, что в соответсвии с п. 2 ч. 1 приложения № 1 Приложения № 8 «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 286 от 21.12.2010 (далее - ПТЭ) при автоблокировке разрешением на занятие поездом блок-участка служит разрешающее показание выходного или проходного светофора, при движении поезда по участку машинист поезда и его помощник обязаны выполнять требования показаний светофоров, а в соответствии с п. 1.12 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. № 2055р (далее - Инструкция СЦБ) пропуск поездов при отказе в работе устройств СЦБ на перегоне обеспечивается только дежурным по станции, с целью избежать внеплановую остановку проходящего поезда, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, возникновения железнодорожного происшествия и причинения крупного ущерба, не желая их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение таких последствий, полагая, что препятствий для дальнейшего движения проходящего грузового поезда на указанном блок-участке не имеется, а допущенные им нарушения не станут причиной столкновения поездов, действуя в нарушение требований п. 1.17 Инструкции СЦБ, вмешавшись в схему сигнальной установки автоблокировки, установил перемычки в виде монтажного провода на блоке счетчиков БС-ДА в цепи включения сигнального реле Ж на контакты 52-42 и реле Ж1 на контакты 52-71 (контакт 52 - плюсовой полюс питания), то есть создал цепь подпитки реле Ж и Ж1, что привело к появлению разрешающего показания светофора вышеуказанной сигнальной установки вместо запрещающего, тем самым открыл движение поездов по данному участку.

В результате вышеуказанной преступной небрежности Голованова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ в 04 часа 39 минут, при движении со скоростью 41 км/ч по второму главному пути перегона Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД», расположенному в , грузового поезда под управлением машиниста Д.М.А., проследовавшего сигнальную установку путевого светофора без остановки по желтому огню на блоке индикации БИЛ при фактически занятом блок-участке подвижным составом, при дальнейшем следовании вышеуказанного поезда по ДД.ММ.ГГГГ в период с 04 часов 40 минут до 04 часов 41 минуты произошло его столкновение с хвостовой частью впереди стоящего на данном участке железной дороги грузового поезда , под управлением машиниста М.А.Н., с последующим сходом с рельсов и повреждением находящихся в его составе вагонов №№ 62648563, 94268471, 94787645, 94798972, 63455653, 55064240, 52289568, 54166541, 52480571, 58415654, 90961814, 94870862, 29173044, 91847285, 29501491, 50333905, 53892386, 57940819, 51632776, 52019544, 57402315, 94262888, 61387916, 28034619, 64663024, с их повреждением в объеме текущего отцепочного ремонта; вагона № 52446903 с его повреждением в объеме деповского ремонта; вагонов №№ 94843703, 55083927, 52091824, 94880721, 54117452, 50575125, 57171522, 51101525, 50303742, 50937994, 57557290 с их повреждением до степени исключения из инвентаря и утратой груза - топлива авиационного для турбинных двигателей из вагонов №№ 57171522, 50303742, 50937994 в объеме 282 780 кг. Кроме того, в результате вышеуказанного железнодорожного происшествия повреждено: 61 м второго главного пути на перегона Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД», расположенному в , 2 железобетонные шпалы первого главного пути, две опоры контактной сети № 718 тип СКЦ 6-13,6 и № 726 тип СКЦ 8-13,6; две консоли опоры контактной сети № 718 тип НР-1-5 и опоры контактной сети № 726 тип НР-1У-5; электровоз 3ЭС5К № 229 в объеме текущего ремонта.

Допущенная Головановым А.Г. аварийная ситуация непосредственно привела к столкновению поездов и повлекла причинение ущерба юридическим лицам, а именно:

- Забайкальской железной дороге - филиалу ОАО «РЖД», состоящего из расходов по устранению последствий столкновения поездов в размере 5 165 406 рублей 44 копейки; расходов по ремонту (восстановлению) электровоза марка 3ЭС5К № 229 в размере 82 699 рублей 59 копеек, расходов по ремонту (восстановлению) вагонов №№ 62648563, 94268471, 94787645, 94798972, 63455653, 55064240, 52289568, 54166541, 52480571, 58415654, 90961814, 94870862, 29173044, 91847285, 29501491, 50333905, 53892386, 57940819, 51632776, 52019544, 57402315, 94262888, 61387916, 28034619, 64663024 в размере 157 855 рублей 82 копейки, а всего в размере 5 405 961 рубль 85 копеек;

- АО «Федеральная грузовая компания», состоящего из расходов на ремонт вагона № 29501491 в размере 22 070 рублей 34 копеек;

- ООО «Трансойл», состоящего из стоимости полностью утраченного вагона № 50575125 в размере 2 142 729 рублей 44 копеек;

- ПАО «Трансфин-М», состоящего из стоимости полностью утраченного вагона № 57171522 в размере 2 100 000 рублей;

- ПАО «ТрансКонтейнер», состоящего из стоимости полностью утраченных вагонов №№ 94880721, 94843703 и контейнеров №№ TKRU3257933, ТKRU3267016, TKRU3111039, в размере 2 620 600 рублей;

- ПАО «Первая грузовая компания», состоящего из стоимости полностью утраченных вагонов №№ 52446903, 54117452, 52091824, в размере 3 145 658 рублей 19 копеек;

- ПАО «Газпром нефть», состоящего из стоимости полностью утраченного груза - топлива авиационного для турбинных двигателей из вагонов №№ 57171522, 50303742, 50937994 в объеме 282 780 кг., в размере 11 871 387 рублей 18 копеек, а всего на сумму 27 308 407 рублей, что в соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ является крупным ущербом.

В судебном заседании установлено, что подсудимому Голованову А.Г. понятно предъявленное обвинение, с которым он полностью согласен, в содеянном раскаивается. Ходатайство о рассмотрении дела в порядке особого судопроизводства заявлено им добровольно, после консультации с защитником и в присутствии самого защитника. Заявленное ходатайство подсудимый поддерживает и осознает характер и последствия постановления в отношении него приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, с порядком и пределами обжалования приговора, постановленного в особом порядке, ознакомлен.

Защитник Наследова К.Ф. поддержала ходатайство подсудимого Голованова А.Г. о рассмотрении уголовного дела в порядке особого производства.

Государственный обвинитель Голубков А.В. также не возражал против удовлетворения заявленного подсудимым Головановым А.Г. ходатайства о рассмотрении уголовного дела в порядке особого производства.

Психическая полноценность Голованова А.Г. не вызывает у суда сомнений, поскольку в судебно-следственной ситуации он вел себя адекватно, верно ориентировался в происходящем, контактируя с участниками процесса и правильно реагируя на ситуацию.

Проверив материалы уголовного дела и предъявленное обвинение, суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый обоснованно и подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами. Каких-либо препятствий для проведения судебного разбирательства в особом порядке, не имеется. Преступление относится к категории небольшой тяжести. Порядок заявления ходатайства подсудимым соответствует процессуальным нормам, стороны против заявленного ходатайства возражений не имеют. В этой связи, суд приходит к выводу о возможности постановления приговора по правилам главы 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Действия Голованова А.Г. суд квалифицирует по ч.1 ст. 263 УК РФ, поскольку он нарушил правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 УК РФ, и эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба.

При назначении наказания суд, руководствуется статьями 6, 43, 60 УК РФ и учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства его совершения, личность подсудимого, а также обстоятельства, смягчающие наказание, отсутствие обстоятельств отягчающих наказание и влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.

Как личность Голованов А.Г. характеризуется с положительной стороны, ранее не судим, на учете у врача психиатра-нарколога не состоит, женат, имеет на иждивении малолетнего ребенка, трудоустроен.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого Голованова А.Г. суд, в соответствии с п.п. «г, и» ч.1 ст. 61 УК РФ признаёт наличие у подсудимого малолетнего ребенка, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также в соответствии с ч.2 ст. 61 УК РФ совершение преступления небольшой тяжести впервые, полное признание вины и чистосердечное раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

Поскольку преступление, совершенное подсудимым относится к категории небольшой тяжести, то суд не входит в обсуждение вопроса об изменении категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.

Также суд не находит оснований для освобождения подсудимого от уголовной ответственности или от наказания, для предоставления ему отсрочки отбывания наказания, а также исключительных обстоятельств, для применения ст. 64 УК РФ.

Учитывая вышеизложенное, то, что подсудимый Голованов А.Г. совершил преступление небольшой тяжести, не судим, полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном, и все обстоятельства дела, и исходя из принципов гуманности и социальной справедливости, в целях исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений, а также с учетом материального положения подсудимого и его семьи, который имеет постоянное место работы, его среднемесячный заработок составляет 40000 рублей в месяц, в связи с чем суд считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, а также в соответствии с ч.3 ст. 46 УК РФ в связи с наличием у него на иждивении малолетнего ребенка и супруги, которая не работает, а также алиментных и кредитных обязательств применить рассрочку платежа.

В связи с тем, что Голованову А.Г. назначается не наиболее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией ч.1 ст. 263 УК РФ, то правила частей 1 и 5 ст.62 УК РФ судом при назначении ему наказания не применяются.

Гражданские иски по делу не заявлены.

Вещественных доказательств нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 303, 304, 307, 308, 309, 316 и 317 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Голованова А.Г. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, с рассрочкой платежа на 10 месяцев по 10000 рублей в месяц, не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Штраф перечислить по следующим реквизитам:

УФК по Новосибирской области (Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитете Российской Федерации л/с 04511А59300). Банк получателя: СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ //УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС): 40102810445370000043

Номер счета получателя (казначейского счета): 03100643000000015100

ИНН: 5404428591

КПП: 540401001

ОКТМО: 50701000

БИК: 015004950

КБК: 417 116 03127 01 0000 140

Меру пресечения Голованову А.Г. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю, а затем отменить.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ, через Чернышевский районный суд. В случае подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления осужденный вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий по делу судья И.А. Толстова