ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-168/2017 от 21.02.2018 Камызякского районного суда (Астраханская область)

№ 1-2/2018

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

21 февраля 2018 года г. Камызяк Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Саматова А.Р.

с участием :

государственного обвинителя, заместителя Астраханского транспортного прокурора Костина М.В.,

защитника адвоката Кругловой Н.А.,

подсудимого Черкашенинова В.М.,

при секретаре Исенбаевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Черкашенинова Владимира Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, имеющего среднее специальное образование, женатого, работающего директором в ООО МФ «БАРК», невоеннообязанного, проживающего в Астраханской области <адрес>, не судимого,

обвиняемого в совершении преступлении, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Черкашенинов В.М. работая с 02.08.2013 на основании Приказа Общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильная фирма «БАРК» (далее по тексту ООО «МФ «БАРК») от 02.08.2013 №21/л, и трудового договора № 6 от 02.08.2013 года, в должности директора ООО «МФ «Барк», согласно Устава ООО МФ «Барк», расположенного по адресу: <адрес>, являясь единоличным исполнительным органом, осуществляя оперативное руководство деятельностью Общества, действуя от имени Общества без доверенности, выполняя организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в указанной организации, осуществил незаконную предпринимательскую деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, сопряженную с извлечением дохода в крупном размере при следующих обстоятельствах:

Согласно Уставу ООО «МФ «БАРК» от 15.10.2009, целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товаров и услугах и получение прибыли. Предметом деятельности Общества являются: деятельность внутреннего водного грузового транспорта; строительство и ремонт судов; а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Согласно п.9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 № 156, опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

При перевозках внутренним водным транспортом классы опасных грузов устанавливаются в соответствии с главой 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 590 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям» Российская Федерация является участницей указанного соглашения.

В соответствии с подпунктом 2.1.2.2 главы 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, все позиции опасных грузов перечислены в таблице А главы 3.2 в порядке присвоенных им номеров ООН, в которой под номером ООН 3166 значится двигатель внутреннего сгорания или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющемся газе, или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющейся жидкости, которому присвоен класс опасности - 9.

Согласно п.6 части 2 Правил перевозок грузов утв. приказом Министерства речного флота РСФСР от 14.08.1978 №114(издание второе, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1989г.) опасные грузы классов и подклассов 2.1, 3, 4.1, 5.1, 8 и 9, не указанные в приложении 1, но которые по своим физико-химическим свойствам и характеру опасности могут быть отнесены (приравнены) к грузу, поименованному в этом приложении, перевозятся с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами для данного вида груза. Грузоотправитель в графе накладной «наименование груза» должен сделать в этом случае отметку: «Груз.. . (указывается его наименование и классификационный шифр по ГОСТ 19433-88) перевозится на условиях.. . (указывается наименование груза по приложению 1)».

При этом согласно таблице 28 «Опасные грузы подкласса 9.1, требующие нанесения маркировки, характеризующей вид и степень опасности груза» ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» двигатели внутреннего сгорания, включая входящие в состав машинного оборудования или транспортных средств, также отнесены к опасным грузам.

Черкашенинов В.М., являясь директором ООО «МФ «БАРК», находящегося по адресу: <адрес>, имея умысел на осуществление предпринимательской деятельности без лицензии обязательной для осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, из корыстных побуждений, реализуя свой преступный умысел с 01.07.2014 по 31.07.2016 в нарушение требований ст.12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно которым деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов подлежит обязательному лицензированию, Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193, не имея лицензии для осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, и зная что такая лицензия обязательна, осуществлял предпринимательскую деятельность по возмездной перевозке транспортных средств через паромную переправу «ВК СРЗ», расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Камызякском районе Астраханской области», тем самым оказывая услуги населению, различным предприятиям и организациям.

В соответствии с утвержденными прейскурантами цен, производилась оплата услуг по перевозке транспортных средств в указанный период времени. Денежные средства, полученные от реализации паромных билетов за перевозку автотранспорта на паромной переправе (доход) ежедневно оприходывались в кассе ООО «МФ «БАРК» по адресу: <адрес> и в дальнейшем использовались на хозяйственные нужды ООО МФ «БАРК». За период с 01.07.2014 по 31.07.2016 под руководством директора Черкашенинова В.М. был получен доход от осуществления предпринимательской деятельности без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, за осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов в размере <данные изъяты> рублей, что является доходом в крупном размере.

В судебном заседании подсудимый Черкашенинов В.М. вину не признал и суду сообщил, что с 2013г. работает директором ООО МФ «БАРК» - является единоличным руководителем Общества, наделен административно-хозяйственными, организационно-распорядительными функциями. Общество, в том числе, осуществляло перевозку транспортных средств через паромную переправу на основании Лицензии (период действия 01.09.2009- 30.06.2014).

В начале 2015г. он стал оформлять Лицензию, однако её получение затянулось до сентября 2016г. в связи необходимостью представления новых документов, исправления недостатков и т.д. В настоящее время ООО МФ «БАРК» имеет Лицензию (от 15.09.2016) на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов.

Выручка за провоз транспортных средств на пароме ВК СРЗ ежедневно сдавалась кассиру ООО МФ «БАРК». Поскольку указанная выручка расходовалась на содержание данной паромной переправы, приобретение топлива, выдачу заработной платы работникам, оплату налогов и т.д., то никаких доходов у ООО МФ «БАРК» не было. Кроме того, полагал, что перевозка транспортных средств через паромную переправу лицензированию не подлежит.

Несмотря на непризнание, вина Черкашенинова В.М. в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, с извлечением дохода в крупном размере, подтверждается совокупностью следующих доказательств :

По смыслу закона при осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по статье 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. (п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 №23)

Согласно Уставу – общество с ограниченной ответственностью «Многопрофильная фирма «БАРК» (далее ООО МФ «БАРК») находится по адресу <адрес>.

Единоличным исполнительным органом Общества является директор общества, который избирается общим собранием участников Общества сроком до 5 лет и осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества, действуя от имени Общества без доверенности, принимает решения и издает приказы по вопросам оперативной деятельности Общества, имеет право первой подписи финансовых документов, организует и несет ответственность за бухгалтерский учет и отчетность в Обществе, распоряжается имуществом и средствами Общества для обеспечения его текущей деятельности (п.11.1, 11.3).

Приказом ООО МФ «БАРК» от 02.08.2013 Черкашенинов В.М. назначен на должность директора ООО МФ «БАРК».(т.3 л.д.78)

Согласно протоколу внеочередного собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью от 20.07.2014 Черкашенинов В.М. переизбран на должность директора ООО МФ «БАРК» сроком на 3 года. (т.1 л.д.145)

Как усматривается из трудового договора от 02.08.2013 на директора ООО МФ «БАРК» Черкашенинова В.М. возложены выполнение управленческих функций, осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей. В том числе, он обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности,. (т.1 л.д. 24-27).

Таким образом, Черкашенинов В.М. является единоличным руководителем ООО МФ «БАРК», осуществляющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в обществе с ограниченной ответственностью «Многопрофильная фирма «БАРК».

В соответствии с государственным контрактом от 30.08.2012 заключенного между ГКУ АО «Астраханьавтодор» (Заказчик) и ООО МФ «БАРК» (Подрядчик), последний взял на себя обязательство выполнить работы по содержанию паромных переправ и обеспечивать бесперебойный проезд (перевоз) транспортных средств через паромные переправы, а Заказчик обязался своевременно принять выполненные Подрядчиком работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта. (т.1 л.д.146-171)

Согласно государственному контракту №10 от 02.10.2015 заключенного между ГКУ АО «Астраханьавтодор» (Заказчик) и ООО МФ «БАРК» (Подрядчик), последний взял на себя обязательство выполнить работы по содержанию паромных переправ и обеспечивать бесперебойный проезд (перевоз) транспортных средств через паромные переправы, а Заказчик обязался своевременно принять выполненные Подрядчиком работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта. (т.1 л.д.)

Из показаний допрошенных в качестве свидетелей работников ООО МФ «БАРК» ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, следует, что они работают на паромной переправе, находящейся у пос.Волго-Каспийский Камызякского района на реке Старая Волга, которая состоит из двух несамоходных паромов («Паром-10», «Паром-28») и буксирного теплохода. Работают посменно («сутки через трое»). Паромная переправа осуществляет перевозку всех видов автотранспорта и пассажиров. Проезд на паромной переправе для автотранспорта платный и оплата различная в зависимости от вида автотранспорта, пешеходы и пассажиры автотранспорта переправляются бесплатно. Оплату принимает матрос-кассир, который согласно билетам, ежедневно сдает выручку кассиру бухгалтерии.

Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели ФИО13 (начальник отдела искусственных сооружений ГКУ АО «Астраханьавтодор») и ФИО14 (заместителем начальника отдела искусственных сооружений ГКУ АО «Астраханьавтодор») пояснили, что в их должностные обязанности входит, в том числе, курирование содержания паромных переправ.

ООО МФ «БАРК» на основании государственного контракта осуществляет содержание паромной переправы ВК СРЗ и обеспечивает перевозку транспортных средств через паромную переправу. ООО МФ «БАРК» осуществляет сбор платы за проезд (перевоз) транспортных средств в соответствии с установленными тарифами. Сумма сбора (выручка) остается в ООО МФ «БАРК», на расчетный счет в ГКУ АО «Астраханьавтодор» указанные денежные средства не перечисляются. Ежемесячно, подрядчик предъявляет акты о приемке выполненных работ, из которой вычитается сумма сбора выручки от перевозки транспорта, а оставшаяся сумма компенсируется ГКУ АО «Астраханьавтодор».

Аналогичные сведения относительно обстоятельств финансирования ООО МФ «БАРК» следуют из показаний свидетеля ФИО15 (главный бухгалтер ООО МФ «БАРК»),

Из показаний ФИО15 также следует, что паромщики ежедневно сдают выручку за провоз транспортных средств кассиру ООО «МФ БАРК». Выручка находятся в кассе ООО «МФ БАРК» и в дальнейшем полностью расходуется на содержание данной паромной переправы, приобретение топлива, выдачу заработной платы, оплату налогов и т.д. В этой связи, в «Астраханьавтодор» денежные средства не перечисляются. Согласно ежемесячного плана-задания «Астраханьавтодора» Обществом выполняются работы по содержанию паромных переправ, после чего ООО МФ «БАРК» в «Астраханьавтодор» предоставляется акт выполненных работ (форма КС 2, КС 3), согласно которого «Астраханьавтодор» компенсирует затраты общества.

Таким образом, ООО МФ «БАРК» осуществляла возмездную деятельность по перевозке автотранспортных средств с использованием паромной переправы «ВК СРЗ», а вырученные денежные средства расходовала по собственному усмотрению на нужды Общества (содержание данной паромной переправы, приобретение топлива, выдачу заработной платы, оплату налогов и т.д.)

В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Факт регистрации ООО МФ «БАРК» в государственном реестре юридических лиц и постановке на учет в налоговом органе объективно подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 06.02.2004 и Свидетельством о постановке на учет от 06.02.2004 (т.1 л.д.80)

В соответствии с п.1.1, п.2.2 Устава - ООО МФ «БАРК» создано в соответствии с действующим законодательством РФ в целях получения прибыли от его деятельности. Целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли. (т.1 л.д.56,57)

В силу п.2.3 Устава предметом деятельности Общества являются: деятельность внутреннего водного грузового транспорта; строительство и ремонт судов; а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, деятельность ООО МФ «БАРК» по перевозке автотранспортных средств с использованием паромных переправ ВК СРЗ является предпринимательской и направлена на получение прибыли.

В силу п.1 ст.41 Налогового Кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» названного кодекса.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 №23 под доходом в ст.171 УК РФ следует понимать всю выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

По заключению эксперта № 67/08-8 от 26.05.2017 сумма денежных средств, полученных ООО МФ «БАРК» от реализации паромных билетов за перевозку опасных грузов на паромной переправе «ВК СРЗ» в период с 01.07.2014 по 31.07.2016 за наличный расчет по приходно-кассовым ордерам составила <данные изъяты> (т.2 л.д.81-83).

Эксперт ФИО16 полностью подтвердила выводы судебно-бухгалтерской экспертизы, сообщив, что подсчет денежных средств (<данные изъяты> поступивших в кассу ООО МФ «БАРК» за период с 01.04.2014 по 29.07.2016 (30-31.07.2016 выходные дни) был произведен на основании отчетов по проводкам по дебиту счета 50.1 (касса предприятия) и кредиту счета 62.01 (расчеты с покупателями и заказчиками).

Выводы экспертизы сторонами в судебном разбирательстве не оспаривались, обоснованы и суд их признает достоверными.

Представленные ООО МФ «БАРК» - обороты счетов 50.01 за 2014г.; обороты счетов 50.01 за 2015г.; обороты счетов 50.01 за январь 2016г. – июль 2016г.; отчеты по проводкам за 2014г.; отчеты по проводкам за 2015г.; отчеты по проводкам за январь 2016г. - июль 2016г. - осмотрены и признаны по уголовному делу вещественными доказательствами. (т.2 л.д.84-86)

Давая оценку заключению финансово- бухгалтерской экспертизы ООО АФ «Информ -Аудит» от 06.12.2017 (по вопросам: на какую сумму были выполнены работы по содержанию паромных переправ?, каков размер выплаченных денежных средств ООО МФ «БАРК»?, каков размер суммы собранных средств ООО МФ «БАРК» за перевоз транспорта за инкриминируемый период?), проведенной по инициативе стороны защиты в ходе судебного разбирательства по настоящему уголовному делу, суд приходит к следующему:

В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123). Из этого не следует, однако, возможность выбора обвиняемым по своему усмотрению любых способов и процедур защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 №145-О)

Поскольку порядок назначения и проведения судебной экспертизы в уголовном процессе, закрепленный УПК РФ (ст.ст.195 - 207 и 283 УПК РФ) предполагает, что основанием для производства судебной экспертизы является не заявление обвиняемого или его защитника, а постановление органа дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, представленное стороной защиты заключение финансово- бухгалтерской экспертизы от 06.12.2017 проведенное аудитором ООО АФ «Информ-Аудит» ФИО17 не является допустимым доказательством по настоящему уголовному делу.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в результате предпринимательской деятельности ООО МФ «БАРК» в связи с перевозкой автотранспортных средств через паромную переправу ВК СРЗ за период с 01.07.2014 по 31.07.2016, обществом была получена экономическая выгода в денежной форме в размере <данные изъяты> рублей.

В этой связи, доводы стороны защиты, а также эксперта ООО АФ «Информ-Аудит» ФИО17 о том, что осуществляемая ООО МФ «БАРК» деятельность в период с 01.07.2014 – по 31.07.2016 по перевозке автотранспортных средств через паромную переправу не была сопряжена с извлечением дохода являются несостоятельными.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Согласно п.п.1,2 ст.86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Указанные правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте федеральным органом исполнительной власти в области транспорта до настоящего времени не приняты. Однако это не означает, что какое-либо нормативное правовое регулирование перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте отсутствует.

Пунктом 3 ст.165 КВВТ РФ закреплено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта и действующих на территории РФ, в соответствие с названным Кодексом законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.

В этой связи суд считает необходимым руководствоваться Правилами перевозок грузов (часть 2) утвержденных приказом Министерства речного флота РСФСР от 14.08.1978 №114, где часть 2 (издание второе, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1989г.) содержит Правила перевозок опасных грузов, регулирующие перевозку опасных грузов, которые сохраняют юридическую силу на территории РФ и до осуществления федеральным органом исполнительной власти в области транспорта нормативного правового регулирования применяются в части, соответствующей Кодексу внутреннего водного транспорта РФ.

Согласно п.6 указанных Правил перевозок грузов опасные грузы классов и подклассов 2.1, 3, 4.1, 5.1, 8 и 9, не указанные в приложении 1, но которые по своим физико-химическим свойствам и характеру опасности могут быть отнесены (приравнены) к грузу, поименованному в этом приложении, перевозятся с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами для данного вида груза. Грузоотправитель в графе накладной «наименование груза» должен сделать в этом случае отметку: «Груз.. . (указывается его наименование и классификационный шифр по ГОСТ 19433-88) перевозится на условиях.. . (указывается наименование груза по приложению 1)».

В ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 19.08.1988 N 2975 содержится классификация, перечень и требования к маркировке опасных грузов.

Данный ГОСТ устанавливает классификацию, номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к категории опасных и их классификации, методы определения показателей для классификации, маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы, в частности согласно таблице 28 «Опасные грузы подкласса 9.1, требующие нанесения маркировки, характеризующей вид и степень опасности груза» «Грузы опасные. Классификация и маркировка» двигатели внутреннего сгорания, включая входящие в состав машинного оборудования или транспортных средств, также отнесены к опасным грузам.

Таким образом, вопреки доводам стороны защиты, двигатели внутреннего сгорания, входящие в состав транспортных средств т.е. транспорт, имеющий двигатель внутреннего сгорания, при его перевозке внутренним водным транспортом (паромом) является - опасным грузом (9 класс). В этой связи указание в обвинении, предъявленном Черкашенинову В.М. о перевозке паромами транспортных средств, как опасный груз, является правомерным.

Кроме того, Россия является участником Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ/ADN) (заключено в г.Женеве 26.05.2000)

Россия присоединилась к Соглашению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 590. Документ о присоединении депонирован Генеральному секретарю ООН 10.10.2002. Соглашение вступило в силу для России 29.02.2008.

Согласно ст.7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ. Международные договоры РФ применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

В соответствии с п.3 ст. 5 ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 №101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

В соответствии с подпунктом 2.1.2.2 главы 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, все позиции опасных грузов перечислены в таблице А главы 3.2 подраздел 3.2.1 в порядке присвоенных им номеров ООН, в которой под номером ООН 3166 значится двигатель внутреннего сгорания или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющемся газе, или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющейся жидкости, которому присвоен класс опасности - 9.

Стороной защиты представлено письмо и.о.директора Правового департамента МИД России от 07.12.2017, где выражено мнение о неприменимости норм ВОПОГ к перевозкам немеждународного характера сугубо по российским внутренним водным путям.

Вместе с тем, согласно п. 9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (являющийся нормативно правовым актом федерального органа исполнительной власти) - предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 №156, опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

При перевозках внутренним водным транспортом классы опасных грузов устанавливаются в соответствии с главой 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям.

В этой связи утверждения защитника о неприменимости норм ВОПОГ применительно к деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов (перевозке автотранспорта через паромные переправы) нельзя признать обоснованными.

Несостоятельными являются и доводы защитника о том, что отсутствие в ГОСТ 19433-88 указания на транспортные средства, работающие на легковоспламеняющемся газе или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющейся жидкости свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений при их транспортировке внутренним водным транспортом, поскольку данный ГОСТ содержит общее указание о двигателе внутреннего сгорания, включая входящие в состав транспортных средств.

С учетом изложенного доводы стороны защиты о том, что деятельность ООО МФ «Барк» по перевозке паромами транспортных средств в инкриминируемый период не подлежала лицензированию в силу отсутствия сведений об отнесении автотранспорта, работающего на легковоспламеняющемся газе или жидкости, а также двигателя внутреннего сгорания (включая входящие в состав машинного оборудования или транспортных средств) в нормативно-правовом регулировании следует признать ошибочными.

Таким образом, в силу вышеизложенных нормативных актов (национального и международного законодательства) - перевозка автотранспортных средств (опасных грузов) через паромные переправы правомерна лишь при наличии соответствующей лицензии.

С 01.07.2009 по 30.06.2014 ООО МФ «БАРК» осуществляла деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом грузов на основании Лицензии от 01.07.2009. (т.1 л.д.87)

В последующем Лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов (9 класс), ООО МФ «БАРК» получило лишь 15.09.2016. (т.1 л.д.26)

Таким образом, в период с 01.07.2014 по 31.07.2016 ООО МФ «БАРК» осуществляло перевозку транспортных средств (опасных грузов) на паромной переправе «ВК СРЗ», без лицензии.

Доводы подсудимого Черкашенинова В.М. о том, что ему пришлось длительное время собирать необходимые документы для получения указанной Лицензии (с 2015 по 31.07 2016) не являются основанием для нарушения норм действующего законодательства, предусматривающего осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов (9 класс) только при наличии Лицензии.

Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетелей по поводу обстоятельств дела не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой, подтверждены иными вышеупомянутыми доказательствами.

Показания специалиста ФИО18(главный бухгалтер ГКУ Астраханьавтодор ) и свидетеля ФИО19 (руководитель ГКУ Астраханьавтодор) относительно обстоятельств их служебных обязанностей (на вопросы стороны защиты затруднились ответить), вызванных по инициативе стороны защиты не имеют юридического значения и не входят в предмет доказывания.

Причин для оговора подсудимого Черкашенинова В.М. не усматривается, не приводились таковые и в ходе следствия по делу.

Давая правовую оценку действиям Черкашенинова В.М., суд приходит к следующему :

В соответствии с примечанием к ст.170.2 УК РФ (№325-ФЗ от 03.07.16) под крупным размером признается доход, превышающий 2 250 000 рублей.

Доход ООО МФ «БАРК» <данные изъяты> рублей превысил 2 250 000 рублей, в связи с чем квалифицирующий признак «если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» - нашел свое подтверждение.

В этой связи, суд на основании ст.9 УК РФ квалифицирует совершенное подсудимым Черкашениновым В.М. деяние по ч.1 ст.171 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 №420-ФЗ), по признакам: осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

При определении вида и размера наказания подсудимому Черкашенинову В.М. суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимого, обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Черкашенинов В.М. по месту жительства участковым уполномоченным полиции характеризуется с положительной стороны (т.2 л.д.226).

Пожилой возраст, положительные данные о личности (ч.2 ст.61 УК РФ), суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание Черкашенинову В.М.

Обстоятельств, отягчающих наказание Черкашенинову В.М., судом не установлено.

Исходя из изложенного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести, личности подсудимого Черкашенинова В.М., конкретных обстоятельств дела, суд, считает необходимым назначить ему наказание в виде штрафа, что будет наиболее способствовать его исправлению, восстановлению социальной справедливости, предотвращению совершения новых правонарушений и соответствовать другим требованиям закона и целям наказания, предусмотренным ст.ст.6, 43 и 60 УК РФ.

Исходя из фактических обстоятельств преступления, степени его общественной опасности, личности подсудимого, оснований для применения положений ст.64 УК РФ, ст.72.1 УК РФ и изменения категории преступления, в совершении которого обвиняется Черкашенинов В.М. на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ не имеется.

Гражданский иск не заявлен.

На основании ст.81 УПК РФ суд находит необходимым с паромной переправы «ВК СРЗ» снять ограничения. Документы (копии) - обороты счетов 50.01 за 2014г.; обороты счетов 50.01 за 2015г.; обороты счетов 50.01 за январь 2016г. – июль 2016г.; отчеты по проводкам за 2014 г.; отчеты по проводкам за 2015г.; отчеты по проводкам за январь 2016г. – июль 2016г. следует хранить в уголовном деле.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 81, 303-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Черкашенинова Владимира Михайловича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 №420-ФЗ) и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

С паромной переправы «ВК СРЗ» снять ограничения. Документы (копии) - обороты счетов 50.01 за 2014г., обороты счетов 50.01 за 2015г; обороты счетов 50.01 за январь 2016 г. – июль 2016 г.; отчеты по проводкам за 2014г.; отчеты по проводкам за 2015 г.; отчеты по проводкам за январь 2016г. – июль 2016г. хранить в уголовном деле.

Гражданский иск не заявлен.

Приговор может быть обжалован в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд Астраханской области в течении 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Приговор отпечатан на компьютере судьей в совещательной комнате.

СУДЬЯ А.Р. САМАТОВ

Апелляционным постановлением Астраханского областного суда от 10.05.2018 приговор оставлен без изменения.

Приговор вступил в законную силу 10.05.2018.