ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-214/09 от 01.09.2009 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

1 сентября 2009 года с. Икряное

Икрянинский районный суд Астраханской области в составе судьи Кузнецова В.А.,

с участием государственного обвинителя - Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Холюшкина С.А.,

подсудимого Гарина А.А.,

защитника - адвоката Жариковой Т.Н., представившей ордер Номер обезличен от Дата обезличена года и удостоверение Номер обезличен,

при секретаре судебного заседания Амосовой М.М, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Икрянинского районного суда уголовное дело в отношении

Гарина Андрея Алексеевича, родившегося Дата обезличена года в ..., проживающего и зарегистрированного в ... по ..., ..., имеющего неполное высшее образование, женатого, имеющего двух несовершеннолетних детей, индивидуального предпринимателя, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ.

УСТАНОВИЛ:

Гарин А.А., в период с 9 февраля 2008 года по 10 марта 2009 года, являясь временно исполняющим обязанности генерального директора ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», во исполнение принятых обязательств, предусмотренных Государственным контрактом Номер обезличен от 30.06.2006 года на выполнение работ по содержанию паромных переправ «Маячное» «Главный Банк», «Старая Волга», «Бакланенок», «Трудфронт» в Икрянинском районе Астраханской области и Государственным контрактом № 71 от 30.06.2006 года на выполнение работ по содержанию паромной переправы «Сизый Бугор» в Володарском районе Астраханской области, заключенными с Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, зная, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» по перевозке внутренним водным транспортом (на паромных переправах) грузов подлежит обязательному лицензированию, умышленно, в нарушение требований указанного Федерального закона РФ, не имея лицензии, осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке грузов внутренним водным транспортом.

В период осуществления указанной предпринимательской деятельности ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», не имея лицензии на осуществление перевозки внутренним водным транспортом грузов, обязательной для данного вида деятельности в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года Номер обезличенФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с 09.02.2008 года по 10.03.2009 года, обеспечивало бесперебойный проезд (перевоз) транспортных средств и перевозку грузов на паромных переправах «Маячное», «Главный Банк», «Старая Волга», «Бакланенок», «Трудфронт» в Икрянинском районе и «Сизый Бугор» в Володарском районе Астраханской области, взимало плату с водителей транспортных средств, в результате чего ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», которым в указанное время руководил Гарин А.А., от перевозки внутренним водным транспортом грузов и транспорта на указанных паромных переправах был извлечен доход в особо крупном размере на сумму 4288501 рубль 09 копеек.

В судебном заседании Гарин А.А. признал себя виновным в совершении преступления.

По существу предъявленного обвинения подсудимый Гарин А.А. показал, что когда он приступил к исполнению обязанностей генерального директора ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» срок действия лицензии уже истек. Приостановить деятельность паромных переправ он не мог, не имел на это права, так как паромные переправы являются средством жизнеобеспечения населения, живущего на островах.

Для получения необходимых документов выдавалась доверенность исполняющему обязанности директора Икрянинского филиала ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», ему давались указания, с ним обсуждались возникающие вопросы. В период его работы для получения лицензии документы трижды направлялись почтой в Н.Новгород и трижды им было отказано в выдаче лицензии по различным причинам. Изменились требования к документам, возможно, что невнимательно смотрели нормативную базу. Сначала у лица, ответственного за безопасность судоходства, отсутствовало необходимое обучение, затем истекал срок освидетельствования судов, а третий раз отказ пришел уже после его увольнения.

Основной вид деятельности предприятия это ремонт и строительство дорог, основные силы были брошены на этот вид деятельности в связи с юбилеем города Астрахани. В связи с загруженностью указанной работой вопросы получения лицензии было поручено решать Икрянинскому филиалу.

Суд, допросив подсудимого, свидетелей, огласив с согласия сторон показания свидетелей, не явившихся в суд, исследовав заключение эксперта и иные письменные доказательства по делу, оценив в совокупности представленные сторонами обвинения и защиты доказательства, пришел к выводу о доказанности вины Гарина А.А. в совершении преступления.

Суд пришел к выводу о виновности Гарина А.А. в совершении преступления исходя из следующего.

Согласно распоряжению министерства строительства и дорожного хозяйства ... от 08.02.2008 года Номер обезличен временное исполнение обязанностей генерального директора ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» возложено на Гарина А.А., заместителя директора того же государственного предприятия. ( т. 4л.д. 185)

В соответствии с п. 6.1, п. 6.2 Устава ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» предприятие возглавляет Генеральный директор, который действует от имени Предприятия без доверенности по принципу единоначалия и несет ответственность за свои виновные действия (бездействие) в соответствии с законом. л.д. 57-58 т. 1)

Согласно распоряжению министерства строительства и дорожного хозяйства ... от 10.03.2009 года Номер обезличен с исполняющим обязанности генерального директора ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» Гариным А.А. расторгнут трудовой договор. ( т. 4л.д. 186)

Указанные документы, наряду с показаниями подсудимого, подтверждают, что Гарин А.А. в период с 9.02.2008 года по 10.03.2009 года являлся единоличным руководителем юридического лица - ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», а потому является субъектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

Согласно уставу государственного предприятия ... по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования «Астраханьавтодорремстрой» оно является коммерческой организацией и создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Согласно п. 2.3.4 Устава Предприятие осуществляет в том числе и деятельность по содержанию объектов и обустройству паромных переправ, установленных на автодорогах общего пользования. В соответствии с п.п. 1.11.4 Устава предприятие имеет Икрянинский филиал, расположенный в ... района .... Согласно п. 8.1 Устава филиалы, которые не являются юридическими лицами, осуществляют свою деятельность от имени Предприятия, которое несет ответственность за их действия. л.д. 48-63 т. 1)

Согласно свидетельству Номер обезличен от 22.11.2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об Астраханском областном государственном унитарном предприятии по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования «Астраханьавтодорремстрой». (т.1л.д. 65)

Указанные письменные документы подтверждают, что ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» является субъектом предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с лицензией серии 001 Номер обезличен, выданной департаментом речного транспорта Минтранса России 05.07.2001 года, ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке грузов внутренним водным транспортом на паромных переправах в дельте ... через судоходные протоки Старая Волга, Кизань, Бахтемир, Корневая, Сарбай, Бузан, Гандурино, Бакланная, Ямная, Бушма на срок с 09.07.2001 года по 08.07.2006 года. (т. 1л.д. 17)

Согласно приказам Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Номер обезличен АС-178л от 29.12.2008 года и Номер обезличен АК-13л от 19.03.2009 года Государственному предприятию ... по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования «Астраханьавтодорремстрой» отказано в выдаче лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям. л.д. 40, 41 т. 1)

Согласно сообщению Астраханского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с июля 2006 года по май 2009 года заявок от ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» на получение лицензии в Волжское УГМ и РН не поступало. Руководство ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» скрывало факт деятельности на паромных переправах без лицензии и соответственно Волжскому УГМ и РМ не было об этом известно. (т. 1л.д. 43)

Допрошенный в судебном заседании К, исполняющий в настоящее время обязанности генерального директора ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», показал, что, приступив к своим должностным обязанностям с 11.03.2009 года и узнав об истечении срока действия лицензии, собрал совещание. Были подняты необходимые нормативные акты, определен круг необходимых для получения лицензии документов, на конкретных исполнителей была возложена обязанность по получению конкретных документов с указанием сроков исполнения. 16.03.2009 года его приказом в штатное расписание была введена должность заместителя руководителя предприятия по вопросам обеспечения безопасности судоходства, принято на указанную должность соответствующее лицо. 6.04.2009 года документы были готовы и подписаны, их доставили согласно его приказа в Н. Новгород нарочно и 8.04.2009 года их на проверку принял лицензионный орган. С 8 апреля по 10 мая 2009 года документы находились в лицензионном органе на проверке и 12.05.2009 года им сообщили о том, что лицензия получена.

Согласно приказу Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Номер обезличен АС-44л от 12.05.2009 года Государственному предприятию ... по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования «Астраханьавтодорремстрой» предоставлена лицензия серии ВВТ-1 Номер обезличен на перевозки внутренним водным транспортом грузов сроком на пять лет. л.д. 39 т. 1)

В соответствии с лицензией серии ВВТ-1 Номер обезличен от 12.05.2009 года ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» имеет право на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов в дельте ..., рукаве - Бахтемир с 12.05.2009 года по 11.05.2014 года. ( т. 1л.д.67)

Указанные документы, наряду с показаниями подсудимого и другими доказательствами по делу, подтверждают, что в период с 8.07.2006 года по 12.05.2009 года, то есть и в тот период, когда непосредственно подсудимый Гарин А.А. возглавлял предприятие, ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» не имело лицензии на перевозки внутренним водным транспортом грузов. В свою очередь наличие лицензии на осуществление указанного вида деятельности обязательно в соответствии с п. 59 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ Номер обезличен - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от 13.08.2006 года «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».

Согласно государственному контракту Номер обезличен от 30.06.2006 года на выполнение работ по содержанию паромной переправы в ...... Министерство строительства и дорожного хозяйства ... поручает, а ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» принимает на себя обязательство по содержанию паромной переправы, обеспечению бесперебойного проезда (перевозки) транспортных средств и грузов, на переправе «Сизый Бугор» между селами С.Бугор и Тумак в ....... (т. 1л.д. 75-90)

Согласно государственному контракту Номер обезличен от 30.06.2006 года на выполнение работ по содержанию паромных переправ в ...... Министерство строительства и дорожного хозяйства ... поручает, а ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» принимает на себя обязательство выполнять работы по содержанию паромных переправ и наплавных мостов, обеспечению бесперебойного проезда (перевозки) транспортных средств и грузов на переправах: «Маячное», «Главный Банк», «Старая Волга», «Чулпаненок», «Бакланенок», «Трудфронт». (т. 1л.д. 91-97)

Указанные письменные документы, наряду с показаниями подсудимого, допрошенных по делу свидетелей, иными письменными доказательствами, подтверждают то обстоятельство, что в период с 9 февраля 2008 года по 10 марта 2009 года ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» под руководством Гарина А.А. в соответствии с указанными выше государственными контрактами осуществляло деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов без соответствующей лицензии, то есть незаконно.

Так, свидетель К, главный бухгалтер ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», показания которой на предварительном следствии оглашены с согласия сторон, показала, что предприятие осуществляло перевозочную деятельность грузов на паромных переправах в Икрянинском и ...х ... на основании Государственных контрактов Номер обезличен и Номер обезличен. О том, что указанная деятельность осуществлялась без лицензии в период с 9.07.2006 года по 11.05.2009 года ей стало известно лишь после возбуждения уголовного дела. л.д. 191-192 т. 4)

Свидетель Т, исполняющий обязанности директора Икрянинского филиала ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», в суде показал, что, работая в указанной должности с 2007 года, он знал о том, что лицензия на осуществление перевозочной деятельности грузов на паромных переправах к тому времени истекла. С указанного времени деятельность по перевозке грузов внутренним водным транспортом на паромных переправах продолжала осуществляться, она не приостанавливалась, работать им никто не запрещал. В ... действуют паромные переправы «Маячное», «Трудфронт», «Главный Банк» в районе ..., «Старая Волга» в районе ...», «Бакланенок» в районе ..., и наплавной мост через ерик Чулпаненок. На паромных переправах шел сбор выручки, которая перечислялась на счет ГП АО «Астраханьавтодорремстрой». Подготовка документов для получения лицензии была поручена им, но лицензия не была получена сначала из-за отсутствия лица, ответственного за безопасное плавание, затем в связи с истечением срока действия судовых документов.

Свидетель Р, исполняющий обязанности главного инженера Икрянинского филиала ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» в суде показал, что об осуществлении предприятием деятельности по перевозке грузов без лицензии он знал. Подготовкой документов для получения лицензии занимался он. Об изменении требований для получения лицензии они не знали. Документы отправляли почтой, в выдаче лицензии было отказано сначала в связи с несоответствием требований, предъявляемых к ответственному за безопасность плавания на внутренних водных путях лицу, а в последствии в связи с истечением срока действия актов ежегодного освидетельствования судов. Необходимые документы можно было подготовить в течении двух месяцев.

Свидетель П, бухгалтер-кассир Икрянинского филиала ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» в суде показала, что филиал осуществляет деятельность по перевозке грузов на шести паромных переправах. Начальниками паромных переправ два раза в неделю в кассу предприятия сдается выручка, которая кладется в банк на расчетный счет.

Из показаний свидетеля Т, начальника паромной переправы «Сизый Бугор» ГП АО «Астраханьавтодорремстрой», на предварительном следствии, оглашенных с согласия сторон, установлено, что с 8.07.2006 года по 24.04.2009 года паромная переправа работала без лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом грузов. Указаний о приостановлении деятельности по перевозке грузов ему не поступало. Собирая у паромщиков выручку, он сдает её в кассу ГП АО «Астраханьавтодорремстрой». В год примерный доход паромной переправы составляет 1500000 рублей. л.д. 30-33 т. 1)

Свидетель К, начальник Астраханского линейного отдела Волжского Бассейнового Управления госречморнадзора ФСНСТ, в суде показал, что при наличии заявок от судовладельцев - соискателей лицензии, отдел проводит предлицензионную проверку на пригодность судов к плаванию. ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» по неизвестной ему причине с такой заявкой к ним не обращалось, а потому такая проверка и не проводилась.

Из показаний свидетеля С, заместителя начальника Астраханского линейного отдела Волжского Бассейнового Управления госречморнадзора ФСНСТ, на предварительном следствии, оглашенных в суде с согласия сторон, установлено, что об осуществлении перевозочной деятельности на паромных переправах в дельте ... в Икрянинском и ...х ... ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» с 09.07.2006 года по 11.05.2009 года без лицензии ему стало известно 29.12.2008 года. л.д. 200-201 т. 1)

Из показаний свидетеля А, госинспектора Астраханского линейного отдела Волжского Бассейнового Управления госречморнадзора ФСНСТ, на предварительном следствии, оглашенных с согласия сторон, установлено, что в ходе проверки в конце 2008 года было установлено, что ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» осуществляло без лицензии в период с 09.07.2006 года по 11.05.2009 года перевозочную деятельность на внутреннем водном транспорте на паромных переправах «Трудфронт», «Маячное», «Главный Банк», «Чулпаненок», «Бакланенок», «Старая Волга» в ....... С 2008 года свою деятельность паромные переправы не приостанавливали. л.д. 202 - 203 т. 1)

Свидетель М, главный госинспектор Астраханского линейного отдела Волжского Бассейнового Управления госречморнадзора ФСНСТ, в суде показала, что в феврале 2009 года при проведении проверки паромных переправ в ... было установлено, что они работают без лицензии на перевозку грузов на внутреннем водном транспорте.

Из показаний свидетеля А, оперуполномоченного ОБЭП ЛОВД в портах ..., на предварительном следствии, оглашенных с согласия сторон, установлено, что ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» осуществляет перевозку грузов на внутреннем водном транспорте не имея лицензии на указанный вид деятельности. ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» имело лицензию, действовавшую до 08.07.2006 года, однако осуществляло после истечения срока её действия перевозку грузов на паромной переправе «Сизый Бугор» в ... и на паромных переправах «Маячное», «Главный Банк», «Старая Волга», «Трудфронт», «Бакланенок» в ....... Указанные паромные переправы осуществляли бесперебойную работу по перевозке транспорта круглосуточно, за провоз транспорта взималась плата согласно установленных тарифов. Выручка сдавалась в кассу бухгалтерии предприятия. л.д. 228-229 т. 1)

Указанные выше доказательства, наряду с другими фактическими данными подтверждают, что в период с 9 февраля 2008 года по 10 марта 2009 года ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» под руководством Гарина А.А. осуществляло подлежащую обязательному лицензированию деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов без соответствующей лицензии и получало от этой незаконной предпринимательской деятельности соответствующий доход.

Согласно выводам заключения эксперта Номер обезличен от 09.07.2009 года сумма дохода, полученная ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» от реализации услуг по перевозке внутренним водным транспортом грузов на паромных переправах «Сизый Бугор», «Маячное», «Главный Банк», «Старая Волга», «Бакланенок», «Трудфронт» за период с 09.02.2008 года по 10.03.2009 года составила 4 288 501 рубль 09 копеек. (т. 4л.д. 114-154)

Указанное доказательство подтверждает размер дохода, полученного под руководством Гарина А.А. ГП АО «Астраханьавтодорремстрой» за период осуществления без лицензии, то есть незаконной, предпринимательской деятельности по перевозке внутренним водным транспортом грузов на паромных переправах в Икрянинском и ...х ....

Суд приходит к выводу о том, что указанная совокупность доказательств полностью подтверждает вину Гарина А.А. в совершении инкриминируемого ему преступления.

При этом доводы подсудимого о невозможности приостановления деятельности паромных переправ в силу социальной значимости указанных путей сообщения, равно как и о том, что деятельности по ремонту и строительству дорог в связи с юбилеем ... уделялось большее внимание, не освобождают Гарина А.А. от уголовной ответственности. Доводы стороны защиты о том, что на паромных переправах в отсутствие лицензии были соблюдены все меры по безопасному судоходству, которые так же не освобождают подсудимого от уголовной ответственности, суд считает несостоятельными. При этом суд исходит из того, что наличие надлежаще подготовленного специалиста по вопросам обеспечения безопасности судоходства является лицензионным требованием, а потому при его отсутствии, равно как и при отсутствии лицензии как таковой, безопасность судоходства не может быть обеспечена в должной мере.

Суд, оценив представленные сторонами доказательства, считает обвинение обоснованным и квалифицирует действия Гарина А.А. по пункту «б» части 2 статьи 171 УК РФ, как незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

При этом размер дохода в 4 288 501 рубля 09 копеек превышает указанные в примечании к ст. 169 УК РФ один миллион рублей, в связи с чем, квалифицирующий признак «сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере» нашел свое подтверждение в судебном заседании, а потому обоснованно вменен в вину Гарину А.А.

Определяя вид и размер наказания, суд в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории средней тяжести, личность виновного, который не судим, положительно характеризуется по месту жительства и работы, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание в соответствии со ст. 61 УК РФ, суд признает признание Гариным А.А. своей вины, наличие двух несовершеннолетних детей, один из которых является малолетним.

С учетом указанных обстоятельств суд считает, что справедливым наказанием для Гарина А.А. является лишение свободы, поскольку менее строгий вид наказания не обеспечит достижения его целей.

Суд считает, что для большего воспитательного воздействия Гарину А.А. должно быть назначено дополнительное наказание в виде штрафа.

Суд приходит к убеждению о возможности исправления Гарина А.А. без изоляции от общества, а потому постановляет считать назначенное ему основное наказание условным в соответствии со ст. 73 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 307 - 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать виновным Гарина Андрея Алексеевича в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 171 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок ШЕСТЬ месяцев со штрафом в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Гарину Андрею Алексеевичу основное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком ШЕСТЬ месяцев, в течение которых осужденный должен доказать своё исправление.

Контроль за отбыванием наказания Гариным А.А. возложить на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Гарина А.А. отменить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в течение ДЕСЯТИ суток со дня провозглашения в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда..

Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.

Приговор постановлен и отпечатан в совещательной комнате.

Судья В.А. Кузнецов