Дело № 1-239/2019
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Троицк 12 августа 2019 года
Троицкий городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Антимирова В.В.,
при секретаре Дуйсекеевой Н.Ю.,
с участием прокурора Мулюкиной О.В.,
подсудимой Семкиной Г.Г.,
защитника адвоката Казначеева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Троицкого городского суда Челябинской области, материалы уголовного дела по обвинению,
Семкиной Галины Георгиевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, не судимой,
в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ, ч. 2 ст. 291.1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Семкина Г.Г. на основании приказа № 39-л от 20.05.2014 года назначена на должность начальника производственно-технического отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области (далее по тексту - ПТО Управления ЖКХ Троицкого муниципального района).
Семкина Г.Г. на основании приказа № 96 л/с от 26.07.2018 года переведена на должность заместителя начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района Челябинской области.
В соответствии с пп. 2.1, 2.6, 2.8, 2.9, 2.11, 2.15 должностной инструкции начальника ПТО Управление ЖКХ, утвержденной и.о. начальника Управления ЖКХ 01.11.2013 года, Семкина Г.Г. обязана:
- руководить работой отдела и осуществлять контроль за исполнением специалистами своих должностных обязанностей;
- контролировать расходование средств, выделенных на производство работ, приобретение оборудования и топливно-энергетических ресурсов для нужд ЖКХ Троицкого района;
- координировать взаимодействие специалистов отдела с другими отделами учреждения и должностными лицами предприятий Троицкого района;
- проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения;
- оказывать методическую и практическую помощь при исполнении договоров, планов мероприятий, как по учреждению, так и по МУП ЖКХ Троицкого района:
- подготавливать, согласовывать распоряжения, постановления и нормативно-правовые акты в пределах полномочий отдела;
- следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
С указанной должностной инструкцией Семкина Г.Г. ознакомлена под роспись 18.07.2014 года.
В соответствии с должностной инструкцией начальника ПТО Управление ЖКХ Троицкого муниципального района, утвержденной заместителем главы Троицкого муниципального района по ЖКХ и ИИ - начальником Управления ЖКХ Троицкого муниципального района 09.01.2018 года, начальник ПТО Управления ЖКХ является муниципальным служащим, должность относится к главной группе должностей Реестра администрации Троицкого муниципального района, к обязанностям которого относятся:
-обеспечивать целевое и рациональное использование инвестиционных ресурсов, направляя средства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий ЖКХ Троицкого района;
- контролировать расходование средств, выделенных на производство работ, приобретение оборудования и топливно-энергетических ресурсов для нужд ЖКХ Троицкого района;
- координировать взаимодействие специалистов отдела с другими отделами учреждения и должностными лицами предприятий Троицкого района;
- проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения;
- оказывать методическую и практическую помощь при исполнении договоров, планов мероприятий, как по учреждению, так и по МУП ЖКХ Троицкого района;
- подготавливать, согласовывать распоряжения, постановления и нормативно-правовые акты в пределах полномочий отдела;
- следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- выполнять в срок и с соответствующим качеством распоряжения, постановления, приказы, издаваемые вышестоящим руководством;
- готовить проекты постановлений и распоряжений, касающиеся деятельности производственно-технического отдела;
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность муниципальных органов, организаций и должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера.
С указанной должностной инструкцией Семкина Г.Г. ознакомлена под роспись 09.01.2018 года.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района, утвержденной заместителем главы Троицкого муниципального района по ЖКХ и ИИ - начальником Управления ЖКХ Троицкого муниципального района 09.04.2018 года, к обязанностям Семкиной Г.Г. относится:
- руководить деятельностью производственно-технического отдела, отдела капитального строительства и обеспечивать выполнение стоящих перед ним задач;
- принимать участие в заключении договоров с проектными организациями, с генеральными подрядчиками и заказчиками - застройщиками;
- организовывать выполнение планов капитального строительства, своевременность выдачи проектно-сметной и технической документации для производства строительных работ, а также осуществлять контроль за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствие утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам, нормам техники безопасности, производственной санитарии, требованиям рациональной организации труда;
- нести ответственность за выполнение возложенных на производственно-технический отдел, отдел капитального строительства задач и функций в соответствии с действующим законодательством;
- представлять интересы управления в сторонних учреждениях и организациях;
- составлять протоколы об административных правонарушениях;
С указанной должностной инструкцией Семкина Г.Г. ознакомлена под роспись 14.08.2018 года.
Таким образом, Семкина Г.Г. являлась муниципальным служащим администрации Троицкого муниципального района Челябинской области и должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со ст. 24 вышеуказанного Федерального закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями законодательства. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии со ст. 22 вышеуказанного Федерального закона начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 вышеуказанного Федерального закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 вышеуказанного Федерального закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. В соответствии с ч. 3 ст. 93 вышеуказанного Федерального закона в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 93 вышеуказанного Федерального закона.
Однако, в соответствии со ст. 18 вышеуказанного Федерального закона обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. При формировании плана-графика обоснованию подлежат: 1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетного кодекса РФ обязывают заказчика обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава Троицкого муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с вышеуказанным законом Администрация Троицкого муниципального района заключила соглашения №№ 172, 177, 178, 183 от 27.12.2017 года и передала администрациям Троицко-совхозного, Белозерского, Бобровского, Ключевского сельских поселений часть полномочий для решения следующего вопроса местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 указанного соглашения сельское поселение при осуществлении части полномочий обязано: предоставлять муниципальному району информацию о ходе исполнения переданных полномочий; представлять Муниципальному району информации об использовании финансовых средств по осуществлению переданных полномочий; ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца представлять в Управление жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района отчет о расходовании межбюджетных трансфертов по форме, путем предоставления на бумажном и электронных носителях: акта выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3); акта выполненных работ по очистке снега (в зимние месяцы).
В соответствии с п. 6 указанного соглашения Муниципальный район вправе: осуществлять операции со средствами бюджета Муниципального района; осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета муниципального района; требовать от сельских поселений предоставления отчетов по установленным формам об использовании средств бюджета сельского поселения и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств; направлять представления получателям средств муниципального района с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства, и осуществлять контроль за их устранением; взыскивать средства с лицевых счетов получателей средств бюджета Муниципального района в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
В период 2017-2019 годов ФИО5, будучи индивидуальным предпринимателем, заключал различные договора и муниципальные контракты с Управлением ЖКХ Троицкого муниципального района и с муниципальными образованиями, входящими в состав Троицкого муниципального района, на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных межпоселковых и внутрипоселковых дорог. Семкина Г.Г., являясь должностным лицом администрации Троицкого муниципального района, участвовала в приемке выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в соответствующем Контракте.
В один из дней в период с июня 2017 года по июль 2017 года, у Семкиной Г.Г., находящейся на территории г. Троицк Челябинской области возник преступный умысел на получение лично взятки в виде денег в значительном размере от индивидуального предпринимателя ФИО5 за осуществление общего покровительства предпринимательской деятельности ФИО5 С этой целью, в указанное время Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, встретилась с ФИО5 на территории г. Троицк Челябинской области и предложила последнему периодически передавать ей взятку в виде денег за оказание ФИО5 содействия в различной форме и осуществление общего покровительства его предпринимательской деятельности при выполнении работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных межпоселковых дорог Троицкого муниципального района.
ФИО5, желая осуществлять свою предпринимательскую деятельность на территории Троицкого муниципального района Челябинской области в наиболее благоприятных для него условиях, желая увеличить прибыль от предпринимательской деятельности путем заключения большего числа договоров (контрактов) на выполнение работ (услуг) для обеспечения муниципальных нужд и при этом ограничить число участников закупок (конкурентов), заручиться поддержкой со стороны начальника ПТО Управления ЖКХ Троицкого муниципального района Семкиной Г.Г., согласился на предложение Семкиной Г.Г., являющейся должностным лицом, о передаче последней взятки в виде денег в значительном размере за осуществление общего покровительства, при этом ФИО5 и Семкина Г.Г. договорились, что взятка будет передаваться за каждый заключенный с ФИО5 муниципальный контракт, непосредственно после его выполнения и в размере не более 10% от стоимости соответствующего контракта.
Таким образом, между Семкиной Г.Г. и ФИО5 достигнута преступная договоренность о передаче Семкиной Г.Г. взятки в виде денег в значительном размере за осуществление ею общего покровительства предпринимательской деятельности ФИО5, а также совершение иных действий в пользу ФИО5 при приемке выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным контрактами, при этом указанные действия входили в служебные полномочия Семкиной Г.Г. и она в силу своего должностного положения могла способствовать таким действиям и осуществлять общее покровительство.
После этого, Семкина Г.Г., действуя во исполнение ранее достигнутой с ФИО5 договоренности об осуществлении общего покровительства его предпринимательской деятельности и оказание содействия в различной форме, в период 2017-2019 годов своевременно выезжала для осуществления приемки выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в соответствующем контракте проверки работ, в кратчайшие сроки готовила соответствующие отчеты и документы для своевременного осуществления оплаты выполненных ФИО5 работ.
Кроме того, Семкина Г.Г., являясь начальником ПТО Управления ЖКХ Троицкого муниципального района, а в последующем заместителем начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района, используя свой авторитет, наличие контрольных функций и властных полномочий в отношении муниципальных образований, входящих в состав Троицкого муниципального района, в части исполнения бюджета муниципального района при решении вопросов местного значения, предлагала главам сельских поселений Троицкого муниципального района заключать контракты с единственным поставщиком - ФИО5, на выполнение работ по нанесению дорожной разметки автомобильных межпоселковых дорог, без использования иных конкурентных способов определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), о чем информировала непосредственно ФИО5, предоставляя ему необоснованное преимущество при заключении договоров (контрактов) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), тем самым необоснованно ограничивая число участников закупок и ограничивая конкуренцию между участниками закупок в нарушении ст.ст. 6, 8, 18 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также осуществляла общее покровительство ФИО5 в иной форме.
Так, 13.06.2017 года между Управлением ЖКХ Троицкого муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт № Ф2017.191899 на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных межпоселковых дорог по Троицкому муниципальному району в 2017 году на сумму 448442,9 рубля, по которому ФИО5 произведена оплата 06.07.2017 года. После этого, ФИО5, действуя в соответствии с ранее достигнутой с Семкиной Г.Г. договоренностью, осуществил 09.07.2017 года два перевода денежных средств на банковскую карту 4276****7206 ПАО «Сбербанк», принадлежащую Семкиной Г.Г., в размере 5000 и 3000 рублей соответственно, а Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в виде денег в размере 8000 рублей за оказание ею содействия предпринимательской деятельности ФИО5 в различной форме, то есть осуществление общего покровительства, которыми распорядилась по своему усмотрению.
Затем, 15.09.2017 года между Управлением ЖКХ Троицкого муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт без номера на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных межпоселковых дорог по Троицкому муниципальному району на сумму 99540 рублей, по которому ФИО5 произведена оплата 27.09.2017 года. После этого, ФИО5, действуя в соответствии с ранее достигнутой с Семкиной Г.Г. договоренностью, осуществил 27.09.2017 года два перевода денежных средств на банковскую карту 4276****7206 ПАО «Сбербанк», принадлежащую Семкиной Г.Г., в размере 7000 и 2000 рублей соответственно, а Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в виде денег в размере 9000 рублей за оказание ею содействия предпринимательской деятельности ФИО5 в различной форме, то есть осуществление общего покровительства, которыми распорядилась по своему усмотрению.
После этого, 13.06.2018 года между Управлением ЖКХ Троицкого муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт № Ф2018.259158 на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных дорог общего пользования Троицкого муниципального района на сумму 626633,8 рубля, по которому ФИО5 произведена оплата 26.06.2018 года. После этого, ФИО5, действуя в соответствии с ранее достигнутой с Семкиной Г.Г. договоренностью, осуществил 26.06.2018 года перевод денежных средств на банковскую карту 4276****7206 ПАО «Сбербанк», принадлежащую Семкиной Г.Г., в размере 10000 рублей, а Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в виде денег в размере 10000 рублей за оказание ею содействия предпринимательской деятельности ФИО5 в различной форме, то есть осуществление общего покровительства, которыми распорядилась по своему усмотрению.
Затем, 25.05.2018 года Семкина Г.Г., используя свой авторитет, наличие контрольных функций и властных полномочий в отношении муниципальных образований, входящих в состав Троицкого муниципального района, предложила главам Ключевского и Бобровского сельских поселений заключить с ФИО5 как с единственным поставщиком (подрядчиком) договора на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных внутрипоселковых дорог. После чего, между Ключевским сельским поселением и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт № 35 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки по ул. Ленина в с. Ключевка на сумму 61740,25 рублей, по которому ФИО14 произведена оплата 03.07.2018 года, а также между Бобровским сельским поселением и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт № 34 на выполнение работ восстановлению дорожной разметки на ул. Октябрьская в с. Бобровка на сумму 81740,25 рублей, по которому ФИО5 произведена оплата 10.07.2018 года.
После этого, ФИО5, действуя в соответствии с ранее достигнутой с Семкиной Г.Г. договоренностью, осуществил 13.07.2018 г. два перевода денежных средств на банковскую карту 4276****7206 ПАО «Сбербанк», принадлежащую Семкиной Г.Г., в размере 5000 рублей каждый, а Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в виде денег в размере 10000 рублей за оказание ею содействия предпринимательской деятельности ФИО5 в различной форме, то есть осуществление общего покровительства, которыми распорядилась по своему усмотрению.
Затем, ФИО5, действуя в соответствии с ранее достигнутой с Семкиной Г.Г. договоренностью, осуществил 30.08.2018 года перевод денежных средств на банковскую карту 4276****7206 ПАО «Сбербанк», принадлежащую Семкиной Г.Г., в размере 2000 рублей, а Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в виде денег в размере 2000 рублей за оказание ею содействия предпринимательской деятельности ФИО5 в различной форме, то есть осуществление общего покровительства, которыми распорядилась по своему усмотрению.
Затем, в один из дней в период времени с 11.09.2018 года по 12.09.2018 года Семкина Г.Г., используя свой авторитет, наличие контрольных функций и властных полномочий в отношении муниципальных образований, входящих в состав Троицкого муниципального района, предложила главам Троицко-совхозного и Белозерского сельских поселений заключить с ФИО5 как с единственным поставщиком (подрядчиком) договора на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных внутрипоселковых дорог. После чего, между Троицко-совхозным сельским поселением и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт № 43 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в п. Скалистый на сумму 51740,25 рублей, по которому ФИО5 произведена оплата 25.09.2018 года, а также между Белозерским сельским поселением и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт № 44 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки по ул. Центральной в с. Белозеры на сумму 81740,25 рублей, по которому ФИО5 произведена оплата 02.10.2018 года.
После этого, ФИО5, действуя в соответствии с ранее достигнутой с Семкиной Г.Г. договоренностью, осуществил 14.09.2018 года перевод денежных средств на банковскую карту 2202****8109 ПАО «Сбербанк», принадлежащую Семкиной Г.Г., в размере 11000 рублей, а Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в виде денег в размере 11000 рублей за оказание ею содействия предпринимательской деятельности ФИО5 в различной форме, то есть осуществление общего покровительства, которыми распорядилась по своему усмотрению.
Всего в период с 09.07.2017 года по 14.09.2018 года начальник ПТО Управления ЖКХ Троицкого муниципального района, а в последующем заместитель начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района Челябинской области Семкина Г.Г., являясь должностным лицом, лично получила от ФИО5 взятку в значительном размере в виде денег в размере 50000 рублей за осуществление ею общего покровительства.
Кроме этого, Семкина Г.Г. на основании приказа № 96 л/с от 26.07.2018 года назначена на должность заместителя начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области (далее по тексту - Управление ЖКХ Троицкого муниципального района).
В соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района, утвержденной заместителем главы Троицкого муниципального района по ЖКХ и ИИ - начальником Управления ЖКХ Троицкого муниципального района 09.04.2018 года, к обязанностям Семкиной Г.Г. относится:
- руководить деятельностью производственно-технического отдела, отдела капитального строительства и обеспечивать выполнение стоящих перед ним задач;
- принимать участие в заключении договоров с проектными организациями, с генеральными подрядчиками и заказчиками-застройщиками;
- организовывать выполнение планов капитального строительства, своевременность выдачи проектно-сметной и технической документации для производства строительных работ, а также осуществлять контроль за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствие утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам, нормам техники безопасности, производственной санитарии, требованиям рациональной организации труда;
- нести ответственность за выполнение возложенных на производственно-технический отдел, отдел капитального строительства задач и функций в соответствии с действующим законодательством;
- представлять интересы управления в сторонних учреждениях и организациях;
- составлять протоколы об административных правонарушениях.
С указанной должностной инструкцией Семкина Г.Г. ознакомлена под роспись 14.08.2018 года.
Таким образом, Семкина Г.Г. являлась муниципальным служащим администрации Троицкого муниципального района Челябинской области и должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
ФИО7 на основании приказа Управляющего делами администрации Троицкого муниципального района № 325 л/с от 02.10.2017 года назначен на должность заместителя главы Троицкого муниципального района по жилищно-коммунальному хозяйству и инженерной инфраструктуре - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района (далее по тексту - заместитель главы Троицкого муниципального района).
Шантаринским сельским поселением 09.06.2018 года заключен муниципальный контракт № Ф.2018.250603 с индивидуальным предпринимателем ФИО6 на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области на сумму 2214501,42 рубль, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства надлежащим образом выполнить работы по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района в соответствии с условиями контракта, локальными сметами, техническим заданием, при этом работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ, СП, технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов, принятых в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.2.8 вышеуказанного муниципального контракта Заказчик обязан не принимать и не оплачивать работы, выполненные подрядчиком некачественно или не в соответствии с проектом, техническим заданием и условиями контракта до полного устранения подрядчиком недостатков за свой счет и в сроки, установленные заказчиком.
В соответствии с пп. 8.3, 8.6 вышеуказанного муниципального контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, установленных контрактом, установлены штрафы в фиксированной сумме.
Для исполнения обязательств по вышеуказанному муниципальному контракту Шантаринским сельским поселением 13.06.2018 года заключен муниципальный контракт № 3-49 с <данные изъяты>, согласно которому учреждение обязуется оказать услуги по осуществлению строительного контроля при выполнении работ на объекте «ремонт дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района».
Также, распоряжением главы Администрации Шантаринского сельского поселения № 88 от 29.08.2018 года создана комиссия по приемке законченных работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района, в которую вошли, в том числе заместитель главы Троицкого муниципального района - начальник Управления ЖКХ Троицкого муниципального района ФИО7
В период осуществления <данные изъяты>» строительного контроля объекта «Ремонт дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района», в период с 05.07.2018 года по 16.07.2018 года выявлены недостатки исполнения контракта со стороны ФИО6, а именно: 1) поперечные уклоны покрытия проезжей частей не соответствуют требования СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06-03-85, а именно более 10% результатов определений имеют отклонения от нормативных значений в пределах от минус 0,01 до 0,015; 2) ровность покрытия не соответствует требованиям СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06-03-85, а именно более 5% результатов определений просветов под рейкой длиной 3 м имеют значения более 3 мм; 3) устройство оснований из щебня фракции 40-70 мм выполнено с нарушением технологии производства работ и применяемой расценки, а именно не применена расклинивающаяся фракция 10-20 мм; 4) В ходе приемочного контроля качества выполнены работ 05.07.2018 года <данные изъяты>» взята вырубка с покрытия из мелкозернистой плотной асфальтобетонной смети типа Б марки 11. По результатам испытаний толщина слоя покрытия составила 5,0 см, что не соответствует проектно-сметной документации (согласно локальной смете толщина покрытия 7 см), в связи с чем дано заключение, что работы по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей не подлежали приемке.
Выявленные недостатки и заключение доведены до сведения ФИО6 и начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района ФИО7 не позднее 18.07.2018 года.
В один из дней в период с 18.07.2018 года по 30.08.2018 года, в период времени с 12 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, ФИО7, исполняя свои должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией заместителя главы Троицкого муниципального района по жилищно-коммунальному хозяйству и инженерной инфраструктуре - начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района, и соглашением № 176 от 27.12.2017 года, находясь в п. Шантарино Троицкого района Челябинской области, достоверно установил, что недостатки на объекте «Ремонт дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района» со стороны Подрядчика ФИО6 не устранены в полном объеме, а именно: поперечные уклоны покрытия проезжей частей не соответствуют требования СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06-03-85; ровность покрытия не соответствует требованиям СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06-03-85.
После этого, ФИО6, находясь в указанное время у Дома Культуры по адресу: Челябинская область, Троицкий район, п. Шантарино, ул. Центральная, д. 13, решил заручиться поддержкой со стороны начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района ФИО7, являющегося должностным лицом, и предложил ему взятку в виде денег в размере 150000 рублей, являющимся значительным размером, за оказание содействия в приемке работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино, в том числе без устранения ранее выявленных недостатков по устройству поперечных уклонов покрытия проезжей части и ровности покрытия, и оплате выполненных работ без применения штрафов, предусмотренных условиями муниципального контракта, на что ФИО7 согласился.
Таким образом, в указанное время в указанном месте у ФИО7, являющегося должностным лицом, из корыстных побуждений, с целью личного незаконного обогащения, возник преступный умысел на получение от ФИО6 взятки в виде денег в значительном размере на сумму 150000 рублей за оказание взяткодателю содействия в приемке работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района, в том числе без устранения ранее выявленных недостатков по устройству поперечных уклонов покрытия проезжей части и ровности покрытия, в подписании соответствующих документов и оплате выполненных работ без применения штрафов, при этом ФИО7 в силу своего должностного положения мог способствовать таким действиям. Непосредственно после этого, ФИО7, находясь в автомобиле на выезде из п. Шантарино Троицкого района, реализуя свой преступный умысел на получение от ФИО6 взятки в значительном размере, предложил находящейся в его подчинении и.о. заместителя начальника Управления ЖКХ Троицкого муниципального района Семкиной Г.Г. за денежное вознаграждение в размере 75000 рублей осуществить посредничество во взяточничестве - непосредственно получить от ФИО6 взятку в виде денег и передать ему, а также осуществить иное способствование в реализации соглашения между ФИО7 и ФИО6 о получении и даче взятки, на что Семкина Г.Г. согласилась.
Реализуя свой преступный умысел на получение взятки в значительном размере, ФИО7, достоверно зная, что недостатки на объекте «Ремонт дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района» со стороны Подрядчика ФИО6 не устранены в полном объеме, в один из дней в период с 18.07.2018 года по 30.08.2018 года, находясь на территории г. Троицк Челябинской области, в соответствии с распоряжением главы Администрации Шантаринского сельского поселения № 88 от 29.08.2018 года направил в качестве члена комиссии по приемке законченных работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района начальника ОКС УЖКХ и ИИ администрации Троицкого района ФИО8 При этом ФИО7 лично и через посредника Семкину Г.Г., используя свое служебное положение, ввели ФИО8 в заблуждение, сообщив, что все ранее выявленные на объекте «Ремонт дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района» недостатки устранены в полном объеме.
ФИО8, введенная ФИО7 и Семкиной Г.Г. в заблуждение, 30.08.2018 года подписала акт приемки законченных работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района, удостоверив, что работы по муниципальному контракту № Ф.2018.250603 от 09.06.2018 года выполнены в полном объеме и в соответствии с условиями контракта.
После этого, в период с 30.08.2018 года по 02.10.2018 года, Семкина Г.Г., являясь должностным лицом и используя свое служебное положение, действуя из корыстных побуждений в качестве посредника по поручению взяткополучателя ФИО7, с целью реализации соглашения между ФИО7 и ФИО6 о получении и даче взятки, путем телефонных переговоров и личного участия содействовала ФИО6 в приемке от него документов, подтверждающих выполнение условий муниципального контракта (акта выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3) без применения штрафных санкций, предусмотренных условиями контракта, а также, используя свое должностное положение и личные связи, способствовала скорейшему перечислению в Администрацию Шантаринского сельского поселения межбюджетного трансферта на оплату ФИО6 выполненных работ по муниципальному контракту.
После поступления на счет индивидуального предпринимателя ФИО6 оплаты за выполненные работы по муниципальному контракту № Ф.2018.250603 по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района, ФИО6, действуя во исполнение ранее достигнутой с ФИО7 договоренности о получении и даче взятки, в период времени с 12 часов 15 минут до 12 часов 32 минут 02.10.2018 года, находясь в автомобиле «Мерседес Бенц S 3504М», государственный регистрационный знак №, припаркованном у дома № 47 по ул. им. Ю.А. Гагарина в г. Троицк Челябинской области, передал Семкиной Г.Г., действующей в качестве посредника по поручению взяткополучателя, денежные средства в сумме 150000 рублей в качестве взятки ФИО7 за оказанное содействие в приемке работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района без устранения выявленных недостатков по устройству поперечных уклонов покрытия проезжей части и ровности покрытия, в подписании соответствующих документов и оплате выполненных работ без применения штрафов.
Затем, в период времени с 12 часов 52 минут до 13 часов 30 минут 02.10.2018 года, Семкина Г.Г., действуя в качестве посредника, согласно ранее достигнутой с ФИО7 договоренностью, находясь в автомобиле «Лада Калина 111930», государственный регистрационный знак №, припаркованном у дома № 47 по ул. им. Ю.А. Гагарина в г. Троицк Челябинской области, передала ФИО7 полученные от ФИО6 денежные средства в размере 150000 рублей в качестве взятки, а ФИО7 в указанное время в указанном месте, являясь должностным лицом, получил через посредника взятку в виде денег в значительном размере в сумме 150000 рублей за совершение действий в пользу взяткодателя ФИО6 - оказанное содействие в приемке работ по ремонту дороги по ул. Школьная в п. Шантарино Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района без устранения выявленных недостатков по устройству поперечных уклонов покрытия проезжей части и ровности покрытия, в подписании соответствующих документов и оплате выполненных работ без применения штрафов.
Полученными денежными средствам ФИО7 распорядился по своему усмотрению, в том числе передав 75000 рублей Семкиной Г.Г. в качестве незаконного вознаграждения за оказание посредничества во взяточничестве.
В судебном заседании подсудимая Семкина Г.Г. согласилась с предъявленным ей обвинением в полном объеме и заявила ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
Суд исходит из того, что подсудимая Семкина Г.Г. заявила ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства осознано, добровольно, после консультации с защитником, понимает смысл и последствия заявленного ею ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Защитник подсудимой адвокат Казначеев С.С. поддержал ходатайство подсудимой о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
Прокурор Мулюкина О.В. не возражала против постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Обвинение, с которым в полном объёме согласилась подсудимая Семкина Г.Г., является обоснованным и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Действия подсудимой Семкиной Г.Г. необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 290 УК РФ, как получение должностным лицом взятки в значительном размере, а также по ч. 2 ст. 291.1 УК РФ, как посредничество во взяточничестве лицом с использованием своего служебного положения.
При назначении наказания Семкиной Г.Г., суд учитывает в соответствии со ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ все обстоятельства по делу, характер и степень общественной опасности совершённых Семкиной Г.Г. преступлений, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной, и на условия жизни её семьи.
В соответствии со ст. 61 УК РФ в качестве обстоятельств смягчающих наказание подсудимой суд учитывает то обстоятельство, что Семкина Г.Г. ранее не судима, полное признание Семкиной Г.Г. своей вины в предъявленном обвинении, раскаяние её в содеянном, явку с повинной (т. 6 л.д. 239), правдивые и признательные показания, данные Семкиной Г.Г. в ходе предварительного расследования, что суд расценивает как её активное способствование раскрытию и расследованию преступлений совершенных ею, а также суд учитывает её активное способствование раскрытию и расследованию преступлений совершенных взяткодателями, положительную характеристику, тот факт, что в настоящее время Семкина Г.Г. безработная, является одинокой матерью и имеет на иждивении одного малолетнего ребенка и престарелую мать.
При этом суд не признает указанные обстоятельства значительно уменьшающими степень общественной опасности совершенных Семкиной Г.Г. преступлений и оснований для применения правил ст. 64 УК РФ при назначении наказания суд не находит.
Отягчающих наказание обстоятельств в соответствии со ст. 63 УК РФ судом не установлено.
С учетом личности Семкиной Г.Г., характера и степени общественной опасности совершенных ею преступлений, обстоятельств дела, то что, она впервые привлекается к уголовной ответственности, наличия смягчающих наказание обстоятельств, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд находит возможным назначить ей наказание не связанное с изоляцией её от общества с применением правил ч. 1 и ч. 5 ст. 62 УК РФ и ст.73 УК РФ, что будет способствовать целям справедливости наказания и исправления осужденной.
Также учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, суд считает необходимым назначить Семкиной Г.Г. дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, предусмотренные санкциями ч. 2 ст. 290 УК РФ и ч. 2 ст. 291.1 УК РФ, исходя из материального положения Семкиной Г.Г. и наличия иждивенцев суд считает возможным не назначать ей дополнительное наказание в виде штрафа, что также будет способствовать целям справедливости наказания и исправления осужденной.
С учётом фактических обстоятельств и степени общественной опасности совершённых Семкиной Г.Г. преступлений, суд не находит оснований в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ для изменения категории преступлений на менее тяжкие категории.
Руководствуясь ст.ст. 302-304, 307-309, 316 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
признать Семкину Галину Георгиевну виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ, ч. 2 ст. 291.1 УК РФ, в соответствии с которыми назначить ей наказание по ч. 2 ст. 290 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года с лишением права занимать должности, выполняющие организационно - распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях сроком на 2 (два) года, по ч. 2 ст. 291.1 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года с лишением права занимать должности, выполняющие организационно - распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях сроком на 2 (два) года.
На основании ч. 3 и ч. 4 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Семкиной Г.Г. наказание в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года 6 (шесть) месяцев с лишением права занимать должности, выполняющие организационно - распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях сроком на 3 (три) года.
На основании ст.73 УК РФ назначенное Семкиной Г.Г. основное наказание считать условным с предоставлением испытательного срока на 3 (три) года и обязать Семкину Г.Г. в период испытательного срока не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, ведающего исполнением наказания, периодически, но не реже одного раза в месяц, являться на регистрацию в специализированный государственный орган.
Меру пресечения Семкиной Г.Г. подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения, до вступления приговора суда в законную силу.
Вещественные доказательства по уголовному делу, по вступлении приговора суда в законную силу:
- диск CD-R с аудиофайлами, предоставленный с материалами оперативно-розыскной деятельности; стенограмму СМС переписки Семкиной Г.Г. с ФИО5 на 5л; стенограмму СМС переписки Семкиной Г.Г. с ФИО10, ФИО11, ФИО7 на 78л; диск CD-R марки Verbatim с движением денежных средств по счетам Семкиной Г.Г. в ПАО «Сбербанк» по состоянию на 11.09.2018 года; диск CD-R марки Verbatim с движением денежных средств по счетам Семкиной Г.Г. в ПАО «Сбербанк» за период с 01.01.2016 года по 18.04.2019 года - хранить в материалах уголовного дела;
- хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств СО по г. Троицк СУ СК РФ по Челябинской области: сшивку № 5 - «Документация по взаимоотношениям с ИП ФИО5» на 59 листах: муниципальный контракт на нанесение дорожной разметки от 13.06.2017 года, на 16 л; справка о стоимости выполненных работ от 25.06.2018 года (работы по устройству дорожной разметки) на сумму 626633,8 рубля, на 1л; счет на оплату № 24 от 22.06.2018 года (работы по устройству дорожной разметки) на сумму 626633,8 рубля на 1 л; счет фактура № 24 от 22.06.2018 года на сумму 626633,8 рубля, на 1 л; акт о приемке выполненных работ от 25.06.2018 года (работы по устройству дорожной разметки) на сумму 626633,8 рубля, на 1л; муниципальный контракт №б/н от 15.09.2017 года на 7 л; фотографии дороги с разметкой без опознавательных знаков, 2л; акт приемки товаров (работ, услуг) по контракту от 15.09.2017 года, на 1л; локальная смета на выполнение дорожной разметки п. Морозкино - п. Опытный на 3л; копия акта о приемке выполненных работ от 22.09.2017 года, на 3л; копия справки о стоимости выполненных работ от 22.09.2017 года на 99540 рублей на 1л; платежное поручение № 23741 от 27.09.2017 года на 99540 рублей на 1л; муниципальный контракт Ф.2017.191899 от 13.07.2017 года, на 15 л; копия паспорта качества на 1л; фотографии дороги с разметкой без опознавательных знаков, 3л; Соглашение № 176 от 27.12.2017 года - возвратить в Управление ЖКХ и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток с подачей апелляционных жалобы и представления через Троицкий городской суд Челябинской области, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ.
В случае обжалования приговора, либо в случае принесения представления или жалобы, затрагивающих её интересы, осужденная вправе ходатайствовать о своём участии в суде апелляционной инстанции, что должно быть отражено в её жалобе, а также ходатайствовать об участии в суде апелляционной инстанции адвоката, просить о замене адвоката, либо о назначении адвоката за счёт государства, в течение 10 суток с момента получения копий приговора, представления или жалобы.
Председательствующий: