ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-242/20 от 12.04.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 1-28/2021 (у/д 11902990002000040)

79RS0002-01-2020-002372-84

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 12 апреля 2021 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Цимарно М.В.,

с участием государственных обвинителей прокуратуры г. Биробиджана ЕАО Баселиной М.В., Бондарчук К.С.,

подсудимой Винарской А.Э.,

защитника – адвоката Сухаревой В.А., представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ НО Коллегии адвокатов ЕАО, действующей по соглашению,

при ведение протокола судебного заседания помощником судьи Ермолаевой И.В., секретарями судебного заседания Лигенчук И.Н., Медведевой М.А.,

а так же представителя потерпевшего Потерпевший №1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Винарской Аллы Эдуардовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ЕАО, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: ЕАО <адрес>, проживающей по адресу: ЕАО <адрес>, с высшим образованием, замужней, работающей ОГБУЗ «Онкологический диспансер ЕАО» заместителем главного врача, не военнообязанной, ранее не судимой, по настоящему делу под стражей не содержавшейся,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации,

установил:

Постановлением правительства ЕАО -пп от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение об управлении здравоохранения правительства ЕАО», в соответствии с п.п. 1.1., 1.3.2, 1.3.3: управление здравоохранения правительства ЕАО является органом исполнительной власти, формируемым правительством ЕАО, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей, разрабатывает и реализует программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере охраны здоровья населения, обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья. В соответствии с п.п. 2.1.2, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения управление здравоохранения правительства ЕАО разрабатывает в пределах своей компетенции и вносит в установленном порядке проекты законов и иных нормативных правовых актов области, проекты областных целевых программ в сфере здравоохранения, осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», по организации обеспечения граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, оказывает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, создаёт в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития в области медицинской помощи и обеспечивает её доступность для граждан.

В соответствии с п. 5.3 указанного Положения и п. 1.3.1 постановления правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О внесении изменений в постановление правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об управлении здравоохранения правительства ЕАО»» заместитель председателя правительства области - начальник управления здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации: несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление здравоохранения полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, руководит на принципах единоначалия деятельностью управления здравоохранения, без доверенности представляет управление здравоохранения в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области, организациями и гражданами, утверждает положения о структурных подразделениях управления здравоохранения, издаёт приказы, в том числе носящие нормативный характер, по вопросам, отнесённым к компетенции управления здравоохранения, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных областных учреждений и предприятий.

В соответствии с п. 5.4 указанного Положения, а также п. 1.3.3 постановления правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О внесении изменений в постановление правительства ЕАО от 17.04. 2012 -пп «Об управлении здравоохранения правительства ЕАО»», п. 1.3.1 постановления правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О внесении изменений в постановление правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об управлении здравоохранения правительства ЕАО» и п. 1.3 постановления правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О внесении изменений в постановление правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об управлении здравоохранения правительства ЕАО»» в случае отсутствия заместителя председателя правительства области - начальника управления здравоохранения его обязанности исполняет первый заместитель начальника управления здравоохранения, который без доверенности действует от имени управления здравоохранения, представляет его интересы, заключает договоры (контракты), соглашения, выдаёт доверенности, имеет право подписи на банковских документах, а также право издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер, а в случае отсутствия заместителя председателя правительства области - начальника управления здравоохранения и первого заместителя начальника управления здравоохранения обязанности начальника управления здравоохранения исполняет один из заместителей начальника управления здравоохранения в соответствии с должностным регламентом, который без доверенности действует от имени управления здравоохранения, представляет его интересы, заключает договоры (контракты), соглашения, выдаёт доверенности, имеет право издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер.

В соответствии с п.п. 5.9 и 5.10 указанного Положения - управление здравоохранения является юридическим лицом, является получателем бюджетных средств.

Распоряжением губернатора ЕАО -л от ДД.ММ.ГГГГ Винарская А.Э. назначена на государственную должность ЕАО - исполняющим обязанности заместителя председателя правительства области – начальника управления здравоохранения правительства ЕАО, то есть является должностным лицом получателя бюджетных средств и в силу занимаемой должности является распорядителем бюджетных средств.

В соответствии с п. 2.8 постановления губернатора ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ Винарская А.Э. являясь заместителем председателя правительства области - начальником управления здравоохранения правительства ЕАО: отвечает за реализацию государственных полномочий в сфере здравоохранения, руководит управлением здравоохранения правительства ЕАО, обеспечивает взаимодействие правительства ЕАО с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, даёт поручения руководителям органов исполнительной власти области и структурных подразделений аппарата по вопросам, предусмотренным в подпункте 2.8.1 настоящего пункта.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Винарская А.Э. обязана: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии с п. 5 постановления правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О реализации закона ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории ЕАО» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения» финансирование расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения гражданам, определенным Постановлением ПравитHYPERLINK "http://docs.cntd.ru/document/9006396"ельства РФ отHYPERLINK "http://docs.cntd.ru/document/9006396" ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», осуществлять в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели.

Согласно п.п. 1, 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечение больных туберкулёзом, а также профилактических мероприятий» определён порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя (далее - иные межбюджетные трансферты). Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке Министерству здравоохранения РФ, на цели, указанные в пункте 1 Правил.

В соответствии со ст. 184.1 Бюджетного Кодекса РФ устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ между управлением здравоохранения Правительства ЕАО и ЗАО «Р-Фарм» заключён государственный контракт на сумму 5 734 330,00 рублей на оплату поставки препаратов «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулёзом. Оплата данного контракта должна была осуществляться за счёт средств межбюджетных трансфертов передаваемых на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения за счёт средств Федерального бюджета РФ. Данное финансирование предусмотрено по коду бюджетной классификации .

На ДД.ММ.ГГГГ у управления здравоохранения Правительства ЕАО образовалась кредиторская задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» по государственному контракту на сумму 1 681 625,38 рублей.

Винарская А.Э. при не установленных в ходе следствия обстоятельствах и месте, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ложно понимая интересы службы, с целью расходования бюджетных средств, выделенных на оплату программы «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентой скидкой с Перечня групп населения и категорий заболеваний», утверждённой справкой об изменении сводной бюджетной росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ, за счёт которых решила оплатить кредиторскую задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» по государственному контракту на сумму 1 681 625,38 рублей.

Реализуя умысел Винарская А.Э., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в здании управления здравоохранения Правительства ЕАО по адресу: ЕАО <адрес>, умышленно, ложно понимая интересы службы, утвердила путём подписания финансовый документ на оплату кредиторской задолженности перед ЗАО «Р-Фарм» по государственному контракту на сумму 1 681 625,38 рублей за поставку препарата «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулёзом за счёт областного бюджета по коду бюджетной классификации «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний» по разделу «Социальная политика» подразделу «Социальное обеспечение населения», а именно заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленную иным лицом - начальником отдела по финансово-экономической работе, бухгалтерскому учету и отчетности управления здравоохранения правительства ЕАО, в отношении которой уголовное дело выделено в отдельное производство, данную заявку Винарская А.Э. совместно с платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, направила в управление федерального казначейства по ЕАО, с целью оплаты указанной кредиторской задолженности.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ и платёжного поручения от ДД.ММ.ГГГГ управлением здравоохранения правительства ЕАО в лице Винарской А.Э., являющейся должностным лицом получателя бюджетных средств и в силу занимаемой должности являющейся распорядителем бюджетных средств, израсходованы средства областного бюджета в сумме 1 681 625,38 рублей, что является крупным размером, на оплату по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, за поставку препарата «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулёзом за счёт областного бюджета по коду бюджетной классификации «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний» по разделу «Социальная политика» подразделу «Социальное обеспечение населения».

При этом кредиторская задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» по государственному контракту на сумму 1 681 625,38 рублей, должна быть оплачена за счёт межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения по коду бюджетной классификации «Финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя» по разделу «Здравоохранение» подразделу «Стационарная медицинская помощь».

Винарская А.Э. осуществила расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, утверждёнными бюджетной росписью, совершённое в крупном размере, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного Кодекса РФ, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Подсудимая Винарская А.Э. вину по предъявленному обвинению не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ назначена на государственную должность исполняющим обязанности заместителя председателя Правительства ЕАО – начальником управления здравоохранения Правительства ЕАО. ДД.ММ.ГГГГ между управлением здравоохранения Правительства ЕАО и ЗАО «Р-Фарм» заключён государственный контракт на поставку препарата «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулёзом на сумму 5734330,58 рублей. Поставка товара осуществлялась в два этапа: первый 50% от общего объёма, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, второй этап 50% общего объёма поставки, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Управлению здравоохранения выставлено два счёта на оплату: первый от ДД.ММ.ГГГГ платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ оплачен с указанием КБК , второй от ДД.ММ.ГГГГ. Органы расследования не разобрались, что сумма 1681625,38 рублей оплачена ДД.ММ.ГГГГ с указанием другого КБК не потому, что управление здравоохранения захотело погасить кредиторскую задолженность, а потому, что было вынуждено, чтобы не сорвать поставки медицинского препарата в туберкулёзный диспансер, где сложилась катастрофическая ситуация. Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн КБК был исключён из направления расходов. Кредиторская задолженность на сумму 1681625,38 рублей перестала иметь источник погашения. Управление здравоохранения неоднократно обращалось с письмами к губернатору ЕАО с просьбой выделить дополнительные денежные средства. В областном законе о бюджете на 2017 год № 415-ФЗ не было предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов. Поставленная ею подпись в платёжном документе, была одобрена финансовым управлением Правительства ЕАО пропустившим этот документ в казначейство. Знала об этом и контрольно-счётная палата. Ситуация была сложная, нельзя было допустить срыва поставки лекарств, её действия способствовали предотвращению наступления самых негативных последствий. Управление здравоохранения просило дополнительные финансовые средства и только после внесения изменений в программу и была проплачена кредиторская задолженность. Дополнительных денег управлению здравоохранения не выделили, просьбы к министерству здравоохранения ФИО9 остались без ответа. Пояснения в суде о процедуре получения нового кода бюджетной классификации Потерпевший №1, Собченко и Тюковой содержат требования сегодняшних дней, в 2017 году порядок присвоения кода не был определён. Ей не было известно о проведении в отношении неё проверки до возбуждения уголовного дела. Следователь оказывал на неё психологическое давление, предлагал пойти на судебный штраф, говорил, что отстранит от должности, будут проводиться обыски, а при признании вины все пройдет тихо. Она действовала с целью предотвращения наступления более трагичных и необратимых последствий для людей, нуждающихся в обследовании на выявление туберкулёза лёгких, лечение заболевания. Вины управления здравоохранения в том, что финансовым управлением не выполнена процедура должного согласования, а так же присвоения нового кода, нет. С финансовым управлением Правительства ЕАО было достигнуто соглашение о перечислении кредиторской задолженности по КБК 323, что подтверждается тем, что весь пакет бухгалтерских документов прошёл контроль в управлении, был завизирован и направлен в казначейство. Сама она не занималась вопросами согласования относительно КБК, этим вопросом занималась Свидетель №1 и подписывая документ об оплате, она не сомневалась в его правильности, умысла в её действиях не было.

Суд, допросив подсудимую, представителя потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы дела, проверив как оправдывающие, так и уличающие подсудимую обстоятельства, пришёл к выводу, что вина Винарской А.Э. в инкриминируемом ей преступлении, нашла своё подтверждение совокупностью следующих доказательств.

Так, представитель потерпевшего Потерпевший №1 пояснил, что работает начальником финансового управления Правительства ЕАО с 2018 года. Между управлением здравоохранения Правительства ЕАО и ЗАО «Р-Фарм» заключён государственный контракт на поставку препаратов «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулёзом. Оплата по контракту должна осуществляться за счёт средств межбюджетных трансфертов передаваемых на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения за счёт средств Федерального бюджета РФ. На 2017 год управление здравоохранения Правительства ЕАО имело задолженность по контракту. В ходе проверки контрольно-счётной палаты ЕАО выявлено нецелевое расходование средств областного бюджета в части оплаты части контракта за 2015 год. Оставшиеся денежные средства по финансированию контракта должны были быть возращены в Федеральный бюджет. Для возврата данных денежных средств необходимо было написать письмо в Министерство здравоохранения и в случае положительного решения в финансовое управление Правительства ЕАО должно поступить уведомление о том, что эта сумма возвращается. Данных действий принято не было. Поскольку управление здравоохранения имеет неоплаченный контракт, возникает обязательство областного бюджета, которое должно быть исполнено управлением здравоохранения. Управление здравоохранения должно уведомить финансовое управление об обязательствах, которые у них возникли. В данном случае в финансовое управление от управления здравоохранения в 2017 году поступили письма, в которых информировалось о необходимости погашения кредиторской задолженности перед ЗАО «Р-Фарм». Финансовое управление рассмотрело данные письма и ДД.ММ.ГГГГ за подписью вице-губернатора ФИО11 подготовило общий ответ на имя губернатора ФИО12, о том, что часть средств управления здравоохранения перераспределены и, сумма 379 000 000 рублей включена в общий реестр заявок на выделение дополнительных ассигнований. Кредиторская задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» подлежала оплате за счёт средств областного бюджета, выделенных управлению здравоохранения, но для этого управление здравоохранения должно было соблюсти все процедуры по правильному отражению этих расходов в своей бюджетной росписи и как следствие в своём бухгалтерском учёте. Они должны были внести изменения в программу здравоохранения, либо иную не программную часть, чтобы отразить именно эту отдельную задолженность по отдельным кодам бюджетной классификации. По этому вопросу управление здравоохранения должно было обратиться в финансовое управления для утверждения вышеуказанных изменений, но это сделано не было. Кредиторская задолженность была оплачена за счёт программы «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний». В данном случае допущены нарушения бюджетного законодательства, а именно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ «Нецелевое использование бюджетных средств».

Свидетель Свидетель №2 пояснила, что в октябре 2018 года контрольно-счётной палаты ЕАО под её руководством проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с законодательством РФ на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентой скидкой с Перечня групп населения и категорий заболеваний» в 2017 году и в 1 полугодии 2018 года. В ходе проверки выявлены нарушения Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 44-ФЗ от 05.0.4.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно нецелевое использование бюджетных денежных средств управлением здравоохранения Правительства ЕАО. Так, управление здравоохранения Правительство ЕАО ДД.ММ.ГГГГ заключило с ЗАО «Р-Фарм» государственный контракт на сумму 5 734 330,00 рублей на оплату поставки препаратов «Среда питательная, жидкая, Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулезом. Оплата контракта должна осуществляться за счёт средств межбюджетных трансфертов передаваемых из Федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения за счёт средств Федерального бюджета. В 2015 году по КБК 244 в областной бюджет ЕАО из Федерального бюджета поступили денежные средства в размере 5 734 330,00 рублей. Далее для оплаты контракта Управление здравоохранения Правительства ЕАО подало заявку в Финансовое правительство ЕАО, на основании этой заявки на лицевой счёт Управления здравоохранения поступил необходимый объём денежных средств. После этого управление здравоохранения через Федеральное казначейство, на основании заявки на кассовый расход произвело оплату по финансовому документу. В соответствии с данным контрактом первая поставка лекарственных препаратов в размере 50 % поступила в ОКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер» не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в указанную дату в адрес ЗАО «Р-Фарм» поступил платёж в размере 50 % в сумме 2 867 165,00 рублей. Данный платёж произведён финансовым отделом управления здравоохранения Правительства ЕАО, со своего лицевого счёта, открытого в Федеральном казначействе, которое по отношению к данному контракту выполняет только кассовые функции. Оплата по второй части препаратов должна быть произведена, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Остатки межбюджетных трансфертов, неиспользованных в текущем году должны быть возвращены в Федеральный бюджет. Неиспользуемая сумма по контракту в размере 2 867 165,00 рублей возращена в Федеральный бюджет. С целью оплаты действующего контракта с ЗАО «Р-Фарм» правительством ЕАО направлено письмо в Министерство здравоохранения РФ, для возвращения нереализованных денежных средств. Однако, Министерством здравоохранения РФ, остатки денежных средств, для оплаты контракта с ЗАО «Р-Фарм» не были возвращены. Перед ЗАО «Р-Фарм» осталась задолженность в сумму 1 681 625,38 рублей. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ -н в 2017 году данный код бюджетной классификации 244 утратил силу. Чтобы погасить кредиторскую задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» управлению здравоохранения необходимо было обратиться с официальным письмом в финансовое управление Правительства ЕАО о присвоении отдельного КБК под данную операцию. После рассмотрения письма Правительство ЕАО в лице Финансового управления изыскивает необходимые денежные средства, далее присваивается свой КБК операции «Погашение кредиторской задолженности перед ЗАО «Р-Фарм». Затем управлению здравоохранения необходимо внести изменения в государственную программу ЕАО «Здравоохранение ЕАО» для того, чтобы включить новый КБК и объём его финансирования. Однако, в финансовое управление Правительства ЕАО за подписью начальника финансово-экономического отдела управления здравоохранения Свидетель №3 и о.и. начальника управления здравоохранения Винарской А.Э. поступила заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой, управление здравоохранения просит финансовое управление выделить денежные средства в сумме 1 681 625,38 рублей для оплаты контракта с ЗАО «Р-Фарм», при этом в назначении платежа указано как «Оплата лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, реализация мер государственной социальной защиты», что не соответствует фактическим условиям контракта и не соответствует КБК, который предусмотрен данным контрактом. Данная заявка на кассовый расход была рассмотрена финансовым управлением и утверждена. Сведения о данной заявке были включены в реестр платежей финансового управления, который был направлен в казначейство. Далее Свидетель №3 утвердила бухгалтерскую справку от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой задолженность по КБК , в размере 1 681 625,38 рублей была переведена на иной КБК 323, и стала числиться как задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» за «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентой скидкой с Перечня групп населения и категорий заболеваний». После рассмотрения заявки на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счёт управления здравоохранения из областного бюджета ЕАО поступили денежные средства в сумме 1 681 625,38 рублей, которые должны были быть реализованы по данной статье. Далее управление здравоохранение сформировало платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ в котором предусматривалась оплата денежных средств в сумме 1 681 625,38 рублей ЗАО «Р-Фарм» с назначением платежа «Оплата лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, реализация мер государственной социальной защиты». Что является нецелевым использованием денежных средств, поскольку ЗАО «Р-Фарм» оказывало иные услуги. Действия должностных лиц управления здравоохранения Правительства ЕАО по нецелевому использованию денежных средств, предназначенных на обеспечение граждан льготными лекарствами, существенно нарушили права граждан, которым предназначена выдача лекарственных препаратов указанной категории. Учитывая решение арбитражного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А16-887/2017 о взыскании с управления здравоохранения Правительства ЕАО в пользу ЗАО «Р-Фарм» суммы в размере 1 681 625,38 рублей, управление здравоохранения в соответствии с приказом финансового управления Правительства ЕАО -п, обязано было обратиться в финансовое управление правительство области с просьбой о присвоении КБК с назначением «оплата по решению суда», далее под эту статью финансовым управление выделяются денежные средства, которые в итоге поступают на лицевой счёт управления здравоохранения и ими оплачивается задолженность установленная решением суда. Должностные лица управления здравоохранения проигнорировали положения данного приказа и законодательства в области бюджетного финансирования.

Свидетель Свидетель №4 пояснила, что состоит в должности начальника отдела финансирования социальной сферы финансового управления Правительства ЕАО. Она согласна с выводами контрольно-счётной палаты, поскольку управление здравоохранения Правительства ЕАО, не имело законных оснований оплачивать задолженность, возникшую по контракту, заключённому за счёт федерального бюджета, за счёт средств областного бюджета ЕАО. Управление здравоохранения Правительства ЕАО должно было обратиться на имя губернатора области с письмом о погашении кредиторской задолженности за счёт средств областного бюджета. В случае положительного ответа, подать заявку в бюджетную комиссию о выделении дополнительных средств в текущем году для принятия решения о выделении денежных средств при наличии источников финансирования. Затем внести изменения в закон о бюджете области на текущий год с выделением отдельного вида КБК. В 2017 году в её отдел поступил проект постановления правительства ЕАО о внесении изменений в постановление правительства ЕАО «Об утверждении государственной программы развития здравоохранения» -пп с пояснительной запиской за подписью Свидетель №6 Согласно которой между отдельными направлениями расходований предполагалась частичная передвижка денежных средств, к увеличению значилось увеличение расходования по оплате льготных лекарственных препаратов. Финансовое управление согласовало данные изменения направлений расходования денежных средств. Однако, на момент согласования изменений в сводную бюджетную роспись финансовому управлению Правительства ЕАО не было известно, что часть средств областного бюджета, дополнительно выделенных на оплату льготных лекарственных препаратов в размере более 1,6 мл. рублей, будет направлена на оплату кредиторской задолженности по плате препаратов для туберкулёзного диспансера, финансируемой за счёт средств федерального бюджета. Об этом стало известно, только после проверки контрольно-счётной палаты ЕАО. Управление здравоохранения Правительство ЕАО данное решение приняло самостоятельно.

Свидетель Свидетель №5 пояснила, что состоит в должности бухгалтера отдела по финансово-экономической работе, бухгалтерскому учету и отчетности управления здравоохранения Правительства ЕАО. По просьбе заместителя начальника управления здравоохранения Правительства ЕАО по финансовой деятельности Свидетель №1 она составила заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ по которой управление здравоохранения должно было оплатить ЗАО «Р-Фарм» 1 681 625,38 рублей по счёт фактуре «сч 3М160427002» от ДД.ММ.ГГГГ по коду бюджетной классификации «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний». Она понимала, что счёт фактура должна оплачиваться по КБК «Финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов, применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя», однако выполнила указание Свидетель №1 После чего заявка была подписана Свидетель №3 и Винарской А.Э. После этого документ поступил в бумажном виде в финансовое управление Правительства ЕАО. Затем в финансовом управлении Правительства ЕАО заявка визируется печатью «Включено в реестр», в электронном виде формируется сводный реестр, куда включается данная заявка, реестр в дальнейшем на бумажном носителе подписывается начальником финансового управления. Далее на основании подписанного реестра в электронном виде формируется расходное расписание о доведенных лимитах, которое также подписывает начальник финансового управления электронной подписью и расходное расписание также в электронном виде направляется в казначейство. Так же ей была подготовлена справка о переносе кредиторской задолженности от ДД.ММ.ГГГГ, где задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» была переведена на другой КБК «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний». ДД.ММ.ГГГГ казначейство произвело оплату денежных средств на расч1тный счёт ЗАО «Р-Фарм».

Свидетель Свидетель №3 пояснила, что состояла в должности начальника отдела по финансово-экономической работе и бухгалтерскому учёту и отчётности управления здравоохранения Правительства ЕАО. Её руководителем была Свидетель №1 Ей известно, что экономия денежных средств на январь 2016 года была возвращена в федеральный бюджет. Письма к министру здравоохранения с просьбой возвратить в бюджет области денежные средства, остались без ответа. Вопросами по погашению кредиторской задолженности занималась ФИО17ФИО17 дала задание Свидетель №5 подготовить финансовые документы, которые были подписаны ей и Винарской А.Э. и направлены в финансовое управление Правительства ЕАО. Не согласна с отчётом контрольно-счётной палаты, поскольку имело место устное согласование с финансовым управлением о применении другого КБК.

Свидетель Свидетель №1 пояснила, что она попросила Свидетель №5 составить заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой управление здравоохранения должно было оплатить ЗАО «Р-Фарм» 1 681 625,38 рублей по счёт фактуре «сч 3М160427002» от ДД.ММ.ГГГГ по КБК «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний». Решения по оплате задолженности по государственному контракту принял руководитель управления здравоохранения Правительства ЕАО с согласия финансового управления Правительства ЕАО.

Свидетель Свидетель №6 пояснила, что с сентября 2016 года по июнь 2017 года она работала в должности начальника управления здравоохранения Правительства ЕАО. Её первым заместителем была Винарская А.Э., начальником финансово - экономического отдела была Свидетель №3 В тот период у управления здравоохранения Правительства ЕАО была задолженность по государственному контракту. О кредитной задолженности неоднократно докладывалось на оперативных совещаниях. Управление здравоохранения просило дополнительные лимиты денежных средств на льготное лекарственное обеспечение граждан.

Свидетель ФИО19 пояснила, что по 2017 году работала в управлении здравоохранения Правительства ЕАО в должности экономиста. Готовила документы для внесения изменений в программу «Здравоохранение в ЕАО на 2016-2020 годы», утверждённую постановлением Правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ-пп. Готовилась пояснительная записка в которой отражалась передвижка денежных средств, в том числе и для погашения кредиторской задолженности. Знала о согласовании данного вопроса с финансовым управлением.

Свидетель ФИО20 пояснила, что работала главным врачом противотуберкулёзного диспансера в <адрес> ЕАО. Поставщиком медицинского препарата «Среда питательная жидкая Мидллбрук с флуоресцентными компонентами» было ЗАО «Р-Фарм». В случае прекращения поставок данного препарата в диспансере могла возникнуть реальная угроза жизни пациентам. Пациенты обращались с жалобами на несвоевременное лечение.

Свидетель ФИО21 характеризовал Винарскую А.Э. как хорошего организатора и руководителя.

Кроме того, вина Винарской А.Э. подтверждена и письменными доказательствами.

Отчётом о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний в 2017 году и в 1 полугодие 2018 года» подтверждается нецелевое расходование бюджетных средств по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 37-52).

Государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ с приложением к нему подтверждается, что между управлением здравоохранения Правительства ЕАО и ЗАО «Р-Фарм» заключён государственный контракт на поставку препарата «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для диагностики больных туберкулёзом с местом поставки в ОГКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер». Перечень и количество товара, поставляемого по контракту закреплены в спецификации. Цена контракта составляет 5734330,58 рублей. Оплата поставки товара осуществляется из областного бюджета (за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета), предусмотренные заказчику на 2015 год. Сроки поставки товара осуществляются в два этапа. Первый этап 50% от общего объёма поставки ноябрь 2015 года непозднее ДД.ММ.ГГГГ. Второй этап 50% общего объёма поставки май 2016 года не позднее ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 60-67).

Бухгалтерской справкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеющаяся у управления здравоохранения Правительства ЕАО задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» на сумму 1681625,38 рублей бухгалтерской службой управления с КБК «Финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя) переведена на КБК «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний» по разделу «Социальная политика подразделу «Социальное обеспечение населения» (т. 3 л.д. 51).

Заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя Винарской А.Э. и главного бухгалтера Свидетель №3 подтверждается, что управление здравоохранения должно было оплатить ЗАО «Р-Фарм» 1 681 625,38 рублей по счёт фактуре «сч 3М160427002» от ДД.ММ.ГГГГ по КБК «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний» (т. 3 л.д. 52).

Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ на счёт АО «Р-Фарм» УФК по ЕАО перечислены денежные средства в сумме 1 681 625,38 рублей, оплата сч ЗМ160427002 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 50).

Счёт-фактура ЗАО «Р-Фарм» ЗМ160427002 от ДД.ММ.ГГГГ на оплату ОГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» на сумму 2 627 416,62 рублей (т. 3 л.д. 53-54).

Справка свидетельствет об изменении сводной бюджетной росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 55-56).

Распоряжением губернатора ЕАО -л от ДД.ММ.ГГГГ Винарская А.Э. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на государственную должность ЕАО исполняющим обязанности заместителя председателя Правительства ЕАО – начальником управления здравоохранения Правительства ЕАО (т. 2 л.д. 172).

Распоряжением губернатора ЕАО -л от ДД.ММ.ГГГГ Винарская А.Э. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность первого заместителя начальника управления здравоохранения Правительства ЕАО (т. 2 л.д. 173).

Решением Арбитражного суда ЕАО о ДД.ММ.ГГГГ с управления здравоохранения Правительства ЕАО в пользу ЗАО «Р-Фарм» взыскана задолженность по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1845294 рубля 61 копейку, в том числе: основной долг 1681625 рублей 38 копеек, неустойка 163669 рублей 23 копейки, государственная пошлина 31453 рубля (т. 2 л.д. 40-42).

Постановлением мирового судьи Центрального судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ управление здравоохранения Правительства ЕАО признано виновным по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой (т. 2 л.д. 19-21).

Из письма заместителя председателя правительства области – начальника управления Свидетель №6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на имя губернатора ЕАО ФИО12 доводилась информация о наличии задолженности за 2016 год за противотуберкулёзные препараты, приобретённые ОГКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер» 1 681 625,38 рублей (т. 1 л.д. 157-158).

Из письма Свидетель №6 от ДД.ММ.ГГГГ на имя губернатора ЕАО ФИО12 следует, что до последнего доводилась информация о наличии задолженности за 2016 год за противотуберкулёзные препараты, приобретённые ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» 1 681 625,38 рублей (т. 1 л.д. 159).

Письмом Свидетель №6 от ДД.ММ.ГГГГ губернатору ЕАО сообщалось о сложившейся за 2016 год кредиторской задолженности в размере 10 030,7 тыс. руб. перед поставщиками за льготные лекарственные препараты, иммунобиологические медицинские препараты, противотуберкулёзные препараты, а так же просьба оказать содействие в выделении дополнительных бюджетных ассигнований для обеспечения лекарственными препаратами (т. 1 л.д. 160-164).

В письме заместителя председателя правительства области – начальника управления Свидетель №6 от ДД.ММ.ГГГГ начальнику финансового управления правительства ЕАО ФИО22 имеет место просьба о внесении изменения бюджетную роспись (т. 1 л.д. 165).

Из письма вице губернатора ЕАО ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ министру здравоохранения РФ ФИО9 следует, что имело место просьба рассмотреть вопрос о возврате в феврале 2016 года неиспользованного в 2015 году остатка средств федерального бюджета, выделенных в виде иных межбюджетных трансфертов бюджету ЕАО на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда) применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. Остаток неиспользованных средств составляет 2 890 158,29 рублей. Данные средства необходимы на оплату государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 166).

Выписка из лицевого счёта получателя бюджетных средств за ДД.ММ.ГГГГ на сумму, в том числе 1 681625,38 рублей (т. 2 л.д. 7-9).

Соглашением о предоставлении субсидий бюджету ЕАО из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 22-27).

Приказом министерства здравоохранения РФ н от ДД.ММ.ГГГГ утверждён перечень закупаемых за счёт субсидий из федерального бюджета диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза мониторинга лечения лиц, больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в субъектах РФ и <адрес> (т. 2 л.д. 28-29).

Приказом министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн «О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённые приказом министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн» исключено направление расходов «51740 Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя (т. 2 л.д. 30).

Постановлением Правительства ЕАО -пп от ДД.ММ.ГГГГ «Об управлении здравоохранения правительства ЕАО» утверждено положение об управлении здравоохранения Правительства ЕАО в соответствии с которым: основными задачами управления здравоохранения являются: разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере охраны здоровья населения; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья. Полномочия управления здравоохранения: разрабатывает в пределах своей компетенции и вносит в установленном порядке проекты законов и иных нормативных правовых актов области, проекты областных целевых программ в сфере здравоохранения; разрабатывает и вносит на заседание правительства области проекты постановлений в сфере здравоохранения, в том числе об утверждении программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; вносит на заседание правительства области территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую территориальную программу обязательного медицинского страхования; определяет перечень аптек, аптечных пунктов, осуществляющих бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения для амбулаторного лечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; осуществляет организацию обеспечения населения лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского, назначения, а также полноценным питанием переменных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до 3 лет из семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, установленного в области, а также детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проживающих на территории области; оказывает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития в области медицинской помощи и обеспечивает ее доступность для граждан, осуществляет организацию безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организацию обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с п. 5 и 12 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; разрабатывает перечень лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной помощи. Начальник управления здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации: несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление здравоохранения полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности; руководит на принципах единоначалия деятельностью управления здравоохранения, без доверенности представляет управление здравоохранения в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области, организациями и гражданами; утверждает положения о структурных подразделениях управления здравоохранения; издаёт приказы, в том числе носящие нормативный характер, по вопросам, отнесенным к компетенции управления здравоохранения; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных областных учреждений и предприятий; в случае отсутствия начальника управления здравоохранения его обязанности исполняет первый заместитель начальника управления здравоохранения, который действует без доверенности от имени управления здравоохранения, представляет его интересы, заключает договоры, соглашения, выдаёт доверенности, имеет право подписи на банковских документах, право издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер. Управление здравоохранения является юридическим лицом, имеет лицевой счёт в управлении Федерального казначейства по <адрес>, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и штампы со своим наименованием, а также бланки для переписки и распорядительных документов, местонахождение управления здравоохранения – Еврейская автономная область, <адрес> (т. 2 л.д. 63-76).

Постановлением правительства ЕАО -пп от ДД.ММ.ГГГГ утверждён перечень областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО, и областных государственных предприятий, находящихся в ведении управления здравоохранения правительства ЕАО в числе которых ОГБУЗ «Противотуберкулёзный диспансер» (т. 2 л.д. 77-78).

Постановлением губернатора ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым заместитель председателя правительства области - начальник управления здравоохранения правительства <адрес>: отвечает за реализацию государственных полномочий в сфере здравоохранения; руководит управлением здравоохранения правительства <адрес>; обеспечивает взаимодействие правительства <адрес> (в пределах закрепленных полномочий) с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; даёт поручения руководителям органов исполнительной власти области и структурных подразделений аппарата по вопросам, предусмотренным в подпункте 2.8.1 настоящего пункта (т. 2 л.д. 174-175).

Приказом утверждены структуры и штатное расписание управления здравоохранения правительства ЕАО (т. 2 л.д. 178-182).

Из протокола выемки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в управлении здравоохранения Правительства ЕАО изъяты: справка об изменении сводной бюджетной росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ; счёт-фактура М160427002 от ДД.ММ.ГГГГ; заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ; бухгалтерская справка от ДД.ММ.ГГГГ; платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д.45-49).

Из протокола осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в материалах дела имеются: постановление мирового судьи Центрального судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО о признании управления здравоохранения правительства ЕАО виновным по ст. 15.14 КоАП РФ; отчёт о результатах контрольного мероприятия «Проверки исполнения бюджетных средств, выделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой с Перечня групп населения и категорий заболеваний в 2017 году и в 1 полугодии 2018 года»; приказ Финансового управления Правительства ЕАО -п от ДД.ММ.ГГГГ о порядке исполнения областного бюджета ЕАО по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета; государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ; постановление Правительства ЕАО -пп от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении прилагаемого Положения об управлении здравоохранения Правительства ЕАО; положение об управлении здравоохранения Правительства ЕАО; распоряжение губернатора ЕАО -л от ДД.ММ.ГГГГ; постановление губернатора ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ; приказ управления здравоохранения Правительства ЕАО -л от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Свидетель №3 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность государственной гражданской службы начальника отдела по финансово-экономической работе, бухгалтерскому учёту и отчётности управления здравоохранения Правительства ЕАО в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы с должности начальника финансово-экономического отдела управления здравоохранения Правительства ЕАО; приказ управления здравоохранения Правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Свидетель №3 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность государственной гражданской службы начальника отдела финансирования, бюджетного учёта, экономического планирования и прогнозирования управления здравоохранения Правительства ЕАО; приказ управления здравоохранения Правительства ЕАО -л от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Свидетель №5 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность бухгалтера 1 категории отдела по финансово-экономической работе, бухгалтерскому учёту и отчётности управления здравоохранения правительства ЕАО; приказ управления здравоохранения Правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Свидетель №5 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность бухгалтера 1 категории отдела финансирования, бюджетного учёта, экономического планирования и прогнозирования управления здравоохранения Правительства ЕАО; приказ управления здравоохранения Правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры и штатного расписания управления здравоохранения Правительства ЕАО», а также организационная структура управления здравоохранения Правительства ЕАО (т. 3 л.д.57-62).

Из протокола осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в материалах дела имеются: платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ; справка о переносе кредиторской задолженности от ДД.ММ.ГГГГ; заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ; счёт-фактура ЗАО «Р-Фарм» ЗМ160427002 от ДД.ММ.ГГГГ; справка (т. 3 л.д. 65-67).

Суд проверил версию подсудимой Винарской А.В. и её защитника Сухаревой В.А. о том, что Винарская А.Э. не совершала инкриминируемого ей деяния, вина её не доказана, отсутствует умысел, платёжный документ ей подписан с одобрения финансового управления Правительства ЕАО, суд, отвергает данную версию, поскольку она опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, в судебном заседании бесспорно установлено, что Винарская А.Э. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась заместителем председателя Правительства ЕАО – начальником управления здравоохранения Правительства ЕАО, являлась должностным лицом получателя бюджетных средств и распорядителем бюджетных средств. Управлением здравоохранения Правительства ЕАО платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Винарской А.В. кредиторская задолженность перед ЗАО «Р-Фарм» в сумме 1681625,38 рублей оплачена за счёт средств областного бюджета, выделенных управлению здравоохранения на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50 процентной скидкой в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний по КБК раздел 10 подраздел 03 целевая статья 1301586200 вид расходов 323. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось и сам факт использования средств областного бюджета (предназначенных на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний) на оплату мероприятий, подлежащих финансированию из федерального бюджета (закупку антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя) Винарской А.Э. не отрицается.

В судебном заседании представитель потерпевшего Потерпевший №1 суду пояснил, что оплата по государственному контракту, заключённому между управлением здравоохранения Правительства ЕАО и ЗАО «Р-Фарм» на поставку препаратов «Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентными компонентами» для больных туберкулёзом, должна осуществляться за счёт средств межбюджетных трансфертов передаваемых на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения за счёт средств федерального бюджета. Возникшая кредиторская задолженности перед ЗАО «Р-Фарм» подлежала оплате за счёт средств областного бюджета, выделенных управлению здравоохранения, однако необходимо было соблюсти процедуру по правильному отражению данных расходов в бюджетной росписи, для чего необходимо было внести изменения в программу здравоохранения, чтобы отразить эту задолженность по отдельным кодам бюджетной классификации. Однако этого сделано не было и кредиторская задолженность была оплачена за счёт программы «Оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50 % скидкой с перечными групп населения и категорий заболеваний». Имеет место нарушение бюджетного законодательства «Нецелевое использование бюджетных средств».

Показания представителя потерпевшего Потерпевший №1 подтверждены показаниями свидетеля Свидетель №2 проводившей проверку использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с законодательством РФ на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой с Перечня групп населения и категорий заболеваний в 2017 году и в первом полугодии 2018 года и выявивших нарушение бюджетного законодательства, выявившей нецелевое использование бюджетных денежных средств. Свидетель пояснила, что в случае невозможности использования кода бюджетной классификации для погашения кредиторской задолженности перед ЗАО «Р-Фарм» управлению здравоохранения необходимо было обратиться с официальным письмом в финансовое управление Правительства ЕАО о присвоении отдельного кода бюджетной классификации под данную операцию. Финансовое управление изыскав необходимые денежные средства присваивает КБК операции «Погашение кредиторской задолженности перед ЗАО «Р-Фарм». Далее управлению здравоохранения необходимо было внести изменения в программу «Здравоохранения ЕАО», для включения в него нового КБК и объёма его финансирования. Однако они поступили иначе, что привело к нарушению бюджетного законодательства.

Показаниями свидетеля Свидетель №4 пояснившей, что на момент согласования изменений в сводную бюджетную роспись финансовому управлению Правительства ЕАО не было известно, что часть средств областного бюджета, дополнительно выделенных на оплату льготных лекарственных препаратов будет направлено на оплату кредиторской задолженности по оплате препаратов для туберкулёзного диспансера, финансируемой за счет федерального бюджета. Об этом стало известно, только после проверки контрольно-счётной палаты.

Показаниями свидетеля Саранчиной о том, что решение по оплате кредиторской задолженности по контракту от ДД.ММ.ГГГГ по коду бюджетной классификации управление здравоохранения Правительства ЕАО приняло самостоятельно, документально данное решение не подкреплено.

Показания данных лиц подтверждены письменными документами, в том числе отчётом о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой с Перечнями групп населения и категорий заболеваний в 2017 году и в 1 полугодие 2018 года» где подтверждается нецелевое расходование бюджетных средств по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель Свидетель №3, пояснила, что имело место устное согласование с финансовым управлением о применении другого кода бюджетной классификации.

Показания свидетеля Свидетель №6, Свидетель №1, ФИО19, ФИО20, ФИО21 не доказывают и не опровергают вину Винарской А.Э.

Причин для оговора подсудимой Винарской А.Э., данными лицами не имеется, поскольку до произошедшего между ними и подсудимой неприязненных либо конфликтных ситуаций не возникало, не обозначены таковые и самой подсудимой. Более того, пояснения указанных лиц последовательны, логичны не противоречивы, согласуются с другими материалами уголовного дела и полностью восстанавливают картину произошедшего. Таким образом, суд считает показания допрошенных лиц, достоверными.

Неприменение к управлению здравоохранения Правительства ЕАО бюджетных мер воздействия в части нецелевого использования бюджетных мер не свидетельствует о согласованности действий подсудимой с финансовым управлением Правительства ЕАО.

Не указание свидетелями нормативной базы регламентирующей порядок погашения кредиторской задолженности, не свидетельствует об отсутствии в действиях Винарской А.Э. уголовно наказуемого деяния.

При этом Винарская А.Э. действовала с прямым умыслом. Являясь должностным лицом получателя бюджетных средств и распорядителем бюджетных средств она осознавала, что средства областного бюджета, выделенные управлению здравоохранения на оказание социальной помощи на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний по КБК: раздел 10 подраздел 03 целевая статья 1301586200 вид расходов 323, ей расходуются не в соответствии с их целевым назначением, и желала израсходовать их именно таким образом. Мотивы преступления при этом на квалификацию не влияют.

Анализируя показания подсудимой Винарской А.Э. в судебном заседании суд считает, что она специально высказала такую версию, с целью облегчить свое положение и уйти от уголовной ответственности.

Доводы стороны защиты о том, что Винарская А.Э. действовала в состоянии крайней необходимости, суд находит не состоятельными. Поскольку кредиторская задолженность могла быть погашена иным способом, в том числе с присвоением нового кода бюджетной классификации для данных целей. Письма же адресованные на имя ФИО25, ФИО9 указывали лишь на наличие задолженности по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ и просьбы выделения дополнительных денежных средств, тогда как вопрос о невозможности оплаты задолженности и её погашении в них не ставился.

При таких обстоятельствах, версия подсудимой Винарской А.Э. о том, что она не виновна в совершении инкриминируемого преступления, которую она выдвинул в суде, является несостоятельной.

Оценив представленные доказательства, суд признаёт их относимыми, допустимыми и достоверными, а их совокупность достаточной для вывода о виновности Винарской А.Э. в инкриминируемом ей деянии.

Действия Винарской А.Э. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, как расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утверждёнными бюджетной росписью, совершенное в крупном размере.

Квалифицирующий признак «крупный размер» нашёл своё подтверждение в судебном заседании, поскольку сумма бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, составляет 1681625,38 рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание подсудимой, судом не установлено.

При назначении наказания подсудимой суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, личность виновной характеризующейся с положительной стороны, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление осуждённой и на условия жизни её семьи, и считает необходимым назначить Винарской А.Э. наказание в виде штрафа.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ срок давности по преступлениям небольшой тяжести составляет два года с момента совершения преступления.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ установлено, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.

Согласно ч. 8 ст. 302 УПК РФ, если основания прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования, указанные в п. 3 ч.1 ст.24 УПК РФ обнаруживаются в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ судом выносится обвинительный приговор с освобождением осуждённого от наказания.

Суд считает необходимым освободить Винарскую А.Э. от наказания по ч. 1 ст. 285.1 УК РФ по факту расходования бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетной росписью, совершённое в крупном размере, поскольку с момента совершения этого преступления истёк срок давности, установленный ст. 78 ч. 1 п. «а» УК РФ.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Вещественные доказательства отсутствуют.

Меру пресечения Винарской А.Э. до вступления приговора в законную силу оставить прежней – подписку о невыезде и надлежащем поведении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ суд,-

приговорил:

Признать Винарскую Аллу Эдуардовну виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф подлежит перечислению на единый казначейский счёт

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, освободить Винарскую Аллу Эдуардовну от отбытия назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Меру пресечения в отношении Винарской А.Э. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение десяти суток со дня провозглашения.

В случае подачи апелляционной жалобы осуждённая вправе в течение 10 суток со дня вручения ей копии приговора либо в этот же срок со дня вручения ей копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих её интересы, ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чём должна указать письменно в расписке, в апелляционной жалобе, либо в возражениях на апелляционное представление или апелляционную жалобу.

Осуждённая вправе поручать осуществление своей защиты избранному ей защитнику либо ходатайствовать в письменном виде перед судом о назначении ей защитника.

Судья М.В. Цимарно