ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-269/2016 от 20.10.2016 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 1-269/2016

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 20 октября 2016 года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Шеиной И.В.,

с участием государственных обвинителей – прокуратуры Советского района г. Челябинска ФИО1, ФИО2,

подсудимой ФИО3,

защитника, адвоката Котлецовой Л.А., предоставившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя потерпевшего – Министерства экономического развитии <адрес>С.Д.В.,

при секретаре Грязновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда уголовное дело в отношении ФИО3 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, с незаконченным высшим образованием, не замужней, работающей директором <данные изъяты> и являющейся индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в ИФНС по <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>21, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 совершила преступление против собственности при следующих обстоятельствах.

Так, в мае 2012 года ФИО3, достоверно зная о действующей на территории <адрес> целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в <адрес>, утвержденной постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающей получение выплат – субсидий по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также будучи ознакомленной с порядком предоставления субсидий, действуя из корыстных побуждений, решила совершить преступление – хищение денежных средств при получении выплат - субсидии путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, в крупном размере.

Действуя в осуществление своего преступного умысла, направленного на мошенничество, ФИО3, находясь в помещении офиса, расположенного по адресу: <адрес> с помощью компьютерной техники изготовила документы, содержащие заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения о прибыльной финансово-хозяйственной деятельности ИП ФИО3, а именно:

- заявление о предоставлении субсидий на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства на сумму 53082 руб. 90 коп.; возмещение затрат по уплате процентов по кредитам кредитных организаций на сумму 109457 руб. 65 коп.; возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов субъектами женского и семейного предпринимательства на сумму 350000 руб.. Кроме того, ФИО3, действуя умышленно, отразила заведомо ложные сведения о значительных объемах реализации в 2011 году товаров на сумму 4410900 руб., планируемых к реализации в 2012 году товаров на сумму 4500000 руб. и планируемых к реализации в 2013 году товаров на сумму 4500000 руб., а также об уплаченных налоговых отчислениях в 2011 году на сумму 998550 руб., планируемых к уплате налоговых отчислений в 2012 году на сумму 1100000 руб. и планируемых к уплате налоговых отчислений в 2013 году на сумму 1200000 руб.;

- не соответствующую действительности копию налоговой декларации с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год о начисленных налогах на сумму 62621 руб. и значительной сумме доходов ИП ФИО3 на сумму 4410869 руб.;

- не соответствующую действительности копию расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2011 год, о начисленных страховых взносах;

- не соответствующие действительности копии платежных документов об уплате обязательных платежей в государственные органы.

После чего ФИО3 подписала изготовленные ею подложные документы, а также оформленное заявление о предоставлении вышеуказанных трех субсидий. В изготовленных подложных документах ФИО3 умышленно указала заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения о прибыльной финансово-хозяйственной деятельности ИП ФИО3, в соответствии с которыми ИП ФИО3 являлся перспективным развивающимся предпринимателем.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, находясь в помещении Министерства, расположенного по адресу: <адрес>, предоставила работникам Министерства заявление о предоставлении ИП ФИО3 субсидий на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства на сумму 53 082 рубля 90 копеек; возмещение затрат по уплате процентов по кредитам кредитных организаций на сумму 109457 руб. 65 коп.; возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов субъектами женского и семейного предпринимательства на сумму 350000 руб., с изготовленными и подписанными ею подложными документами: не соответствующей действительности копией налоговой декларации с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год, о начисленных налогах на сумму 62621 руб. и значительной сумме доходов ИП ФИО3 на сумму 4410869 рублей; не соответствующей действительности копией расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2011 год, о начисленных страховых взносах; не соответствующими действительности копиями платежных документов об уплате обязательных платежей в государственные органы, содержащими ложные сведения, тем самым ФИО3 использовала изготовленные ею подложные документы для совершения мошеннических действий, заведомо зная, что указанные документы содержат недостоверные сведения.

Сотрудниками Министерства, не знавшими и не предполагавшими о преступных намерениях ФИО3, а также о ложности и недостоверности сведений, содержащихся в представленных ФИО3 от имени ИП ФИО3 документах, была проведена их проверка на предмет соответствия требованиям Порядка предоставления субсидий, а также проверка правильности расчета размера субсидии.

В связи с соответствием представленных ФИО3 документов требованиям Порядка предоставления субсидий заявление ИП ФИО3 было предоставлено на рассмотрение и утверждение общественному координационному совету по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес>, созданному распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп, членами которого по результатам рассмотрения предоставленных ФИО3 документов оформлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ИП ФИО3 субсидий на сумму 53082 руб. 90 коп. и на сумму 109457 руб. 65 коп., а также протокол от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ИП ФИО3 субсидии на сумму 350000 руб..

После чего ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками бухгалтерии Министерства на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленного изменения расчета размера субсидии были перечислены по заявке на оплату расходов от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 53082 руб. 90 коп., по заявке на оплату расходов от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 109457 руб. 65 коп., а также ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками бухгалтерии Министерства на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ были перечислены по заявке на оплату расходов от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 350000 руб., на расчетный счет , принадлежащий ИП ФИО3, открытый в филиале <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, - денежные средства на общую сумму 512540 руб. 55 коп., с основанием платежа – субсидия на возмещение затрат. В результате ФИО3, будучи единственным распорядителем расчетного счета своего ИП, получила реальную возможность пользоваться и распоряжаться перечисленными денежными средствами по своему усмотрению, похитив их путем предоставления ложных и недостоверных сведений.

Таким образом, своими умышленными преступными действиями ФИО3 причинила материальный ущерб Министерству экономического развития <адрес> на общую сумму 512540 рублей 55 копеек, в крупном размере.

Подсудимая ФИО3 в судебном заседании вину в предъявленном обвинении признала полностью, от дачи показаний отказалась, воспользовалась положением ст. 51 Конституции РФ.

Из исследованных показаний ФИО3, данных ею в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемой ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в мае 2012 года ей понадобились денежные средства, и она решила оформить комплект документов для получения субсидии. Для этого ДД.ММ.ГГГГ ею, как индивидуальным предпринимателем, лично подано заявление о предоставлении субсидии на сумму 53080 рублей на возмещение части затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства в сумме 53080 рублей. Изначально, в начале мая 2012 года она, находясь на своем рабочем месте, в офисе, расположенном по адресу: <адрес>, офис 5, на своем компьютере изготовила подложные налоговые декларации по своему ИП о том, что она, как индивидуальный предприниматель, якобы осуществляет прибыльную деятельность, хотя в действительности в ИФНС сведения предоставлялись об убыточной деятельности. Также ею были изготовлены подложные платежные поручения о том, что якобы уплачены налоги на суммы, указанные в подложных декларациях, а также произведены необходимые отчисления в УПФР России по <адрес> и ФСС по <адрес>. Изготовленные ею документы она откопировала, копии заверила печатью своего ИП и своей подписью, а оригиналы уничтожила. После этого она лично написала заявление о предоставлении ей, как индивидуальному предпринимателю, субсидии, в котором также указала ложные сведения по ИП о том, что она, как индивидуальный предприниматель, якобы осуществляет прибыльную деятельность, хотя в действительности в ИФНС сведения предоставлялись об убыточной деятельности. Весь пакет документов она предоставила в Министерство экономического развития по <адрес>, после чего ей перечислили денежные средства на сумму 53 080 рублей, которые она потратила на собственные нужды.

Тогда же, ДД.ММ.ГГГГ ею, как ИП ФИО3, лично подано заявление о предоставлении субсидии на сумму 109460 рублей, на компенсацию части затрат на оплату процентов по кредитам кредитных организаций в сумме 109 460 рублей. Ранее, в начале мая 2012 года она аналогичным образом изготовила подложные документы, и весь пакет документов она предоставила в Министерство экономического развития по <адрес>, после чего ей перечислили денежные средства на сумму 109460 рублей, которые она потратила на собственные нужды.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ею, как ИП, лично подано заявление о предоставлении субсидии на сумму 350000 рублей, на компенсацию части затрат по реализации предпринимательских проектов субъектами женского предпринимательства в сумме 350000 рублей. Изготовленные на своем рабочем месте в начале мая 2012 года подложные документы она предоставила в Министерство экономического развития по <адрес>, после чего ей перечислили денежные средства на сумму 350000 рублей, которые она также потратила на личные нужды.

Указанные документы, содержащие ложные сведения, необходимы были для получения субсидии. Если бы она предоставила реальные сведения, то субсидии ей бы не предоставили. Она понимала, что ею совершено мошенничество, то есть хищение денежных средств из бюджета <адрес>, в чем искренне раскаивается (т. 14 л.д. 157-163).

Из исследованных показаний ФИО3, данных на предварительном следствии в качестве обвиняемой ДД.ММ.ГГГГ, следует, что она подтверждает полностью показания, данные при допросе в качестве подозреваемой. С обстоятельствами, указанными в постановлении о привлечении в качестве обвиняемой, она согласна в полном объеме, все указано верно и соответствует действительности. Но она не согласна с квалификацией своих деяний, в связи с чем вину в предъявленном обвинении признает частично. Так, в своих показаниях она указывала ранее, что не намеревалась совершать хищения на конкретную сумму. Хищения совершались каждый раз, исходя из необходимости, то есть умысел на хищения у нее каждый раз возникал новый. Субсидии оформлялись на разные виды субсидий, разные программы (для женского предпринимательства, для компенсации части затрат по процентам, на возмещение части затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства и т.п.), на разные суммы, от разных организаций и лиц, подписывающих документы. Таким образом, она каждый раз совершала новое преступление, в связи с чем считала, что её действия подлежат переквалификации на эпизоды совершения преступлений, предусмотренных ст. 159.2 УК РФ. Кроме того, отметила, что сумма полученной субсидии напрямую зависела от предоставленного комплекта документов, от сумм доходов, уплаченных налогов, указанных в заявлении, в связи с чем ею каждый раз изготавливался новый комплект документов, документы не повторялись. Сами денежные средства она могла и не получить, что и происходило неоднократно, так как гарантировать получение субсидии было невозможно. В содеянном искренне раскаивается, причиненный ущерб возместила в полном объеме (т. 14 л.д. 216-217).

Кроме того, виновность ФИО3 в совершении преступления установлена и подтверждается следующими доказательствами: показаниями представителя потерпевшего, свидетелей и письменными материалами дела.

Представитель потерпевшего С.Д.В. суду пояснил, что он работает в должности заместителя начальника отдела поддержки и развития предпринимательства Министерства экономического развитии <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 обращалась с экспертизой документов, правильности расчета размера субсидии по уплате процентов по кредиту от фирмы <данные изъяты>. Проценты по кредиту возвращались только ИП ФИО3 и <данные изъяты>, всеми остальными субсидиями занимались другие специалисты в период 2010-2011 г.<адрес> предоставления субсидий ему известен, и если бы платежные документы были бы фальшивыми, то отказали бы в субсидии. Также если бы не было предоставлено полного пакета документов (например, баланса налоговых), то субсидия не была бы предоставлена. Но у них нет механизма проверки подлинности документов, просто нужно их наличие, соответствие их форме, не проверяя сведения, которые в них отражены. ФИО3 всегда предоставляла документы в полном объеме. По большинству ее субсидий было принято положительное решение, а по части был отказ в связи с отсутствием финансирования. Субсидии выдаются в заявительном порядке, конкурсная основа не предусмотрена.

Как выявили недостоверность документов, ему не известно. Ущерб возмещен в марте 2016 года после того, как были закончены следственные действия. Изначально следственные органы запрашивали у них копии документов, потом изъяли подлинники. Следственными органами были произведены запросы в банки, налоговый орган, где была установлена фальсификация документов. Если бы Министерство знало, что документы фальшивые, то не предоставили бы субсидию. Есть разные виды субсидий. ФИО3 предоставляла кредитный договор <данные изъяты>, возмещение затрат было легальным, с предоставлением фальшивых документов о количестве людей. Проценты по кредиту уплачивались ФИО3. Требования к субсидиям есть общие и различия, есть дополнительный перечень документов по каждому виду, например, для предоставления субсидии процента по кредиту необходимы документы из банка, общее – заявление, наличие баланса, сведений о среднесписочном составе, декларации, выписки из ЕГРП, платежи по налогам. Есть субсидии по лизингу, по участию в выставках, продвижению сайта.

ФИО3, подавая документы, не могла быть реально уверена, что ей одобрят субсидию. Гарантий нет, существует заявительный порядок. Конкурсной составляющей здесь не было. 100 % гарантии нельзя дать, что ФИО3 получит субсидию. Было, что ФИО3 получила остатки денег, то есть сумму меньше, чем указано в заявлении. Может быть, расчет неправильно сделан, проценты по кредитам там сложная форма, сложно их вычислять. Если человек думает, что он получит субсидию, то нет гарантии в этом. Была задействована часть областных и часть федеральных денежных средств для субсидий ФИО3. Лимит предоставления субсидии зависит от мероприятия, если молодежное предприятие - то 250000 рублей, если женское семейное предпринимательство - 350000 рублей, по кредиту - 500000 рублей. Это установлено в Порядках предоставления субсидии, предусмотрен максимальный размер по каждому виду субсидии. Каждый год в соответствии с программой, которая действует 3 года, но у них программы часто меняются, и порядок соответственно меняется. Были программы – на 2009-2011 г.г. и на 2006-2008 г.г., он брал документы о Порядке предоставления субсидии, обозначал суммы, даты, периоды, конкретные цифры в соответствии с нормативно-правовыми актами и с протоколами. У них есть дата подача заявления. Решение принималось координационным советом до 2012 года. В Министерстве ведется журнал учета, реестр. На следствии давал подробные правдивые показания. Приобщал исковое заявление и платежное поручение.

Из показаний представителя потерпевшего С.Д.В., данных на предварительном следствии, следует, что в его должностные обязанности входит осуществление контроля, за оказанием финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, проведение заседаний общественного координационного совета по развитию предпринимательства, кураторство Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства <адрес>, разработка нормативно-правовых актов регулирующих вопросы оказания поддержки предпринимателей.

В 2012 году работали по областной целевой Программе развития малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей условия предоставления и методику расчета Субсидий на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, определяющую механизм предоставления Субсидий. Указанная областная программа устанавливала получение выплат – субсидий по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее – СМП). К ним относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства.

По процедуре предоставления Субсидий пояснил, что документы предоставляются в Министерство экономического развития в кабинет , при этом сведения о приеме документов заносятся в журнал учета заявлений, в котором делается отметка о наименовании предприятия, дате сдачи документов, виде поддержки, заявленная к получению сумма, контактное лицо, номер телефона, электронный адрес. Далее документы передаются специалисту, непосредственно занимающемуся тем или иным направлением поддержки предпринимательства. Специалист рассматривает предоставленные документы, проводит экспертизу на предмет соответствия их требованиям Порядка предоставления, проверяет правильность расчета размера субсидий. Наличие критериев в совокупности: создание рабочих мест, вид деятельности, планируемые налоговые отчисления. В случае соответствия требованиям Порядка Минэкономразвития предоставляет документы СМП после проведения экспертизы на рассмотрение общественному координационному совету, созданному распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп. В состав Совета входят представители органов государственной власти <адрес> и члены общественных организаций предпринимателей. Совет в срок не более 3 календарных дней рассматривает предоставленные документы и выносит рекомендации о предоставлении или не предоставлении субсидии, что оформляется протоколом. После этого протокол заседания подписывает заместитель <адрес>. Затем документы передаются на выплату в бухгалтерию Министерства экономического развития. Отчет о расходовании денежных средствах СМП не предоставляет, так как субсидия - это возмещение фактически понесенных затрат. Денежные средства перечисляются на расчетный счет, который указывает СМП.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам, обратилась ФИО3. В заявлении ФИО3 указала, что объем реализации товаров в 2011 году у нее составил 4410900 рублей, в 2012 году (ожидаемое) у нее составит 4 500 000 рублей, прогноз на 2013 год – 4500000 рублей. Также ФИО3 указала, что в 2011 году у нее работало 12 человек, в 2012 году планировалась работа 12 человек, в 2013 году - 13 человек. Объем налоговых отчислений составил в 2011 году 998550 рублей, в 2012 году планировалось уплатить 1100000 рублей, в 2013 году - 1200000 рублей.

В обоснование своего заявления ФИО3 предоставила выписку ЕГРИП, согласно которой ФИО3 являлась индивидуальным предпринимателем. Также ею предоставлена копия налоговой декларации в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с электронно-цифровым подтверждением принятия, за 2011 год, согласно которой начислено налогов на сумму 62621 рубль, указана сумма доходов 4410869 рублей и справка об отсутствии задолженности по платежам от ДД.ММ.ГГГГ от ИФНС и от ДД.ММ.ГГГГ УПФР по <адрес>. Также ФИО3 предоставлены копии платежных документов, подтверждающие расходы по кредитному договору, по договору поручительства. Субсидия предоставлена ДД.ММ.ГГГГ на сумму 53080 рублей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам обратилась индивидуальный предприниматель ФИО3. В заявлении о предоставлении субсидии ФИО3 указала, что она осуществляет деятельность – производство деревянных строительных конструкций и прочих изделий из дерева. Кроме того, указала вышеуказанные ложные и недостоверные сведения о деятельности ИП. Также ФИО3 предоставлены копии платежных документов, подтверждающих расходы по кредитному договору. Субсидия предоставлена ДД.ММ.ГГГГ на сумму 109460 рублей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов субъектами женского и семейного предпринимательства обратилась индивидуальный предприниматель ФИО3 В заявлении о предоставлении субсидии ФИО3 указала, что вид деятельности, а также ложные и недостоверные сведения о деятельности ИП. Также ФИО3 предоставлены копии платежных документов, подтверждающие расходы по реализации предпринимательского проекта субъектами женского и среднего предпринимательства. Субсидия предоставлена ДД.ММ.ГГГГ на сумму 350 000 рублей.

Если бы в Министерстве было известно о том, что ФИО4 предоставила подложные сведения в документах о получении субсидии, то ей было бы отказано в предоставлении субсидии. ФИО3 незаконно получена субсидия, ею были введены в заблуждение сотрудники Министерства относительно истинных событий, не знавшие реальных обстоятельств дела. Так, предоставленные ФИО3 налоговые сведения, отличаются от фактических данных, то есть она предоставила в Министерство поддельные копии документов. Сотрудники Министерства не проверяют подлинность документов. Таким образом, субсидии ФИО3 получены незаконно и Министерству причинен ущерб на сумму 53080, 109460 и 350000 рублей.

Далее уточнил свои показания, пояснив, что указанные им суммы по предоставленным ФИО3 субсидиям были округлены сотрудниками Министерства и не являются точными. Согласно заявкам на оплату ИП ФИО3 по заявке на субсидию от ДД.ММ.ГГГГ получила денежные средства на сумму 53082 рубля 90 копеек и 109457 рублей 65 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ на счет Министерства экономического развития <адрес> от ФИО3 поступили денежные средства, полученные ею в качестве субсидий в 2008-2012 годах на сумму заявленного иска, то есть на сумму 2347270 рублей. Таким образом, причиненный Министерству ущерб возмещен в полном объеме. К протоколу допроса приложил копии платежных поручений о перечислении ФИО3 денежных средств и полного возмещения ущерба. Иных материальных претензий Министерство экономического развития <адрес> к ФИО3 не имеет (т. 13 л.д. 14-20, 22-31, 34, 36-37, 48-49).

После оглашений показаний представитель потерпевшего пояснил, что данные показания подтверждает в полном объеме. Претензий к ФИО3 не имеет, на строгом наказании не настаивает.

Из показания свидетеля Г.О.И., данными на предварительном следствии, следует, что в должности главного специалиста отдела поддержки и развития предпринимательства Министерства экономического развития <адрес> работает с ДД.ММ.ГГГГ. В ее обязанности входит прием заявлений и прилагаемых к ним пакетов документов от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту СМСП), проведение экспертизы по представленным документам на соответствие требованиям; работа с обращениями граждан, проведение консультаций СМСП, разработка нормативно-правовых документов (актов), как областных целевых программ по поддержке и развитию предпринимательства в <адрес>, так и их Порядка, а также реализация областной целевой программы. <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий негосударственным организациям, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства. Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в <адрес>, принятая постановлением Законодательного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГ, сформирована с целью создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в <адрес>. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Указанными постановлениями , -П и -П (далее – Постановления) утвержден порядок предоставления субсидий (далее Порядок). Настоящий порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства определяет цели, условия и правила предоставления за счет средств областного бюджета субсидий СМСП, а также критерии отбора СМСП, имеющих право на получение субсидий, и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Субсидии СМСП за счет средств областного бюджета предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с данным Порядком субъект предпринимательства, претендующий на получения субсидии, обязан предоставить пакет документов. Перечень документов, порядок их представления, а также рассмотрения определен и утвержден ранее озвученными Постановлениями. Способ обращения в <адрес> для получения субсидии на возмещение части затрат, связанных с предпринимательской деятельностью, установлен регламентом предоставления государственной услуги, согласно которому заявки принимаются от представителя организации, по почте, курьером. При этом СМСП свою заявку может сдать как в приемную Министра, так и непосредственно в отдел поддержки и развития предпринимательства <адрес>. В данном отделе заявку от СМСП обязан принять любой сотрудник, и он же в случае необходимости обязан предоставить СМСП консультацию. После поступления заявки с соответствующим пакетом документов, документы проверяются на полноту и соответствие вышеназванным нормативно-правовым актам, при этом сведения о приеме документов заносятся в журнал учета заявлений, в котором делается отметка о наименовании предприятия, дате сдачи документов, виде поддержки, заявленная к получению сумма, контактное лицо, номер телефона, электронный адрес. Затем сотрудник отдела поддержки и развития предпринимательства <адрес> проверяет поступивший пакет документов на полноту, достоверность и соответствие условиям (требованиям). В случае, установления, что СМСП представлен не полный пакет документов, то он об этом уведомляется, ему указывается, что необходимо дополнительно представить. Что касается проверки на достоверность представленных документов, то проверяется посредством гос.органов (ФНС, ПФР,ФСС) и в отношении информации, находящейся в открытом доступе, в частности достоверность указанных реквизитов юридического лица – СМСП. Условия предоставления субсидий, перечень документов, порядок их представления, а также рассмотрения определен и утвержден ранее озвученными Постановлениями. При этом срок предоставления субсидий СМСП не должен превышать 60 календарных дней со дня поступления в <адрес> заявки на предоставление субсидии и документов СМСП (далее по тексту – Пакет документов). Также следует отметить, что в течение вышеуказанного срока ответственные специалисты <адрес>, в том числе и она, в течение 15 рабочих дней со дня получения от СМСП Пакета документов, проводят экспертизу на предмет соответствия требованиям (условиям) утвержденного Порядка и проверяют правильность расчета размера субсидии. В случае соответствия Пакета документов требованиям Порядка, <адрес> представляет их не позднее 15 календарных дней со дня проведения экспертизы на рассмотрение общественному координационному совету по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес> (далее – Совет). В состав Совета входят представители органов государственной власти РФ и <адрес> и члены общественных организаций предпринимателей. Совет в срок не более 5 календарных дней рассматривает предоставленные документы и выносит решение о предоставлении или не предоставлении субсидии, что оформляется протоколом Совета. Советом принимается одно из двух вышеуказанных решений на основании следующих критериев: экономическая эффективность – отношение прироста объема реализации товаров (работ, услуг) в текущем финансовом году к размеру предоставляемой субсидии по кредиту; социальная эффективность – 1) отношение среднемесячной заработной платы работников СМСП к величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения <адрес>, 2) количество создаваемых новых рабочих мест в текущем финансовом году или минимальный период сохранения действующих рабочих мест; бюджетная эффективность – отношение прироста налоговых отчислений к бюджету всех уровней в текущем финансовом году к размеру предоставляемой субсидии.

Основаниями для отказа в приеме Пакета документов от СМСП являются: неполный пакет документов; недостоверная информация, то есть, как содержащаяся в представленных официальных документах, так и подделка самих документов; несоответствие условиям.

Минэкономразвития информировало СМСП о принятом решении, и по итогам проверки давало заключение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии. В случае решения о предоставлении субсидии расчеты размера субсидий подписываются Министром (прилагался протокол заседания Совета). Подписанные расчеты размера субсидии, протокол заседания Совета, передаются в бухгалтерию <адрес>, которые на основании представленных им документов составляют заявки на оплату расходов и производят оплату.

В случае, если после получения СМСП субсидии действительно будет выявлено, что в представленных СМСП документах содержатся недостоверные и ложные сведения, а по ним в свое время было принято положительное решение о предоставлении субсидии и выплачена субсидия, то <адрес> обязано принять меры по возврату выплаченной субсидии СМСП в связи с выявлением неправомерности, в том числе и путем обращения в правоохранительные органы (т. 13 л.д. 73-75).

Из показаний свидетеля Л.А.А., данных на предварительном следствии, следует, что в <данные изъяты> она работает около 5 лет в должности начальника отдела сопровождения. Ранее она работала специалистом по обслуживанию юридических лиц. В ее обязанности входило расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Осмотрев документы, касаемые получения субсидий от имени ИП ФИО3, изъятые в ходе обыска в Министерстве экономического развития <адрес>, а также ответ на запрос из <данные изъяты>, она показала, что платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ по субсидиям по заявлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (три субсидии в одном заявлении), является поддельным и не соответствует действительности, поскольку по расчетному счету отсутствуют подобные платежи, равно как и отсутствуют подобные платежные поручения (т. 13 л.д. 52-53).

Виновность подсудимой подтверждается также письменными материалами уголовного дела:

- протоколом явки с повинной ФИО3, в котором она сообщила о совершенном преступлении, указав, что в 2007 году ей в <данные изъяты> стало известно о том, что при получении поручительства Фонда содействия кредитования малого бизнеса <адрес>, Министерством экономического развития <адрес> (далее - Министерство) предоставляется субсидия на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным с субъектами малого предпринимательства с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам. Изучив условия предоставления субсидий, она, давно занимающаяся предпринимательской деятельностью, лично подготовила необходимый для получения субсидии комплект документов. К комплекту документов ею было написано заявление на получение субсидии и составлен расчет размера субсидии. Все документы заполнялись ею лично и подписывались также лично, заверялись печатью <данные изъяты>. Затем она лично подала документы в Министерство, где документы были рассмотрены, и ей на расчетный счет организации поступили денежные средства в виде субсидии, которыми она распорядилась по личному усмотрению. Аналогичным образом ею подготавливались документы по всем остальным субсидиям от имени ИП ФИО3 (т. 1 л.д. 119);

- протоколом обыска ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обыска в помещении офиса ФИО3 расположенного по адресу: <адрес>, изъяты печать ИП ФИО3 (т. 14 л.д. 94-104);

- протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, изъятых ДД.ММ.ГГГГ в ходе обыска в помещении офиса ФИО3, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого осмотрена печать ИП ФИО3 (т. 14 л.д. 116-121);

- протоколом обыска ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве экономического развития <адрес>, в ходе которого изъяты документы, которые предоставляла ФИО3 для получения субсидий (т. 13 л.д. 168-172);

- протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ:

- документов, изъятых ДД.ММ.ГГГГ в ходе обыска в помещении офиса ФИО3 расположенного по адресу: <адрес>, сшивки документов, первый лист – заявление о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, последний лист – платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной сшивке имеются следующие документы: заявление о предоставлении субсидии, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обратилась ФИО3 с заявкой о предоставлении субсидий: на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства на сумму 53 082 рубля 90 копеек; возмещение затрат по уплате процентов по кредитам кредитных организаций на сумму 109 457 рублей 65 копеек; возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов субъектами женского и семейного предпринимательства на сумму 350 000 рублей. В заявлении ФИО3 указала, что объем реализации товаров в 2011 году у нее составил 4 410 900 рублей, в 2012 году (ожидаемое) у нее составит 4 500 000 рублей, прогноз на 2013 год – 4 500 000 рублей. Также ФИО3 указала, что в 2011 году у нее работало 12 человек, в 2012 году планировалась работа 12 человек, в 2013 году - 13 человек. Объем налоговых отчислений в 2011 году составил 998 550 рублей, в 2012 году планировалось уплатить 1 100 000 рублей, в 2013 году - 1 200 000 рублей. Также в сшивке имеется: выписка ЕГРИП, согласно которой ФИО3 являлась индивидуальным предпринимателем; копия расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2011 год, о начисленных страховых взносах; копия налоговой декларации в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с электронно-цифровым подтверждением принятия за 2011 год, согласно которому начислено налогов на сумму 62 621 рубль, указана сумма доходов 4 410 869 рублей; справка об отсутствии задолженности по платежам от ДД.ММ.ГГГГ от ИФНС и от ДД.ММ.ГГГГ УПФР по <адрес>; копии платежных документов, подтверждающие расходы по кредитному договору, по договору поручительства;

- коробки из-под бумаги желтого цвета, изъятой в ходе обыска в Министерстве экономического развития <адрес>. В указанной коробке имеются следующие документы: сшивка документов, первый лист – реестр документации ИП ФИО3, последний лист – платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ; сшивка документов, первый лист – письмо ИП ФИО3 в Минэкономразвития, последний лист – реестр сведений о доходах физических лиц; файл с расчетами размера субсидий; файл с протоколами налоговых деклараций (т. 13 л.д. 173-178).

Все вышеперечисленные доказательства относятся к настоящему уголовному делу, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, сомнений в достоверности не вызывают, достаточны для его разрешения.

Виновность подсудимой ФИО3 в совершении преступления установлена в судебном заседании как показаниями самой подсудимой, так и исследованными показаниями представителя потерпевшего С.Д.В., свидетелей Г.О.И., Л.А.А., а также письменными доказательствами, изложенными в приговоре, сомневаться в достоверности и допустимости которых у суда не имеется.

Суд не усматривает каких-либо оснований не доверять показаниям представителя потерпевшего С.Д.В. и свидетелей Г.О.И., Л.А.А., поскольку, как установлено в судебном заседании, на момент произошедшего они не были знакомы с подсудимой, неприязненных отношений между ними и ФИО3 не было, оснований для оговора подсудимой не имеется.

Таким образом, судом установлено, что ФИО3 в рамках областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в <адрес>, утвержденной постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГ, предоставила в <адрес> заведомо ложные и недостоверные сведения о прибыльной финансово-хозяйственной деятельности ИП ФИО3 - пакет документов о предоставлении субсидий на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства на сумму 53 082 рубля 90 копеек, возмещение затрат по уплате процентов по кредитам кредитных организаций на сумму 109 457 рублей 65 копеек и возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов субъектами женского и семейного предпринимательства на сумму 350 000 рублей, тем самым ввела в заблуждение работников Министерства. Работники Министерства, проверив документы, представленные ФИО3 на предмет соответствия требованиям Порядка предоставления субсидий, а также правильности расчета размера субсидий, предоставили их на рассмотрение и утверждение общественному координационному совету по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес>. Одобренные Советом документы были оформлены протоколом, на основании которого работники бухгалтерии Министерства перечислили на расчетный счет ИП ФИО3 денежные средства на общую сумму 512 540 рублей 55 копеек. Тем самым ФИО3 умышленно причинила своими действиями материальный ущерб Министерству на указанную сумму. Причем выплаты в виде субсидий предоставлялись ФИО3 на основании нормативных правовых актов.

Сумма хищения денежных средств, превышающая 250 000 рублей, что в соответствии с ч. 4 примечания к статье 158 УК РФ дает основания квалифицировать действия ФИО3 по признаку совершения хищения в крупном размере.

С учетом обоснованной позиции государственного обвинителя суд находит виновность ФИО3 в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 207-ФЗ), установленной и доказанной.

Таким образом, действия ФИО3 с учетом обоснованной позиции государственного обвинителя подлежат квалификации по части 3 статьи 159.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 207-ФЗ) – мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении субсидий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере.

При назначении вида и размера наказания суд в соответствии со ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновной, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на условия жизни её семьи, а также конкретные обстоятельства дела.

Подсудимая ФИО3 впервые совершила оконченное умышленное преступление средней тяжести, против собственности.

В качестве обстоятельств, характеризующих личность подсудимой, суд учитывает то, что она имеет постоянное место работы, жительства и регистрации, характеризуется положительно, на учете у нарколога и психиатра не состоит, ранее не судима. В судебном заседании принесла извинения представителю потерпевшего.

К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимой, суд относит полное признание ею своей вины, раскаяние в содеянном, отсутствие судимостей.

Явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления суд признает смягчающим обстоятельством, предусмотренным п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ.

Добровольное возмещение ФИО3 материального ущерба в полном объеме, что объективно подтверждается платежными поручениями о перечислении со счета ИП ФИО3 на счет Министерства ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в счет возмещения материального ущерба (т. 13 л.д. 38-47), суд признает обстоятельством, смягчающим наказание, предусмотренным п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ,

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает. В связи с чем суд при назначении наказания подсудимой ФИО3 применяет положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, тяжести и общественной опасности преступления, личности виновной, имеющей основное место работы, наличия совокупности смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу об исправлении и перевоспитании подсудимой без реального отбывания наказания, с применением ст. 73 УК РФ в виде условного осуждения, и с учетом её материального положения и возмещения ущерба не находит оснований для назначения ФИО3 альтернативных наказаний в виде штрафа и принудительных работ, а также дополнительных видов наказания, предусмотренных санкцией статьи.

Учитывая вышеизложенное, оснований для применения ст. 64 УК РФ и назначения более мягкого наказания, а также ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории преступления на менее тяжкую не имеется.

В соответствии с п.п. 9, 12 Постановления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Об объявлении Амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» от ДД.ММ.ГГГГ, по уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, не связанное с лишением свободы, освобождает указанных лиц от наказания, со снятием судимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296-299, 302-304, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

ФИО3 признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 207-ФЗ), и назначить наказание, в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев без штрафа и без ограничения свободы.

В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

Освободить ФИО3 от назначенного настоящим приговором наказания на основании п.п. 9, 12 Постановления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Об объявлении Амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», со снятием судимости.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Вещественные доказательства:

- документы, изъятые ДД.ММ.ГГГГ в ходе обыска в Министерстве экономического развития <адрес>, хранящиеся при уголовном деле, вернуть представителю потерпевшего - Министерства экономического развития <адрес>;

- документы, изъятые в ходе обыска по адресу: <адрес>, у А.Н.С., а также по адресу: <адрес>, у ФИО3, переданные на ответственное хранение А.Н.С., оставить в её распоряжении, освободив от обязанности хранения.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда через Советский районный суд <адрес> в течение 10 (десяти) суток со дня провозглашения.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий: И.В. Шеина