72RS0013-01-2019-002868-15
№ 1-298-19
П Р И Г О В О Р
именем Российской Федерации
г. Тюмень 14 мая 2019 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Пискулиной Е.В.,
при секретаре Емельяновой А.В.,
с участием государственного обвинителя Ивановой А.С.,
подсудимой Зыковой Т.А.,
защитника – адвоката Курочкина О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Зыковой Тамары Александровны, родившейся <данные изъяты>,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ,
установил:
Зыкова Т.А., являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.
Преступление совершила в г. Тюмени при следующих обстоятельствах.
Зыкова приказом министра финансов Российской Федерации № л/с от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тюменской области (далее – УФНС России по Тюменской области). В соответствии со служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – контракт), заключенного с Зыковой, с 06 февраля 2014 года она приступила к исполнению должностных обязанностей и по его условиям обязана исполнять обязанности гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ст. 15 указанного Федерального закона, Зыкова обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п. 1.2 должностного регламента федерального государственного гражданского служащего руководителя УФНС России по Тюменской области, утвержденного 06 февраля 2014 года руководителем Федеральной налоговой службы ФИО6, руководитель управления относится к главной группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «Руководители» и на основании п.п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.11, 3.15, 3.17, 3.21 Зыкова обязана обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на Управление; соблюдать общие требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, установленные Федеральным законом; своевременно и качественно исполнять поручения руководителя Федеральной налоговой службы и его заместителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в целях обеспечения эффективности работы Управления своевременно и добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять должностные обязанности в соответствии с регламентом; при исполнении должностных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан и организаций; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Управления; обеспечивать повышение эффективности деятельности Управления; организовывать и контролировать выполнение должностных обязанностей своими заместителями и начальниками отделов Управления. В соответствии с п.п. 5.1, 5.2, 5.5, 5.7, 5.9 должностного регламента Зыкова несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с регламентом, некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на Управление; действие или бездействие, приведшее к нарушению прав и законных интересов граждан; имущественный ущерб, причиненный по ее вине; несоблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Минфина России, актов ФНС России, иных должностных обязанностей, предусмотренных регламентом. На основании п.п. 6.1.5, 6.1.8 должностного регламента, в соответствии со своей компетенцией Зыкова принимает решения по изданию приказов, даче указаний по вопросам деятельности Управления, обязательные для исполнения всеми работниками Управления и нижестоящими налоговыми органами; предоставлению в ФНС России проекта ежегодного плана и прогнозных показателей деятельности Управления, а также отчетов об их исполнении. В соответствии с п.п. 10.1, 10.2, 10.4 должностного регламента, результативность профессиональной служебной деятельности руководителя Управления определяется на основании динамики поступления доходов, администрируемых ФНС России; эффективности налогового администрирования (рост доходов, администрируемых ФНС России в расчете на 1 работника налоговых органов); рост доначисленных доходов, администрируемых ФНС России, по результатам проведения контрольных мероприятий; снижение задолженности по налоговым платежам, подлежащей взысканию. То есть Зыкова постоянно выполняла организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в налоговом органе и являлась должностным лицом.
В июне 2015 года, но не позднее 25 июня 2015 года, находясь в УФНС России по Тюменской области, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15, Зыкова, являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в налоговом органе, заведомо зная о невыполнении Управлением прогнозного задания по поступлению платежей в бюджет, в том числе в качестве уплаты налога на добавленную стоимость за II квартал 2015 года, что отрицательно влияет на рейтинг УФНС России по Тюменской области среди межрегиональных инспекций ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, от чего зависит оценка эффективности деятельности Управления и, как следствие, размер премирования его работников, действуя умышленно, из иной личной заинтересованности, выраженной в создании видимости успешного руководства возглавляемого ею Управления, отсутствия дисциплинарных взысканий, сохранения личной положительной характеристики у руководства Федеральной налоговой службы России, укрепления своей позиции и приобретения возможности карьерного роста, преимуществ для себя в виде превосходства над другими руководителями подобного уровня, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона и должностных регламентов, а также из корыстной заинтересованности в виде получения премиальных выплат, явно выходя за пределы своих полномочий, в целях завышения показателей по сбору налога на добавленную стоимость, в нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обратилась к генеральному директору ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» (далее – ЗАО «Антипинский НПЗ») ФИО4, осознавая, что срок уплаты налога на добавленную стоимость за II квартал 2015 года, установленный ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, не наступил, в связи с чем у общества отсутствовали обязательства по уплате НДС, указала ему на необходимость перечисления в федеральный бюджет денежных средств в сумме 600 млн. рублей, с назначением платежа: «Оплата налога на добавленную стоимость за II квартал 2015 года», с последующим возвратом на счет налогоплательщика.
ФИО11, не осведомленный о преступных намерениях Зыковой, и, понимая, что последняя, являясь руководителем УФНС России по Тюменской области, может влиять на работу подчиненных ей по службе сотрудников Управления, в том числе его структурного подразделения – ИФНС России по г. Тюмени № 3, на учете в котором состоит ЗАО «Антипинский НПЗ», опасаясь в случае отказа возможных неблагоприятных для Общества последствий при осуществлении налоговым органом функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на территории Тюменской области, ответил Зыковой согласием.
29 июня 2015 года, по указанию ФИО12, на основании платежного поручения № сотрудниками бухгалтерии ЗАО «Антипинский НПЗ» на счет ИФНС России по г. Тюмени № 3 в Управлении федерального казначейства по Тюменской области № были перечислены денежные средства в сумме 600 млн. рублей в качестве уплаты налога на добавленную стоимость за II квартал 2015 года. При этом Зыкова достоверно знала об отсутствии у ЗАО «Антипинский НПЗ» задолженности по уплате налогов в указанный период и необходимости перечисления денежных средств в бюджет Российской Федерации. По поступлению указанных денежных средств в бюджет, сотрудниками УФНС России по Тюменской области был подготовлен отчет по форме 1-НМ о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2015 года, содержащий заведомо для Зыковой недостоверные сведения о сумме сбора налогов на добавленную стоимость за II квартал 2015 года, и был направлен в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
01 июля 2015 года по ранее достигнутой договоренности между Зыковой и ФИО13 на основании письма № от 30 июня 2015 года ЗАО «Антипинский НПЗ» о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 600 млн. рублей, по указанию Зыковой, переданному начальнику ИФНС России по г. Тюмени № 3 ФИО5, о скорейшем принятии решения по указанному письму, и, в связи с отсутствием оснований для уплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, работниками ИФНС России по г. Тюмени № 3 принято решение № от 01 июля 2015 года о возврате суммы денежных средств в размере 600 млн. руб., которые 03 июля 2015 года были перечислены на счет №, принадлежащий ЗАО «Антипинский НПЗ».
В установленный ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на добавленную стоимость за II квартал 2015 года, который наступил 25 июля 2015 года работниками ЗАО «Антипинский НПЗ» была подготовлена и направлена в УФНС России по Тюменской области налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, согласно которой Общество заявило возмещение из Федерального бюджета сумму налога на добавленную стоимость в размере 4728732493 руб. от ведения финансово-хозяйственной деятельности во II квартале 2015 года.
28 сентября 2015 года руководитель Федеральной налоговой службы ФИО6, не осведомленный о предоставлении УФНС России по Тюменской области отчета о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2015 года, содержащего искусственно завышенные сведения о сумме сбора налогов на добавленную стоимость за II квартал 2015 года, подписал приказ № от 28 сентября 2015 года, согласно которому сумма материального стимулирования УФНС России по Тюменской области составила 8622600 руб., а руководителя Зыковой в соответствии с оценкой эффективности деятельности возглавляемого ей Управления в сумме 338800 руб.
Таким образом, в результате вышеуказанных преступных действий Зыковой, выразившихся в нарушении ст. 15 Федерального закона, п.п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.11, 3.15, 3.17, 3.21 должностного регламента федерального государственного гражданского служащего – руководителя УФНС России по Тюменской области был нанесен ущерб репутации органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, подорван авторитет Управления и государственных гражданских служащих в целом как лиц, назначаемых государством для соблюдения и исполнения законов Российской Федерации, перед работниками ЗАО «Антипинский НПЗ», причинен материальный ущерб ФНС России в виде необоснованного начисления и выплаты премии сотрудникам УФНС по Тюменской области по итогам работы за II квартал 2015 года в общей сумме 1088900 руб., в том числе Зыковой – в сумме 88 300 руб., с учетом удержанных и перечисленных во внебюджетные фонды страховых взносов, в связи с предоставлением в Федеральную налоговую службу Российской Федерации недостоверных сведений о сумме собранных налогов на добавленную стоимость за II квартал 2015 года.
Подсудимая Зыкова полностью согласилась с предъявленным ей обвинением, вину признала, в содеянном раскаялась и ходатайствовала о рассмотрении уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения, заявив, что осознает характер и последствия заявленного ею ходатайства об особом порядке, которое она заявила добровольно и после консультации с защитником.
Государственный обвинитель, защитник подсудимой против постановления приговора без проведения судебного разбирательства не возражали.
Суд рассматривает уголовное дело по обвинению Зыковой в особом порядке принятия судебного решения, в соответствии со ст. ст. 314, 316 УПК РФ, поскольку все условия рассмотрения дела в таком порядке соблюдены.
Обвинение, предъявленное Зыковой, обоснованно, ее вина в совершении преступления подтверждается собранными по делу доказательствами.
Суд квалифицирует действия Зыковой по ч. 1 ст. 286 УК РФ, как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.
В соответствии со ст. ст. 6, 60 УК РФ, при назначении Зыковой наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, отнесенного законодателем к категории преступлений средней тяжести, данные о личности виновной, в том числе обстоятельства, смягчающие ее наказание, отсутствие отягчающих обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи.
Исходя из фактических обстоятельств совершения преступления, степени его общественной опасности, оснований для применения к Зыковой положений ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется.
Судом исследованы данные о личности подсудимой и установлено, что Зыкова не судима и к уголовной ответственности привлекается впервые (т. 3 л.д. 89), на учетах в диспансерах не состоит (т. 3 л.д. 87, 88), по месту жительства участковым характеризуется положительно, жалоб и заявлений на нее не поступало, какой-либо компрометирующей информацией в ее отношении он не располагает (т. 3 л.д. 86), по месту бывшей работы в ИФНС характеризуется положительно, была награждена различными ведомственными наградами и медалями (т. 3 л.д. 155–156, 157–167, т. 9 л.д. 119), обратилась в органы ФСБ с явкой с повинной (т. 3 л.д. 7–9), вину в совершении преступления признала полностью, в содеянном раскаялась, в ходе следствия активно содействовала раскрытию и расследованию преступления, в полном объеме возместила причиненный преступлением имущественный ущерб (т. 11 л.д. 42, 43).
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, суд признает состояние ее здоровья, положительные данные о ее личности, наличие почетной грамоты, ведомственных медалей и нагрудных знаков; явку с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ); добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ), а также полное признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание Зыковой, судом не установлено.
Учитывая обстоятельства содеянного, тяжесть совершенного преступления, личность подсудимой, обстоятельства, смягчающие ее наказание, материальное положение Зыковой и ее семьи, а также доходы Зыковой, суд пришел к убеждению, что достижение целей наказания: исправление осужденной, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения ею новых преступлений, могут быть достигнуты при назначении наиболее мягкого наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 286 УК РФ, в виде штрафа.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ, с учетом приведенных выше обстоятельств, принимая во внимание, что совершенное преступление непосредственно было связано с осуществлением Зыковой трудовой деятельности на государственной службе, с целью предупреждения новых преступлений, суд полагает необходимым назначить дополнительный вид наказания в виде лишения права занимать должности государственной гражданской службы, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.
При этом, то обстоятельство, что Зыкова не занимает в настоящее время ту должность, с которой было связано преступление, не лишает суд возможности назначения дополнительного вида наказания (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 (ред. от 18.12.2018) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»).
Оснований для применения ст. 64 УК РФ суд не усматривает.
Поскольку наиболее строгим видом наказания из числа предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 286 УК РФ является лишение свободы, а Зыкова осуждается к наказанию в виде штрафа, оснований для применения положений ч. 1 и ч. 5 ст. 62 УК РФ не имеется (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58).
В ходе следствия заместителем прокурора Тюменской области ФИО7 в интересах государства заявлен гражданский иск о взыскании с подсудимой имущественного ущерба, причиненного преступлением, в размере 1 088 900 руб. в федеральный бюджет (т. 11 л.д. 26–29).
В судебном заседании государственный обвинитель поддержал исковые требования и просил взыскать с Зыковой в пользу государства 1 088 900 руб., обратив взыскание на денежные средства, которые она перечислила на счет РУ ФСБ.
Зыкова исковые требования признала полностью и пояснила, что уже возместила имущественный ущерб государству, добровольно внеся указанную сумму на счет ФСБ, по реквизитам, которые ей предоставил следователь.
Между тем, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
20 марта 2019 года от Зыковой поступило заявление следователю ФИО15 с просьбой предоставить реквизиты для возмещения ущерба по настоящему уголовному делу (т. 3 л.д. 168). Данное ходатайство было удовлетворено и в этот же день ей были направлены реквизиты для возмещения ущерба (т. 3 л.д. 171).
05 апреля 2019 года Зыкова возместила двумя платежами имущественный ущерб, причиненный преступлением, что подтверждается соответствующими платежными документами (т. 11 л.д. 42, 43).
Таким образом, Зыкова, являясь обвиняемой по уголовному делу, исполнила обязанность по возмещению ущерба добросовестно и добровольно до судебного разбирательства, по тем реквизитам, которые ей предоставило должностное лицо государственного органа, производящего расследование.
Согласно чек-ордерам от 05 апреля 2019 года, денежные средства были перечислены получателю РУ ФСБ по Тюменской области и находятся на счете в той сумме, которую просит взыскать заместитель прокурора области с Зыковой.
Указанная сумма является неосновательным обогащением государственного органа, и прокурор не лишен возможности истребовать самостоятельно данную сумму, в связи с чем, денежные средства не подлежат взысканию с Зыковой.
В ходе следствия постановлениями Центрального районного суда г. Тюмени от 25 апреля 2018 года (т. 4 л.д. 135, 159) наложен арест на следующее имущество Зыковой: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> автомобиль <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (VIN) № (т. 4 л.д. 136–140, 160–165).
Разрешая вопрос об отмене ареста на имущество, суд считает возможным снять арест с указанного имущества, поскольку причиненный преступлением материальный ущерб был возмещен подсудимой в полном объеме добровольно.
Вопрос о судьбе вещественных доказательств разрешить в порядке ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд
приговорил:
признать Зыкову Тамару Александровну виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей в доход государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ, назначить Зыковой Тамаре Александровне дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности государственной гражданской службы, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на два года. Срок отбывания дополнительного наказания исчислять с момента вступления приговора суда в законную силу.
Меру пресечения Зыковой – подписку о невыезде и надлежащем поведении – оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
В случае замены наказания в виде штрафа другим видом наказания, зачесть в срок его отбытия время содержания Зыковой под стражей в порядке ст. 91 УПК РФ с 18 по 19 апреля 2018 года и содержания под домашним арестом с 20 апреля 2018 года по 16 августа 2018 года включительно.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Тюменской области к Зыковой Тамаре Александровне о взыскании в пользу Российской Федерации в федеральный бюджет в счет возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением, денежных средств в размере 1 088 900 руб., отказать.
Снять арест с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, автомобиля <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (VIN) №.
Вещественные доказательства: предметы и документы, детально перечисленные в справке к обвинительному заключению, – хранить в уголовном деле и при нем.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Тюменского областного суда, в течение десяти суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Калининский районный суд г. Тюмени.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в ее апелляционной жалобе.
В случае подачи апелляционного представления или апелляционных жалоб другими участниками судопроизводства, затрагивающих интересы осужденной, ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции подается осужденной в течение 10 суток с момента вручения ей копий апелляционных представления либо жалоб.
Председательствующий судья подпись Е.В. Пискулина
Уникальный идентификатор дела: 72RS0013-01-2019-002868-15.
Подлинник приговора подшит в уголовное дело № 1-298-19 и хранится в Калининском районном суде г. Тюмени.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 27 июня 2019 года приговор изменен: в соответствии с ч. 5 ст. 72 УК РФ, с учетом времени задержания и нахождения под домашним арестом Зыковой Т.А. смягчено назначенное ей по ч. 1 ст. 286 УК РФ наказание в виде штрафа до 40 000 рублей.
Исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание на то, что денежная сумма в размере 1 088 900 рублей является неосновательным обогащением государственного органа.
В остальной части приговор оставлен без изменения, апелляционное представление прокурора удовлетворено частично.
Приговор вступил в законную силу 27 июня 2019 года.
Е.В. Пискулина