ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-330/2022 от 25.08.2022 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№1-330/2022

П Р И Г О В О Р

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Астрахань 25 августа 2022 г.

Советский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.Ю

с участием государственного обвинителя – заместителя Волгоградского транспортного прокурора Горелова В.И

подсудимой Дулеповой Любовь Алексеевны

защитника- адвоката Коллегии адвокатов Волгоградской области «Легион» Григорьева В.В, представившего удостоверение <номер> и ордер <номер> от <дата>

при помощнике судьи Кузыченко О.В, секретаре Тлековой Д.Р

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес> материалы уголовного дела в отношении:

ДУЛЕПОВОЙ ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНЫ, <данные изъяты>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 226.1 УК РФ,

у с т а н о в и л :

Дулепова Л.А обвиняется в незаконном перемещении через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники, не представив при этом в уполномоченный орган - Федеральную таможенную службу, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, необходимые для таможенных целей, сведения об отсутствии у ООО «<данные изъяты>» разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, совершенное в период с <дата> по <дата>, при следующий обстоятельствах.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 года №1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, в п.п.1.1.4.3. которого включены системы, специально разработанные или модифицированные для обнаружения или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разработанные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов; б) радиоактивных материалов; или в) токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N691 утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия

массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль. Согласно указанного Положения, под внешнеэкономическими операциями понимаются экспорт и импорт, а также иные формы передачи (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых между российскими и иностранными лицами. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее по тексту – ФСТЭК России) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности. Лицензия является официальным документом, разрешающим заявителю осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией на условиях действия лицензии в течение установленного срока.

В соответствии с пунктами 8, 10, 13 статьи 19 Федерального закона от 18 июля 1999 года №183-ФЗ "Об экспортном контроле", перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе, включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим федеральным органом. В случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении этих товаров устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2016 года №810 утверждены Правила осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, и определен порядок осуществления российскими юридическими лицами, включенными в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта.

Приказом ФСТЭК России от 04 сентября 2015 года №109 установлен порядок осуществления российскими юридическими лицами, включенными в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров, внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта; установлены правила формирования и ведения реестра российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров, в том числе, включения в Реестр и исключения из него российских участников внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с п.п.4-5 Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 года N1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, для товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.

Дулепова Л.А, являющаяся единственным учредителем ООО «<данные изъяты>» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>») и, согласно приказа о приеме работника на работу <номер> от <дата> директором ООО «<данные изъяты>», действуя от своего имени, в целях извлечения дохода противоправным путём, будучи достоверно осведомленной о списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, зная о том, что для осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией ООО «Дименс», от имени которой она осуществляла указанные операции, необходимо либо включение ООО «Дименс» в установленном законом порядке в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта, либо получение лицензии ФСТЭК России, каких – либо действий, направленных на выполнение требований указанных выше нормативно - правовых актов, регламентирующих экспорт из Российской Федерации отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, не предприняла.

<дата> между ООО «<данные изъяты>» и ТОО «<данные изъяты> 7» (БИН <данные изъяты>) (далее по тексту- ТОО «<данные изъяты>»), являющимся иностранным контрагентом, зарегистрированным по адресу: <адрес>, заключен договор поставки <номер>, согласно которого, «Поставщик» обязался в период действия настоящего договора по счетам-спецификациям поставить «Покупателю» продукцию (товар), а «Покупатель» оплатить и надлежащим образом принять оплаченный товар на условиях, предусмотренных настоящим договором и спецификацией к нему, являющейся его неотъемлемой частью.

<дата> ООО «<данные изъяты>» приобрел у ООО «<данные изъяты>» многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штуки (счет-фактура <номер> от <дата>).

<дата> ТОО «<данные изъяты>» приобрел у ООО «<данные изъяты>» многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты>, в количестве <данные изъяты> штуки (счет-фактура <номер> от <дата>).

<дата> указанный товар, согласно грузовой авианакладной ООО «<данные изъяты>» за <номер>, отгружен ООО «<данные изъяты>» в адрес ТОО «<данные изъяты>»: <данные изъяты>

<дата> при неустановленных следствием обстоятельствах Дулепова Л.А, реализуя умысел на незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники, осознавая, что не имеет полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, заполнила статистическую форму учета перемещения товаров, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 года N1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее по тексту- статистическая форма учета перемещения товаров), в которую внесла сведения о перемещенном с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан товаре- многофункциональном цифровом дозиметре DT-9501, подписав указанный выше документ электронной подписью, направила его на сайт Федеральной таможенной службы в Астраханскую таможню, расположенную по адресу: <адрес>, не сообщив при этом в уполномоченный таможенный орган влияющие на применение к указанному выше товару запретов и ограничений сведения об отсутствии у ООО «Дименс» полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, не достоверно задекларировав таким образом указанный товар.

<дата> заполненная и отправленная на указанный сайт при указанных выше обстоятельствах Дулеповой Л.А статистическая форма учёта перемещения товаров, содержащая недостоверные сведения, влияющие на применение к указанному выше товару запретов и ограничений, зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы за <номер>.

<дата> многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> принят ТОО «<данные изъяты>», зарегистрированный по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют международная товарно-транспортная накладная <номер> от <дата> и заявление ТОО «<данные изъяты>» от <дата> за <номер> о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, <данные изъяты> которому, данным юридическим лицом на территории <адрес> ввезен товар - многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> штука.

В соответствии с сообщениями ФСТЭК России, дозиметр <данные изъяты> подпадает под действие п.1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года №1661, данный дозиметр является универсальным дозиметром широкого спектра действия, и не подпадает под деконтрольное примечание к пункту 1.1.4 раздела 1 Списка.

По состоянию на <дата>, заявления для включения в вышеуказанный реестр в порядке, определенном приказом ФСТЭК России от <дата><номер>, участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе ООО «<данные изъяты>» в лице директора Дулеповой Л.А, не подавались. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, ООО «<данные изъяты>» не обладает полномочиями на безлицензионный вывоз в <данные изъяты> товаров, подпадающих под действие пункта 1.1.4.3 Списка, то есть, в совершении преступления, предусмотренного части 1 статьи 226 УК РФ- перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами- членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники.

В судебном заседании установлено, что Дулепова Л.А, являющаяся учредителем, а также, согласно приказа о приеме на работу <номер> от <дата>, директором ООО «<данные изъяты>», <дата> заключила с ТОО «<данные изъяты>» (БИН <данные изъяты>) (далее по тексту- ТОО «<данные изъяты>»), являющимся иностранным контрагентом, зарегистрированным по адресу: <адрес>, договор поставки <номер>, в рамках которого, <дата> ООО «<данные изъяты>» приобрел у ООО «<данные изъяты>» многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штуки (счет-фактура <номер> от <дата>). <дата> ТОО «<данные изъяты>» приобрел у ООО «<данные изъяты>» вышеуказанный дозиметр. <дата> указанный товар, <ФИО>1 грузовой авианакладной ООО «<данные изъяты>» за <номер>, отгружен ООО «<данные изъяты>» в адрес ТОО <данные изъяты>»: <адрес>

<дата> Дулепова Л.А, по установленному Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 года N1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", порядку и сроку- не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, заполнила статистическую форму учета перемещения вышеуказанного дозиметра <данные изъяты>, подписала указанный выше документ электронной подписью, и направила на сайт Федеральной таможенной службы в Астраханскую таможню, расположенную по адресу: <адрес>. <дата> заполненная и отправленная на указанный сайт при указанных выше обстоятельствах Дулеповой Л.А статистическая форма учёта перемещения товаров зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы за <номер>

<дата> многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> принят ТОО «<данные изъяты>», зарегистрированным по адресу: <адрес>

Данный товар был перемещен Дулеповой Л.А через Государственную границу РФ в Республику Казахстан в установленном законом порядке, а именно, в соответствии с действовшим на указанный период Указом Президента РФ от 17.12.2011 года в редакции от 07.04.2017 года, вступившей в силу с 07.07.2017 года, а также Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 года N1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 года №691, ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 года.

В судебном заседании подсудимая Дулепова Л.А вину в совершении преступления не признала и показала, что является директором ООО «<данные изъяты>», а также бухгалтером указанной организации. Никаких норм и правил перемещения товаров через Государственную границу РФ она не нарушала, осуществила продажу дозиметра исключительно в рамках действовавшего на тот момент законодательства, Указа Президента РФ. 11.04.2018 года дозиметр был перемещен авиатранспортом через государственную границу Российской Федерации в <адрес>. Данный факт подтвержден грузовой авианакладной, а также заявлением ТОО «<данные изъяты>» о ввозе товара и уплате косвенных налогов от <дата>. <дата> в установленный законом срок и по предусмотренному порядку, она подала статистическую форму учета перемещения товаров в Астраханскую таможню от имени ООО «<данные изъяты>». При этом, удостоверилась об области применения реализуемого прибора путем вопроса покупателю. Товар был перемещен из <адрес> в <адрес> авиасообщением, она его не видела и у себя не держала, так как приобрела у специализированного продавца, который приложил к данному прибору, прибывшему из - за границы, все необходимые сопроводительные документы и отправил курьерской службой покупателю. Она убедилась, что дозиметр, который был реализован, не относится к предметам двойного назначения. В Указе Президента он попадал, по действовавшей редакции, в исключения. Это же подтвердил и ФСТЭК России и Министерство обороны. Министерство Обороны Российской Федерации является главенствующим по отношению к Федеральной службе по техническому и экспортному контролю в соответствии с п.3 Положения о ФСТЭК, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года №1085. Следовательно, их разъяснения, имеют приоритетный характер над разъяснениями ФСТЭК. В ответе Министерства обороны на ее запрос о характеристиках и предназначении дозиметра DT-9501 говорится о том, что спорный дозиметр является самостоятельным техническим средством, предназначенным для измерения ионизирующего излучения, не может быть квалифицирован как материал и (или) оборудование, которое может быть использовано при создании массового поражения, средств его доставки, иного вооружения или военной техники. Какой - либо экспертизы по устранению возникших между обвинением с одной стороны и Министерством обороны с другой стороны, противоречий относительно характеристик дозиметра, произведено не было, следовательно, они не устранены, а поэтому, в соответствии со ст.14 УПК РФ должны трактоваться в ее пользу. Ранее полученные и приобщенные в ходе следствия ответы ФСТЭК России о том, что дозиметр DT-9501 является товаром двойного назначения, давались без привязки к конкретным датам совершения преступления. В связи с тем, что ответы предоставлялись на момент действия новых изменений в Указ Президента РФ №1661, определяющих правовое положение дозиметра при экспорте, то и оснований давать иные ответы у ФСТЭК просто не имелось. Она не имела умысла на контрабанду таких материалов и оборудования. Это подтверждается открытостью ее действий, отсутствием сокрытия оборудования от таможенного учета и контроля, его количество, назначение, присутствие сопроводительных документов, законность основания реализации, прозрачность действий, как ее, так и иностранного контрагента. Наименование, характеристики и область применения данного прибора ею сокрыты не были, вся информация была представлена в таможенные, налоговые органы, а также органы статистики в полном размере и в указанный срок, что отменяет факт какого-либо умысла и осознанного стремления повлечь за собой наступление общественно опасных последствий. Никакой общественной опасности, необходимой для уголовно - правовой ответственности, ее действия не образуют. Умысел на контрабанду ничем не подтвержден, о чем, кроме всего прочего, свидетельствует штучность предмета продажи, его малая общая стоимость.

В обоснование виновности подсудимой Дулеповой Л.А в указанном преступлении органом следствия и государственным обвинителем представлены следующие доказательства:

Показания свидетеля <ФИО>4 в суде, согласно которым, он работает старшим оперуполномоченным по особо важным делам Астраханской таможни. В процессе осуществления служебной деятельности им проводились оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых, установлено, что директором ООО «<данные изъяты>» Дулеповой Л.А в рамках договора поставки с контрагентом ТОО «<данные изъяты>»-<адрес>, осуществлена реализация и перемещение через государственную границу РФ сканера радиации-дозиметр <данные изъяты>, страна происхождение <данные изъяты>. Перемещение указанного товара осуществлено авиасообщением транспортной компании в одном из международных аэропортов <адрес>. Кроме того, установлено, что <ФИО>4 по заявке иностранного контрагента осуществила поиск и приобретение данного товара у одного из контрагентов, зарегистрированных в <адрес>, который был получен со склада представителем транспортной компании <данные изъяты> для последующей передачи в аэропорт для отправки иностранному контрагенту. Также установлено, что указанный товар подпадает под действие п.1.1.4.3 Указа Президента №1661, что подтверждаются письмом ФСТЭК России, согласно которому, товар подпадает в контролируемые списки, и вывоз за пределы Российской Федерации, в том числе в <адрес>, должен осуществляться по лицензии ФСТЭК в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ <номер> от 2001 года и <номер> от 2009 года. Кроме того, ответ содержит сведения о том, что ООО «Дименс» в соответствии с законодательством РФ не уполномочен осуществлять безлицензионный экспорт товаров. За получением лицензии ООО «<данные изъяты>» в ФСТЭК России по этому товару не обращалось. Он подготовил рапорт, передал его в следственный комитет, который послужил основанием к возбуждению уголовного дела. Он (Макаров) пришел к выводу, что товар был перемещен через государственную границу незаконно, так как ФСТЭК России не выдавалась лицензия на перемещение данного товара. При проведении оперативно-розыскных мероприятий Дулепова Л.А подтверждала, что ей известно, что ряд товаров подпадет в контролируемые списки, утвержденные президентом РФ, однако, при поставке указанного товара, по ее мнению, он попадает в исключение, как персональный, что не соответствовало действительности. В запросе Астраханской таможни в ФСТЭК, дата перемещения товара через границу РФ не указывалась. Сведения из ФСТЭК запрашивались по состоянию на дату подготовки запроса.

Показания свидетеля <ФИО>5 в суде, из которых следует, что она работает главным государственным инспектором отделения таможенной статистики Астраханской таможни. <дата> в данный отдел поступила статистическая форма <номер>, представленная в виде электронного документа, подписанная электронной подписью Дулеповой Л.А, переданная через личный кабинет, на официальный сайт таможни. Из данной статистической формы следует, что продавцом выступало ООО «<данные изъяты>», покупателем ООО «<данные изъяты>», содержалось описание товара- радиационного дозиметр. К статистической форме были заявлены счет-фактура <номер> от <дата>, договор <номер> от <дата>, договор <номер> от <дата>. Статистическая форма подана в установленные законом срок, зарегистрирована и проверена в автоматическом режиме. На <дата> товар, по документам, был перемещен. В компетенцию их отдела не входит проверка товаров двойного назначения.

Показания свидетеля <ФИО>6 в суде о том, что в <дата> она исполняла свои обязанности в качестве начальника отделения таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт-Астрахань Астраханской таможни. Основным направлением ее деятельности является осуществление контроля за перемещением товарно-транспортных средств через границу ЕАЭС в регионе деятельности поста Аэроропорт-Астрахань. В конце <дата> ее привлекли к исполнению обязанностей начальника отдела товарной номенклатуры и происхождения товара, в процессе которого, к ней обратился сотрудник правоохранительного подразделения с тем, чтобы она дала свидетельские показания по рассматриваемой ситуации. Через вышеуказанный таможенный пост дозиметр не перемещался. На <дата>, на основе нормативных документов и информации, предоставленной правоохранительным подразделением о перемещаемом товаре, она давала заключение о том, что вывоз дозиметра лицензированный. Дату перемещения ей сообщили сотрудники правоохранительных органов. Она анализировала товар, исключения и примечание ко всем разделам. У нее имелось описание товара, имелись товарно-сопроводительные документы. Технические характеристики дозиметра были взяты из интернета. Представленные документы послужили основанием отнести дозиметр к товару двойного назначения. Когда перемещается товар двойного назначения, требуется либо лицензия, выданная ФСТЭК, либо заключение, что рассматриваемый товар не относится к товарам двойного назначения.

Показания свидетеля <ФИО>7 на следствии, где он пояснил, что является сотрудником УФСБ России по Волгоградской области. Им в соответствии со ст.6 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было проведено оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок», и получена информация о возможной причастности директора ООО «<данные изъяты>» Дулеповой Л.А к противоправной деятельности, сопряженной с контрабандой материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники, без получения разрешительных документов. В ходе проведения ОРМ «Наведение справок» установлено, что ООО «<данные изъяты>», директором которого является Дулепова Л.А, в рамках договора поставки <номер> от <дата>, заключенного с ТОО «<данные изъяты>», зарегистрированного в <адрес>, реализовала товар- «<данные изъяты> сканер радиации, дозиметр» в количестве <данные изъяты> штуки, стоимостью 27700 рублей. Известно, что вывоз указанного товара за пределы Российской Федерации, в том числе в <адрес>, должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 07 июня 2001 года и №691 от 15 сентября 2009 года. По указанной поставке, ООО «<данные изъяты>» в ФСТЭК России за получением лицензии на вывоз в <адрес> товара- <данные изъяты> сканер радиации, дозиметр, не обращалось. ООО «<данные изъяты>», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении Правил осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров», не включено в реестр российских участников ВЭД, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт контролируемых товаров, внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с <ФИО>1 Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта. В договоре поставки <номер> от <дата>, заключённом между ООО «<данные изъяты>» и ТОО «<данные изъяты>», отсутствуют сведения о целях и месте использования товара <данные изъяты>, сканер радиации, дозиметр. Кроме того, у ООО «<данные изъяты>» отсутствовало идентификационное заключение, подтверждающее принадлежность указанного товара к отдельным видам контролируемых товаров. Таким образом, по указанной поставке ООО «Дименс» не имело законных оснований на применение положений Постановления Правительства и соответственно на применение режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров в Республику Казахстан. При этом, проведёнными ОРМ <данные изъяты>, что директор ООО «<данные изъяты>» Дулепова Л.А, являясь законным представителем Общества, а так же единственным работником, будучи осведомлённой о необходимости обращения в ФСТЭК России для получения идентификационного заключения и разрешительных документов на вывоз вышеуказанного товара из Российской Федерации в <адрес>, с целью беспрепятственного вывоза указанного товара через Государственную границу Российской Федерации, не исполнила требования законодательства в области экспортного контроля, что выразилось в том, что она не обратилась в ФСТЭК России для включения в реестр российских участников ВЭД, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, либо для получения идентификационного заключения и разрешительных документов на вывоз указанного товара (т.2, л.д.30-32).

Показания свидетеля <ФИО>8 на следствии, согласно которыми, она является начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля Астраханской таможни Волжского таможенного поста с <дата>. Согласно Договора «О Евразийском экономическом союзе», подписанного в <адрес><дата>, странами ЕАЭС был учрежден Евразийский экономический союз в рамках которого, обеспечивается свобода движения товаров, согласованной и единой политики в отраслях экономики. <ФИО>1 ст.25 указанного Договора, в рамках таможенного союза государств – членов ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного). В настоящее время перемещение товаров по единой таможенной территории государств – членов ЕврАзЭС регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1) Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 01.01.2018 года, таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статье 14 настоящего кодекса.

2) Федеральный закон № 289-ФЗ от 03.08.2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

3) Постановление Правительства РФ №32 от 26.01.2012 года «Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» (<данные изъяты>).

В условиях функционирования таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, таможенный контроль вывозимых/ввозимых товаров на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан не осуществляется. В 2018 году действовало Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 года №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерацией с государствами – членами Евразийского экономического союза», согласно которому, Федеральная таможенная служба является ответственным органом за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕврАзЭС. С 24.07.2020 году вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 года №891 «О порядке ведения статистики, взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза» и признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 года №1329. При вывозе из Российской Федерации на территории государств – членов ЕврАзЭС товаров, лицо обязано своевременно (не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров) представить в таможенный орган статистическую форму, в которой отражается информация о наименовании товара, его вес, стоимость, направление перемещения (импорт/экспорт), страна отправления, страна назначения, торгующая страна. В графе 15 стат.формы указывается наименование страны происхождения товара. При наличии у заявителя электронной подписи, стат.формы подаются в электронном виде, в случае отсутствия, стат.форма, заверенная подписью и печатью, предоставляется на бумажном носителе. В графе 20 стат.формы указывается номер декларации (государств – членов ЕврАзЭС), согласно которой, осуществлен выпуск товара на таможенной территории Евразийского экономического союза. Сведений о льготах и преференциях данная графа не содержит. Несвоевременное предоставление или не представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях по статье 19.7.13 КоАП (п. 10 Постановления Правительства № 329 от 07.12.2015 года). Контроль за перемещением товаров после их декларирования и выпуска в свободное обращение на территории государства таможенного союза, входящего в состав ЕврАзЭС, осуществляется службой таможенного контроля после выпуска товаров. Товары таможенного союза свободны в перемещении через границу Российской Федерации, не подлежат таможенному контролю, не осуществляется их проверка за территорией таможенного союза. В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли, таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений. На официальном сайте Федеральной таможенной службы заполняется статистическая форма, на русском языке. Согласно статьи 20 Федерального закона от 18.07.1999 года №183 «Об экспортном контроле», Российские участники внешне экономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительства Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретения в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. Тем самым, участникам ВЭД, осуществляющим реализацию товаров, попадающих под действие Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 года №1161, для вывоза которых за пределы Российской Федерации, в том числе в государства-члены ЕАЭС, требуется получение лицензии ФСТЭК или разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ. Обязательство представлять указанные документы в таможенный орган отсутствует. Контроль и отслеживание лицензий в области технического и экспортного контроля осуществляет уполномоченный государственный орган - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Обязанность по предоставлению статистических форм учета товаров возникает при осуществлении взаимной торговли РФ с государствами-членами ЕАЭС. Согласно Постановления Правительства РФ №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерацией с государствами – членами Евразийского экономического союза», а именно пункта 7 данного постановления, при наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма учета товаров представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, через личный кабинет участников ВЭД, размещенного на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (через личный кабинет). Следователем ей предоставлена распечатанная статистическая форма учёта товаров, заполненная директором ООО «Дименс»- Дулеповой Л.А. Код регистрационного номера, а именно, <данные изъяты> свидетельствует о том, что указанная статистическая форма зарегистрирована на официальном сайте ФТС России и направлена именно в Астраханскую таможню, расположенную по адресу: <адрес>. Цифры <данные изъяты> свидетельствуют о дате заполнения и регистрации статистической формы, а последние цифры <данные изъяты> являются порядковым номером регистрации по системе ФТС. ООО «<данные изъяты>» зарегистрирована на сайте ФТС России и имеет личный кабинет, а также усиленную квалифицированную электронную подпись. В связи с чем, директор ООО «<данные изъяты>» может регистрировать статистические формы на сайте ФТС России и подписывать своей усиленной квалифицированной электронной подписью статистические формы, и не представлять в печатном виде статистические формы на таможенный пост (т.2, л.д. 33-36).

Показания <ФИО>9 в суде, допрошенного в качестве специалиста, который пояснил, что он работает на тральщике «<данные изъяты>» в должности матроса. В его обязанности входит ведение радиационной, химической, биологической разведки при атаке верхней палубы и внутренних помещений корабля. Вышеуказанный тральщик является миноискателем. У него высшее юридическое образование. Он проходил трехмесячные курсы по радиационной, химической, биологической защите, и был зачислен на должность химика. В своей работе использует дозиметры более устаревшей модели, которые требуют подключения к источнику. Дозиметра <данные изъяты> у них нет, он им никогда не пользовался. Данным прибором, согласно представленной ему в судебном заседании инструкции, можно измерить радиоактивный фон, использовать в работе государственных, пограничных, спец.служб, а также в бытовых условиях.

Рапорт старшего оперуполномоченного по ОВД ОРО Астраханской таможни <ФИО>4 об обнаружении признаков преступления, зарегистрированный в Астраханской таможне <дата> (т.1, л.д.6-7);

Постановление заместителя начальника Астраханской таможни <ФИО>20 о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю по ОВД Астраханской таможни (т.1, л.д.8-9).

Статистическая формы учета перемещения товаров- дозиметра радиации <данные изъяты>, сканер, вес <данные изъяты> кг. Страна происхождения <адрес>. Продавец ООО «<данные изъяты>». Покупатель ТООО «<данные изъяты>». Торгующая страна и страна назначения <адрес>. Страна отправления Россия. Вид транспорта на границе- воздушный. Дата заполнения статистической формы <дата> (т.1, л.д.10).

Письмо заместителя начальника Управления экспортного контроля от <дата> на имя начальника Главного Управления по борьбе с контрабандой ФТС, из содержания которого следует, что дозиметр <данные изъяты> подпадает под действие п.1.1.4.3 раздела 1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 17.12.2011 года №1661. Для вывоза вышеназванной продукции за пределы РФ необходимо получение лицензии ФСТЭК России (т.1, л.д.11).

Счет-фактура <номер> от <дата>, из которой усматривается, что ООО «<данные изъяты>» (<адрес>) реализовал ООО «<данные изъяты>» товар: <данные изъяты> дозиметр в количестве <данные изъяты> штуки, цена за единицу товара 18101 рубль 69 копеек, сумма налога, предъявляемая покупателю 3258 рублей 31 копейка, общая стоимость 21360 рублей (т.1, л.д.73).

Постановление заместителя начальника УФСБ России по Волгоградской области <ФИО>21 от <дата> о направлении в дознание Астраханской таможни результатов ОРД ( т.1, л.д.88-89).

Договор поставки <номер> от <дата>, согласно которому, ООО «<данные изъяты>», именуемое в дальнейшем «Поставщик» в лице директора Дулеповой Л.А, и ТОО «<данные изъяты>», именуемое в дальнейшем «Покупатель» в лице директора <ФИО>22, заключили настоящий договор, в рамках которого, «Поставщик» обязан в период действия настоящего договора по счетам-спецификациям поставить «Покупателю», а «Покупатель» оплатить и надлежащим образом и принять оплаченный товар, на условиях, предусмотренных настоящим договором и спецификацией к нему, являющейся его неотъемлемой частью (т.1, л.д. 92-97).

Счета-спецификация <номер> от <дата> к договору поставки <номер> от <дата>, в котором указано, что ТОО «<данные изъяты>» осуществил покупку у ООО «<данные изъяты>» следующего товара: <данные изъяты>, сканер радиации, дозиметр в количестве <данные изъяты> штуки, по цене 27700 рублей за одну единицу товара, общей стоимостью 27 700 рублей (т.1, л.д.98).

Счет-фактура <номер> от <дата>, в котором указано, что ООО «<данные изъяты>» реализовал ТОО «<данные изъяты> товар: <данные изъяты> сканер радиации, дозиметр в количестве <данные изъяты> штуки, цена за единицу товара 27 700 рублей, общая стоимость 27 700 рублей (т.1, л.д. 99).

Международная товарно-транспортная накладная к счет-фактуре <номер> от <дата>, из которой следует, что ООО «<данные изъяты>» отправил в адрес ТОО «<данные изъяты>» коробку с «<данные изъяты> сканер радиации, дозиметр», а получатель получил груз на сумму 27 700 рублей (т.1, л.д. 100).

Уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты) ТОО «<данные изъяты>» (т.1, л.д. 102)

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от <дата>, в котором указаны сведения о «Продавце»- ООО «<данные изъяты>», «Покупатель»- ТОО «<данные изъяты>» вид товара: сканер радиации, дозиметр <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штука, стоимость товара 27 700 рублей, счет-фактура <номер> от <дата>, сумма налога 17916 рублей 36 копеек (т.1, л.д.104-105).

Ответ на запрос 24-11/16843 от <дата> и.о. директора ТОО «Vector 7» <ФИО>23 в адрес Астраханской таможни о том, что товар «DT-9501 сканер радиации, дозиметр» был приобретен для использования сотрудниками ТОО во время работ по обслуживанию оборудования, поставленного ТОО «Vector 7» на урановые рудники Республики Казахстан для измерения уровня радиации и предотвращения работ в зоне с повышенным радиационным фоном. В данный момент «DT-9501 сканер радиации, дозиметр» находится на складе инструмента ТОО «Vector 7» (т.1, л.д. 208).

Инструкция по эксплуатации цифрового дозиметра модели DT-9501, из которой следует, что он регистрирует дозы радиации, определяет рентгеновское, гамма-излучение, а также излучение альфа-и бета-частиц, находит широкое применение на фармацевтических предприятиях, в лабораториях, электростанциях, станциях экстренной помощи, металлургических предприятиях, нефтедобывающем и нефтеперегонном оборудовании, для экологической защиты, в городских службах и т.д. ( т.1, л.д.216-232).

Протокол обыска от <дата>, проведенный в ООО «НИРО-ТРЕЙД», расположенный по адресу: <адрес>, офис 8, в ходе которого, была обнаружена и изъята документация: договор поставки <номер> от <дата>; счет-спецификация <номер> от <дата> к договору <номер> от <дата>; счет-фактура <номер> от <дата>; товарная накладная <номер> от <дата>; статистическая форма учета перемещения товаров регистрационный номер <номер>/С359369; международная товарно-транспортная накладная <номер> от <дата>; международная товарно-транспортная накладная <номер> от <дата>; приказ (распоряжение) о приеме <ФИО>4 на работу <номер> от <дата>; счет <номер> от <дата>; инструкция по эксплуатации многофункционального цифрового дозиметра модели <данные изъяты> (т.1, л.д.167-171).

Протокол осмотра вышеуказанных документов (с фототаблицей) от <дата> (т.2, л.д. 37-40).

Письмо заместителя начальника Управления экспортного контроля <номер> от <дата> на имя следователя <ФИО>24 о том, что дозиметр <данные изъяты>, исходя из представленной последней информации, его характеристик и назначения, подпадает под действие пункта 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года №1661 (далее - Список). Согласно техническому описанию изготовителя ООО «<данные изъяты>», указанный дозиметр применяется на фармацевтических предприятиях, в лабораториях, электростанциях, станциях экстренной помощи, металлургических предприятиях, нефтедобывающем и нефтеперегонном оборудовании, для экологической защиты, в городских службах и не относится к персональным дозиметрам. Исходя из имеющейся информации, дозиметр <данные изъяты> поставляется конечному пользователю ТОО «<данные изъяты>», <адрес>, для использования на урановых рудниках для измерения уровня радиации и предотвращения работ в зоне с повышенным радиационным фоном. При этом, ООО «<данные изъяты>» не были представлены документы, подтверждающие, что данный дозиметр будет применяться в целях обеспечения безопасности в области горного дела, указанной в подпункте «б» примечания к пункту 1.1.4 раздела 1 Списка. С учетом изложенного, дозиметр DT-9501 является универсальным дозиметром широкого спектра действия и не подпадает под деконтрольное примечание к пункту 1.1.4 раздела 1 Списка. Его вывоз из Российской Федерации должен осуществляться на основании разовой лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года №691 и от 7 июня 2001 года №447. ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>) за получением лицензии на экспорт в Республику Казахстан вышеназванного дозиметра в ФСТЭК России не обращался. Реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт, в настоящее время находится в стадии формирования. Обращений ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>) по вопросу включения в данный реестр не поступало. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>) не обладает полномочиями на безлицензионный вывоз в <адрес> товаров, подпадающих под действие пункта 1.1.4.3 Списка. ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>) обращался в ФСТЭК России за получением идентификационного заключения на вышеназванную продукцию, поставляемую в <данные изъяты>. По данному обращению <дата> было выдано идентификационное заключение <номер>, содержащее вывод о подпадании дозиметра <данные изъяты> под действие пункта 1.1.4.3 Списка и необходимости получения лицензии ФСТЭК России на его вывоз (т.2, л.д.96-97).

Суд, проанализировав доказательства, приходит к выводу, что предъявленное Дулеповой Л.А обвинение не нашло подтверждения представленными стороной обвинения доказательствами, и приходит к такому выводу исходя из следующего.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 года №1661 (на момент предъявленного Дулеповой Л.А обвинения в редакции от 07.04.2017 года, действующей с 07.07.2017 года), утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, в п.п.1.1.4.3. которого включены системы, специально разработанные или модифицированные для обнаружения или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разработанные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов; б) радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях или в) токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

Согласно Указа Президента РФ от 13.12.2018 года «О внесении изменений в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 года №1661, вступившего в законную силу с 13.03.2019 года, из подпункта «б» пункта 1.1.4.3 слова «которые могут быть использованы в военных целях» исключены.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N691 утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль.

Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

В соответствии с пунктами 8, 10, 13 статьи 19 Федерального закона от 18 июля 1999 года №183-ФЗ "Об экспортном контроле", перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе, включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим федеральным органом.

Дулеповой Л.А вменено, что она, являясь учредителем и директором ООО «<данные изъяты>», не имея полученного в установленном порядке разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с дозиметром, а также, не обратившись с заявлением о включении ООО «<данные изъяты>» в реестр участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров внешнеэкономических операций, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 года №810 «Об утверждении Правил осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного эксперта отдельных видов контролируемых товаров», осуществила безлицензионный вывод дозиметра в Республику Казахстан, который подпадает под действие п.1.1.4.3 Списка.

Как следует из письма врио.начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации <ФИО>11<номер> от <дата>, представленного стороной защиты, статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определено, что под продукцией военного назначении понимаются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области;

вооружением и военной техникой являются комплексы различных видов оружия и средой) обеспечения его боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие.

Кроме того, в соответствии с п.3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года №581, к военной технике не относится продукция, используемая в вооружении и военной технике, если она имеет гражданское назначение или изготовлена по единым требованиям для применения в вооружении и военной технике и продукции гражданского назначения.

Многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации не принимался, для боевого обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации не предназначен, указанный дозиметр предназначен для измерения ионизирующего излучения, а принцип его работы основан на регистрации ионизирующего излучения с использованием детектора на основе газоразрядного счетчика.

Необходимо отметить, что для проверки работоспособности газоразрядного счетчика в данном приборе не используется радиоактивный источник.

Учитывая изложенное, многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 не относится к военной технике. Согласно стт.226.1 УК РФ в качестве объекта преступления могут быть, в том числе, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средства его доставки, иного вооружения, иной военной техники. Поскольку, многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 является самостоятельным техническим средством, предназначенным для измерения ионизирующего излучения, он не может быть квалифицирован как материала и (или) оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения, средства его доставки, иного вооружения, иной военной техники (т.2, л.д.21-22).

Согласно письма начальника Управления экспортного контроля <ФИО>10 А. <номер> от <дата>, представленного стороной защиты, пунктом 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года №1661 (далее - Список), установлен экспортный контроль за системами, специально разработанными или модифицированными для обнаружения или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разработанными для них компонентами: бактериологических (биологических) агентов; радиоактивных материалов; или токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

В соответствии с примечанием к пункту 1.1.4 Списка данный пункт не применяется к персональным радиационным дозиметрам и к снаряжению или системам, применяемым в системе стандартов безопасности труда, конструктивн или функционально ограниченным защитой от факторов риска в целях обеспечения безопасности в гражданской области, например: в горном деле; в сельском хозяйстве; в фармацевтической промышленности; в медицинской промышленности; в ветеринарии; при работах по охране окружающей среды; при сборе и утилизации отходов; в пищевой промышленности.

Согласно техническому описанию изготовителя ООО «<данные изъяты>», указанный прибор не относится к персональным дозиметрам и применяется на фармацевтических предприятиях, в лабораториях, электростанциях, станциях экстренной помощи, металлургических предприятиях, нефтедобывающем и нефтеперегонном оборудовании, для экологической защиты, в городских службах.

По имеющейся информации «<данные изъяты>, сканер радиации, дозиметр» поставлялся конечному пользователю ТОО «<данные изъяты>», <адрес>, для использования на урановых рудниках для измерения уровня радиации и предотвращения работ в зоне с повышенным радиационным фоном.

В этой связи, «<данные изъяты>, сканер радиации, дозиметр», подпадает под действие пункта 1.1.4.3 Списка, и его вывоз в Республику Казахстан должен осуществляться на основании лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года №691 и от 7 июня 2001 года № 447, но, учитывая, что данная норма вступила в силу с 13 марта 2019 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 декабря 2018 года №714, вышеназванный прибор до указанной даты (в период с 1 января 2018 года по 30 апреля 2018 года) не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 Списка и его вывоз в Республику Казахстан осуществлялся без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Письма ФСТЭК России от 22 ноября 2019 года, № 240/56/3308, от 10 июля 2020 года № 240/51/1949 и от 18 декабря 2020 года № 240/54/3795, носят информационный характер и подтверждают необходимость получения разовой лицензии ФСТЭК России для осуществления экспорта в <адрес> указанного дозиметра. При подготовке данных писем в распоряжении ФСТЭК России имелись технические характеристики «<данные изъяты>, сканера радиации, дозиметра».

Дулепова Л.А или иные представители ООО «<данные изъяты>» в ФСТЭК России за получением лицензии на вывоз в <адрес> «<данные изъяты>, сканера радиации, дозиметра» в период с <дата> по <дата> не обращались.

В запросе следователя следственного отдела Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте лейтенанта юстиции <ФИО>24 от <дата><номер> имелась информация о перемещении «<данные изъяты>, сканера радиации, дозиметра» в <адрес> в <дата>. При этом копии документов, подтверждающих факт вывоза этого дозиметра в <адрес>, представлены не были. Одновременно с запросом Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте в ФСТЭК России на рассмотрении находилось обращение ООО «<данные изъяты>» от <дата> о выдаче идентификационного заключения на вывоз «<данные изъяты>, сканера радиации, дозиметра» в <адрес> по контракту от <дата><номер> с ТОО «<данные изъяты>». По данному обращению ФСТЭК России было выдано идентификационное заключение от <дата><номер> с выводами о подпадании «<данные изъяты>, сканера радиации, дозиметра» под экспортный контроль и необходимости получения лицензии ФСТЭК России для осуществления внешнеэкономической операции по его вывозу в Республику Казахстан (направлено по электронной почте).

Цель использования указанного дозиметра на урановых рудниках <адрес> была подтверждена дополнительным письмом ООО «<данные изъяты>» от <дата><номер> при оформлении идентификационного заключения ФСТЭК России.

«DT-9501, сканер радиации, дозиметр» не относится к военной технике и не может быть использован при создании вооружений и военной техники, что подтверждается письмом Врио. начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации от <дата><номер> (т.3, л.д.106-108).

Как следует из письма заместителя начальника Управления экспортного контроля <ФИО>27<номер> от <дата>, представленного стороной защиты, пунктом 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года № 1661 (далее - Список), установлен экспортный контроль за системами, специально разработанными или модифицированными для обнаружения или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разработанными для них компонентами: бактериологических (биологических) агентов; радиоактивных материалов; или токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

В соответствии с примечанием к пункту 1.1.4 Списка данный пункт не применяется к персональным радиационным дозиметрам и к снаряжению или системам, применяемым в системе стандартов безопасности труда, конструктивно или функционально ограниченным защитой от факторов риска в целях обеспечения безопасности в гражданской области, например: в горном деле; в сельском хозяйстве; в фармацевтической промышленности; в медицинской промышленности; в ветеринарии; при работах по охране окружающей среды; при сборе и утилизации отходов; в пищевой промышленности.

«<данные изъяты>, сканер радиации, дозиметр», исходя из имеющейся в их распоряжении информации о его характеристиках и назначении, подпадает под действие пункта 1.1.4.3 Списка.

В этой связи, вывоз «<данные изъяты>, сканера радиации, дозиметра» в <адрес> должен осуществляться на основании лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 года №691 и от 07.06.2001 года №447. Учитывая, что данная норма вступила в силу с 13.03.2019 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 13.12.2018 года №714, вышеназванный прибор до указанной даты не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 Списка и его вывоз в Республику Казахстан осуществлялся без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (т.3, л.д.65-66).

Таким образом, Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 года №1661 в редакции от 07.04.2017 года, вступившей в силу с 17.07.2017 года, действовавшего по 12.03.2019 года, а также позиция должностных лиц ФСТЭК России- органа, уполномоченного выдавать лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности, в том числе, при перемещении товаров двойного назначения, изложенных в письме №54/4018 от 30.11.2021 года и письме №54/3557 от 26.10.2021 года, свидетельствуют о том, что по состоянию на дату инкриминируемого Дулеповой Л.А преступления, ей не требовалось получение лицензии для перемещения дозиметра в <адрес>, а также обращение с заявлением о включении в реестр участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров внешнеэкономических операций, поскольку на вышеуказанный период дозиметр не подпадал под действие п.1.1.4.3 Списка.

Суд считает, что письмо заместителя начальника Управления экспортного контроля ФСТЭК России <ФИО>12 от <дата> (т.1, л.д.11), и письмо заместителя начальника Управления экспортного контроля <ФИО>27 от <дата>, представленные стороной обвинения, о том, что дозиметр DT-9501 подпадает под действие п.1.1.4.3 раздела 1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 17.12.2011 года №1661, и для его вывоза необходимо получение лицензии ФСТЭК России, не свидетельствует о виновности Дулеповой Л.А, поскольку, из их содержания не возможно сделать вывод, в какой период времени дозиметр подпадает под действие п.1.1.4.3, учитывая также, что следователь <ФИО>24, обращаясь к начальнику Управления экспортного контроля ФСТЭК России <ФИО>10 с запросом, подпадает ли дозиметр под действие Списка, на который дан ответ от <дата>, не конкретизировала этот период. В то время, как при постановке этого вопроса, начальник Управления экспортного контроля <ФИО>10 в письме <номер> от <дата> и заместитель начальника Управления экспортного контроля <ФИО>27 в письме <номер> от <дата>, указали, что в период с <дата> по <дата> дозиметр не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 Списка и его вывоз в <адрес> осуществлялся без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Именно данные письма суд кладет в основу приговора.

Показания свидетеля <ФИО>4 о том, что дозиметр был перемещен Дулеповой Л.А через государственную границу незаконно, а также его рапорт об обнаружении признаков преступления, по убеждению суда не свидетельствует о виновности подсудимой, поскольку, как следует из его показаний, о том, что дозиметр подпадает под действие п.1.1.4.3 Указа Президента РФ №1661, был сделан им на основании письма ФСТЭК России, как установлено судом- от <дата>, тогда как суд пришел к выводу о невозможности положить его в основу обвинения.

Показания свидетеля <ФИО>5 не являются доказательством вины Дулеповой Н.А, поскольку, отражают обстоятельства подачи последней статистической формы, что не относится к предмету обвинения.

Показания свидетеля <ФИО>6 о том, что она сделала вывод, что вывоз дозиметра должен быть лицензионный, суд не может расценить в качестве доказательства виновности Дулеповой Л.А, поскольку, как следует из ее же показаний, для перемещения товара двойного назначения требуется либо лизенция, выданная ФСТЭК, либо заключение, что рассматриваемый товар не относится к товарам двойного назначения, то есть, этот вопрос относится к компетенции данной Федеральной службы, тогда как <ФИО>6 является работником таможни.

Показания свидетеля <ФИО>7 об обстоятельствах перемещения дозиметра, констатация факта, что Дулепова Л.А не обращалась для включения в реестр российский участников ВЭД, не являются доказательством ее вины, а его показания, что вывоз дозиметра за пределы Российской Федерации должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России, суд не может принять во внимание, поскольку это опровергается письмом начальника Управления экспортного контроля <ФИО>10 А. <номер> от <дата> и письмо заместителя начальника Управления экспортного контроля <ФИО>27<номер> от <дата>, положенных судом в основу приговора.

Показания свидетеля <ФИО>8 носят информационный характер о действии нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение товаров на территории государств-членов ЕврАзЭС, о порядке подачи статистической формы, о ее подаче Дулеповой Л.А, что не свидетельствует о виновности последней.

Инструкция по эксплуатации цифрового дозиметра модели <данные изъяты>, изъятая в ходе обыска, также показания допрошенного в качестве специалиста <ФИО>9 о том, что данным дозиметром, согласно инструкции, можно измерить радиоактивный фон, и он может быть использован государственных, пограничных, спец.службах, по убеждению суда не свидетельствует, что дозиметр может быть использован в военных целях, и подпадал под действие п.1.1.4.3 Указа Президента РФ №1661 в редакции от 07.04.2017 года, действующей с 07.07.2017 года, поскольку, согласно письма врио.начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации <ФИО>13<номер> от <дата>, дозиметр не относится к продукции военного назначения, на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации не принимался, для боевого обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации не предназначен, и данные сведения, с учетом его должностного положения, по убеждению суда являются приоритетными по отношению к показаниям <ФИО>9, который занимает должность матроса и его зная ограничены трехмесячные курсами по радиационной, химической, биологической защите, в связи с чем, именно данное письмо суд кладет в основу приговора, с учетом также того обстоятельства, что начальник Управления экспортного контроля <ФИО>10, в своем ответе от <дата> также принимает во внимание и аппелирует выводами <ФИО>13 о том, что дозиметр не относится к военной технике, не может быть использован при создании вооружений и иной военной технике.

Доводы государственного обвинителя, что консруктивное предназначение дозиметра позволяет обнаруживать, либо распозновать альфа, бетта, гамма излучение, которые могут исходить от радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военых целях, являются его мнением, тогда как доказательств этому в виде экспертного заключения, суду не представлено.

Остальные приведенные в приговоре письменные доказательства: постановление заместителя начальника Астраханской таможни <ФИО>20 о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю по ОВД Астраханской таможни; счет-фактура <номер> от <дата>; постановление заместителя начальника УФСБ России по Волгоградской области <ФИО>21 от <дата> о направлении в дознание Астраханской таможни результатов ОРД; договор поставки <номер> от <дата>; счета-спецификация <номер> от <дата> к договору поставки <номер> от <дата>; счет-фактура <номер> от <дата>; международная товарно-транспортная накладная к счет-фактуре <номер> от <дата>; уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты) ТОО «<данные изъяты>»; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от <дата>; ответ на запрос <номер> от <дата> и.о. директора ТОО «<данные изъяты>»; статистическая формы учета перемещения дозиметра; протокол обыска от <дата>; протокол осмотра документов (с фототаблицей) от <дата>, сами по себе, в отрыве от приведенного анализа, доказательствами вины Дулеповой Л.А не являются.

Данные документы подтверждают, что Дулепова Л.А занимала должность директора ООО «<данные изъяты>» с <дата>, заключила договор с с ТОО «<данные изъяты>», договор поставки <номер>, в рамках которого, <дата> ООО «<данные изъяты>» приобрел у ООО «<данные изъяты>» многофункциональный цифровой дозиметр <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штуки (счет-фактура <номер> от <дата>). <дата> ТОО «<данные изъяты>» приобрел у ООО «<данные изъяты>» вышеуказанный дозиметр. <дата> указанный товар, <ФИО>1 грузовой авианакладной ООО «<данные изъяты>» за <номер>, отгружен ООО «<данные изъяты>» в адрес ТОО «<данные изъяты>»: <адрес><дата> Дулепова Л.А заполнила статистическую форму учета перемещения вышеуказанного дозиметра <данные изъяты>, подписала указанный выше документ электронной подписью, и направила на сайт в Астраханскую таможню. <дата> дозиметр <данные изъяты> принят ТОО «Вектор 7 в <адрес>.

Также установлено, что Дулепова Л.А подала статистическую форму в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 года N1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"- по установленному порядку и сроку (не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад).

Часть 1 статьи 226 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами- членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

В соответствии с частью 4 статьи 302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.

Поскольку, по делу не представлены достататочные, убедительные, бесспортные и неопровержимые доказательства тому, что в действиях Дулеповой Л.А содержатся признаки состава преступления, предусмотренного частью первой статьи 226 УК РФ, а все сомнения в виновности подсудимого в соответствии с частью 3 статьи 49 Конститукции Российской Федерации и части 3 статьи 14 УПК РФ толкуются в его пользу, то суд приходит к выводу, что она должна быть оправдана за отсутствием в ее действиях состава преступления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 296-299, 303-304, 305-307 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л :

Оправдать ДУЛЕПОВУ ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНУ по ч.1 ст.226.1 УК РФ за отсутствием в ее действиях состава преступления- п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ.

В соответстви с пуктом 3 части 2 статьи 133 УПК РФ признать за Дулеповой Л.А право на реабилитацию.

Меру пресечения в виде в отношении Дулеповой Л.А в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении-отменить.

По вступлению приговора в законную силу, вещественные доказательства: договор поставки <номер> от <дата> на 6 листах; счет-спецификацию <номер> от <дата> к договору <номер> от <дата> на 1 листе; счет-фактуру <номер> от <дата> на 1 листе; товарную накладную <номер> от <дата> на 1 листе; статистическую форму учета перемещения товаров регистрационный номер <номер>/С359369 на 1 листе; международную товарно-транспортную накладную <номер> от <дата> на 1 листе; международную товарно-транспортную накладную <номер> от <дата> на 1 листе; приказ (распоряжение) о приеме Дулеповой Л.А на работу <номер> от <дата> на 1 листе; счет <номер> от <дата> на 2 листах; инструкцию по эксплуатации многофункционального цифрового дозиметра модели <данные изъяты> на 17 листах-вернуть Дулеповой Л.А.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда с принесением жалобы либо представления через Советский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы или представления, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции в течение 10 суток со дня получения копии апелляционной жалобы либо представления.

Приговор вынесен и отпечатан на компьютере в совещательной комнате.

Судья: Н.Ю.Попова