ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-50/2022 от 25.02.2022 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 1-50/2022

УИД: 13RS0019-01-2022-000343-65

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рузаевка 25 февраля 2022 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Грачева А.В.,

помощника судьи, по поручению председательствующего ведущего

протокол судебного заседания, ФИО1,

с участием государственного обвинителя Горохова Е.А.,

представителя потерпевшего администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия СП,

подсудимой ФИО2,

защитника - адвоката Голубка С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> несудимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ,

у с т а н о в и л :

ФИО2 совершила превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законном интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

На основании решения Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 12.03.2008 года ФИО2 по результатам конкурса назначена на должность Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

12.03.2008 года во исполнение указанного решения Совета депутатов между председателем Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С и ФИО2 по результатам конкурса на замещение должности главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия заключен Контракт.

На основании решения Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 06.03.2012 года ФИО2 по результатам конкурса с 12.03.2012 года назначена на должность Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия сроком на 5 лет.

12.03.2012 года во исполнение указанного решения Совета депутатов между председателем Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С и ФИО2 по результатам конкурса на замещение должности главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия заключен Контракт.

В соответствии с указанными Контрактами, их предметом является исполнение ФИО2, назначенной на должность главы администрации Рузаевского муниципального района с 12.03.2008 года и с 12.03.2012 года обязанностей по решению вопросов местного значения, установленных Уставом Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и отнесенных к компетенции администрации и главы администрации, и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Мордовия.

Глава администрации руководит администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на принципах единоначалия, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия, Уставом Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, муниципальными правовыми актами, контрактом.

Глава администрации имеет право: в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Мордовия, Уставом Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, муниципальными правовыми актами, в том числе издавать постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Мордовия, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации; от имени администрации приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности; в порядке, установленном Советом депутатов, принимать решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об участии в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования; реализовывать с целью обеспечения деятельности администрации и от ее имени права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе заключать гражданско-правовые сделки, а также распоряжаться ее финансовыми средствами.

Глава администрации обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Мордовия, законы и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия, Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; добросовестно исполнять должностные обязанности, предусмотренные Уставом; беречь государственное и муниципальное имущество; не использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

В соответствии с п. 1, 5, 6, 7, 11 ст. 35 гл. 7 Устава Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27.12.2005 года № 19/95 (в редакции от 28.06.2013 года), ФИО2 от имени Рузаевского муниципального района Республики Мордовия приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, представляет в установленном законодательством порядке интересы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия без доверенности, а также осуществляет их защиту в органах государственной власти и местного самоуправления, иных органах и организациях, а также в судах общей юрисдикции и арбитражных судах; организует деятельность администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и ее органов по реализации возложенных на нее полномочий; реализует с целью обеспечения деятельности администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и от ее имени права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе заключает гражданско-правовые сделки, открывает и закрывает счета администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в банках и иных кредитных учреждениях, а также распоряжается ее финансовыми средствами; издает постановления и распоряжения в пределах своей компетенции, а также подписывает исходящие от администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия документы и иные материалы, в том числе договоры (соглашения) между Рузаевским муниципальным районом и иными органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; осуществляет иные необходимые для решения вопросов местного значения и организации работы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия полномочия.

На основании решения Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27.10.2016 года полномочия Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 с 26.10.2016 досрочно прекращены в связи с отставкой по собственному желанию по причине назначения на новую должность.

Таким образом, в период с 12.03.2008 года по 26.10.2016 года ФИО2, являясь главой администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и осуществляя руководство данной администрацией на принципах единоначалия, постоянно осуществляла функции представителя власти, выполняла возложенные на нее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть являлась должностным лицом.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 1, 7.3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 14 вышеназванного Федерального закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

В силу ст. 1.2 решения Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 10.12.2010 года «Об утверждении Положения о муниципальной казне Рузаевского муниципального района Республики Мордовия» муниципальную казну составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

В соответствии со ст. 1.4, п. 3 ст. 2.1 и п. 3 ст. 2.2 этого же решения Совета депутатов управление, распоряжение (за исключением отчуждения) имуществом казны от имени Рузаевского муниципального района осуществляет администрация Рузаевского муниципального района. Целями управления и распоряжения муниципальной казной являются создание условий для эффективного использования муниципальной собственности и увеличения доходов местного бюджета. При управлении и распоряжении муниципальной казной решаются задачи регистрации права собственности и оценки муниципального имущества.

В соответствии со ст. 5.1 вышеназванного решения Совета депутатов основанием для включения в состав муниципальной казны муниципального имущества, внесения изменений в сведения об объектах, составляющих муниципальную казну Рузаевского муниципального района, а также исключение объектов из муниципальной казны являются изданные в соответствии с действующим законодательством муниципальные правовые акты администрации Рузаевского муниципального района.

В соответствии со ст. ст. 8.1, 8.2 этого же решения Совета депутатов распоряжение муниципальным имуществом, а именно: аренда, залог, передача его в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, безвозмездное пользование - осуществляется администрацией Рузаевского муниципального района, руководит которой глава администрации на принципах единоначалия. Доходы от использования муниципального имущества казны в полном объеме поступают в бюджет Рузаевского муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 4 гл. 1 приказа Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» организатором конкурсов или аукционов при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», - собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования, или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (далее - ООО «Авангард», Общество) создано 14.04.2005 года на основании решения единственного участника указанного общества ЗАО «Рузхиммаш».

ООО «Авангард» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника общества от 14.04.2005 года. Юридический адрес ООО «Авангард»: Республика Мордовия, МО Рузаевка, с. Инсар-Акшино.

В соответствии со ст. 2.2 Устава ООО «Авангард» общество в том числе осуществляет деятельность, связанную с производством и реализацией комбикормов, производством и переработкой продукции животноводства, птицеводства и растениеводства.

На основании протокола внеочередного собрания участников ООО «Авангард» от 06.12.2010 года с указанной даты на должность директора Общества назначен О

19.12.2007 года Общество с ограниченной ответственностью «Агросоюз-КомЭл» (далее - ООО «Агросоюз-КомЭл») зарегистрировано инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Саранска в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером и поставлено на налоговый учет в данном налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика На должность директора ООО «Агросоюз-КомЭл» назначен Д

В 2011 году уставной капитал ООО «Агросоюз-КомЭл» в размере 100% продан ООО «Авангард».

30.11.2009 года между Правительством Республики Мордовия в лице Главы Республики Мордовия М, администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в лице главы администрации ФИО2 и ООО «Агросоюз-КомЭл» в лице Д было заключено инвестиционное соглашение -р/2 «О порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта «Строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия» за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и средств ООО «Агросоюз-КомЭл», согласно которому администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия осуществляются работы по созданию объектов капитального строительства муниципальной собственности Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, в том числе строительство наружных сетей электроснабжения Вл-10кВ. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ.

В соответствии со ст. 8.1 инвестиционного соглашения -р/2 имущество, в том числе наружные сети электроснабжения Вл-10 кВ, создаваемые в ходе реализации Проекта, софинансирование создания которого осуществляется за счет средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, поступает в муниципальную собственность Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

11.01.2011 года между администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в лице главы администрации ФИО2 и ООО «Строительно-монтажное предприятие» в лице К был заключен муниципальный контракт на строительство наружных сетей электроснабжения ВЛ-10кВ и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ Комбикормового завода в Рузаевском муниципальном районе для муниципальных нужд за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия.

20.12.2011 года согласно акта о приемке в эксплуатацию администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия наружные сети электроснабжения ВЛ-10кВ Комбикормового завода в Рузаевском муниципальном районе и силовой трансформатор ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ. были приняты в эксплуатацию.

Не позднее 01.06.2014 года директор ООО «Авангард» О для обеспечения функционирования комбикормового завода, построенного в рамках реализации инвестиционного соглашения -р/2 от 30.11.2009 года, обратился к главе администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 с просьбой о безвозмездной передаче наружных сетей электроснабжения ВЛ-10кВ и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ. в пользование ООО «Авангард».

В указанное время, то есть не позднее 01.06.2014 года у ФИО2, являвшейся главой администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, исходя из ложно понятых ею интересов службы, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, выходящих за пределы ее полномочий и влекущих существенное нарушение охраняемых законом интересов администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия путем представления ООО «Авангард» на заведомо невыгодных для администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия условиях без проведения конкурсов и аукционов построенного в рамках реализации инвестиционного соглашения -р/2 имущества в виде наружных сетей электроснабжения Вл-10 кВ, протяженностью 11,53 км. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ., не зарегистрированных до указанного периода времени в установленном порядке в качестве муниципальной собственности и не отнесенных в муниципальную казну Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. При этом ФИО2 осознавала общественную опасность своих действий, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения интересов администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и желала наступления этих последствий.

Реализуя задуманное, не позднее 01.06.2014 года ФИО2, являясь главой администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, находясь в служебном кабинете администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по адресу: <...>, достоверно зная, что имущество в виде наружных сетей электроснабжения Вл-10 кВ, протяженностью 11,53 км. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ не находятся в муниципальной собственности, а также что она нарушает порядок перехода права владения и пользования в отношении муниципального имущества, которое может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения соответствующих договоров, дала указание начальнику юридического управления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Л изготовить договор о передаче ООО «Авангард» в безвозмездное пользование муниципального имущества, построенного в рамках реализации инвестиционного соглашения -р/2 в виде наружных сетей электроснабжения Вл-10 кВ, протяженностью 11,53 км. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ, согласно которому по ее единоличному решению, с целью самой избежать уголовной ответственности, администрацию района представляет первый заместитель Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ГЛ, не зная о преступном умысле ФИО2 и осознавая авторитет последней в силу занимаемой ею должности, согласилась с указанием ФИО2

Не позднее 01.06.2014 года, находясь в служебном кабинете администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по адресу: <...>, Л, неосведомленная о преступных намерениях ФИО2, действуя по указанию последней, изготовила и предоставила ФИО2 договор о передаче ООО «Авангард» в безвозмездное пользование муниципального имущества в виде наружных сетей электроснабжения и силового трансформатора, где указала, что администрацию района представляет первый заместитель Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Г

Не позднее 01.06.2014 года ФИО2, продолжая реализовывать свои преступные намерения, с целью избежать привлечения к установленной законом ответственности, дала указание первому заместителю Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Г, неосведомленному о ее преступных намерениях, заключить и подписать подготовленный Л при вышеуказанных обстоятельствах договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, а именно наружных сетей электропитания ВЛ-10 КВ, протяженностью 11, 53 км. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ. Г, не зная о преступном умысле ФИО2 и осознавая авторитет последней в силу занимаемой ею должности, согласился с указанием ФИО2

01.06.2014 года первый заместитель Главы Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Г, действуя по указанию главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2, будучи неосведомленным о незаконности совершения соответствующей сделки, находясь в своем рабочем кабинете администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по адресу: <...>, заключил и подписал с ООО «Авангард» в лице О договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества в виде наружных сетей электроснабжения ВЛ-10 КВ, протяженностью 11,53 км. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ, расположенных по адресу: Республика Мордовия, <...> на основании которого администрацией Рузаевского района Республики Мордовия по решению ФИО2 в безвозмездное пользование ООО «Авангард» передано вышеуказанное имущество, не находящееся в муниципальной собственности, без осуществления арендных платежей в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. При этом ООО «Авангард» на безвозмездной основе пользовалось вышеуказанным имуществом вплоть до прекращения полномочий главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2

Таким образом, в период с 01.06.2014 года по 26.10.2016 года глава администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2, являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы своих полномочий, в нарушение пунктов 1, 3, 10 ч. 1 ст. 12, пунктов 1-3, 9 ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ, ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч. 4, ст. 1, п. 1, 7.3 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в распоряжении имуществом, не зарегистрированным в муниципальную собственность и не состоящим в муниципальной казне Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, а также не несоблюдении запрета заключения договоров аренды и безвозмездного пользования муниципальным имуществом только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, обеспечила предоставление ООО «Авангард» в безвозмездное пользование построенных в рамках реализации инвестиционного соглашения -р/2 от 30.11.2009 года наружных сетей электроснабжения Вл-10 кВ, протяженностью 11,53 км. и силового трансформатора ТМТ-1600 кВл 10/0,4 кВ, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в не поступлении в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия за вышеуказанный период, то есть с 01.06.2014 года по 26.10.2016 года, денежных средств в виде арендных платежей в сумме 5 260 942, 31 руб., а также дискредитации должности главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и в целом в подрыве авторитета муниципальной власти.

После ознакомления с материалами уголовного дела от подсудимой ФИО2 поступило ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с её согласием с предъявленным обвинением, которое ею также было поддержано и в судебном заседании.

Государственный обвинитель и представитель потерпевшего против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием подсудимой с предъявленным обвинением не возражали.

Суд, заслушав доводы сторон, не проводя в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, исследовав обстоятельства, характеризующие личность подсудимой, а также обстоятельства, смягчающие её наказание, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, считает возможным постановить приговор без проведения судебного разбирательства в связи с согласием подсудимой с предъявленным ей обвинением по следующим основаниям.

Подсудимая ФИО2, заявляя ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с её согласием с предъявленным обвинением, в судебном заседании пояснила, что делает это добровольно, после консультации с защитником и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства осознает.

Суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласилась ФИО2, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, поэтому постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимой наказание, не превышающее две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

<данные изъяты>

Содеянное подсудимой ФИО2 суд квалифицирует по ч. 1 ст. 286 УК РФ, как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Ходатайство защитника о прекращении в отношении подсудимой уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности удовлетворению не подлежит, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.

При этом суд исходит из того, что совершенное ФИО2 преступление является длящимся, поскольку оно совершено в период с 01.06.2014 года по 26.10.2016 года и выразилось в действии, сопряженном с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на неё законом под угрозой уголовного преследования. Такое преступление начинается с момента совершения преступного действия и кончается вследствие действия самой виновной, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления. Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновной.

При таких обстоятельствах шестилетний срок давности привлечения к уголовной ответственности у подсудимой истекает только 26 октября 2022 года (п. «б» ч. 1 ст. 78 УК РФ).

При назначении наказания подсудимой суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, личность виновной, в том числе обстоятельства, смягчающие её наказание, отсутствие обстоятельств, отягчающих её наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни её семьи.

Деяние, совершенное подсудимой, отнесено к категории преступлений средней тяжести.

Как личность ФИО2 участковым уполномоченным полиции, соседями и управляющим Краснослободской и Темниковской епархией Мордовской митрополии Русской Православной Церкви характеризуется положительно (т.7 л.д.139, л.д.162-163, 165-166, 199, 245), <данные изъяты> является ветераном труда (т.7 л.д.172), имеет многочисленные ведомственные и церковные награды, почетные грамоты, является заслуженным работником органов местного самоуправления Республики Мордовия.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ФИО2, являются: полное признание вины, раскаяние, <данные изъяты>

Также суд признает обстоятельством, смягчающим наказание подсудимой и её активное способствование раскрытию и расследованию преступления, поскольку она добровольно сотрудничала с органами следствия, представляла им информацию об обстоятельствах его совершения, давала правдивые и полные показания, что способствовало раскрытию и расследованию преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО2, не имеется.

С учетом степени общественной опасности, фактических обстоятельств совершения преступления, данных о личности подсудимой ФИО2, суд не находит оснований для применения правил ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории совершенного ею преступления на менее тяжкую.

Таким образом, в целях восстановления социальной справедливости, исправления подсудимой ФИО2 и предупреждения совершения ею новых преступлений, с учетом тяжести совершенного преступления, учитывая наличие перечисленных смягчающих обстоятельств при отсутствии отягчающих, данных о её личности, суд назначает подсудимой наказание в виде лишения свободы по правилам ч. ч. 1 и 5 ст. 62 УК РФ, поскольку назначение ей менее строгих видов наказания, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 286 УК РФ, не сможет обеспечить достижение целей наказания.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного ФИО2 преступления с использованием служебных полномочий, предусмотренных по замещаемой ею в период совершения преступления муниципальной должности – выборного должностного лица местного самоуправления, суд полагает невозможным сохранение за нею права занимать указанные должности в органах местного самоуправления, поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ назначает подсудимой дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

С учетом конкретных обстоятельств дела, личности подсудимой, совершения ею преступления средней тяжести впервые, наличия вышеназванных обстоятельств, смягчающих наказание, суд находит возможным исправление подсудимой ФИО2 без реального отбывания основного наказания, в связи с чем применяет к нему ст. 73 УК РФ, устанавливает ей испытательный срок, в течение которого подсудимая должна доказать свое исправление, и возлагает на подсудимую обязанности.

Суд не нашел каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, существенно уменьшающих степень его повышенной опасности, поведением подсудимой как во время, так и после преступления, в связи с чем не находит оснований для применения положений ст. 64 УК РФ.

Гражданский иск по делу и в судебном заседании не предъявлен.

До вступления приговора в законную силу, избранную в отношении ФИО2 меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.

Судьбу вещественных доказательств суд разрешает в соответствии со ст. 81 УПК РФ.

Руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

признать ФИО2 виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, по которой назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно - распорядительных и административно - хозяйственных полномочий на срок 1 (один) год.

В силу ст. 73 УК РФ назначенное ФИО2 основное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 1 (один) год.

Испытательный срок исчислять с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитать время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

Обязать ФИО2 в период испытательного срока встать по месту жительства на учет в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, в установленное этим органом время являться на регистрацию, не менять постоянного места жительства без уведомления указанного специализированного государственного органа.

До вступления приговора в законную силу избранную ФИО2 меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.

В случае отмены условного осуждения и исполнения наказания, назначенного данным приговором, на основании ст. 72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы ФИО2 время содержания ее под стражей по настоящему уголовному делу с 24 по 26 апреля 2021 года, под домашним арестом с 27 апреля по 17 августа 2021 года включительно.

Вещественные доказательства, находящиеся в камере хранения вещественных доказательств Рузаевского районного суда Республики Мордовия: сводный сметный расчет строительства наружных сетей электроснабжения ВЛ 10 кВ Комбикормового завода производительностью 10т/час завода в Рузаевском районе; локальные сметы по строительству наружных сетей электроснабжения ВЛ 10 кВ Комбикормового завода производительностью 10т/час завода в Рузаевском районе; папка с документами личного дела ФИО2, содержащая в том числе решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 12.03.2008, контракт, заключенный 12.03.2008 между председателем Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С и ФИО2 по результатам конкурса на замещение должности главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия; решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 06.03.2012; контракт, заключенный 12.03.2012 между председателем Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С и ФИО2 по результатам конкурса на замещение должности главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия; решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27.10.2016; папка с документами личного дела Г, содержащая в том числе распоряжение главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 р/л от 09.04.2012 о назначении на должность первого заместителя главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Г; трудовой договор , заключенный 10.04.2012 между главой администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 и Г; распоряжение главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 р/л от 24.06.2016 об увольнении первого заместителя главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Г по собственному желанию; папка с документами личного дела Л, содержащая в том числе распоряжение главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 р/л от 02.02.2009 о назначении на должность начальника юридического управления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Л; трудовой договор , заключенный 02.02.2009 между главой администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 и Л; бухгалтерские документы «Строительство Комбикормового завода в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» в 3 томах, содержащие следующие документы: инвестиционное соглашение -р/2 «О порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта «Строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия» за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и средств ООО «Агросоюз-КомЭл»; муниципальный контракт, заключенный 11.01.2011 между администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в лице главы администрации ФИО2 и ООО «Строительно-монтажное предприятие»; акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительного объекта «Строительство наружных сетей электроснабжения ВЛ-10кВ комбикормового завода производительностью 10 т/ч в Рузаевском муниципальном районе» от 20.12.2011; рабочий проект наружных сетей электроснабжения ВЛ 10 КВ - возвратить в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия;

- копия договора о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества от 2014 года; копия акта приема-передачи муниципального имущества в безвозмездное временное пользование от 2014 года; договор на оказание услуг по техническому обслуживанию электрооборудования от 29.05.2014; акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 09.06.2014; акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 16.06.2014; акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 16.06.2014 – возвратить в Общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (Республика Мордовия, Рузаевский район, с. Инсар-Акшино).

- образцы подписи Г, диск с видеозаписью допроса свидетеля Г от 24 апреля 2021 года - хранить в уголовном деле в течение всего срока его хранения.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Приговор не может быть обжалован в апелляционном порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 389.15 УПК РФ, то есть по основанию несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.

В случае апелляционного обжалования приговора сторонами осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий