ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-536/2016 от 25.08.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 1-536/2016

Следственный № 627003

строка № 34

Приговор

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 25 августа 2016 года

Камчатский край

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Бабарыкина А.С.,

при секретаре Попове А.Е.,

с участием государственного обвинителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Кулдышева К.И.,

подсудимого Высоцкого В.В.,

защитников подсудимого - адвокатов Паршина А.П. и Протопопова С.А., представивших удостоверения и ордера, представителя гражданского ответчика иностранной компании «<данные изъяты>» Паршина А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Высоцкого , <данные изъяты> не судимого,

в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.253, ч.2 ст.201 УК РФ,

установил:

Высоцкий виновен в нарушении законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, то есть в разработке природных ресурсов континентального шельфа РФ без соответствующего разрешения, а также в злоупотреблении полномочиями, то есть в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и тяжкие последствия.

Высоцкий будучи назначенным приказом директора компании «<данные изъяты>» (далее – Компания) от 29 марта 2016 года, изданным на основании трудового договора моряка от 29 марта 2016 года, заключенного с Директором Компании, с 29 марта 2016 года на должность капитана промыслового судна «<данные изъяты>» и являясь капитаном указанного судна в соответствии со ст.ст. 61 и 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ, согласно которым на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу; распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами; капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом о дисциплине; капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна; капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества, лицом, наделенным полномочиями капитана, обладая продолжительным опытом работы в должностях командного состава на судах рыбопромыслового флота, достоверно осознавая, что в соответствии со ст.ст. 56, 58, 61, 62 и 77 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бэй, 10 декабря 1982 года) (далее - Конвенция ООН) прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, имеет юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях Конвенции ООН, в отношении защиты и сохранения морской среды, другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН; прибрежное государство, с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации; передача статистических данных об уловах и промысловом усилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запасов, и обмен ими осуществляется на регулярной основе через компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости от обстоятельств, и с участием всех заинтересованных государств, включая государства, гражданам которых разрешено вести рыбный промысел в исключительной экономической зоне; граждане других государств, ведущие рыбный промысел в исключительной экономической зоне, соблюдают меры по сохранению и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства, эти законы и правила должны быть совместимы с Конвенцией ООН и могут касаться, в том числе лицензирования рыбаков, рыболовных судов и оборудования, регулирования сезонов и районов рыбного промысла, видов, размеров и количества орудий лова, а также типов, размеров и количества рыболовных судов, которые могут быть использованы, определения информации, требуемой от рыболовных судов, включая статистические данные об уловах и промысловом усилии, а также сообщения о местонахождении судна, размещения прибрежным государством наблюдателей или стажеров на борту таких судов, выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова в портах прибрежного государства, процедур обеспечения выполнения; прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов, которые включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами, то есть обязательным условием осуществления разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации с использованием промыслового судна является соблюдение требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для рыбохозяйственного бассейна, в том числе:

- ст.ст. 1, 2, 11, 16, 19, 43.1 и 52 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ (далее - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»), согласно которым рыболовством признается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; промышленным рыболовством признается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов; одними из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов являются учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (далее - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»); рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, запрещается осуществлять иностранным лицам и указанным в ч. 3 ст. 16 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» лицам с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и другими федеральными законами; промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота; для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля; технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн; порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства; уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, в иные места доставки; уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации; правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов; правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность; лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ст.ст. 4, 12, 33, 40, 55 и 56 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ (далее - ФЗ «О животном мире»), согласно которым животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью; Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом ФЗ «О животном мире», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права; одним из основных принципов в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания является обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным ФЗ «О животном мире» и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов; пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром, соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;

- п.п. 1, 3, 8, 9, 9.2, 9.3, 9.5, 9.6, 9.9, 10.1, 11.2, 11.3, 11.4 и 95 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 385, согласно которым Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства) регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи), Правила рыболовства в том числе регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в целях осуществления промышленного рыболовства, устанавливают в частности требования к сохранению водных биоресурсов, включая обязанности пользователей, перечень документов, необходимых пользователям, требования к пользователям; право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает на основании договоров и решений, установленных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, обеспечивают раздельный учет улова и приемки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах, выполнение Порядка оснащения судов техническими средствами контроля, утвержденного приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 года № 50, а также временного положения о спутниковом позиционном контроле иностранных рыбопромысловых судов, утвержденного приказом Госкомрыболовства России от 22 ноября 1999 года № 330, соблюдение международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, располагают оборудованием для взвешивания улова на судне (за исключением беспалубных маломерных судов), а также схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем, с указанием их размеров и объемов для определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым способом, зафиксированной информацией промыслово-навигационного компьютера, характеризующей деятельность судна с начала рейса (в случае оснащения судов этим прибором); ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью и/или печатью капитана или лица, ответственного за добычу (вылов), должны храниться в течение года на борту судна или в рыбодобывающей организации; имеют на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (далее - ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна (для судов с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн); капитан судна, оборудованного ТСК ежедневно подает в установленном порядке судовые суточные донесения (далее - ССД) о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения), обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»; капитан судна должен иметь при себе либо на борту судна документ о соответствии ТСК требованиям отраслевой системы мониторинга (для судов с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн), действующие документы об освидетельствовании и классификации, а также регистрации судна, выданные уполномоченными Правительством Российской Федерации на то органами или российскими организациями, а также иностранными классификационными обществами, действующими в соответствии с международными соглашениями, в отношении судов, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, документ о соответствии (ДСК), подтверждающий соответствие судовладельца требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), а также свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для судна, выданные в определяемом Минсельхозом России порядке; при осуществлении рыболовства запрещается принимать (сдавать), иметь на борту судна уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова, принимать (сдавать) уловы без их взвешивания или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом и/или способом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов, допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (за исключением серого морского ежа, анадары, мерценарии Стимпсона и спизулы), находящейся на борту, в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов, запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах; пользователи, осуществляющие добычу (вылов) водных биоресурсов, виновные в нарушении Правил рыболовства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ст.ст. 1, 4, 5, 6, 7, 12.2, 12.4 и 40 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ (далее - ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»), согласно которым внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря; внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; природными ресурсами исключительной экономической зоны признаются водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах; водными биологическими ресурсами (живыми ресурсами) исключительной экономической зоны (далее - водные биоресурсы) признаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ; Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны, другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации; Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международными договорами Российской Федерации; в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, при этом указанные свободы осуществляются при условии соблюдения ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны; в компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят установление порядка выдачи деклараций об уловах водных биоресурсов, выловленных (добытых) российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне, а также о произведенной из этих ресурсов продукции; установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; установление ограничений рыболовства; разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыболовством в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, защита и охрана морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью; установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий; обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, защиту и сохранение ее морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов, пресечение нарушений ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий; иные полномочия, предусмотренные ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и другими федеральными законами; промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне; иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне в соответствии с международными договорами Российской Федерации; лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов; обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны; представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации; вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, также обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе; ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов; осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем; представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства; российским судам и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов; погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны; лица, виновные в нарушении ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; привлечение к ответственности за нарушение ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения нанесенного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- ст.ст. 4, 5, 6,14.2 и 14.4 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ (далее - ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»), согласно которым к природным ресурсам континентального шельфа в том числе относятся живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы); Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации, также осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права; в компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана, установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, установление ограничений рыболовства, установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа, обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану континентального шельфа, его минеральных и водных биоресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий; промышленное рыболовство на континентальном шельфе осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов на континентальном шельфе; иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют промышленное рыболовство на континентальном шельфе в соответствии с международными договорами Российской Федерации; лица, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, эти же лица обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов, обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны, представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; иностранные суда, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, также обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе, ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов, осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем, представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства; российским судам и иностранным судам на континентальном шельфе и за его пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов; погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны;

- п.п. 1 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» от 26 февраля 1999 года № 226 (далее - Постановление Правительства «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов»), согласно которым постановлено на основе использования космических средств и информационных технологий создать отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов - российских и иностранных судов, ведущих промысел (поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами) и морские ресурсные исследования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, а также российских судов, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и в экономических зонах иностранных государств; производить аннулирование разрешений, выданных судам на ведение промысла водных биологических ресурсов, лишение прав (квот) на пользование водными биологическими ресурсами сроком до 2 лет в отношении российских и иностранных судов, указанных в п. 1 Постановления Правительства «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов», в случае отсутствия на борту судна технических средств контроля, отсутствия информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других касающихся рыболовства данных, которая должна передаваться в региональные центры отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, при наличии на борту судна технических средств контроля;

- ст.ст. 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 и 4.7 «Временного положения о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов», утвержденного приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 22 ноября 1999 года № 330 (далее - «Временное положение о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов»), согласно которым данный нормативный правовой акт распространяется на все иностранные промысловые суда, ведущие промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в морских водах Российской Федерации (далее по тексту - суда); капитан судна с помощью любого средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс) не позднее чем за 72 часа до входа в морские воды Российской Федерации направляет в РЦМ сообщение о входе в соответствии с форматом, рекомендованным РЦМ; капитан судна обеспечивает постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии, начиная с момента подачи сообщения о намерении войти в морские воды Российской Федерации (п. 4.1) и кончая 6-ти часовым периодом после выхода из морских вод Российской Федерации; в случае прекращения работы ТСК из-за технической неисправности или по другим причинам капитан судна прекращает промысел, докладывает о причинах неисправности и сроках ее устранения в РЦМ и органы рыбоохраны и запрашивает органы рыбоохраны о возможности продолжения промысла; в случае прекращения работы ТСК капитан судна обеспечивает передачу сообщений о текущих позициях судна в формате рекомендованном РЦМ, начиная с 12.00 UTC через каждые 6 часов с помощью других средств связи (радио, телефакс или телекс); в случае невозможности восстановления работоспособности ТСК в течение 10 дней судно следует в российский порт для устранения неисправности или замены оборудования, либо покидает морские воды Российской Федерации; капитан судна не позднее, чем за 8 часов до выхода судна из морских вод Российской Федерации, используя любые средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс), передает в РЦМ сообщение о выходе в формате, рекомендованном РЦМ; выполнение п. 4.2 «Временного положения о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов» не освобождает капитана иностранного судна от передачи сообщений о результатах промысловой деятельности судна и от выполнения других обязанностей, установленных правилами рыболовства в морских водах Российской Федерации.

Высоцкий, являясь капитаном иностранного промыслового судна «<данные изъяты>», которому не представлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в Компании, не зарегистрированной в Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ДД.ММ.ГГГГ года (время камчатское), находясь в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Северо-Охотоморской подзоне, точное место следствием не установлено, действуя умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя реальную возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, будучи способным отдавать отчет своим действиям, а также руководить действиями подчиненного ему экипажа, состоящего из граждан Российской Федерации соответствующих специальностей, из корыстных побуждений, в целях извлечения материальных выгод и преимуществ для себя и других лиц - членов экипажа «<данные изъяты>» в виде заработка за счет незаконных приемки, хранения и транспортировки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и их дальнейшей реализации, используя свое служебное положение и доверие, оказанное ему работодателем, в силу служебного положения капитана судна, с использованием технически исправного и надлежащим образом оснащенного навигационными приборами и промысловым оборудованием самоходного транспортного плавающего средства – судна «<данные изъяты>», действуя в нарушение вышеуказанных требований международных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок ведения промышленного рыболовства, при отсутствии на борту судна технических средств контроля и акта соответствия технических средств контроля, не имея на борту судна судового, промыслового журналов, журнала судовых суточных донесений и соответственно не внося в них сведения о промысловой деятельности судна, не подавая в контролирующие органы судовые суточные донесения о промысловой деятельности судна, не располагая схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем, с указанием их размеров и объемов, не имея достоверных приемо-сдаточных документов, подтверждающих прием продукции, не информируя контролирующие органы о местонахождении судна, то есть действуя без соответствующего разрешения, организовал и лично руководил незаконной разработкой природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в виде приемки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации – живого краба камчатского в количестве 7432 особей, с неустановленного следствием судна, который поместил в трюма «<данные изъяты>», где хранил и транспортировал с использованием производственного оборудования судна в исключительной экономической зоне Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, вплоть до момента пресечения его противоправной деятельности в Северо-Охотоморской подзоне в координатах <адрес> (исключительная экономическая зона Российской Федерации), тем самым сокрыл от учета приемку от неустановленного следствием судна, хранение и транспортировку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в виде живого краба камчатского в количестве 7432 особей.

Таким образом, Высоцкий, являясь капитаном судна «<данные изъяты>», умышленно и противоправно, с использованием своего положения капитана судна, то есть являясь лицом, выполняющим управленческие (организационно-распорядительные и административно-хозяйственные) функции в коммерческой организации – иностранной компании «БЛ <данные изъяты>», умышленно и противоправно, с использованием своего положения капитана судна, осуществил при вышеуказанных обстоятельствах незаконную разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в виде приемки, хранения и транспортировки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации – живого краба камчатского в количестве 7432 особей, с грубым нарушением установленных правил и норм ведения промысла, то есть не имея разрешения на ведение разработки природных ресурсов, чем посягнул на природные ресурсы континентального шельфа Российской Федерации, отнесенные исключительно к федеральной собственности, нарушил требования, закрепленные в ст.ст. 9, 67 и 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым государственный порядок эксплуатации водных биологических ресурсов отнесен на праве ведения, пользования и распоряжения к исключительной компетенции Российской Федерации, а также нарушил особый правовой режим рыболовства и охраны морских биологических ресурсов, отнесенных к объектам обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, то есть использовал свои полномочия капитана судна, производственные мощности и оборудование международной коммерческой компании <данные изъяты>» вопреки законным интересам этой организации, в целях извлечения материальных выгод и преимуществ для себя и других лиц - членов экипажа «<данные изъяты>», чем причинил существенный вред охраняемым законом интересам государства и тяжкие последствия в виде крупного экологического ущерба природным ресурсам континентального шельфа Российской Федерации в размере 3 102 860 рублей.

В судебном заседании подсудимый вину в совершённых преступлениях признал полностью и согласился с предъявленным обвинением.

После консультации с защитниками заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Суд приходит к выводу, что условия для постановления приговора без проведения судебного разбирательства по делу соблюдены полностью.

Так, подсудимый признал свою вину, полностью согласился с предъявленным обвинением, и заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, пояснив, что ходатайство заявлено им добровольно, в присутствии защитников и после предварительной с ними консультации. Указал, что осознаёт характер и последствия приговора без проведения судебного разбирательства.

Государственный обвинитель и защитники согласны с постановлением приговора без проведения судебного разбирательства.

Предусмотренных уголовно-процессуальным законом препятствий для рассмотрения дела в особом порядке, нет.

Учитывая, что обвинение, с которым согласился подсудимый, является обоснованным и подтверждается представленными доказательствами, суд квалифицирует действия Высоцкого по:

- ч.2 ст.253 УК РФ – нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, проводимая без соответствующего разрешения;

- ч.2 ст.201 УК РФ – злоупотребление полномочиями, то есть использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и тяжкие последствия.

По месту работы в «<данные изъяты>» Высоцкий характеризуется положительно, нарушений трудовой дисциплины не допускал (т.2 л.д.214).

В наркологическом и психоневрологическом диспансерах <данные изъяты> области Высоцкий на учёте не состоит (т.2 л.д.218,219).

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому, суд признаёт активное способствование раскрытию и расследованию преступления, явку с повинной (т.2 л.д. 212), наличие малолетнего ребёнка у виновного, полное признание вины, раскаяние в совершённых преступлениях.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому, не имеется.

Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённых преступлений, данные о личности подсудимого, влияние наказания на его исправление и условия жизни его семьи, смягчающие и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также все обстоятельства по делу.

При этом суд преследует цели восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

Учитывая требования ст. ст. 6, 43, 60-62, ч.ч.1, 5 ст. 62 УК РФ, а также характер и степень общественной опасности совершённых преступлений, данные о личности Высоцкого, характеризующегося положительно, все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что ему должно быть назначено наказание по ч. 2 ст. 253 УК РФ в виде штрафа, а по ч. 2 ст. 201 УК РФ в виде лишения свободы с лишением права занимать должности капитана на определённый срок.

При определении размера штрафа суд учитывает тяжесть совершённого преступления, имущественное положение Высоцкого и его семьи, возможность получения им заработной платы и иного дохода.

При решении вопроса о реальности отбывания наказания в виде лишения свободы суд учитывает смягчающие, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, данные о личности подсудимого, и приходит к выводу о том, что к нему возможно применить условное осуждение и назначить наказание условно с испытательным сроком.

С учётом фактических обстоятельств преступлений и степени его общественной опасности, оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 и ст. 64 УК РФ по делу нет.

Судьбу вещественных доказательств суд разрешает в соответствии с требованиями ст. 81 УПК РФ.

В силу ст.ст. 44, 309 УПК РФ гражданский иск может быть заявлен и удовлетворен в целях возмещения ущерба, непосредственно причиненного преступлением.

Поскольку в момент совершения преступления Высоцкий состоял в трудовых отношениях с иностранной компанией «<данные изъяты>» и исполнял трудовые обязанности, в соответствии со ст. 1068 ГК РФ, ответственность за возмещение причиненного вреда необходимо возложить на иностранную компанию «<данные изъяты>».

Заявленный прокурором гражданский иск в интересах Российской Федерации о взыскании с иностранной компании «<данные изъяты>», зарегистрированной в <адрес>, 3 102 860 рублей в счёт возмещения причинённого ущерба, нанесенного объектам животного мира (т.2 л.д.235-237), поддержанный в судебном заседании государственным обвинителем, подлежит удовлетворению в полном объёме, а указанная сумма подлежит перечислению в федеральный бюджет Российской Федерации. При этом суд принимает признание иска, заявленное представителем гражданского ответчика в судебном заседании.

Судом установлен размер ущерба в результате преступной деятельности Высоцкого, виновного в совершении преступлений, в результате чего причинён ущерб Российской Федерации на сумму 3 102 860 рублей (т. 2 л.д.235-237).

Процессуальные издержки в виде сумм, израсходованных:

- на проведение судебной биологической экспертизы ФГУП «КамчатНИРО» в размере 36 108 рублей (т.2 л.д. 229);

- на оплату услуг переводчика в размере 8300 рублей (т.2 л.д.220,221);

- ООО «Судоремонтное предприятие «Гроско» на хранение вещественного доказательства судна «<данные изъяты>» в размере 169 100 и 302 600 рублей (т.2 л.д.230,231 т.3 л.д. 72-80), а всего на общую сумму 516 108 рублей, с учётом того, что разбирательство проведено в соответствии со ст. 316 УПК РФ, подлежат возмещению за счёт средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 302-304, 307-309, 316 УПК РФ, суд

приговорил:

Высоцкого признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 253, ч. 2 ст.201 УК РФ, и назначить ему наказание:

- по ч. 2 ст. 253 УК РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей;

- по ч. 2 ст. 201 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года с лишением права занимать должности капитана добывающих, перерабатывающих и транспортных судов Российской Федерации и иностранных судов на срок 2 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем полного сложения назначенных наказаний, назначить Высоцкому В.В. окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 2 года со штрафом в размере 100 000 (ста тысячи) рублей с лишением права занимать должности капитана добывающих, перерабатывающих и транспортных судов Российской Федерации и иностранных судов на срок 2 года.

На основании ст. 73 УК РФ назначенное Высоцкому В.В. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на Высоцкого В.В. исполнение следующих обязанностей: в течение испытательного срока не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённого, являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осуждённого 1 раз в месяц в день, установленный сотрудником указанного органа.

Наказания в виде штрафа и лишения права занимать должности капитана добывающих, перерабатывающих и транспортных судов Российской Федерации и иностранных судов, исполнять самостоятельно, без применения положений ст. 73 УК РФ.

Гражданский иск заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации о взыскании с иностранной компании «<данные изъяты>» 3 102 860 рублей - удовлетворить.

Взыскать с иностранной компании «<данные изъяты>» в пользу федерального бюджета Российской Федерации 3 102 860 рублей.

Вещественные доказательства:

- судно «<данные изъяты>» со всем технологическим, навигационным и иным оборудованием, номер ИМО , <данные изъяты>, судовладелец «<данные изъяты>», находящееся на хранении в судоремонтном предприятии ООО «Гроско» - передать собственнику «<данные изъяты>» (т.2 л.д.109-112);

- 30 особей краба камчатского уничтожены при проведении экспертизы (т.2 л.д.144);

- трудовой договор моряка Высоцкого, договор фрахтования судна без экипажа , коносамент , международное мерительное свидетельство, временное свидетельство о регистрации, два свидетельства о подтверждении, три ДиВиДи диска, хранящиеся при материалах уголовного дела (т. 2 л.д.184-185,199-201), хранить при деле до вступления приговора в законную силу. По вступлению приговора в законную силу подлинники указанных судовых документов передать представителю иностранной компании «<данные изъяты>», а их копии хранить при материалах уголовного дела.

Процессуальные издержки на общую сумму 516 108 рублей, возместить за счёт средств федерального бюджета.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий А.С. Бабарыкин