ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-62/16 от 18.08.2016 Красногвардейского районного суда (Республика Адыгея)

Дело № 1-62/16

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2016 года с. Красногвардейское

Федеральный судья Красногвардейского районного суда Республики Адыгея Тлиш А.Д.,

при секретаре судебного заседания Картель Н.А.,

участием государственных обвинителей помощников прокурора Красногвардейского района С.С.Наливайко, А.Н.Дербока

подсудимого Топчия С.Н., <данные изъяты>

защитника подсудимого адвоката Майкопской районной коллегии адвокатов «Правовая защита» Е.И.Войстриковой, представившей ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке в помещении Красногвардейского районного суда уголовное дело по обвинению Топчий С.Н., в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ суд,

УСТАНОВИЛ:

Топчий С.Н. совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, совершенное главой органа местного самоуправления, - превышение должностных полномочий, то есть преступление, предусмотренное ч.2 ст. 286 УК РФ.

Преступление совершено им при следующих обстоятельствах:

Топчий С.Н., будучи на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность главы Муниципального образования «Еленовское сельское поселение»», главой органа местного самоуправления, и в соответствии со ст.35 закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О Местном самоуправлении», ст.22 и 23 Устава муниципального образования «Еленовское сельское поселение», утвержденного постановлением совета народных депутатов муниципального образования «Красногвардейское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ, являясь высшим должностным лицом Еленовского сельского поселения, возглавляющим администрацию указанного поселения и представляющим его в отношениях с гражданами и организациями, превысил свои должностные полномочия при следующих обстоятельствах.

В нарушение ст.23 Водного кодекса РФ и постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установленного законом порядка предоставления водного объекта в пользование, согласно которому предоставление в пользование водного объекта осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа, превышая свои должностные полномочия, определенные п.23, ч.1 ст. 27 Устава муниципального образования «Еленовское сельское поселение», согласно которому Топчий С.Н., осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории Еленовского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также решения заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении пожарной безопасности Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении руслорегулирующих мероприятий на реке Лаба для защиты дамбы обвалования на участке от аула <адрес><адрес> с соблюдением требований действующего законодательства», зная и осознавая противоправность своих действий, находясь в здании администрации МО «Еленовское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес>, в период времени с 09 часов 00 минут по 18 часов 00 минут, ДД.ММ.ГГГГ заключил договор на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ от имени администрации МО «Еленовское сельское поселение» с ООО <данные изъяты> в лице Б.А.М., с превышением своих должностных полномочий, определенных п.3, ч.1 ст.27 Устава муниципального образования «Еленовское сельское поселение», т.к., имел право распоряжаться только имуществом, находящимся в муниципальной собственности Еленовского сельского поселения, и не имея на то законных оснований, в отсутствие особых обстоятельств, т.е. без установления на территории МО «Еленовское сельское поселение» режима чрезвычайной ситуации, произвел расчистку русла реки Лаба от <адрес>, а добытый инертный материал (ГПС, песок) из русла реки Лаба, являющийся федеральной собственностью передал Б.А.М.. Незаконно добытый (ГПС, песок) был реализован Б.А.М. на сумму <данные изъяты> рублей.

Указанные действия Главы МО «Еленовское сельское поселение» Топчия С.Н. повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в сфере отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и причинили ущерб в особо крупном размере. Согласно ч.1 ст. 8 Водного Кодекса РФ, река Лаба является рекой федерального значения и федеральной собственностью Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 1,2 закона РФ от 21 февраля 1992 года за № 2935-1 «О недрах» следует, что под «недрами» понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В результате противоправных действий по заключенному договору на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного порядка, незаконно добытый инертный материал (ГПС, песок), являющийся федеральной собственностью был реализован на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Подсудимый Топчий С.Н., в ходе судебного разбирательства, вину в предъявленном ему обвинении не признал. Показал, что есть акт обследования проблемных участков рек, расположенных на территории МО «Еленовское сельское поселение». ДД.ММ.ГГГГ, при составлении акта, присутствовал Б.Т.Б., - заместитель руководителя КБВУ, начальник отдела водных ресурсов Республики Адыгея. Он сам тоже принимал участие в работе той комиссии, то есть они выезжали на место и обследовали проблемные участки реки Лаба. Затем, состоялось заседание Комиссии по ГО и ЧС Республики Адыгея, на котором было принято решение поручить главе МО «Красногвардейский район» принять соответствующие меры по недопущению появления ЧС. На основании чего было принято решение Комиссией по ГО и ЧС Красногвардейского района, также принять меры по недопущению чрезвычайных ситуаций. Решение этой комиссии обязательно для исполнения всеми органам муниципальной власти, находящимися на территории Красногвардейского района, на основании Положений о Комиссии по ЧС Красногвардейского района, утвержденных Постановлением Главы администрации МО «Красногвардейский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из вышесказанного, заключая договоры подряда по расчистке русла реки Лаба, он не сомневался в правомерности своих действий. Кроме того, при заключении договора, вопрос размера и формы оплаты с ним не оговаривался. На каком уровне это решалось он не может пояснить. К моменту подписания договора он задавал вопрос подрядчику: «Все ли Ваши действия согласованны с комиссией по ЧС?», на что ему ответили «Да!». На основании этого, он подписал договор подряда с ООО «<данные изъяты>». Контроль за исполнением работ заключался в следующем: по окончании работ он должен был принять объект, но, по его мнению, работы там не завершены, так как вмешались правоохранительные органы и приостановили эти работы. Кроме того, следует обратить внимание, что ДД.ММ.ГГГГ, в самый пик паводка на реке Лаба, прокуратурой Красногвардейского района, в его адрес было направлено предостережение о недопустимости бездействия в части защиты населения от проявлений ЧС, то есть, в ДД.ММ.ГГГГ, в самый пик паводка, прокуратура предупреждает его об ответственности за бездействие в тех работах, которые должны были производится до наступления ЧС, работы должны быть направлены на предупреждение ЧС, а это ежедневный труд, а не моментное действие. Это ежедневная работа направленная на предупреждение паводка, защиту сельхоз культур, населения имущества населения, земель сельхоз назначения, урожая тех людей, которые понесли затраты, выращивая сельскохозяйственные культуры. Следует также отметить, что Федеральный закон РФ № 63 предписывает органам местного самоуправления иметь необходимый запас средств и ресурсов для проведения работ по предупреждению ЧС. Ему в вину ставят то обстоятельство, что он проводил работы без введения режима ЧС, но введение режима ЧС предусматривает эвакуацию населения и имущества, оказание помощи попавшим в сложную ситуацию в связи с появлением ЧС. Поэтому он считает, что его действия были законными. Его вина, в том, что он распоряжался добытым ГПС в ходе чистки русла реки Лаба по своему усмотрению, не доказана. В договоре указанно, что работы проводятся безвозмездно с целью предотвращения ЧС. По решению Комиссии по ЧС РА, решению Комиссии по ЧС района в соответствии с проектно-сметной документацией должны производиться работы. На момент подписания им договора режим ЧС не был введен, но эта работа должна производиться не во время ЧС, а должна быть направлена на предотвращение ЧС. Также пояснил, что он ранее был привлечен к уголовной ответственности за аналогичные действия и считает, что все это звенья одной цепи - последствия одного решения Комиссии. В том деле он признавал вину только из-за того, что он действительно брал добытый ГПС и подсыпал дороги в <адрес>. ГПС был использован для нужд поселения, а не для личных нужд, для того, чтобы дорожная инфраструктура поселения соответствовала нормам безопасности.

Несмотря на непризнание своей вины, виновность подсудимого Топчия С.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ подтверждается следующими доказательствами.

Оглашенными в ходе судебного заседания по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон показаниями представителя потерпевшего Б.Т.Б., данными им в ходе предварительно следствия, согласно которым он состоит в должности заместителя руководителя – начальника отдела водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского Бассейного Водного Управления с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время. В его должностные обязанности входит организация деятельности отдела водных ресурсов по Республике Адыгея, работа по предотвращению негативных воздействий вод на территории Республики Адыгея. Согласно ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ следует, что река Лаба является рекой федерального значения и является Федеральной собственностью. В ст. 1,2 закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» сказано, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом под «недрами» понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Процедура очистки русла рек выглядит следующим образом: глава поселения МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. должен был предоставить главе МО «Красногвардейского района» документацию, подтверждающую необходимость в расчистке русла реки с обоснованием в необходимости проведения расчистки русла реки. К таким документам может относиться документация, в которой будут указаны данные о подтапливании населенного пункта, ущерб причиненный подтапливанием и так далее. После этого глава МО «Красногвардейский район», предоставленные ему главой МО «Еленовского сельского поселения» Топчием С.Н. документы, должен был направить их в отдел Кубанского Бассейного Водного Управления (далее «КБВУ»). В свою очередь, специалисты «КБВУ» рассматривают представленную документацию, а также проводят оценку обоснованности и необходимости в проведении руслоочистительных работ на территории проблемного населенного пункта. При условии, если представленные документы действительно отражают в себе необходимость в проведении руслоочистительных работ, специалисты «КБВУ» формируют так называемую бюджетную проектировку, в которой отражается необходимость в проведении руслоочистительных работ, параметры расчистки русла реки, а также стоимость предполагаемой работы. После составления и формирования бюджетной проектировки он в лице руководителя «КБВУ» защищает данный проект по руслоочистительным работам на совете Кубанского Бассейного Водного Округа. В случае успешной защиты представленной им бюджетной проектировки, она направляется в Федеральное агентство водных ресурсов, где производится защита финансирования данного проекта. При условии одобрения бюджетной проектировки Федеральное Агентство Водных Ресурсов выделят денежные средства на проведение руслоочистительных работ в «КБВУ», после чего, при помощи электронных торгов определяется подрядчик, который будет осуществлять непосредственную работу по очистке русла реки проблемного участка. В случае если на территории поселения или проблемного населенного пункта введен режим угрозы чрезвычайной ситуации, то в таком случае собирается комиссия по чрезвычайным ситуациям субъекта, на котором введен режим чрезвычайной ситуации, на заседании которой решается вопрос о возможных решениях по устранению чрезвычайной ситуации, при этом назначается проектировщик, которому поручается подготовить рабочий проект по возможной ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом назначенный комиссией по чрезвычайным ситуациям проектировщик обязан представить подготовленный им проект по ликвидации чрезвычайной ситуации и возможных решениях возникшей проблемы на научно-технический совет «КБВУ», который в свою очередь утверждает данный проект. В случае если он соответствует действующему законодательству, производится финансирование по работе связанной с устранением чрезвычайной ситуации. При этом данное финансирование осуществляется кабинетом министров Республики Адыгея. Вместе с тем, как таковой режим о чрезвычайной ситуации действует не более 3-х месяцев со дня введения такого режима. Процедура по расчистке русла реки выглядит следующим образом: на проблемном участке в меженный период времени, т.е. когда уровень воды в реке максимально низкий, и отсутствует нерестовый, период, производится расчистка дна русла реки. При этом поднимаемый со дна инертный материал ГПС и песок, укладывается по бокам от русла реки и складывается по типу «мокрого откоса». Попутная добыча инертного материала, в частности ГПС и песка, при производстве руслоочистительных работ запрещена действующим законодательством. Боле того, для того, чтобы не нанести ущерб водному объекту, на территории которого осуществляются руслоочистительные работы, подготавливаются и согласовываются проекты по расчистке русла реки в «КБВУ» по процедуре, указанной им выше. При заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций с ООО «<данные изъяты>» в лице Б.А.М., глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. нарушил ст.23 Водного кодекса РФ и постановление правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установленный законом порядок предоставления водного объекта в пользование. Исходя из выше заключённого договора на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций заключенного между главой МО «Еленовское сельское поселение» Топчием С.Н. и ООО «<данные изъяты>», полученный в ходе расчистки русла реки Лаба инертный материал, в частности ГПС и песок должен был складироваться по бокам русла реки в виде «мокрого откоса». Однако исходя из договора следует, что полученный в ходе руслоочистительных работ на реке Лаба инертный материал ГПС и песок был передан в счет оплаты ООО «<данные изъяты>», что является прямым нарушением действующего законодательства и порядка предоставления водных объектов в пользование. Тем самым, своими действиями глава МО «Еленовское сельское поседение» Топчий С.Н. причинил материальный вред «КБВУ» (т. 1 л.д. 164-166; 167-170).

Оглашенными в ходе судебного заседания по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон показаниями не явившегося свидетеля Б.А.В., данными им в ходе предварительно следствия, согласно которым он состоит в должности заместителя главы администрации – начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации Красногвардейского района с и по настоящее время. В его должностные обязанности входит предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обучение населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а также работа по созданию аварийно-нештатных спасательных формирований. В рамках осуществления должностных полномочий он принимает участие на плановых заседаниях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. В такого рода заседаниях, он является секретарем комиссии. Поясняет, что на территории Красногвардейского района расположены три реки, в частности река Кубань, Лаба и Белая, которые представляют собой угрозу наводнения и поводков. В связи с чем, ежегодно проводятся мероприятия связанные по предотвращению возникающих угроз. Так ДД.ММ.ГГГГ, главой МО «Красногвардейский район» Т.В.Е., было проведено очередное плановое заседание, связанное по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности МО «Красногвардейский район», на котором он осуществлял полномочия секретаря и вел весь ход данного заседания. На повестке комиссии обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. В ходе заседания комиссии с докладом выступил заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания, комиссия единогласно пришла к выводам, связанным с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов в русле реки Лаба и недопущению размыва левого берега - заказчиком проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» назначить ООО «<данные изъяты>». Более того, было решено, привлечь подрядчиком ООО «<данные изъяты>», провести работы в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательским институтом «Кубаньводопроект» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на него. В связи с тем, что у подрядчика ООО «<данные изъяты>» имелась необходимая документация, в частности готовые проекты для выполнения работ на проблемных местах русла реки Лаба, было принято решение о привлечение ООО «<данные изъяты>» к работе по очистке русла реки Лаба на проблемных участках реки. ДД.ММ.ГГГГ в городе Майкопе было проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Адыгея. На заседании обсуждался вопрос «О проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущении подтоплений населенных пунктов и территорий района в паводкоопасный период». По итогам заседания комиссия пришла к выводу о срочном рассмотрении возможности проведения руслорегулирующих мероприятий на реке Лаба для осуществления защиты дамбы обвалования на участке от а<адрес> до Некрасовского моста с соблюдением требований действующего законодательства. Вместе с тем, в настоящее время, после возбуждения уголовного дела, ему стало известно, что глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. заключил договор с ООО «<данные изъяты>», согласно которого Б.А.М. проведет все необходимые руслоочистительные работы на проблемных участках реки Лаба, с целью устранения негативных последствий и возможного подтапливания и паводка населенного пункта. Более того, в рамках осуществления должностных обязанностей, он проводил поверку в целях необходимости и надобности проведения руслоочистительных работ в реке Лаба на проблемных участках, обозначенных в заседании комиссии, в результате чего им было установлено, что необходимость в проведении руслоочистительных работ на реке Лаба имело место быть. Вместе с тем, как такового контроля за ходом выполнения и проведения руслоочистительных работ, в его должностные обязанности не входит. Однако ему известно, что в рамках заключенного договора между главой МО «Еленовское сельское поселение» Топчием С.Н. и ООО «<данные изъяты>» проводились руслоочистительные работы на реке Лаба от <адрес>. При этом, куда делся добытый инертный материал ГПС и песок из дна русла реки Лаба при выполнении руслоочистительных работ, ему не известно. Он предполагает, что глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., в целях улучшения условий жизни поселения, использовал добытый инертный материал (ГПС и песок) для подсыпки улиц <адрес>. Исходя из действующего законодательства глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. не имеет право распоряжаться добытым инертным материалом (ГПС и песок) из дна русла реки Лаба, так как река Лаба является рекой Федерального значения (т. 3 л.д. 4-8).

Показаниями свидетеля Ж.А.Х., который суду пояснил, что он состоит в должности заместителя главы МО «Красногвардейский район» с 2007 года и по настоящее время. Он не помнит заседание, которое проходило ДД.ММ.ГГГГ какие вопросы поднимались, кто в нем участвовал, т.к. прошло 4 года.

В ходе судебного заседания по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания свидетеля Ж.А.Х., поскольку свидетель путался в показаниях.

Допрошенный в качестве свидетеля, в ходе производства предварительного следствия Ж.А.Х., показывал, что он состоит в должности заместителя главы МО «Красногвардейский район» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных полномочий он как заместитель главы МО «Красногвардейский район» совместно с главой МО «Красногвардейский район» Т.В.Е. принимают решения, касающиеся вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. Исходя из вышеуказанного, на территории Красногвардейского района расположены три реки, в частности река Кубань, Лаба и Белая, которые представляют собой угрозу наводнения и поводков. В связи с чем, ежегодно проводятся мероприятия связанные по предотвращению возникающих угроз. Так ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание, связанное по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. В ходе заседания он, как заместитель главы МО «Красногвардейский район», выступил с докладом. Наряду с этим по ходу проведения комиссии с докладом выступил глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания, комиссия пришла к следующим выводам, для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов в русле реки Лаба и недопущению размыва левого берега, привлечь заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в Красногвардейском районе» ООО «<данные изъяты>». Более того, было решено привести работы в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательским институтом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В связи с тем, что у ООО «<данные изъяты>»», в лице руководителя Б.А.М., имелась необходимая документация, в частности готовые проекты для выполнения работ на проблемных местах русла реки Лаба, было принято решение о его привлечении к работе по очистке русла реки Лаба на проблемных участках реки. ДД.ММ.ГГГГ, в городе Майкопе, было проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Адыгея. На заседании обсуждался вопрос «О проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущении подтоплений населенных пунктов и территорий района в паводкоопасный период». По итогам заседания комиссия пришла к выводу о срочном рассмотрении возможности проведения руслорегулирующих мероприятий на реке Лаба для осуществления защиты дамбы обвалования на участке от <адрес> с соблюдением требований действующего законодательства. В настоящее время, после возбуждения уголовного дела, ему стало известно, что глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. заключил договор с ООО «<данные изъяты>», согласно которому Б.А.М. должен был провести все необходимые руслоочистительные работы в реке Лаба, с целью устранения негативных последствий, возможного подтапливания и паводка населенного пункта. По ходу осуществления должностных обязанностей, он разъезжает по муниципальным образованиям Красногвардейского района. Им было выявлено, что многие улицы МО «Еленовское сельское поселение», были отремонтированы, т.е. подсыпаны новым ГПС. Он предполагает, что данный ГПС был взят главой МО «Еленовское сельское поселение» Топчием С.Н, в результате руслоочистительных работ на реке Лаба. Глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., не имеет право распоряжаться добытым инертным материалом (ГПС и песок) из дна русла реки Лаба, так как согласно действующему законодательства Российской Федерации, река Лаба является рекой Федерального значения (т. 3 л.д. 12-16).

Свидетель Ж.А.Х., после оглашения его показаний подтвердил показания, данные им в ходе предварительного следствия, и пояснил, что все было действительно, так как изложено в протоколе, просто прошло много времени, и он забыл некоторые обстоятельства. Далее пояснил, что по его инициативе в ДД.ММ.ГГГГ администрация района обратилась в арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением на бездействие Кубанского Бассейного Водного Управления, в части берегоукрепительных работ на реке Лаба, которые находятся в аварийном состоянии. Первый суд к Кубанскому Бассейному Водному Управлению они выиграли, апелляционную инстанцию тоже выиграли, а затем кассационный суд отправляет дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение, и при новом рассмотрении им было отказано в удовлетворении иска. Вторично апелляцию они еще не подавали. Кроме того, если бы использование ГПС поднятого со дна реки было согласованно с КБВУ, то это было бы законно, т.к. как река Лаба является рекой Федерального значения и добытый с ее дна ГПС является, Федеральной собственностью. Ему и Топчию С.Н. необходимо было привлечь организации для проведения работ по укреплению дамбы и т.д., согласно решению Комиссии. Он считает, что они должны были заключить договор подряда с этими организациями на выполнение проектных работ, то есть, дноуглубительные работы, берегоукрепительные работы. В русле реки Федеральное водное управление разрешает проводить такие работы, в рамках проведения предотвращения Чрезвычайных ситуаций, но вопрос стоит в том, кто будет оплачивать проведение этих работ, а это немалые средства. Поэтому, местное самоуправление, вынужденно было принимать какие- то меры самостоятельно, в том числе расчистку русла и берегоукрепление, дамбу они восстановили, иначе бы повторилось наводнение ДД.ММ.ГГГГ. По его мнению, надо было согласовывать финансирование выполнения данных работ. Его задача была рассмотреть имеющиеся проекты, и если есть необходимость попросить подрядную организацию произвести изготовление проекта, добавить в проект работы по берегоукреплению и восстановлению защитной дамбы. С руководителем ООО «<данные изъяты>» он обсуждал только вопросы, связанные с исполнением проекта, условия самого проекта, но не вопросы об оплате, т.к. это не входило в его обязанности. О существовании договора от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций с ООО «Ноябрь» на момент выполнения работ он не знал. Считает, что решение республиканской Комиссии о привлечении таких организаций и решение Комиссии по ЧС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, законны и обязательны к исполнению, если они не противоречат законам РФ и РА.

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания, не явившегося свидетеля Л.С.Б,, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ он состоял в должности начальника отдела военного комиссариата Республики Адыгея по Красногвардейскому и Шовгеновскому району. В рамках осуществления должностных обязанностей начальника отдела военного комиссариата Республики Адыгея по Красногвардейскому и Шовгеновскому району он принимал участие в плановых заседаниях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. Такого рода заседания проводит глава МО «Красногвардейский район» Т.В.Е.. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. В ходе заседания с докладами выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания членами комиссии, насколько он помнит, было принято единогласное решение, которое было связанно с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега - заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в Красногвардейском районе» ООО «<данные изъяты>». Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 1-3).

Показаниями свидетеля М.В.А., который суду пояснил, что в должности главного инженера муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Красногвардейское» он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления профессиональной деятельности он как главный инженер муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Красногвардейское» принимает участие в заседаниях касающихся предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. При этом на такого рода мероприятиям ходит либо директор муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Красногвардейское» Д.В.В., либо в его отсутствие, либо чрезмерной занятости, посещает он. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район», на котором участвовал он вместо Д.В.В. На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков, а также вопросы связанные с состоянием гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии было принято решение, связанное с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а<адрес> ООО «<данные изъяты>». Вышеуказанный проект разработан ОАО проектно-изыскательским институтом «Кубаньводопроект» ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств.

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Н.Н.К., согласно которым в должности начальника Красногвардейского района электрических сетей филиала ОАО «<данные изъяты>» Адыгейских электрических сетей он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей, он, как начальник Красногвардейского района электрических сетей филиала ОАО «<данные изъяты>» Адыгейских электрических сетей, принимает участие в заседаниях, касающихся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Красногвардейского района. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес> входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. Также рассматривались вопросы состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии, насколько он помнит, было принято решение, связанное с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» ООО «<данные изъяты>». Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 23-25).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля П.Л.Л,, согласно которым в должности главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в Красногвардейском районе он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей он, как главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в Красногвардейском районе, принимает участие в заседаниях, касающихся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Красногвардейского района. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков, а также вопросы состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии было принято решение, связанное с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а<адрес>» ООО «<данные изъяты>». Указанное решение комиссии принималось в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно - изыскательским институтом «Кубаньводопроект» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 32-34).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля С.В.И., согласно которым в должности начальника станции ГБУ Республики Адыгея «Красногвардейская районная станция по борьбе с болезнями животных» он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей он, как начальник станции ГБУ Республики Адыгея «Красногвардейская районная станция по борьбе с болезнями животных», принимает участие в заседаниях, касающихся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Красногвардейского района. Данные заседания проводит глава МО «Красногвардейский район» Тхитлянов В.Е.. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков, а также вопросы состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии было принято решение, связанное с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега, заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» ООО «<данные изъяты>». Указанное решение комиссии принималось в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательским институтом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 26-28).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Т.В.Е., согласно которым в должности главы МО «Красногвардейский район» он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных полномочий он, как глава МО «Красногвардейский район», принимает решения, касающиеся вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. Исходя из вышеуказанного, на территории Красногвардейского района расположены три реки, в частности река Кубань, Лаба и Белая, которые представляют собой угрозу наводнения и поводков, в связи с чем, ежегодно проводятся мероприятия связанные по предотвращению возникающих угроз. Так, ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район», во время весенне-осенних паводков. Также рассматривались вопросы состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступил заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания, комиссия пришла к следующим выводам, которые были связаны с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов в русле реки Лаба и недопущению размыва левого берега заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в Красногвардейском районе» ООО «<данные изъяты>». При этом, работы необходимо было выполнить в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательским институтом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. ДД.ММ.ГГГГ в городе Майкопе было проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Адыгея. На заседании обсуждался вопрос «О проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущении подтоплений населенных пунктов и территорий района в паводкоопасный период». На заседании с докладом выступил заместитель начальника главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению ЧС) - начальник Управления гражданской защиты А.К.З.. По итогам заседания комиссия пришла к выводу о срочном рассмотрении возможности проведения руслорегулирующих мероприятий на реке Лаба для осуществления защиты дамбы обвалования на участке от <адрес> с соблюдением требований действующего законодательства. В настоящее время, после возбуждения уголовного дела, ему стало известно, что глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. заключил договор с ООО «<данные изъяты>», согласно которому Б.А.М. должен был провести все необходимые руслоочистительные работы на проблемных участках реки Лаба, с целью устранения негативных последствий и возможного подтапливания и паводка населенного пункта. По ходу осуществления должностных обязанностей, он разъезжает по муниципальным образованиям Красногвардейского района. Им было выявлено, что многие улицы МО «Еленовское сельское поселение», были отремонтированы, т.е. подсыпаны ГПС. При этом он предполагает, что данный ГПС был взят главой МО «Еленовское сельское поселение» Топчием С.Н, в результате руслоочистительных работ на реке Лаба. Глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., не имеет право распоряжаться добытым инертным материалом (ГПС и песок) со дна русла реки Лаба, так как согласно действующему законодательству Российской Федерации, река Лаба является рекой Федерального значения (т. 3 л.д. 41-45).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Т.Э.А., согласно которым он работает в ГБУЗ Республики Адыгея «Красногвардейская центральная районная больница» в должности главного врача. Согласно действующему законодательству, в силу занимаемой должности, он является должностным лицом. В рамках осуществления должностных обязанностей он, как главный врач ГБУЗ Республики Адыгея «Красногвардейская центральная районная больница», участвует в заседаниях касающихся предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков, а также вопросы состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии, насколько он помнит, было принято решение, связанное с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега - заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» ООО «<данные изъяты>». Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 29-31).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Х.А.А., согласно которым в должности директора ООО «<данные изъяты><данные изъяты>» он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей он, как директор ООО «<данные изъяты>», принимает участие в заседаниях, касающихся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Красногвардейского района. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район», во время весенне-осенних паводков, а также вопросы технического состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии было принято решение, связанное с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» ООО «<данные изъяты>». Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 35-37).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Ч.Р.Д., согласно которым в должности начальника Краснодарского филиала в <адрес>, городской центр телекоммуникаций – Красногвардейский ЛТЦ он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей начальника Краснодарского филиала в <адрес>, городской центр телекоммуникаций – Красногвардейский ЛТЦ он принимал участие в плановых заседаниях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. Такого рода заседания проводит глава МО «Красногвардейский район» Т.В.Е.. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков, а также вопросы состояния гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. В ходе заседания с докладами выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания членами комиссии, насколько он помнит, было принято единогласное решение, которое было связанно с привлечением для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега - заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» ООО «<данные изъяты>». Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 38-40).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Ш.И.Н., согласно которым в должности заместителя главы – начальника Управления сельского хозяйства МО «Красногвардейский район» он состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей он, как заместитель главы – начальник Управления сельского хозяйства МО «Красногвардейский район», участвует в плановых заседаниях касающихся предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». По ходу заседания обсуждались вопросы, связанные с проведением противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущения подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. В ходе заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. По итогам заседания комиссии было принято решение, связанное с привлечением заказчиков проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>», при этом в связи с давностью проведенного заседания, конкретного специалиста, привлеченного к выполнению указанных работ, он не помнит. Однако, принятое решение комиссии согласовывалось в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательским институтом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС <адрес>Б.А.В.. В настоящее время ему не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 17-19).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившейся свидетельницы Ш.С.А., согласно которым в должности заместителя главы района – начальника управления финансов администрации МО «Красногвардейский район» она состоит с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В рамках осуществления должностных обязанностей она, как начальник управления финансов администрации МО «Красногвардейский район», участвует в заседаниях касающихся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красногвардейского района. Так ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное плановое заседание, связанное по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район». На повестке обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступили заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н.. На сколько она помнит, то по итогам заседания комиссия пришла к выводам о привлечении для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов и недопущению размыва левого берега, заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от <адрес>» ООО «<данные изъяты>». Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС <адрес>Б.А.В.. В настоящее время ей не известны обстоятельства и меры, принятые по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведенные мероприятия по устранению указанных на заседании обстоятельств (т. 3 л.д. 20-22).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Б.А.М., согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ он стал директором ООО «<данные изъяты>», основным видом деятельности предприятия ООО «<данные изъяты>» являются руслоочистительные работы, а также работы связанные с водными объектами. Ему известно, что на территории <адрес> расположены три реки, в частности река Кубань, Лаба и Белая, которые представляют собой угрозу наводнения населенных пунктов, а также паводков. Вследствие чего, из-за возникшей угрозы наводнения и подтапливания населенных пунктов на территории <адрес>, с докладом выступил на очередном плановом заседании по «Предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район», глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. На указанном заседании комиссии обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. По ходу проведения заседания с докладом выступил заместитель главы МО «Красногвардейский район» Ж.А.Х. который пояснил, что возникла необходимость в проведении мер и имеющихся возможностей с привлечением сил и средств по недопущению подтапливания населенных пунктов района, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ годах имели места события подтопления населенных пунктов района, в частности <адрес>. При этом в ходе доклада Ж.А.Х., предложил в целях снижения негативных последствий, протекающих на обследуемых аварийно-опасных участках реки Лаба рассмотреть возможность привлечения для работ в русле реки Лаба организацию ООО «<данные изъяты>» и ИП «Х.Б.Х.», так как у них имелись готовые проекты для работ на проблемных участках в русле реки Лаба. Наряду с этим по ходу проведения комиссии также с докладом «О проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков, а также вопросов гидротехнических сооружений, их готовности к пропуску паводков», выступил и глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., обозначив в своем докладе необходимость в проведении мероприятий по устранению указанных на заседании комиссии проблем. По итогам заседания, комиссия пришла к выводам, о том, что для производства работ в русле реки Лаба, в целях снижения негативных процессов в русле реки Лаба и недопущения размыва левого берега, заказчиком проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а<адрес> назначить ООО «<данные изъяты>» и привести заказчика в соответствие с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательским институтом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Общий контроль за исполнением принятого на заседании комиссии решения был возложен на отдел по делам ГО и ЧС администрации района в лице руководителя отдела ГО и ЧС Красногвардейского района Б.А.В.. ДД.ММ.ГГГГ, глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. заключил договор возмездного оказания услуг с исполнителем в его лице ООО «<данные изъяты>». По данному договору он выполнял необходимые мероприятия по реализации рабочего проекта «Защита дабы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в <адрес>» а Топчий С.Н. в лице главы МО «Еленовское сельское поселение» в свою очередь должен был передать в счет оплаты за выполнение мероприятий по расчистке русла реки Лаба добытый им в ходе руслоочистительных работ инертный материал (ГПС и песок). После заключения договора оказания возмездных услуг, он, в лице ООО «<данные изъяты>» в рамках реализации рабочего проекта «Защита дабы обвалования реки Лаба от <адрес> стал проводить руслоочистительные работы на проблемных участках русла реки Лаба, с целью устранения возможной угрозы подтапливания и наводнения населенных пунктов. Добытый в ходе руслоочистительных работ из русла реки Лаба инертный материал, в частности ГПС, он, в лице ООО «<данные изъяты>», реализовывал по своему усмотрению, в связи с тем, что данный ГПС являлся его оплатой в счет выполнения руслоочистительных работ. Указанный выше договор он заключил с администрацией МО «Еленовское сельское поселение» в лице Топчия С.Н. руководствуясь тем, что у него имелся рабочий проект «Защита дабы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в Красногвардейском районе», а также в связи с возникшей необходимостью в проведении мер по недопущению подтапливания населенных пунктов района, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ годах имели места события подтопления населенных пунктов района, в частности <адрес>, что в очередной раз нельзя было допустить. Вышеуказанный договор он заключил и подписал ДД.ММ.ГГГГ, а после этого передал подписанный им договор заместителю Евтых Хазрету, который в свою очередь в тот же день отправился в администрацию МО «Еленовское сельское поселение», где и подписал указанный договор у Топчия С.Н. (т. 3 л.д. 46-51, т. 5 л.д. 10-13).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон были оглашены показания не явившегося свидетеля Е.Х.К., согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ он стал работать на предприятии ООО «<данные изъяты>» в должности заместителя директора. Основным видом деятельности предприятия ООО «<данные изъяты>» являются руслоочистительные работы, а также работы связанные с водными объектами. Юридический адрес ООО «<данные изъяты>» расположен по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ директором предприятия ООО «<данные изъяты>» стал Б.А.М.м.. Ему известно, что на территории Красногвардейского района расположены три реки, в частности река Кубань, Лаба и Белая, которые представляют собой угрозу наводнения населенных пунктов, а также паводков. Вследствие чего, из-за возникшей угрозы наводнения и подтапливания населенных пунктов на территории Красногвардейского района, насколько ему известно, на очередном плановом заседании по «Предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район» с докладом выступил глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. На указанном заседании комиссии обсуждались вопросы о проведении противопаводковых мероприятий на реке Лаба и недопущению подтапливания населенных пунктов <адрес>, входящих в состав МО «Красногвардейский район» во время весенне-осенних паводков. А также вопросы гидротехнических сооружений, их готовность к пропуску паводков. В связи с тем, что у предприятии ООО «<данные изъяты>» имелась необходимая документация, в частности готовые проекты для работ на проблемных участках в русле реки Лаба, было принято решение о привлечении предприятия ООО «<данные изъяты>» к работе по очистке русла реки Лаба на проблемных участках. ДД.ММ.ГГГГ, глава МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н. заключил договор возмездного оказания услуг с исполнителем в его лице ООО «<данные изъяты>». По данному договору ООО «<данные изъяты>» выполняло необходимые мероприятия по реализации рабочего проекта «Защита дабы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в Красногвардейском районе», а Топчий С.Н., в лице главы МО «Еленовское сельское поселение», в свою очередь должен был передать в счет оплаты за выполнение мероприятий по расчистке русла реки Лаба добытый им в ходе руслоочистительных работ инертный материал (ГПС и песок). После заключения договора оказания возмездных услуг, ООО «<данные изъяты>» в рамках реализации рабочего проекта «Защита дабы обвалования реки Лаба от а. Джамбичий до Некрасовского моста в Красногвардейском районе», стало проводить руслоочистительные работы на проблемных участках русла реки Лаба, с целью устранения возможной угрозы подтапливания и наводнения населенных пунктов. При этом, к работе ООО «<данные изъяты>» приступило в июне ДД.ММ.ГГГГ, и окончило руслоочистительные работы, насколько он помнит, в ДД.ММ.ГГГГ. Добытый в ходе руслоочистительных работ из русла реки Лаба инертный материал, в частности ГПС, ООО «<данные изъяты>» реализовывало по своему усмотрению, в связи с тем, что данный ГПС являлся его оплатой в счет выполнения руслоочистительных работ. Указанный выше договор директор Б.А.М. заключил с администрацией МО «Еленовское сельское поселение» в лице Топчия С.Н., в связи с возникшей необходимостью в проведении мер по недопущению подтапливания населенных пунктов района, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ годах имели места события подтопления населенных пунктов района, в частности <адрес>, что в очередной раз нельзя было допустить. Вышеуказанный договор ДД.ММ.ГГГГ был подписан директором ООО «<данные изъяты>» Б.А.М., а после чего, по его указанию он направился в администрацию МО «Еленовское сельское поселение», где глава администрации МО «Еленовское сельское поселение» Топчий С.Н., находясь в здании администрации МО «Еленовское сельское поселение» подписал указный договор в тот же день, а после чего передал уже подписанный договор директору ООО «<данные изъяты>» Б.А.М. (т. 5 л.д. 14-19).

Вина подсудимого Топчия С.Н. подтверждается также материалами дела, представленными стороной обвинения:

протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрен участок русла реки Лаба, расположенный вдоль реки от <адрес>, где зафиксированы следы проведения руслоочистительных работ и находящаяся техника, принадлежащая ООО «<данные изъяты>»(т. 1 л.д. 154-155; 156-163);

протоколом осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрена финансово-хозяйственная документация ООО «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ 2015 год. Указанная финансово-хозяйственная документация ООО «<данные изъяты>» признана вещественным доказательством и приобщена к уголовному делу (т. 1 л.д. 143-145; 146-147);

заключением документального исследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен доход от продаж инертного материала (ГПС, песка) ООО «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, который составил <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 149-150; 151-152);

рабочим проектом «Защита дамбы обвалования от а<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому часть добытого инертного материала в ходе руслоочистительных работ пойдет на строительство берегоукрепления, а часть будет использована при строительстве руслоформирующих сооружений. Объем лишнего руслового инертного материала должен быть равномерно прислонен вдоль левого берега реки или вывезен за пределы русла. Выемка инертного материала из дна русла реки Лаба, превышающая рекомендации данного проекта не допускается (т. 3 л.д. 139-208);

договором на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому между администрацией МО «Еленовское сельское поселение» в лице главы Топчего С.Н. и ООО «<данные изъяты>» в лице директора Б.А.М. заключен договор на выполнение работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Согласно указанному договору ООО «<данные изъяты>» выполняет работы на безвозмездной основе, однако исполнитель по своему усмотрению вправе распорядиться полученными при расчистке русла реки грунтом, ГПС и т.д. (т. 3 л.д. 135-136);

протоколом заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было принято решение о срочном рассмотрении возможности проведения руслорегулирующих мероприятий на реке Лаба для защиты дамбы обвалования на участке от а<адрес> соблюдением требований действующего законодательства (т. 1 л.д. 129-131);

протоколом заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Красногвардейский район» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было принято решение о привлечении для производства работ в русле реки Лаба, заказчика проекта «Защита дамбы обвалования реки Лаба от а. <адрес>» ООО «<данные изъяты>» в соответствии с проектами, разработанными ОАО проектно-изыскательным институтом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 132-134);

решением совета народных депутатов МО №Еленовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность главы МО «Еленовское сельское поселение», согласно которого Топчий С.Н. является главой МО «Еленовское сельское поселение» (т. 3 л.д. 78);

Уставом муниципального образования «Еленовское сельское поселение», принятый на 2-ой сессии депутатов МО «Красногвардейское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ постановлением (т. 3 л.д. 80-128);

Постановлением кабинета министров Республики Адыгея «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 1-11).

Таким образом, исследовав и проанализировав показания подсудимого, оглашенных показаний представителя потерпевшего, свидетелей обвинения, материалы уголовного дела, в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины Топчий С.Н., в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.286 УК РФ, т.е. в совершении действий, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, совершенное главой органа местного самоуправления, - превышение должностных полномочий.

При назначении наказания подсудимому суд руководствуется требованиями ст.ст.6, 43 и 60 УК РФ.

Согласно ст.6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

При назначении наказания подсудимому суд в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43 и 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, конкретные обстоятельства совершенного им преступления, роль подсудимого в содеянном, личность подсудимого, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, мнение потерпевшего о мере наказания подсудимому, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого.

Подсудимый Топчий С.Н., судимости не имеет. Совершил тяжкое преступление. По месту жительства характеризуется положительно (т. 3 л.д. 224). В настоящее время не работает является пенсионером.

Согласно исследованным в судебном заседании справкам, Топчий С.Н. на учетах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах не состоит (т. 3 л.д. 226,227).

Обстоятельств, смягчающих наказание подсудимому Топчию С.Н., в соответствии со ст. 61 УК РФ, судом не установлено.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому Топчию С.Н., в соответствии со ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление, совершенное Топчием С.Н., относится к категории тяжких преступлений. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени их общественной опасности, суд не считает необходимым применять по данному делу требования ч.6 ст. 15 УК РФ об изменении категории совершенного преступления, на менее тяжкую.

На основании изложенного, учитывая в совокупности обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства совершенного преступления, личности виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства, суд приходит к выводу, о том, что исправление подсудимого Топчия С.Н. возможно без изоляции его от общества, и ему возможно назначение наказания в виде штрафа. В связи с этим суд считает, что подсудимому Топчию С.Н. не целесообразно назначать наказание в виде лишения свободы, так как применение данного вида наказания, может быть признано не обоснованным для его исправления и предупреждения совершения новых преступлений.

Кроме того, в соответствии с п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015г., №58 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания», одновременно со штрафом, назначенным в качестве основного наказания, допускается назначение за то же преступление дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при условии соблюдения правил применения этих видов наказаний, установленных ч.3 ст.47 УК РФ.

Подсудимый Топчий С.Н., ДД.ММ.ГГГГ, соответственно он достиг возраста

Между тем, в соответствии с ч.2 ст. 19 ФЗ №25 от 02.03.2007г., «О муниципальной службе в РФ», допускается продление срока нахождения на муниципальной службе, муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе, муниципального служащего допускается не более чем на один год.

В связи с этим суд, полагает целесообразным и необходимым, назначить подсудимому Топчий С.Н., дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в органах местного самоуправления.

Вещественных доказательства: финансово-хозяйственная документация ООО «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ, на 64 листах, упакованная в один бумажный паке, хранящиеся при уголовном деле возвратить владельцу ООО «<данные изъяты>».

Гражданский иск по делу не заявлен.

Руководствуясь ст.ст. 307-309, УПК РФ суд,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Топчия С.Н. виновным в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 286 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>), с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления сроком на <данные изъяты>.

До вступления приговора в законную силу избирать меру пресечения в отношении Топчия С.Н. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Вещественные доказательства: <данные изъяты>

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд РА через Красногвардейский районный суд в течении 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня получения копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд РА через Красногвардейский районный суд в течении 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня получения копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий: ________________