Дело №1-64/2017
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ пгт. Вурнары
Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи Кушниковой Н.Г.,
при секретарях Мироновой О.Н., Канькиной А.Р.,
с участием государственного обвинителя прокурора Вурнарского района Мифтахутдинова И.Г.,
подсудимого ФИО4,
защитника адвоката Кольцова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда уголовное дело в отношении
ФИО44, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. ФИО1 района Чувашской Республики, жителя <адрес>, гражданина РФ, образование высшее, невоеннообязанного, <данные изъяты>, несудимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 предъявлено обвинение в том, что он, занимая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики - главы администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее по тексту - Малояушское. сельское поселение), являясь главой органа местного самоуправления, будучи избранным на указанную должность ДД.ММ.ГГГГ на основании решения собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики №, переизбранным на указанную должность на -основании решения Вурнарской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, являясь высшим должностным лицом Малояушского сельского поселения, наделенный полномочиями в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Малояушского сельского поселения, принятого решением Собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав Малояушского сельского поселения) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№), представлять Малояушское сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени Малояушского сельского поселения, издавать в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивать осуществление органами местного самоуправления Малояушского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Малояушского сельского поселения, федеральными законами и законами Чувашской Республики, осуществлять общее руководство деятельностью администрации Малояушского сельского поселения по решению всех вопросов отнесенных к компетенции администрации, заключать от имени администрации Малояушского сельского поселения договоры в пределах своей компетенции, т.е. являясь должностным лицом, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, превышая свои должностные полномочия, явно выходя за их пределы, действуя умышленно, достоверно зная, что участники Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (далее программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858, не должны участвовать в ее софинансировании путем внесения личных денежных средств, в один из дней ДД.ММ.ГГГГ года, более точное время следствием не установлено, находясь в здании администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, <адрес> потребовал у участницы указанной программы Потерпевший №1, внести на счет администрации Малояушского сельского поселения личные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, сообщив, что в случае невнесения Потерпевший №1 личных денежных средств она лишиться права на получение социальной выплаты по программе из федерального и республиканского бюджетов, введя таким образом Потерпевший №1 в заблуждение и вынудив согласиться с его условиями, после чего Потерпевший №1ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению № внесла на расчетный счет Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики личные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в виде добровольного пожертвования от имени <адрес>», который для нее является значительным с учетом ежемесячного дохода. В последующем ФИО47. администрацией Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей, которые должны были быть выплачены за счет Малояушского сельского поселения, а также, в тот же день, Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей, в том числе за счет федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей и за счет республиканского бюджета в размере <данные изъяты> рублей.При этом, достоверно зная о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток денежных средств на лицевом счете Малояушского сельского поселения - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доступные к софинансированию указанной выше программы составляли в размере не менее <данные изъяты> рублей, и, соответственно имел реальную возможность произвести социальную выплату Потерпевший №1 за счет Малояушского сельского поселения.Таким образом, ФИО5 совершил действия, которые должностные лица ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, так как они по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционируют органы местного самоуправления, направленным, в первую очередь на решение населением вопросов местного значения, исходя из интересов населения в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также защиту прав и законных интересов граждан и организаций в сфере местного самоуправления, то есть умышленно совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав Потерпевший №1, выразившиеся в нарушении права на жилище, а также охраняемых законом интересов государства, что выразилось в подрыве авторитета муниципальной службы и муниципального образования «Малояушское сельское поселение Вурнарского района» как органа местного самоуправления, призванного гарантировать и обеспечивать права и законные интересы граждан и организаций, обеспечивать их от злоупотреблений органов государственной власти согласно общепризнанным нормам и принципам международного права», дискредитировал в глазах подчиненных репутацию и авторитет высшей муниципальной должности главы администрации и в целом администрации Малояушского сельского поселения как органа местного самоуправления, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Действия подсудимого ФИО4 органами предварительного следствия квалифицированы по ч.2 ст.286 УК РФ, как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное главой местного самоуправления.
Суд считает, что вина подсудимого ФИО4 в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ не нашла подтверждения в судебном разбирательстве.
В судебном заседании ФИО4 виновным себя в совершении вышеуказанного преступления не признал, указав, что действовал в пределах своих должностных полномочий, руководствуясь законом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он занимал должность главы Малояушского сельского поселения. При осуществлении своей трудовой деятельности он руководствовался ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ, Уставом Малояушского сельского поселения. В программе «Социальное развитие села до 2012» могли участвовать лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, проживающие в сельской местности, у которых износ дома составлял более 65 %, они вставали в очередь на получение субсидий. В списке на получение субсидий по данной программе на ДД.ММ.ГГГГ год были три человека. По мере поступления федеральных и республиканских средств при недостатке бюджетных средств на счету сельского поселения по рекомендации и указу района, комиссии для выполнения указанной программы, для обеспечения субсидий было рекомендовано привлечь пожертвования. В собственности поселения имелись <данные изъяты> рублей, но они были направлены на другие цели: для зимнего содержания дорог. Кроме того, процедура изменения бюджетной статьи требовала времени, а деньги нужно было освоить в ноябре. В ДД.ММ.ГГГГ году, но точно не помнит, из их поселения заявление для участия в программе подали три человека, в том числе и Потерпевший №1, которые были поставлены на учет для получения субсидии. На время постановки на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни они, ни районный финансовый отдел не были в курсе, в каком году поступят субсидии. Если бы они знали, что именно в этом году поступят субсидии, то заложили бы средства в бюджет. До ДД.ММ.ГГГГ года софинансирование производилось районом, а в конце ДД.ММ.ГГГГ года они не могли заложить тех средств, которые должны были софинансировать. До ДД.ММ.ГГГГ года гарантом выступала районная администрация, софинансирование недостающей суммы производилось районной администрацией, а не ими. Потерпевший №1 по вышеуказанной программе получила субсидию из федерального бюджета в размере примерно <данные изъяты> рублей, из республиканского бюджета <данные изъяты> рублей, из местного бюджета <данные изъяты> рублей. В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года им изложили список лиц на получение субсидий, а у них в сельском поселении их было трое. После совещания и согласования с районной администрацией и комиссией, ввиду отсутствия средств на счету сельских поселений приняли решение привлечь средства в качестве пожертвований от организацией. Он пригласил всех трех лиц, в том числе и Потерпевший №1, объяснил районное и республиканское положение, после чего они через организацию, в которых работали, внесли пожертвования. <адрес>», в котором работала Потерпевший №1, находился в одном помещении с администрацией сельского поселения. На счет администрации Малояушского сельского поселения поступили денежные средства от <адрес>» в качестве добровольного пожертвования. В последующем получив субсидию, Потерпевший №1 улучшила свои жилищные условия, она построила дом.
В качестве доказательств вины подсудимого ФИО4 в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ стороной обвинения представлены, показания потерпевшего, свидетелей и письменные доказательства.
В связи с неявкой на судебное заседание потерпевшей Потерпевший №1 в судебном заседании были оглашены ее показания, данные в ходе предварительного следствия, из которых следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году она приобрела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где после развода с мужем проживала с двумя малолетними детьми. На участке данного хозяйства она начала строить новый жилой дом, так как имеющийся жилой дом был очень ветхим и непригодным для жилья, но сама проживала в старом доме. В виду того, что площадь проживания для них была маленькой, она подала заявление о включении ее и членов ее семьи (малолетних детей) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», а именно улучшения жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома на территории Малояушского сельского поселения Вурнарского района. В рамках данной программы она предоставила все необходимые документы, и все расчеты на получение субсидий на приобретение или строительство индивидуального жилого дома проводились в администрации Малояушского сельского поселения и данными вопросами занималась специалист сельского поселения Свидетель №7 В последующем на основании постановления главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ под № ее семья, состоящая из трех человек, была включена в список, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности. В последующем в администрацию Малояушского сельского поселения она ежегодно представляла новый пакет документов. Осенью ДД.ММ.ГГГГ года, точную дату не помнит, ей сообщили, что подошла очередь на получение субсидии и ей необходимо написать соответствующее заявление. Спустя несколько дней, где-то в начале ДД.ММ.ГГГГ года, точной даты не помнит, к ней на сотовый телефон позвонил глава Малояушского сельского поселения ФИО4 и попросил ее подойти к нему в кабинет сельсовет. Придя к нему в сельсовет, находясь в кабинете, ФИО4 сказал ей, что в администрации поселения нет денежных средств для софинансирования ее свидетельства в размере <данные изъяты> рублей. ФИО4 потребовал от нее, чтобы она сама внесла на счет Малояушского сельского поселения «добровольное пожертвование» в сумме <данные изъяты> рублей, в противном случае она не получит даже то, что причитается с федерального и республиканского бюджета и деньги уйдут обратно. Она была вынуждена согласиться с требованиями ФИО4, так как она проживала с детьми в старом доме без удобств, а также ей необходимо было достроить новый жилой дом. На тот момент она работала в <адрес>» в должности продавщицы, там же она оформила кредит на получение вышеуказанных денежных средств, так как <адрес>» также занималась привлечением заемных средств и выдачей займов под проценты. Полученные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей она внесла на расчетный счет администрации Малояушского сельского поселения, предоставленный ей в централизованной бухгалтерии администрации <адрес>, и внесла их через Вурнарский филиал ОАО «Росслельхозбанк» в виде спонсорской помощи в середине ДД.ММ.ГГГГ года. Данные денежные средства внесла от своего имени или от имени <адрес>» сказать не может, так как не помнит. Документы по кредиту у нее в настоящее время не остались, не сохранились, где они находятся, не знает. ДД.ММ.ГГГГ она получила свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей, где были предусмотрены средства из федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей, из республиканского бюджета в размере <данные изъяты> рублей и из местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ указанные свидетельства она предъявила в Вурнарский филиал ОАО «Россельсхозбанк» и открыла в указанном банке счет получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и ждала поступления причитающихся ей свидетельствам денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Вышеуказанные денежные средства на ее расчетный счет пришли в середине ДД.ММ.ГГГГ года. Указанные средства она потратила на строительство индивидуального жилого <адрес>. Внесенная сумма в размере <данные изъяты> рублей для нее была существенная, в несколько десяток раз превышала ее ежемесячный семейный доход, собственных денежных средств в указанном размере у нее не было. Она была вынуждена оформить кредит и переплатить за это проценты (л.д.93-99).
Свидетель Свидетель №5 суду показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она работала кредитным инспектором в <адрес>», по совместительству работала диспетчером в <адрес>». В д. ФИО2 представителем <адрес>» работала Потерпевший №1 Ей известно о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году Потерпевший №1 строила для себя жилой дом. Она знает, что Потерпевший №1 в ДД.ММ.ГГГГ году получила кредит около <данные изъяты> рублей, чтобы внести эту сумму на какие -то цели, но какие не помнит. Указанный кредит Потерпевший №1 погасила через 3-4 месяца. Сама она не выдавала Потерпевший №1 указанный займ, так как она могла выдавать займы до <данные изъяты> рублей. Как <адрес>», так и <адрес>» добровольных пожертвований никогда не делали, лишь по праздникам могли пожертвовать <данные изъяты> рублей. <адрес>» выдавал займы до <данные изъяты> рублей, а СПК «<адрес>» кредиты и займы никогда не выдавал, он занимался торговлей, от граждан привлекал деньги в качестве целевых взносов и на начисленные проценты люди брали товар из магазина СПК «<адрес>». Руководителем обеих организаций был ФИО48. Потерпевший №1 взяла кредит в <адрес> и эти деньги перечислила через <адрес>» по своему усмотрению. В банке для внесения денег на счет СПК «Сельский двор» должна была быть ее подпись. Поэтому ФИО21 с ФИО22, которая тогда была директором, подошли к ней офис и она подписала объявление от ДД.ММ.ГГГГ и они дальше положили деньги на расчетный счет <адрес>». Сама она каких-либо поручений от своего руководства по поводу внесения наличных денежных средств в кассу не получала. Скорее всего, Потерпевший №1 согласовала с ФИО22 и руководством. Считает, что те деньги, которые Потерпевший №1 получила в кредит, она внесла как добровольное пожертвование и это ее право. При выдаче займа Потерпевший №1 составлялся договор займа, этот договор был подписан не ею (Свидетель №5), но этот договор она видела. Этот договор она передавала в офис <адрес>», расположенный в <адрес>.
Свидетель Свидетель №6 суду показала, что финансовый отдел администрации в соответствии с соглашением с администрацией Малояушского сельского поселения Вурнарского от ДД.ММ.ГГГГ года осуществлял функции финансового органа, контролировал за исполнением, составлением отчетности. В ДД.ММ.ГГГГ году главой Малояушского сельского поселения являлся ФИО3 Доходной частью бюджета Малояушского сельского поселения управляла администрация Малояушского сельского поселения в лице ее главы. Распорядителем бюджета является администрация Малояушского сельского поселения. Программа «Социальное развитие села на ДД.ММ.ГГГГ год» софинансировалась из трех источников: республиканского, федерального, местного бюджетов и привлекались средства самих приобретателей, получателей субсидии.
В судебном заседании в установленном законом порядке были оглашены показания свидетеля Свидетель №6, данные ею в ходе предварительного следствия, из которых следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году она занимала должность главного специалиста-эксперта финансового отдела Вурнарского района. Финансовый отдел администрации Вурнарского района в соответствии с соглашением с администрацией Малояушского сельского поселения Вурнарского района об осуществлении финансовым отделом администрации Вурнарского района отдельных функций при исполнении бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет формирование проекта бюджета, проекта изменений в бюджет, составление годовой бюджетной отчетности, контроль за исполнением бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ году должность главы Малояушского сельского поселения исполнял ФИО41. Доходная часть бюджета Малояушского сельского поселения формировалась из собственных доходов, сумм межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на сбалансированность бюджетов, субсидии, субвенции) и внебюджетных источников. Доходной частью бюджета Малояушского сельского поселения управлял глава указанного поселения, то есть финансовые вопросы решает вышеуказанный глава, их отдел лишь как исполнитель бюджета. Распределение субсидий бюджетам районов и городов на предоставление социальных выплат на приобретение жилья молодым специалистам и гражданам, проживающим в сельской местности, осуществляло Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики. Размер субсидии утверждался Законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год. Распределение субсидии по поселениям утверждалось решением о бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год. Бюджету Малояушского поселения на указанные цели в ДД.ММ.ГГГГ году были выделены субсидии в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. Из них средства федерального бюджета - <данные изъяты> тысяч рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - <данные изъяты> тысяч рублей. За <данные изъяты> год Малояушским сельским поселением для выплаты субсидии из местного бюджета было произведено софинансирование в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. В случае необеспечения софинансирования из местного бюджета, поступившие субсидии подлежали возврату в республиканский бюджет. Согласно имеющимся справкам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доходы бюджета Малояушского сельского поселения от безвозмездных поступлений фактически составили в сумме <данные изъяты> тысяч рублей, на ДД.ММ.ГГГГ - в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. В <данные изъяты> года в бюджет Малояушского сельского поселения поступили межбюджетные трансферты в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доходы бюджета Малояушского сельского поселения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности фактически составили в сумме <данные изъяты> тысяч рублей, на ДД.ММ.ГГГГ - в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. Всего в ДД.ММ.ГГГГ года в бюджет Малояушского сельского поселения поступили доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. В ДД.ММ.ГГГГ года также в бюджет Малояушского сельского поселения поступили доходы от дотаций бюджетам поселений на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме <данные изъяты>. рублей, а также доходы от дотаций бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме <данные изъяты>. рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ расходная часть бюджета Малояушского сельского поселения исполнена в сумме <данные изъяты>. рублей и тем самым профицит бюджета (превышение доходов бюджета над его расходами) составил <данные изъяты>. рублей, то есть в бюджете сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись денежные средства не менее <данные изъяты>. рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доходы бюджета Малояушского сельского поселения фактически составили в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, которые были сформированы от налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, а также от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ расходная часть бюджета Малояушского сельского поселения исполнена в сумме 2946,6 тыс. рублей и тем самым превышение доходов бюджета над его расходами составило <данные изъяты>. рублей, то есть в бюджете сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись денежные средств не менее <данные изъяты>. рублей. Расходы бюджета Малояушского сельского поселения осуществлялись в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета, которая составлена в соответствии с решением Собрания депутатов Малояушского сельского поселения «О бюджете Малояушского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ год». Доходы, сформированные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являлись внебюджетными средствами и использовались по усмотрению главного распорядителя бюджетных средств -администрацией Малояушского сельского поселения <адрес>. Доходной частью ФИО4 управлял сам, в его решения они никогда не вмешивалась (т.2 л.д. 144-148).
В судебном заседании свидетель ФИО23 подтвердила правдивость данных в ходе предварительного следствия показаний.
Свидетель Свидетель №7 суду показала, что она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает специалистом -экспертом администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, до этого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность заместителя главы администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики. На тот период главой администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики являлся ФИО3Потерпевший №1 является жителем с. <адрес> и она была включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как имеющийся дом по площади не соответствовал требованиям, и хотела улучшить жилищные условия путем строительства нового жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ году Потерпевший №1 представила все необходимые документы для участия в программе «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», работала она в <адрес>». Осенью ДД.ММ.ГГГГ года у Потерпевший №1 подошла очередь на получение субсидии для строительства индивидуального жилого дома. Расчеты на получение социальной выплаты на строительство жилого дома делала она, на основании представленных Потерпевший №1 документов, но на какую сумму был расчет, сказать не может. Указанный расчет был согласован с отделом капитального строительства администрации в лице Свидетель №8, утверждался ФИО4 Акт выполненных работ утверждался также ФИО4 Стоимость выполненных работ в настоящее время она также не может назвать. Вышеуказанная программа финансировалась из трех источников: федерального, республиканского и местного бюджетов. Также было условие о том, что в бюджете администрации должны быть предусмотрены средства для этих целей. В бюджете Малояушского сельского поселения таких денег не было, но решением Собрания депутатов было предусмотрено, что в бюджет поселения могут быть внесены пожертвования юридическими лицами. Кто и какую сумму пожертвование внес для Потерпевший №1, она не знает. Думает, что ФИО42 вносила деньги через своего работодателя <адрес>», так как она очень хотела достроить свой дом, получить федеральные и республиканские деньги. Потерпевший №1 говорила, что ей помог <адрес>», но о том, что она внесла личные деньги, не говорила. Сама она какие-либо указания, советы по поводу внесения денежных средств на счет администрации Малояушского сельского поселения Потерпевший №1 не давала. Бюджет Малояушского сельского поселения утверждает Собрание депутатов Малояушского сельского поселения. За исполнение бюджета отвечает глава.
В судебном заседании в установленном законом порядке были частично оглашены показания свидетеля Свидетель №7, данные ею в ходе предварительного следствия, из которых следует, что расчеты на получение субсидии согласовывались ею с ОКС и ЖКХ администрации Вурнарского района. Данные расчеты производились на основании подписанного главой Малояушского сельского поселения Вурнарского района ФИО4 акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость выполненных работ согласно акта выполненных работ составило <данные изъяты> рублей. Размер социальной выплаты для завершения строительства жилого дома Потерпевший №1 составил <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей из федерального бюджета, <данные изъяты> рублей из республиканского бюджета и <данные изъяты> рублей из бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района. После этого Потерпевший №1 в Малояушское сельское поселение Вурнарского района были предоставлены документы о приобретении строительных материалов для завершения строительства в размер <данные изъяты> рублей. В последующем ей стало известно, что Потерпевший №1 внесла свои денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, предусмотренные для выплаты из местного бюджета, для получения социальной выплаты на строительство жилого дома. Ей это показалось странным, так как до этого в ДД.ММ.ГГГГ году такую же социальную выплату на строительство жилого дома получил ФИО40 без внесения в бюджет поселения своих средств. Также не вносили денежных средств получатели социальных выплат в 2011 и последующем годах. Кто предложил Потерпевший №1 внести свои деньги на счет поселения, ей неизвестно (т. 2 л.д. 149-152).
Показания, данные в ходе предварительного следствия, свидетель Свидетель №7 подтвердила.
Свидетель Свидетель №9 суду показал, что он с ДД.ММ.ГГГГ года занимал должность заместителя начальника отдела градостроительства администрации <адрес>. По программе «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года» сбором, контролем документацией занималась Свидетель №8 В рамках данной программы граждане, молодые специалисты получали социальные выплаты для строительства жилого дома в сельских местностях. По этой программе сельские поселения предоставляли списки лиц, которые планируют получить субсидию. Субсидия выделялась для завершения строительства дома, а не для начала строительства дома. Выездом на место они смотрели, действительно ли дом построен, на какой стадии строительства находится дом и какие работы необходимо делать для того, чтобы закончить строительство дома. Расчет субсидии выполнялся специалистом. Эта программа финансировалась из трех источников: федерального, республиканского, местного бюджетов. Если местный бюджет не мог финансировать, то республиканские и федеральные деньги не выделялись. До того, как направить документы для выплаты субсидий через Минсельхоз, из местного бюджета обязательно должны были быть выделены финансовые средства. Средства в местном бюджете могли и не быть, поскольку первоначально не знали, сколько человек из сельского поселения будет участвовать в данной программе. Если в сельском поселении недостаточно средств для субсидирования своей части, обращались в финансовый отдел, чтобы изыскать средства из местного бюджета. Если эти средства в сельском поселении отсутствовали, то Министерство рекомендовало, чтобы спонсорскую помощь оказали совхозы, колхозы, в котором работают граждане. Если бы сельское поселение не изыскало средства для выполнения своей части условий программы, то участник программы не мог получить ни республиканские, ни федеральные деньги, и эти деньги возвращались обратно соответственно в республиканский и федеральные бюджеты. За Потерпевший №1 денежные средства в качестве добровольного пожертвования внес ее работодатель <адрес>. Глава поселения не мог самостоятельно распоряжаться поступившими внебюджетными деньгами и доходами от предпринимательской деятельности. Для этого он должен был инициировать о направлении денежных средств перед Собранием депутатов.
Свидетель Свидетель №11 суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ году она занимала должность начальника финансового отдела администрации Вурнарского района. В ее должностные обязанности входил финансовый контроль. Финансовый отдел администрации Вурнарского района осуществлял формирование проекта бюджета, проекта изменений в бюджет, составление годовой бюджетной отчетности по исполнению бюджета сельских поселений. Согласно представленным главными распорядителями кредитов, они осуществляли данные полномочия согласно соглашению, который подписан с главой поселения и главой Вурнарского района. В ДД.ММ.ГГГГ году главой Малояушского сельского поселения Вурнарского района был ФИО4 Доходная часть бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района формировалась за счет налоговых, не налоговых и безвозмездных поступлений. Были собственные доходы: НДФЛ, налог на землю, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции и иные прочие трансферты с республиканского бюджета. Доходной частью Малояушского сельского поселения Вурнарского района управлял глава Малояушского сельского поселения, являлся он главным распорядителем кредитов и по доходам и по расходам. Доходы, сформированные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являлись внебюджетными средствами поселения, и сельские поселения могли распорядиться этими средствами на основании решения Собрания депутатов. По программе «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года» финансовый отдел администрации района не занимался. Малояушское сельское поселение Вурнарского района предоставлял сведения в отдел капитального строительства, все решения собрания депутатов, все личные дела. Субвенции, субсидии районов, районам выделялись общей суммой, а не конкретно по фамилии. Расчеты предоставлял отдел капитального строительства, он указывал, сколько из федерального бюджета, сколько из республиканского бюджета, сколько из местного-общей суммой. Обязательно должны были быть предусмотрены средства из местного бюджета. Если нет софинансирования из местного бюджета, главный распорядитель кредитов поселения не должен был выделять эти деньги. Лично по федеральной программе финансовый отдел и специалисты отдела капитального строительства никаких указаний главам поселений не давали. Доходами и средствами, имеющими на счетах сельского поселения, управляет глава сельского поселения.
Свидетели Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, Свидетель №8, Свидетель №10, ФИО8 А.А., Свидетель №13 в судебное заседание не явились, в связи с чем в установленном порядке были оглашены их показания, данные в ходе предварительного следствия.
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №2 следует, что он состоит в должности главного специалиста - эксперта финансового отдела администрации Вурнарского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ года. В его непосредственные должностные обязанности входит обработка выписок банка, составление квартальной, годовой, месячной отчетности и пр. Финансовый отдел администрации Вурнарского района в соответствии с соглашением с администрацией Малояушского сельского поселения Вурнарского района об осуществлении финансовым отделом администрации Вурнарского района отдельных функций при исполнении бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района» от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет формирование проекта бюджета, проекта изменений в бюджет, составление годовой бюджетной отчетности, контроль за исполнением бюджета. Доходная часть бюджета Малояушского сельского поселения формировалась из собственных доходов, сумм межбюджетных трансфертов (дотации на сбалансированность бюджетов, субсидии, субвенции) и внебюджетных источников. У Малояушского сельского поселения имеются денежные средства, которые формируются из собственных доходов, сумм межбюджетных трансфертов и внебюджетных источников. Главным администратором доходов Малояушского сельского поселения является глава Малояушского сельского поселения. Доходами Малояушского сельского поселения управляет глава Малояушского сельского поселения. Периодически на счет бюджета администрации Вурнарского района ЧР поступают межбюджетные трансферты, которые в последующем распределяются на счета поселений входящих в состав Вурнарского района. В последующем данными денежными средствами распоряжается глава района, в который поступили данные трансферты. Доходы, сформированные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Малояушского сельского поселения, являлись внебюджетными средствами и использовались по усмотрению главного распорядителя бюджетных средств - администрацией Малояушского сельского поселения Вурнарского района, то есть непосредственного главой Малояушского сельского поселения. В рамках федеральной программы «Социальное развитие села» лицам, нуждающимся в улучшении жилья, полагаются субсидии, выделяемые из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. Финансовый отдел администрации Вурнарского района ЧР никоим образом не воздействует на управление денежными средствами как Малояушского сельского поселения, так и других сельских поселений. Денежными средствами в Малояушском сельском поселении управлял и управляет непосредственно глава Малояушского, а не они, их функция лишь обслуживание их заявок. Он никогда никакие рекомендации по управлению денежными средствами бывшему главе Малояушского сельского поселения Вурнарского района ЧР ФИО6 не давал (т.2, л.д.102-105).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №3 следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года она работала в централизованной бухгалтерии Вурнарского района в должности бухгалтера и обслуживала Малояушское сельское поселение Вурнарского района. Согласно представленных документов МКУ «Централизованная бухгалтерия Вурнарского района» Потерпевший №1 получила субсидии на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности: согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, которые поступили из бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района, согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, которые поступили из республиканского бюджета, согласно заявки на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ с федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей. Согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере <данные изъяты> рублей поступили на расчетный счет Малояушского сельского поселения Вурнарского района от <адрес> как добровольное пожертвование. Распорядителем средств на тот период являлся глава администрации Малояушского сельского поселения ФИО4 (т.2, л.д.134-136).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №4 следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году она работала в централизованной бухгалтерии администрации Вурнарского района Чувашской Республики и занимала должность бухгалтера, обслуживала Янгорчинское, Алгазинское, Ермошкинское сельские поселения. По поводу получения Потерпевший №1 субсидии на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, дала показания, аналогичные показаниям, свидетеля Свидетель №3 (т.2, л.д. 137-140).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №8 следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по конец ДД.ММ.ГГГГ года она состояла в должности ведущего специалиста-эксперта отдела строительства и ЖКХ администрации Вурнарского района, занималась контролем подготовки документации работниками сельских поселений Вурнарского района для получения гражданами субсидий (социальных выплат) в рамках различных федеральных и республиканских программ, контролем сбора документации в рамках целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года». В рамках данной программы граждане и молодые специалисты получали социальные выплаты для строительства (приобретения) жилого дома на территории сельской местности. На территории Малояушского сельского поселения проживает Потерпевший №1, которая на основании постановления главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ под № была включена в список нуждающихся в жилых помещениях и имеющих государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года». Сама Потерпевший №1 на основании представленных документов участвовала как «Молодой специалист», так как работала продавцом в сельскохозяйственном кооперативе. Она свои жилищные условия собиралась улучшить путем строительства жилого дома на территории Малояушского сельского поселения Вурнарского района. Для этого она в администрацию Малояушского сельского поселения Вурнарского района представляла пакет документов, которые были необходимы для участия в рамках вышеуказанной программы. По мере поступления денежных средств федерального и республиканского бюджетов данная сумма распределяется среди участников - претендентов социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года». Также сельские поселения должны были предусмотреть местные денежные средства на получение социальных выплат, так как они знали очередность получателей социальных выплат. В рамках вышеуказанной программы необходимым условием было обязательное софинансирование из местного бюджета и в связи с этим данные денежные средства должны были быть предусмотрены в местном бюджете. Потерпевший №1 в адрес главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района были предоставлены все необходимые документы, которые в последующем предоставлены ей для проведения проверки. Основанием для постановки на учет Потерпевший №1 послужило наличие жилой площади ниже учетной нормы проживания для семьи из трех человек. На тот период времени Малояушское сельское поселение Вурнарского района занималась сбором и подготовкой необходимых документов. Расчеты на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) индивидуального жилого дома согласовывались с ОКС и ЖКХ администрации Вурнарского района и они делались специалистом сельского поселения. Сами расчеты производились на основании предоставленных документов, а в случае Потерпевший №1 данные расчеты производились на основании подписанного главой Малояушского сельского поселения Вурнарского района ФИО4 акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Объем выполненных работ строительству жилого дома согласно проектно - сметной документации составил <данные изъяты> рублей, остаток на выполнение работ по строительству дома составил <данные изъяты> рублей, в связи с чем размер социальной выплаты составил <данные изъяты> рублей, где сумма в размере <данные изъяты> рублей предусмотрена с федерального бюджета, <данные изъяты> рублей с республиканского бюджета и <данные изъяты> рублей с бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района. Потерпевший №1 в Малояушское сельское поселение Вурнарского района были предоставлены документы о приобретении строительных материалов для завершения строительства в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства в размере <данные изъяты> рублей должны были быть предусмотрены из местного бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района, а остальные денежные средства выделялись из федерального и республиканского бюджетов. Сама она каких-либо указаний главам сельских поселений или участникам -получателей социальных выплат для строительства (приобретения) жилья в сельской местности о внесении своих личных денежных средств в бюджет сельского поселения в качестве пожертвований не давала. Случаев неосвоения выделенных бюджетных средств в рамках вышеуказанной федеральной целевой программы не было, так как поступившие федеральные и республиканские денежные средства осваивались в виду наличия средств из местного бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ году главой Малояушского сельского поселения являлся ФИО4 Бюджетом Малояушского сельского поселения распоряжается непосредственно глава Малояушского сельского поселения. Со стороны ОКС в сторону администрации Малояушского сельского поселения никаких указаний по поводу управления бюджетом Малояушского сельского поселения никогда не поступало (т.2, л.д.153-156).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №10 видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она работала в министерстве сельского хозяйства на различных должностях. На ДД.ММ.ГГГГ год она занимала должность консультанта отдела инвестиций и социального развития села. В ДД.ММ.ГГГГ году действовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», в рамках которой лицам, которые соответствовали условиям программы, предоставлялись социальные выплаты на строительство и приобретение жилья в сельской местности за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов. Гражданин, изъявивший желание участвовать в программе, представлял заявление с приложением необходимых документов в органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления проверял полноту собранных документов, достоверность сведений и принимал решение о включении заявителя в список участников программы. В Минсельхоз Чувашии администрация муниципального района представляла утвержденный список получателей социальных выплат на текущий финансовый год с приложением необходимых документов. Минсельхоз Чувашии на основании представленных списков и документов формировал и утверждал сводный список получателей социальных выплат по Чувашской Республике. Также администрация муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год представляла выписки из решений собраний депутатов об утверждении местного бюджета в качестве подтверждения необходимого софинансирования за счет местного бюджета. В случае отсутствия выписок из решений собрания депутатов о местных бюджетах средства федерального и республиканского бюджетов не могли быть предоставлены. Орган местного самоуправления должен был подтвердить наличие средств в местном бюджете, предусмотренных на софинансирование мероприятий программы. В случае соответствия документов всем условиям программы Минсельхоз Чувашии перечислял средства из федерального и республиканского бюджетов. Данные выписки за ДД.ММ.ГГГГ год в Минсельхозе Чувашии не сохранились. Администрацией Вурнарского района в <адрес> году был представлен отчет об использовании субсидий из средств федерального, республиканского местного бюджетов, подтверждающий доведение социальных выплат до получателей в полном объеме, отсутствие их возвратов (т. 2 л.д. 161- 165).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №12 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года он замещал должность главы Санарпосинского сельского поселения Вурнарского района. В ДД.ММ.ГГГГ году действовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», в рамках которой нуждающимся в улучшении жилья лицам выплачивались субсидии из федерального, республиканского и местного бюджетов. Субсидии из местного бюджета выплачивались из бюджета сельского поселения, в котором проживает нуждающееся лицо. Главным распорядителем бюджета сельского поселения является непосредственно глава сельского поселения. Со стороны ОКС администрации Вурнарского района, финансового отдела администрации Вурнарского района, иных вышестоящих органов в его адрес указаний, чтобы лица, нуждающиеся в улучшении жилья, сами вносили денежные средства и потом получали их обратно как субсидии из местного бюджета, не поступало (т. 2 л.д. 196-198).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №13 следует, что в должности начальника финансового отдела администрации Вурнарскорго района состоит с ДД.ММ.ГГГГ. В ее непосредственные должностные обязанности входит контроль по формированию, исполнению бюджета района, сельских и городских поселений, контроль в части исполнения расходных обязательств, контроль за кассовым исполнением бюджета района и поселений. Согласно ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» главным распорядителем бюджетных средств поселения является администрация поселения. Финансовый отдел администрации Вурнарского района в соответствии с соглашением с администрацией Малояушского сельского поселения Вурнарского района об осуществлении финансовым отделом администрации Вурнарского района отдельных функций при исполнении бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района» от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет формирование проекта бюджета, проекта изменений в бюджет, составление годовой бюджетной отчетности, контроль за исполнением бюджета. Доходная часть формировалась из собственных доходов, сумм межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на сбалансированность бюджетов, субсидии, субвенции) и внебюджетных источников. Согласно представленным ей на обозрение документам в ДД.ММ.ГГГГ году в бюджет Малояушского сельского поселения на выравнивание бюджетной обеспеченности из республиканского бюджета Чувашской Республики поступили дотации в сумме <данные изъяты> тысяч рублей. Указанные дотации направлялись на финансирование первоочередных расходных обязательств поселения, закрепленных Федеральным Законом №131-ФЗ (выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, благоустройство, содержание дорог и др. цели). В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ дотации-межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или)условий их использования. Субсидии, субвенции носят целевой характер. Собственные доходы, мобилизуемые на территории поселения, незначительны и составили <данные изъяты> тыс.рублей. Субсидии за счет средств местного бюджета сельских поселений рассчитываются отделом строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации района в соответствии с правилами предоставления молодым семьям, молодым специалистам и т.п., за счет средств республиканского бюджета социальных выплат на строительство или приобретение жилья 18 кв.м. на одного человека. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади устанавливается каждым органом местного самоуправления. Распределение субсидий бюджетам районов и городов на предоставление социальных выплат на приобретение жилья молодым специалистам и гражданам, проживающим в сельской местности, осуществляло Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики. Размер субсидии утверждается Законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год. Распределение по поселениям утверждается Решением о бюджете Вурнарского района на соответствующий финансовый год. Бюджету Малояушского поселения на указанные цели были выделены субсидии в сумме <данные изъяты> тыс.рублей. Из них средства федерального бюджета -<данные изъяты> тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики-<данные изъяты> тыс. рублей. Софинансирование мероприятий в сумме <данные изъяты> тыс.рублей Малояушским поселением было обеспечено за счет внебюджетных источников. Средства от приносящей доход деятельности Малояушского сельского поселения учитывались в Канашском ОСБ 7507 на счете №. Субсидии из федерального, республиканского бюджетов предоставлялись лишь при условии софинансирования из местного бюджета (бюджет поселения), то есть они предоставлялись лишь при наличии денежных средств у сельского поселения (т.2, л.д.199-201).
Из копии решения собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 избран главой Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (т. 1 л.д. 75).
Из копии постановления Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с указанной даты ФИО4 вступает в должность главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики на основании решения Вурнарской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении итогов голосования на выборах в органы местного самоуправления Вурнарского района Чувашской Республики» (т. 1 л.д. 76).
Из копии решения собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 досрочно прекратил полномочия главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (т. 1 л.д. 77).
Из копии Устава Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в структуру органов местного самоуправления Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики входят: глава Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, Собрание депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики. Глава Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики является высшим должностным лицом Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и наделяется полномочиями в соответствии с уставом. Глава Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики представляет Малояушское сельское поселение Вурнарского района Чувашской Республики в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения. Глава Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики избирается по усмотрению депутатов открытым или тайным голосованием, проводимым в соответствии с регламентом Собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики. Руководство деятельностью Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики осуществляет на принципах единоначалия главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, являющаяся главой администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики. В сфере исполнительно-распорядительной деятельности глава Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики - глава администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашский Республики осуществляет общее руководство деятельностью администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; заключает от имени администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики договоры в пределах своей компетенции; разрабатывает и представляет на утверждение Собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики структуру администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, формирует штат администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в пределах, утвержденных в бюджете средств на содержание администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом. К собственным доходам бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района относятся, в частности, добровольные пожертвования (т. 1 л.д. 13-34).
Из копии постановления главы Малояушского сельского поселении Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что утверждены Правила предоставления средств бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на ДД.ММ.ГГГГ год. Настоящие Правила регламентируют порядок предоставления средств из бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, разработаны в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно Правилам, если размер средств, предусмотренных в бюджете Малояушского сельского поселения на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, не позволяет обеспечить установленный для бюджета уровень софинансирования, Малояушское сельское поселение вправе привлечь средства внебюджетных источников в объеме недофинансирования мероприятий за счет бюджета Малояушского сельского поселения. Перечисление средств на обеспечение жильем молодых семей осуществляется с лицевого счета Малояушского сельского поселения, в том числе за счет целевых средств, поступивших в виде безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, открытого в финансовом отделе администрации Вурнарского района Чувашской Республики на основании документов на перечисление средств юридическим и физическим лицам (т. 1 л.д. 152-154).
Из копии приложения к решению Собрания депутатов Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики «Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики за ДД.ММ.ГГГГ год» следует, что выделенные Малояушскому сельскому поселению Вурнарского района Чувашской Республики дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в размере <данные изъяты> рублей исполнены в полном объеме, а также выделенные субсидии на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан РФ, проживающих в сельском местности, в размере <данные изъяты> рублей, исполнены в полном объеме (т. 1 л.д. 99-100).
Из копии постановления главы Малояушского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением видно, что ФИО21A., ее сыновья ФИО24 и ФИО25 признаны нуждающимися в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку (т. 1 л.д. 171).
Из копии заявления Потерпевший №1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года» в связи с планированием улучшения жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома в Малояушском сельском поселении (т. 1 л.д. 168).
Из копии расчета размера социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках реализации программы «Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до ДД.ММ.ГГГГ года», утвержденного главой Малояушского сельского поселения ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, следует, что размер социальной выплаты Потерпевший №1 составляет <данные изъяты> рублей из федерального бюджета, <данные изъяты> рублей - из республиканского бюджета, <данные изъяты> рублей - из бюджета Малояушского сельского поселения (т. 1 л.д. 179).
Из копии договора об обеспечении жильем молодого специалиста от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Малояушского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в лице главы ФИО3, именуемая в дальнейшем «Администрация», Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Сельский двор», в лице директора ФИО7, именуемый в дальнейшем «Работодатель», и гражданка Потерпевший №1, именуемая в дальнейшем «Гражданин» заключили договор, согласно которому гражданин обязуется выполнить собственными силами или силами подрядной организации работы по строительству жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией, администрация обязуется оплатить построенное жилое помещение в пределах выделенной гражданину социальной выплаты из федерального, республиканского и местного бюджета на приобретение жилья в сельской местности в соответствии с приложением № 1 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» приложения № 16 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 31 января 2009 года «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», а работодатель обязуется предоставить работнику работу в соответствии с условиями заключенного трудового договора на срок не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, и обеспечивать условия трудового договора (т. 1 л.д. 183-184).
Из копии свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Потерпевший №1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», и в соответствии с условиями программы ей предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей на строительство индивидуального жилого дома в Малояушском сельском поселении <адрес>, из которых <данные изъяты> рублей - из средств федерального бюджета, <данные изъяты> рублей - из средств республиканского бюджета, (т. 1 л.д. 188).
Из копии корешка свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № видно, что Потерпевший №1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», и в соответствии с условиями программы ей предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей из средств местного бюджета. Свидетельство выдано Потерпевший №1ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 189).
Из копии реестра платежных поручений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что ДД.ММ.ГГГГ для Потерпевший №1 администрацией Малояушского сельского поселения произведено перечисление субсидий в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 144).
Из копии платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Потерпевший №1 от имени УФК по Чувашской Республике (Вурнарский райфинотдел, администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики) перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 146).
Из копии платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Потерпевший №1 от имени УФК по Чувашской Республике (Вурнарский райфинотдел, администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики) перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 147).
Из копии объявления на взнос наличными № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на счет <адрес>» поступили денежные средства в виде торговой выручки через Свидетель №5 в размере <данные изъяты> рублей (т.3, л.д.189).
Из банковской выписки по лицевому счету <адрес>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что на счет <адрес>ДД.ММ.ГГГГ через Свидетель №5 поступила торговая выручка в размере <данные изъяты> рублей, и в тот же день указанная сумма денег в качестве добровольного пожертвования перечислена на счет Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (т.3, л.д.190-199).
Из копии платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Сельский двор» перечислил на счет администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района денежные средства в размере <данные изъяты> рублей как добровольное пожертвование (т. 1 л.д. 149).
Из копии справки об исполнении бюджетов поселений Вурнарского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что на ДД.ММ.ГГГГ в Малояушское сельское поселение поступили доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в размере <данные изъяты> рублей, дотации бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 235-238).
Из копии справки об исполнении бюджетов поселении Вурнарского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что на ДД.ММ.ГГГГ в Малояушское сельское поселение поступили доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в размере <данные изъяты> рублей, дотации бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 239-242).
Из копии справки об исполнении бюджетов поселений Вурнарского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ДД.ММ.ГГГГ в Малояушское сельское поселение поступили дотации бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 243-246).
Из копии приложения к письму финансового отдела администрация Вурнарского района о динамике поступления доходов в бюджет Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по месяцам в ДД.ММ.ГГГГ году следует, что за ДД.ММ.ГГГГ год в Малояушское сельское поселение Вурнарского района Чувашской Республики поступили доходы неналоговые и налоговые в размере <данные изъяты> рублей, дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 249).
В качестве доказательства вины ФИО3 в совершении преступления сторона обвинения представила в суд также светокопию договора займа №/В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес>», в лице уполномоченной ФИО22, действующей на основании доверенности, с одной стороны и Потерпевший №1, с другой стороны, и оборот по дебету за ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес>. Однако эти документы (светокопию договора займа, оборот по дебету за ДД.ММ.ГГГГ год) суд не может положить в основу настоящего решения так как суду не представлены их подлинники, а сами документы надлежащим образом не заверены.
Таким образом, исследовав доказательства в их совокупности, судом установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность главы Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, и в соответствии с занимаемой должностью имел право распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности Малояушского сельского поселения Вурнарского района. В качестве источника пополнения бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района предусмотрены добровольные пожертвования. В ДД.ММ.ГГГГ году действовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года». Потерпевший №1 принимала участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года, включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток денежных средств на лицевом счете Малояушского сельского поселения -доходы от предпринимательской и иной деятельности составлял <данные изъяты> рублей. ФИО4, сославшись на отсутствие в бюджете поселения денежных средств, предложил Потерпевший №1 внести на счет поселения <данные изъяты> рублей в виде добровольного пожертвования, с целью последующего возврата ей данной суммы в виде социальной выплаты по подпрограмме «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ года», объяснив, что в противном случае она не сможет получить и часть социальной выплаты, причитающейся из федерального и республиканского бюджета. Потерпевший №1 по предложению ФИО4 внесла указанную сумму <данные изъяты> рублей на счет Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики через своего работодателя <адрес>», что подтверждается показаниями самой потерпевшей, свидетеля Свидетель №5, а также письменными документами и суммой пожертвования, поступившего на счет Малояушского сельского поселения. Оснований не доверять показаниям потерпевшей Потерпевший №1 и свидетеля Свидетель №5 о том, что в Потерпевший №1 внесла через <адрес>» личные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, полученные ею в заем, не имеется.
Поступив таким образом, Потерпевший №1 в ДД.ММ.ГГГГ года получила социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей и улучшила свои жилищные условия, то есть достроила свой жилой дом, тем самым реализовав право на жилище.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ, заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за переделы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Между тем действия подсудимого ФИО4 не содержат состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ, ввиду отсутствия в его действиях явного превышения его должностных полномочий и последствий, повлекших за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций как обязательных признаков состава преступления.
Как было установлено судом, ФИО9 в соответствии с занимаемой должностью имел право распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, при этом в качестве источника пополнения бюджета предусмотрены добровольные пожертвования.
Кроме того, постановлением главы Малояушского сельского полселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах предоставления средств бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению доступным жильем молодых семей специалистов на селе на ДД.ММ.ГГГГ год», предусмотрено, что если размер средств, предусмотренных в бюджете Малояушского сельского поселения на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, не позволяет обеспечить установленный для бюджета уровень софинансирования, Малояушское сельское поселение вправе привлечь средства внебюджетных источников в объеме недофинансирования мероприятий за счет бюджета Малояушского сельского поселения. Перечисление средств на обеспечение жильем молодых семей осуществляется с лицевого счета Малояушского сельского поселения, в том числе за счет целевых средств, поступивших в виде безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, открытого в финансовом отделе администрации Вурнарского района Чувашской Республики на основании документов на перечисление средств юридическим и физическим лицам.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что действие подсудимого ФИО4, выразившееся в предложении Потерпевший №1 внести на счет администрации Малояушского сельского поселения Вурнарского района в качестве добровольного пожертвования денежные средства не повлекли существенное нарушении ее прав, а также ее законных интересов, прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Ответственность по ч.2 ст.286 УК РФ наступает только в том случае, если результатом превышения должностных полномочий явилось наступление вредных последствий, которые должны быть реальные и существенными.
Наступлений таковых последствий в результате действий ФИО4 судом не установлено.
Доводы государственного обвинителя о том, что действиями ФИО4 причинен материальный ущерб Потерпевший №1 в значительном размере -<данные изъяты> рублей суд оставляет без оценки, поскольку согласно ч. 1 ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. ФИО4 не предъявлено обвинение в том, что его действия причинили Потерпевший №1 значительный ущерб в размере <данные изъяты> рублей.
Доводы государственного обвинителя о том, что действия ФИО4 явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав выразились в нарушение права Потерпевший №1 на получение поддержки за счет средств бюджета Малояушского сельского поселения, представляемых на улучшение жилищных условий в рамках программы, несостоятельны, поскольку Потерпевший №1 получена субсидия, в том числе и за счет средств местного бюджета Малояушского сельского поселения Вурнарского района.
Доводы государственного обвинителя о том, что ФИО4 как глава сельского поселения, как распорядитель бюджетной росписи сельского поселения, мер по изменению бюджета и выделении из него денежных средств сельского поселения, как того требует Программа не принял, вопрос перед депутатами сельского поселения о выделении бюджетных средств сельского поселения семье Потерпевший №1 в ДД.ММ.ГГГГ финансовом году не инициировал, в адрес главы администрации района об отсутствии денег в бюджете поселения ни до получения семьей ФИО42 свидетельства на право получения государственной финансовой поддержки, ни после этого, не обратился, не могут приняты судом во внимание, так как судебное разбирательство проводится лишь по предъявленному обвинению. Указанныебездействия подсудимому ФИО4 обвинением не вменялись. При этом эти бездействия подсудимого ФИО4 не повлекли вредные последствия, и бездействия не охватываются объективной стороной преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ.
Согласно обвинению действия подсудимого ФИО4, совершенные с явным превышением своих должностных полномочий, также повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, которое выразилось в подрыве авторитета муниципальной службы и муниципального образования «Малояушского сельского поселения Вурнарского района» как органа местного самоуправления, призванного гарантировать и обеспечивать права и законные интересы граждан и организаций, обеспечивать их от злоупотреблений органов государственной власти согласно общепризнанным нормам и принципам международного права», дискредитировал в глазах подчиненных репутацию и авторитет высшей муниципальной должности главы администрации и в целом администрации Малояушского сельского поселения как органа местного самоуправления. Однако принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что само по себе указание в обвинение о подрыве авторитета муниципальной службы и муниципального образования «Маляушского сельского поселения Вурнарского района» как органа местного самоуправления не является существенным вредом, нарушением чьих либо прав или интересов и не свидетельствует о наличии в действиях ФИО4 состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ.
Совершение иных действий, явно выходящих за пределы полномочий ФИО4 как главы Малояушского сельского поселения и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов Потерпевший №1, граждан или организаций обвинением ФИО4 не предъявлено и судом не добыто.
При таких обстоятельствах и, учитывая, что потерпевшая Потерпевший №1, получив субсидию, реализовала право на жилище, суд, считает, что подсудимого ФИО4 по обвинению в совершения преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ необходимо оправдать в соответствии п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
Согласно ч.3 ст.302 УПК РФ оправдание по любому из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, означает признание подсудимого невиновным и влечет за собой его реабилитацию в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Подсудимый ФИО4 в связи с оправданием в совершении преступления имеет право на реабилитацию, а также право на возмещение имущественного и морального вреда, в порядке, предусмотренном ст.ст.133-136 УПК РФ.
В ходе предварительного расследования следователем были приняты меры в целях обеспечения исполнения приговора в части взыскания штрафа, а также других имущественных взысканий по уголовному делу.
Так, постановлением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики -Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ года наложен арест на автотранспортные средства, принадлежащие ФИО4: на автомобиль марки «<данные изъяты>», код цвета кузова синий, полное наименование цвета голубой, с государственным регистрационным знаком №; автомобиль марки <данные изъяты>, код цвета кузова красный, полное наименование цвета вишневый, с государственным регистрационным знаком № RUS, с запретом распоряжаться собственнику и (или) владельцу указанными автомобилями путем совершения сделок, влекущих их отчуждение (т.2, л.д.193-194).
В соответствии с п.9 ст.115 УПК РФ арест, наложенный постановлением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики -Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ на автотранспортные средства, принадлежащие ФИО4, подлежит отмене.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вещественных доказательств по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296-299, 302-306, 309-310 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
ФИО4 признать невиновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ, и на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления.
Меру пресечения - подписку о невыезде и надлежащем поведении в отношении ФИО4 отменить.
На основании п.1 ч.2 ст.133 УПК РФ признать за ФИО4 право на реабилитацию, вручив ему извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Арест, наложенный постановлением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики -Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль марки «<данные изъяты>», код цвета кузова синий, полное наименование цвета голубой, с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>; автомобиль марки ВАЗ-2109, код цвета кузова красный, полное наименование цвета вишневый, с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> по вступлению настоящего приговора в законную силу отменить.
Приговор может быть обжалован в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение 10 (десяти) суток со дня его провозглашения.
Судья Н.Г. Кушникова
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ приговор оставлен без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.