ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-6/10 от 18.12.2009 Сызранского районного суда (Самарская область)

Приговор

Именем Российской Федерации

город Сызрань 18 декабря 2009 года

Судья Сызранского районного суда Самарской области Баринов Н.А.

с участием Волжского межрегионального природоохранного прокурора Солдатовой В.А. адвоката Дроздова М.Г. предоставившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен

при секретаре Макаревич Д.Н.

а так же с участием подсудимого Мухина Ф.А..

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Мухина Ф.А., ...

в совершении преступления, предусмотренного ст. 247 ч.2 УК РФ

у с т а н о в и л:

Мухин Ф.А. совершил транспортировку химических веществ с нарушением установленных правил, что повлекло загрязнение окружающей среды, создало угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, при следующих обстоятельствах:

он, назначенный в порядке перевода приказом директора ЗАО «Сартанкер» Г. С.П.Номер обезличен л/с от Дата обезличена года на должность капитана-сменного механика дизельэлектрохода «Шлюзовой -103» проекта 887-А, класса РРР*02,0, мощностью 440 кВт и занимающий по совместительству на основании приказа директора ЗАО «Сартанкер» Г. С.П.Номер обезличен л/с от Дата обезличена года должность шкипера нефтеналивной баржи «Бельская-75», проекта Р-27, класса РРР*Р-1,2, принадлежащие ЗАО «Сартанкер», порт приписки ..., в должностные права, обязанности и ответственность которого, как капитана - сменного механика и шкипера входит согласно п.п.05,09,10,14, ст.ст.15,16,37,38,41,44,46,47,66,69,72,78,86,224,225,226,230,231,240,246,

249 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 года № 30, введенного в действие с 1.03.1983 года:

- нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;

- содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования;

- знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;

- охранять природную среду и не допускать ее загрязнения;

- заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, принять меры по ее устранению;

- руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации;

- организация труда на судне;

- при назначении на судно новых членов экипажа ознакомление их с обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями;

- информирование своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;

- проведение технической учебы с членами экипажа;

- составление графиков проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечение их выполнения;

- управление судном и принятие всех необходимых мер к обеспечению безопасности плавания;

- принятие всех необходимых мер для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящимся на нем людям, грузу;

- подбор и расстановка членов экипажа, принятие мер к закреплению кадров на судне;

- выполнение мероприятий по охране природной среды;

- соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных актов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники;

- соблюдение трудовой дисциплины и организация общесудовой, вахтенной и штурманской служб;

- ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а так же с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса;

- организация и контроль за экономической и технической учебой экипажа, повышением квалификации лиц командного и рядового состава самостоятельной подготовкой штурманов (помощников капитана);

- организация подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению на воде, а так же контроль за этой подготовкой;

- проверка и утверждение судовых расписаний;

- осуществление руководства деятельностью командного состава;

- контроль за своевременным и правильным ведением судового журнала;

- при возникновении условий и обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей, груза сообщение об этом судовладельцу;

- сообщение соответствующим органам об аварийном случае с судном, одновременно принимать меры к ликвидации последствий и причин происшествия и обеспечивать оформление необходимых документов в установленном порядке;

- осуществление руководства действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде;

- в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта и других нормативных документов проведение осмотров судна, судовой техники и снабжения с целью контроля за их состоянием и содержанием;

- до выхода судна в рейс при получении рейсового задания обсудить с командным составом особенности предстоящего рейса, ознакомиться с районом плавания по навигационным картам и пособиям, рассмотреть возможные затруднения, разъяснить необходимость тех или иных действий при различных условиях плавания, и дать указания о доведении основных задач и особенностей рейса до всех членов экипажа;

- руководство ходом подготовки судна к плаванию;

- перед отходом судна ознакомление с прогнозами погоды, штормовыми предупреждениями, принятие в назначенное время от первого штурмана, механика и начальника радиостанции рапортов о готовности судна к рейсу;

- слежение в период плавания за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, заблаговременное принятие должных мер предосторожности, осуществление постоянного контроля за получением навигационной, гидрометеорологической и других видов установленной информации;

- при движении судна по участкам внутренних судоходных путей с особо сложными или опасными для судовождения условиями немедленно выходить на мостик и находиться там до тех пор, пока этого требуют обстоятельства;

- при подходе судна к районам с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принимать надлежащие меры в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими документами, а так же конкретными условиями и обстоятельствами;

- нахождение на мостике и личное управление судном, принятие мер по повышению бдительности экипажа и усилению вахтенной службы при плавании в районах интенсивного судоходства, подходе к берегам и опасным местам, плавании в условиях ограниченной видимости и в других особо сложных условиях плавания;

- если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна;

- вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными;

- вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, производственную деятельность, а так же контроль за посещением судна посторонними лицами;

- ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы - на первого штурмана (первого помощника командира) и механика;

- ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту;

- к несению вахты допускаются лица, получившие отдых длительностью не менее 4-х часов;

- старший по вахте (вахтенный начальник, вахтенный механик, вахтенный электромеханик) не должен сдавать вахту заступающему, если он полагает, что последний, по-видимому, не может должным образом выполнять свои обязанности. В таком случае он обязан уведомить об этом капитана (механика);

- старшие лица по вахте обязаны убедиться в том, что весь состав, заступающий с вахты или подмены отдельных вахтенных;

- вахтенный начальник несет ответственность (в пределах, возложенных на него настоящим Уставом) за надлежащее несение вахтенной службы, безопасность судна, людей, сохранность находящихся на судне груза и имущества, а так же за предотвращение загрязнения природной среды;

- при несении вахты вахтенный начальник обязан:

- вести наблюдение за состоянием судна и принимать меры по обеспечению безопасности судна, людей, груза;

- обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой;

- обеспечивать своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а так же других правил и положений, касающихся безопасности;

- в случае, если у него возникнут какие-либо сомнения по ходу несения вахты или появится необходимость в помощи, доложить капитану и действовать по указанию последнего;

- при несении ходовой вахты, вахтенный начальник обязан постоянно находиться на ходовом мостике (в рулевой рубке) и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой (пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением штурманских обязанностей);

- перед уходом с мостика убедиться, что на период своего отсутствия будут обеспечены надлежащие наблюдения за окружающей обстановкой и безопасностью плавания;

- осуществлять управление судном (составом) при плавании по внутренним судоходным путям;

- опознавать все встречающиеся навигационные знаки;

- если особые обстоятельства (условия судоходства, перемещение отдельных судов, обнаруженные неисправности навигационного оборудования или другой техники, неуверенность в правильности своих действий) ставят под сомнение безопасность плавания, уменьшить скорость (или прекратить движение), доложить капитану и действовать по его указанию;

- при плавании по внутренним судоходным путям информировать диспетчерский аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях условий судоходства, определяющих опасность для плавания судов.

В нарушение указанных требований «Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР», а так же в нарушение:

требований ст.39,47,55,56 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 74-ФЗ ( с изменениями от 4.12.2006 года, 19.06.2007 года, 14,23 июля 2008 года), которые устанавливают, что собственник водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте; при использовании водных объектов физические, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов; сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств запрещаются; содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов;

требований ст.ст.3,34,45 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (с изменениями от 22.08 и 29.12.2004 года, 9 мая, 31.12.2005 года, 18 декабря 2006 года, 5 февраля,26июня 2007 года, 24 июня,14,23 июля,30 декабря 2008 года, 14 марта 2009 года), которые устанавливают, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а так же принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду;

требований ст.ст.10,11,18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (с изменениями от 30.12.01г., 10 января и 30.06.2003 г., 22.08.04г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18,29,30 декабря 2006г., 26 июня, 8 ноября, 1 декабря 2007г.,12 июня,14,23 июля, 27 октября, 22,30 декабря 2008г.), которые устанавливают, что граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека;

требований ст.ст.28,30,31 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.0301 г., № 24-ФЗ ( с изменениями от 5 апреля,30 июня 2003 г., 29 июня 2004г., 4,18 декабря 2006года, 26 июня, 8 ноября, 6 декабря2007 года, 14,23 июля, 30 декабря, 28 апреля 2009 года) которые устанавливают, что права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну; находящимся на судне людям и грузу; распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами;

требований ст.ст.11,15,23,35,36,39,41 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 14.10.2002 года № 129 ( с изменениями от 31.03.2003 года ) которые устанавливают, что на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящемся на судне людям и грузу; судоводители должны принимать все меры предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни, загрязнения водной среды; судоводители должны постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, наблюдение с помощью технических средств; запрещается сбрасывать с судов в водоемы какие-либо предметы и вещества, в частности. Запрещается сливать или осуществлять сброс с судов в водоемы нефтяных отходов в любой форме или смесей таких отходов с водой; если произошел случайный сброс или имеется угроза сброса, то капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее БОГУ на ВВТ), указать как можно точнее характер и место сброса и принять меры по локализации указанных сбросов; о случаях транспортных происшествий с судами, плотами, повреждений гидротехнических сооружений на водных путях капитан обязан известить в кратчайший срок ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ и Государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ) района, судовладельца, а так же диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия; запрещается покидать место транспортного происшествия без разрешения ГРСИ бассейна;

требований п.п.1.5.1, 1.5.7, 2.1.1, 2.1.3, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.5, 8.1.2, 8.1.4, 8.2.2, 10.2.1 Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов РД 152-011-00, Утвержденного Министерством транспорта РФ. Введен в действие с 15.04.2000 года, которые устанавливают, что все операции с нефтепродуктами и другие работы, при которых возможно загрязнение ВВП, должны регистрироваться в соответствующих судовых журналах; каждая запись в журнале должна быть подписана ответственным за проведением операции лицом с указанием даты записи, при эксплуатации судов на ВВП не допускается попадание в водную среду нефтепродуктов и других вредных веществ при перевозке нефтепродуктов и других грузов, которые при попадании в водную среду могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и экосистему водного объекта; на каждом танкере распоряжением капитана должно быть назначено ответственное лицо из числа комсостава за проведение грузовых и балластных операций; в случае аварии, которая произошла в рейсе и привела к попаданию в водную среду нефтепродукта, в диспетчерский пункт ГБУВПиС бассейна, в котором находится судно, и судовладельцу капитаном должно быть передано сообщение; в течении навигации производственный контроль за проведением технических и организационных мероприятий по предотвращению загрязнения ВВП осуществляет капитан судна;

требований п.п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.11, 4.1.23, 4.3.8.1, 4.3.8.3, 4.7.5, 4.11.4, 4.11.7, 4.11.14 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных и введенных в действие с 01.01.1974 года Приказом министра речного флота РСФСР № 2 от 03.01.1973 года, которые устанавливают, что суда должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами, инструкциями по использованию, обслуживанию и ремонту и содержаться в состоянии, обеспечивающем надежную и экономичную работу, безопасность плавания и пожарную безопасность; при обнаружении повреждений капитан (командир) судна обязан принять меры к их устранению силами судового экипажа и в установленном порядке доложить о случившемся владельцу судна и предприятию, осуществляющему техническое и хозяйственное обслуживание, а также поставить в известность судоходную инспекцию и инспекцию Речного Регистра РСФСР; технической эксплуатацией судов должен заниматься судовой экипаж, систематическое наблюдение и поддержания судна в надлежащем техническом состоянии, а также улучшение содержания судна и всех его элементов одна из основных обязанностей судового экипажа; вахтенный или единый вахтенный журнал должен находиться в рубке, ответственность за правильное ведение вахтенного или единого вахтенного журнала несет капитан; ответственность за поддержание судна в исправном техническом состоянии, за правильную организацию судовых работ, уход за судном, содержание, правильность погрузки и разгрузки судна, а также определение веса груза по осадке судна с применением таблицы грузового размера несет капитан; капитан несет ответственность за безопасность судна экипажа;

требований должностной инструкции капитана-сменного механика дизельэлектрохода «Шлюзовой -103» Мухина Ф.А., согласно которой капитан судна руководствуется Уставными документами ЗАО «Сартанкер», приказами и распоряжениями предприятия, нормативно-правовыми актами и документами регламентирующие безопасность судоходства в РФ, капитан обязан осуществлять командование судном, обеспечивает надлежащее управление судном и руководство судовождением, организацию и несение ходовой вахты, обеспечивать организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей, а также соблюдение правил, инструкций, наставлений по обеспечению безопасности судна, людей, грузов; предотвращать загрязнение внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов; капитан судна должен знать: Конституцию РФ; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав службы на судах внутреннего водного транспорта, Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта, положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, правила технической эксплуатации внутреннего водного транспорта, требования техники безопасности к судам внутреннего плавания и судовому оборудованию, правила перевозок грузов и пассажиров на внутреннем водном транспорте, правила плавания по внутренним водным путям РФ, капитан имеет право вносить предложения о поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в случае нарушения внутреннего трудового распорядка, в необходимых случаях отстранять от управления движения должностных лиц плавсостава, привлекать специалистов структурных подразделений предприятия к решению возложенных на него правил безопасности движения и эксплуатации своего судна в силу выполняемых работ или занимаемой должности, за выполнение трудовой и служебной дисциплины, соблюдение правил пожарной безопасности, за выполнение в полном объеме обязанностей, возложенных настоящей Инструкцией;

требований трудового договора № 72 от 16.03.2009 года между ЗАО «Сартанкер» и Мухиным Ф.А. по должности капитана-сменного механика, согласно которого Мухин Ф.А. обязуется добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, должностной инструкцией, Кодексом внутреннего водного транспорта, Уставом службы на судах и иными нормативными актами, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

являясь единоначальником и руководителем судового экипажа, в составе д/э «Шлюзовой-103» и нефтеналивной баржи «Бельская-75», находящихся в исправном техническом состоянии, ответственным за безопасное содержание и эксплуатацию судов, а также за безопасность плавания и судового экипажа, обладая полномочиями по руководству судовым экипажем ненадлежащим образом выполняя свои должностные обязанности до выхода судна в рейс в период с 7-15 часов по 17-10 часов ( здесь и далее указано время по г.Москва) 12.07.2009 года в нефтепорту «Кашпир», расположенном в ... в нарушение установленных правил, не назначив лицо, ответственное за погрузку нефтепродуктов, взяв данную ответственность на себя, зная о том, что в 00 часов следующего дня ему заступать на ходовую вахту, не предоставив себе достаточного отдыха до ходовой вахты, осуществил под своим непосредственным контролем погрузку в грузовые танки нефтеналивной баржи «Бельская-75» мазута марки М-100, который относится к химическим веществам и имеет 3 класс опасности для рыбохозяйственных водоемов, в количестве 4 446,892 тонны на осадку 2 метра 60см. После чего состав сформированный из д/э «Шдюзовой-103» и нефтеналивной баржи «Бельская-75», под командованием Мухина Ф.А. в 19-40 часов 12.07.2009 года вышел в рейс из нефтепорта «Кашпир» в городское образование (далее г.о.)Самара вверх по течению реки Волга Саратовского водохранилища.

Двигаясь в конечный пункт назначения - ..., умышленно нарушая правила транспортировки опасных химических веществ, а именно не обеспечил должным образом безопасность плавания судном, не выполнил требования по поддержанию порядка на судне, должным образом не организовал ходовую вахту, не обеспечил себя за 4 часа до заступления на ходовую вахту достаточным отдыхом, имея иную личную заинтересованность на скорейшее завершение рейса, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в 00 часов 13.07.2009 года заступил на ходовую вахту д/э «Шлюзовой-103», приводящий в движение нефтеналивную баржу «Бельская-75» методом толкания, транспортирующую мазут и представляющую потенциальную опасность загрязнения водной среды этим грузом. В это время состав находился на 1856 км реки Волга и двигался согласно маршрута .... При управлении д/э «Шлюзовой-103» Мухин Ф.А. находясь на ходовой вахте, зная о том, что недостаточно отдохнул перед заступлением на ходовую вахту, не принял надлежащих мер в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими документами, а также конкретными условиями и обстоятельствами к обеспечению безопасности плавания (не сменился на другого члена командного состава, не принял мер по повышению бдительности рулевого-моториста Щ. П.А., находящегося вместе с ним на ходовой вахте, не поставил состав на якорную стоянку для отдыха). В результате своих бездействий, Мухин Ф.А. около 2-х часов 15 минут, находясь на ходовой вахте, потеряв должное внимание и контроль за движением состава, находясь примерно на 1817,5 км реки Волга, уснул, кратковременно потеряв контроль над управлением составом. В следствии этого, состав отклонился от курса по направлению в правый берег реки Волка вблизи населенного пункта ... и двигаясь со скоростью 8,9км/ч, под углом 25-30 градусов 13.07.2009 года около 2-х часов 20 минут сблизился с правым скалистым высоким берегом реки Волга в районе ... и 1816,5 км реки Волга. В непосредственной близости от правого берега реки Волга Мухин Ф.А., проснувшись, увидел в непосредственной близости высокий берег по левому борту, перевел главные двигатели д/э «Шлюзовой-103» в режим работы заднего хода, однако, эти меры были запоздалыми и неэффективными, вследствие чего состав, находящийся под непосредственным управлением Мухина Ф.А., 13.07.2009 года около 2-х часов 20 минут столкнулся с правым берегом реки Волга Саратовского водохранилища в районе ... и 1816,5км реки Волга. В результате удара о правый берег нефтеналивная баржа «Бельская-75», получила повреждение корпуса в районе грузового танка № 11, что привело к грузотечности перевозимого груза в водную акваторию реки Волга, а также к повреждению водонепроницаемой переборки между грузовым танком 3 11 и форпиком. За 1 минуту до столкновения Мухин Ф.А., управляя технически исправным составом, имел реальную возможность избежать столкновение с правым берегом реки Волга, изменив курс движения состава путем перекладки руля на правый борт.

Далее Мухин Ф.А. в соответствующие органы об аварийном случае с судном сразу же после аварии не сообщил, силами команды предпринял меры по ликвидации последствий аварии, путем заведения пластыря на возможное место повреждения, однако данные меры были недостаточными и малоэффективными. В результате столкновения состава с правым берегом реки Волга и полученного повреждения танка № 11 в акваторию реки Волга за время простоя баржи «Бельская-75» произошла утечка мазута марки М-100 в количестве 5,816 тонн, который для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, относится к 3 классу опасности, то есть является опасным, что привело к загрязнению воды, литоральной зоны, берега, дна реки Волга Саратовского водохранилища от 15 до 20 км ниже по течению от места аварии. В 5-20 часов 13.07.2009 года контролирующие органы, получив сообщение о столкновении нефтеналивной баржи с правым берегом реки Волга в районе ..., прибыли на место транспортного происшествия и приступили к работам по ликвидации последствий столкновения.

Своевременно организованные и проведенные работы по локализации и дальнейшей ликвидации загрязнения исключили утечку мазута в большом объеме и распространении мазута соответственно на большей площади поверхности реки Волга Саратовского водохранилища, и только в следствии этого, было предотвращено причинение более существенного вреда окружающей среде, что выразилось бы в гибели птиц, млекопитающих, рыбы, к более существенному загрязнению воды, грунтов дна и берега.

В результате допущенной Мухиным Ф.А. преступной небрежности произошло распространение мазута в количестве 5,816 тонн по водной поверхности реки Волга Саратовского водохранилища, являющегося водным объектом рыбохозяйственного использования первой категории, что повлекло загрязнение окружающей среды, выразившееся в причинении существенного вреда рыбным запасам, существенном загрязнении воды, ухудшении качества воды, существенном загрязнении грунтов, береговой литоральной зоны, грунта берега, гибели ихтиопланктона, молоди рыб, снижение численности организмов фитопланктона, резкое снижение численности и биомассы зоопланктона, резкое снижение биологического разнообразия и количественных показателей макрозообентоса, вплоть до полного уничтожения организмов зообентоса ниже места аварии акватории реки Волга вблизи ... Саратовского водохранилища.

В период с 13.07.2009 года по 17.07.2009 года в составе воды Саратовского водохранилища реки Волга имело место превышение установленных «Перечнем предельно допустимых концентрации и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов» нормативов содержания нефтепродуктов от 1,4 до 7,6 ПДК, после аварийного сброса содержание нефтепродуктов в грунте береговой линии, ниже по течению на протяжении 2,5 километров, увеличилось в 618 раз в сравнении с грунтом выше по течению, также произошло увеличение содержания нефтепродуктов в грунте дна реки Волга Саратовского водохранилища в 7 раз в сравнении с грунтом выше по течению.

Таким образом в результате произошедшего сброса нефтепродуктов с нефтеналивной баржи «Бельская-75» Саратовскому водохранилищу был нанесен существенный экологический вред.

Ущерб причиненный водному объекту в результате нарушений требований водного законодательства, рассчитанный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Самарской области согласно «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009 года № 87 составляет 9 615 000 рублей.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Мухин Ф.А. вину по ч.2 ст. 247 УК РФ признал в полном объеме, заявил ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.

Обсудив данное ходатайство со сторонами обвинения и защиты не возражавшие против него, суд принял во внимание, что Мухин Ф.А. осознавал характер и последствия заявленного ходатайства, которое он заявил добровольно, и после проведения консультации с защитником считает возможным рассмотреть дело в особом порядке, так как вина Мухина Ф.А. подтверждается собранными по делу доказательствами и его действия правильно квалифицированы по ч.2 ст. 247 УК РФ, так как он совершил транспортировку химических веществ с нарушением установленных правил, что повлекло загрязнение окружающей среды, создало угрозу причинения существенного вреда окружающей среде.

При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, который ранее не судим, вину признал в полном объеме, характеризуется положительно, активно способствовал раскрытию преступления, раскаивается в содеянном, поэтому в отношении него суд считает возможным назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 316-317 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Признать виновным Мухина Ф.А. по ч.2 ст. 247 УК РФ и назначить ему наказание в 2 (два) года лишения свободы.

На основании ст. 73 УК РФ данное наказание считать условным с испытательным сроком в 1 (один) год 6 (шесть) месяцев

Вещественные доказательства после вступления приговора в законную силу - 2 пластиковые бутылки емкостью 1,5литра с черной жидкостью; воду в 2-х пластиковых бутылках емкостью 1,5 литра каждая; мазут в 2-х стеклянных бутылках; три полиэтиленовых пакета с образцами грунта; полимерный бутыль коричневого цвета с темной непрозрачной тягучей жидкостью; полимерный бутыль коричневого цвета с этикеткой «Арсенальное» с прозрачной жидкостью - водой - ... уничтожить.

Нефтеналивную баржу «Бельская-75; дизельэлектроход «Шлюзовой-103», журнал диспетчерских распоряжений «ЗАО Сартанкер»; судовой журнал Номер обезличен - вернуть по принадлежности.

Иную меру процессуального принуждения в отношении Мухина Ф.А. - обязательство о явке отменить.

Приговор может быть обжалован в течении 10 суток, в Самарский областной суд через Сызранский районный суд, с соблюдениями требований ст. 317 УПК РФ, а подсудимым Мухиным Ф.А. - в тот же срок с момента вручения ему копии приговора.

Разъяснить Мухину Ф.А., что в случае подачи им кассационной жалобы он вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, указав об этом при подаче кассационной жалобы.

Судья-подпись

Копия верна

Судья Н.А. Баринов