Нижнеилимский районный суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нижнеилимский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 08 августа 2011 год
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ермоленко О.А., при секретаре Запорожченко Е.С., с участием государственного обвинителя: заместителя прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Батуева В.Д., подсудимого ФИО1, адвоката Кустова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-7/2011 в отношении
ФИО1, родившегося *** ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.285.1 ч.1 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Органами предварительного следствия ФИО1 обвиняется в том, что он, являясь главой местного самоуправления, в период времени с *** по ***, совершил нецелевое расходование бюджетных средств, то есть расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, являющимся основанием для получения бюджетных средств, в сумме *** рублей, являющейся крупным размером, при следующих обстоятельствах:
так, ФИО1, являясь выборным должностным лицом - будучи избранным населением *** по результатам муниципальных выборов и зарегистрированным решением *** от *** ***» - главой *** муниципального образования, являясь высшим должностным лицом ***, главой муниципального образования - как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающих в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами Иркутской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов поселения, осуществляющий в соответствии с занимаемой должностью представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия, в нарушение своих должностных обязанностей, изложенных в Уставе муниципального образования *** утвержденным решением Думы *** от ***, а также в положении об администрации муниципального образования ***, согласно которым Глава городского поселения осуществляет общее руководство деятельностью администрации города, представляет в городскую Думу проект бюджета города и отчет об его исполнении; в соответствии с решениями городской Думы распоряжается средствами бюджета городского поселения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на администрацию функций; обязан обеспечивать использование по целевому назначению выделенных администрации бюджетных средств, руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью администрации, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, используя свое должностное положение вопреки интересам населения городского поселения, в период времени с *** по *** осуществил расходование бюджетных средств, выделенных администрации ***, в крупном размере на цели, не соответствующие условиям их получения, определенными утвержденным бюджетом, бюджетной росписью и уведомлением о бюджетных ассигнованиях, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ и последующей редакции от 16.10.2006 г. № 160-ФЗ) и Уставом поселения, утвержденным Решением Думы *** от ***, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет города.
*** на заседании Думы муниципального образования *** (далее по тексту - Дума городского поселения) решением *** был утвержден бюджет городского поселения на *** год. Решением Думы городского поселения *** от *** были утверждены изменения и дополнения к бюджету городского поселения на *** год. Согласно п.5 решения *** Думы городского поселения установлено распределение расходов бюджета на *** год по разделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации. Приложением *** к решению Думы городского поселения *** об утверждении бюджета городского поселения установлено распределение расходов бюджета *** городского поселения МО по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Согласно договору *** о передаче осуществления части полномочий от *** между администрацией ***, в лице главы муниципального образования ФИО1 и Финансовым управлением *** в лице начальника К. (с последующим дополнительным соглашением к договору *** от *** и приложением о методике определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления Финансовым управлением *** передаваемых ему части полномочий) полномочия по управлению бюджетным счетом администрации городского поселения переданы Финансовому управлению ***.
В период времени с *** по ***, находясь в помещении администрации ***, расположенной по адресу: ***, Глава *** городского поселения ФИО1 являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, действуя самовольно, умышленно, в нарушение положений ч. 2 ст. 163 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ и последующей редакции от 16.10.2006 г. № 160-ФЗ), обязывающих его эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, используя свое служебное положение вопреки интересам населения *** городского поселения, вместо выполнения утвержденного на заседании Думы городского поселения решением *** от *** бюджета городского поселения на *** год, с изменениями и дополнениями, внесенными решением Думы городского поселения *** от ***, руководствуясь личными представлениями о первоочередном финансировании бюджетных ассигнований, принял решение о расходовании бюджетных средств, на цели, не предусмотренные утвержденным бюджетом, а именно: на поставку специальной техники для *** машины комбинированной с илососным каналопромывочным оборудованием КО-560 на шасси КамАЗ в количестве одной единицы; насосов СМ 200-150-400-4 5 AM280S4 110 кВт, в количестве двух единиц; насосов СМ 10065-250-4 AHPM132S4 7,5 кВт. в количестве двух единиц; насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 кВт. 6000 В. в количестве одной единицы на общую сумму 3 100 000 рублей; на изготовление и поставку детского игрового оборудования: детского игрового комплекса «Парусник» в количестве одной единицы; качалки на пружине 2-х местной «Кораблик» в количестве одной единицы; качелей на металлических стойках «Средние» в количестве одной единицы; качелей на деревянных стойках «Большие» в количестве одной единицы; детского игрового комплекса «Рыцарский замок» в количестве одной единицы; гимнастического комплекса «Полоса препятствий» в количестве одной единицы; каркаса фундамента для качалки на пружине в количестве двух единиц; детского игрового комплекса «Ракета» в количестве одной единицы; качелей на деревянных стойках «Малые» в количестве одной единицы на общую сумму *** рублей; на организацию пассажирских перевозок по утвержденным маршрутам и расписания движения автобусов по *** на сумму *** рублей, на поставку без промежуточных опор канатной дороги БКДм 100 в количестве одной единицы на сумму *** рублей. Таким образом, у ФИО1 возник умысел на нецелевое расходование бюджетных средств, в крупном размере.
Реализуя возникший у него преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, ФИО1, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, используя свое служебное положение главы ***, вопреки интересам населения городского поселения достоверно зная о целевом назначении бюджетных средств выделенных администрации *** и не предусматривающим финансирование за счет данных бюджетных средств оплату иных, не предусмотренных бюджетом расходов, ***, находясь в помещении администрации ***, расположенной по адресу: ***, действуя от имени администрации Муниципального образования *** подписал муниципальный контракт *** на поставку специальной техники от ***, приложение *** к муниципальному контракту на поставку техники, протокол разногласий с предложенным текстом основных положений Государственного муниципального контракта *** от *** на поставку специальной техники, с директором *** Е. о поставке специальной техники, а именно: машины комбинированной с илососным каналопромывочным оборудованием КО-560 на шасси КамАЗ в количестве одной единицы; насосов СМ 200-150-400-4 5 AM280S4 ПО кВт, в количестве двух единиц; насосов СМ 10065-250-4 AHPM132S4 7,5 кВт. в количестве двух единиц; насоса 1 *** ДАВ 25-/4 250 кВт. 6000 В. в количестве одной единицы, всего специальной техники на общую сумму *** рублей.
Далее, с целью реализации своего преступного умысла, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1, принял решение производить оплату *** в соответствии с заключенным муниципальным контрактом *** на поставку специальной техники от ***, приложением *** к муниципальному контракту *** из статьи бюджета «Увеличение стоимости основных средств» утвержденного решением Думы городского поселения, не предусматривающей данные виды расходов.
Так, реализуя свой преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1 по мере возникновения необходимости производства оплаты в соответствии с заключенным муниципальным контрактом *** на поставку специальной техники от *** и приложением *** к муниципальному контракту находясь в помещении администрации ***, расположенной по адресу: *** будучи в должности главы городского поселения, и обладая правом распоряжаться средствами бюджета городского поселения дал обязательные для исполнения устные указания сотрудникам администрации *** производить оплату по счетам, выставляемым *** в соответствии с заключенным муниципальным контрактом ***, не ставя при этом сотрудников администрации городского поселения в известность о своих преступных намерениях на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере. Далее сотрудниками администрации городского поселения готовились проекты заявок на оплату расходов по поставке специальной техники ***», для направления в финансовое управление *** и последующего списания денежных средств с расчетного счета администрации ***.
Далее указанные заявки на оплату расходов с приложением счетов, счетов фактур, а также товарных накладных, подавались для осуществления оплаты в финансовое управление ***. Надлежащим образом составленные документы, принимались финансовым управлением ***, после чего, по предоставленным администрацией *** документам, проводились платежи. Далее со счета администрации *** на расчетный счет *** в *** отделении *** Сбербанка России в ***, перечислялись средства бюджета администрации *** муниципального образования, в суммах, соответствующих указанным в платежных поручениях, а всего на общую сумму *** рублей.
В финансовое управление по *** были представлены для оплаты: заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за предоплату 30% по муниципальному контракту *** от ***, счет *** от ***.
На основании представленных документов *** с лицевого счета администрации *** на расчетный счет *** в *** отделении *** Сбербанка России в *** были перечислены денежные средства в сумме *** рублей.
Далее в финансовое управление по *** были представлены для оплаты: заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за оборудование по муниципальному контракту *** от ***, заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей окончательный расчет за оборудование по муниципальному контракту *** от ***, счет *** от ***, счет *** от ***, счет-фактуру *** от ***, счет-фактуру *** от ***.
На основании представленных документов с лицевого счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в *** отделении *** Сбербанка России в *** были перечислены денежные средства в сумме *** рублей и *** рублей.
Всего, по поступившим из администрации *** городского поселения документам, подготовленным по указанию ФИО1, на счет ***», были перечислены денежные средства, в размере *** рублей.
Кроме того, ФИО1 реализуя возникший у него преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, используя свое служебное положение главы *** городского поселения, вопреки интересам населения городского поселения достоверно зная о целевом назначении бюджетных средств выделенных администрации *** городского поселения и не предусматривающим финансирование за счет данных бюджетных средств оплату иных, не предусмотренных бюджетом расходов, в период времени с *** по ***, находясь в помещении администрации *** городского поселения, расположенной по адресу: *** действуя от имени администрации Муниципального образования *** подписал договор *** от *** с директором филиала закрытого акционерного общества *** в *** Я. по изготовлению и поставке детского игрового оборудования, приложение *** к договору *** (перечень детского игрового оборудования), а именно детский игровой комплекс «Ракета» в количестве одной единицы, качели на деревянных стойках «Малые» в количестве одной единицы, всего на сумму *** рублей, а также договор *** от *** с директором филиала *** Я. по изготовлению и поставке детского игрового оборудования, приложение *** к договору *** (перечень детского игрового оборудования), а именно: детский игровой комплекс «Парусник» в количестве одной единицы; качалки на пружине 2-х местной «Кораблик» в количестве одной единицы; качели на металлических стойках «Средние» в количестве одной единицы; качели на деревянных стойках «Большие» в количестве одной единицы; детский игрового комплекс «Рыцарский замок» в количестве одной единицы; гимнастический комплекс «Полоса препятствий» в количестве одной единицы; каркас фундамента для качалки на пружине в количестве двух единиц всего на сумму *** рублей.
Далее, с целью реализации своего преступного умысла, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1, принял решение производить оплату ***» в соответствии с заключенным договором *** и договором *** от *** из статьи бюджета «Увеличение стоимости основных средств» утвержденного решением Думы городского поселения, не предусматривающей данные виды расходов.
Так, реализуя свой преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1 по мере возникновения необходимости производства оплаты в соответствии с заключенным договором *** от ***, приложением *** к договору *** (перечень детского игрового оборудования), а также договором *** от ***, приложением *** к договору *** (перечень детского игрового оборудования) на поставку детского игрового оборудования, находясь в помещении администрации *** городского поселения, расположенной по адресу: *** будучи в должности главы городского поселения, и обладая правом распоряжаться средствами бюджета городского поселения дал обязательные для исполнения устные указания сотрудникам администрации *** городского поселения производить оплату по счетам, выставляемым *** в соответствии с заключенным договором *** и договором *** от ***, не ставя при этом сотрудников администрации городского поселения в известность о своих преступных намерениях на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере. Далее сотрудники администрации городского поселения готовили проекты заявок на оплату расходов по поставке детского игрового оборудования *** для направления в финансовое управление *** и последующего списания денежных средств с расчетного счета администрации *** городского поселения.
Далее указанные заявки на оплату расходов с приложением счетов, счетов фактур, а также товарных накладных, подавались для осуществления оплаты в финансовое управление ***. Надлежащим образом составленные документы, принимались финансовым управлением ***, после чего, по предоставленным администрацией *** городского поселения документам, проводились платежи. Далее со счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в ***, перечислялись средства бюджета администрации *** муниципального образования, в суммах, соответствующих указанным в платежных поручениях, а всего на общую сумму *** рублей.
Далее в финансовое управление по *** были представлены для оплаты: заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за детское оборудование по договору *** от ***; счет *** от ***; заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за детское оборудование по договору *** от ***; счет *** от ***; счет фактуру *** от ***; заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей, по оплате детского игрового оборудования по договору ***, счет *** от ***; заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за игровое оборудование платеж в размере *** по договору ***; счет *** от ***, счет фактуру *** от ***.
На основании представленных документов с лицевого счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в ОАО ***, были перечислены денежные средства в сумме *** рублей.
Всего, по поступившим из администрации Железногорск-Илимского городского поселения документам, подготовленным по указанию ФИО1, на счет *** были перечислены денежные средства, в размере *** рублей.
Кроме того, ФИО1 реализуя возникший у него преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, используя свое служебное положение главы *** городского поселения, вопреки интересам населения городского поселения достоверно зная о целевом назначении бюджетных средств выделенных администрации *** городского поселения и не предусматривающим финансирование за счет данных бюджетных средств оплату иных, не предусмотренных бюджетом расходов, в период времени с *** по ***, находясь в помещении администрации *** городского поселения, расположенной по адресу: *** действуя от имени администрации Муниципального образования *** подписал муниципальный контракт *** на поставку без дополнительных опор канатной дороги от *** с *** в лице генерального директора Ф., приложение *** к муниципальному контракту на поставку без дополнительных опор канатной дороги *** от *** на поставку без промежуточных опор канатной дороги БКДм 100, в том числе до станции *** всего на сумму *** рублей;
Далее, с целью реализации своего преступного умысла, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1, принял решение производить оплату *** в соответствии с заключенным муниципальным контрактом ***, из статьи бюджета «Увеличение стоимости основных средств» утвержденного решением Думы городского поселения, не предусматривающей данные виды расходов.
Так, реализуя свой преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1 по мере возникновения необходимости производства оплаты в соответствии с заключенным муниципальным контрактом *** на поставку без дополнительных опор канатной дороги от ***, приложением *** к муниципальному контракту на поставку без дополнительных опор канатной дороги *** от ***, находясь в помещении администрации *** городского поселения, расположенной по адресу: *** будучи в должности главы городского поселения, и обладая правом распоряжаться средствами бюджета городского поселения дал обязательные для исполнения устные указания сотрудникам администрации *** городского поселения производить оплату по счетам, выставляемым *** в соответствии с заключенным муниципальным контрактом ***, не ставя при этом сотрудников администрации городского поселения в известность о своих преступных намерениях на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере. Далее сотрудники администрации городского поселения готовили проекты заявок на оплату расходов по поставке без дополнительных опор канатной дороги *** для направления в финансовое управление *** и последующего списания денежных средств с расчетного счета администрации *** городского поселения.
Далее указанные заявки на оплату расходов с приложением счетов, счетов фактур, а также товарных накладных, подавались для осуществления оплаты в финансовое управление ***. Надлежащим образом составленные документы, принимались финансовым управлением ***, после чего, по предоставленным администрацией *** городского поселения документам, проводились платежи. Далее со счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в КБ «*** перечислялись средства бюджета администрации *** муниципального образования, в суммах, соответствующих указанным в платежных поручениях, а всего на общую сумму *** рублей.
Далее в финансовое управление по *** были представлены для оплаты: заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за канатную дорогу по муниципальному контракту *** от ***; счет *** от ***; счет-фактуру *** от ***.
На основании представленных документов с лицевого счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в *** были перечислены денежные средства в сумме *** рублей.
Всего, по поступившим из администрации *** городского поселения документам, подготовленным по указанию ФИО1, на счет *** были перечислены денежные средства, в размере *** рублей.
Кроме того, ФИО1 реализуя возникший у него преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, используя свое служебное положение главы *** городского поселения, вопреки интересам населения городского поселения достоверно зная о целевом назначении бюджетных средств выделенных администрации *** городского поселения и не предусматривающим финансирование за счет данных бюджетных средств оплату иных, не предусмотренных бюджетом расходов, ***, находясь в помещении администрации *** городского поселения, расположенной по адресу: ***, действуя от имени администрации Муниципального образования *** подписал муниципальный заказ *** на пассажирские перевозки от *** с *** в лице директора Х. на общую сумму *** рублей.
Далее, с целью реализации своего преступного умысла, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1, принял решение производить оплату *** в соответствии с заключенным муниципальным заказом *** из статьи бюджета *** утвержденного решением Думы городского поселения, не предусматривающей данные виды расходов.
Так, реализуя свой преступный умысел, направленный на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, в период времени с *** по ***, ФИО1 по мере возникновения необходимости производства оплаты в соответствии с заключенным муниципальным заказом *** на пассажирские перевозки от ***, находясь в помещении администрации *** городского поселения, расположенной по адресу: ***, будучи в должности главы городского поселения, и обладая правом распоряжаться средствами бюджета городского поселения дал обязательные для исполнения устные указания сотрудникам администрации *** городского поселения производить оплату по счетам выставляемым *** в соответствии с заключенным муниципальным заказом ***, не ставя при этом сотрудников администрации городского поселения в известность о своих преступных намерениях на нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере. Далее сотрудники администрации городского поселения готовили проекты заявок на оплату расходов по осуществлению пассажирских перевозок *** для направления в финансовое управление *** и последующего списания денежных средств с расчетного счета администрации *** городского поселения.
Далее указанные заявки на оплату расходов с приложением счетов, счетов фактур, а также товарных накладных, подавались для осуществления оплаты в финансовое управление ***. Надлежащим образом составленные документы, принимались финансовым управлением ***, после чего, по предоставленным администрацией *** городского поселения документам, проводились платежи. Далее со счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в дополнительном офисе ОАО *** перечислялись средства бюджета администрации *** муниципального образования, в суммах, соответствующих указанным в платежных поручениях, а всего на общую сумму *** рублей.
Далее в финансовое управление по *** были представлены для оплаты: заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей за разницу в тарифах на городские пассажирские перевозки по договору *** от ***; счет *** от ***; счет-фактура *** от ***; заявка на оплату расходов *** от *** на сумму *** рублей на пассажирские перевозки по договору *** от ***; счет *** от ***; счет фактура *** от ***.
На основании представленных документов с лицевого счета администрации *** муниципального образования *** на расчетный счет *** в дополнительном офисе ОАО *** были перечислены денежные средства в сумме *** рублей.
Всего, по поступившим из администрации *** городского поселения документам, подготовленным по указанию ФИО1, на счет ***, были перечислены денежные средства, в размере *** рублей.
Всего за период с *** по *** указанным способом ФИО1 являющимся должностным лицом получателя бюджетных средств, на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, являющимся основанием для получения бюджетных средств, были расходованы *** рублей, являющиеся крупным размером, выделенные администрации *** городского поселения и не предусматривающие расходование бюджетных средств на иные, не предусмотренные бюджетом городского поселения цели.
Таким образом, ФИО1 в период с *** по *** был совершен ряд тождественных преступных действий по нецелевому расходованию бюджетных средств, связанных между собой единым умыслом, направленным к общей цели и составляющим в своей совокупности одно преступление.
В результате умышленных, самовольных, противоправных действий ФИО1 по нецелевому расходованию бюджетных средств, выделенных администрации *** городского поселения, были существенно нарушены права и законные интересы граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в нарушении правильной и законной деятельности органа местного самоуправления - администрации *** городского поселения; подрыве авторитета и дискредитации органов власти в глазах населения городского поселения и иных лиц, узнавших о данных фактах; нарушении Устава городского поселения, а также положения об администрации муниципального образования *** согласно которому Глава городского поселения представляет в городскую Думу проект бюджета города и отчет об его исполнении, в соответствии с решениями городской Думы распоряжается средствами бюджета города и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на администрацию функций и обязан обеспечивать использование по целевому назначению выделенных администрации бюджетных средств; а также в невыполнении целей, предусмотренных бюджетом городского поселения в *** году.
Своими умышленными действиями ФИО1 нарушил требования: ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ и последующей редакции от 16.10.2006 г. № 160-ФЗ), согласно которой принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей; ст. 163 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ и последующей редакции от 16.10.2006 г. № 160-ФЗ), устанавливающей обязанность получателей бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
Таким образом, органами предварительного расследования ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.2851 УК РФ, квалифицируемого как нецелевое расходование бюджетных средств, то есть расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
Допрошенный в качестве подсудимого ФИО1 свою вину в совершении инкриминируемого ему деяния не признал, и показал суду, что *** был избран на должность Главы *** городского поселения, к обязанностям приступил ***. При работе в данной должности руководствовался ст.131 Федерального закона, Уставом городского поселения, ему известно, что он являлся на тот момент главным распорядителем бюджетных средств городского поселения, без его подписи никаких движений денежных средств быть не могло. Не обладая специальными познаниями в области бюджетного законодательства, но осознавая всю ответственность, было принято решение о передаче полномочий по осуществлению контроля за исполнением бюджета *** городского поселения - Финансовому управлению ***. По плану, утвержденному бюджетом и Постановлением Главы городского поселения от *** *** на финансирование программы «безаварийное водоснабжение» были включены виды работ, в том числе и приобретение механизмов и машин, необходимых для выполнения работ на сетях водоснабжения и канализации, исполнение бюджета по данному пункту «Обслуживание сетей водоснабжения» в *** году составило сумму фактических расходов по приобретению оборудования, машин и механизмов для обслуживания сетей водоснабжения в размере *** рублей, на которые были приобретены насосы, автомобиль Камаз- илососная машины, также Решением Думы было предусмотрено расходование бюджетных средств на финансирование дотации по пассажирским перевозкам. Также были перераспределены бюджетные средства на приобретение детского игрового комплекса, и канатной дороги, с других кодов бюджетной классификации в пределах одного раздела по одному коду бюджетной классификации, только лишь по коду экономического развития. Все его действия были согласованы с Финансовым управлением, которые контролировали исполнение бюджета и не допускали нецелевого расходования бюджетных средств.
Свидетель И. показала суду, что с *** работала ***. Бюджетными средствами распоряжается Администрация городского поселения в лице Главы городского поселения и администрации поселения. Со стороны ФИО1 были нарушения бюджетного законодательства при исполнении муниципальной программы «Чистый город»: эта программа была утверждена решением Думы, и она же принимала отчет об исполнении целевой муниципальной программы, при этом было установлено превышение лимитов бюджетных обязательств, были выполнены те мероприятия, которые не были предусмотрены этой программой, причем изменения в программу не вносились. В *** году на заседаниях Думы было принято две программы: одна касалась жилищно-коммунального хозяйства, вторая «Чистый город». Приобретение основных средств этими двумя программами предусмотрено не было, были лишь предусмотрены расходы по статьям «225», «226» - услуги по содержанию имущества. Целевые муниципальные программы города при администрации утверждались решением Думы, поэтому те мероприятия, которые администрация предусмотрела в рамках реализации этой программы, те и были утверждены на заседаниях Думы. В то же время статья «310»- это мероприятия на приобретение основных средств, в разделах 05,06 бюджета этой статьи не было и такие расходы предусмотрены не были. Бюджетный кодекс дает право главному распорядителю бюджетных средств перемещать ассигнования в одном случае в пределах 5%, в другом 10%, их превышение приводит к нецелевому использованию бюджетных средств. Мероприятия по программе «безаварийного водоснабжения» были предусмотрены на сумму *** рублей, что входило в эту программу- сказать не может, поскольку к этому проекту бюджета никаких документов представлено не было, которые обосновывали бы какие мероприятия предусматривались с рамках реализации данной статьи расходов и на заседаниях Думы не рассматривались. Если существует целевая муниципальная программа, то она разрабатывается Администрацией и утверждается решением Думы, без этой процедуры целевая муниципальная программа не имеет законного права на существование. Вместе с тем, утверждая бюджет, Дума утвердила такую статью бюджета, так как депутаты- не специалисты в области бюджетного законодательства, не в полном объеме представляли себе процедурные вопросы, которые должны были быть, были споры, но после вмешательства прокуратуры было принято решение без достаточного обоснования вот этих статей расходов. Вопрос о приобретении канатной дороги на заседаниях Думы не рассматривался.
Свидетель О. показал суду, что с *** года он был ***, ФИО1 являлся Главой муниципального образования ***. В результате работы комиссии по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике, которую он возглавлял на тот момент, по отчету об исполнении бюджета *** года, были выявлены нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств, которые в основном касались раздела бюджета жилищно-коммунального хозяйства при восстановлении и перепланировке жилого дома. Также было перераспределение по другим статьям дохода.
В бюджете *** года была такая программа, как детские площадки. Эта программа была утверждена в начале *** года Главой города и должна была осуществиться. Программой «Чистый город» были выделены средства *** рублей на создание и благоустройство детских площадок, планировалось израсходовать *** рубль, предполагалось на ремонт детских площадок города, но использованы они были на приобретение детских площадок, при этом сумма денежных средств, затраченных на приобретение, значительно превышала сумму, запланированную решением о бюджете. Что касается илососной машины «Камаз» по программе «Безаварийное водоснабжение»- одним из пунктов этой программы было приобретение илососных машин, и это был единственный пункт, который был выполнен надлежаще- на сумму *** рублей. Канатная дорога не была заложена в решение о бюджете, но была приобретена. Думой было принято решение об установлении стоимости проезда в городском транспорте, на компенсацию были выделены *** рублей
Свидетель Т. показала суду, что с *** работала в должности ***, в ее должностные обязанности входило курирование отделов финансового планирования и контроля, отдела социально-экономического развития и контроля, и отдела по управлению муниципальным имуществом. Контроль финансового планирования был передан в Финансовое управление по ***. Все нарушения контролировало Финансовое управление, единственное, что перекидывали средства, согласно пределам статей Бюджетного кодекса, при этом готовили документы, заявки на перераспределение бюджетных ассигнований с одних статей бюджета на другие и направляли их в Финансовое управление для исполнения. Не помнит, чтобы ФИО1 давал ей указания подготовить какие-либо документы на оплату. Документы поступают в отдел финансового планирования и контроля, если это документы к оплате- они подписываются Главой администрации городского поселения. Если акты выполненных работ - они должны быть подписаны тем, кто принял эти работы, на основании чего Глава администрации вносит резолюцию «к оплате». Прежде чем что-то сделать, начальник отдела финансового планирования и контроля- ФИО2, приходила в Финансовое управление, если были нарушения - Финансовое управление отказывало в оформлении заявки, такие заявки просто не принимали, потому постоянно консультировались с Финансовым управлением. Помнит, что в *** году бюджетом было предусмотрено содержание и компенсация на пассажирские перевозки, на приобретение илососной техники на водоканал.
Свидетель Н. показала суду, что с *** года работает в должности *** городского поселения. В *** году бюджетный процесс контролировали и исполняли органы Финансового управления ***, сами они этим заниматься стали только с *** года. До этого происходило перераспределение бюджетных средств: они со стороны Администрации писали письмо в Финансовое управление с просьбой перераспределить бюджетные средства, а Финансовое управление в свою очередь проверяло правильность и законность этих действий. Претензий со стороны Финуправления по данному поводу к ним ни разу не было, с их позволения и разрешения осуществлялось перераспределение бюджетных средств.
Приобретение илососной техники были в бюджете, детские городки приобретали по программе «Чистый город», но решением Думы они не были заложены в бюджет, поэтому они делали перераспределение ассигнований, в пределах одного раздела по одному коду бюджетной классификации, только было одно отличие- по коду экономического развития. Финансовое управление было в курсе этих перераспределений, поскольку контроль за исполнением бюджета с *** год лежал на Финансовом управлении. Кроме того в бюджет было заложено датирование общественного транспорта. Без согласования с Финансовым управлением в *** году Глава Администрации не мог решить вопрос о расходовании бюджетных средств, и не мог из бюджета что-либо перечислить самостоятельно.
Свидетель У. показала суду, что в *** году она работала в ***. Процедура муниципальных заказов в Администрации *** городского поселения соблюдалась, при ней никаких нарушений не было. Что-либо о нецелевом расходовании бюджетных средств Главой администрации *** городского поселения в *** году ей не известно.
Свидетель А. показал суду, что с *** года он работал *** Администрации, осуществлял правовое сопровождение деятельности Администрации *** городского поселения, следил за тем, чтобы юридические документы, выносимые Главой Администрации с юридической точки зрения соответствовали закону, как правило постановления Главы Администрации передавались на проверку прокурору, и если не было ошибок -пускали их в жизнь. Кроме того, между муниципальным образованием *** городское поселение и Финансовым управлением был заключен договор о том, что Управление предоставляет услуги по бухгалтерскому обслуживанию и по ведению исполнения бюджета, Финансовое управление неоднократно возвращали подготовленными ими документы, если что-то было составлено с нарушением. Финансовым управлением все жестко отслеживалось, если бы не было целевого назначения- деньги не выделялись.
Свидетель К. показала суду, что в 2006 году она работала ***, при этом Администрация городского поселения передала им полномочия по формированию и исполнению бюджета на уровне района, при Финансовом управлении было создано муниципальное казначейство, и соответственно все платежи шли через муниципальное казначейство района, таким образом Финансовое управление контролировали исполнение бюджета, в соответствии с законодательством и утвержденным бюджетом. Перечисление денежных средств по исполнению бюджета делали только в соответствии с бюджетом и бюджетной росписью. Если выставлялись договоры, требования перечислить деньги на цели, не утвержденные бюджетом - они просто не принимались к исполнению. Существует бюджет, который утвержден решением Думы города, по направлениям, статьям, по кодам классификации. В соответствии с данным направлением производиться финансирование при наличии соответствующих документов, начиная со счетов и заканчивая договорами, при этом все сверялось с бюджетом. Оплата происходит в соответствии с Бюджетным кодексом, бюджетом Думы, бюджетной росписью, но Глава поселения- главный распорядитель, который имеет право внутри раздела перераспределить не более 5% от общего объема бюджета, но внутри раздела, без разрешения Думы, но только с последующим утверждением на заседании Думы. Бюджет *** муниципального образования в *** году составлял порядка *** рублей. Если до решения Думы главный распорядитель пишет письмо на имя начальника Финансового управления, в котором просит внутри раздела перераспределить сумму с одного направления мероприятия на другое, то в любом случае это затем утверждается на очередном заседании Думы. Если бы расходы не были предусмотрены в бюджете, то их бы не пропустили в любом случае, они бы не были оплачены, если бы сумма не была предусмотрена бюджетом.
Свидетель П. пояснила суду, что работает ***, именно она давала заключение комплексной экономико-правовой экспертизы от ***. При проведении экспертизы она сопоставляла коды экономической классификации, которые были указаны в бюджетной росписи и коды бюджетной классификации, находящихся в платежных документах. При проведении экспертизы такой документ, как *** у нее в перечне исследуемых документов не числится, значит не был представлен. Ей не известно о существовании документа на Федеральном уровне о возможности, предоставленной Главе поселения без разрешения Думы распорядиться 5% от общего объема бюджета, Устав не должен противоречить Бюджетному кодексу, прерогатива изменения бюджетной росписи- Дума.
Кроме того, в связи с согласием сторон на основании ст.281 ч.1 УПК РФ в судебном заседании были оглашены показания свидетеля Г., данные им на предварительном следствии, согласно которым он пояснил, что являлся заместителем главы Администрации *** городского поселения по организационно- правовым вопросам с ***. Ход исполнения бюджета городским поселением ему не известен, при заседаниях Думы об утверждении отчета бюджета за *** год он присутствовал и на них депутаты указывали на нецелевое использование, которое заключалось по мнению депутатов в приобретении специальной техники «Бобкат» для нужд городского поселения.
В остальном данный свидетель был допрошен по обстоятельствам не касающиеся предъявленного обвинения. (л.д. 232-237 том1).
Кроме того, в судебном заседании были исследованы следующие доказательства, по мнению стороны обвинения, подтверждающие обоснованность предъявленного обвинения, указанные в обвинительном заключении:
- протокол выемки от *** в помещении
администрации *** городского поселения, в ходе
которой были изъяты документы, относящиеся к процедуре размещения,
оформления и исполнения муниципальных заказов за период с января по
декабрь *** года, в том числе: муниципальный контракт *** на поставку
специальной техники от *** между администрацией
*** городского поселения в лице главы Герасимова
И.В. *** в лице директора Е.; договор *** от *** между МО *** в лице главы ФИО1 и ***.; муниципальный контракт *** на поставку без дополнительных опор
канатной дороги от *** с *** приложение *** к муниципальному контракту на поставку без
дополнительных опор канатной дороги *** от *** на поставку
без промежуточных опор канатной дороги БКДм 100; муниципальный заказ
*** на пассажирские перевозки от *** с муниципальным
унитарным предприятием *** в
лице директора Х. (л.д.190-204 том 8);
- протокол осмотра документов от *** в ходе
которого, были осмотрены документы, относящиеся к процедуре размещения,
оформления и исполнения муниципальных заказов за период с января по
декабрь *** года, изъятые в администрации ***городского поселения, а именно муниципальный контракт *** на поставку
специальной техники от *** между администрацией
*** городского поселения в лице главы Герасимова
И.В. *** в лице директора Е. на сумму ***рублей; договор *** от *** между МО
*** в лице главы ФИО1 и *** в лице Я. на сумму *** рублей; муниципальный контракт *** на поставку без дополнительных опор канатной дороги от *** года с обществом с ограниченной ответственностью *** в лице генерального директора Ф. на сумму *** рублей, приложение *** к муниципальному контракту на поставку без дополнительных опор канатной дороги *** от *** на поставку без промежуточных опор канатной дороги БКДм 100; муниципальный заказ *** на пассажирские перевозки от *** с *** в лице директора Х. ( л.д.205-235 том 8);
- постановление о приобщении документов, изъятых в ходе выемки в администрации *** городского поселения к материалам уголовного дела в качестве доказательств (л.д.1-45 том 9);
- протокол выемки от *** в помещении финансового управления ***, в ходе которой, были изъяты документы, относящиеся к процедуре размещения, оформления и исполнения муниципальных заказов за период с января по декабрь 2006 года, в том числе: муниципальный контракт между администрацией Железногорск-Илимского городского поселения и ООО «ГТЦЕНТР» *** от ***, приложение *** от ***, протокол *** от ***, заявка на оплату расходов *** от ***, счет *** от ***, счет фактура *** от ***, товарная накладная *** от ***; муниципальный контракт между администрацией Железногорск-Илимского городского поселения и ООО «АВТОДОМ»: *** от ***, приложение *** от ***, протокол разногласий, заявка на оплату расходов *** от ***, заявка на оплату расходов *** от ***, заявка на оплату расходов *** от ***, счет *** от ***, счет *** от ***, счет *** от ***, счет фактура *** от ***, товарная накладная *** от ***, транспортная накладная (на 3 листах), счет фактура *** от ***, товарная накладная *** от ***, акт приема-передачи; договор между администрацией Железногорск-Илимского городского поселения и ЗАО «КСИЛ» *** от ***, приложение *** к договору ***, протокол *** от ***, заявка на оплату расходов *** от ***, *** от ***, счет *** от ***, счет *** от ***, счет фактура *** от ***, товарная накладная *** от ***, товарно-транспортная накладная (л.д.155-161 том8);
- протокол осмотра документов от ***, в ходе
которого, были осмотрены документы, относящиеся к процедуре
размещения, оформления и исполнения муниципальных заказов за период с
января по декабрь *** года, изъятые в финансовом управлении
***, в том числе: муниципальный контракт между администрацией *** городского поселения и *** от *** на сумму *** рублей, приложение *** от ***,
протокол *** от ***, заявка на оплату расходов *** от ***,
счет *** от ***, счет фактура *** от ***, товарная
накладная *** от ***; муниципальный контракт между
администрацией *** городского поселения и *** от *** на сумму *** рублей, приложение
*** от ***, протокол разногласий, заявка на оплату расходов *** от
***, заявка на оплату расходов *** от ***, заявка на оплату
расходов *** от ***, счет *** от ***, счет *** от
***, счет *** от ***, счет фактура *** от ***,
товарная накладная *** от ***, транспортная накладная (на 3
листах), счет фактура *** от ***, товарная накладная *** от
***, акт приема-передачи; договор между администрацией
*** городского поселения и ***
от *** на сумму *** рублей, приложение *** к договору ***-
06, протокол *** от ***, заявка на оплату расходов *** от
***, *** от ***, счет *** от ***, счет ***
от ***, счет фактура *** от ***, товарная накладная
*** от ***, товарно-транспортная накладная ( л.д. 162-170 том 8);
- постановление о приобщении документов, изъятых в ходе выемке в помещении финансового управления *** к материалам уголовного дела в качестве доказательств (л.д.171-187 том 8);
- заключение финансово-экономической экспертизы *** от ***, согласно выводов которой: перераспределение бюджетных средств администрацией *** городского поселения в *** году не может являться нецелевым использованием бюджетных средств, так как оно являлось лишь изменением в бюджете *** МО, а не фактическим списанием бюджетных средств с лицевого счета.
При этом согласно приложению *** к заключению эксперта, представленного в
виде таблицы ***, разделом бюджета *** городского
поселения на *** «Транспорт», по статье 241 «Безвозмездное
перечисление *** не предусматривалось расходование бюджетных
средств в размере *** рублей. (л.д.96 том 9) Однако, согласно указанной
таблицы, в ходе исполнения бюджета городского поселения Герасимовым
И.В. были перечислены денежные средства по данной статье бюджета в размере *** рублей, по платежным документам *** от *** на сумму *** рублей и *** от *** на сумму *** рублей (л.д. 79 том 9), что соответствует перечислению денежных средств в связи с исполнением обязательств по муниципальному заказу *** на пассажирские перевозки от *** между администрацией *** городского поселения в лице ФИО1 и *** в лице директора Х. на общую сумму *** рублей.
Кроме того, согласно приложению *** к заключению эксперта, разделом бюджета *** городского поселения на ***.2«Коммунальное хозяйство», по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» не предусматривалось расходование бюджетных средств в размере *** рублей. ( л.д.97 том 9) Однако, согласно указанной таблицы, в ходе исполнения бюджета городского поселения ФИО1 были перечислены денежные средства по данной статье бюджета в размере *** рублей, по платежным документам *** от *** на сумму *** рублей и *** от *** на сумму *** рублей (л.д.85 том 9), что соответствует перечислению денежных средств в связи с исполнением обязательств по муниципальному контракту *** на поставку специальной техники от *** между администрацией *** городского поселения в лице ФИО1 и *** в лице Е., на общую сумму *** рублей.
Кроме того, согласно приложению *** к заключению эксперта, разделом бюджета Железногорск-Илимского городского поселения на *** «Охрана окружающей среды», по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» не предусматривалось расходование бюджетных средств в размере *** рублей. ( л.д.98 том 9) Однако, согласно указанной таблицы, в ходе исполнения бюджета городского поселения ФИО1 были перечислены денежные средства по данной статье бюджета в размере *** рублей, по платежным документам *** от *** на сумму *** рублей и *** от *** на сумму *** рублей (л.д.88 том 9), что соответствует перечислению денежных средств в связи с исполнением обязательств по договору *** от *** между администрацией *** городского поселения в лице ФИО1 и филиалом *** в лице директора Я. на общую сумму *** рублей, а также в связи с исполнением обязательств по муниципальному контракту *** на поставку без дополнительных опор канатной дороги от *** между администрацией *** городского поселения в лице ФИО1 и *** в лице генерального директора Ф. на общую сумму *** рублей (л.д.54-100 том 9);
- протокол допроса в качестве эксперта П., в ходе которого она пояснила, что в соответствии с заключением финансово-экономической экспертизы *** администрацией *** городского поселения допущено нецелевое расходование бюджетных средств в размере ***. Приложениями к заключению данной экспертизы являются таблицы, отражающие анализ исполнения расходной части бюджета *** городского поселения в *** году, на предмет определения наличия нецелевого использования денежных средств. В указанных таблицах отражены данные расходной части бюджета, утвержденного решением Думы *** от ***, данные по исполнению бюджета по платежным документам и взаимозачетам, а также столбец с указанием отклонения исполнения бюджета от утвержденного бюджета, где знаком (-) (минус) отражены суммы нецелевого использования, а знаком (+) (плюс) суммы неполного освоения денежных средств. В графе таблиц указывающих данные расходной части бюджета указаны суммы, предусмотренные утвержденным бюджетом решением Думы *** от ***, коды экономической классификации, а также наименование статей. В графе таблиц указывающих данные по исполнению бюджета по платежным документам и взаимозачетам, указаны номера платежных документов, дата платежа или взаимозачета, а также сумма платежа или взаимозачета. Таким образом, если в графах таблиц отражающих данные расходной части бюджета, утвержденного решением Думы *** от *** не предусмотрены расходы по определенным видам статей, а фактически, в соответствии с графами отражающих данные по исполнению бюджета по платежным документам и взаимозачетам, расходы были произведены, соответственно имеет место нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, имеют место случаи, когда лимиты расходов по определенным видам статей, согласно утвержденного бюджета, были фактически превышены, что также является фактом нецелевого использования бюджетных средств. Однако, в случае превышения лимитов установленных расходов, установить конкретно, какие платежи являются нецелевыми, не представляется возможным. Факт нецелевого использования бюджетных средств фактически образуется с момента превышения лимитов установленных расходов утвержденным бюджетом (л.д.105-107 том 9).
Также в судебном заседании были исследованы следующие доказательства:
- решение от *** о регистрации ФИО1 как избранного Главой *** муниципального образования (л.д.27 том 3);
- регламент Думы Муниципального образования *** (л.д.28-41 том 2);
- Устав Муниципального образования ***, утвержденный решением Думы *** муниципального образования от ***, согласно ст. 52 ч.3,4 которого бюджет *** и отчет о его исполнении утверждаются решением Думы *** по представлению Главы города; порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города, подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета города определяется федеральным бюджетным законодательством и разработанным на его основе нормативно правовом актом о бюджетном процессе в ***, утверждаемом городской Думой (л.д.42-72 том 2);
- положение об администрации муниципального образования *** и приложением к решению Думы о внесении изменений в данное Положение (л.д.73-85,86-94 том 2);
- решение Думы от *** о принятии Положения о бюджетном процессе в *** городском поселении (л.д.96 том 2):
- положение о бюджетном процессе в *** городском поселении (л.д.97-111 том 2);
- положение о резервном фонде администрации *** городского поселения (л.д.113-115 том 2);
- письмо на имя начальника Финансового управления от *** о перераспределении финансирования в том числе по разделам, целевым статьям и видам расходов: 04.08 315000 365; 05.02 351000 412 (л.д.116 том 2);
- письмо на имя начальника Финансового управления от *** года о перераспределении ассигнований в том числе по коду бюджетной классификации 06.04 4120000 443 310 на создание и благоустройство детских площадок в размере *** рублей (л.д.126 том 2);
- договор о передачи осуществления части полномочий от ***, заключенным между Администрацией *** муниципального образования в лице главы ФИО1, и Финансового управления *** в лице К., согласно п.3.3 которого: Финансовое управление обязано организовать работу по формированию бюджета города в соответствии с законодательством РФ, Иркутской области и нормативными правовыми актами города…, осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением установленных правил расчетов, правильностью указания реквизитов и показателей бюджетной классификации расходов; а также дополнительное соглашение к договору с приложением (л.д.131-135, 136-143 том 2);
- решение Думы *** городского поселения МО *** от *** «Об утверждении бюджета *** городского поселения МО *** на *** год», согласно которому утвержден бюджет по доходам *** рублей; по расходам *** рублей и приложениями к данному решению, согласно которым в бюджет была включена программа безаварийного водоснабжения 05 02 3510000 411 225 по плану в сумме *** рублей; а также по разделу «Национальная экономика» «Транспорт» по коду 0408 были отражены средства потребности в сумме *** рублей (л.д.148-157 том 2);
- письмо на имя главы *** городского поселения МО от *** о предоставлении Финансовым управлением информации о внесении изменений и дополнений в бюджет *** городского поселения МО на *** год с приложениями, согласно которым решением Думы *** городского поселения МО от *** было предусмотрено распределение расходов бюджета *** городского поселения МО по функциональной и экономической классификации расходов на *** год в том числе по разделу «Транспорт» «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям 0408 3150000 365 241 в размере *** рублей; по разделу «Коммунальное хозяйство» «Увеличение основных средств» 0502 3510000 412 310 в сумме *** рублей (л.д.158-174 том 1);
- постановление *** от ***, вынесенного ФИО1, Об утверждении мероприятий по безаварийному водоснабжению на *** год, и приложением к нему, согласно которым в числе мероприятий по безаварийному водоснабжению были учтены мероприятия по приобретению механизмов и машин, необходимых для выполнения работ на сетях водоснабжения и канализации с потребностью в финансировании в размере *** рублей (л.д.222 том 2);
- отчет об исполнении расходной части бюджета по состоянию на *** год, пояснительная записка к данному отчету ФИО1, согласно которым: по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» раздел 04.08 «Транспорт» 04.08 3150000 365 241 «Безвозмездные перечисления МУП (АТП)» использована сумма в размере *** рублей; по коду 05.02 3510000 411 310 «Обслуживание сетей водоснабжения» использовано *** рублей (л.д.223, 224-252 том 2);
- согласно заключению финансово-экономической экспертизы *** от *** вопросы о том, имело ли место в действиях ФИО1 нецелевое расходование бюджетных средств, являются правовыми, что не входит в компетенцию эксперта; вместе с тем:
1) расходы на закупку комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы, насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В, детского игрового комплекса, канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы, и организации пассажирских перевозок автобусом по *** в бюджете *** городского поселения на *** год не были предусмотрены. По коду бюджетной классификации 0502 3510000 411 310 были израсходованы бюджетные средства на - приобретение комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы, - насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц, - насосов 1 *** ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц, - насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В,
По коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 были израсходованы бюджетные средства на приобретение детского игрового комплекса.
По коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 были израсходованы бюджетные средства на приобретение канатной дороги канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы.
По коду бюджетной классификации 0408 3150000 365 241 «Безвозмездноые перечисления МУП (АТП)» были израсходованы бюджетные средства по организации пассажирских перевозок автобусом по ***.
2) на *** год предусмотрено финансирование муниципальной программы «Чистый город» в сумме *** рублей по разделу 06 00 «Охрана окружающей среды» по коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310.
Финансирование «Комплексной программы реструктуризации системы *** в соответствии с принятым решением Думы *** городского поселения *** от *** в бюджете на *** год не предусмотрено.
3) По коду бюджетной классификации 0502 3510000 411 310 Раздел 5 «Коммунальное хозяйство. Инженерные сети», «Программа безаварийного водоснабжения» были отражены бюджетные средства на приобретение комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы, насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В в сумме *** рублей.
По коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 Раздел 06 «Другие вопросы в области окружающей среды» «Прочие текущие расходы» были отражены бюджетные средства на приобретение детского игрового комплекса на сумму *** рублей.
По коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 Раздел 06 «Другие вопросы в области окружающей среды» «Увеличение стоимости основных средств» были отражены бюджетные средства на приобретение канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы на сумму *** рублей.
По коду бюджетной классификации 0408 3150000 365 241 Раздел 04 «Национальная экономика», Раздел 04.08 «Транспорт» «Безвозмездное перечисление МУП «АТП)» были отражены бюджетные средства по организации пассажирских перевозок автобусом по *** на сумму *** рублей.
В бюджете 2006 года *** городского образования в разделах: 01 «Общегосударственные вопросы» «Депутаты» по коду бюджетной классификации
01. 03 0010000 005 310 «Увеличение основных средств» предусмотрены расходы в сумме *** рублей.
01 «Общегосударственные вопросы» «Администрация» по коду бюджетной классификации 01.04 0010000 005 310 «Увеличение основных средств» предусмотрены расходы в сумме *** рублей;
06 «Другие вопросы в области окружающей среды» по коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 «Увеличение основных средств» предусмотрены расходы в сумме *** рублей;
08 «Культура» по коду бюджетной классификации 0801 440 0000 327 310 «Увеличение стоимости основных средств приобретение пред. снабж.» предусмотрены расходы в сумме *** рублей;
09 «Спорт и физическая культура» «Оздоровительный комплекс» по коду бюджетной классификации 09.02 482 0000 327 310 «Увеличение основных средств» предусмотрены расходы в сумме *** рублей.
4) Расходы на приобретение комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы, насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В, детского игрового комплекса, канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы, и организации пассажирских перевозок автобусом по *** в бюджете *** городского поселения должны быть приняты Решением Думы *** городского поселения посредством внесения соответствующих изменений в бюджет, в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими бюджетный процесс и бюджетными правоотношениями в РФ, Иркутской области и муниципальном образовании.
5) Перераспределение Бюджетных ассигнований с кода классификации (КБК) 05.02, 3510000, 411,225, на КБК 0502, 531000, 411, 310 с КБК 0604, 4120000, 443, 226 на КБК 0604,4120000, 443, 310 может быть произведено на основании Решения Думы *** городского поселения посредством внесения соответствующих изменений в бюджет, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс и бюджетными правоотношениями в РФ, Иркутской области и муниципальном образовании.
Приведенные выше доказательства суд находит допустимыми, как полученными в соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального законодательства РФ, относимыми к данному уголовному делу и достаточными для вынесения решения по существу.
Вместе с тем, суд полагает необходимым исключить из числа допустимых доказательств заключение финансово-экономической экспертизы *** от *** в части указания экспертом о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку в данном случае эксперт вышел за рамки своих экспертных полномочий и высказался по вопросам, носящим правовой характер и связанными с юридической оценкой действий подсудимого, что не входило в компетенцию эксперта, при этом полагает возможным использовать выводы данной экспертизы в части перечисления, описания документов, свидетельствующих о расходовании бюджетных средств, анализа платежных документов, поскольку они в этой их части в полном объеме согласуются с материалами, исследованными в судебном заседании, кроме того не противоречат выводам финансово-экономической экспертизы от ***, которую суд берет за основу при разрешении вопроса об обоснованности предъявленного органами предварительного расследования обвинения подсудимому.
Государственный обвинитель в прениях сторон поддержал предъявленное органом предварительного следствия обвинение, приведя в обоснование своих доводов приведенные выше доказательства.
Проверив в судебном заседании представленные стороной обвинения доказательства и оценив их в совокупности, суд находит доводы государственного обвинителя о доказанности виновности подсудимого в совершении инкриминируемого ему деяния не основанными на материалах дела.
Так, приведенные выше доказательства в их совокупности достоверно свидетельствуют о том, что действительно в *** году ФИО1, являющимся Главой *** городского поселения МО, по коду бюджетной классификации 0502 3510000 411 310 были израсходованы бюджетные средства на
- приобретение комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы,
- насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц,
- насосов 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц,
- насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В,
По коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 были израсходованы бюджетные средства на приобретение детского игрового комплекса.
По коду бюджетной классификации 0604 4120000 443 310 были израсходованы бюджетные средства на приобретение канатной дороги канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы.
По коду бюджетной классификации 0408 3150000 365 241 «Безвозмездные перечисления МУП (АТП)» были израсходованы бюджетные средства по организации пассажирских перевозок автобусом по ***.
При этом расходы на закупку комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы, насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В, детского игрового комплекса, канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы, и организации пассажирских перевозок автобусом по *** в бюджете *** городского поселения на *** год не были предусмотрены; однако были израсходованы по вышеуказанным кодам бюджетной классификации путем перераспределения бюджетных ассигнований с, утвержденных решением Думы кодов классификации (КБК) 05.02, 3510000, 411,225, на КБК 0502, 531000, 411, 310, и с КБК 0604, 4120000, 443, 226 на КБК 0604,4120000, 443, 310 без соответствующего Решения Думы *** городского поселения и внесения соответствующих изменений в бюджет, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс и бюджетными правоотношениями в РФ, Иркутской области и муниципальном образовании.
Данные обстоятельства в полном объеме подтверждаются показаниями ФИО1, свидетелей И., Н., Т., А. О., У., К., Г., эксперта П., объективно подтверждены приведенными доказательствами: протоколами выемок документов- муниципальных контрактов на поставку спец. техники, канатной дороги, на пассажирские перевозки, поставку детского игрового комплекса, счетами-фактурами, товарными накладными, актами приема-передачи, заявками на оплату расходов, протоколами осмотра данных документов, заключениями судебных финансово-экономических экспертиз.
Вместе с тем, органами предварительного расследования не приведено доказательств, которые достоверно свидетельствуют о том, что перераспределение бюджетных средств с утвержденных решением Думы кодов бюджетной классификации на коды не утвержденные Решением Думы по фактам приобретения илонасосной техники, а также по факту организации пассажирских перевозок, - носили характер нецелевого использования.
Так, не доверять показаниям подсудимого ФИО1, свидетелей И., Н., Т. А., О., У., Г., К. - у суда нет оснований, поскольку они согласуются между собой, существенных противоречий не содержат, также не противоречат иным доказательствам по делу.
Показания эксперта П. суд оценивает как мнение эксперта относительно правовых вопросов.
При этом, доводы подсудимого о том, что программа Безаварийного водоснабжения, а также дотация пассажирских перевозок, были предусмотрены решением Думы в связи с чем, перераспределение бюджетных средств по данным программам носило целевой характер, подтверждаются показаниями свидетелей И., О., Т., при этом О. пояснил, что в этой части бюджет был выполнен надлежащим образом, также свидетель О. подтвердил, что решением Думы было предусмотрена дотация пассажирских перевозок, об этом же суду пояснила свидетель Т., что объективно подтверждается следующим: так, как следует из решения Думы *** городского поселения *** от *** «Об утверждении бюджета *** городского поселения МО *** на *** год», в бюджет была включена программа безаварийного водоснабжения 05 02 3510000 411 225 по плану в сумме *** рублей; а также по разделу «Национальная экономика» «Транспорт» по коду 0408 были отражены средства потребности в сумме *** рублей; как следует из постановление *** от ***, вынесенного ФИО1, Об утверждении мероприятий по безаварийному водоснабжению на *** год, и приложением к нему, при указании мероприятий по безаварийному водоснабжению были учтены мероприятия по приобретению механизмов и машин, необходимых для выполнения работ на сетях водоснабжения и канализации с потребностью в финансировании в размере *** рублей; данные обстоятельства в полном объеме подтверждены заключением экспертиз, при этом лимит средств, запланированных бюджетом на осуществление указанных целей при их реализации превышен не был.
Учитывая, что объектом преступления, предусмотренного ст.285.1 ч.1 УК РФ является финансовая дисциплина в области бюджетных правоотношений, при этом лишь отвлечение бюджетных ассигнований на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом, наносящих прямой ущерб государственным и общественным интересам и затрудняющих достижение тех результатов, которые государство хотело иметь за счет расхода своих финансовых ресурсов - влечет уголовную ответственность; однако в данном случае при вынесении Думой *** городского поселения МО *** от *** Решения об утверждении бюджета на *** год изначально было запланировано и предусмотрено расходование бюджетных средств на цели: «Национальная экономика» «Транспорт» по коду 0408 в сумме *** рублей, то есть, как показал ФИО1, а также свидетели О., Т. - для дотации пассажирских перевозок; а также на программу по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» «Программа безаварийного водоснабжения» по коду 05.02 225 в сумме *** рублей, как следует из показаний ФИО1, свидетелей И., О. Т. - на приобретение илососной техники, последующее перераспределения бюджетных ассигнований с, утвержденных решением Думы кодов классификации (КБК) 05.02, 3510000, 411,225, на не утвержденные Решением Думы КБК 0502, 531000, 411, 310, и с утвержденных Решением Думы КБК 0604, 4120000, 443, 226 на не утвержденные Решением Думы КБК 0604,4120000, 443, 310 суд рассматривает как перераспределение бюджетных средств с одного кода бюджетной классификации на другой, не рассматривая их как нецелевое использование, поскольку в данном случае общие цели использования бюджетных средств, предусмотренные в бюджетном законодательстве, нарушены не были.
Соответственно суд не усматривает состава вмененного подсудимому преступления в части расходования бюджетных средств на приобретение комбинированной машины с илонасосным каналопромывающим оборудованием КО-560 на шасси КаМАЗ в количестве 1 единицы, насосов СМ 200-150-400-4 5 АМ280 S 4 110кВт в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250 в количестве 2 единиц, насоса 1 Д630-90 ДАВ 25-/4 250кВт 6000В - всего на сумму *** рублей и организации пассажирских перевозок автобусом по *** в бюджете *** городского поселения на *** год на сумму *** рублей.
При этом, суд согласен с мнением стороны обвинения в части нецелевого расходования бюджетных средств на приобретение детского игрового комплекса на общую сумму *** рублей, а также канатной дороги БКДм100 в количестве 1 единицы на сумму *** рублей, поскольку перераспределения бюджетных ассигнований с, утвержденных решением Думы кодов классификации (КБК) 05.02, 3510000, 411,225, на не утвержденные Решением Думы КБК 0502, 531000, 411, 310, и с утвержденных Решением Думы КБК 0604, 4120000, 443, 226 на не утвержденные Решением Думы КБК 0604,4120000, 443, 310 не отвечало общим целям использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджетном законодательстве, поскольку изначально в бюджет не было заложено и запланировано покупка детских игровых комплексов, а был предусмотрен лишь ремонт существующих детских городков, а также не было предусмотрено приобретение канатной дороги, вместе с тем бюджетные средства были расходованы на данные объекты, что затруднило достижение тех результатов, которые государство хотело иметь за счет расхода своих финансовых ресурсов. Суд, анализируя положения ст. ст. 38 и 289БК РФ, пришел к выводу о том, что целевое использование может быть достигнуто только при правомерности действий получателя средств федерального бюджета. В то же время нарушение бюджетного законодательства, приводящее к расходованию на цели, не соответствующие условиям назначения, следует считать нецелевым.
Таким образом, судом достоверно установлено и подтверждено приведенными выше доказательствами нецелевое расходование бюджетных средств на изготовление и поставку детского игрового оборудования: детского игрового комплекса «Парусник» в количестве одной единицы; качалки на пружине 2-х местной «Кораблик» в количестве одной единицы; качелей на металлических стойках «Средние» в количестве одной единицы; качелей на деревянных стойках «Большие» в количестве одной единицы; детского игрового комплекса «Рыцарский замок» в количестве одной единицы; гимнастического комплекса «Полоса препятствий» в количестве одной единицы; каркаса фундамента для качалки на пружине в количестве двух единиц; детского игрового комплекса «Ракета» в количестве одной единицы; качелей на деревянных стойках «Малые» в количестве одной единицы на общую сумму *** рублей; а также на поставку без промежуточных опор канатной дороги БКДм 100 в количестве одной единицы на сумму *** рублей, итого на общую сумму *** рублей).
Вместе с тем, учитывая, что уголовная ответственность по ст.285.1 ч.1 УК РФ за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, предусмотрена лишь за совершение таких действий в крупном размере, которым согласно примечанию к данной статье признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, - суд не находит указанные действия ФИО1 уголовно наказуемыми.
На основании ст. 302 ч.2 п. 3 УПК РФ в случае отсутствия в деянии подсудимого состава преступления, постановляется оправдательный приговор.
В соответствии с требованиями ст. 14 ч.4 и ст. 302 ч.4 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постанавливается при условии подтверждения виновности подсудимого совокупностью исследованных судом доказательств.
Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, лежит на стороне обвинения, а все неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
Соответствующих требованиям уголовно-процессуального закона ходатайств о дополнении следствия стороной обвинения при судебном разбирательстве не было заявлено, а суд, в соответствии со ст.15 ч.3 УПК РФ не является органом уголовного преследования и не вправе обосновывать новыми доказательствами предъявленное органом предварительного расследования обвинение ФИО1 по ст.285.1 ч.1 УК РФ.
На основании ст. 302 ч.8 УПК РФ, при установлении обстоятельств, предусмотренных ст.24 ч.1 п.2 УПК РФ- суд постановляет оправдательный приговор.
С учетом вышеизложенного, суд находит правильным признать ФИО1 невиновным в совершении инкриминируемого ему деяния и оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления на основании ст.24 ч. 1 п. 2 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.302 ч. 2 п. 3, ч.8, 305 и 306 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
ФИО1 признать невиновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 ч. 1 УК РФ.
Оправдать ФИО1 по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.285.1 ч.1 УК РФ в связи с отсутствием в его деяниях признаков преступления на основании ст.24 ч.1 п.2 УПК РФ, ст. 302 ч.2 п.3, ч. 8 УПК РФ.
Меру пресечения в отношении ФИО1 - подписку о невыезде отменить.
Разъяснить оправданному ФИО1 положения главы 18 УПК РФ о праве на реабилитацию, порядке возмещения имущественного вреда и компенсации морального вреда.
Вещественные доказательства по делу, хранящиеся договоры по захоронению безродных, дополнительные соглашения к данным договорам, договоры на организация работ по содержанию кладбищ, по организации работ бани, договоры на поставку товаров, договоры аренды помещений, дополнительные соглашения к ним, договоры на создание научно-технической продукции, договоры о полной материальной ответственности, договоры на проведение работ по санитарной очистке общественных мест, договоры подрядов на выполнение работ по изготовлению помоста, договоры о возмещении расходов, договоры на оказание услуг почтовой связи, договоры на выполнение работ по содержанию муниципальных дорог, договоры на оказание услуг международной и междугородной телефонных связей, договоры на консультирование специалистов предприятий, муниципальные контракты, товарные накладные, заявки на оплату расходов, транспортные накладные, счета, находящиеся на хранении в отделе по расследованию *** вернуть в Администрацию *** городского поселения МО по вступлении приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Иркутском областном суде в течение 10 суток со дня его провозглашения.
Судья Нижнеилимского районного суда О.А.Ермоленко