ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-8/2022УИД140035-01-2018-017431-50 от 10.02.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 1-8/2022 УИД 14RS0035-01-2018-017431-50

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 10 февраля 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Егоровой Т.О., единолично,

при секретарях Бандеровой С.Г., Федорове Д.В., Сирдитовой Д.П., Царенко Д.В., Андросовой П.В., Александровой Н.П., Матросовой Д.А., Васильевой А.М., Макаровой А.В., Егоровой Н.А., Васильевой А.В., Узнаеве М.С., Сокольниковой Е.В.,

с участием государственных обвинителей - заместителя прокурора г.Якутска Новиковой Е.Г., помощника прокурора г.Якутска Овчинниковой Ю.В., Анисимова И.А., старших помощников прокурора г. Якутска Рабжировой А.М., Кардашевской Р. В., Шевелевой Л.Н..

защитников - адвокатов Тимофеевой О.М., Живарева В.В., Васильева А.Г., Баишева Д.И.,

а также с участием подсудимых Уарова А.С., Саввина Д.В., переводчиков Поповой М.К., Самагановой А.Е., Третьяковой А.А., Андреева Е.С., Гаврильева С.Л., представителя потерпевшего З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Уарова А.С., ____ года рождения, уроженца ____, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу ____, имеющего высшее образование, не работающего, пенсионера, состоящего в браке, не военнообязанного, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.5 ст. 290, ч.1 ст. 159 УК РФ,

Саввина Д.В., ____ года рождения, уроженца село ____, зарегистрированного ____, проживающего по адресу: ____ имеющего высшее образование, не работающего, пенсионера, состоящего в браке, не военнообязанного, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст. 290 УК РФ,

у с т а н о в и л:

1.Уаров А.С., являясь должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, получил лично взятку в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, которые входят в его служебные полномочия, в крупном размере при следующих обстоятельствах.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 18.09.2013 № 40/3-5 в соответствии со статьями 26, 83 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» и на основании протокола № 2 Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) постановила: 1) Признать выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва по республиканскому и одномандатным избирательным округам состоявшимися и действительными. Согласно приложению к данному постановлению Уаров А.С. избран народным депутатом в ___ (региональная группа 13, № 1).

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.10.2013 ГС № 4-V подтверждены полномочия народного депутата Уарова А.С., избранного 08.09.2013. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) избирается сроком на пять лет. Тем самым, полномочия народного депутата Уарова А.С. действовали до 25.09.2018.

В соответствии со ст. 1.1. Конституционного Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 35-З N 401-II Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) – парламент республики – является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)», народным депутатом Республики Саха (Якутия) является избранный в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Согласно п.п. 5 и 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381, лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, является председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Уаров А.С., будучи наделенным правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной власти, а также организационно-распорядительными функциями, являлся должностным лицом по признаку представителя власти, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 ГС № 13-V Уаров А.С. избран председателем контрольного комитета ___

Приказом руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2013 № 816 Уаров А.С. считается приступившим к исполнению обязанностей в государственной должности Республики Саха (Якутия) в качестве ___

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 10.07.2002 35-З № 401-II (Далее Конституционный закон) постоянные комитеты: осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов; дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституционного закона председатель постоянного комитета: организует работу постоянного комитета; созывает заседания постоянного комитета и организует подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); председательствует на заседаниях постоянного комитета; организует работу по исполнению решений постоянного комитета, комиссии; информирует членов постоянного комитета, комиссии о выполнении решений постоянного комитета, комиссии, о результатах рассмотрения рекомендаций постоянного комитета, комиссии, а также о деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн); руководит работой специалистов постоянного комитета, комиссии. Председатель постоянного комитета, комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) несет персональную ответственность за работу постоянного комитета, комиссии.

Согласно ст.ст. 36, 40 регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), принятого Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.04.2008 ГС № 17-IV (Далее Регламент), комитеты:

- осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;

- осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов;

-дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения;

-имеют право вносить предложения по повестке пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

Согласно ст. 41 Регламента председатель комитета:

- организует работу комитета;

-созывает заседания комитета и организует подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- председательствует на заседаниях комитета;

- представляет решения комитета на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) или поручает представлять решение кому-либо из членов комитета;

- организует работу по исполнению решений комитета;

-информирует членов комитета о выполнении решений комитета, результатах рассмотрения рекомендаций комитета, а также о деятельности Государственного Собрания;

- руководит работой специалистов комитета.

Согласно ст. 43 Регламента право законодательной инициативы принадлежит, в том числе, депутатам. Согласно ст. 44 Регламента реализация права законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов, проектов законов о внесении изменений в действующие законы, поправок к законопроектам.

Согласно разделу 3 Положения о постоянных комитетах и комиссиях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.04.2003 ГС N 129-III (Далее Положение), комитеты:

- осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение проектов законов и других нормативных правовых актов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения.

В целях исполнения установленных функций комитеты реализуют следующие полномочия:

- предлагают Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопросы для внесения в повестку пленарного заседания Государственного Собрания.

Согласно разделу 4 Положения председатель комитета:

- организует работу комитета;

- созывает заседания комитета и организует подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- председательствует на заседаниях комитета;

- представляет решения комитета на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) или поручает представлять данное решение кому-либо из членов комитета;

- организует работу по исполнению решений комитета, комиссии;

- информирует членов комитета, комиссии о выполнении решений комитета, комиссии, результатах рассмотрения рекомендаций комитета, комиссии, а также о деятельности Государственного Собрания;

- руководит работой специалистов комитета, комиссии.

Таким образом, Уаров А.С., являясь народным депутатом и председателем комитета, осуществляя функции представителя власти и выполняя организационно-распорядительные функции, вправе обратиться с законодательной инициативой, участвовать в подготовке и предварительном рассмотрении законопроекта, созвать заседание комитета и организовать подготовку вопросов, голосовать за положительное заключение комитета, а также голосовать на пленарном заседании по вопросу внесения поправок в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете в части увеличения бюджетного ассигнования. Тем самым, в полномочия Уарова А.С. входит возможность способствовать принятию закона о внесении поправок в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете» путем реализации указанных выше полномочий.

О.С., являясь генеральным директором Открытого акционерного общества «Сахаплемобъединение», ИНН ___, КПП ___ дата постановки на учет 03.06.2009, место регистрации и нахождения: ____ (Далее ОАО «Сахаплемобъединение»), зная, что народный депутат Уаров А.С., в силу занимаемой должности может способствовать принятию закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) в части увеличения бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота, в промежуток с 02.10.2013 по 31.12.2013, в период времени с 09 часов до 18 часов, находясь в служебном кабинете Уарова А.С. по адресу: улица, ____, город ____ обращался к нему с просьбами о содействии в принятии закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) в части увеличения бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота.

В свою очередь, Уаров А.С., являясь должностным лицом законодательного органа, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, осознавая, что в его полномочия входит возможность законодательной инициативы и содействия в принятии закона о внесении изменений в закон о бюджете Республики Саха (Якутия) в части увеличения бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота, в промежуток с 02.10.2013 по 31.12.2013, находясь в городе ____ (более точное время и место не установлены), умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег, с использованием своих должностных полномочий, решил получить взятку у О.С.. в виде денег, которая должна была превышать сумму в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, то есть составлять крупный размер взятки, тем самым, у него возник преступный умысел на получение взятки в крупном размере.

Во исполнение своего преступного умысла, направленного на получение взятки в виде денег в крупном размере, Уаров А.С., в промежуток с 02.10.2013 по 31.12.2013, в период времени с 09 часов до 18 часов, находясь в своем служебном кабинете по адресу: улица ____ город ____ умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег, с использованием своих должностных полномочий, потребовал у О.С.. взятку в виде денег в крупном размере. Взамен он пообещал ему, что в случае передачи взятки в виде денег в крупном размере, он, используя свои служебные полномочия по законодательной инициативе, окажет содействие в принятии закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) в части дополнительного бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота. В свою очередь О.С.. согласился с требованиями Уарова А.С. о передаче ему взятки в крупном размере.

Во исполнение достигнутой с О.С. договоренности, Уаров А.С., умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, находясь по адресу: улица ____, город ____ в числе других депутатов, обратился с законодательной инициативой о внесении поправок к проекту Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год» в части дополнительного бюджетного ассигнования на поддержку племенного животноводства, с учетом охвата искусственным осеменением 70% коров и телок в Республике Саха (Якутия).

30.04.2014 на седьмом очередном пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Уаров А.С., умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от Охлопкова С.С. в крупном размере, голосовал за принятие постановления от 30.04.2014 3 № 144-V «О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия)» «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год».

Тем самым, при содействии и непосредственном участии Уарова А.С., Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление от 30.04.2014 3 № 144-V «О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия)» «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год», где в части 3 статьи 2 указано: рекомендовать Правительству Республики Саха (Якутия) при корректировке государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2014 год рассмотреть следующие вопросы: о дополнительных бюджетных ассигнованиях государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере до 95 000 000 рублей на финансирование мероприятий по искусственному осеменению крупного рогатого скота, предусмотренных в подпрограмме «Развитие животноводства» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы» (с учетом итогов выполнения соглашения о предоставлении субсидий на указанные цели за девять месяцев 2014 года).

Во исполнение данного Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) 12.08.2014 подготовило пояснительную записку к проекту Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»», где указало остаток дополнительной потребности на проведение искусственного осеменения в сумме 95 049 000 (девяносто пять миллионов сорок девять тысяч) рублей.

Далее, 02.10.2014 на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период одобрен и учтен в проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»» перечень дополнительных расходов, в том числе по подпрограмме «Развитие животноводства «Поддержка племенного животноводства» в размере 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей.

Принятые расходные обязательства одобрены Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.10.2014 № 331 «О проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»».

При рассмотрении указанного проекта закона Республики Саха (Якутия), Уаров А.С., являясь председателем контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, 07.10.2014, в период с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____1, город ____ дал положительное заключение на проект Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»», а также на совместном расширенном заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политики, вопросам собственности и приватизации от 08.10.2014, в период с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____ город ____ голосовал за то, чтобы рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принять проект данного закона в первом чтении.

Далее, Уаров А.С., исполняя договоренность с О.С.. о получении взятки в виде денег в крупном размере, 09.10.2014, в период с 09 часов до 18 часов, на одиннадцатом (внеочередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, голосовал за внесение изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год», согласно которому предусмотрено дополнительное бюджетное ассигнование в размере 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей на искусственное осеменение крупного рогатого скота.

Тем самым, при содействии и непосредственном участии Уарова А.С., Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 09.10.2014 принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»», в редакции, предложенной Правительством Республики Саха (Якутия), и предусматривающей дополнительное бюджетное ассигнование на искусственное осеменение крупного рогатого скота в сумме 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей.

24.11.2014 между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (Далее Министерство) и ОАО «Сахаплемобъединение» заключено соглашение № 01-12/2938 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение и (или) возмещение части затрат на приобретение материальных запасов, товарно-материальных ценностей, необходимых для организации искусственного осеменения крупного рогатого скота», согласно которому Министерство обязуется предоставить субсидию в размере 47 165 000 (сорока семи миллионов ста шестидесяти пяти тысяч) рублей.

Платежным поручением от 26.11.2014 № 5083 на расчетный счет ОАО «Сахаплемобъединение» перечислено 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей.

Далее, во исполнение имеющейся с Уаровым А.С. договоренности о передаче взятки в крупном размере, Охлопков С.С. 31.12.2014, в период времени с 09 часов до 18 часов, на основании расходно-кассового ордера получил в кассе ОАО «Сахаплемобъединение», расположенном по адресу: ____, микрорайон ____ города ____ сумму в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.

Затем, О.С. в промежуток с 01.01.2015 по 05.09.2015, находясь в служебном кабинете Уарова А.С. , расположенном по адресу: улица ________ по требованию Уарова А.С., во исполнение ранее достигнутой договоренности о передаче взятки в виде денег в крупном размере, передал Уарову А.С. разными суммами взятку в виде денег в крупном размере, в общей сумме 400 000 (четыреста тысяч) рублей. При этом, Уаров А.С. получил от О.С.. в промежуток: с 01.01.2015 по 31.01.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 100 000 (сто тысяч) рублей; с 01.02.2015 по 28.02.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 100 000 (сто тысяч) рублей; 01.03.2015 по 31.03.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей; с 01.08.2015 по 05.09.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей. Полученными денежными средствами Уаров А.С. распорядился по собственному усмотрению в личных целях.

Тем самым, Уаров А.С., являясь должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег, с использованием своих должностных полномочий, получил у О.С. лично взятку в виде денег в крупном размере в сумме 400 000 (четыреста тысяч) рублей за совершение действий, входящих в его служебные полномочия, а именно за содействие в принятии закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете в части дополнительного бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота, то есть за действия, входящие в его служебные полномочия, которые заключались в обращении с законодательной инициативной по данному вопросу, даче положительного заключения на проект закона, голосование за принятие данного закона на заседаниях постоянного комитета и пленарных заседаниях.

В соответствии с примечанием к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признается сумма денег, превышающая 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

2.Он же, Уаров А.С., совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, при следующих обстоятельствах.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 18.09.2013 № 40/3-5 в соответствии со статьями 26, 83 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» и на основании протокола № 2 Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) постановила: 1) Признать выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва по республиканскому и одномандатным избирательным округам состоявшимися и действительными. Согласно приложению к данному постановлению Уаров А.С. избран народным депутатом в составе Якутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (региональная группа 13, № 1).

Уаров А.С., являясь депутатом законодательного (представительного органа) государственной власти субъекта Российской Федерации, в течение 2016-2018 г.г., умышленно, с корыстной целью, желая похитить чужое имущество путем обмана, с единым преступным умыслом, совершил ряд идентичных и тождественных действий, направленных на хищение денежных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), путем обмана, то есть совершил продолжаемое преступление при следующих обстоятельствах.

На основании нижеследующих приказов Уаров А.С. направлялся в служебные командировки в ____

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 01.02.2016 № 42 Уаров А.С. командирован, в том числе, в ____ с 03 по 11 февраля 2016 года;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.02.2016 № 77 Уаров А.С. командирован в ____ с 27.02.2016 по 01.03.2016;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 09.06.2016 № 279 Уаров А.С. командирован в ____ с 16.06.2016 по 20.06.2016;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.08.2016 № 387 Уаров А.С. командирован в ____ с 29.08.2016 по 31.08.2016;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.11.2016 № 511 Уаров А.С. командирован в ____ с 26.11.2016 по 01.12.2016;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 01.02.2017 № 26 Уаров А.С. командирован в ____ с 06.02.2017 по 11.02.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.03.2017 № 94 Уаров А.С. командирован в ____ с 22.03.2017 по 27.03.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.03.2017 № 125 Уаров А.С. командирован в ____ с 03.04.2017 по 05.04.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.05.2017 № 176 Уаров А.С. командирован в ____ с 03.05.2017 по 06.05.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05.06.2017 № 285 Уаров А.С. командирован в ____ с 17.06.2017 по 22.06.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 28.11.2017 № 600 Уаров А.С. командирован в ____ с 04.12.2017 по 06.12.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 12.12.2017 № 637 Уаров А.С. командирован в ____ с 22.12.2017 по 26.12.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.12.2017 № 656 внесены изменения в приказ от 12.12.2017 № 637 и изменены сроки командировки Уарова А.С. в ____ с 22.12.2017 по 28.12.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.12.2017 № 659 отменены приказы от 12.12.2017 № 637 и от 21.12.2017 № 656. На основании приказа от 22.12.2017 № 659 Уаров А.С. командирован в ____ с 23.12.2017 по 28.12.2017;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30.01.2018 № 41 Уаров А.С. командирован в ____ с 05.02.2018 по 09.02.2018;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.02.2018 № 99 Уаров А.С. командирован в ____ с 04.03.2018 по 12.03.2018;

на основании приказа аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.03.2018 № 138 Уаров А.С. командирован в ____ с 28.03.2018 по 04.04.2018.

Выезжая в указанные командировки, Уаров А.С. осознавал, что не будет нанимать жилые помещения для проживания, поскольку знал, что будет проживать у родного брата У.Ю.. При этом, Уаров А.С. выделенные для найма жилых помещений для проживания в период нахождения в командировке денежные средства похищал путем совершения ряда идентичных и тождественных действий при следующих обстоятельствах.

Перед поездкой в командировки, Уаров А.С., умышленно, с корыстной целью, желая похитить чужое имущества путем обмана, в промежуток с 01.02.2016 по 22.03.2018, в период времени с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____, город ____ путем обмана, а именно введя в заблуждение сотрудников финансово-экономического управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о том, что получаемые им денежные средства будут использованы для оплаты найма жилого помещения, не имея цели использовать их по прямому назначению, незаконно получал в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), денежные средства в виде аванса на основании нижеуказанных расходных кассовых ордеров и в нижеуказанных суммах:

на основании расходного кассового ордера № 64 от 01.02.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 9 530 (девять тысяч пятьсот тридцать) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 122 от 20.02.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 680 (три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 486 от 14.06.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 8 850 (восемь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 669 от 26.08.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 4 510 (четыре тысячи пятьсот десять) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 853 от 23.11.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 13 520 (тринадцать тысяч пятьсот двадцать) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 127 от 17.03.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 13 520 (тринадцать тысяч пятьсот двадцать) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 162 от 31.03.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 6 510 (шесть тысяч пятьсот десять) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 227 от 02.05.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 8 180 (восемь тысяч сто восемьдесят) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 330 от 05.06.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 13 520 (тринадцать тысяч пятьсот двадцать) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 746 от 28.11.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 5 510 (пять тысяч пятьсот десять) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 799 от 18.12.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 10 850 (десять тысяч восемьсот пятьдесят) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 816 от 21.12.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 5 340 (пять тысяч триста сорок) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 820 от 22.12.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 12 811 (двенадцать тысяч восемьсот одиннадцать) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 52 от 01.02.2018 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 10 850 (десять тысяч восемьсот пятьдесят) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 117 от 28.02.2018 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 21 530 (двадцать одна тысяча пятьсот тридцать) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных;

на основании расходного кассового ордера № 172 от 22.03.2018 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 18 860 (восемнадцать тысяч восемьсот шестьдесят) рублей для аренды жилого помещения и в качестве суточных.

Таким образом, в качестве авансов Уаров А.С. получил в общей сумме 167 571 (сто шестьдесят семь тысяч пятьсот семьдесят один) рубль.

Однако, находясь в указанных командировках, Уаров А.С. проживал у своего родного брата У.Ю.., при этом деньги за проживание не платил. В период нахождения в служебных командировках, то есть с 04.02.2016 по 04.04.2018, в селе ____ по поручениям Уарова А.С., его водитель П.И., который не состоял с Уаровым А.С. в преступном сговоре и не знал о преступных намерениях Уарова А.С., получал заведомо подложные квитанции и счета. Согласно данным заведомо подложным квитанциям и счетам Уаров А.С. якобы оплачивал денежные средства для найма жилого помещения гостиничного типа в период нахождения в командировках индивидуальным предпринимателям П.Т., С.Г., Д.А. и К.В., предоставлявших услуги для проживания в жилых помещениях гостиничного типа. Указанные документы Уаров А.С. планировал использовать при обмане сотрудников финансово-экономического управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при составлении авансовых отчетов о понесенных в командировках расходах. Между тем у указанных лиц он жилые помещения гостиничного типа не нанимал, деньги за это не платил.

По приезду в город Якутск Республики Саха (Якутия), в промежуток с 04.02.2016 по 04.04.2018, в период времени с 09 часов до 18 часов, по адресу: улица ____ город ____ по поручению Уарова А.С., работники аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.А., А.М. и С.Д., которые не осознавали, что вносят в авансовые отчеты заведомо ложные сведения, так как полагали, что квитанции и счета о понесенных расходах для найма жилых помещений являются подлинными, составляли авансовые отчеты о понесенных Уаровым А.С. во время командировок расходах. При этом Уаров А.С., в указанные время и месте, умышленно, с корыстной целью, желая похитить чужое имущества путем обмана, поручал данным лицам вносить в авансовые отчеты заведомо ложные сведения о якобы понесенных им в командировках расходах для найма жилых помещений гостиничного типа на общую сумму 159 000 (сто пятьдесят девять тысяч) рублей.

По поручению Уарова А.С. работниками аппарата П.А.А.М. и С.Д. на основании заведомо подложных документов, переданных им Уаровым А.С., составлены нижеследующие авансовые отчеты, к которым приложены нижеследующие квитанции и счета:

авансовый отчет № 810 от 16.02.2016, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 12 000 (двенадцать тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 6 от 04.02.2016 на сумму 10 000 рублей; счет № 6 от 04.02.2016 на сумму 10 000 рублей за проживание с 04 по 09 февраля 2016 года; квитанция к приходному кассовому ордеру № 12 от 09.02.2016 на сумму 2 000 рублей; счет № 12 от 09.02.2016 на сумму 2 000 рублей за проживание с 09 по 10 февраля 2016 года;

авансовый отчет № 878 от 04.03.2016, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 36 от 27.02.2016 на сумму 6 000 рублей; счет № 36 от 27.02.2016 на сумму 6 000 рублей за проживание с 27.02.2016 по 01.03.2016;

авансовый отчет № 1160 от 24.06.2016, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 21 от 16.06.2016 на сумму 10 000 рублей; счет № 21 от 16.06.2016 на сумму 10 000 рублей за проживание с 16 по 20 июня 2016 года;

авансовый отчет № 1336 от 30.09.2016, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 29.08.2016 на сумму 15 000 рублей; счет № 368 от 29.08.2016 на сумму 15 000 рублей за проживание с 29.08.2016 по 04.09.2016;

авансовый отчет № 1475 от 06.12.2016, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 106 от 30.11.2016 на сумму 10 000 рублей; счет № 1518 от 26.11.2016 на сумму 10 000 рублей за проживание с 26 по 30 ноября 2016 года;

авансовый отчет № 25 от 13.02.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 123 от 06.02.2017 на сумму 15 000 рублей; счет № 123 от 06.02.2017 на сумму 15 000 рублей за проживание с 06 по 11 февраля 2017 года;

авансовый отчет № 84 от 28.03.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 212 от 23.03.2017 на сумму 10 000 рублей; счет без номера и без даты на сумму 10 000 рублей за проживание с 23 по 27 марта 2017 года;

авансовый отчет № 103 от 06.04.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 712 от 05.04.2017 на сумму 6 000 рублей; счет без номера от 05.04.2017 на сумму 6 000 рублей за проживание с 03 по 05 апреля 2017 года;

авансовый отчет № 212 от 26.05.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру № 516 от 06.05.2017 на сумму 7 500 рублей; счет № 314 от 06.05.2017 на сумму 7 500 рублей за проживание с 03 по 06 мая 2017 года;

авансовый отчет № 313 от 26.06.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 22.06.2017 на сумму 10 000 рублей; счет без номера от 17.06.2017 на сумму 10 000 рублей за проживание с 17 по 22 июня 2017 года;

авансовый отчет № 691 от 07.12.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 04.12.2017 на сумму 5 000 рублей; счет без номера от 04.12.2017 на сумму 5 000 рублей за проживание с 04 по 06 декабря 2017 года;

авансовый отчет № 761 от 29.12.2017, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 23.12.2017 на сумму 15 000 рублей; счет без номера от 23.12.2017 на сумму 15 000 рублей за проживание с 23 по 29 декабря 2017 года;

авансовый отчет № 830 от 12.02.2018, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 09.02.2018 на сумму 10 000 рублей; счет № 1439 от 09.02.2018 на сумму 10 000 рублей за проживание с 05 по 09 февраля 2018 года;

авансовый отчет № 895 от 13.03.2018, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 03.03.2018 на сумму 20 000 рублей; счет без номера от 03.03.2018 на сумму 20 000 рублей за проживание с 03 по 11 марта 2018 года;

авансовый отчет № 987 от 16.04.2018, согласно которому приняты расходы за найм жилого помещения в сумме 17 500 (семнадцать тысяч пятьсот) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру без номера от 28.03.2018 на сумму 17 500 рублей; счет без номера от 28.03.2018 на сумму 17 500 рублей за проживание с 28.03.2018 по 04.04.2018.

Таким образом, к авансовым отчетам приобщены заведомо подложные платежные документы об оплате для найма жилых помещений гостиничного типа во время пребывания в командировке в Сунтарском районе на общую сумму 159 000 (сто пятьдесят девять тысяч) рублей.

Указанные авансовые отчеты приняты введенными в заблуждение в силу обмана со стороны Уарова А.С. сотрудниками финансово-экономического управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и с Уарова А.С. необоснованно не удержаны денежные средства, которые им получены в качестве аванса для найма жилых помещений гостиничного типа, однако использованные им в личных целях.

Кроме того, после окончания командировок и сдачи указанных выше авансовых отчетов, Уаров А.С., умышленно, с корыстной целью, желая похитить чужое имущество путем обмана, в нижеуказанные дни и время, находясь по адресу: улица ____, город ____ путем обмана, а именно введя в заблуждение сотрудников финансово-экономического управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о наличии перерасхода денежных средств при найме жилых помещений в период нахождения в командировках, получал в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), денежные средства в виде возмещения понесенных затрат при найме жилого помещения на основании нижеуказанных расходных кассовых ордеров и в нижеуказанных суммах:

16.02.2016 в период времени с 09 часов до 18 часов, на основании расходного кассового ордера № 112 от 16.02.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 9 456 (девять тысяч четыреста пятьдесят шесть) рублей;

28.03.2016 в период времени с 09 часов до 18 часов, на основании расходного кассового ордера № 216 от 28.03.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 000 (три тысячи) рублей;

24.04.2016 в период времени с 09 часов до 18 часов, на основании расходного кассового ордера № 531 от 24.06.2016 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 2 000 (две тысячи) рублей;

13.02.2017 в период времени с 09 часов до 18 часов, на основании расходного кассового ордера № 66 от 13.02.2017 Уаров А.С. получил в кассе аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 520 (три тысячи пятьсот двадцать) рублей.

Всего на сумму 17 976 (семнадцать тысяч девятьсот семьдесят шесть) рублей.

Тем самым, Уаров А.С. получил в виде авансов и возмещения затрат в командировке для найма жилого помещения 185 547 (сто восемьдесят пять тысяч пятьсот сорок семь) рублей. Из этих средств, Уаров А.С., в промежуток с 01.02.2016 до 22.03.2018 в период времени с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____, город ____ умышленно, с корыстной целью, желая похитить чужое имущества путем обмана, а именно предоставив заведомо ложные квитанции и счета о якобы понесенных затратах для найма жилых помещений, противоправно, безвозмездно похитил денежные средства в размере 159 000 рублей (сто пятьдесят девять тысяч), которыми он распорядился по своему усмотрению, причинив материальный ущерб государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на указанную сумму.

Саввин Д.В., являясь должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, получил лично взятку в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, которые входят в его служебные полномочия, в крупном размере при следующих обстоятельствах.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 18.09.2013 № 40/3-5 в соответствии со статьями 26, 83 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» и на основании протокола № 2 Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) постановила: 1) Признать выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва по республиканскому и одномандатным избирательным округам состоявшимися и действительными. Согласно приложению к данному постановлению Саввин Д.В. избран народным депутатом от ___ одномандатного избирательного округа № 32.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.10.2013 ГС № 4-V подтверждены полномочия народного депутата Саввина Д.В., избранного 08.09.2013. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) избирается сроком на пять лет. Тем самым, полномочия народного депутата Саввина Д.В. действовали до 25.09.2018.

В соответствии со ст. 1.1. Конституционного Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 35-З N 401-II Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - парламент республики - является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)», народным депутатом Республики Саха (Якутия) является избранный в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Согласно п.п. 5 и 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381, лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, является председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 ГС № 13-V Саввин Д.В. избран председателем постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по селу и аграрной политике.

Приказом руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.10.2013 № 836 Саввин Д.В. считается приступившим к исполнению обязанностей в государственной должности Республики Саха (Якутия) в качестве председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по селу и аграрной политике.

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 10.07.2002 35-З № 401-II (Далее Конституционный закон) постоянные комитеты: осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов; дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституционного закона председатель постоянного комитета: организует работу постоянного комитета; созывает заседания постоянного комитета и организует подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); председательствует на заседаниях постоянного комитета; организует работу по исполнению решений постоянного комитета, комиссии; информирует членов постоянного комитета, комиссии о выполнении решений постоянного комитета, комиссии, о результатах рассмотрения рекомендаций постоянного комитета, комиссии, а также о деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн); руководит работой специалистов постоянного комитета, комиссии. Председатель постоянного комитета, комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) несет персональную ответственность за работу постоянного комитета, комиссии.

Согласно ст.ст. 36, 40 регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), принятого Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.04.2008 ГС № 17-IV (Далее Регламент), комитеты:

- осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;

- осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов;

-дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения;

- имеют право вносить предложения по повестке пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

Согласно ст. 41 Регламента председатель комитета:

- организует работу комитета;

-созывает заседания комитета и организует подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- председательствует на заседаниях комитета;

- представляет решения комитета на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) или поручает представлять решение кому-либо из членов комитета;

- организует работу по исполнению решений комитета;

-информирует членов комитета о выполнении решений комитета, результатах рассмотрения рекомендаций комитета, а также о деятельности Государственного Собрания;

- руководит работой специалистов комитета.

Согласно ст. 43 Регламента право законодательной инициативы принадлежит, в том числе, депутатам. Согласно ст. 44 Регламента реализация права законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов, проектов законов о внесении изменений в действующие законы, поправок к законопроектам.

Согласно разделу 3 Положения о постоянных комитетах и комиссиях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.04.2003 ГС N 129-III (Далее Положение), комитеты:

- осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение проектов законов и других нормативных правовых актов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения.

В целях исполнения установленных функций комитеты реализуют следующие полномочия:

- предлагают Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопросы для внесения в повестку пленарного заседания Государственного Собрания.

Согласно разделу 4 Положения председатель комитета:

- организует работу комитета;

-созывает заседания комитета и организует подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

- председательствует на заседаниях комитета;

- представляет решения комитета на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) или поручает представлять данное решение кому-либо из членов комитета;

- организует работу по исполнению решений комитета, комиссии;

- информирует членов комитета, комиссии о выполнении решений комитета, комиссии, результатах рассмотрения рекомендаций комитета, комиссии, а также о деятельности Государственного Собрания;

- руководит работой специалистов комитета, комиссии.

Таким образом, Саввин Д.В., являясь народным депутатом и председателем комитета, осуществляя функции представителя власти и выполняя организационно-распорядительные функции, вправе обратиться с законодательной инициативой, участвовать в подготовке и предварительном рассмотрении законопроекта, созвать заседание комитета и организовать подготовку вопросов, голосовать за положительное заключение комитета, а также голосовать на пленарном заседании по вопросу внесения поправок в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете в части увеличения бюджетного ассигнования. Тем самым, в полномочия Саввина Д.В. входит возможность способствовать принятию закона о внесении поправок в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете» путем реализации указанных выше полномочий.

О.С., являясь генеральным директором Открытого акционерного общества «Сахаплемобъединение», ИНН ___, КПП ___ дата постановки на учет 03.06.2009, место регистрации и нахождения: ____ микрорайон ____, город ____ зная, что народный депутат Саввин Д.В., в силу занимаемой должности может способствовать принятию закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) в части увеличения бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота, в промежуток с 02.10.2013 по 31.12.2013, в период времени с 09 часов до 18 часов, находясь в служебном кабинете Саввина Д.В. по адресу: улица, ____ город ____, обращался к нему с просьбами о содействии в принятии закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) в части увеличения бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота.

В свою очередь, Саввин Д.В., являясь должностным лицом законодательного органа, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, осознавая, что в его полномочия входит возможность законодательной инициативы и содействия в принятии закона о внесении изменений в закон о бюджете Республики Саха (Якутия) в части увеличения бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота, в промежуток с 02.10.2013 по 31.12.2013, находясь в городе ____ (более точное время и место не установлены), умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег, с использованием своих должностных полномочий, решил получить у О.С.. взятку в виде денег, которая должна была превышать сумму в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, то есть составлять крупный размер взятки, тем самым, у него возник преступный умысел на получение взятки в крупном размере.

Во исполнение своего преступного умысла, направленного на получение взятки в виде денег в крупном размере, Саввин Д.В., в промежуток с 02.10.2013 по 31.12.2013, в период времени с 09 часов до 18 часов, находясь в своем служебном кабинете по адресу: улица ____, город ____ умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег, с использованием своих должностных полномочий, потребовал у О.С. взятку в виде денег в крупном размере. Взамен он пообещал ему, что в случае передачи взятки в виде денег в крупном размере, он, используя свои служебные полномочия по законодательной инициативе, окажет содействие в принятии закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) в части дополнительного бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота. В свою очередь, О.С. согласился с требованиями Саввина Д.В. о передаче ему взятки в крупном размере.

Во исполнение достигнутой с О.С.. договоренности, Саввин Д.В., умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, находясь по адресу: улица ____, город ____ в числе других депутатов, обратился с законодательной инициативой о внесении поправок к проекту Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год» в части дополнительного бюджетного ассигнования на поддержку племенного животноводства, с учетом охвата искусственным осеменением 70% коров и телок в Республике Саха (Якутия).

Далее Саввин Д.В., умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, на заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по селу и аграрной политике, 21.04.2014 в период с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____ город ____ голосовал за то, чтобы рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) рассмотреть во втором чтении проекта Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год следующие предложения: предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования на мероприятия 1.3. «Искусственное осеменение» подпрограммы «Развитие животноводства» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы на сумму 110 000 000 (сто десять миллионов) рублей.

30.04.2014 на седьмом очередном пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Саввин Д.В., умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, голосовал за принятие постановления от 30.04.2014 3 № 144-V «О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия)» «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год».

Тем самым, при содействии и непосредственном участии Саввина Д.В., Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление от 30.04.2014 3 № 144-V «О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия)» «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год», где в части 3 статьи 2 указано: рекомендовать Правительству Республики Саха (Якутия) при корректировке государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2014 год рассмотреть следующие вопросы: о дополнительных бюджетных ассигнованиях государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере до 95 000 000 рублей на финансирование мероприятий по искусственному осеменению крупного рогатого скота, предусмотренных в подпрограмме «Развитие животноводства» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы» (с учетом итогов выполнения соглашения о предоставлении субсидий на указанные цели за девять месяцев 2014 года).

Во исполнение данного Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 12.08.2014 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) подготовило пояснительную записку к проекту Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»», где указало остаток дополнительной потребности на проведение искусственного осеменения в сумме 95 049 000 (девяносто пять миллионов сорок девять тысяч) рублей.

Далее, 02.10.2014 на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период одобрен и учтен в проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»» перечень дополнительных расходов, в том числе по подпрограмме «Развитие животноводства «Поддержка племенного животноводства» в размере 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей.

Принятые расходные обязательства одобрены Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.10.2014 № 331 «О проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»».

При рассмотрении указанного проекта закона Республики Саха (Якутия), Саввин Д.В., являясь председателем постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по селу и аграрной политике, умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, 07.10.2014, в период с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____, город ____ голосовал за то, чтобы рекомендовать Государственному Собранию Республики Саха (Якутия) принять проект указанного закона в первом и окончательном чтении.

Кроме того, находясь в указанном месте и в указанное время, Саввин Д.В., умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, дал положительное заключение на проект Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»». Также на совместном расширенном заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политики, вопросам собственности и приватизации от 08.10.2014, в период с 09 часов до 18 часов, находясь по адресу: улица ____, город ____ голосовал за то, чтобы рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принять проект данного закона в первом чтении.

Далее, Саввин Д.В., исполняя договоренность с О.С. о получении взятки в виде денег в крупном размере, 09.10.2014, в период с 09 часов до 18 часов, на одиннадцатом (внеочередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег от О.С. в крупном размере, голосовал за внесение изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год», согласно которому предусмотрено дополнительное бюджетное ассигнование в размере 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей на искусственное осеменение крупного рогатого скота.

Тем самым, при содействии и непосредственном участии Саввина Д.В., Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 09.10.2014 принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»», в редакции, предложенной Правительством Республики Саха (Якутия), и предусматривающей дополнительное бюджетное ассигнование на искусственное осеменение крупного рогатого скота в сумме 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей.

24.11.2014 между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (Далее Министерство) и ОАО «Сахаплемобъединение» заключено соглашение № 01-12/2938 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение и (или) возмещение части затрат на приобретение материальных запасов, товарно-материальных ценностей, необходимых для организации искусственного осеменения крупного рогатого скота», согласно которому Министерство обязуется предоставить субсидию в размере 47 165 000 (сорока семи миллионов ста шестидесяти пяти тысяч) рублей.

Платежным поручением от 26.11.2014 № 5083 на расчетный счет ОАО «Сахаплемобъединение» перечислено 47 165 000 (сорок семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей.

Далее, во исполнение имеющейся с Саввиным Д.В. договоренности о передаче взятки в крупном размере, О.С.. 31.12.2014, в период времени с 09 часов до 18 часов, на основании расходно-кассового ордера № 1605, получил в кассе ОАО «Сахаплемобъединение», расположенном по адресу: ____ города ____ сумму в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.

Затем, Охлопков С.С., 31.12.2014, в период с 14 часов до 18 часов, находясь около дома, расположенного по адресу: ________ по требованию Саввина Д.В., во исполнение ранее достигнутой договоренности о передаче взятки в виде денег в крупном размере, передал Саввину Д.В. часть взятки в виде денег в крупном размере в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Далее О.С. в служебном кабинете Саввина Д.В. № 302, расположенном по адресу: улица ____, город ____ по требованию Саввина Д.В., во исполнение ранее достигнутой договоренности о передаче взятки в виде денег в крупном размере, передал последнему, то есть Саввину Д.В., разными суммами оставшуюся часть взятки в виде денег в крупном размере, в общей сумме 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей. При этом Саввин Д.В. получил от О.С. в промежуток: с 01.01.2015 по 31.01.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 100 000 (сто тысяч) рублей; с 01.02.2015 по 28.02.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 100 000 (сто тысяч) рублей; с 01.03.2015 по 31.03.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей; с 01.08.2015 по 05.09.2015, в период с 09 часов до 18 часов, 100 000 (сто тысяч) рублей. Полученными денежными средствами Саввин Д.В. распорядился по собственному усмотрению в личных целях.

Тем самым, Саввин Д.В., являясь должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного преступного обогащения путем получения взятки в виде денег, с использованием своих должностных полномочий, получил у О.С.. лично взятку в виде денег в крупном размере в сумме 500 000 (пятьсот тысяч) рублей за совершение действий, входящих в его служебные полномочия, а именно за содействие в принятии закона о внесении поправок в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете в части дополнительного бюджетного ассигнования по вопросу искусственного осеменения крупного рогатого скота, то есть за действия, входящие в его служебные полномочия, которые заключались в обращении с законодательной инициативной по данному вопросу, даче положительного заключения на проект закона, голосование за принятие данного закона на заседаниях постоянного комитета и пленарных заседаниях.

В соответствии с примечанием к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признается сумма денег, превышающая 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

___

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Признать Уарова А.С. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 04 мая 2011 года №97-ФЗ, от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ), ч.1 ст.159 УК РФ, и назначить наказание по п. «в» ч.5 ст.290 УК РФ в виде штрафа в размере семидесятикратной суммы взятки 28 000 000 (двадцать восемь миллионов) руб., по ч.1 ст.159 УК РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ освободить Уарова А.С. от назначенного по ч.1 ст.159 УК РФ наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В соответствии с ч.5 ст.72 УК РФ смягчить назначенное Уарову А.С. по п. «в» ч.5 ст.290 УК РФ наказание в виде штрафа до двадцатикратной суммы взятки в размере 8 000 000 (восемь миллионов) рублей.

Признать Саввина Д.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 04 мая 2011 года №97-ФЗ, от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ), и назначить наказание в виде штрафа в размере семидесятикратной суммы взятки 35 000 000 (тридцать пять миллионов) руб.

В соответствии с ч.5 ст.72 УК РФ смягчить назначенное Саввину Д.В. наказание в виде штрафа до двадцатикратной суммы взятки в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

___.

Меру пресечения в отношении Уарова А.С., Саввина Д.В. в виде домашнего ареста отменить, освободить из зала суда.

Вещественные доказательства по уголовному делу: ___

___

___

Приговор может быть обжалован в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня провозглашения.

В случае обжалования приговора осужденным разъяснить право заявить ходатайство о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, право поручать осуществление своей защиты избранному защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, право пригласить адвоката по своему выбору, отказаться от защитника, ходатайствовать о назначении другого защитника. Разъяснить, что в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток суд вправе предложить пригласить другого защитника, а в случае отказа – принять меры по назначению защитника по своему усмотрению. При получении копий апелляционных жалоб или представления, затрагивающих интересы осужденных, последние в течение десяти суток вправе заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий судья: п/п Т.О. Егорова

Копия верна, судья: Т.О.Егорова

Секретарь: А.В.Макарова