РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2010 года,город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
при секретаре Штабровской М.И.,
с участием прокуроров Власовой Л.А., ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению избирательного объединения «Калужское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Калужской области от 12 января 2010 года «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области»,
у с т а н о в и л :
Избирательной комиссией Калужской области 12 января 2010 года принято постановление «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области».
Избирательное объединение «Калужское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления Избирательной комиссии Калужской области, как принятого без учета допущенных Калужским региональным отделением Политической партии Справедливая Россия нарушений предусмотренного статьей 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» порядка выдвижения списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва.
Эти нарушения, как указано в заявлении в суд, а также при рассмотрении дела в суде представителем заявителя Ф., выразились в том, что решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области конференцией Калужского регионального отделения Политической партии Справедливая Россия, прошедшей 26 декабря 2009 года, тайным голосованием не принималось; голосование на этой конференции ее делегатами, по сути, производилось не за выдвижение списка кандидатов, а за кандидатуры отдельных лиц, предложенных для включения в такой список. Избирательной комиссией Калужской области был заверен список кандидатов в депутаты от регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Калужской области в количестве 62 человек, тогда как в бюллетень для голосования на конференции 26 декабря 2009 года были внесены фамилии 73 человек, а само принятое вопреки установленной процедуре решение конференции предусматривает выдвижение списка из 71 кандидата в депутаты. Как на нарушение закона заявителем также указано на то, что представленный в Избирательную комиссию Калужской области протокол конференции регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Калужской области от 26 декабря 2009 года не содержит данных о проведении голосования за выдвижение списка кандидатов в депутаты и его итогах; состав списка кандидатов, выдвинутого по данным этого протокола для участия в выборах, не содержит общерегиональную часть.
В суде заявитель дополнил свои доводы. Просил признать оспариваемое постановление незаконным и отменить и потому, что была нарушена процедура выдвижения списка кандидатов, предусмотренная Уставом Политической партии Справедливая Россия. Нарушение выразилось в том, что конференцией регионального отделения упомянутой партии 26 декабря 2009 года не в соответствии с ее компетенцией был изменен выдвигаемый список кандидатов, согласованный с Президиумом Центрального Совета партии.
В судебном заседании представители Избирательной комиссии Калужской области Ч., К., Н. против удовлетворения заявления возражали. Ссылались на то, что избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области» Избирательная комиссия Калужской области в соответствии с требованиями закона была уведомлена о выдвижении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области и основания для отказа в заверении представленного этим избирательным объединением списка кандидатов в депутаты отсутствовали.
Представители регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Калужской области Ш., Т., Д. требования заявителя в суде не признали, указывая, что законных оснований для отмены оспариваемого постановления Избирательной комиссии Калужской области не имеется. Процедура выдвижения списка кандидатов избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области» не была нарушена.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокуроров Власовой Л.А., ФИО1, просивших в удовлетворении заявления отказать, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявления.
В силу положений пункта 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное объединение обладает правом на выдвижение кандидатов на выборные государственные должности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Согласно пунктам 1,4,6 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» решение по вопросу о выдвижении списков кандидатов в депутаты принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее, чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения партии делегатов и тайным голосованием.
Статьей 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено заверение избирательной комиссией списка кандидатов на выборах, выдвинутого избирательным объединением. При этом названной статьей определено, что законом могут быть предусмотрены основания для отказа в заверении такого списка кандидатов (пункт 14).
Согласно пункту 14 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области», регламентирующего порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Калужской области, в заверении списка кандидатов может быть отказано при отсутствии документов, указанных в пунктах 9-12 данной статьи Закона Калужской области, а также при несоблюдении требований к предусмотренному порядку выдвижения списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» выдвижение избирательным объединением списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии либо на конференции (общем собрании) ее регионального отделения тайным голосованием с соблюдением требований, предъявляемых к политическим партиям при выдвижении кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» решение конференции регионального отделения политической партии о выдвижении списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указывается, в частности, решение о выдвижении списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением списка кандидатов).
Установлено, что 26 декабря 2009 года в городе Калуге проводилась конференция Калужского регионального отделения Политической партии Справедливая Россия, на которую был вынесен вопрос о выдвижении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва по единому избирательному округу. На конференции присутствовали 44 делегата из 46 делегатов, избранных для участия в ее работе.
Уставом Политической партии Справедливая Россия предусмотрено, что к компетенции конференции регионального отделения этой партии относится выдвижение тайным голосованием в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов и списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых, а случае выдвижения списка кандидатов кандидатуры и порядок размещения в списке, предварительно согласованы Президиумом или Бюро Президиума Центрального Совета партии. Президиум Центрального Совета партии Справедливая Россия вправе исключать кандидатов из выдвинутых данной партией списков в кандидаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 21, 30 Устава).
Из представленного в суд протокола конференции регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Калужской области видно, что 26 декабря 2009 года делегатам конференции был предложен для выдвижения в порядке тайного голосования список из 73 кандидатур в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва, согласованных решением от 23 декабря 2009 года Президиума Центрального Совета Политической партии Справедливая Россия.
Из протокола конференции от 26 декабря 2009 года, показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей – членов счетной комиссии этой конференции И., П., С., В. следует, что для решения вопроса о выдвижении вышеуказанного списка делегатам конференции были розданы бюллетени для тайного голосования с фамилиями 73 кандидатов, прошедших согласование с Президиумом Центрального Совета Политической партии Справедливая Россия.
По итогам тайного голосования счетной комиссией конференции был составлен протокол № 2, содержащий указание на количество зарегистрированных на конференции делегатов; число изготовленных и выданных бюллетеней для тайного голосования; число действительных и недействительных бюллетеней; число поданных голосов за каждого из вышеуказанных 73 кандидатов и общих результатах голосования. Общими результатами голосования предусматривалось выдвижение списка из 71 кандидата в депутаты с учетом отклоненных делегатами конференции двух кандидатур.
Судом при рассмотрении дела исследовались обстоятельства составления этого протокола: в частности, путем допроса в качестве свидетелей вышеуказанных членов счетной комиссии конференции, путем сравнения экземпляров протокола № 2 – экземпляра, представленного в Избирательную комиссию Калужской области, и экземпляра, представленного региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Калужской области в суд по настоящему делу, а также путем обозрения представленной названным заинтересованным лицом в суд формы бюллетеня для голосования. По результатам такого исследования суд не находит оснований согласиться с представителем заявителя, указывавшего на недостатки протокола, и поставить под сомнение достоверность приведенных в протоколе сведений о голосовании, заверенных подписями членов счетной комиссии. Суд полагает, что эти сведения определенно отражают существо итогов проведенного голосования.
Как видно из протокола конференции от 26 декабря 2009 года протокол № 2 счетной комиссии конференции о результатах тайного голосования за выдвижение списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области был утвержден делегатами конференции.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что вышеназванные требования пункта 1 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» о выдвижении списка кандидатов при проведении конференции Калужского регионального отделения Политической партии Справедливая Россия нарушены не были. Состоявшееся выдвижение списка кандидатов Калужским региональным отделением Политической партии Справедливая Россия закону не противоречит.
Что касается доводов представителя заявителя при рассмотрении дела в суде о том, что голосование за список кандидатов предполагает либо полное согласие со всеми кандидатурами либо несогласие со списком в целом, то их нельзя признать состоятельными, поскольку такую процедуру, о которой утверждал представитель заявителя, закон не предусматривает.
В Избирательную комиссию Калужской области 10 января 2010 года избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области» был представлен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый данным избирательным объединением на конференции 26 декабря 2009 года, в составе 71 кандидатуры.
Одновременно с этим списком были представлены документы, предусмотренные пунктами 9-12 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области».
При рассмотрении дела представителем заявителя не ставилось под сомнение то, что упомянутые документы были представлены по перечню, определенному законом.
Представленные в избирательную комиссию вместе со списком кандидатов документы исследовались в судебном заседании.
При исследовании указанных документов судом установлена несостоятельность доводов заявителя о том, что представленный в Избирательную комиссию Калужской области протокол конференции регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Калужской области от 26 декабря 2009 года не содержит данных о проведении голосования за выдвижение списка кандидатов в депутаты и его итогах.
Постановлением Избирательной комиссией Калужской области от 12 января 2010 года названный список кандидатов был заверен в составе 62 кандидатур.
Исключение 9 кандидатур из представленного в Избирательную комиссию в составе 71 кандидатуры списка произошло на основании решения Президиума Центрального Совета Политической партии Справедливая Россия от 30 декабря 2009 года.
В силу пункта 5 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» список кандидатов должен включать в себя общерегиональную часть и внутрирегиональную часть, которая должна быть разбита на территориальные группы кандидатов, соответствующие муниципальному району, группе муниципальных районов, округу.
Согласно пункту 15 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» после предоставления в Избирательную комиссию Калужской области списка кандидатов его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидата по его личному заявлению, либо отзывом кандидата избирательным объединением, либо смертью кандидата, либо исключением кандидата из списка кандидатов на основании решения Избирательной комиссии Калужской области.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что вышеуказанным требованиям пункта 5 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» о порядке размещения кандидатов в депутаты и представленный в Избирательную комиссию Калужской области список, и заверенный этой комиссией список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области», содержащие, как общерегиональную, так и внутрирегиональную часть, соответствуют.
Не свидетельствуют о неправильности принятого избирательной комиссией постановления доводы заявителя о том, что в протоколе конференции от 26 декабря 2009 года не была отражена общерегиональная часть списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Калужской области.
Установлено, что поданные региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Калужской области для целей заверения списка кандидатов в Избирательную комиссию Калужской области документы содержали, как общерегиональную часть списка, так и внутрирегиональную часть.
В протоколе же конференции от 26 декабря 2009 года, как видно из представленных материалов, была допущена техническая ошибка, из-за которой общерегиональная часть списка, включающая двух кандидатов, не была напечатана в данном документе. Это, в частности, видно из самого протокола, в котором указано на то, что в составе списка выдвигаются 71 кандидат, тогда как фактически из-за указанной технической ошибки список в протоколе содержит фамилии только 69 кандидатов. Эта техническая ошибка не может повлечь за собой отмену оспариваемого постановления избирательной комиссии, как об этом ставит вопрос заявитель.
Что касается вопроса об исключении из выдвинутого 26 декабря 2009 года конференцией Калужского регионального отделения Политической партии Справедливая Россия списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва по единому избирательному округу 9 кандидатур, то этот вопрос был решен избирательной комиссией в соответствии с требованиями вышеуказанных положений пункта 15 статьи 22 Закона Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области».
При рассмотрении дела нарушений требований к выдвижению вышеуказанного списка кандидатов, предъявляемых законодательством о политических партиях, а также Уставом Политической партии Справедливая Россия, судом не установлено.
Утверждение заявителя об отсутствии у делегатов проводившейся 26 декабря 2009 года конференции регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Калужской области полномочий на исключение из упомянутого списка двух кандидатур основано на неправильном толковании материального закона и положений Устава Политической партии Справедливая Россия.
Приводимые заявителем доводы о том, что Избирательной комиссией Калужской области 12 января 2010 года незаконно было принято постановление «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области», нарушающее права граждан и избирательного объединения «Калужское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления.
Руководствуясь статьями 194-198,261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление избирательного объединения «Калужское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Калужской области от 12 января 2010 года «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Калужской области» - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.
Председательствующий: