Осинский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Осинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2010 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е.
с участием прокурора прокуратуры Осинского района Окулова А.В.
представителя ответчика - ООО «...» Р., действующего по доверенности № 2 от 11 января 2010 года
представителя третьего лица главного специалиста - ... администрации Осинского городского поселения С., действующей по доверенности № 1 от 11 января 2010 года
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... Пермского края в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «...» (далее ООО «...»), третьим лицам администрации Осинского городского поселения и Западно – Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее (РОСТЕХНАДЗОР)
об обязанности ООО «...» заключить договор с организацией, имеющей технические возможности и необходимые документы для утилизации 51 баллона с остаточным давлением хлора,
у с т а н о в и л :
Прокурор Осинского района обратился в суд с иском к ООО «...», третьим лицам администрации Осинского городского поселения и Западно – Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором просил обязать ООО «...», расположенного по адресу ..., ... ..., заключить договор с организацией, имеющей технические возможности и необходимые документы для утилизации 51 баллона с остаточным давлением хлора, мотивируя свое требование тем, что
10 декабря 2009г. в прокуратуру Осинского района Пермского края от главы Осинского городского поселения поступило информационное письмо об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Глава Осинского городского поселения указывает, что на территории поселения создалось положение, угрожающее возникновением чрезвычайной ситуации, так как ООО «...» игнорируются требования ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов». Неоднократные требования Осинского городского поселения и предписание инспектора Ростехнадзора по срочной утилизации баллонов с хлором не исполняются. Дальнейшее промедление с решением этого вопроса может привести к серьезным последствиям.
Решением КЧС Осинского городского поселения от 01.12.2009г. № 3 сложившаяся ситуация в ООО «...» по утилизации отработанных баллонов с остаточным давлением хлора признана потенциально опасной для жителей поселения и окружающей среды. На территории Осинского городского поселения введен режим повышенной готовности.
24 декабря 2008г главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, другими взрывопожароопасными и общепромышленными объектами Чайковского межрайонного отдела Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору П. была проведена проверка соблюдения ООО «...» требований промышленной безопасности при эксплуатации объекта водоподготовки. По результатам проверки контролирующим органом выявлены нарушения требований промышленной безопасности и нормативно-технической документации, а именно: склад хлора не зарегистрирован в государственном реестре, в складе хлора хранятся баллоны с остаточным давлением хлора в количестве 43 штук, у которых вышел срок эксплуатации. ООО «...» выдано предписание от 24.12.2008 г. с требованием в срок до 20.01.2009 г. заключить договор с организацией, имеющей технические возможности и необходимые документы для утилизации баллонов, в срок до 01.02.2009 г. зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре опасных объектов. Предписание вручено 20.01.2009г. лично под расписку исполнительному директору ООО «...» Р. На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №165 от 18.03.2009 г. Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору переименовано в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
До настоящего времени предписание не исполнено, 43 баллона с остаточным давлением хлора с истекшим сроком эксплуатации не утилизированы, хранятся на территории биологических очистных сооружений в границах Осинского городского поселения. Кроме того, хранятся 8 баллонов с окончанием срока эксплуатации в 2009г., также имеющих остаточное давление хлора. Согласно информации начальника ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, ООО «...» является потенциально опасным объектом, так как использует в своем технологическом производстве жидкий хлор, который является аварийным химически опасным веществом. В случае аварийной ситуации на ООО «...» максимальная глубина возможного заражения хлором составляет 10.12 км., количество населения, проживающего в этой зоне 6.38 тыс. человек.
В соответствии с информацией Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 26.12.2008г., , объекты, на которых применяются привозные или произведенные на месте гипохлорит натрия, двуокись хлора и озон, являются опасными и к ним применяются требования ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 1, 6, 9, 11 указанного закона промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2, 4, 6 Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (ред. от 01.02.2005) "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах. Основными задачами производственного контроля являются: обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
Не исполнение ООО «...» вышеуказанных требований закона, а также предписания по утилизации баллонов с остаточным давлением хлора, создает риск возникновения чрезвычайной ситуации на территории Осинского городского поселения, связанной с угрозой причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории Осинского городского поселения, а также ущерба окружающей среде.
Статья 8 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставляет гражданам право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. ст. 18, 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В судебном заседании представитель прокуратуры Осинского района помощник прокурора Окулов А.В. на удовлетворении иска настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика ООО «...» Р. иск не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковое заявление, пояснил, что ООО «...» заключило договор аренды муниципального имущества № 53 с Комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района, при приемке- передаче муниципального имущества на объекте биологических очистных сооружений находились баллоны с остаточным давлением жидкого хлора, которые в перечень к договору муниципального имущества не вошли и по акту приема – передачи с технической документацией ООО «...» не передавались. Так как ООО «...» не является собственником баллонов, нет оснований и возлагать на ООО «...» обязанность решать вопросы по утилизации этих баллонов. Кроме того, ООО «...» предпринимало меры по утилизации баллонов. Но место под утилизацию предоставлено не было. Помощь по финансированию данного мероприятия никто не оказал. В настоящее время, чтобы утилизировать баллоны необходимо иметь на них техпаспорта, а данных документов на баллоны не имеется, Кроме того, финансовое положение ООО «... не позволяет решить эту проблему, так как утилизация этих баллонов составляет стоимость около 1 000 000 рублей.
Представитель администрации Осинского городского поселения С. полагает необходимым иск прокурора удовлетворить. поскольку хранение в хлораторной на территории ООО «...» баллонов из –под жидкого хлора с остаточным давлением ставит под угрозу безопасность жителей Осинского городского поселения. При этом представитель Осинского городского поселения также пояснила, что на утилизацию баллонов администрацией Осинского городского поселения в 2009 году ООО «...» выделялось 50 000 рублей, а администрацией Осинского муниципального района – 100 000 рублей.
Представитель РОСТЕХНАДЗОРА в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Ростехнадзора. Согласно поступившего в суд отзыва на исковое заявление, представитель Ростехнадзора, также полагает необходимым иск прокурора удовлетворить.
Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика ООО «...», представителя третьего лица администрации Осинского городского поселения, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с абзацем 11 ч.1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
абзац 14 вышеназванного Закона - выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Согласно ст. 11 названного выше Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Также в соответствии с п. 4 ПРАВИЛ организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ( утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263 ( в ред Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
В силу п. 6 вышеуказанного постановления основными задачами производственного контроля являются: обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
Судом установлено, что баллонов с остаточным давлением хлора при заключении договора аренды администрацией Осинского муниципального района ООО «...» не передавалось. Указанные баллоны не являлись и не являются в настоящее время собственностью администрации Осинского муниципального района. Никаких доказательств, что администрация Осинского муниципального района является собственником баллонов, суду не представлено и судом не добыто.
Из письма ООО «...» № 296 от 29 января 2009 года, адресованного главе Осинского городского поселения усматривается, что на территории очистных сооружений г. Осы находится 51 баллон (с неизвестным количеством) сжиженного хлора. До 2008 года в производственном цикле биологических очистных сооружений, для очистки воды, использовался жидкий хлор, находящийся в баллонах. Первоначально он приобретался в ...», впоследствии передан вместе с объектом биологических очистных сооружений в МП «...», затем в МУП «...», МУП «...», в ООО «...». Баллоны хранятся на территории биологических очистных сооружений ООО «...»л.д.11).
Таким образом, из данного письма усматривается, что ООО «...» до 2008 года использовала жидкий хлор, находящийся в баллонах, в производственном цикле биологических очистных сооружений, для очистки воды, то есть ООО «...» являлась организацией эксплуатирующей баллоны со сжиженным хлором.
24 декабря 2008г главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, другими взрывопожароопасными и общепромышленными объектами Чайковского межрайонного отдела Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору П. была проведена проверка соблюдения ООО «...» требований промышленной безопасности при эксплуатации объекта водоподготовки. По результатам проверки контролирующим органом выявлены нарушения требований промышленной безопасности и нормативно-технической документации, а именно: склад хлора не зарегистрирован в государственном реестре, в складе хлора хранятся баллоны с остаточным давлением хлора в количестве 43 штук, у которых вышел срок эксплуатации. ООО «...» выдано предписание от 24.12.2008 г. с требованием в срок до 20.01.2009 г. заключить договор с организацией, имеющей технические возможности и необходимые документы для утилизации баллонов, в срок до 01.02.2009 г. зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре опасных объектов. Предписание вручено 20.01.2009г. лично под расписку исполнительному директору ООО «...» Р.. На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №165 от 18.03.2009 г. Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору переименовано в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, что подтверждается содержанием Предписания л.д. 57).
До настоящего времени предписание не исполнено, 43 баллона с остаточным давлением хлора с истекшим сроком эксплуатации не утилизированы, хранятся на территории биологических очистных сооружений в границах Осинского городского поселения. Кроме того, хранятся 8 баллонов с окончанием срока эксплуатации в 2009г., также имеющих остаточное давление хлора. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
Исходя из изложенного, учитывая, что ООО «...», является организацией, которая эксплуатировала баллоны со сжиженным хлором в производственном цикле биологических очистных сооружений, для очистки воды, в настоящее время баллоны с остаточным давлением хлора, который является аварийным химическим опасным веществом, в количестве 51 штук, срок эксплуатации которых закончен, хранятся на территории биологических очистных сооружений в границах Осинского городского поселения, требования Ростехнадзора ООО «...» об утилизации баллонов до настоящего времени не исполнено, нахождение баллонов на территории биологических сооружений в границах Осинского городского поселения создает угрозу причинения вреда здоровью населения, проживающего на территории Осинского городского поселения, а также ущерба окружающей среде, поскольку хлор, согласно ГОСТа 6718-93, является высокоопасным, сильнодействующим ядовитым веществом 2 класса опасности, оказывает общетоксическое и раздражающее действие, вызывает химические ожоги, при таких обстоятельствах на ООО «...», то есть на организацию, эксплуатировавшую баллоны с жидким хлором, необходимо возложить обязанность утилизировать 51 баллон с остаточным давлением хлора, в связи с окончанием их срока эксплуатации.
При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.п.3 ч.1 ст. 333. 19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина определена при рассмотрении иска неимущественного характера для организаций в размере 4 000 рублей. Поскольку требование об утилизации баллонов является требованием неимущественного характера, то с организации, то есть с ответчика ООО «...» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать ООО «...», расположенное по адресу ..., ... ..., заключить договор с организацией, имеющей технические возможности и необходимые документы для утилизации 51 баллона с остаточным давлением хлора, у которых вышел срок эксплуатации.
Взыскать с ООО «...» в доход УФК Минфина России по Пермскому краю (межрайонная ИФНС России Номер обезличен 8 по ...) государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий судья Дьячкова Т.Е