ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 01.02.2011 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

                                                                                    26-й гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  01 февраля 2011 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Мабе К.Г.,
при секретаре судебного заседания Назаренко И.В., с участием представителя
заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица - исполняющего обязанности начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России
по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) (далее - отделение УФМС) майора внутренней службы ФИО2, в открытом судебном заседании
в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению ФИО3  об оспаривании бездействия отделения УФМС по оказанию государственной услуги, связанной с регистрацией по месту пребывания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит:

«1. Признать действия начальника УФМС России по Московской области в городе Байконур, связанные с не оформлением временной регистрации неправомерными.

2. Потребовать выдачи удостоверение временной регистрации.» (текст в кавычках изложен в редакции заявителя).

В судебном заседании 25 января 2011 года представитель заявителя изменил требования, изложив их в следующей редакции:

«1. Признать бездействия исполняющего обязанности начальника филиала УФМС России по Московской области в г. Байконур ФИО2 по оказанию государственной услуги, связанной с регистрацией ФИО4 по месту пребывания в г. Байконур
, незаконными.

2. Обязать исполняющего обязанности начальника филиала УФМС России
по Московской области в городе Байконур зарегистрировать ФИО3  по месту жительства в городе Байконур по адресу: .

3. Взыскать с исполняющего обязанности начальника филиала УФМС России
по Московской области в г. Байконур ФИО2 в пользу заявителя государственную пошлину уплаченную при подаче заявления.»

01 февраля 2011 года в судебном заседании по ходатайству представителя заявителя произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица: должностное лицо - начальник филиала УФМС заменен на отделение УФМС. В связи с заменой заинтересованного лица, представитель заявителя, изменил требования и просил суд:

- признать бездействие отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), выразившееся в неисполнении обязанности по оказанию государственной услуги, связанной с регистрацией ФИО3  по месту пребывания по адресу: г. Байконур , - незаконным;

- обязать отделение УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) зарегистрировать ФИО3  по месту пребывания в городе Байконур по адресу: .

В обоснование заявленных требований ФИО3 указала, что она является гражданкой Республики Узбекистан, состоит в браке с ФИО1, который постоянно проживает в г. Байконур, зарегистрирован по месту жительства и является гражданином России. С 20 ноября 2000 года по 16 февраля 2009 года заявитель был зарегистрирован по месту пребывания в г. Байконур по месту жительства своего супруга
по адресу: , и на данный момент имеет разрешение Режимной комиссии администрации города от ДД.ММ.ГГГГ на продление проживания в городе
до 30 октября 2013 года. Однако, ввиду изменившейся практики, с марта 2009 года УФМС
не регистрирует граждан Республики Узбекистан, ссылаясь на отсутствие необходимых полномочий. Полагая, что бездействием заинтересованного лица ее права нарушены,
она обратилась за судебной защитой.

В судебном заседании представитель заявителя доводы заявителя поддержал, ссылаясь на их обоснованность.

Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал и пояснил, что ранее регистрационный учет иностранных граждан, включая граждан Республики Казахстан, велся УФМС. С января 2010 года регистрационным учетом иностранных граждан, пребывающих в город Байконур, УФМС больше не занимается в связи с утверждением нового Положения о филиале УФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан) (приказ начальника УФМС России по Московской области
от 28 января 2010 г. № 20), согласно которому отделение УФМС полномочиями
в сфере миграционного учета на территории комплекса «Байконур», предполагающего регистрацию иностранных граждан, не наделено. Учет иностранных граждан (граждан Республики Казахстан) на территории города Байконур, по утверждению представителя заинтересованного лица, должен вести отдел миграционной полиции МВД Республики Казахстан. Остальных иностранных граждан и лиц без гражданства, в силу ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 года) (далее - Соглашение о статусе г. Байконур), ведет Администрация г. Байконур. При таких обстоятельствах, по мнению представителя заинтересованного лица, заявление является необоснованным, поскольку государственная услуга по регистрации заявителя - иностранного гражданина по месту пребывания в г. Байконур, не была ему оказана правомерно.

Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит заявление ФИО4
подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из фабулы и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм.) (далее - Закон) регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) по месту жительства и месту пребывания ведется в рамках миграционного учета названной категории лиц и направлена на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Регистрация иностранных граждан является государственной услугой, оказываемой органами Федеральной миграционной службы России на основании Положения
о Федеральной миграционной службе (утверждено Указом Президента РФ
от 19 июля 2004 года N 928). ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Регулирование деятельности органов ФМС России в сфере миграционного учета осуществляется согласно ст. 3 Закона на правовой основе, которую составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы
и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Порядок регистрации иностранных граждан урегулирован Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 г. N 159) (далее - Регламент). В соответствии с п. 4. Регламента в системе ФМС России государственная услуга
по осуществлению миграционного учета предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами). Функции приема, рассмотрения заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, функции приема уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении в соответствии с приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 «Об утверждении Типового положения
о территориальном органе Федеральной миграционной службы» (далее - Типовое положение).

В соответствии со ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов
в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (Алма-Ата,
04 октября 1997 года) (далее - Соглашение об обеспечении правопорядка), правопорядок, безопасность, особый режим проживания на территории комплекса «Байконур», а также его охрану обеспечивают правоохранительные органы Российской Федерации. Данное Соглашение служит базовой правовой основой разграничения юрисдикции правоохранительных органов России и Казахстана, необходимой для полноценной реализации национальных интересов России на территории Республики Казахстан в области освоения космоса. Согласно ст. 14 Соглашения о статусе г. Байконур (Москва,
23 декабря 1995 года) суть особого режима функционирования объектов космодрома состоит в обеспечении их безопасного функционирования, предполагающего ограничение свободы передвижения по территории комплекса, занятия определенными видами деятельности
и другие ограничения, содержание и установление которых, находится в ведении Российской стороны. Освоение космоса в интересах России предполагает, в том числе
и международные космические программы с участием в них иностранных граждан. В свою очередь участие иностранных граждан (работников, членов семей лиц, проживающих на территории Байконур, туристов и др.) порождает процессы миграции на территории комплекса, которые в условиях существующих ограничений, обусловленных особым режимом функционирования комплекса, нуждаются в регулировании, надзоре и контроле. Таким образом, в силу Закона и ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка, вопросы миграционного учета, предполагающего в свою очередь ведение регистрационного учета иностранных граждан, в силу их правоприменительного и правоохранительного характера
на территории комплекса, относятся к национальным интересам Российской Федерации
и регулируются ее правоохранительными органами.

Согласно частям 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ
«О международных договорах Российской Федерации» (с изм. от 1 декабря 2007 г.), если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют
в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Из текста ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка видно, что для осуществления закрепленных в ней положений по определению юрисдикции российских правоохранительных органов в сфере обеспечения правопорядка на территории комплекса принятия соответствующих внутригосударственных правовых актов не требуется, поскольку указанные положения носят императивный и недвусмысленный характер.

  Более того, специальной нормой, устанавливающей приоритет российского законодательства и компетенции органов Российской Федерации по отношению к органам Республики Казахстан, служит п. 6.12 ст. 6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 года) (далее - Договор), согласно которой в отношении гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей, за исключением случаев совершения ими правонарушений при определенных обстоятельствах, применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее компетентные органы. При этом, как следует из редакции названной статьи во взаимосвязи с п.1.7 ст. 1 Договора, гражданство членов семей гражданского персонала РФ для определения компетенции российских органов
и применения российского законодательства юридического значения не имеет.

Как указывалось выше согласно Закону и Указу Президента РФ от 19 июля 2004 года N 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (с изм.) (далее - Указ), регистрация иностранных граждан осуществляется в рамках государственной политики России в сфере миграции, которая непосредственно реализуется ФМС России, как федеральным органом исполнительной власти, структурно входящим в систему МВД РФ и осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. МВД РФ является правоохранительным органом. Данный факт является общеизвестным и, в силу ст. 61 ГПК РФ, доказыванию не подлежит. Таким образом, согласно ст. 3 Закона и Положению о ФМС России, органы ФМС России,
в силу своих задач, а также ведомственной подчиненности, относятся к правоохранительным органам и участвуют в защите законности и правопорядка в сфере миграции, а их юрисдикция, в силу ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка, распространяется на территорию комплекса «Байконур» на весь период его аренды Российской Федерацией.

На территории комплекса «Байконур» создан и действовал до 01 января 2011 года филиал Управления ФМС России по Московской области (полное наименование «отделение Управления ФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан)»). На основании приказа ФМС России от 22 октября 2010 года № 384 л/с на базе филиала
с 01 января 2011 года образовано отделение Управления ФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан). Согласно Положению о филиале (утверждено приказом УФМС России по Московской области от 28 января 2010 года № 20, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения дела в суде), он (филиал) действовал и ранее на правах отделения УФМС, поэтому, поскольку иного правового акта, регламентирующего полномочия отделения, ФМС России до настоящего момента не издано, данное Положение суд, в силу
п. 16.10 Типового положения, рассматривает, как основной документ, закрепляющий полномочия вновь образованного отделения УФМС. В указанном Положении полномочия отделения по реализации государственной политики в сфере миграции на территории комплекса Байконур прямо не оговорены. Вместе с тем, в соответствии с п. 13.9 Положения, отделение, как правопреемник филиала, помимо прочих, осуществляет иные полномочия
в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, приказами и распоряжениями ФМС России и территориального органа.

Анализ изложенных выше правовых норм международного и внутригосударственного характера позволяет прийти к выводу, что отсутствие в Положении прямого указания
о полномочиях отделения УФМС в сфере миграционного учета на комплексе «Байконур»,
не лишает его указанных полномочий, и, соответственно, не освобождает его от исполнения обязанностей по регистрации иностранных граждан на арендуемой территории комплекса. Реализация отделением УФМС указанных полномочий, согласно Положению о нем, осуществляется в порядке, установленном Регламентом.

На основании решения компетентного органа - городской режимной комиссии (протокол № 243 от 14.10.2010 г.), заявителю разрешено проживание в городе Байконур
по месту пребывания по адресу: , до 31 октября 2013 года. Данное решение принято компетентным органом на основании п. 3.5 Положения о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур
(утверждено постановлением Главы администрации г. Байконур от 24 мая 2002 года № 231) (с изм.).

Согласно справки ЖЭУ № от 20 января 2011 года № 2278 по адресу, по которому заявитель просит его зарегистрировать по месту пребывания, находится жилое помещение,
в котором он проживает на законных основаниях вместе с мужем и детьми.

Супруг заявителя ФИО1, относится к гражданскому персоналу РФ в том смысле, который придается этому понятию п. 1.6 Договора, что подтверждается копиями паспорта гражданина РФ, выданного на его имя и справкой с места работы.

Сторонами не оспаривается и подтверждается паспортом заявителя и объяснениями представителя заинтересованного лица, что, несмотря на наличие вышеназванного разрешения, государственная услуга по регистрации заявителя, имеющего иностранное гражданство Республики Узбекистан, по месту пребывания по указанному адресу заинтересованным лицом не оказывалась со ссылкой на отсутствие необходимых полномочий.

Суд отвергает довод представителя заинтересованного лица о том, что регистрация иностранных граждан в рамках миграционного учета, в силу ст. 7 Соглашения о статусе
г. Байконур (Москва, 23 декабря 1995 года) относится к компетенции Администрации
г. Байконур. Данная норма регламентирует полномочия не самой Администрации
г. Байконур, как исполнительного органа, а ее руководителя - Главы, который такими полномочиями, как управление и организация общественного порядка, не наделен. В рамках своих полномочий, на основании указанной статьи Глава администрации вправе только координировать деятельность правоохранительных органов, что не одно и то же, поскольку координация деятельности правоохранительных органов на местном уровне не предполагает изменение компетенции ФМС России в области миграционного учета, установленную федеральным законодателем. Администрация г. Байконур также названным Соглашением не наделена полномочиями, на которые указывал представитель заинтересованного лица
в обоснование своего довода. В этой связи, ссылка представителя заинтересованного лица на ст. 7 Соглашения о статусе г. Байконур, в обоснование отсутствия компетенции УФМС
в области миграционного учета на территории комплекса «Байконур» является ошибочной.

Рассматривая довод представителя заинтересованного лица о компетенции правоохранительных органов Республики Казахстан по регистрации граждан Казахстана на территории г. Байконур, приведенного им в качестве обоснования отсутствия полномочий отделения УФМС в этой области, суд приходит к следующему. В целях обеспечения юрисдикции Республики Казахстан над комплексом «Байконур», стороны в ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (Москва, 28 марта 1994 года) (далее - Соглашение
о принципах) договорились, что вопросы взаимодействия правоохранительных органов России и Казахстана по осуществлению функционирования космодрома «Байконур»
в условиях его аренды, урегулируются отдельными соглашениями, регламентами. Таким Соглашением, как указывалось выше, является Соглашение об обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (Алма-Ата, 04 октября 1997 года), которое в ст. 4, возложив на российские правоохранительные органы полномочия по обеспечению безопасности и правопорядка на комплексе «Байконур», аналогичными полномочиями правоохранительные органы Республики Казахстан не наделило, ограничив их компетенцию на территории г. Байконур специальными вопросами, в том числе, вопросами паспортно-визовой работы в отношении физических лиц Республики Казахстан (ч. 2 ст. 12). При этом, по смыслу названной правовой нормы, данные вопросы паспортно - визовой работы
в отношении физических лиц Республики Казахстан рассматриваются, как работа
в отношении собственных граждан, а не иностранцев, и к области миграционного учета
не относятся. Иное толкование данной статьи Соглашения об обеспечении правопорядка прямо противоречит основам обеспечения правопорядка на территории комплекса, предполагающего приоритет российского законодательства и компетенции российских правоохранительных органов в области охраны правопорядка на территории комплекса,
в том числе, в сфере миграционного учета.

В соответствии со ст. 14 Соглашения об обеспечении правопорядка споры, которые могут возникнуть в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, будут разрешаться путем консультаций и переговоров между заинтересованными правоохранительными органами РФ и РК или их центральными учреждениями. В случае, если спор не будет урегулирован в процессе переговоров, Стороны назначат согласительную комиссию, решение которой будет иметь обязательный характер для обеих Сторон. Каких-либо согласительных процедур по спорному вопросу о компетенции ФМС России и МВД Республики Казахстан в сфере миграционного учета на территории комплекса Байконур,
в рамках ст. 14 Соглашения об обеспечении правопорядка, не проводилось и в настоящее время не проводится. Таким образом, данный довод представителя заинтересованного лица не может быть принят судом во внимание, поскольку он основан на ошибочном толковании им ч. 2 ст. 12 Соглашения об обеспечении правопорядка и спорным по смыслу ст. 14 этого же Соглашения не является.

При таких обстоятельствах, суд признает заявление обоснованным, а бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неоказании заявителю государственной услуги
по его регистрации по месту пребывания по адресу: г. Байконур , расценивает, как незаконное, нарушающее право заявителя на свободу передвижения
и выбор места жительства, а также другие права и свободы личности, реализация которых связана с местом проживания (пребывания) физического лица, поскольку такое бездействие противоречит ст. 12 Закона, Указу, п. 6.12 ст. 6 Договора и ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка, наделяющих филиал полномочиями по регистрации иностранных граждан
на территории комплекса «Байконур».

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина
или препятствие к осуществлению его прав и свобод.

Удовлетворение требований заявителя, в том объеме, в котором они представлены
на разрешение суда, полностью обеспечит восстановление его нарушенных прав.

Судебные расходы, понесенные заявителем в виде государственной пошлины
в размере 200 рублей, на основании ст. 98 ГПК РФ, подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО3  об оспаривании бездействия отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан)
по оказанию государственной услуги, связанной с регистрацией по месту пребывания, - удовлетворить.

Признать бездействие отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), выразившееся в неисполнении обязанности по оказанию государственной услуги, связанной с регистрацией ФИО3  по месту пребывания по адресу: г. Байконур , - незаконным и нарушающим права ФИО4

Обязать отделение УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) оказать ФИО3  государственную услугу
по регистрации ее по месту пребывания в жилом помещении по адресу: г. Байконур,
.

Взыскать с отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан) в пользу ФИО3   () рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия
в окончательной форме.

Председательствующий по делу К.Г. Мабе

Верно:

Судья К.Г. Мабе

Секретарь судебного заседания И.В. Назаренко