Жуковский районный суд Брянской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Жуковский районный суд Брянской области — Судебные акты
Дело № 2-25-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Жуковка Брянской области 01 февраля 2011 года
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Цуканова Д.А.,
при секретаре Прибыльновой Т.П.,
с участием:
прокурора - помощника военного прокурора Брянского гарнизона - Руднева П.Н.,
ответчика - Сырбу М.С.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах Российской Федерации к Сырбу М.С. о взыскании денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Смоленского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Сырбу М.С. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования <данные изъяты> (далее Военная академия), ссылаясь на то, что приказом начальника Военной академии от 03 августа 2007 года № Сырбу М.С. был зачислен для обучения на первый курс Военной академии по специальности «Применение подразделений и дислокация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия» и назначен на должность курсанта с присвоением воинского звания «рядовой».
В августе 2009 г. курсант Сырбу М.С. обратился к начальнику Военной академии с письменным рапортом, в котором просил заключить с ним первый контракт о прохождении военной службы, указав в своем рапорте о том, что он знаком с требованиями законодательства о необходимости в установленных законом случаях возместить средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку.
28.08.2009 года Сырбу М.С. заключил с Министерством обороны РФ, в лице начальника Военной академии, контракт о прохождении военной службы на период его обучения и 5 лет военной службы после его окончания.
В указанный контракт в соответствии с абз.2 п.7 ст.35 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» было включено условие о возмещении в случаях, предусмотренных данным законом, средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку в размере 91 000 рублей в год.
19.07.2010 г. Ученый Совет Военной академии ходатайствовал перед начальником Военной академии об отчислении курсанта 3 курса факультета зенитного ракетного вооружения Сырбу М.С. из Военной академии в связи с невыполнением им условий контракта - его нежеланием учиться.
Приказом начальника Военной академии от 19 июля 2010 г. № курсант Сырбу М.С. был отчислен с 3 курса факультета зенитного ракетного вооружения, исключен из списков личного состава академии и направлен для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть № дислоцированную в <адрес>.
Приказом начальника Военной академии от ДД.ММ.ГГГГ. № военнослужащий воинской части № рядовой Сырбу М.С. был уволен в запас по истечению срока воинской службы по призыву. 24.07.2010 года Сырбу М.С. исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Жуковского района Брянской области.
Учитывая, что Сырбу М.С. был отчислен из Военной академии в связи с неуспеваемостью, он обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную подготовку.
В соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования, с учетом срока обучения Сырбу М.С. в Военной академии, составившего 2 года 11 месяцев, сумма подлежащих возмещению Сырбу М.С. средств составляет 264 810 рублей (91 000 х (2 + 11/12) = 264 810).
Возместить в добровольном порядке указанную сумму Сырбу М.С. отказался.
Защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе имущества Вооруженных Сил РФ. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <данные изъяты> входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения. Данные обстоятельства обязывают военного прокурора Смоленского гарнизона обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда, причиненного имуществу Военной академии, поскольку собственником имущества данного Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования является Российская Федерация и прокурор действует в защиту интересов государства.
С учетом изложенного Военный прокурор Смоленского гарнизона просит взыскать с Сырбу М.С. в пользу Российской Федерации (в пользу Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в сумме 264 810 рублей.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик Сырбу М.С. не согласился с предъявленным иском, поскольку указанная в нем сумма денежных средств, затраченных на его обучение и специальную военную подготовку - 264 810 рублей - не соответствует реальным затратам.
Перечень материальных запасов, используемых для выполнения квалификационных требований в Военной академии, не соответствует перечню использованных им боеприпасов, указанных в п.п. 3, 4, 5, 7, 8, 20-25 Приложения №3 к Методике.
Количество затраченных им боеприпасов, указанных в п.п. 2, 3, 6 Приложения №3 к Методике, не соответствует реально проведенным стрельбам из образцов стрелкового оружия (АК-74, ПМ) в различных условиях видимости, в соответствии с расписанием плановых учебных стрельб.
Преподаватели кафедр № 4, 7, 13, 14, указанных в Приложении № 4 к Методике, не были задействованы при его обучении по специальности «Применение подразделений и дислокация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия» (Приложение № 5 к Методике).
Истцом не произведен расчет времени учебных занятий по всем изученным дисциплинам за 3 учебных курса под руководством преподавателей без учета времени учебных занятий, затраченных на самостоятельную подготовку.
В п.21 Приложения №6 к Методике указан коэффициент К2, равный 0,6088. Однако, учитывая, что общее количество часов под руководством преподавателей равно 6104, а общее количество часов учебных занятий, указанных в Приложении №5 к Методике, должно быть 2650, то количество часов учебных занятий по дисциплине №5 - Военная топография должно быть 62, а не 74, следовательно, коэффициент К2 будет равен 0,4341.
Количество штатной численности переменного состава Военной академии, обучающегося по специальности №5 (127 человек) не соответствует действительности, т.к. только на его курсе количество штатной численности составляло 112 человек.
Методика расчета была утверждена 25 сентября 2008 года, когда штатная численность переменного личного состава Военной академии была равна 1387 человек. Однако в ноябре 2008 года для дальнейшего обучения в Военную академию был переведен личный состав <данные изъяты> училища, в результате чего штатная численность переменного личного состава Военной академии была увеличена. Вместе с тем, расчет стоимости износа основных средств производился, исходя из штатной численности личного состава, которая была до прибытия личного состава <данные изъяты> училища.
Начальник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> представил письменные возражения относительно доводов ответчика Сырбу М.С., изложенных в отзыве на исковое заявление, в которых указал, что при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях, условие о возмещении средств, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно Методике исчисления размера, подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных навоеннуюиспециальную подготовку граждан,обучающихся в военных образовательных учреждениях, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402, расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств производится один раз для каждого набора на обучение в ВУЗы. Фиксированное значение заносится в контракты и не корректируется при переходе курсантов на последующие курсы обучения. Исходные данные, используемые для расчета фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, соответствуют году набора и характеризуют реальные затраты военно-учебного заведения в текущем году на военную и специальную подготовку всего переменного состава военно-учебного заведения. Расчет штатной численности переменного состава военно-учебного заведения в рамках одной военной специальности или специализации выполняется путем суммирования нормативно установленных численностей наборов по данной военной специальности по предшествующим годам обучения (включая дополнительныеразовые наборы) и наборов винтересах других федеральных органов исполнительной власти, завершая годом набора, для которого выполняется расчет. Количество обучаемых, переведенных в ВВУЗ для доучивания из ликвидируемых ВВУЗ при расчете штатной численности переменного состава неучитывается. Возмещение средств отчисленными курсантами осуществляется по текущему значению суммы возмещаемых средств, которые рассчитываются в порядке, предусмотренном п.7 вышеназванной Методики.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 08 августа 2008 года № 434 фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств федерального бюджета рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности, по которой осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником ВУЗа и утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебное заведение.
Сырбу М.С. 28 августа 2009 года, в период обучения, был заключен первый контракт о прохождении военной службы и первые пять лет службы после окончания ВУЗа с Министерством обороны РФ в лице начальника Военной академии. В данный контракт было включено условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, а также отражено фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военного образовательного учреждения - 91 000 рублей в год. Данный размер фиксированного значения суммы для специальности №5 установлен расчетами, подписанными начальником академии и утвержденными начальником войск ПВО ВС РФ. Указанный контракт подписан ответчиком Сырбу М.С. добровольно. До заключения контракта, ответчиком был подан рапорт начальнику Военной академии с просьбой о заключении с ним контракта и о его ознакомлении с требованиями постановления Правительства РФ №402 от 25.06.2007 г. и фиксированным значением суммы подлежащих возмещению средств в размере 91 000 рублей.
Расчет взыскиваемой денежной суммы (текущее значение) произведен истцом в точном соответствии с формулой, приведенной в методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. №402.
Обязанность ответчика возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, предусмотрена заключенным с ним контрактом с указанным фиксированным значением - 91000 рублей в год.
Ответчик, будучи не согласным с такой суммой, мог оказаться от заключения контракта, поскольку его заключение носит добровольный характер. Однако, подписав контракт с содержащимися в нем условиями, он согласился взять на себя определенные контрактом обязательства, в том числе по возмещению средств федерального бюджета.
Позиция ответчика о несоответствии взыскиваемой суммы в размере 264 810 рублей ошибочна и основана на неверном толковании норм материального права, поскольку противоречит вышеуказанной Методике.
Доводы Сырбу М.С. о несоответствии перечня материальных запасов по его специальности ввиду неиспользования ответчиком в период его обучения отдельных единиц боеприпасов, о несоответствии их количества проведенным стрельбам согласно расписаний занятий, о том, что отдельные дисциплины по его специальности им не пройдены и преподаватели не задействованы и др. также несостоятельны и противоречат приказу Министра обороны РФ от 8 августа 2008 года № 434. Вопреки мнению ответчика, на основании вышеприведенных положений нормативных правовых актов средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения курсантами обязанностей военной службы в период обучения, подлежат возмещению за весь период обучения, начиная с первого курса, а не с момента заключения контракта о прохождении военной службы, и рассчитываются на весь период обучения - 5 лет, а не до досрочного расторжения контракта. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, согласно методике, утвержденной Приказом МО РФ №434 от 8 августа 2008 года, включает в себя не только стоимость износа основных средств, материальных запасов, штатную численность по конкретной специальности, но и стоимость износа основных средств, материальных запасов, штатную численность, полностью используемых в ВУЗе по всем специальностям.
На основании изложенного, начальник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> просит удовлетворить заявленные исковые требования, взыскать с Сырбу М.С. средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в сумме 264 810 рублей.
В судебном заседании помощник военного прокурора Брянского гарнизона Руднев П.И. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и в письменных возражениях начальника Военной академии <данные изъяты> на отзыв ответчика.
Ответчик Сырбу М.С. в суде исковые требования признал частично, сославшись на обстоятельства, указанные в его письменном отзыве.
Судом установлено, что Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <данные изъяты> учреждено Правительством РФ. Полномочия учредителя после создания Академии выполняет Министерство обороны РФ. Академия входит в состав Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ и непосредственно подчинена начальнику войсковой противовоздушной обороны ВС РФ (л.д.43-46).
В соответствии с выпиской из приказа начальника Военной академии <данные изъяты> по личному составу № от 03.08.2007 года Сырбу М.С. зачислен на первый курс в указанную Военную академию по военной специальности «Применение подразделений и эксплуатация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия» и назначен на воинскую должность курсанта, ему присвоено воинское звание «рядовой» и личный номер (л.д. 8).
В соответствии с рапортом на имя начальника Военной академии Сырбу М.С. просил заключить с ним первый контракт о прохождении военной службы, в котором он указал, что ознакомлен с требованиями постановления Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402 о необходимости возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его обучение в размере фиксированной суммы - 91 000 рублей в год (л.д. 9).
28.08.2009 года Сырбу М.С. заключил с Министерством обороны РФ, в лице начальника Военной академии, контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на период его обучения и 5 лет военной службы после его окончания. В соответствии с п. 2 указанного контракта, Сырбу М.С. добровольно взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 91 000 рублей в год (л.д.10-11).
Согласно выписке из приказа начальника Военной академии <данные изъяты> № от 28.08.2009 года, Сырбу М.С. следует полагать заключившим контракт, предусмотренный п. «в» ч. 3 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в Военной академии и на 5 лет военной службы после ее окончания с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению средств в размере 91 000 руб. в год в случае досрочного расторжения заключенного им контракта (л.д. 12).
19.07.2010 года Ученым советом Военной академии <данные изъяты> было решено ходатайствовать перед начальником Военной академии об отчислении курсанта третьего курса факультета зенитного ракетного вооружения Военной академии Сырбу М.С. в связи с нежеланием учиться (л.д. 13).
Приказом начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ № от 19.07.2010 года Сырбу М.С. был отчислен из Военной академии по не желанию учиться, с ним был расторгнут контракт о прохождении службы. Сырбу М.С. был исключен из списков личного состава академии, всех видов обеспечения с 19.07.2010 г., с котлового довольствия с 20.07.2010 г. и направлен для прохождения службы в войсковую часть № <адрес> (л.д. 14-17).
На основании приказа начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ № от 21.07.2010 г. рядовой Сырбу М.С. был уволен в запас по истечении срока военной службы по призыву. 24.07.2010 года Сырбу М.С. исключен из списков личного состава войсковой части № и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Жуковского района Брянской области (л.д.18).
Согласно индивидуальной карте учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Сырбу М.С. в период обучения в военно-учебном заведении, при отчислении его из военно-учебного заведения срок обучения составил 2 года и 11 полных месяцев. Сумма, подлежащая возмещению, составила 265 000 рублей. Сырбу М.С. возместить указанные денежные средства отказался (л.д.19-20).
21.07.2010 г. Сырбу М.С. подал рапорт на имя начальника Военной академии, в котором отказался выплачивать денежные средства в размере 258 тыс. руб., затраченные на его обучение, поскольку считает эту сумму завышенной (л.д.31).
По ходатайству ответчика Сырбу М.С. судом истребованы Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по военной специальности «Применение подразделений и эксплуатация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия», учебные и тематические планы кафедр № 1-14 для обучения по этой специальности с 2007 г. по 2010 г., справка о штатной численности переменного состава Военной академии в 2008-2010 г.г., справка о количестве проведенных Военной академией в 2007-2010 г.г. плановых учебных стрельб и участии в них ответчика Сырбу М.С. (л.д.70-107, 108, 135).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на получение образования в военно-образовательных учреждениях закреплено Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п.1 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 вышеназванного Федерального закона.
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е», «е.1» и «з» п. 1, п.п. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования», вступившим в силу с 01 июля 2007 года и распространяющимся на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года, утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Вышеназванным постановлением Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Приказом Министра обороны РФ от 08.08.2008 года № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402» утверждены Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны РФ.
Согласно п. 22 вышеназванных Методик п. 22 рациих Силах РФ п образования Минобороны России.нную или специальную подгтовку граждан РФ в военных образовательнфиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником ВУЗа и ежегодно до 01 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения, согласно Приложению № 7 к настоящим Методикам.
Как следует из Расчета фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты по прохождению военной службы, заключаемые в 2008 году в Военной академии <данные изъяты>, утвержденного начальником войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ, размер фиксированного значения указанной суммы по специальности «Применение подразделений и дислокация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия» составлял 91000 рублей в год. При определении вышеназванной суммы применены утвержденные 25.09.2008 г. начальником войсковой противовоздушной обороны ВС РФ Расчеты стоимости износа основных средств, используемых в Военной академии для выполнения квалификационных требований по всем военным специальностям и специализациям, Перечень материальных запасов, используемых в образовательном процессе, Исходные данные о расходах на содержание преподавателей, Перечень учебных дисциплин цикла военно-профессиональных дисциплин, реализующих квалификационные требования по военной специальности № 5 «Применение подразделений и эксплуатация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия», Итоговые значения расходов на содержание преподавателей (л.д.21-29).
С учетом фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, затраченных на военную и специальную подготовку курсантов Военной академии <данные изъяты> по специальности № 5 «Применение подразделений и эксплуатация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия» (91 000 руб.), срока обучения ответчика Сырбу М.С. в Военной академии (2 года 11 месяцев), сумма подлежащих возмещению им средств, затраченных на его военную и специальную подготовку составляет 264 810 руб. (91 000 руб. х (2 + 11/12) = 264 810 руб.).
Доводы ответчика Сырбу М.С. о том, что при определении вышеназванной суммы не было учтено фактически использованное им количество материальных запасов, боеприпасов, не был произведен расчет количества учебных занятий без учета времени, затраченного на самоподготовку, не принято во внимание изменение в 2008 г. штатной численности переменного состава Военной академии, суд не принимает во внимание, т.к. в соответствии с п.6 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402, размер подлежащих возмещению средств, определяемый исходя из фиксированного значения суммы этих средств, включается в контракт.
Пункт 2 контракта о прохождении военной службы, заключенного с ответчиком Сырбу М.С., предусматривал его обязательство по возврату средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку в размере 91 000 руб. в год. Ответчик Сырбу М.С. при заключении контракта был ознакомлен с требованиями постановления Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402 и с этой суммой, и был согласен с ней. В дальнейшем требований о признании контракта недействительным в части суммы средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, подлежащих возмещению, им не заявлялось. В период рассмотрения настоящего гражданского дела соответствующий иск им подан в суд также не был.
В соответствии с п.3 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402, в состав средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, включаются расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, не только используемых в процессе обучения, но и подлежащих изучению (освоению). При этом расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.
Таким образом, учет фактически использованных курсантом военного высшего учебного заведения основных средств указанной методикой не предусмотрен.
Расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включался в контракты по прохождению военной службы, заключавшиеся в 2008 году в Военной академии <данные изъяты> по специальности № 5 «Применение подразделений и эксплуатация зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексов ближнего действия» в размере 91 000 руб. в год, был утвержден начальником войсковой противовоздушной обороны ВС РФ 25.09.2008 г. Указанный расчет не признан недействительным. Ответчиком Сырбу М.С. исковые требования о признании данного расчета незаконным не заявлялись. В связи с этим суд берет их за основу при принятии решения.
В добровольном порядке ответчик Сырбу М.С. возмещать средства федерального бюджета,затраченные на его военную и специальную подготовку, отказался.
В связи с этим требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Поскольку Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, то защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затраченных на обучение военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 11 того же Закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 26 Закона определено, что реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Поскольку Военная академия <данные изъяты> входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения, суд считает необходимым взыскать с ответчика Сырбу М.С. в пользу Военной академии <данные изъяты> средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Прокурор на основании п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, так как обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, при этом ответчик Сырбу М.С. от уплаты государственной пошлины не освобожден.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с этим с ответчика Сырбу М.С. подлежит взысканию госпошлина в сумме 5848 руб. 10 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с Сырбу М.С. в пользу Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку в сумме 264 810 рублей (двести шестьдесят четыре тысячи восемьсот десять рублей).
Взыскать с Сырбу М.С. государственную пошлину в доход государства в сумме 5848 рублей 10 копеек (пять тысяч восемьсот сорок восемь рублей десять копеек).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья подпись Д.А. Цуканов
Решение вступило в законную силу 17 марта 2011 года.
Судья Д.А. Цуканов