26-й гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2012 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи
Андриевского Д.И., при секретаре судебного заседания Рыспанбетовой Ж.Е., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании, в военном суде, гражданское дело по исковому заявлению Гусевой к ликвидационной комиссии в/части 11284 о возмещении ущерба, причинённого выплатой заработной платы без учёта районного коэффициента 1,4,
УСТАНОВИЛ:
Гусева М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ликвидационной комиссии в/части 11284, в котором просила:
«1. Признать нарушение работодателем моего права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
2. В целях компенсации материального ущерба обязать работодателя - командира войсковой части 11284 (либо ликвидационную комиссию войсковой части 11284) устранить допущенное нарушение моего права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации путем производства доплаты компенсационной выплаты в виде районного коэффициента в размере 1,4 к ранее выплаченных заработной плате и иных выплат, где подлежит применению районный коэффициент» (требования изложены в редакции истца).
Устраняя недостатки, указанные в определении судьи об оставлении искового заявления без движения, истец представила справку из в/части 11284 от ДД.ММ.ГГГГ №, копию трудового договора, расчёт суммы, подлежащей взысканию, а также иные документы, подтверждающие выплату районного коэффициента в организациях и учреждениях г. Байконура и гражданскому персоналу в/части 03080, дислоцированной в г. Приозёрск-4.
Из представленных Гусевой М.В. в дополнение к исковому заявлению документов усматривается, что оспариваемый истцом период - с 30 декабря 2008 года по 30 декабря 2011 года, а сумма, подлежащая взысканию - 222 036 (двести двадцать две тысячи тридцать шесть) руб. 11 коп.
Истец, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чём представила соответствующее заявление.
Ответчик - председатель ликвидационной комиссии в/части 11284, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно исковому заявлению, истец с 30 декабря 2008 года по 30 декабря 2011 года (дата составления искового заявления) работала по трудовому договору в в/части 11284, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации в г. Байконуре (ранее г. Ленинск), являющимся административно-территориальной единицей Республики Казахстан. При этом, согласно постановлению Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 года № 445 и постановлению Правительства РФ от 1 октября 1994 года № 1122 г. Байконур, относится, соответственно, к местности с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, и поскольку к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на космодроме «Байконур», а также к заработной плате гражданского персонала воинских частей, дислоцированных на испытательных полигонах Эмба и Сары-Шаган, находящихся на территории Республики Казахстан, сотрудникам Управления МВД России на комплексе «Байконур» и работникам администрации г. Байконур применяется районный коэффициент, то, по мнению истца, в соответствии с трудовым законодательством и к её заработной плате также должен применяться районный коэффициент.
В представленных в суд возражениях ответчик исковые требования не признал, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ и приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 социальные гарантии истца защищены в полной мере, поскольку заработная плата ей начисляется и выплачивается исходя из повышенного на 50 % должностного оклада, при этом также выплачиваются другие компенсационные выплаты за работу в в/части 11284, дислоцированной в г. Байконуре, то есть местности с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями. В связи с этим, оснований для выплаты районного коэффициента 1,4 к заработной плате истца нет.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в/часть 11284 находится в стадии ликвидации, председателем ликвидационной комиссии является полковник ФИО4
В соответствии ч. 3 ст. 62 ГК РФ ликвидационная комиссия полномочна по управлению делами юридического лица и от имени ликвидируемого лица выступает в суде. При этом согласно ч. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование только после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку до настоящего времени ликвидация в/части 11284 не завершена, суд приходит к выводу, что председатель ликвидационной комиссии правомочен участвовать в данном судебном разбирательстве.
В связи с изложенным, ликвидационная комиссия в/части 11284 является надлежащим ответчиком по делу.
Как установлено судом, истец в течение указанного в иске периода работала в в/части 11284, дислоцированной в г. Байконуре, и получала заработную плату без учёта районного коэффициента 1,4, что подтверждается справками в/части 11284 от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, копиями трудового договора и справки об общей структуре заработной платы гражданского персонала в/части 11284, находящейся на комплексе «Байконур» (Республика Казахстан) от ДД.ММ.ГГГГ № и не оспаривалось ответчиком.
Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644-РС к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске Казахской ССР (ныне г. Байконур) установлен районный коэффициент 1,4.
В соответствии с п. 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей.
В силу ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и (или) работающих на комплексе «Байконур» (Алма-Ата, 12 октября 1998 года), ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 6 декабря 2000 года № 144-ФЗ, социальные гарантии указанной категории граждан Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Соглашением.
При этом вопросы применения к заработной плате районных коэффициентов указанное Соглашение не регулирует, нормативные акты Правительства РФ по данному вопросу также не принимались, а действие Распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644-РС федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации не приостанавливалось.
В силу вышеуказанной конституционной нормы данное Распоряжение законодательству России не противоречит, является действующим нормативно-правовым актом в части применения районного коэффициента для исчисления заработной платы рабочих и служащих.
В части применения названного Распоряжения при исчислении заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ необходимо отметить следующее.
Статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях» служащим воинских частей МО РФ действительно предусмотрены дополнительные выплаты в связи с признанием мест дислокации воинских формирований местностями с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Однако, из названной статьи также следует, что лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются коэффициенты и (или) выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ, в соответствии с перечнем должностей, определяемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, вопреки доводам истца, изложенным в исковом заявлении, взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате указанных лиц может применяться процентная надбавка в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Вместе с тем, выплата районного коэффициента гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ воинских частей, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, предусмотрена п. 54 приказа Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555. При этом, в приложении № 6 к данному пункту, где содержится перечень районов, в которых к заработной плате гражданского персонала применяется районный коэффициент, космодром «Байконур» не значится.
Вместе с тем, для гражданского персонала, работающего в воинских частях, находящихся на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске пунктом 55 вышеуказанного приказа отдельно оговорены компенсационные выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а именно за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % и за обеспечение космических программ - 50 %.
Кроме того, меры социальной защиты граждан, проживающих и работающих в воинских частях, дислоцированных на космодроме «Байконур», предусмотрены также Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года № 1122, что полностью соответствует тому, что социальные гарантии указанной категории граждан РФ обеспечиваются в соответствии с законодательством РФ на основании Соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан.
Из справки о структуре заработной платы гражданского персонала в/части 11284 усматривается, что истцу в оспариваемый период заработная плата выплачивалась с повышением должностного оклада на 50 % в соответствии с приказом Минобороны РФ от 24 февраля 2007 года № 87 и ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ. Кроме этого, согласно п. 55 приказа Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 истцу выплачивались надбавки к месячному должностному окладу в размере 50 % за обеспечение космических программ и 30 % - за работу в районе экологического кризиса.
Таким образом, каких-либо правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства Обороны РФ, дислоцированных на космодроме «Байконур» и в г. Байконуре, районного коэффициента 1,4 к заработной плате не имеется.
Данное обстоятельство никоим образом не ограничивает прав истца по сравнению с иными категориями рабочих и служащих, поскольку вместо применения районного коэффициента, повышающего заработную плату в 1,4 раза, истцу выплачивалась в указанный в иске период, заработная плата исходя из увеличенного на 50 % должностного оклада, а также ежемесячные надбавки за работу в районе экологического кризиса и обеспечение космических программ. В связи с чем, у суда нет оснований считать дискриминацией выплату истцу заработной платы без учёта районного коэффициента.
Таким образом, требование истца к ликвидационной комиссии в/части 11284 о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Что же касается доводов истца о праве военнослужащих на получение денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,4, то оно прямо определено в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы выплаты военнослужащим денежного довольствия, в частности в ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и касается исключительно лиц данной категорий.
Кроме того, не может повлиять на решение суда довод истца о применении районного коэффициента к заработной плате работников различных предприятий и учреждений, расположенных на территории комплекса «Байконур», а также выплата заработной платы с учётом районного коэффициента гражданскому персоналу воинских частей Министерства обороны РФ, дислоцированных на полигонах Эмба и Сары-Шаган Республики Казахстан, поскольку истец к указанной категории лиц не относится.
В связи с этим, доводы истца суд находит несостоятельными и основанными на ошибочном толковании действующего законодательства, вследствие чего отвергает их.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Гусевой к ликвидационной комиссии в/части 11284 о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий по делу
Судья Д.И. Андриевский
Верно
Судья Д.И. Андриевский
Секретарь судебного заседания Ж.Е. Рыспанбетова