Ангарский городской суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ангарский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2010 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С. при секретаре Сергеенко М.А. с участием
Представителя истца старшего помощника прокурора г.Ангарска Шебалковой И.В.
Представителя ответчика Траншкиной Н.В.
Представителя заинтересованного лица отдела ГПН по Ангарскому району Кавецкого В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску прокурора города Ангарска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Дворец культуры «Энергетик» о запрете деятельности структурного подразделения Дома культуры «Лесник» до устранения нарушений пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Ангарска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению культуры «Дворец культуры «Энергетик» о запрете деятельности структурного подразделения Дома культуры «Лесник» до устранения нарушений пожарной безопасности, указав, что прокуратурой г.Ангарска совместно с ОГПН по Ангарскому району 10.02.2010г. проведена комплексная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Доме культуры «Лесник», расположенном по адресу: г.Ангарск, ***. В соответствии с п. 1.13 Устава Муниципального учреждения культуры «Дворец культуры «Энергетик» в структуру Учреждения входит Дом культуры «Лесник», расположенный по адресу: г.Ангарск, ***. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение требований пожарной безопасности. В силу ст.5 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект зашиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно акту проверки государственных инспекторов Ангарского района по пожарному надзору от 15.02.2010г. при проверке ДК «Лесник» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, быстрому его распространению, сильному задымлению, угрозу жизни и здоровью людей:
1. на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки;
2. приямки у оконных проемов не очищены от мусора и других предметов;
3. автоматическая установка пожаротушения находится в нерабочем состоянии;
4. отсутствуют схема обвязки и инструкция по управлению установкой пожаротушения при пожаре, табличка у каждого узла управления с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки, нумерация в соответствии со схемой обвязки задвижек и кранов;
5. здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
6. здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
7. для складских помещений не определена категория взрывопожарпой и пожарной опасности, класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений;
8. система внутреннего противопожарного водопровода находится в не рабочем состоянии, отсутствуют акты проверки работоспособности;
9. не произведены испытания наружных пожарных лестниц;
10. первичные средства пожаротушения с истекшим сроком зарядки, отсутствуют паспорта на огнетушители, сертификаты пожарной безопасности на используемые средства пожаротушения;
11. двери эвакуационных выходов закрыты на запоры, исключающие возможность для находящихся в здании людей открывания их изнутри без ключа;
12. в здании допускается использование электропроводки с нарушениями: не демонтированы нерабочие участки электросети, не проведена ревизия и ремонт поврежденных электророзеток, рубильников и выключателей, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями),
предусмотренными конструкцией светильника, отсутствует акт замера сопротивления изоляции электропроводки;
13. эвакуационные пути и выходы загромождены различными материалами и предметами;
14. под маршами лестничной клетки осуществляется хранение горючих материалов;
15. не обеспечены знаками пожарной безопасности пути эвакуации, здание в целом не обеспечено знаками пожарной безопасности, отсутствуют статические и световые указатели направления движения к эвакуационным выходам;
16. не оборудованы все административные складские и вспомогательные помещения табличками с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, номера телефона ближайшей пожарной части, которые необходимо вывешивать на видных местах;
17. отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации;
18. отсутствует установленный порядок уборки горючих отходов и пыли;
19. в помещениях вентиляционных камер допускается хранение различных предметов;
20. пожарные краны в шкафах пожарных не оборудованы рукавами и стволами;
21. отсутствует план эвакуации в случае пожара;
22. отсутствуют журналы проведения вводного первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажей по мерам пожарной безопасности, личная карточка прохождения обучения;
23. отсутствует информация о месте хранения ключей на дверях помещений, в которых по условиям технологии не требуется постоянное пребывание людей;
24. отсутствуют сведения об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, декораций.
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности явились основанием для вручения 15.02.2010г. предписания с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений. В соответствии со ст.ст.20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В Доме культуры «Лесник» проводятся дополнительные образовательные занятия, а также работают секции, в том числе для детей, т.е. круг лиц, находящихся в здании ДК «Лесник» является неопределенным. Нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и случае возникновения пожара. Гражданским законодательством установлено, что одним из способов зашиты, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу для его нарушения (ст. 12 ГК РФ). Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В силу п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Просит запретить деятельность Дома культуры «Лесник», расположенного по адресу: г.Ангарск, *** до устранения нарушений требований Правил пожарной безопасности:
31 мая 2010 года прокурор, действуя в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, представил дополнительное исковое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит запретить деятельность структурного подразделения МУК «Дворец культуры «Энергетик» - Дома культуры «Лесник» до устранения следующих нарушений пожарной безопасности: на окнах первого и второго этажа здания демонтировать глухие металлические решетки; привести автоматическую установку пожаротушения в рабочее состояние, установить насосы повысители давления, выполнить схему обвязки и инструкцию по управлению установкой пожаротушения при пожаре, вывесить табличку у каждого узла управления с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки, пронумеровать в соответствии со схемой обвязки задвижки и краны; оборудовать подвальное помещение, помещения 1, 2, 3 этажей автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; определить для складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений; привести в рабочее состояние систему внутреннего противопожарного водопровода, проверить его работоспособность; не произведены испытания наружных пожарных лестниц; обеспечить возможность беспрепятственного открывания всех дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа; исключить использование в здании электропроводки с нарушениями: исключить соединение электропроводов с помощью скруток, не эксплуатировать электрораспределительные коробки без защитных крышек, не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, произвести замеры сопротивления изоляции электропроводки; обеспечить статическими и световыми указателями направление движения к эвакуационным выходам, световым указателем «Выход» и (или) знак пожарной безопасности «Направление к эвакуационным выходам по лестницам»; обеспечить аварийное освещение на путях эвакуации; оборудовать в полной мере пожарно-техническим вооружением (рукавами стволами) пожарные краны в шкафах пожарных; выполнить и вывесить план эвакуации в случае пожара; провести обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума; выполнить обработку огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики), горючих декораций, сценического и выставочного оформления; разработать инструкции о мерах пожарной безопасности для каждой мастерской.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г.Ангарска Шебалкова И.В., действующая на основании прав по должности, поддержала заявленные прокурором г.Ангарска требования и дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила суд запретить деятельность структурного подразделения муниципального учреждения культуры «Дворец культуры «Энергетик» - Дома культуры «Лесник» до устранения нарушений требований правил пожарной безопасности.
Представитель МУК «Дворец Культуры «Энергетик» Траншкина Н.В., действующая на основании Устава, в судебном заседании исковые требования прокурора г.Ангарска не признала, пояснила, что действительно имеются нарушения требований пожарной безопасности, указанные прокурором г.Ангарска в исковом заявлении, причина нарушений – отсутствие бюджетного финансирования. Она не согласна, что бы была запрещена деятельность Дома культуры «Лесник», поскольку в нем проводятся культурные мероприятия, большая часть помещений передана в безвозмездное пользование школе, которая проводит занятия с детьми, работают кружки. Дом культуры «Лесник» является единственным подобным учреждением в п.Китой.
Представитель отдела госпожнадзора по Ангарскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области Кавецкий В.В., действующий на основании прав по должности, поддержал исковые требования прокурора г.Ангарска. Пояснил, что в Доме культуры «Лесник», являющемся структурным подразделением муниципального учреждения культуры «Дворец культуры «Энергетик», установлены нарушения требований пожарной безопасности, которые были изложены в акте проверки № 2-17-111 от 15 февраля 2010 года, руководителю ДК «Энергетик» выдано предписание об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности. При проведении повторной проверки было установлено, что часть нарушений ответчиком устранена, однако основные нарушения требований пожарной безопасности остались, они указаны в акте проверки № 2-17-1-442. Имеющиеся нарушения требований правил пожарной безопасности в ДК «Лесник», расположенном по адресу г.Ангарск, ***, создают непосредственную угрозу возникновения пожара, быстрому его распространению, сильному задымлению, угрозу жизни и здоровью людей.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации АМО.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя отдела Госпожнадзора по Ангарскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора г.Ангарска обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены прав и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Предъявляя требования к Муниципальному учреждению культуры «Дворец культуры «Энергетик» прокурор г.Ангарска действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии с п.1 ст. 20 и п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, и каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно ст.5 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Установлено, что Дом культуры «Лесник», расположенный по адресу город Ангарск, ***, является структурным подразделением Муниципального учреждения культуры «Дворец культуры «Энергетик». Здание Дома культуры «Лесник» находится в муниципальной собственности и принадлежит МУК «ДК «Энергетик» на праве оперативного управления.
Прокуратурой г.Ангарска совместно с ОГПН по Ангарскому району 09 февраля 2010 года по 15 февраля 2010 года проведена комплексная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Доме культуры «Лесник», расположенном по адресу г.Ангарск, ***. Согласно акту проверки от 15 февраля 2010 года, составленному государственным инспектором по пожарному надзору отдела ГПН по Ангарскому району, в Доме культуры «Лесник» выявлены множественные нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте. Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности явились основанием для вручения руководителю МУК «ДК «Энергетик» 15 февраля 2010 года предписания с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений. В ходе рассмотрения дела, проведена дополнительная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Доме культуры «Лесник», составлен акт проверки от 24 мая 2010 года. Установлено, что ряд нарушений, указанных в первоначальном акте проверки устранены, однако имеют место нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в подвальном помещении и помещениях 1,2,3 этажей допускается эксплуатация электросветильников с нитью накаливания, со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в подвальном помещении, помещениях 1.2,3 этажей допускается соединение электропроводов с помощью скруток, электрораспределительные коробки эксплуатируются без защитных крышек; не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждой мастерской; отсутствует план эвакуации, соответствующий требованиям НПБ 160-97 и ГОСТ 12.1.114, ГОСТ 12.1.004-91 п.4; не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума; автоматическая установка пожаротушения находится в нерабочем состоянии, отсутствуют насосы повысители давления, отсутствует схема обвязки и инструкция по управлению установкой пожаротушения во время пожара. У каждого узла управления должна быть вывешана табличка с указанием защищаемых помещений, типа, количества оросителей в секции установки. Задвижки и краны должны быть пронумерованы в соответствии со схемой обвязки; система внутреннего пожарного водопровода находится в нерабочем состоянии; отсутствуют акты проверки работоспособности сетей внутреннего пожарного водопровода; пожарные краны не в полной мере оборудованы пожарно-техническим вооружением (рукав, ствол); подвальное помещение, помещения 1,2.3 этажей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; отсутствуют статические указатели направления движения к эвакуационным выходам, отсутствует световой указатель «Выход» и (или) знак пожарной безопасности «Направление к эвакуационным выходам по лестницам»; отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации; двери эвакуационных выходов закрыты на запоры и заложены кирпичом (из подвального помещения), исключающие возможность для находящихся в здании людей открывание их изнутри без ключа; на окнах первого и второго этажей установлены глухие металлические решетки; не предоставлен акт проверки обработки огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, с указанием даты пропитки и срока ее действия; отсутствует акт замера сопротивления изоляции электропроводки; для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений; не произведены испытания наружных пожарных лестниц.
Согласно заключению главного специалистом государственного пожарного надзора по Ангарскому району Кавецкого В.В., в ходе проведения проверки было установлено, что здание Дома культуры «Лесник» эксплуатируется в качестве зрелищного и культурно-просветительного учреждения (основные помещения в этом здании характерны массовым пребыванием посетителей в определенные периоды времени), При этом не выполнены требования пожарной безопасности в соответствии с назначением здания. Имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- На окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки, нарушен Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 151; ППБ 01-03 п.40. Может создаться крайне опасная ситуация, когда основные пути эвакуации будут блокированы опасными факторами пожара (далее ОФП), а эвакуация через окна будет невозможна. Уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Автоматическая установка пожаротушения находится в нерабочем состоянии, нарушен Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 45. ст.151; ППБ 01-03 п. 98, п. 3; НПБ 110-_03 п.4. Позднее обнаружение пожара при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне. Трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии. Уменьшается время достижения ОФП предельно допустимых значений. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Отсутствует схема обвязки и инструкция по управлению установкой пожаротушения при пожаре. У каждого узла управления должна быть вывешена табличка с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки. Задвижки и краны должны быть пронумерованы в соответствии со схемой обвязки. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 151; ППБ 01-03 п.101. Уменьшается вероятность эффективной работы технических решений противопожарной защиты. Трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии. Уменьшается время достижения ОФП предельно допустимых значений. Возможны неправильные действия при пожаре.
- Здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 83. ст. 151; СП 5.13130.2009 Приложение А, таблица А.3, п. 38; НПБ 110-03 п. 14. табл. 3 п. 38. п. 4 табл. 1.; ППБ 01-03 п.3. Позднее обнаружение пожара. Увеличивается время начала эвакуации. Уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП. Позднее обнаружение пожара. Увеличивается время начала эвакуации. Уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 83. ст.151; НПБ 104-03 таб. 2 п.9; ППБ 01-03 п.16. Увеличивается время начала эвакуации. Уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП. Уменьшается вероятность эффективной работы технических решений противопожарной защиты.
- Для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, согласно НПБ 105-03, класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.151: п. 3, п.33 ППБ 01-03: ГОСТ 12.1.004-91 п.4. Увеличивается вероятность возникновения пожара при применении оборудования не отвечающего требования для категорий помещений и классов зон. Уменьшается уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте.
- Система внутреннего и наружного противопожарного водопровода находится в не рабочем состоянии. Отсутствуют акты проверки работоспособности. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.91. п.89. Возможно сети противопожарного водопровода не обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии. Уменьшается время достижения ОФП предельно допустимых значений. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Не произведены испытания наружных пожарных лестниц. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.151: ППБ 01-03 п.41. Нарушается организация деятельности подразделений пожарной охраны, увеличивается риск травмирования обеспечивающий возможность безопасного передвижения личного состава подразделений пожарной охраны в боевой одежде и с дополнительным снаряжением при тушении пожара.
- Двери эвакуационных выходов закрыты на запоры, исключающие возможность для находящихся в здании людей открывания их изнутри без ключа. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 151; п. 52 ППБ 01-03. Может создаться крайне опасная ситуация когда другие выходы будут заблокированы ОФП, а эвакуация через данный выход будет невозможна. Уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- В здании допускается использование электропроводки с нарушениями: не закреплены розетки: не демонтированы, нерабочие участки электросети; не проведена ревизия и ремонт поврежденных электророзеток, рубильников и выключателей; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Отсутствует акт замера сопротивления изоляции электропроводки. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 20 ст.151; п.57, п.60. ППБ 01-03; ГОСТ 12.1.004-91 п.2.3. Увеличение вероятности возникновения пожара т. к. данные нарушения являются основными причинами пожаров на территории РФ.
- Не обеспечены пути эвакуации знаками пожарной безопасности в соответствии с НПБ 160-97. Здание не обеспечено знаками пожарной безопасности («Не загромождать». «Не складировать», «Не курить» и т.д.). Отсутствуют статические указатели направления движения к эвакуационным выходам. Отсутствует световой указатель «Выход» и (или) знак пожарной безопасности «Направление к эвакуационным выходам по лестницам». Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.51, п.27. п.61; ГОСТ 12.1.004-91 п.4. п.3.3.; п.п.3.12, 3.13.4.1. табл. 1 НПБ 104-03; п. 1.5* СНиП 21-01-97*. Влияет на уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте. Уменьшается вероятность эвакуации.
- Отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 151; п. 1.5* СМиП 21-01-97*. Затрудняется движение по данным эвакуационным путям. Увеличивается время движения. Уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Пожарные краны в шкафах пожарных не оборудованы рукавами и стволами. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.107, ст.151: п.91 ППБ 01-03: п.3.1. ГОСТ 12.1.004-91. Трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии. Уменьшается время достижения ОФП предельно допустимых значений. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Отсутствует план эвакуации соответствующий требованиям НПБ 160-97 и ГОСТ 12.1.114.; ГОСТ 12.1.004-91 п. 4.; Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 151.Увеличивается время начала эвакуации и как следствие уменьшение вероятности эвакуации.
- Отсутствуют журналы проведения вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажей по мерам пожарной безопасности, личная карточка прохождения обучения. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.151; Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.94г. ст.25. ст.37; ГОСТ 12.0.004.; НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» Неправильные действия при пожаре. Как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
- Не предоставлен акт проверки обработки огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, с указанием даты пропитки и срока ее действия. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст.151; ППБ-01-03 п.150. Распространение пожара по сгораемым конструкциям. Уменьшается предел огнестойкости. Уменьшается вероятность ликвидации пожара до обрушения конструкций. Уменьшается время достижения ОФП предельно допустимых значений. Увеличивается вероятность поражения ОФП.
Исходя из проведенного анализа выявленных нарушений требований пожарной безопасности, учитывая возможное количество единовременного пребывании людей в здании до 465 человек, можно сделать вывод о том, что вышеуказанные нарушении требований пожарной безопасности на объекте: ДК «Лесник» муниципального учреждения культуры «Дворца культуры «Энергетик», расположенного но адресу: г. Ангарск, ***, создают непосредственную угрозу возникновения пожара, быстрому его распространению, сильному задымлению, угрозу жизни и здоровью людей.
В судебном заседании представитель отдела госпожнадзора по Ангарскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области Кавецкий В.В. поддержал заключение в полном объеме.
В Доме культуры «Лесник» проводятся массовые мероприятия, в которых принимают участие жители города, круг которых является неопределенным, в том числе дети. Установленные судом нарушения требований пожарной безопасности Доме культуры «Лесник», создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара.
В силу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность
Таким образом, опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара в Доме культуры «Лесник» может быть пресечена путем запрета деятельности Дома культуры до устранения нарушений пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении.
Учитывая, что ответчиком МУК «ДК «Энергетик» не представлено доказательств, подтверждающих устранение нарушений пожарной безопасности, выявленных при проведении комплексной проверки, а также установленных в ходе рассмотрения данного дела, исковые требования прокурора г.Ангарска к муниципальному учреждению культуры «Дворец культуры «Энергетик» о запрете деятельности структурного подразделения дома культуры «Лесник» до устранения нарушений пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Ангарска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Дворец культуры «Энергетик» о запрете деятельности структурного подразделения Дома культуры «Лесник» до устранения нарушений пожарной безопасности удовлетворить.
Запретить деятельность Дома культуры «Лесник», расположенного по адресу: Иркутская область, город Ангарск, ***, являющегося структурным подразделением муниципального учреждения культуры «Дворец культуры «Энергетик», до устранения нарушений пожарной безопасности:
- На окнах первого и второго этажа здания демонтировать глухие металлические решетки;
- привести автоматическую установку пожаротушения в рабочее состояние, установить насосы - повысители давления, выполнить схему обвязки и инструкцию по управлению установкой пожаротушения при пожаре, разместить табличку у каждого узла управления с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки, пронумеровать в соответствии со схемой обвязки задвижки и краны;
- оборудовать подвальное помещение, помещения 1, 2, 3 этажей автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- определить для складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений;
- привести в рабочее состояние систему внутреннего противопожарного водопровода, проверить его работоспособность;
- произвести испытания наружных пожарных лестниц;
- обеспечить возможность беспрепятственного открывания всех дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа;
- исключить использование в зале электропроводки с нарушениями: исключить соединение электропроводов с помощью скруток, не эксплуатировать электрораспределительные коробки без защитных крышек, не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, произвести замеры сопротивления изоляции электропроводки;
- обеспечить статическими и световыми указателями направление движения к эвакуационным выходам, световым указателем «Выход» и (или) знак пожарной безопасности «Направление к эвакуационным выходам по лестницам»;
- обеспечить аварийное освещение на путях эвакуации;
- оборудовать в полной мере пожарно-техническим вооружением (рукавами, стволами) пожарные краны в шкафах пожарных;
- выполнить и разместить план эвакуации в случае пожара;
- провести обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума;
- выполнить обработку огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики), горючих декораций, сценического и выставочного оформления;
- разработать инструкции о мерах пожарной безопасности для каждой мастерской.
Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения, то есть с 07 июня 2010 года.
СУДЬЯ С.С. Тройнина
Решение вступило в силу 31.08.2010 г.