ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 01.06.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судья Голубевой О.Ф.,

при секретаре Басировой О.П.,

с участием истицы Сауленко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сауленко ФИО7 к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в счет возмещения причиненного ущерба, неустойки 31 104 рубля, компенсации морального вреда, штрафа. Требования иска мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец Сауленко В.Н. совместно с дочерью ФИО3 и сыном ФИО4 совершали перелет рейсом UT 351 авиакомпании «ЮТэйр» по маршруту . ДД.ММ.ГГГГ Сауленко В.Н. прошла регистрацию, сдала багаж 3 места общим весом 59 кг., в том числе 32, 18 и 9 кг. По прилету в аэропорт Сауленко В.Н. получила только два багажа - весом 32 и 9 кг. Третье место багажа весом 18 кг. не прибыло к месту назначения, о чем составлен акт. На протяжении 1 месяца ответчиком велся розыск пропавшего багажа, однако имущество истцу возвращено не было. ДД.ММ.ГГГГ Сауленко В.Н. обратилась в адрес ответчика с заявлением возместить стоимость вещей, которые находились в чемодане в сумме 51 200 рублей. Однако компенсация истцу по настоящее время не выплачена. Просит суд взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» сумму причиненного ущерба в размере 10 800 рублей, неустойку 20 304 рублей, компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей, штраф в размере 5 163,12 рублей.

Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в суд не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв в котором просил требования оставить без удовлетворения в полном объеме, указывая, что истец не обращалась в адрес авиакомпании с требованием о выплате компенсации за утерю багажа в пределах ст. 119 Воздушного кодекса Российской Федерации, права истца нарушены не были, в связи с чем не подлежит взысканию неустойка. Истец не представила доказательств причиненного морального вреда.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указной явке.

Истец Сауленко В.Н. в судебном заседании доводы иска поддержала, пояснив, что в результате действий ответчика ей причинены нравственные и физические страдания.

Заслушав доводы истца, исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд счет требования иска подлежащими частичному удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец Сауленко В.Н. совершила перелет рейсом UT 351 авиакомпании «ЮТэйр» по маршруту

В пункте отправления - аэропорту  Сауленко В.Н. в установленном порядке сдала багаж (3 места) весом 59 кг., в том числе 32, 18 и 9 кг. Указанные обстоятельства подтверждаются посадочным талоном на имя Сауленко В.Н. и сторонами не оспариваются.

После прилета в пункт назначения аэропорт  Сауленко В.Н. выдан багаж - 32 и 9 кг., третье место багажа весом 18 кг не прибыло в аэропорт .

ДД.ММ.ГГГГ истцом, представителем авиакомпании, представителем претензионной группы составлен акт о неприбытии багажа весом 18 кг. номер багажной бирки ДД.ММ.ГГГГ Сауленко В.Н. обратилась в адрес ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с заявлением о выплате компенсации, указав, что в случае отказа вынуждена будет обратиться в суд.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что совершала перелет вместе с Сауленко В.Н., при вылете из аэропорта  Сауленко В.Н. сдала три места багажа, однако в аэропорт  прибыло только два места багажа, третья сумка истца была утеряна. Свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Показания свидетеля не противоречат иным доказательствам по делу, оснований не доверять свидетельским показаниям суд не усматривает.

Из представленной переписки Сауленко В.Н. с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» усматривается, что место нахождения багажа не установлено, по настоящее время требования истца о возмещении причиненного ущерба ответчиком не удовлетворены.

В силу п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что между сторонами возникли правоотношения по договору внутренней воздушной перевозки.

Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением услуг по перевозке осуществляется Главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Воздушным Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей».

Статья 100 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (Статья 102 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа установлена ст. ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, 116, 119 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В силу положений ст. 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Принцип ограниченной ответственности перевозчика установлен Главой 17 Воздушного Кодекса Российской Федерации.

Статья 119 Воздушного Кодекса Российской Федерации устанавливает размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах: за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что вес утерянного груза 18 кг., таким образом, с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» подлежит взысканию 10 800 рублей (18 кг. Х 600 рублей).

Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика неустойку за период просрочки исполнения требований.

Статья 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает правило, согласно которому за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В силу положений ст. 128 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с претензией, в которой требовала возмещения причиненного ущерба.

Истцом представлены ответы ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», из содержания которых усматривается, что ФИО5 неоднократно предлагалось предоставить необходимые дополнительные документы. Однако требования истца по настоящее время ответчиком не удовлетворены.

Просрочка исполнения требований потребителя составила 188 дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно сумма компенсации составляет 20 304 рублей (10 800 рублей Х 1% Х 188 дней).

Вместе с тем, суд считает необходимым применить ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку, взыскав с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» неустойку в размере 10 000 рублей.

Кроме того, указывая, что незаконные действия ответчика привели к необходимости защиты интересов истца, причинили моральные и нравственные страдания, Сауленко В.Н. просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей.

В данном случае подлежат применению положения ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В судебном заседании установлено, что ответчиком допущено нарушение, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, прав истицы как потребителя. Ответчик не исполнил требования потребителя в добровольном порядке, в целях защиты нарушенных прав истица была вынуждена обратиться в суд.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Сауленко В.Н. компенсации морального вреда. С учетом разумности, справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию штраф в пользу федерального бюджета за нарушение прав потребителя в размере 12 900 рублей.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход городского бюджета государственная пошлина в размере 1 024 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление Сауленко ФИО8 к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Сауленко ФИО9 в счет возмещения убытков 10 800 рублей, неустойку 10 000 рублей, в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей. Всего: 25 800 рублей.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу городского бюджета государственную пошлину в 1 024 рублей, штраф в размере 12 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено судом 07 июня 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного судаО.Ф. Голубева