ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 01.06.2011 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ...

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

г.Уфа РБ 01 июня 2011 года

Судья Верховного суда Республики Башкортостан Тазетдинова Г.А.,

при секретаре Лялиной А.Е.,

с участием представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Башкортостан Хажиной Л.Н., представителя Фахретдиновой Р.Ф. – Галлямова М.З.

рассмотрев жалобу заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Башкортостан Баязитова Э.И. на решение судьи Кировского районного суда г. Уфы от 06 мая 2011 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан  ... от ... года заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Фахретдинова Р.Ф. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Уфы от ... года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Фахретдиновой Р.Ф. - без удовлетворения.

Решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от ... года решение судьи Кировского районного суда г. Уфы от ... года оставлено без изменения.

Постановлением Заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года жалоба Фахретдиновой Р.Ф. – удовлетворена. Решение судьи Кировского районного суда г. Уфы от ... года и решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от ... года, вынесенные в отношении Фахретдиновой Р.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Уфы.

Решением судьи Кировского районного суда г. Уфы от 06 мая 2011 года постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан  ... от ... года по делу об административном правонарушении о признании должностного лица - заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей, отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением суда, заместитель руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Башкортостан Баязитов Э.И. обжаловал его в Верховный суд РБ, просит отменить, поскольку судом неверно установлены фактические обстоятельства дела.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Хажину Л.Н., поддержавшую доводы жалобы, представителя Галлямова М.З., полагавшего решение суда первой инстанции обоснованным, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела, постановлением ТУ Росфиннадзора в РБ Фахретдинова Р.Ф. была признана виновной в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме ... рублей, выразившемся в том, что ... года в соответствии с государственным контрактом  ... приобретены накопители USB-Flash, сетевые накопители, оплата которых произведена по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», тогда как оплату за приобретенное оборудование необходимо было производить за счет средств подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», а оборудование учитывать в составе основных средств.

Из протокола об административном правонарушении от ... года, составленного в отношении Фахретдиновой Р.Ф., следует, что нецелевое использование средств федерального бюджета было установлено при осуществлении проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в ....

В проверяемом периоде Фахретдинова Р.Ф. временно замещала должность руководителя Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Башкортостан, на основании приказа от ... года  ...... ... года).

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее – Регламент), утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007 № 75н, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор) непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Ревизии (проверки) проводятся Росфиннадзором в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Согласно пункту 121 Регламента по результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом.

Как следует из содержания вышеприведенных положений, проведение ревизии предусматривается планом деятельности Росфиннадзора, по результатам ревизии составляется акт, на основании которого руководитель Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, в материалах дела, как правильно отмечено судьей, отсутствует акт проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан в ..., который послужил основанием для привлечения Фахретдиновой Р.Ф. к ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 15.14 КоАП Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья пришел к правильному и обоснованному выводу о несогласии с выводом должностного лица о том, что оплата стоимости приобретенных накопителей USB-Flash, сетевых накопителей по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» является нецелевым использованием бюджетных средств, т.е. бюджетные средства были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.

Как следует из государственного контракта  ... от ... года, заключенного между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в лице руководителя-главного Государственного регистратора РБ Г. и ООО «... лице директора П., предметом контракта явились комплектующие для компьютерного оборудования, в том числе, как значится в Спецификации (Приложении  ... к контракту), накопитель USB-Flash и сетевой накопитель.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.

Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 145н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее – Указания).

В раздел 4 Указаний (статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов) в числе прочих включены: подстатья 310 - Увеличение стоимости основных средств; подстатья 340 - Увеличение стоимости материальных запасов.

Согласно Указаниям на статью 310 относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.

На статью 340 относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам.

Статьи 310-340 КОГСУ отнесены к единой группе 300, в рамках этих статей группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина РФ от 21 июля 2009 г. № 02-05-10/2931, отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 148н, и несет ответственность за правильность принятых им решений.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, не имеет правовых оснований для отказа получателю бюджетных средств в санкционировании оплаты денежного обязательства, подтвержденного в соответствии с порядком санкционирования, установленным финансовым органом соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по статьям 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления, если указанные расходы направлены на формирование стоимости нефинансового актива, который может быть отнесен как к основным средствам, так и к материальным запасам, исходя из его предназначения.

Таким образом, как следует из содержания вышеприведенных положений, Минфин РФ в Методических рекомендациях допускает ситуацию, когда расходы, направленные на формирование стоимости нефинансового актива, могут быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам, исходя из его предназначения.

Согласно Методическим рекомендациям при отнесении материальных ценностей к основным средствам (основным фондам) следует руководствоваться положениями пунктов 16 - 20, 92, 93 Инструкции по бюджетному учету.

Пунктом 16 Инструкции по бюджетному учету установлено, что счет «Основные средства» предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При отнесении материальных ценностей к материальным запасам, как указано в Методических рекомендациях, следует руководствоваться положениями пунктов 51, 64-69, 96 Инструкции по бюджетному учету.

В пункте 50 Инструкции указано, что счет предназначен для учета материальных запасов в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи.

Согласно Методическим рекомендациям на статью 340 «Увеличение материальных запасов» необходимо относить расходы на приобретение прочих материальных запасов, в том числе запасных частей:

- для машин, оборудования, оргтехники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем; средств связи и т.д.;

- для вычислительной техники (мониторы, системные блоки, клавиатуры, манипуляторы типа "мышь", соединительные кабели и т.п.).

Таким образом, отнесение объекта к основным средствам либо материальным запасам при отсутствии прямого указания в Указаниях Минфина РФ, Методических рекомендациях, Инструкции по бюджетному учету осуществляется получателем бюджетных средств самостоятельно с учетом его предназначения, срока полезного использования, возможности осуществления самостоятельных функций.

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления, оформлении ее результатов, принятии мер принуждения ТУ Росфиннадзора в РБ не исследовались и не устанавливались: срок полезного использования указанных объектов, предназначение указанных устройств, возможность осуществления самостоятельных функций, их стоимости, т.е. обстоятельств, позволяющих отнести объект к основным средствам либо материальным запасам в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на период осуществления расходов средств федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22 июня 2006 года № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил: если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Письмом от 18 декабря 2009 года N 02-07-10/5856 Министерства финансов разъяснило: в связи с тем, что договоры гражданско-правового характера в соответствии с ГК РФ заключаются получателями бюджетных средств в произвольной форме и существуют отраслевые особенности ведения хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ устанавливается открытый перечень расходов по каждому коду КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления). В целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, обусловленных названными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечисленным в Указаниях, могут быть урегулированы:

- бюджетной сметой;

-государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам;

-методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики;

-иными документами, являющимися правовым основанием получения бюджетных средств.

Таким образом, контролирующие органы не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если такие расходы отражены по кодам КОСГУ согласно вышеуказанным нормативным актам, являющимся правовым основанием получения бюджетных средств, хотя, по мнению проверяющих, они не соответствуют методологии применения КОСГУ или порядок их отражения по данным кодам в названных документах отсутствует.

Письмом Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) от 31 декабря 2008 года № 4-3594 МА до руководителей территориальных органов доведены годовые лимиты бюджетных обязательств на 2009 год (л.д.6-9). Согласно этому письму по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» предусмотрены расходы на оплату канцелярских товаров, ГСМ, котельно-печного топлива, оплату книжной продукции, хозяйственных принадлежностей. Расходы на оплату услуг по защите информации, закупку запасных частей и аксессуаров к компьютерам, приобретение картриджей и расходных материалов к оргтехнике согласованы с Управлением проектов развития и информационных технологий.

Как усматривается из материалов дела, оплата комплектующих была произведена за счет средств подстатьи 340 в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств Росреестра, однако судами эти ее доводы не были проверены надлежащим образом.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Башкортостан не представлены доказательства того, что средства федерального бюджета на приобретение накопителей USB-Flash, сетевых накопителей на основании государственного контракта  ... от ... года в размере ... руб., использованы Управлением Росреестра по РБ, с нарушение условий их получения.

Вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат прямого указания на то, что накопители USB-Flash, сетевые накопители являются основными средствами. В силу прямого указания подраздела «Техника электронно-вычислительная» ОКОФ к объектам основных средств под кодом 14 302 0340 относятся «Устройства запоминающие внешние», однако в указанном документе не указано, что накопители USB-Flash, сетевые накопители являются объектом основных средств.

Таким образом, в ОКОФ ОК 013-94 нет расшифровки, что именно накопители USB-Flash, сетевые накопители являются основными средствами.

Под кодом 14 302 0340 подраздела ОКОФ «Техника электронно-вычислительная» в качестве объектов основных средств значатся «Устройства запоминающие внешние», однако какими свойствами должен обладать данный объект в данной классификации не указано. При этом во введении к ОКОФ указано, что в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации к основным фондам не относятся:

- предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

- предметы стоимостью ниже лимита, установленного Минфином России, независимо от срока их службы.

Указанный лимит установлен п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, в соответствии с

которым предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного

размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда (100 руб.) за единицу (исходя

из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования не относятся к основным средствам и учитываются

в коммерческих организациях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях - в составе малоценных предметов и других ценностей.

Исходя из государственного контракта  ... от ... года, цена единицы накопителя USB-Flash составляет ... рублей, в силу чего он не может быть отнесен к основным средствам, что также свидетельствует об отсутствии оснований для квалификации действий на их приобретение по статье расходов 340 как нецелевое использование бюджетных средств.

Согласно доведенных Росреестром лимитов бюджетных обязательств на 2009 год по КОГСУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» предусмотрено расходование Управлением бюджетных средств на закупку запасных частей и аксессуаров для компьютеров (письмо от 31.12.2008 № 4-

3594-МА).

Напротив, в доведенных до Управления лимитов бюджетных обязательств на 2009 год не указано, что расходы на приобретение накопителей USB-Flash, сетевых накопителей необходимо осуществлять по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Расходы Управления на приобретение накопителей USB-Flash, сетевых

накопителей на сумму ... по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, постановление о признании Фахретдиновой Р.Ф. виновной в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ было правомерно отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Следовательно, оснований для отмены решения судьи Кировского районного суда г.Уфы от 6 мая 2011 года не имеется.

Однако выводы судьи районного суда о ненадлежащем извещении Фахретдиновой Р.Ф. на рассмотрение административного дела ... года в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Как следует из материалов административного дела Фахретдинова Р.Ф. была извещена телеграммой по месту жительства, по адресу который был указан ею при составлении протокола об административном правонарушении (л.д.19-21, 13-17). Телеграмма не была доставлена, т.к. адресат по указанному адресу не проживает (л.д.21). Кроме того, определение о назначении времени и места рассмотрения дела на ... года ... было направлено по месту работы Фахретдиновой Р.Ф. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ и получено ... года входящий номер ... (л.д.22).

При таких обстоятельствах, Фахретдинова Р.Ф. была надлежащим образом извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении ... года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Кировского районного суда г. Уфы от 06 мая 2011 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Башкортостан Баязитова Э.И. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного суда РБ или его заместители.

...

...