26-й гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2011 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Сай В.А., при секретаре Назаренко И.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой
части № о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4, и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцу ФИО1 в период её работы в поликлинике войсковой части № заработная плата выплачивалась без учета районного коэффициента 1,4, установленного
в к заработной плате рабочих и служащих городских предприятий.
Считая свои права нарушенными, она обратилась в суд с иском к войсковой части № о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4, указав, что в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР №1644 РС, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», у истца имеется право на получение заработной платы с учетом районного коэффициента. Кроме того, к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на космодроме «Байконур», применяется районный коэффициент 1,4, и в связи с вышеизложенным просила:
1. Взыскать с войсковой части № МО РФ в пользу ФИО1 сумму основного долга в виде невыплаченного районного коэффициента «1,4» к оплате труда в размере руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по момент обращения в суд и сумму процентов (денежной компенсации) за неполную и несвоевременную выплату заработной платы (ст. 236 ТК РФ) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
2. В целях обеспечения дальнейшего права работника на заработную плату за свой труд в полном объеме и без какой-либо дискриминации обязать войсковую часть № МО РФ в дальнейшем выплачивать заработную плату истцу с учетом районного коэффициента «1,4».
3. На основании ст. 237 ТК РФ взыскать с войсковой части № МО РФ сумму морального вреда в размере рублей.
4. На основании ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ освободить истца от уплаты государственной пошлины и возможных судебных расходов в связи с обращением в суд общей юрисдикции.
Истец, извещенная надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась и просила рассмотреть дело без её участия.
Командир войсковой части №, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, а в письменных возражениях в адрес суда требования иска не признал, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ, приказам МО РФ № 87 от 24 февраля 2007 года
и №555 от 10 ноября 2008 года в полной мере защищены права истца, при этом ей выплачивается заработная плата с повышением оклада на 50 % и другие надбавки в связи
с работой в поликлинике войсковой части №, расположенной в г. Байконур, а значит, нет законных оснований для выплаты районного коэффициента 1,4 к заработной плате истцу.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что требования иска не обоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом, истец работает в поликлинике войсковой части №, расположенной в г. Байконур, и получала в период, указанный в иске, заработную плату без учета районного коэффициента 1,4, что никем не оспаривалось.
Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644 РС
к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинск Казахской ССР (ныне г. Байконур) установлен районный коэффициент 1,4.
В соответствии с п. 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
В силу ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» (Алма-Ата, 12 октября 1998 г.), ратифицированного Российской Федерацией, Федеральным законом от 6 декабря 2000 г. № 144-ФЗ, социальные гарантии указанной категории граждан Российской Федерации обеспечиваются в соответствии
с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Соглашением.
При этом вопросы применения к заработной плате районных коэффициентов указанное Соглашение не регулирует. Нормативные акты Правительства РФ по данному вопросу также не принимались.
Действие Распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644 РС федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации не приостанавливалось.
В силу вышеуказанной конституционной нормы данное Распоряжение законодательству России не противоречит, является действующим нормативно-правовым актом в части применения районного коэффициента для исчисления заработной платы рабочих и служащих.
Что же касается применения Распоряжения при исчислении заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, то необходимо отметить следующее.
Ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях» служащим воинских частей МО РФ действительно предусмотрены дополнительные выплаты в связи с признанием мест дислокации воинских формирований местностями с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Однако, как следует из ст. 4 указанного закона лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются коэффициенты и (или) выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ, в соответствии с перечнем должностей, определяемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, вопреки доводам истца, изложенным в исковом заявлении, взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате указанных лиц может применяться процентная надбавка в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Вместе с тем, выплата районного коэффициента гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ воинских частей, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, предусмотрена п. 54 приказа МО РФ №555 от 10 ноября 2008 года, с указанием в приложении № к данному пункту перечня районов, где к заработной плате гражданского персонала применяется районный коэффициент, в котором космодром «Байконур» не значится.
При этом, согласно п. 55 вышеуказанного приказа для гражданского персонала, работающему в воинских частях, находящихся на космодроме «Байконур» и в , установлены компенсационные выплаты к должностному окладу, а именно за работу в районе экологического кризиса в размере 30% и за обеспечение космических программ 50%.
Кроме того, меры социальной защиты граждан, проживающих и работающих
в воинских частях, дислоцированных на космодроме «Байконур» предусмотрены также Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. № 1122, что полностью соответствует тому, что социальные гарантии указанной категории граждан РФ обеспечиваются в соответствии с законодательством РФ на основании Соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан.
Из представленной ответчиком в суд справки о структуре заработной платы гражданского персонала войсковой части № усматривается, что истцу выплачивалась в оспариваемый период заработная плата с повышением должностного оклада на 50 % в соответствии с приказом МО РФ № 87 от 24 февраля 2007 года и ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ и согласно п. 55 приказа МО РФ от 10 ноября 2008 года №555 выплачивалась надбавка к месячному должностному окладу за обеспечение космических программ в размере 50%, а также за работу в районе экологического кризиса в размере 30%.
Таким образом, каких-либо правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства Обороны РФ, дислоцированных на космодроме «Байконур» и в , районного коэффициента 1,4 к заработной плате не имеется.
Данное обстоятельство никоим образом не ограничивает прав истца по сравнению
с иными категориями рабочих и служащих, поскольку вместо применения районного коэффициента, повышающего заработную плату в 1,4 раза, истцу выплачивалась в период, указанный в исковом заявлении, заработная плата с повышением должностного оклада на 50 процентов, а, кроме того, согласно вышеуказанных нормативных правовых актов истцу установлена ежемесячная надбавка за работу в районе экологического кризиса и за обеспечение космических программ.
Что же касается права военнослужащих на получение денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,4, о чем истец указала в исковом заявлении, то оно прямо указано в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы выплаты денежного довольствия, в частности ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм.), и касается исключительно лиц данной категорий.
Кроме того, не может повлиять на решения суда ссылка истца на Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», поскольку истец является гражданкой РФ, работающей в организации МО РФ, а в соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «О социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» от 12 октября 1998 года следует, что социальные гарантии граждан РФ, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур», обеспечиваются в соответствии с законодательством РФ. Социальные гарантии граждан РК, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур», обеспечиваются в соответствии с законодательством РК. В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Соглашения следует, что социальные гарантии граждан РК, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур», пострадавших от экологического бедствия в зоне Приаралья, обеспечиваются Казахстанской Стороной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, требования истца 1 и 2 к войсковой части № о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, а также выплате истцу заработной платы в дальнейшем с учетом районного коэффициента, необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требование истца о взыскании с войсковой части № в качестве компенсации морального вреда в сумме 500 рублей (требование 3), суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ следует, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации.
При этом из смысла ст. 237 ТК РФ следует, что моральный вред, причиненный работнику работодателем, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Таким образом, поскольку в суде при рассмотрении исковых требований 1 и 2 не установлено нарушений каких-либо прав истца со стороны ответчика, вина ответчика в причинении физических и нравственных страданий истцу не нашла подтверждения в суде,
а обстоятельств, предусмотренных ст. 1100 ГК РФ не установлено, то суд отказывает
в удовлетворении вышеуказанного требования истца.
При вынесении решения суд учитывает, что вопрос об освобождении истца от уплаты государственной пошлины был разрешен при принятии к производству искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к войсковой
части № о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4, и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия решения
в окончательной форме.
Председательствующий по делу В.А. САЙ