ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 02.02.2012 Каргасокского районного суда (Томская область)

                                                                                    Каргасокский районный суд Томской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Каргасокский районный суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

02 февраля 2012 года с. Каргасок Томской области

Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,

с участием помощника прокурора Каргасокского района Томской области Жеравина А.С.,

представителя ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика МО «Каргасокский район» ФИО3, действующего на основании доверенности,

при секретаре Соколовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», муниципальному учреждению «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района», муниципальному образованию «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района Томской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каргасокского района Томской области обратился в Каргасокский районный суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» о понуждении к совершению действий, указывая на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В нарушение требований указанного закона вход в здание, в котором расположены ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в , не оборудован в соответствии с перечисленными нормами с учетом требований доступности для инвалидов.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности.

Расположенные в указанном здании нежилые помещения № общей площадью . закреплены за Управлением образования, опеки и попечительства Каргасокского района на праве оперативного управления. Нежилые помещения № общей площадью  переданы в аренду Управлению Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе.

Просил суд обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в нежилое здание, расположенное в , пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание, а так же взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном размере.

В ходе рассмотрения иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц в качестве соответчика к делу было привлечено МО «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района Томской области.

Поддержав заявленные исковые требования в части устранения нарушения прав инвалидов на беспрепятственных вход в помещения, занимаемые ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района», и, уточнив исковые требования, помощник прокурора Каргасокского района Жеравин А.С. просит обязать оборудовать вход в указанные помещения, расположенные в здании в , пандусом и поручнями Администрацию Каргасокского района, указав на то, что данное нежилое здание находится в собственности МО «Каргасокский район», поэтому обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в данное здание инвалидов лежит на Администрации Каргасокского района, как собственнике здания.

Представитель ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что нежилое здание, расположенное по адресу:  принадлежит на праве собственности ответчику МО «». Часть помещений общей площадью  сдана в аренду ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе». Согласно п. 3.2 договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан проводить неотделимые улучшения, в том числе капитальный ремонт арендуемого имущества, только с письменного разрешения арендодателя.

В ДД.ММ.ГГГГ арендодателем был произведен капитальный ремонт крыльца здания. Однако, пандус и перила не были установлены.

К вопросами местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного управления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Установка пандуса и поручней должна быть произведена силами и за счет средств собственника здания – МО «».

Просит в заявленных исковых требованиях к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» отказать.

Представитель ответчика МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» ФИО2 исковые требования не признал, пояснив, что за учреждением на праве оперативного управления закреплена часть помещений здания, являющегося муниципальным имуществом МО «», общей площадью  по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что поскольку собственником имущества является МО «», на нем и лежит обязанность по обустройству входа в учреждение пандусом и поручнями.

Просит в исковых требованиях прокурора Каргасокского района к МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» отказать.

Представитель ответчика МО «Каргасокский район» ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что здание, расположенное по адресу:  принадлежит на праве собственности Каргасокскому району. Помещения, расположенные в здании на основании различных договоров сдаются четырем организациям социальной инфраструктуры. Здание имеет два входа. В одной части здания, имеющего один вход, расположены ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района».

ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе» пользуется помещениями на основании договора аренды муниципального имущества. Согласно условиям договора аренды, производить неотделимые улучшения арендатор обязан только с разрешения арендодателя. Даст ли Администрация Каргасокского района согласие на установку пандуса и поручней у входа в здание, он сказать не готов.

МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» пользуется помещениями в указанном здании на основании договора оперативного управления муниципального имущества. Право оперативного управления в регистрирующем органе не зарегистрировано.

Однако, поскольку и тот и другой ответчик являются организациям социальной инфраструктуры, они и должны установить пандус и поручни на входе в здание.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» от 10.09.2003 № 109-ОЗ в Томской области обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признается приоритетным направлением социальной защиты инвалидов.

На основании п. 4 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.2 вышеназванного Закона Томской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся: объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах надземных и подземных переходов, улиц и дорог, остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.

В п.п. 3.13, 3.14 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 указано, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу… Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Из акта проверки исполнения законодательства об охране прав инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Каргасокского района проверено соответствие входа в здание, в котором расположены ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в , требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73. В результате проверки установлено, что вход в указанное здание не оборудован в соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с учетом требований доступности для инвалидов, а именно крыльцо здания имеет ступени, но не имеет пандуса. (л.д. ).

Из фотографии входа в помещения ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» видно, что пандус и поручни на наружной лестнице при входе отсутствуют (л.д. ).

ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» являются организациями социальной инфраструктуры, подлежащими оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Из вышеизложенного следует, что нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем административного нежилого здания, расположенного по адресу:  является МО «» (л.д. ).

Сообщение Главы  района подтверждает, что нежилое здание, расположенное по адресу:  принадлежит на праве собственности МО «» (л.д. ).

На основании ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Согласно договора № аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, б/н от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное учреждение по имущественным и земельным отношениям Администрации  района предоставило ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» Томской области муниципальное имущество, находящееся в собственности МО «»: помещения, расположенные по адресу: . (л.д. ).

В подп. 6 п. 3.2 договора указано, что арендатор обязан производить неотделимые улучшения, в том числе капитальный ремонт арендуемого имущества только с письменного разрешения арендодателя (л.д. ).

Таким образом, в силу вышеназванных положений закона и подп. 6 п. 3.2 договора аренды арендатор ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» не вправе производить какие-либо капитальные переустройства без предварительного разрешения собственника.

В судебном заседании из пояснений представителя Администрации Каргасокского района следует, что разрешение собственника здания на проведение неотделимых улучшений в виде пандуса и поручней на день рассмотрения иска в суде не получено.

В силу ч.ч. 1- 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании абз. 5 ч. 1 ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Согласно п. 6.1 Устава Управления образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» функционирование Управления обеспечивается имуществом, закрепленным за ним соответствующим органом по управлению имуществом муниципального образования «» на праве оперативного управления (л.д. ).

Из п.п. 1, 2 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным учреждением по имущественным и земельным отношениям Администрации  и МУ «Управление образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» следует, что Администрация закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, являющееся собственностью муниципального образования «». В п. 3 договора указано, что Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствие с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Согласно подп. 1 п. 4 договора Учреждение обязано: обеспечить сохранность имущества, нормальные условия его эксплуатации, капитальный и текущий ремонт имущества. (л.д. ).

Согласно акта приема-передачи (Приложение к вышеназванному договору) Администрация Каргасокского района передала ответчику нежилые помещения по адресу:  (л.д. ).

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В подп. 4 п. 4 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Учреждение обязано: зарегистрировать право оперативного управления на переданное недвижимое имущество в течение  со дня заключения договора (л.д. ).Согласно сведений из вышеуказанной Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления МУ «Управление образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» не зарегистрировано (л.д. ).   В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц является МО «Каргасокский район», которое в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности административного нежилого здания, в том числе, обязано провести капитальное переустройство крыльца в помещения, занимаемые ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района», оборудовав вход пандусом и поручнями.

Соглашаясь с требованиями прокурора к Администрации Каргасокского района, суд учитывает так же то обстоятельство, что МО «Каргасокский район», как собственник указанного нежилого административного здания, предоставляет помещения в здании на любых законных правах в пользование только учреждениям социальной инфраструктуры.

Принимая решение, суд учитывает сообщение архитектора МУ « сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому входные узлы кирпичного двухэтажного административного здания № по  в , могут быть реконструированы для обеспечения доступа в помещения первого этажа граждан, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках. Для этого необходимо оборудовать пандусы и привести габариты дверных проемов в соответствие с нормативными требованиями. Сообщение архитектора свидетельствует о том, что имеется техническая возможность выполнения заявленных прокурором требований (л.д. ).

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района оборудовать вход в помещения, занимаемые государственным учреждением «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», муниципальным учреждением «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в здании, находящемся по адресу: , пандусом и поручнями (перилами) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В исковых требованиях к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», муниципальному учреждению «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» о понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд.

Судья