ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г. Уфа 02 февраля 2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан
ФИО1,
при секретаре Кабировой Л.М.,
в отсутствие ФИО2 - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, извещенного надлежащим образом (л.д. 31 т.2, пояснение представителя ФИО3 в ходе судебного заседания 02 февраля 2011 г.),
с участием:
ФИО4, государственного инспектора Октябрьского территориального отдела Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (удостоверение Ростехнадзора ТО-11 № 0231);
ФИО5, представителя ФИО4 по доверенности от 18 января 2012 г.;
ФИО3, представителя ФИО2 по доверенности от 28 декабря 2011 г.
рассмотрев жалобу ФИО3 в интересах ФИО2 на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2011 г., которым:
постановление государственного инспектора Октябрьского территориального отдела Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомного надзору от 16.09.2011 года в отношении ... ФИО2 оставлено без изменения, а жалоба ФИО2 – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Туймазинский районный суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 16 сентября 2011 г. № 17/484 о привлечении ФИО2 к административной ответственности в виде штрафа в размере 25000 рублей по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, указывая на то, что ..., а не ... осуществляла эксплуатацию скважины. Кроме того, ФИО2 указывает на процессуальные нарушения, допущенные надзорным органом.
22.12.2011 г. Туймазинский районный суд Республики Башкортостан принял указанное выше решение.
ФИО3 в интересах ФИО2 обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан, указывая на то, что судом допущены нарушения законодательства.
Представитель ФИО2 - ФИО3 поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители надзорного органа с доводами жалобы не согласились, ссылаясь на законность постановления государственного инспектора Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 16 сентября 2011 г. № 17/484 о привлечении ФИО2 к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив их доводы, нахожу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Приуральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 21 июня 2011 г. по 05 августа 2011 г. проведено техническое расследование причин аварии, произошедшей на скважине № 1292 Яновской площади Знаменского месторождения ...
По результатам проверки при непосредственном обнаружении правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2011 г. № 17/484 в отношении ФИО2 По результатам рассмотрения данного правонарушения ФИО2 привлечен к указанной выше административной ответственности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По результатам технического расследования причин аварии выявлены следующие нарушения:
... нарушило обязательные нормы и правила промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – «Фонд скважин Знаменского месторождения» (регистрационный номер А41-05127-026), а именно ч. 1 ст. 9, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Так, общество, как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект не осуществляло производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в момент проведения работ по капитальному ремонту скважины подрядными организациями.
Согласно п. 1 Приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» эксплуатация опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2011 г.
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ), п. 12 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
... зарегистрировало опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов, имеет Свидетельство о регистрации № А41-05127.
Согласно указанному Свидетельству о регистрации за № 295 зарегистрирован взрывопожароопасный производственный объект – «Фонд скважин Знаменского месторождения» (регистрационный номер А41-05127-926).
Взрывопожароопасный производственный объект – «Фонд скважин Знаменского месторождения» (регистрационный номер А41-05127-926) состоит из 727 скважин эксплуатационного фонда.
Скважин № 1292 является сооружением, входящим в состав взрывопожароопасного производственного объекта – «Фонд скважин Знаменского месторождения» (регистрационный номер А41-05127-026).
Разделом III «Требования к ведению работ при добыче, сборе, подготовке нефти, газа и газового конденсата» Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 05.03.2003 г. № 56 (далее – ПБ 08-624-03), установлено, что:
Настоящий раздел ПБ 08-624-03 направлен на предупреждение аварий и обеспечение промышленной безопасности в процессе строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, а также на обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий и нестандартных ситуаций (пункт 3.1.1.).
Пунктом 3.1.4. ПБ 08-624-03 определено, что организации, ведущие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов:
при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов обеспечивают производственный контроль в соответствии с требованиями «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. № 263.
П. 3.1.11 ПБ 08-624-03 установлено, что сложные, специфические работы в процессе эксплуатации нефтяных и газовых скважин (капитальный ремонт скважин, повышение нефтеотдачи пластов, интенсификация притоков и т.п.) должны осуществляться специализированными организациями (структурными подразделениями), персонал которых имеет право руководства работами и допуск к ведению таких работ.
В связи с тем, ПБ 08-624-03 предусматривают ремонт скважин на кусте без остановки соседней скважины может быть допущен при условии осуществления и использования специальных мероприятий и технических средств, предусмотренных планом, утвержденным в установленном порядке (п. 4.6.23. ПБ 08-624-03).
Факт эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта «Фонд скважин Знаменского месторождения», в состав которого входит сооружение – скважина № 1292 подтверждается разделом 3 Акта технического расследования причин аварии от 05.08.2011 г., согласно которому: «…На кусте № 2402 имеются 10 скважин, в том числе 1 нагнетательная (№ 1291) и 1 законсервированная (№ 1302), 1 водозаборная (№ 402 Тар.) и 7 нефтяных скважин. Территория куста имеет обвалование высотой 1,2-1,5 метра. Устье давление на нагнетательной скважине № 1291 составляет до 56 атм., в момент аварии скважина находилась в работе. Нагнетательная скважина работает в том же пласт, откуда происходит добыча нефти. Расстояние между забоями скважин № 1292 и 1291 Яновской площади Знаменского месторождения составляет 450 метров».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» эксплуатация опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В силу ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2011 г.
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ), п. 12 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
П. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, где приводится исчерпывающий перечень случаев приостановки эксплуатации опасного производственного объекта - организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкций, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Соответственно, проведение капитального ремонта является самостоятельным видом деятельности в области промышленной безопасности.
... специализированная организация, основным видом деятельности которой является – осуществление капитального ремонта.
Из изложенного следует, что ... осуществляет вид деятельности – эксплуатацию опасного производственного объекта («Фонд скважин Знаменского месторождения» [регистрационный номер А41-05127-026]), а ... осуществляет вид деятельности – капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом обосновано указано, что п.2.1.1 Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектах ..., утвержденного генеральным директором ФИО2 производственный контроль осуществляется генеральным директором, а также согласно п. 2.1.3 данного Положения генеральный директор – осуществляет общее руководство деятельностью общества в области промышленной безопасности.
ФИО2 будучи ... опасного производственного объекта не соблюдал положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, то есть нарушил требования промышленной безопасности, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2011 г. по схожему административному делу в отношении ФИО6, и соответственно обстоятельства, установленные в данном решении, являются преюдициальными и не нуждаются в доказывании, в силу чего оспариваемое решение суда от 22.12.2011 г. подлежит отмене Верховным Судом Республики Башкортостан отклонен как несостоятельный. Данное дело не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела, в связи иным составом лиц, участвующих в деле.
Ст. 19.7 КоАП предусматривает административную ответственность за Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 КоАП РФ.
Соответственно ссылка суда на постановление мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 15 августа 2011 г. по ст. 19.7 КоАП РФ, по которому производство по делу в отношении ... прекращено несостоятельна, так как мировым судьей обстоятельства нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не исследовались.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО3 в интересах ФИО2 без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан ФИО1
Справка: судья Шарафутдинова Р.А.