МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
именем российской федерации
2 августа 2011 года гор. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Соболя В.Г.,
при секретаре Саркисян А.Р.,
с участием заявителя Ясинского В.В. и представителей заинтересованных лиц: Минераловодской городской Думы - В.Д.Ю.., ГУП СК "Крайтеплоэнерго" - С.Э.А.., а также прокурора Винниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по заявлению Ясинского В.В. об оспаривании нормативных правовых актов, -
УСТАНОВИЛ:
Ясинский В.В . обратился в суд за признанием противоречащими закону решений Минераловодской городской Думы.
При рассмотрении дела заявленные требования были им уточнялись и в их обоснование в своих заявлениях и в судебном заседании он сослался на то, проживает в пятиэтажном многоквартирном доме по .............. и как член семьи собственника жилого помещения является потребителем коммунальной услуги "отопление".
Нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды с 01 января 2006 года установлены решением Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91, которое опубликовано в газете "Минеральные Воды" за 5 апреля 2006 года № 14 (151). Данным решением установлен единый норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления – 0,1588 Гкал/кв.м. в год.
Решением Минераловодской городской Думы от 28 июня 2006 года № 153 установлен единый норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления – 0,1588 Гкал/м2 в год и 0,01323 Гкал/м2 в месяц, которое опубликовано в газете "Минеральные Воды" за 5 июля 2006 года № 27 (164).
Данные решения в соответствии со ст. 2, пп. 2 п. 1 ст. 43 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются нормативными правовыми актами и устанавливают нормативы потребления тепловой энергии применительно ко всем гражданам города Минеральные Воды.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 года № 192.
Однако решением от 17 февраля 2006 года № 91 установлен норматив потребления тепловой энергии, который ни по единице измерения, ни по размеру не соответствует данным рекомендациям, поскольку расчетная норма потребления коммунальной услуги "отопление" должна составлять исходя из социальной нормы обеспеченности жильем
18 кв.м. на 1 человека и состава семьи не менее 3 человек 5,4 Гкал в год (18 кв.м.) 3 человека = 0,1 Гкал/м2 в год, а установленный размер норматива оказался в полтора раза выше, чем для северных районов страны.
Изменения в вышеуказанное решение приняты 28 июня 2006 года решением Минераловодской городской Думы № 153.
8 июня 2006 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от
23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а Постановление Правительства от 21 августа 2001 года № 609 признано утратившим силу.
Поскольку действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы, то начиная с 8 июня 2006 года решение от 17 февраля 2006 года № 91 в оспариваемой части вошло в противоречие с актом Правительства РФ, имеющим большую юридическую силу.
Жилищным законодательством для граждан установлена обязанность по внесению платы коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно принятым Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 Правилам, только при условии соблюдения порядка установления и формирования нормативов потребления тепловой энергии указанные нормативы могут быть признаны законно установленными.
Пунктом 2 Правил дано определение понятия "норматив потребления коммунальных услуг", при этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома (показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов): материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктами 10, 19 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Согласно Правилам нормативов отопления с применением расчетного метода определяется по соответствующей формуле, при этом одна из составляющих для расчета норматива потребления расхода тепловой энергии на отопление - нормативная часовая тепловая нагрузка. При расчете указанных нагрузок должны учитываться материал стен, размер окон, слойность остекления, расположение строения по направлению ветров и т.п., подбирается и монтируется система отопления дома для создания комфортных условий проживания. Таким образом, в различных по типу строительных конструкций домах, теплопотери и часовые расчетные нагрузки разные.
В таблице 7 приложения к Правилам указано, что в части необходимого расхода тепловой энергии на отопление дома постройки после 1999 года отличаются от домов постройки до 1999 года, а также показатель нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома зависит от этажности многоквартирного дома.
Общеизвестным является тот факт, что в городе Минеральные Воды многоквартирные дома обладают различиями в конструктивных и технических параметрах (в частности - этажность, материал стен, возведены как до 1999 года, так и после).
Таким образом, установленный оспариваемыми решениями и действующий на сегодняшний день норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды противоречит вышеуказанным Правилам, так как не дифференцирован в зависимости от конструктивных и технических параметров, а утвержден единым для всего жилищного фонда города.
Учитывая, что норматив потребления коммунальной услуги "отопление" при отсутствии приборов учета тепловой энергии предназначается для определения размера платы за нее, то применение данного норматива, не соответствующего требованиям федерального нормативного правового акта (Правилам № 306), нарушает его право вносить законно установленный размер платы за эту коммунальную услугу.
Поэтому на основании Конституции РФ, ст. 251-253 ГПК РФ, ст. 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 он просил:
- признать решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды и Минераловодского района" в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района противоречащим действующему законодательству и отменить его с 8 июня 2006 года;
- признать решение Минераловодской городской Думы от 28 июня 2006 года № 153 "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района" в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района противоречащим действующему законодательству и отменить его с даты принятия.
Представитель Минераловодской городской Думы В.Д.Ю. просил в иске отказать как в необоснованном и сослался на то, что оспариваемые решения приняты полномочным органом и на основании соответствующих расчетов, а решением от 28 июня 2006 года в норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления фактически изменения не вносились и он был лишь дополнительно определен помесячно исходя из прежней годовой нормы, а из неоспаривемого заявителем норматива горячего водоснабжения исключена ранее ошибочно включенная стоимость холодной воды.
Решение от 17 февраля 2006 года принято в момент действия пп. "а" п. 4 Постановления Правительства России от 21 августа 2001 г. № 609, согласно которому органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населенна в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля
1999 года № 192.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пп. 2 и 4 этих Правил, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" и Устава города Минеральные Воды оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и введены в действие с соблюдением установленного порядка.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Однако доказательств появления оснований для изменения нормативов заявителем не представлено.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года
№ 48 установлено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем он пояснил, что оспариваемые решения были приняты на основании расчетов, представленных директором МУП "Управляющая компания", которое на данный момент ликвидировано, в связи с чем этот расчет утрачен и представлен суду быть не может. Поэтому он не мог пояснить, в каком порядке вообще производился расчет этого норматива перед его утверждением.
Представитель ГУП СК "Крайтеплоэнерго" С.Э.А.. также просила
в удовлетворении требований заявителя отказать и пояснила, что на 17 февраля 2006 года действовал пп. "а" п. 4 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609, согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля
1999 года № 192.
Согласно п. 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Указанные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.
В соответствии с данными Правилами, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг определяются либо рассчитываются по формулам согласно приложению к Правилам; при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в частности в отношении отопления учитываются материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (пп. "д" п. 5); основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при
которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).
Согласно п. 14 приложения к Правилам и абз. 2 п. 45 Правил перерасчет может быть осуществлен путем расчета норматива отопления исходя из количества тепловой энергии с учетом средней температуры наружного воздуха в отопительный период, и только в том случае, если вновь рассчитанное количество тепловой энергии и соответственно величина норматива отопления изменяется более чем на 5 процентов. Таким образом, принимая решения об установлении нормативов, Минераловодская городская дума не нарушила требования действующих в то время нормативных правовых актов.
Поскольку при установлении норматива потребления коммунальных услуг в 2006 году представительный орган не определил конкретный срок их действия, то он принят на неопределенный срок.
В данном случае предусмотренные Правилами № 306 обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения норматива, не наступили.
Следовательно, нормативы потребления коммунальных услуг могут применяться в рамках существующих решений Минераловодской городской Думы до их отмены либо признания утратившим силу этих нормативных правовых актов этим же представительным органом. С вступлением в законную силу изменений в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ органы местного самоуправления не вправе утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, поскольку законодатель отнес это к компетенции органа государственной власти субъекта РФ, в данном случае - Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству. На основании действующего жилищного законодательства РФ (стст. 5, 6 ЖК РФ) если возникнут основания, предусмотренные Правилами № 306 для изменения нормативов потребления на территории города Минеральные Воды, представительный орган обязан будет отменить свои решения, а новый норматив подлежит утверждению Комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству в установленном порядке.
Вместе с тем этот представитель пояснила, что предложения к установленному оспариваемыми решениями нормативу разрабатывались с привлечением ГУП СК "Крайтеплоэнерго", однако соответствующие расчеты не сохранились и поэтому представить их суду невозможно и объяснить, в каком порядке они определялись, также невозможно.
Прокурор Винникова Н.И. дала заключение о необходимости удовлетворения заявления и признании недействующими оспариваемых нормативных актов с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку ввиду отсутствия дифференциации никакого обоснования установленному нормативу для всего жилищного фонда нет и это противоречит действующему законодательству.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно стст. 246 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого решения, действия (бездействия), но в силу вышеизложенных правовых норм обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В соответствии с п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пп. 10, 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п.2 ст.5 Жилищного Кодекса РФ).
Статьей 153 ЖК РФ для граждан установлена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 года N 199-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ (в той же редакции) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Решением Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района" с 1 января 2006 года установлены нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района.
Данное решение опубликовано в газете "Минеральные Воды" за 5 апреля 2006 года № 14 (151).
Этим решением для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды установлен единый норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления – 0,1588 Гкал/м2.
Решением Минераловодской городской Думы от 28 июня 2006 года № 153 "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района", которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2006 года, был оставлен единый норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления – 0,1588 Гкал/м2 в год, с указанием в приложении к нему единого норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления 0,01323 Гкал/м2 в месяц.
Данное решение опубликовано в газете "Минеральные Воды" за 5 июля 2006 года
№ 27 (164).
Как указано в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября
2007 года N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
По справке от 19 июня 2011 года Минераловодского филиала ГУП СК "Крайтеплоэнерго", в многоквартирном жилом доме по .............. установлен и принят в эксплуатацию 17 ноября 2010 года коллективный (общедомовой) прибор учета потребления тепловой энергии, однако журналы учета тепловой энергии и теплоносителя не ведутся.
Как пояснила в судебном заседании представитель ГУП СК "Крайтеплоэнерго" С.Э.А. поэтому по данному дому начисление оплаты за отопление производятся исходя из нормы потребления.
Согласно записям в домовой книги на квартиру ..............
.............. она принадлежит Я.Н.А., в ней на постоянное место жительства в ней зарегистрированы: собственник Я.Н.А. заявитель Ясинский В.В. и несовершеннолетний Я.А.В.., ...............
Тот факт, что начисления за коммунальную услугу (отопление) по этой квартире осуществляется по нормативам потребления (0,01323 Гкал/м2 на 83,9 кв.м.) также подтверждены представленными суду квитанциями.
Ясинский В.В. обратился в суд за оспариванием вышеуказанных решений Минераловодской городской Думы (в части), поскольку они не соответствуют нормативно правовому акту, имеющему высшую юридическую силу, со ссылкой на то, что они затрагивают его права, как потребителя коммунальной услуги (отопление) на основании ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, согласно которой он наравне с собственником жилого помещения несет солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.
Следовательно, оспариваемые нормативные акты затрагивают его права, а потому он в силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании их противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в первоначальной редакции) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (пп.2, 4).
Тот факт, что вышеуказанные решения являются нормативными правовыми актами и приняты в силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" уполномоченным органом и введены в действие с соблюдением установленного порядка, соответствует действительности и никем не оспаривается.
Согласно п. 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных услуг потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Однако расчетная единица определенного и утвержденного решением Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 норматива потребления тепловой энергии для отопления (Гкал/м2 общей площади в год) не соответствует вышеуказанному требованию Правил (Гкал/м2 общей площади жилых помещений в месяц).
В силу пп. "д" п. 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 Правил).
Пунктом 9 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 10 Правил).
Как указано в п. 2 Правил:
- "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);
- "степень благоустройства" - наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг;
- "климатические условия" - влияющие на потребление коммунальных ресурсов среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, скорость ветра в отопительный период и другие климатические параметры.
Таким образом, при определении нормативов потребления услуги по отоплению должны учитываться степень благоустройства домов, их конструктивные и технические параметры.
Представителем Минераловодской городской Думы представлены сведения о жилищном фонде города Минеральные Воды с централизованным отоплением на 2011 год с отражением в нем разного количества этажей жилых домов, общей площади жилых помещений, количества жителей проживающих в жилом доме, расчетной часовая тепловая нагрузка, расход тепловой энергии на отопление (Гкал/год), однако при этом норматив потребления тепловой энергии на отопление единый – 0,01323 Гкал/м2./мес..
И в оспариваемых решениях этот норматив также установлен единым, исходя из чего следует вывод о том, что установление его таковым противоречит федеральному законодательству.
Приходя к такому выводу судом приняты во внимание и следующие обстоятельства.
Так, в подтверждение возражений о том, что при принятии решений был принят расчет, в который были заложены все экономические показатели, представителем заинтересованного лица Вишневским Д.Ю. представлены: просьба директора МУП "Управляющая компания" главе города Минеральные Воды 9 февраля 2006 года о принятии решения об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды, справки к проектам оспариваемых решений Минераловодской городской Думы, пояснительная записка директора МУП "Управляющая компания", согласно которой проект решения "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91" вносится в связи с тем, что в утвержденный ранее норматив потребления горячего водоснабжения была включена стоимость холодной воды.
В соответствии с п. 14 Правил нормативы потребления коммунальных услуг определяются либо рассчитываются по формулам, указанным в приложении к Правилам.
Согласно пп. 19 и 20 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами, что предусмотрено пунктом 24 Правил.
В п. 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
В силу п. 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6).
Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома.
По формуле 6, предусмотренной разделом II приложения к Правилам, применяются показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (° C); расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (° C); продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° C и ниже.
Согласно п. 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из приведенной нормы следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, поэтому используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Следовательно, при расчете нормативов подлежали применению сведения, предоставленные органами гидрометеорологической службы.
Таким образом, определение нормативов потребления коммунальных услуг должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями, при этом в силу п. 19 Правил определение нормативов посредством любого метода должно быть документально подтверждено, в том числе соответствующими расчетами, свидетельствующими об обоснованности установления нормативов.
Однако, как указано выше, ни Минераловодской городской Думой, ни ГУП СК "Крайтеплоэнерго" никого документального обоснования принятого норматива не представлено.
Таким образом, проверить доводы представителей этих заинтересованных лиц о том, что при определении норматива использован вообще расчетный метод, не представляется возможным.
При этом очевидно, что утвержденные нормативы отопления не дифференцированы с учетом соответствующих показателей, установленных Правилами № 306.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения противоречат ряду положений вышеуказанных Правил.
Более того, как установлено в судебном заседании при определении норматива на отопление ни один из приведенных методов заинтересованными лицами использован не был, фактически при установлении норматива, утвержденного решением Думы его расчет производился в рамках иного правового регулирования – в соответствии с пп. "а" п. 4 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609, согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года № 192.
Однако не представляется возможным проверить и правильность расчета, произведенного на основании вышеуказанных Методических расчетов.
При этом суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что решение от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района", не подлежало пересмотру в силу пп. 13 и 16 Правил № 306 от 23 мая 2006 года.
Так, в п. 16 Правил определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет, и указано, что в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Однако доказательств тому, что при установлении норматива, утвержденного оспариваемыми решениями изначально учитывались конструктивные и технические параметры, степень благоустройства домов и климатические условия, суду не представлено.
Суд считает несостоятельным довод представителя городской Думы о том, что поскольку 28 июня 2006 года изменения в ранее утвержденный 17 февраля 2006 года норматив потребления тепловой энергии не вносились, а оснований для его изменения не имелось, а потому оспариваемые нормативные акты соответствуют законодательству.
Действительно, утвержденный 17 февраля 2006 года годовой норматив потребления тепловой энергии в размере 0,1588 Гкал\м2 продублирован и в приложении к решению 28 июня 2006 года лишь с дополнительной разбивкой его на месяц в размере 0,1323 Гкал\м2.
Однако на момент принятия этого решения (с 8 июня 2006 года) действовали Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлена безусловная обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Это подтверждено и положениями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", в силу которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 данного Закона орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить или приостановить действие принятого им муниципального правового акта.
Данная норма направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил утверждение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В силу изложенного при принятии решения 28 июня 2006 года Минераловодская городская Дума без всякого обоснования не вправе была утверждать не соответствующий действующему федеральному нормативному акту норматив потребления коммунальной услуги, а обязана была по своей инициативе привести его в соответствие с ним.
Однако никаких доказательств того, что это было сделано, суду не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
А поскольку оспариваемые решения Минераловодской городской Думы в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления противоречат Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, то требования заявителя о признании их недействующими в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которой установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из этого и поскольку оспариваемые решения Минераловодской городской Думы применялись до вынесения решения и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым нормативные правовые акты в оспариваемой части недействующими в оспоренной части со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа независимости законодательной, исполнительной и судебной власти и поскольку в силу стст. 4, 34 и 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" принятие и отмена местных муниципальных правовых актов относится к исключительной компетенции действующего представительного органа местного самоуправления, то в требовании Ясинского В.В. об отмене оспариваемых им решений Минераловодской городской Думы суд отказывает.
К тому же в силу ст. 13 ГПК РФ и ч. 1 ст. 6 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений принятый судом настоящий акт прекращает действие оспариваемых решений, а потому само по себе это требование лишено каких-либо правовых последствий.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Минеральные Воды", поскольку оспариваемые нормативные правовые акты были официально опубликованы в данном печатном издании.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в пользу Ясинского В.В. с Минераловодской городской Думы подлежат взысканию понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере ...............
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ясинского В.В. удовлетворить частично.
Со дня вступления в законную силу данного решения суда признать недействующими решения Минераловодской городской Думы:
- от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района в части установления нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления;
- от 28 июня 2006 года № 153 "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района в части установления нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления.
В удовлетворении требования об отмене этих решений – отказать.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Минеральные Воды".
Взыскать с Минераловодской городской Думы в пользу Ясинского В.В. возврат государственной пошлины в размере ...............
Решение принято судом в окончательной форме 7 августа 2011 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней.
председательствующий