ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 02.08.2011 Рославльского городского суда (Смоленская область)

                                                                                    Рославльский городской суд Смоленской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Рославльский городской суд Смоленской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года

Рославльский городской суд Смоленской области

в составе: председательствующего судьи Лакеенковой Е.В.,

с участием истца- помощника Рославльского межрайонного прокурора Ковалева М.И., ответчика – заведующей Муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением детским садом «М. Коршуновой Г.А.,

при секретаре Давыденковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рославльского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «М.» о признании незаконным бездействия и об обязывании зарегистрировать право оперативного управления на здание детского сада общей площадью … кв.м., переданное ему распоряжением Главы муниципального образования «Ро.» от … года № …,

УСТАНОВИЛ:

Рославльский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «М.» (далее МБДОУ детский сад «М.») о признании незаконным бездействия и об обязывании зарегистрировать право оперативного управления на здание детского сада общей площадью … кв.м., переданное ему распоряжением Главы муниципального образования «Ро.» от … года №…, обосновывая свои требования тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об использовании государственного и муниципального имущества установлено, что право оперативного управления на имущество, закрепленное за МБДОУ детский сад «М.», не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Распоряжением Главы муниципального образования «Ро.» от … года № … за МБДОУ детский сад «М.» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, в частности, здание детского сада общей площадью … кв.м.

В судебном заседании помощник Рославльского межрайонного прокурора Ковалев М.И. заявленные требования поддержал и пояснил, что Рославльский межрайонный прокурор не просит установить срок для регистрации права оперативного управления за МБДОУ детский сад «М.» на здание детского сада общей площадью … кв.м.

Ответчик – заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением детским садом «М.» Коршунова Г.А. пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных требований. Согласна, что право оперативного управления должно быть зарегистрировано, но денег у детского сада на это нет, в бюджет они не заложены. Согласно целевой программе деньги будут выделены только в 2012 году. Как только деньги будут выделены, то они сразу зарегистрируют право оперативного управления за МБДОУ детский сад «М.» на здание детского сада общей площадью … кв.м.

3-е лицо- представитель Администрации муниципального образования «Ро.» Смоленской области в судебное заседание не явился, в суд поступили возражения на иск, согласно которым в соответствии с законом МБДОУ детский сад «М.» должно было зарегистрировать свое право оперативного управления в разумный срок. Для государственной регистрации права оперативного управления необходима выписка из кадастрового паспорта, которая выдается только после проведения технической инвентаризации недвижимого имущества, стоимость которой на данное здание составляет 71700 рублей. Всего в собственности муниципального образования «Ро.» находится 52 учреждения образования. Средняя стоимость технической инвентаризации всех объектов учреждений образования составляет более 3 000000 рублей. В связи с острым дефицитом бюджетных средств техническая инвентаризация учреждений образования будет осуществляться поэтапно, согласно утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования «Ро.» от … года № … муниципальной долгосрочной целевой Программе «Техническая инвентаризация недвижимого имущества муниципальных учреждений образования муниципального образования «Ро.» Смоленской области на 2011-2014 годы». Просит рассмотреть дело без его участия.

3-е лицо- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и месте судебного заседания извещен.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит требования   Рославльского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Распоряжением Главы муниципального образования «Ро.» от … года № … за МБДОУ детский сад «М.» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, в том числе и здание детского сада общей площадью … кв.м. (л.д.5).

В соответствии с п.п. 1,3,6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 1 ст. 164 ГК РФ предусматривает, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним.

Ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество с сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130,131,132, и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст. 16 вышеупомянутого закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.

До настоящего времени право оперативного управления за МБДОУ детский сад «М.» на здание детского сада общей площадью 2351 кв.м. не зарегистрировано. Согласно утвержденной Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Ро.» от … года № … муниципальной долгосрочной целевой программы «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой Программе «Техническая инвентаризация недвижимого имущества муниципальных учреждений образования муниципального образования «Ро.» на 2011-2014 годы» проведение технической инвентаризации недвижимого имущества муниципальных учреждений образования, без которой не выдается выписка из кадастрового паспорта для государственной регистрации права оперативного управления, в том числе и недвижимого имущества МБДОУ детский сад «М.», планируется в 2011-2014 годы.

Поэтому суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования Рославльского межрайонного прокурора без установления срока для регистрации права оперативного управления на здание детского сада «М.», поскольку Рославльский межрайонный прокурор не просит установить срок для регистрации права оперативного управления за МБДОУ детский сад «М.» на здание детского сада общей площадью … кв.м.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Оснований для признании незаконным бездействия МБДОУ детский сад «М.» не имеется, так как суду предоставлена долгосрочная целевая Программа «Техническая инвентаризация недвижимого имущества муниципальных учреждений образования муниципального образования «Ро.» на 2011-2014 годы».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «М.» зарегистрировать право оперативного управления на здание детского сада общей площадью … кв.м., переданное ему распоряжением Главы муниципального образования «Ро.» от … года № …

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.

Судья: Лакеенкова Е.В.

Дело № 2-1027/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года

Рославльский городской суд Смоленской области

в составе: председательствующего судьи Лакеенковой Е.В.,

ответчика – заведующей Муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением детским садом «Ладушки» Родичкиной Т.П.,

при секретаре Давыденковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рославльского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Ладушки» о признании незаконным бездействия и об обязывании зарегистрировать право оперативного управления на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м., переданное ему распоряжением Главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 06.12.2007 года № 618-р,

УСТАНОВИЛ:

Рославльский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Ладушки» (далее МБДОУ детский сад «Ладушки») о признании незаконным бездействия и об обязывании зарегистрировать право оперативного управления на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м., переданное ему распоряжением Главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 06.12.2007 года № 618-р, обосновывая свои требования тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об использовании государственного и муниципального имущества установлено, что право оперативного управления на имущество, закрепленное за МБДОУ детский сад «Ладушки», не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по смоленской области. Распоряжением Главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 06.12.2007 года № 618-р за МБДОУ детский сад «Ладушки» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, в частности, здание детского сада общей площадью 1080 кв.м. Срок для регистрации права оперативного управления за МБДОУ детский сад «Ладушки» на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м установить не просил.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствии. Заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Ответчик – заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением детским садом «Ладушки» Родичкина Т.П. пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных требований. Согласна, что право оперативного управления должно быть зарегистрировано, но денег у детского сада на это нет, в бюджет они не заложены. Согласно целевой программе деньги будут выделены только в 2012 году. Как только деньги будут выделены, то они сразу зарегистрируют право оперативного управления за МБДОУ детский сад «Ладушки» на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м.

3-е лицо- представитель Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, в суд поступили возражения на иск, согласно которых в соответствии с законом МБДОУ детский сад «Ладушки» должно было зарегистрировать свое право оперативного управления в разумный срок. Для государственной регистрации права оперативного управления необходима выписка из кадастрового паспорта, которая выдается только после проведения технической инвентаризации недвижимого имущества, стоимость которой на данное здание составляет 64500 рублей. Всего в собственности муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области находится 52 учреждения образования. Средняя стоимость технической инвентаризации всех объектов учреждений образования составляет более 3 000000 рублей. В связи с острым дефицитом бюджетных средств техническая инвентаризация учреждений образования будет осуществляться поэтапно, согласно утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 08.02.2011 года № 193 муниципальной долгосрочной целевой Программой «Техническая инвентаризация недвижимого имущества муниципальных учреждений образования муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области на 2011-2014 годы». Просит рассмотреть дело без его участия.

3-е лицо- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и месте судебного заседания извещен.

Суд, заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит требования   Рославльского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Распоряжением Главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 06.12.2007 года № 618-р за МБДОУ детский сад «Ладушки» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, в том числе и здание детского сада общей площадью 1080 кв.м. (л.д.6).

В соответствии с п.п. 1,3,6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 1 ст. 164 ГК РФ предусматривает, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним.

Ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество с сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130,131,132, и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст. 16 вышеупомянутого закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.

До настоящего времени право оперативного управления за МБДОУ детский сад «Ладушки» на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м. не зарегистрировано. Согласно утвержденной Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 08.02.2011 года № 193 муниципальной долгосрочной целевой программы «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой Программы «Техническая инвентаризация недвижимого имущества муниципальных учреждений образования муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области на 2011-2014 годы» проведение технической инвентаризации недвижимого имущества муниципальных учреждений образования, без которой не выдается выписка из кадастрового паспорта для государственной регистрации права оперативного управления, в том числе и недвижимого имущества МБДОУ детский сад «Ладушки», планируется в 2011-2014 годы.

Поэтому суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования Рославльского межрайонного прокурора, предоставив срок для регистрации права оперативного управления на здание детского сада «Ладушки» до 31 декабря 2012 года в связи с пояснениями ответчика о том, что денежные средства для регистрации оперативного права управления будут выделены из бюджета в 2012 году. Кроме того, Рославльский межрайонный прокурор не просит установить срок для регистрации права оперативного управления за МБДОУ детский сад «Ладушки» на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Ладушки» и обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Ладушки» зарегистрировать право оперативного управления на здание детского сада общей площадью 1080 кв.м., переданное ему распоряжением Главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 06.12.2007 года № 618-р.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.

Судья: Лакеенкова Е.В.